Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Содержание

Введение

Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях.

Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Роль формы организации профессионально-прикладной физической подготовки учащихся и работающих

Формы ППФП в высшем учебном заведении

Физическая подготовка как важное становление специалиста гражданской авиации

Цель и задачи физической и психофизиологической подготовки специалистов гражданской авиации

Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации

Научно-педадогические основы организации ППФП специалистов гражданской авиации

Заключение

Литературные источники:

Введение

Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов, характе­ризуется не только уменьшением удельного веса физи­ческого труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психи­ческих и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологий производства, тем более совершенным должен быть че­ловек, управляющий ими.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников народного хозяйства к конкретным видам труда, поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физиче­ского воспитания, соответствующих требованиям науч­но-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи­ки физкультурного движения.

В настоящее время при организации учебного про­цесса перед каждым высшим учебным заведением ста­вится задача — вести подготовку специалистов на высо­ком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен­ных знаний и умений в практической работе или науч­ных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и фи­зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифициро­ванный труд требует, кроме того, определенного профи­лирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспи­тание студентов в высшей школе имеет свои специфи­ческие особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общи­ми социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин бу­дет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воз­действию внешней среды. В связи с этим ППФП включе­на самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых — существенные различия в усло­виях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях.

Известно, что каждая из профессий имеет свою спе­цифику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирова­ние процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подго­товки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта под­готовка является составной частью программы физиче­ского воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

    всестороннее физическое развитие и достижение вы­сокого уровня физической подготовленности учащихся;

    преимущественное и специальное развитие физиче­ских качеств, особенно важных для данной профессио­нальной деятельности;

    формирование и совершенствование двигательных на­выков, помогающих успешно овладевать профессиональ­ной деятельностью;

    подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

    воспитание специфических волевых качеств.

    содействовать повышению производительности труда работающих;

    способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высоко­производительному труду;

    создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травма­тизма и бороться с производственным утомлением работающих сред­ствами физической культуры и спорта.

Как известно, ППФП введена в программу по физи­ческому воспитанию учащихся Вузов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Фундаментальным принципом системы физического вос­питания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, спо­собствующие достижению готовности человека к успешной профессио­нальной деятельности.

Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретиче­скими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к уча­стию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.

Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП

Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятель­ности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.

Соответствие возможностей организма человека вы­полняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и пси­хофизиологической характеристике различных профес­сий. В то же время профессиография — это один из методических приемов изучения трудовых процессов, пси­хологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение дан­ной работы.

Решение проблемы профессионально-прикладной фи­зической подготовки требует предварительного выявле­ния профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он проте­кает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.

Для ППФП особо важным в оценке профессиональ­ной деятельности является выявление степени напряже­ния организма и отдельных его систем и функций. В ито­ге изучения профессии для целей ППФП должна со­ставляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требовании к организму, включающий требо­вания к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

Профессионально важные качества не являются за­стывшим конгломератом свойств организма, они могут варьировать по своей значимости в зависимости от степени овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко зависит от уровня развития толь­ко одного физиологического или психофизиологического качества, в большинстве случаев успешность овладения предопределяется развитием всего организма, его функ­ций.

Методологической основой требований профессии к функциональному состоянию организма является по­ложение о профессиональной пригодности как способно­сти успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней. Эта способность определяется соответствием воз­можностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.

При этом по И. Д. Карцеву, профессиональные воз­можности, определяемые уровнем развития ведущих для вида труда физиологических функций, можно считать критерием профессиональной пригодности, а сами функ­ции критериальными.

Автор указывает, что если исходный уровень этого критерия выше определенного минимального и соответ­ствует рабочему динамическому стереотипу данного вида труда, то во время работы происходит тренировка кри­териальных функций. Учение о критерии профессиональ­ной пригодности позволяет рассмотреть теоретические закономерности физической подготовки к труду с пози­ций изучения механизмов взаимосвязанной деятельности функциональной системы и ее ведущей части — функции критерия профессиональной пригодности.

Методы анализа профессии необходимы для опреде­ления структуры рабочих действий, что в конечном итоге помогает в выявлении профессионально-приклад­ных двигательных навыков. Ими же может оцениваться и производственная эффективность предложенной про­граммы ППФП.

Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности могут быть ис­пользованы различные методы такие, как методы пол­ного и выборочного хронометража, циклография, тензо­метрия, фото киносъемка, метод проб и заданий и др.

С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно-временные характеристики профессио­нальных движений. Существуют способы регистрации траектории, скорости и амплитуды этих движений, опре­деляющие их ритм, темп, форму и т. д.

