Общество и общественное развитие словами древнегреческих философов













ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

План:

1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологического.

2) Платон об обществе и государстве.

3) Аристотель об обществе и государстве.

Отличие философского анализа общества и государства от мифологического.

Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и государство, необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического. В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:

* миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

* миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,

* миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,

* миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

* миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Платон об обществе и государстве.

Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу - знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.

Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах "Государство" и "законы".

* В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии:

1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2) "аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,

      такое состояние государства и общества,которое может быть названо "идеальным",

*Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство, как особую форму поселения людей,возникающую из необходимости взаимопомощи,удовлетворения потребностей в пище и жилье,защиты населения и его территории,поддержания порядка внутри поселения.Государство и общество,таким образом,у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей,

* Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном государстве.Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея разделения общественных функции между разными социальными группами,

* По мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи (воины) живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество - общее. Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников,

* Отсюда становиться понятным, что Платон безоговорочно признает приоритет общественных, общих интересов над интересами личными, выше ставит государство, подчиняя ему отдельную личность.

Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.

Аристотель об обществе и государстве.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) также принадлежит к числу философов, значения которых в истории европейской философской мысли поистине огромно. Ученик платоновской Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: "Платон мне друг, но истина - дороже". Он известен как создатель новой школы - Лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.

Аристотелю принадлежат 158 так называемых "Политий", в которых он описывал политическое устройство ему древнегреческих полисов, городов-государств. На основе "Политии" им была составлена "Политика", систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.

* В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством. По его мнению,существуют различные формы объединения людей:семья,поселения,государство,

* Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения,которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом,связано с осуществлением политических полномочий,полномочий "господства", власти,

* Взгляд на идеальное государство у Аристотеля также отличался от представлений Платона.Платон,в сущности,создавал утопию,его проект не имел шансов бать реализованным.Аристотель отталкивался от анализа описанных им форм государственного устройства полисов,их достоинств и недостатков.По мнению Аристотеля,существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по Убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства", счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией".Идея "смешанного государства" получила популярность и повлияла,как полагают ученые,на формирование в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную,

* Аристотель,таким образом,сохраняя платоновское убеждения в приоритете интересов общества в целом над интересами личности,в то же время большее значение придавал и интересам личности,ответственности государства перед гражданами.