Совокупный спрос (работа 1)

1


СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Совокупный спрос - это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. По графику хорошо видно, что зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства является обратной или отрицательной. Заметим, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть также, как кривая спроса на отдельный товар, но причины такого отклонения различны. Такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя факторами:

    эффектом процентной ставки,

    эффектом материальных ценностей или реальных кассовых остатков,

    эффектом импортных закупок.

ЭФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ.

Эффект процентной ставки предполага­ет, что траектория кривой совокупного спроса определяется воз­действием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следова­тельно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, ког­да уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а воз­росшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению пот­ребительских расходов и инвестиций.

Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Короче говоря, более высо­кий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

ЭФФЕКТ БОГАТСТВА.

Второй причиной, определяющей нисходящую тра­екторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накоп­ленных финансовых активов - в частности, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет, и расходы увеличатся.

ЭФФЕКТ ИМПОРТНЫХ ЗАКУПОК.

Объемы нашего импорта и экспорта за­висят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за грани­цей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе страны. Таким образом при повышении уровня цен в стране эф­фект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе нашей страны.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА.

Мы видели, что изменения в уровне цен приводят к таким изменени­ям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, прави­тельства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнози­ровать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приве­дет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая сово­купного спроса. Эти "прочие" мы называем неценовыми факторами сово­купного спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА:

РЫЧАГИ, СМЕЩАЮЩИЕ КРИВУЮ СОВОКУПНОГО СПРОСА:

1.Изменеия в потребительских расходах

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) Задолженность потребителя

г) Налоги

2.Изменения в инвестиционных расходах

а) Процентные ставки

б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3.Изменения в государственных расходах

4.Изменения в расходах на чистый объем экспорта

а) Национальный доход в зарубежных странах

б) Валютные курсы

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ.

Изменение одного или нескольких нецено­вых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем са­мым сместить кривую совокупного спроса. Та­кими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потре­бителя, задолженность потребителя и налоги.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, та­ких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увели­чению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потреби­тельских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эф­фект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который пред­полагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реаль­ной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса.

ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а следовательно, и сово­купный спрос сократятся.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Высокий уровень задолженности потре­бителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющи­еся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задол­женность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить

свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного

спроса.

НАЛОГИ.

Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой уве­личение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокуп­ного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ.

Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к сме­щению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, при­ведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, перечислены в табли­це 1. Мы рассмотрим каждый из них в отдельности.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ.

При прочих равных условиях, увеличение про­центной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению со­вокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.

ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ.

Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на ин­вестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов мо­жет, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от буду­щих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого сниже­ния потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенден­цию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ.

Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капитало­вложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит ин­вестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

ТЕХНОЛОГИИ.

Новые усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ.

Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые ин­вестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы об­наруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы стро­ить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы и кривая совокупного спроса смещается вправо.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Cтремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок нацио­нального продукта при данном уровне цен будет приводить к возраста­нию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение прави­тельственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

РАСХОДЫ НА ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ.

Последним неценовым фактором совокуп­ного спроса являются расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими фактора­ми. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на амери­канские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ДРУГИХ СТРАН.

Возрастание национального дохо­да иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане по­лучают возможность покупать большее количество товаров, как отечест­венного производства, так и произведенных в нашей стране. Следова­тельно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня нацио­нального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем на­шего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ.

Изменения курса рубля по отношению к другим ва­лютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это зна­чит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за опреде­ленную сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каж­дый рубль. Следовательно, для японских потребителей российские това­ры станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в России смо­гут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, кото­рое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в Беларуси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кэмпбелл Р.Макконнелл. Экономикс.

2. Хейне Пол. Экономический образ мышления.

3. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Рыночная экономика. Часть 2. Макроэкономика.