Наиболее объективный и распространенный метод ис­следования трудовых процессов — хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются пу­тем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных повторяющихся элементов.

Наиболее всесторонним и точным является комплекс­ное изучение степени овладения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс, дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой стадии обучения.

Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его про­фессиональную принадлежность.

Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классифика­ции профессий в целях ППФП.

Классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях; учитывать особенно­сти существующей системы профессиональной подготов­ки учащихся, сложности реального дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру.

Важно, чтобы классификация позволяла решать за­дачи ППФП, для которой прежде всего необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для це­ленаправленного подбора физических упражнений и ви­дов спорта с целью активизации процесса обучения и со­вершенствования в профессии.

В учебнике «Теория и методика физического воспита­ния» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы:

    профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

    профессии, специфически осложненные внешни­ми условиями;

    профессии, требующие постоянного максимально­го и субпредельного проявления определенных физиче­ских способностей.

В классификации профессий, разрабатываемой науч­но-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий:

Профессии автоматизированного труда, для кото­рых характерны повышенное внимание, быстрота приня­тия решения и общая гиподинамия.

    Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характери­зующиеся пребыванием в вынужденных позах.

    Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и коорди­нации.

    Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.

    Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.

В этих группировках классифицируются разные признаки. Если имеется уже разработанная ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно методы ППФП одной профессии перенести на другую.

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Для характеристики различных видов труда чаще всего исполь­зуются понятия его физической тяжести и нервно-психической на­пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешан­ный труд.

Примерами преимущественно физического труда являются профес­сии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых со­пряжены со значительными мышечными усилиями. К преимуществен­но физическому труду относится также спортивная деятельность в по­давляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогон­ках, тяжелой атлетике, лыжном спорте н др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профес­сии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность ко­торых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Физические нагрузки на человека в процессе труда с развитием автома­тизированного производства постоянно уменьшаются. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электро­ники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости к психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.

Для измерения объема и мощности выполняемой физической ра­боты применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предло­жены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пуль­совые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов ре­зультаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначи­тельным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные лю­ди, да и то непродолжительное время.

Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за еди­ницу времени, и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теря­ет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях под­нимается до 200 ударов в минуту. Измерение же доли физического труда показало, что она относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких подав­ляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов высшего и среднего звена.

Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых спе­циалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типич­ные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.

Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в присядке, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыха­нию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, запыленностью, повышенной влаж­ностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от ра­бочего в подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтера. Добывающая техника и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично уда­лось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов высшего и среднего звена, вынужденных находиться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значитель­но сократилась при возросшей нервно-психической напряженности.

Труд работников плавсостава в судовых условиях, независимо от звания и занимаемой на судне должности характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистов не связана с систематическими физическими нагрузками; если же последние имели место, то их влияние на организм одностороннее, это требует большого внимания к физическим упражнениям как средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важными прикладными навыками для моряков являются плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля, и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важными признаются дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков является физический труд, физическая культура и спорт.

Условия труда других специалистов также имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причем практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов высшего и среднего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда. Явление гиподинамии отрицательно сказывается на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально- прикладной физической подготовки.

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Приведенные выше примеры показывают, что существуют значи­тельные различия в условиях труда специалистов разных профессии. Однако необходимым для всех трудящихся является хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного раз­вития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шах­теру — общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту — ловкость и вестибулярная устойчивость и т. д. Отсюда разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов различных профессий.

Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного про­филя.

Гимнастика. Оздоровительное, обще развивающее и профессио­нально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в простран­стве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, само­обладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарникам, водолазам, водителям наземного транспор­та, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механиз­мов, цирковым артистам и представителям многих других профессий. Медицинским работникам эти упражнения надо знать для того, чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно при­менять движения для своего лечения.

Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека — ходьба, бег, прыжки и метания — способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные воз­можности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т. е. тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качества — упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др. Наиболь­шую прикладность эти упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов-землеустроителей и зоотехников и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко исполь­зуются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитан­ные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успеш­ному выполнению таких дел, в которых человеку требуются вынос­ливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местно­сти в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая прикладность различных видов лыжного спорта — гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов. Лыжный спорт находит непосредственную прикладность в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, не обходятся без лыж зимой геологи, не говоря уже об исследователях Арктики и Антарктики.

Плавание. Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды:

моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, препо­даватели физического воспитания, тренеры по плаванию и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профес­сиональной подготовки.

Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по при­родным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоо­техников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристскими по­ходами, находят применение практически всюду. Если к этому доба­вить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.

