Методы и приемы финансового анализа и прогнозирования

СОДЕРЖАНИЕ

№ п\п

Наименование раздела

Страница

Методы и приёмы финансового анализа и прогнозирования

1

Сущность финансового анализа в условиях рыночной экономики

2

Эволюция подходов к анализу финансовой отчётности

3

Квалификация методов и приёмов финансового анализа

4

Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании

5

Определение оптимального уровня денежных средств

6

Использование информационной системы в управлении экономическим объектом

7

Место экономической информационной системы в контуре системы управления

8

Аспекты корпоративных информационных систем

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Анализ (без привязки его к хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представ­ляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части; процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования как в естественных, так и общественных науках (химический анализ, математический ана­лиз, финансовый анализ и т. п.).

Экономический анализ представляет собой систему специаль­ных знаний, связанных с исследованием экономических процес­сов, складывающихся под воздействием объективных экономи­ческих законов и факторов субъективного порядка. Существуют различные подходы в структуризации этой науки. В условиях централизованно планируемой экономики было принято подраз­делять его на политэкономический и конкретно-экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности); последний, в свою очередь, подразделялся на методологию экономического анализа функционирования субъектов хозяйствования (экономика в це­лом, регион, отрасль, предприятие) и теорию анализа хозяйствен­ной деятельности. Стержневым элементом данного подхода яв­лялась идея планового ведения хозяйства, следовательно, упор делался на учет, контроль и анализ по схеме «план-факт».

Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики, а также учитывая национальные особенности реструктуризации экономики России, возможно иное представление сферы действия экономического анализа.

Стержневым элементом представленной схемы является экономическая теория как на­ука, связанная с изучением дей­ствия законов экономического и общественного развития в ко­нкретной социально-экономи­ческой формации. Ее главная целевая установка состоит в оценке и поиске путей наиболее эффективного использования ре­сурсов, обеспечивающих дости­жение максимального удовле­творения материальных потре­бностей человека и общества. В определенном смысле сино­нимом термина «экономичес­кая теория» является термин «политическая экономия». (Оп­ределенная размытость терми­нологии, выражающаяся в том, что многие определения и по­нятия, даваемые в рамках об­щественных наук, носят не вполне четкий характер, имма­нентно присуща этим наукам. Причина этого — невозмож­ность полной и однозначной формализации и единообразной трактовки экономических категорий, методов и приемов.) Эконо­мическая теория составляет в известном смысле теоретическую базу ряда других общественных наук (статистика, бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, финансовый анализ и др.) и вместе с тем использует получаемые в рамках конкретно-экономического анализа количественные оценки главным обра­зом макроуровневого характера.

В приведенной схеме учетно-аналитическая функция представ­лена единым блоком в виде трех дисциплин: бухгалтерский учет, финансовый анализ и анализ хозяйственной деятельности. Такое представление оправдано и в историческом, и в методологичес­ком, и в информационном аспектах. В основе этого блока, безус­ловно, лежит бухгалтерский учет, история которого насчитывает несколько тысячелетий.

Искать истоки науки об экономическом анализе — дело в значительной степени бесполезное. Элементы аналитической фу­нкции присущи любой хозяйственной деятельности. В частности, анализ был составной частью системы манориального учета и аудита (системы учета и контроля в сельскохозяйственных поме­стьях) в феодальной Британии (XII в.). Отметим, что в отличие от аудита греческого и римского периодов особенностью бри­танского средневекового аудита была нацеленность аудитора не только и не столько на инвентаризацию имущества и контроль счетов, но прежде всего на расчет результатов той или иной сделки. Нередки были случаи, когда счета корректировались, а сумма, за которую должен был отчитаться управляющий перед своим господином (лордом), увеличивалась. Налицо взаимосвязь учетной, контрольной и аналитической функций.

Родоначальником систематизированного экономического анализа как составного элемента бухгалтерского учета, по-види­мому, следует считать француза Жака Савари (1622—1690), кото­рый ввел понятие синтетического и аналитического учета (его же по праву считают предтечей управленческого учета и науки об управлении предприятием). Безусловно, становление и исполь­зование элементов экономического анализа наблюдались в то время и в других странах, в частности в Италии. Так, А. ди Пиетро пропагандировал методологию сравнения последова­тельных бюджетных ассигнований с фактическими затратами:

Б. Вентури строил и анализировал динамические ряды показа­телей хозяйственной деятельности предприятия за десять лет.

Идеи Савари были углублены в XIX в. итальянским бухгал­тером Джузеппе Чербони (1827—1917), который создал учение о синтетическом сложении и аналитическом разложении бухгал­терских счетов. В конце XIX — начале XX вв. появилось ориги­нальное понятие в учете — балансоведение. Оно развивалось по трем основным направлениям: экономический анализ баланса, юридический анализ баланса, популяризация знаний о балансе среди пользователей.

Первое направление развивали И. Шер, П. Герстнер и Ф.Ляйтнер. В частности, Герстнер ввел понятия аналитических характеристик баланса: о соотношении кратко- и долгосрочных обязательств, установлении верхнего предела заемных средств в размере 50% авансированного капитала, взаимосвязи финансово­го состояния и ликвидности и др. Основной вклад в развитие второго направления внесли Р. Байгель, Э. Ремер, К. Порциг и другие ученые. В рамках этого направления были позднее раз­работаны теория и практика бухгалтерской ревизии. Третье на­правление также разрабатывалось преимущественно немецкими учеными: Брозиусом, Губером, Шенвандтом и др.

В России расцвет науки об анализе баланса приходится на первую половину XX в. А. К. Рощаховский (1910 г.) по праву считается первым русским бухгалтером, по-настоящему оцени­вшим роль экономического анализа и его взаимосвязь с бухгал­терским учетом. В 20-е годы теория балансоведения, в частности методика анализа баланса, была окончательно сформулирована в трудах А. П. Рудановского, Н. А. Блатова, И. Р. Николаева и др. В конце XIX — начале XX вв. активно развивается и наука о коммерческих вычислениях. Анализ баланса и коммерческие вы­числения и составили, таким образом, суть финансового анализа.

