Буддизм (работа 12)

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он

"старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе"

его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни,

культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыг-

рал роль не меньшую, чем христианство в странах Европы

и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой

он следует, и вы получите ответ, что более двух с поло-

виной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (от-

шельник из племени шакьев). В любой посвященной буддиз-

му книге вы найдете основанный на религиозной традиции

рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи,

прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр.

buddha), что означает "просветленный высшим знанием",

"осененный истиной".

После бесконечного множества прерождений, накапливая в

каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для

того чтобы выполнить спасителиную миссию-указать живым

существам избавление от страданий. Он избрал для своего

воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода

Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот

входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э.

в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на

земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи - жена пра-

вителя шакьев Майя - увидела однажду во сне, что к ней

в бок вошел белый слон. Через положенное время она ро-

дила младенца, покинувшего ее тело также необычным пу-

тем - через подмышку. Немедленно изданый им клич услы-

шали все боги Вселенной и возрадовались приходу того,

кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита

предрек новорожденному свершение великого религиозного

подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "вы-

полнивший свое назначение".

Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной

карьеры. Он оаружил ребенка роскошью, скрывая от него

все теневые строны жизни, дал ему блестящее светское

воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре

подарила ему сына.

Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встре-

тил покрытого язвами больного, сгорбленного годами

дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного

в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых

существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул

дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к

избавлению от страданий.

В течение семи лет он безрезулбтатно предавал истязани-

ям свою плоть и размышлял над текстами священных книг

жрецов є брахманов. И лишь перестав голодать и отка-

завшьсь от ложных премудростей,ГАутама путем внезапного

озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, от-

крыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка На-

иранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней БодхГае

(штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он поз-

нал "четыре благородные истины".

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "прсвет-

ленного" отказаться от возвещения людям пути спасения.

Он запугивал его страшными бурями, своим грозным во-

инством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соб-

лазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в

тим числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем

парке", недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую

основой вероучения буддизма. Ее слушали пять его буду-

щих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал

главнейшие положения новой религии. После провозглаше-

ния "четырех благородных истин", окруженный все умножа-

ющимися учениками - последователями, Будда ходил сорок

лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и

проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре,

который, как полагают, соответствует нынешней Касие,

расположенной в восточний части штата Уттар Прадеш. Он

лег под деревом бодхи в "позу льва"(на правом боку,

правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрям-

ленных ног)и обратился к собравшимся около него монахам

и мирянам со следующими словами: "Теперь, о монахи, мне

нечего больше сказать вам, кроме того, сто все создан-

ное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к

спасению". Уход Будды их жихни буддисты называют

"mahaparinirvana" - великим переходом в нирвану. Эта

дата почитается так же, как и момент рождения Будды и

момент "прозрения", поэтому ее называют "трижды святым

днем".

Современная наука не дает однозначного ответа на воп-

рос об историчности Будды. Однако многие исследователи

считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать

при этом буддийской традиции, которая считает его еди-

ноличным "основателем буддизма", нет оснований. "Совре-

менное состояние изученности вопроса, - пишет известный

советский ученый Г.Ф.Ильин, - позволяет считать, что

Будда как единоличный создатель известного нам вероуче-

ния - личность неисторическая, ибо буддизм складывался

в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буд-

дийской монашеской общины (или один из первых ее осно-

вателей), проповедник, взгляды и практическая деятель-

ность которого имели большое значение при возникновении

буддийского вероучения, вполне мог существовать реаль-

но".

Задолго до возникновения буддизма Индия имела ориги-

нальные религиозные учения, культуры и традиции. Слож-

ные общественные отношения и высокая городская культу-

ра, включавшая в себя и письменность и развитые формы

искусства, существовали здесь одновременно с такими

древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и

древний Египет, в ряде отношений превосходя последние.

Если уже в религии энохи харрапской культуры (середина

3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в

более поздние религиозные представления, то в 2 тысяче-

летии начали складываться те важные религиозные тради-

ции, которые к началу 1 тысячелетия получили литератур-

ное оформление, именуемое в истории индийского миро-

воззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ве-

дийская религия, уже содержал черты, характерные для

более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все су-

ществующее живое связано между собой во времени посто-

янными переходами из одного телесного состояния в дру-

гое (переселение душ или перевоплощение), учение о кар-

ме, как о силе , определяющей форму этих переходов.

Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера

в ад и рай. В более поздних религиях были развиты мно-

гие элементы ведийской символики, почитание некоторых

растений и животных , большинство бытовых и семейных

обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое

расслоение общества. Она освящала неравенство людей,

объявляя, что деление людей на варны (касты в древней

Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социаль-

ная несправедливость оправдывалась учением о карме -

тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи,

совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла

государство институтом, созданным богами, и приравнива-

ла поаорность властителям к выполнению религиозного

долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь

богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей

близости последних к мору богов, а для низших варн мно-

гие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонисти-

ческих противоречий в индийской общине, сохранение зна-

чительных элементов племенной раздроблености и исключи-

тельности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты

патриархальности приходят во све более резко выраженное

противоречие с тами крупными сдвигами в общественных

отношениях, которые и являлись основной причиной воз-

никновения буддизма.

В 6-5 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовла-

дельческое хозяйство, использовать труд рабов более ра-

ционально. Законодательные меры, несколько ограничиваю-

щие произвол хозяина по отнешению к рабу, показывают

начало изживания существующей системы и отражают страх

перед острыми классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период

объединения ее империей Маурья. "Именно в маурийскую

эпоху возникли и оформились многие основные черты соци-

альной стуктуры, сословно - кастовой организации, важ-

нейшие институты древнеиндийского общества и госу-

дарства. Получил развитие ряд религиозно - филососких

течений, в том числе буддизм, который постепенно из

сектанского монашеского учения превратился в одну из

трех мировых религий.

"Появление буддизма на исторической арене, - пишет

К.К.Жоль, - совпадает по времени со значительными изме-

нениями в социально - политической и экономической жиз-

ни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о

себе заявлять периферийные районы брахманской культуры,

в которых все более выдвигаются на первое место кшат-

рии, притязающие на руководящую роль в жизни общества.

Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала,

Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят су-

щественные сдвиги в области экономики, политики, вылив-

шиеся в конечном итоге в образование одной из могущест-

венных империй в древней Индии - империи Магадхи, осно-

вателями и руководителями которой явились представители

династии Маурьев. Таким образом на территории современ-

ного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине

первого тысячелетия до н.э. концентрируются значитель-

ные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах со-

циального взаимодействия и в новой идеологии".

Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось

следствием... разложения феодальных отношений и уста-

новления господства торгового капитала (!).

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при

переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к круп-

ному, охватывающему и пронизывающему воздействием все

более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной

основой, мистифицированным отражением которой была так

называемая "первая благородная истина" буддизма - ут-

верждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла,

порождаемая все болнн глубоким порабощением трудящихся,

негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жесто-

кая борьба за власть у классовой верхушки общества

воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тор-

мозить дальнейшее развитие производительных сил, когда

перед обществом начала вставать задача создания личной

заинтересованности работающего в результате его труда,

одной из религиозных форм критики старого строя стало

утверждения наличия души как некоей единой для всех лю-

дей внутренней основы бытия. Соответственно появляется

идея человека - не члена определенной варны, а человека

вообще , абстрактного человека. Взамен множества обря-

дов и запретов для определенной варны выдвигается идея

единого морального начала как фактора спасения для лю-

бого человека независимо от его националоной или соци-

альной принадлежности. Последовательное выражение этой

идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превр-

ащения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманиз-

мом, но и с др. религиозными и религиозно - филисофски-

ми системами древней Индии. Анализ этих связей показы-

вает, что появление буддизма было обусловлено и объек-

тивными социальными процессами, подготовленно идейно.

Буддизм не был порожден "откровением" достигшего бо-

жественной мудрости существа, как это утверждают буд-

дисты, или личным творчеством проповедника, как обычно

считают западные буддологи. Но буддизм не явился и ме-

ханическим набором имевшихся идей. Он внес в них много

нового, порожденного именно общественными условиями

эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как

утверждает буддийская традиция, передавались изустно

монахами своим ученикам. Литературное оформление они

начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до

н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической

литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри - Лан-

ка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипита-

ка") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит

дальнейшее развитие буддизма, в частности создается

связное жизнеописание Будды, складывается каноническая

литература. Монахи - теологи разрабатывают логические

"обоснования" главных религиозных догм, нередко именуе-

мые "философией буддизма". Теологические тонкости оста-

вались достоянием сравнительно небольшого круга мона-

хов, имевших возможность отдавать все свое время схо-

лостическим спорам. Одновременно развивалась другая,

морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", ко-

торый может привести каждого к прекращению страданий.

Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, кото-

рое способствовало в течение многих веков удержанию

трудящихся масс в повиновении.