Спортивные игры. В ходе занятий спортивными играми воспиты­ваются оптимальные двигательные реакции на различные раздражи­тели — световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на совре­менных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транс­портных средств и других профессии, где требуется повышенная бы­строта ответных реакции на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решения. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными подвижные и спортивные игры, различные виды спортивных единоборств.

Специально-прикладные виды спорта. Кроме перечисленных фи­зических упражнений и видов спорта для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.

Для пожарников это пожарно-прикладной спорт, содержание ко­торого составляют наиболее важные профессиональные навыки, встре­чающиеся при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабо­чее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и без них высокой стены, оконного проема, лестничного марша и других пре­пятствий; имитация спасательных операций на большой высоте (на пожарной лестнице, на карнизе дома или на крыше); пребывание в за­газованном или задымленном помещении в условиях ограниченной видимости; другие упражнения, выполнение которых всегда связано с предельным дефицитом времени.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей морского и речного флота, мостостроителей и других специалистов, работа которых связана с водой, таким специально-прикладным видом является подводный спорт: погружение на задан­ную глубину, поиск и перемещение грузов под водой, подъем различ­ных предметов на поверхность, ориентирование в водной среде при помощи специальных средств и без них, имитация аварийных ситуа­ций и спасательных работ, владение аквалангом и другими специаль­ными приспособлениями, приборами, механизмами и инструментом для производства подводных и подледных работ.

Однако такие специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех профессий. Отдельных же упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосредственно прикладное или косвенное приме­нение в данной профессии, достаточно много. При творческом поиске их могут найти не только преподаватели физического воспитания, но и сами учащиеся. Многие из упражнений, изучаемых вами на учебно-тренировочных занятиях, на специальных занятиях по ППФП, могут быть профессионально-прикладными. Наиболее важные из них включаются в программу спар­такиад учебных заведений, отраслевых спартакиад и соревнований, проводимых министерствами для рабочих и служащих своей отрасли, для учащих­ся подведомственных средних специальных и высших учебных заве­дений.

Главным фактором, от которого зависит степень эф­фективности профессионально-прикладной физической подготовки, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систе­му, анализаторы и физические качества занимающихся.

Как известно, программа физического воспитания для учебных заведений составлена по «видовому» признаку. На массовые виды спорта: гимна­стику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч), плавание, ту­ризм в ней отведено определенное количество часов. Эти виды спорта для отдельных профессий могут быть при­кладными. Секционная работа в учебных заведениях может осуществляться и по более широкому набору ви­дов спорта с учетом их профессионально-прикладного значения.

Таким образом, перечень видов спорта, которые мо­гут быть использованы в физическом воспитании уча­щихся в качестве профессионально-прикладного мате­риала, весьма обширен. Если же каждый вид еще под­разделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше. Поэтому важность определения профессиональ­но-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и группировки не вызывают сомнения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта. Для этого следует проанали­зировать возможные виды спорта и их элементы (при­чем перечень их не должен исчерпываться только про­граммным материалом). Направленность видов спорта определяется не только структурой упражнений, но и особенностями их выполнения, игровым содержанием. Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, то они имеют наравне с физиче­ской и функциональную направленность.

Согласно теории физического воспитания, для разви­тия профессионально важных качеств нужны воздейст­вия, превосходящие в физиологическом плане характе­ристики трудовой активности. Виды спорта, по словам профессора В. В. Белиновича, являются наиболее адек­ватным средством развития и воспитания этих качеств.

В отличие от профессиональной спортивная деятель­ность характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, большим запасом двигатель­ных стереотипов с соответствующим более широким вре­менным диапазоном ответных реакций, что позволяет обеспечить лучшие возможности для тренировки психо­физиологических функций организма.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологи­ческой основой которой являются аэробные возможно­сти человека. Именно они обеспечивают успешность вы­полнения продолжительной работы умеренной интенсив­ности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обес­печивающее полное освоение профессии и высокопроиз­водительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Выносливость у спортсменов, занимающихся разны­ми видами спорта, различна: наибольшая отмечается у спортсменов циклических видов спорта, несколько ни­же — у спортсменов-игровиков, а самая низкая у спорт­сменов, занимающихся теми видами, которые общую вы­носливость специально не развивают.

Что касается топографии мышечной силы, то мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов и легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели — у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Устойчивость равновесия самая высокая у гимнастов и акробатов, несколько хуже у борцов, слаломистов, прыгунов с трамплина на лыжах. У первых, а также у прыгунов в воду и батутистов самая высокая устойчи­вость к сильным раздражителям вестибулярного аппа­рата. Наименьшая вестибулярная устойчивость отмечена у лыжников, легкоатлетов (за исключением метателей) и боксеров. Вегетативная устойчивость зависит от спор­тивного стажа.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиоло­гических функций на занятиях отдельными видами спор­та происходит в различной степени.