По мере строительства планового социалистического хозяй­ства в России финансовый анализ сравнительно быстро был трансформирован в анализ хозяйственной деятельности. Произо­шло это путем естественного (в рамках социалистической эконо­мики) принижения роли коммерческих вычислений, усиления контрольной функции, доминирования анализа отклонений фак­тических значений показателей от плановых, снижения значимо­сти баланса как инструмента финансового управления. Анализ все более и более отделялся от бухгалтерского учета, его финан­совая природа выхолащивалась; по сути он превращался в тех­нико-экономический анализ (анализ показателей производства, реализации, труда и заработной платы и др.), которым не зани­мался по-настоящему никто: ни бухгалтеры (поскольку это не входит в сферу их деятельности, да и не представляет професси­онального интереса), ни менеджеры (нет времени). Суть такого анализа состояла в реализации схемы «план-факт», а собственно анализ по существу был заменен контролем. Такой анализ был ретроспективным по своей природе, а следовательно, мало полез­ным (недаром американцы называют его «посмертным»).

Процесс трансформирования финансового анализа в анализ хозяйственной деятельности приходится на 30-е годы — период, когда общее методологическое и методическое руководство бух­галтерским учетом, контролем и анализом хозяйственной де­ятельности было возложено на Народный комиссариат финан­сов. К началу 40-х годов появляются первые книги по анализу хозяйственной деятельности предприятия (С. К. Татур, Д. П. Андрианов, М. Ф. Дьячков, М. И. Баканов и др.). В начале 70-х годов выходят первые книги по теории анализа хозяйственной деятельности (М. И. Баканов, А. Д. Шеремет, И. И. Каракоз, Н. В. Дембинский и др.).

Ведущаяся в рамках перестройки экономики на рыночные рельсы трансформация бухгалтерского учета (начало 90-х годов) вновь вернула к жизни такой важнейший элемент аналитической работы, как финансовый анализ. В его основе лежат анализ и управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Основными исполни­телями такого анализа стали бухгалтеры и финансовые менед­жеры. Важно отметить, что анализ хозяйственной деятельности, понимаемый как технико-экономический анализ, не отменяется— просто он становится прерогативой линейных руководителей. Можно привести следующий простой пример. Для бухгалтера

производственные запасы представляют интерес лишь как оборот­ные средства, оптимизация которых должна способствовать по­вышению общей рентабельности авансированного капитала; для линейного руководителя важна прежде всего предметно-вещностная структура запасов как важнейшего элемента производствен­ного процесса. Очевидно, что цели и приемы анализа в обоих случаях различны, также различны роль, возможности и целесооб­разность использования бухгалтерской информации.

Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством ин­формационного обеспечения. В системе информационного обес­печения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчет­ность становится основным средством коммуникации, обеспечи­вающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Причин тому несколько, основная из них состоит в изменении форм собственности. Этот процесс, наибо­лее динамично развивающийся в сфере обращения, вполне естест­венно привел к разрушению многих вертикальных связей и после­довавшей за этим информационной обособленности предприятий.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своего пред­приятия, так и его существующих и потенциальных контраген­тов. Для этого необходимо: а) владеть методикой оценки финан­сового состояния предприятия; б) иметь соответствующее инфор­мационное обеспечение; в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с раз­личной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадро­вого обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния, как это было отмечено выше, должна составить бухга­лтерская отчетность. Безусловно, в анализе может использовать­ся дополнительная информация главным образом оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.

С позиции обеспечения управленческой деятельности можно выделить три основных требования, которым должна удовлет­ворять бухгалтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые для:

принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики;

оценки динамики и перспектив изменения прибыли пред­приятия;

оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования.

Обеспечение этих требований основывается на одном из важ­нейших принципов подготовки бухгалтерской отчетности — при­нципе соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного принципа заключается в следующем:

бухгалтер, подготавливающий отчетные данные, должен представлять себе необходимость и полезность для анализа и принятия управленческих решений тех или иных данных и от­разить их в данной отчетной форме (собственно отчет);

руководитель как пользователь отчетности должен понимать, что нужные для него данные включены в отчет и потому могут быть им востребованы.

Что касается субъекта анализа, то до настоящего времени наиболее широко распространена концепция, согласно которой аналитик — это человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки (отчеты, доклады, вы­воды, комментарии) для руководства, т. е. линейных руководите­лей различного ранга, обладающих правом принятия управлен­ческих решений. Вероятно, такой подход был оправдан в прежние годы, поскольку линейные руководители были существенно огра­ничены в проведении многовариантных аналитических расчетов временным параметром и имеющимися в их распоряжении техни­ческими счетными средствами (точнее отсутствием таковых). Следствие такого положения — полная неспособность некоторо­го числа линейных руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирова­ния и экономический смысл ряда приводимых в них показателей, возможности использования их в финансовом анализе.

Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или по крайней мере не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого реше­ния. Они в некотором смысле — «материальная основа» управ­ленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем в некоторых случаях нема­териальные компоненты могут иметь основополагающее знание.

Необходимость сочетания формализованных и неформализо­ванных процедура .процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность проце­дур анализа финансового состояния: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, но, напротив, должны корректиро­ваться как по форме, так и по существу, а дискретность такой корректировки — случайная величина. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной эко­номики.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом дан­ного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа: внутрен­ний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри пред­приятия и полезную для принятия управленческих решений. Соот­ветственно расширяются и возможности анализа. Внешний фина­нсовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторон­ними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. В процессе финансо­вого анализа применяются различные приемы, методы и модели.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового хара­ктера, имеющий целью:

оценить текущее и перспективное финансовое состояние пред­приятия;

оценить возможные и целесообразные темпы развития пред­приятия с позиции финансового их обеспечения;

выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Для России этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств, в частности, недостаточная развитость финансового рынка снижает значимость такого фраг­мента, как анализ рисков и т. п.

Историческим аспектам возникновения систематизированно­го анализа финансовой отчетности (САФО) внимания уделяется сравнительно мало; это характерно для исследований как отечественных, так и западных специалистов в области истории бух­галтерского учета и анализа. Это тем более странно, ибо отчет­ность составляется именно для того, чтобы ее анализировать.

Несмотря на то что оценка финансового состояния предпри­ятия в том или ином виде проводилась менеджерами, вероятно, с незапамятных времен, обособление систематизированного ана­лиза отчетности в отдельный раздел финансового анализа про­изошло сравнительно недавно — в конце XIX в. Именно в это время в западной учетно-аналитической практике в приложении к отчету железнодорожного транспорта появились первые рас­четы некоторых относительных показателей, характеризующих ликвидность компаний и эффективность затрат.

В настоящее время западными специалистами (например J. О. Horrigan) выделяется пять относительно самостоятельных подхо­дов в становлении и развитии САФО. Очевидно, что такое деле­ние является достаточно условным — в той или иной степени эти подходы пересекаются и взаимодополняют друг друга.

Первый подход связан с деятельностью так называемой «шко­лы эмпирических прагматиков» (Empirical Pragmatists School). Ее представители — профессиональные аналитики, которые, рабо­тая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Таким образом, их цель состояла в отборе таких индикаторов, которые могли бы помочь аналитику ответить на вопрос: сможет ли компания расплатиться по своим краткосроч­ным обязательствам? Этот аспект анализа деятельности компа­нии рассматривался ими как наиболее важный, именно поэтому все аналитические выкладки строились на использовании показа­телей, характеризующих оборотные средства, собственный обо­ротный капитал, краткосрочную кредиторскую задолженность. Наиболее удачливые представители этой школы сумели убедить компании, специализирующиеся в оценке, анализе и управлении финансовыми ресурсами и кредитной политикой, в целесообраз­ности такого подхода. В качестве примера можно привести раз­работки Роберта Фоулка (Robert Foulke), сделанные им в начале 50-х годов для крупнейшей в мире информационной компании «Дан энд Брэдстрит» (The Dun & Bradstreet Corporation). (Эта компания, основанная в 1841 г., имеет в своем банке данных сведения о 30 млн. компаний мира; объем продаж составляет около 5 млрд. дол. в год.) Основным вкладом представителей этой школы в разработку теории САФО, по мнению Пола Барнса (Paul Barnes), является то, что они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являют­ся полезными для принятия управленческих решений финансово­го характера. Второй подход обусловлен деятельностью школы «статисти­ческого финансового анализа» (Ratio Statisticians School). Появле­ние этой школы связывают с работой Александра Уолла (Alexander Wall), посвященной разработке критериев кредитоспо­собности и опубликованной в 1919 г. Основная идея представите­лей этой школы заключалась в том, что аналитические коэффици­енты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полез­ны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать. Раз­работку подобных нормативов для коэффициентов предполага­лось делать в разрезе отраслей, подотраслей и групп однотипных компаний путем обработки распределений этих коэффициентов с помощью статистических методов. Обоснованное обособление однотипных компаний в страты, для каждой из которых могли бы быть разработаны индивидуальные аналитические нормати­вы, было одной из основных задач, обсуждаемых представителя­ми школы. Начиная с 60-х годов, в рамках этого направления проводятся исследования, посвященные коллинеарности и устой­чивости коэффициентов. В частности, исследования показали, что коэффициентам характерна временная и пространственная мультиколлинеарность, что обусловило появление новой актуальной задачи — классификации всей совокупности коэффициентов на группы: показатели одной и той же группы коррелируют между собой, но показатели разных групп относительно независимы.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (Multivariate Modellers School). Пред­ставители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ САФО, базирующихся на существовании несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании (например, ва­ловой доход, оборачиваемость средств в активах, запасах, расчетах и др.), и обобщающих показателей финансово-хозяйственной де­ятельности (например, рентабельность авансированного капитала). Это направление связано с именами Джеймса Блисса (James Bliss), Артура Винакора (Arthur H. Winakor) и др., работавших над этой проблемой в 20-е годы. Основную задачу представители этой школы видели в построении пирамиды (системы) показателей. Определенное развитие это направление получило в 70-е годы в рамках построения компьютерных имитационных моделей взаимо­связи аналитических коэффициентов и рыночной цены акций.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием возможного банкротства компаний» (Distress Predictors School). В отличие от первого подхода пред­ставители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании (стратегический аспект), предпочитая пе­рспективный анализ ретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяется исключительно ее спосо­бностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства. Первые попытки анализа деятельности фирм-банкротов были предприняты в 30-е годы А. Винакором и Рэймондом Смитом (Raymond F. Smith); в наиболее законченном виде методика и техника прогнозирования банкротства представлены в работах Эдварда Альтмана (Edward Altman).

Наконец, пятый подход, представляющий собой самое новое по времени появления направление в рамках САФО, развивается с 60-х годов представителями школы «участников фондового рынка» (Capital Marketers School). Так, по мнению Джорджа Фостера (George Foster), ценность отчетности состоит в возмож­ности ее использования для прогнозирования уровня эффектив­ности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с ним риска. Ключевое отличие этого направления от вышеописанных состоит в его излишней теоретизированности; не случайно оно развивается главным образом учеными и пока еще не получило признания у практиков.

Что касается дальнейших перспектив развития САФО, то его связывают прежде всего с разработкой новых аналитических коэффициентов, а также с расширением информационной базы анализа. Достаточно очевидно, что аналитические расчеты, в особенности перспективного характера, не могут быть выпол­нены по данным только бухгалтерской отчетности, аналитичес­кие возможности которой, безусловно, ограничены.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Основу любой науки составляют ее предмет и метод. Предмет финансового анализа, т. е. то, что изучается в рамках данной науки, — финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функциони­рования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной фи­нансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помо­щью присущего данной науке метода. Метод финансового анали­за— это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финан­совой деятельности, субъектов хозяйствования, т. е. триада:

М ={К,I,Р},

где К — система категорий;

I — научный инструментарии;

Р — система регулятивных принципов.

Первые два элемента характеризуют статистическую компо­ненту метода, последний элемент — его динамику.

Категории финансового анализа — это наиболее общие, клю­чевые понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск, леверидж и др. Научный инструментарий (аппарат) финансового анализа — это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов ис­следования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Принципы финансового анализа регулируют процедурную сто­рону его методологии и методики. К ним относятся: систем­ность, комплексность, регулярность, преемственность, объектив­ность и др.

Основным элементом метода любой науки является ее науч­ный аппарат. В настоящее время практически невозможно обосо­бить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключи­тельно ей — наблюдается взаимопроникновение научных инстру-ментариев различных наук. В финансовом анализе и управлении также могут применяться различные методы, разработанные из­начально в рамках той или иной экономической науки.

Существуют различные классификации методов экономичес­кого анализа. Первый уровень классификации выделяет нефор­мализованные и формализованные методы анализа. Первые ос­нованы на описании аналитических процедур на логическом уро­вне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологичес­кие, морфологические, сравнения, построения систем показате­лей, построения систем аналитических таблиц и т. п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимо­сти. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. Перечислим некоторые из них.

Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических раз­ниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интег­ральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

Математико-статистические методы изучения связей: корре­ляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный ана­лиз, факторный анализ, метод главных компонент, ковариацион­ный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др. Эконометрические методы: матричные методы, гармоничес­кий анализ, спектральный анализ, методы теории производствен­ных функций, методы теории межотраслевого баланса.