Большая пластичность высшей нервной деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Спо­собность организма, и прежде всего центральной нерв­ной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды даст почти неограничен­ные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствую­щего подбора средств, методов и тренировочных нагру­зок.

Различная прикладная направленность видов спорта обусловливает необходимость их систематизации в целях ППФП. В любом виде спорта особенности деятельности определяются специфическими требованиями к ее вы­полнению. В одних видах спорта основные требования направлены на развитие точности и техники выполнения движения, в других — на регулирование временных, про­странственных или силовых параметров исполнения, в третьих — на согласованность действий, четвертые предъявляют смешанные требования. Различные требо­вания активизируют психическую деятельность в разных направлениях:

    требования к технической точности испол­нения активизируют контрольные функции внимания, требования регулирования параметров движения—чувственно-двигательный контроль;

    требования, связанные с предвидением действий противника, совершенствуют интеллектуальные функции, требования максимального напряжения направлены на развитие волевых ка­честв.

Для спортсменов - игровиков характерна быстрая и точная ориентировка в сложной и непрерывно меняю­щейся обстановке, быстрое и целесообразное реагирова­ние на нее, быстрая перестройка намеченных планов и решений. У спортсменов-единоборцев вырабатываются высокая точность и координированность движений, точ­ная и очень тонкая регулировка движений, быстрое пе­реключение с одних двигательных актов на другие, отли­чающиеся по структуре и характеру, а также с одних форм движений на другие.

Занятия спортом лучше, чем профессиональный труд, совершенствуют двигательный анализатор. Особенно велика в этом роль видов спорта, требующих сложных и точных движений, — гимнастики, легкоатлетических ме­таний, конькобежного спорта и др.

Согласно классификации А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова, все виды спорта делятся на 7 групп:

1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движении (акроба­тика, гимнастика, прыжки в воду и др.);

2-ю группу составляют виды спорта, определяющей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях (легкоатлетический бег, конь­кобежный спорт, велоспорт);

для видов спорта 3-й группы характерна работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на дне под­группы. Первую составляют виды спорта на перемеще­ние максимальной массы (тяжелая атлетика), а вторую — на создание максимального ускорения при по­стоянной массе (легкоатлетические метания);

4-я группа включает такие виды спорта, которые в основном направлены на совершенствование функций анализаторов, усвоение информации в условиях борьбы с соперником (различные виды борьбы);

5-я группа включает виды спорта, направленные на совершенствование управления различными средствами передвижения (мотоспорт, водно-моторный спорт, кон­ный спорт). Необходимость обеспечения опережающих и предупреждающих действий в этих видах обусловливает большие нагрузки на центральную нервную систе­му и ведущие анализаторы;

для 6-й группы видов спорта характерно совершен­ствование высшей нервной деятельности при малых фи­зических нагрузках (шахматы, шашки);

для 7-й группы основным является воспитание спо­собности к переключению в многоборье (современное пятиборье, биатлон).

При анализе основных массовых видов спорта, входя­щих в программу физического воспитания учащихся учебных заведений, было выявле­но, что одни из них оказывают тренировочные действия на психофизиологические функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии не­возможно, другие благотворно воздействуют на системы, обеспечивающие адаптацию учащихся к условиям про­изводства.

Направленность видов спорта и элементов, их состав­ляющих, в большей степени определяется особенностями проведения, игровым содержанием, а не структурой.

На примере выделения основных элементов игры в баскетбол было исследовано влияние бросков по кор­зине и передач на профессионально важные функции сборщика механизмов часов. В результате была выяв­лена разная степень воздействия элементов вида спорта на ведущие профессионально важные функции, а следо­вательно, и их различная прикладность.

Преподаватель должен учитывать возможность пря­мых и побочных отрицательных воздействий вида спорта и его элементов на профессионально важные функции. Отрицательное воздействие некоторых видов спорта давно установлено для отдельных специальностей. Так, занятия штангой не подходят сборщику часов или элект­ронно-вычислительных машин, элементы гимнастики — висы и упоры — музыкантам, бокс — летчикам. Недоучет этих особенностей может затруднить формирование про­фессиональных качеств и навыков. Например, у боксе­ров и футболистов, движения которых отличаются боль­шой резкостью, наблюдаются затруднения в выполнении плавных сложно координированных движений (дози­ровочных) особенно в начале обучения таким профес­сиям, как пилот самолета, полировщик турбинных лопа­ток и др.