Методы экономической кибернетики и оптимального про­граммирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программи­рование, динамическое программирование, выпуклое програм­мирование и др.

Методы исследования операций и теории принятия решений:

методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управ­ления финансами достигаются с помощью специальных финан­совых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дискон­тирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.

4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОДЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФИНАНСОВОМ АНАЛИЗЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ

Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

    идентификацию финансового положения;

    выявление изменений в финансовом состоянии в пространст­венно-временном разрезе;

    выявление основных факторов, вызвавших изменения в фи­нансовом состоянии;

    прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели, известные также, как модели описа­тельного характера, являются основными для оценки финансово­го состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в раз­личных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, ана­литические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности — в виде относительных величин. характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции измене­ния отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгал­терской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

Система аналитических коэффициентов — ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными груп­пами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесто­ры, кредиторы и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп (см. при­ложение 2). Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа.

1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочными пассивами. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для рас­четов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различ­ные виды оборотных средств обладают различной степенью лик­видности (способностью и быстрой конвертации в абсолютно ликвидные средства — денежные средства), рассчитывают неско­лько коэффициентов ликвидности.

2. Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:

…  ДС  СС  НП  ГП  СР  ДС  …

где ДС — денежные средства;

СС — сырье на складе;

НП — незавершенное производство;

ГП — готовая продукция;

СР — средства в расчетах.

Эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти может быть оценена протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах ак­тивов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основ­ными показателями этой группы являются показатели эффектив­ности использования материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемо­сти средств в запасах и расчетах.

3. Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показа­телей оцениваются состав источников финансирования и динами­ка соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем цены капитала, степе­нью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.

В качестве примера анализа финансовой устойчивости приведём определение оптимального уровня денежных средств фирмы «Фарм-Плюс» (см. раздел 5).

4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназ­начены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, а анализиру­ют рентабельность капитала в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность совокупного капитала и рен­табельность собственного капитала.

5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение пред­приятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на биржах ценных бумаг и реализующих там свои акции. Любое предпри­ятие, имеющее временно свободные денежные средства и жела­ющее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.

Предикативные модели — это модели предсказательного, про­гностического характера. Они используются для прогнозирова­ния доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических фина­нсовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детер­минированные факторные модели и регрессионные модели), мо­дели ситуационного анализа. Некоторые теоретические и прак­тические аспекты применения подобных моделей будут приведены в последующих разделах книги.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемы­ми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сво­дится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответствен­ности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на при­менении жестко детерминированных факторных моделей.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Денежные средства предприятия включают в себя деньги в кассе и на расчетном счете в коммерческих банках. Возникает вопрос: почему эти наличные средства остаются свободными, а не исполь­зуются, например, для покупки ценных бумаг, приносящих доход в виде процента? Ответ заключается в том, что денежные средства более ликвидны, чем ценные бумаги. В частности, облигацией невозможно расплатиться в магазине, такси и т. п.

Различные виды текущих активов обладают различной ликвид­ностью, под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам присуща абсолютная ликвидность. Для того чтобы вовремя опла­чивать счета поставщиков, предприятие должно обладать опре­деленным уровнем абсолютной ликвидности. Его поддержание связано с некоторыми расходами, точный расчет которых в прин­ципе невозможен. Поэтому принято в качестве цены за поддержа­ние необходимого уровня ликвидности принимать возможный доход от инвестирования среднего остатка денежных средств в государственные ценные бумаги. Основанием для такого решения является предпосылка, что государственные ценные бумаги без­рисковые, точнее степенью риска, связанного с ними, можно пренебречь. Таким образом, деньги и подобные ценные бумаги относятся к классу активов с одинаковой степенью риска, следо­вательно, доход (издержки) по ним является сопоставимым.

Однако вышеизложенное не означает, что запас денежных средств не имеет верхнего предела. Дело в том что цена лик­видности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Если доля денежных средств в активах пред­приятия невысокая, небольшой дополнительный приток их мо­жет быть крайне полезен, в обратном случае наоборот. Перед финансовым менеджером стоит задача определить размер запаса денежных средств исходя из того, чтобы цена ликвидности не превысила маржинального процентного дохода по госуда­рственным ценным бумагам.

С позиции теории инвестирования денежные средства пред­ставляют собой один из частных случаев инвестирования в товар­но-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходи­мы определенные денежные средства для покрытия непредвиден­ных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возмож­ного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволя­ющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить: а) общий объем денежных средств и их эквивалентов; б) какую их долю следуег держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг; в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денеж­ных средств и быстрореализуемых активов.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера — Орра. Первая была раз­работана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая — М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Огг) в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ста­вок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание модели Миллера-Орра и его при­менение на условных примерах.

Модель Миллера — Орра

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и про­гнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, при­чем возможны значительные колебания.

Модель, разработанная Миллером и Орром, представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помога­ет ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток или приток денежных средств? Миллер и Орр используют при построении модели процесс Бернулли — стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случайными событиями.

Логика действий финансового менеджера по управлению оста­тком средств на расчетном счете представлена на рис. 9.13 и заключается в следующем. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточ­ное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.

Запас денежных

средств

Время

Рис.9.13. Модель Миллера — Орра

При решении вопроса о размахе вариации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увели­чить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется умень­шить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.

Реализация модели осуществляется в несколько этапов.

1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требова­ний банка и др.).

2. По статистическим данным определяется вариация ежед­невного поступления средств на расчетный счет (V).

3. Определяются расходы (Р>X>) по хранению средств на расчет­ном счете (обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (Р>T>) по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается постоян­ной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечест­венной практике, являются, например, комиссионные, уплачива­емые в пунктах обмена валюты).

4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле:

5. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Oв), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги:

Ов=Он+S.

6. Определяют точку возврата (Тв) — величину остатка де­нежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вер­нуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Он, Oв):

Пример.

В качестве примера анализа элементов финансовой устойчивости рассмотрим определение оптимального уровня денежных средств реально существующей фирмы «Фарм-Плюс».

Приведены следующие данные о денежном потоке на фирме:

минимальный запас денежных средств (Он)—10 тыс. руб.;

расходы по конвертации ценных бумаг (Рт) — 25 руб.;

процентная ставка — 11,6% в год;

среднее квадратическое отклонение в день -2000 руб.

С помощью модели Миллера — Орра определить политику управления средствами на расчетном счете.

Решение

1. Расчет показателя Р>:

(1+Px)365 = 1,116,

отсюда: Pх = 0,0003, или 0,03% в день.

2. Расчет вариации ежедневного денежного потока:

V = 20002 = 4000000.

3. Расчет размаха вариации по формуле:

руб.

4. Расчет верхней границы денежных средств и точки воз­врата:

Ов = 10000+18900 = 29900 дол.;

Тд = 10000+1/3*18900 = 16300 дол.

Таким образом, остаток средств на расчетном счете должен варьировать в интервале (10000, 18900); при выходе за пределы интервала необходимо восстановить средства на расчетном счете в размере 16300 руб.

6. использование информационной системы в управлении экономическим объектом

Рациональная система применения информационных технологий в управлении экономическим объектом обеспечивает:

    сохранение фи­нансового равновесия;

    получение стабильной или максимальной прибыли;

    поиск и выбор стратегических направлений деятельно­сти предприятия для его конкурентоспособного существования в течение длительного времени;

    выживаемости и рентабельности в условиях рынка;

    обеспечение устойчивости функционирования объекта управления;

    выход на международный рынок.

Для управления экономическими объектами требуется систе­матизированная, подготовленная информация. По мере развития общества в рамках системы управления происходит усложнение процессов управления, которое, в свою очередь, стимулирует развитие информационных систем. Потребность в управлении возникает при необходимости координации действий членов тру­дового коллектива, объединенных для достижения локальных и глобальных целей. Первоначально любая цель носит обобщенный характер. В процессе уточнения она формализуется управленче­ским аппаратом в виде целевых функций.

В соответствии с кибернетическим подходом система управ­ления характеризуется наличием двух взаимосвязанных компо­нентов:

    субъекта управления - управленческого аппарата пред­приятия, осуществляющего формирование целей и при­нятие решений (которые затем формализуются в виде планов), а также обеспечивающего контроль за их вы­полнением;

    объекта управления - предприятия, осуществляющего выполнение поставленных задач и планов. В рамках системы управления циркулируют информационные потоки, характеризуемые наличием прямой и обратной связей.

На вход субъекта управления поступает информация о внешней сре­де. Прямая связь выражается потоком директивной информации, формируемой управленческим аппаратом в соответствии с целя­ми управления и информацией о экономической ситуации, сло­жившейся во внешней среде, и направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет со­бой движущийся в обратном направлении поток отчетной инфор­мации, который формируется объектом управления и содержит сведения о выполнении принятых решений и степени влияния внешней среды на внутреннюю экономическую ситуацию (например, задержки платежей, нарушения подачи энергии, из­менении погодных условий, общественно-политической ситуации в регионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда не только воз­действует на объект управления, но и поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов - состояния рынка, наличия конкуренции, величины процентных ставок, уровня инфляции, налоговой и таможенной политики государства.

7. Место экономической информационной системы в контуре системы управления

В процессе управления предприятием принимаются стратеги­ческие, тактические и оперативные решения, в связи с чем, в управленческом аппарате выделяют высший, средний и опера­тивный уровни управления.

Высший уровень включает менеджеров-руководителей, опре­деляющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывающих долгосроч­ные планы и стратегию их реализации. В их компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных стратегий развития предприятия в случае выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

Средний уровень, включающий различных менеджеров исполнителей, обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживание ресурсов, разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень, определенный в планах.

Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь является согласование всех элементов производственного процесса с необходимой степенью его детализации. Руководство на данном уровне заключается в управлении структурным подраз­делением (цехом, участком, сменой, отделом, службой и т.д.).

В зависимости от уровня управления используются различные виды информации. Так, для высшего руководства, разрабаты­вающего стратегию деятельности, применяется в основном внеш­няя и в меньшем объеме внутренняя информация. На оператив­ном уровне используется только внутренняя, а на среднем -преимущественно внутренняя и частично внешняя. Эти виды ин формации хранятся на своих носителях, образуя информационную базу, состоящую из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.

Внемашинная обслуживает систему управления в том виде, ко­торый воспринимается человеком без каких-либо технических средств, например документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.). Внутримашинная информацион­ная база содержится на машинных носителях и состоит из фай­лов. Она может быть создана либо как множество локальных, т.е. независимых файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база данных. Ее состав определяется исходя из информационных потребностей каждого уровня управленче­ского аппарата.

Центральное место в контуре системы управления экономиче­ским объектом занимает информационная система экономическо­го характера, получившая в литературе название экономической информационной системы (ЭИС) и обеспечивающая обра­ботку, поиск, хранение, выдачу информации по запросам пользо­вателя-экономиста. Информационные потоки, цир­кулирующие на предприятии, характеризуются сложностью структуризации и формализации информации. От объекта управления направляется та ее часть, которую можно систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера, а от управленческого ап­парата в информационную систему передается только та часть директивной информации, которая может быть соответствующим образом переработана и передана объекту управления. Информа­ционная система перерабатывает определенную часть информа­ционных потоков, участвующих в принятии решений. Для разных уровней управления эта цифра может находиться в интервале от 10 до 30%. Оставшаяся доля информации может быть отнесена к частично формализуемой, обработка которой осущест­вляется при помощи экспертных систем, и неформализуемой (например, ответы на жалобы, содержащиеся в поступившей служебной записке), автоматизированная обработка которой не­возможна или является экономически невыгодной ввиду значи­тельных финансовых затрат на создание системы обработки С развитием информационных систем доля формализуемой ин­формации в общем информационном потоке увеличивается.

Любая система характеризуется наличием технологии преоб­разования исходных данных в результатную информацию. Такие технологии принято называть информационными. Информационная технология представляет собой систему методов и способов сбора, накопления, регистрации, передачи, обра­ботки, хранения, поиска, модификации, анализа, защиты, выдачи необходимой информации всем заинтересованным подразделениям на основе применения аппаратных и про­граммных средств. Понятие информационной технологии неот­делимо от технической и программной среды.

Каждая информационная технология ориентирована на обра­ботку информации определенных видов: данных (системы про­граммирования и алгоритмические языки, системы управления базами данных - СУБД, электронные таблицы); текстовой инфор­мации (текстовые процессоры и гипертекстовые системы); стати­ческой графики (графические редакторы); знаний (экспертные системы), динамической графики, анимации, видеоизображения, звука (инструментарий создания мультимедийных приложений, включающий средства анимации и управления видеоизображе­нием и звуком). Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут и объединяться, образуя интегрированные системы, включающие различные технологии. Изменения, происходящие на рынке индустрии программных продуктов, позволяют говорить о тенденции слияния технологий.

Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, был введен тер­мин "предметная технология". Предметная технология пред­ставляет собой последовательность технологических эта­пов по модификации первичной информации в резуль­татную в какой-либо предметной области и содержательно не зависит от использования средств вычислительной тех­ники и информационных технологий.

Упорядоченную последовательность взаимосвязанных дейст­вий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, принято называть технологическим процессом. Так, любой участок бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформирует­ся в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состоя­ние аналитического учета, приводит к изменению „счетов синтети­ческого учета и далее - баланса.

Понятие "информационные технологии" отражает огромное ко­личество самых разных технологий в различных компьютерных средах и предметных областях, поэтому их подразделяют на обеспечивающие и функциональные.

Технологии обработки информации, которые могут ис­пользоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач принято назы­вать обеспечивающими. Они могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе пред­метной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных инфор­мационных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональной называется такая модификация обеспечи­вающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Так, работа бухгалтера группы расчетов по оплате труда, использующего персональный компьютер, обязательно предполагает применение бухгалтерских и налоговых технологий:

• применение алгоритмов расчетов по различным видам на­числений (оплат) например повременная оплата, сдельная опла­та, отпуск, за дни болезни и т.д.;

• использование алгоритмов расчетов по различным видам удержаний (расчеты подоходного налога с физических лиц по ка­ждому работающему, по исполнительным листам, ссудам и т.д.);

• выписка справок о доходах, об уплаченном подоходном нало­ге и отчислениях в пенсионный фонд РФ;

• использование других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии (системе управления базами данных, текстовом процессоре, электронной таблице).

Трансформация обеспечивающей информационной технологии в функциональную (модификация некоторого общеупотребитель­ного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем, в зависимости от того, насколько она сложна, т.е. насколько доступна самому пользователю (экономисту, бухгалтеру). Появление дружественных обеспечивающих информационных технологий расширило эти возможности. С выделением информационных технологий для каждого уровня управления образуются много­уровневые функциональные информационные технологии.

Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, использование компьютера для операций по бухгалтерскому учету внесло изменения в предметную техноло­гию, исключив из обработки значительное количество журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе учета, а также предоставив принципиально новые оперативные возможно­сти. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специ­фическим содержанием информационные технологии, акцентиру­ют их на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой или уникальный характер в зависимости от степе­ни унификации при выполнении этих функций.

Как и информационные технологии, информационные системы характеризуются наличием функциональной и обеспечивающей частей в соответствии с декомпозицией (структуризацией и раз­делением) системы на составные части - подсистемы (элементы системы), находящиеся в определенных отношениях друг с дру­гом. Множество таких отношений совместно с элементами обра­зуют структуру информационной системы.

Разнообразие сфер экономической деятельности порождает появление большого количества информационных систем эконо­мического характера, так как они вбирают в себя все особенности структуры управления, схемы декомпозиции управленческих це­лей и предметных технологий. Таким образом, с учетом сферы применения выделяют следующие информационные системы:

банковские, страховые, налоговые, фондового рынка, промыш­ленных предприятий. Одно из главенствующих мест в информа­ционных системах промышленных предприятий занимает бухгал­терская информация.

Обеспечивающая часть информационной системы состоит из технического, информационного, технологического, математи­ческого, организационного, правового, эргономического и других видов обеспечения.

Функциональная часть фактически является моделью систе­мы управления объектом. Так как сложная система всегда много­функциональна, информационная система может быть классифицирована по разным признакам: уровень управления (высший, средний, оперативный); вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информацион­ные ресурсы); сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.): функции и период управления.

Выбор признаков декомпозиции зависит от специфики объекта управления и целей создания системы. Трансформация целей управления в функции, а функций - в подсистемы позволяет про­водить дальнейшую декомпозицию. Если подсистемы реализуют некоторые отделенные друг от друга функции управления, то ка­ждую из них можно делить на более детальные подфункции - за­дачи (или комплексы задач). Состав задач определяется важно­стью той или иной функции управления, возможностью формали­зации управленческих процедур, уровнем подготовки персонала к использованию компьютеров, наличием информационной базы и технических средств.

Функциональная технология представляет собой синтез обес­печивающей и предметной технологий, осуществленный по неко­торым правилам. Являясь некоей средой преобразования данных и одновременно частью информационной системы, она базирует­ся на платформе, которая состоит из технической, программной. организационной и информационной частей.

Пользователь может использовать как отдельные информацион­ные технологии, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и функциональных информа­ционных технологий, поддерживающих выполнение целей управлен­ческого работника - лица, принимающего решение (ЛПР), реализу­ется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). С появлением персональных ЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочее место и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер, оснащенный совокупностью про­фессионально ориентированных функциональных и обеспечи­вающих информационных технологий и размещенный на ра­бочем месте, стали называть автоматизированным рабочим местом, назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ является некото­рой частью информационной системы, обособленной в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой целе-распределения. Оно и оформляется в виде самостоятельного про­граммно-аппаратного комплекса.

АРМ содержит в себе функциональную информационную тех­нологию полностью или частично. Какая именно ее часть закреп­ляется за тем или иным АРМ, определяется прежде всего деком­позицией целей в структуре управления объектом. Такое рас­пределение функциональных информационных технологий на АРМ не должно нарушать требований самой предметной техноло­гии. Наложение функциональных информационных технологий на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач. Распределенность этих тех­нологий между компьютерами может касаться либо хранимых данных, либо процессов их обработки.

Информационная система, осуществляющая процесс под­держки принятия решения управленческими сотрудниками, долж­на быть построена таким образом, чтобы обеспечить реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из наиболее распространен­ных форм реализации является система взаимосвязанных и взаи­модействующих АРМ, в том числе руководителя и исполнителя. Пользователям этих АРМ необходима совершенно разная инфор­мационная поддержка. Руководителю нужна обобщенная, досто­верная и полная информация, позволяющая принимать правиль­ные решения, а также средства анализа и планирования раз­личных сфер деятельности хозяйственного субъекта. К этим средствам относятся следующие методы: экономико-математи­ческие, моделирования (например, инструментарий SADT1), ана­лиза различных сфер деятельности предприятия, статистические, прогнозирования, а также обеспечивающие технологии - таблич­ные, графические и текстовые процессоры, электронная почта, системы эффективного управления базами данных.

Специалисту-исполнителю необходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельности в конкретной области, что определяется применяемыми в данной сфере пред­метными технологиями и разделением обязанностей между управ­ленческими работниками. АРМ данного уровня характеризуется жестким включением в программный продукт функциональных и обеспечивающих технологий, что позволяет использовать спе­циалиста невысокой квалификации, поскольку его действия носят декларативный, а не процедурный характер и глубоких знаний предметной технологии от него не требуется, так как они заложе­ны в АРМ разработчиками программного обеспечения.

1) SADT - Structured Analysis and Design Technique (принят в качестве стандарта ми­нистерством обороны США; знать его основы и использовать при обсуждении каких-либо вопросов, например нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую суть дела, считается правилом хорошего тона среди руководителей и менеджеров).

На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ин­формационных технологий влияют структура управления, сло­жившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределения обязанностей и целей между сотрудниками. Таким образом, номенклатура АРМ зависит от управленческой структу­ры, а содержание - от целей, реализуемых ЛПР.

Под АРМ специалиста следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее со­бой самостоятельный программно-технический комплекс индиви­дуального или коллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и по­лучать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм. АРМ включает три основных компонента: обу­чающую систему, комплекс программных продуктов по обработке информации и сервисные средства.

Под таким сервисным средством, как мониторинг следует по­нимать оперативный компьютерный доступ к результатам работы конкретного пользователя системы, который обеспечит возмож­ность получения следующей информации:

• время выполнения каждой операции по обработке информа­ции на компьютере:

• время работы компьютерного оборудования в течение дня (месяца), задачи, решаемые в этот период, интенсивность загруз­ки оборудования и компьютерной сети;

• анализ данных по выполнению однотипных операций различ­ными работниками;

• доступ к результатам работы конкретного пользователя и процент выполнения задания от общего объема работ;

• статистика ошибок, производимых пользователем. В настоящий момент деятельность значительной части управ­ленческого персонала немыслима без персонального компьютера, поэтому не лишено смысла производить анализ труда сотрудни­ков, работающих на ПЭВМ на основе данных мониторинга.

Следом за появлением и быстрым распространением в 80-х гг. персональных компьютеров стали развиваться внедряться в по­вседневную жизнь программные решения для ПЭВМ. Первона­чально компьютерные системы были ориентированы на решение комплексов логически связанных между собой задач, имеющих об­щую информационную базу и общую нормативно-справочную ин­формацию. Они представляли собой АРМ с набором пакетов при­кладных программ и сервисных средств. Информационные сис­темы стали организовываться на основе нескольких функционально законченных и взаимосвязанных по конкретной предметной об­ласти АРМ. ориентированных на функционирование в условиях локальной вычислительной сети, средств удаленного доступа к данным а также на коллективное использование специалистами различной квалификации. В построении таких систем стал преоб­ладать научный метод - системный подход. Для крупных и сред­них предприятий реализация данного метода означала возмож­ность существования отдельных блоков - АРМ, которые, являясь самостоятельными программными модулями, вместе образовыва­ли единое целое, т.е. открытую модульную систему, которая характеризовалась возможностью добавления новых блоков АРМ различной конфигурации или удаления какого-либо блока АРМ, э также наличием узлов связи между самостоятельно функциони­рующими частями системы. Наибольшее распространение они получили в экономических информационных системах в виде комплексов АРМ - интегрированных и инструментальных систем.

Постепенно автоматизированные решения на базе АРМ стали осуществляться для крупных хозяйственных субъектов. Такие АРМ представляли собой информационные системы, не предназ­наченные для массового тиражирования. Особенности таких сис­тем заключались в разработке программного продукта специально под требования конкретного заказчика, значительной трудоем­кости пусконаладочных работ, обязательном последующем сопро­вождении, высокой стоимости программного продукта.

Но какими бы универсальными не были разработанные АРМ, они обеспечивают автоматизированные решения дискретных за­дач и не позволяют полностью автоматизировать бизнес-процес­сы, протекающие в фирме. Следующим этапом стало создание систем, обеспечивающих полную автоматизацию крупных хозяй­ственных субъектов. Основное достоинство заключалось в обес­печении поддержки принятия решений во всех звеньях управле­ния на основе своевременного предоставления информации всем заинтересованным службам и лицам, причем с требуемой степе­нью детализации. Они были отнесены к классу информационных систем большой сложности и получили название - корпоративные информационные системы.

В связи с этим остро встала проблема реинжиниринга бизнес-процессов, протекающих на предприятии, характеризующих ин­формационную систему хозяйственного субъекта. Реинжиниринг подразумевает изменение существующей логики связей различ­ных компонентов информационной системы и объединение раз­розненных бизнес-процессов. Он обеспечивает правильное выделение этих процессов и исключение лишних связей и функций, выполняемых в соответствии с существующей организационной структурой предприятия, а также внедрение новых процессов, связанных с появлением передовых информационных технологий. Правильно проведенный реинжиниринг обеспечивает улучшение взаимодействия компонентов как внутри одной информационной системы, так и между разными, позволяет значительно снизить затраты на анализ предметной области и многократно использо­вать полученные результаты.

Деятельность хозяйственного субъекта базируется на "трех китах":

    системе управления предприятием;

    его экономической системе;

    информационных технологиях, используемых в качестве инструмен­тария двух предыдущих компонент.

8. АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Центральным звеном корпора­тивной информационной системы является экономическая ин­формационная система, основу которой составляет бухгалтерская информационная система, где хронологически и систематически на­капливаются и обрабатываются данные, связанные с учетом, контро­лем, планированием, анализом и регулированием. На основе этих данных формируется информация о ходе работы предприятия, со­поставляются фактические показатели и нормативные, формулиру­ются глобальные и локальные направления деятельности, разрабаты­ваются предложения по установлению причин отклонений и корректировке результатов, осуществляется прогнозирование эф­фективности политики управления предприятием.

К характерным признакам корпоративных информационных систем следует отнести: длительный жизненный цикл; разнообра­зие используемого аппаратного обеспечения, жизненный цикл ко­торого меньше, чем у создаваемой системы; широкое программ­ное обеспечение; масштабность и сложность решаемых задач;

пересечение множества различных предметных областей; терри­ториальную распределенность и в соответствии с этим ориента­цию на использование локальных и глобальных вычислительных сетей для обмена и обработки информации. При организации та­ких систем возникают проблемы, связанные с совместимостью программного обеспечения, безопасностью информации, незави­симостью от аппаратных и программных платформ, разграниче­нием доступа к удаленным информационными ресурсами, т.е. системной интеграции.

Необходимость выполнения глобальной цели влечет за собой формирование множества локальных целей, которые, в свою очередь, делятся на подцели. Одной из таких локальных целей является организация поддержки принятия решений на всех уровнях управления на основе своевременного предоставления информации всем заинтересованным службам и лицам с требуе­мой степенью детализации.

Реализации этой цели выражается в построении корпоративной информационной системы. В процессе ее создания необходимо решить ряд принципиально важных задач, в том числе: на каком уровне хранить информацию (данные) и на каком уровне обрабатывать ее; на каком рабочем месте хранить и на каком обрабатывать каждую конкретную информацию. Решение данных задач включает реализацию методик распределения вычислительных работ по уровням обработки информации и узлам сети, информационных массивов по узлам сети, а также определения количества ПЭВМ в узле, для чего могут быть использованы экономико-математические методы, а также инструментарий класса CASE. Обратная связь, возникающая в результате решения задач, характеризуется реорганизацией системы управления и изменениями в организационной структуре предприятия. Таким образом, информационная система воздействует на систему управления на основе предложенных автоматизированных решений.

Хорошая организационная структура всегда была основой эффективного управления предприятием. Существуют два пути создания и поддержки рациональной системы управления: с совершенствованием организационной структуры и без совершенствования. Организационная структура характеризуется декомпозицией финансово-экономической, хозяйственной, производственной деятельности, деятельности, связанной с обеспечением безопасности эффективного управления и т.д. В состав финансово-экономической деятельности включены финансово-аналитическая, финансово-учетная, а также связанная с внутренним аудитом. Эффективность организационной структуры определяется соответствием каждого исполнителя своему рабочему месту.

Предпосылками построения системы является комплексное решение следующих взаимосвязанных аспектов: организацион­ных, кадровых, финансовых, разработки технологии и методоло­гии организации профессиональной деятельности в конкретной предметной области.

Организационный аспект включает создание единого финансо­во-экономического подразделения, как это принято в мировой практике управления, в котором вся экономическая деятельность предприятия рассматривается в качестве единого целого. Перво­степенное внимание необходимо уделять учету затрат, финансо­вому анализу, прогнозированию, что составляет основу экономи­ческой системы предприятия. При создании данного подразде­ления разрабатывается новая организационная структура, проис­ходит реструктуризация финансовых экономических и бухгалтер­ских подразделений. Вводится новая форма ведения учета на компьютере, например автоматизированная-диалоговая, огово­ренная в учетной политике. Происходит изменение условий труда. Следовательно, необходимо пересмотреть штатное расписание (расстановку), разработать должностные обязанности.

Кадровый аспект характеризуется тем, что в связи с изменени­ем методологии учета и обработки, переходом к автоматизиро­ванным формам ведения учета (таблично-автоматизированной и автоматизированной-диалоговой) качественно изменяются требо­вания к персоналу. Необходимо изменить отношение к работе, создать условия, при которых сотрудники будут заинтересованы в результатах своего труда и будут стремиться совершенствовать свои знания. Для этого требуется утвердить кадровую политику, включающую решение задачи подготовки кадров, повышения профессионализма, расширение специализации. При разработке штатного расписания (расстановки) следует разработать должно­стные обязанности (инструкции), четко выделив перечень обяза­тельных функций и определив требования к каждой должности. Решение кадровой задачи необходимо начать с проведения атте­стации каждого сотрудника. Эффективность функционирования системы определяется менталитетом, каждого исполнителя на своем рабочем месте, и если работники не будут выполнять предъявляемых требований, то даже самая идеальная система не даст желаемых результатов.

Для проведения аттестации нужно разработать положение, включающее ответы на следующие вопросы: кто должен прово­дить оценку заслуг и как часто, по каким критериям оценивать результаты труда, деловые и личностные качества, как их оцени­вать количественно, как связать заработную плату (оплату труда) с результатами проведенной оценки. Также необходимо разрабо­тать систему оценки заслуг работника, позволяющую анализиро­вать результативность труда.

При рассмотрении кадрового аспекта целесообразно, чтобы в структурных подразделениях, производящих ее автоматизирован­ную обработку и характеризуемых наличием дорогой компьютер­ной техники и большими объемами информации, работал хотя бы один специалист, имеющий общее представление о программи­ровании, выполняющий основную работу наравне с другими со­трудниками и параллельно сопровождающий функционирующие в данном подразделении программные решения. В идеальном ва­рианте этот специалист должен возглавлять группу.

финансовый аспект заключается в резервировании средств для приобретения вычислительной техники, поэтапной оплаты работ, связанных с монтажом компьютерной сети и выполнения этапов реализации проекта комплексной автоматизации, оплат затрат, связанных с повышением квалификации пользователей системы. При сокращении штатов высвобождающиеся денежные средства целесообразно использовать для повышения заработ­ной платы и привлечения специалистов. Особое внимание при ор­ганизации финансирования следует уделить мотивации труда, т.е. разработке такой системы стимулирования и оплаты труда, при которой участники трудового процесса будут заинтересованы в реализации поставленных перед ними задач.

В рамках решения финансового вопроса не лишено смысла акцентировать внимание на вопросах нормирования, оценки и контроля издержек производства, в том числе на рабочую силу. Это касается, например, определения затрат на оплату труда по каждой технологической операции (виду работы), заработной платы в расчете на один час нормативного, а также фактически отработанного времени.

Разработка технологии и методологии организации финансово-бухгалтерской деятельности, требующая единой системы обработки экономической информации, непосредственно связана с формиро­ванием учетной политики предприятия. Для этого целесообразно создать специальную комиссию, включающую представителей фи­нансовой, бухгалтерской, планово-экономической, юридической служб предприятия, группы внутреннего аудита. Комиссия должна поднять и проанализировать все ранее изданные на предприятии ор­ганизационно-распорядительные документы, оформляющие решения по вопросам ведения учета, анализа, планирования, регулирования на предприятии. Если эти документы не утратили силу, то они могут и дальше действовать в качестве основы выбранного способа обра­ботки данных по конкретной предметной области. Необходимо также рассмотреть изменения в системе экономических, налоговых, бухгал­терских стандартов и законодательства, проанализировать новые способы ведения учета, чтобы подготовить и издать соответствую­щие документы (приказы, распоряжения и т.п.) по вопросам, не оформленным согласно ранее действующим правилам.