Включение в процесс физического воспитания уча­щихся занятий профессионально-прикладными видами спорта, подбор их с учетом наличия в них упражнений, оказывающих избирательное положительное воздейст­вие на физические качества и психофизиологические функции организма учащегося, имеющие ведущее зна­чение для данной профессии, является основой функцио­нальной направленности ППФП.

Роль формы организации профессионально-прикладной физической подготовки учащихся и работающих

Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются различные формы организации занятий: специальные учебно-трени­ровочные занятия по ППФП; спортивные массовые мероприятия с про­фессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоя­тельные занятии профессионально-прикладными физическими упраж­нениями н специально-прикладными вилами спорта, а также видоиз­мененные применительно к особенностям профессии УГГ, вводная, производственная гимнастика и физкультурные паузы. Эти формы ор­ганизации ППФП имеют некоторые различия в зависимости от того, на учащихся или работающих они рассчитаны.

На специальных учебно-тренировочных занятиях по ППФП уча­щихся и студентов отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профес­сионально необходимые физические качества. Например, в сельско­хозяйственных институтах учащиеся овладевают умением обращаться с лошадью, совершенствуют навыки верховой езды. В речных институтах обучают плаванию в одежде, нырянию, приемам спасания из воды. В ряде вузов, для учебно-тренировочных заня­тий по ППФП построены специальные площадки или городки, спе­циальными тренажерными устройствами оснащены залы. Например, в строительных институтах, готовящих специалистов по монтажу на высоте (строительство мостов и т.д.), устанавливаются сооружения с горизонтальным» балками для вос­питания чувства равновесия, для тренировки навыков работы на высоте. Созданы н широко применяются подвесные, качающиеся и вра­щающиеся спортивные снаряды. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарно-технических училищах.

Спортивные массовые мероприятия с профессионально-прикладной целевой установкой проводятся во многих учеб­ных заведениях. Профессионально-прикладная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о сорев­нованиях, например, внутри вузовской спартакиады. В программу соревнований включаются отдельные профессионально-прикладные физические упражнения, специально-прикладные виды спорта.

Формы ППФП в высшем учебном заведении

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу:

    учебные занятия (обязательные и факультативные)

    самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня

    массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Каждая из этих групп, имея одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов на учебных заняти­ях проводится в форме теоретических и практических за­нятий.

Программой физического воспитания предусматрива­ется проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — во­оружить будущих специалистов необходимыми знания­ми, обеспечивающими сознательное и методически пра­вильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам тру­да с учетом специфики каждого факультета.

Значение теоретических занятий велико, так как в ря­де случаев это единственный путь для изложения сту­дентам необходимых профессионально-прикладных зна­ний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:

краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на дан­ном факультете;

    динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспо­собности специалистов данного профиля в течение рабо­чего дня, недели и года;

    влияние возрастных и индивидуальных особеннос­тей человека, географо-климатических и гигиенически" условий труда на динамику работоспособности специалиста;

    использование средств физической культуры спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;

    основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;

    влияние занятий физической культурой и спортом, а ускорение профессионального обучения.

Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:

    характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

    основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

    перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

    использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и содер­жать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности, специализации.

При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степени и масштаба использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллектив!

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического вос­питания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмот­ренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, осве­щающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуаль­ные стороны ППФП студентов данного учебного заведе­ния. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всего дополнительно читаются лекции о формах и мето­дах физического воспитания в школе, об основных орга­низационно-методических положениях проведения по­знавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебных занятий по физической культуре, об организации и проведении массовых спортивных сорев­нований, о страховке при выполнении упражнений в от­дельных видах спорта.

На естественных факультетах университетов, в гео­логоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортив­ного ориентирования и различных видов туризма.

Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, за­висящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соответствующее сокращение ча­сов практических занятий в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала.

Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного совершенствова­ния).

В процессе этих занятий могут в той или иной степе­ни решаться все основные задачи ППФП. Однако глав­ная целевая направленность этих занятий — преимуще­ственное и специальное воспитание прикладных физиче­ских и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональной деятельности.

Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подготовительного отделения разрабаты­вается кафедрой физического воспитания также на осно­ве изучения условий и характера труда выпускников данного факультета.

Так, например, в разделе ППФП слушателей институтов гражданской авиации и некоторых морских училищ уделяется большое внимание специальной тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементы акробатики, упражнения на батуте, враща­ющем колесе и т. п.). В то же время для студентов «полевых» и др. подобных факультетов необходимо приме­нять средства, направленные на акцентированное развитие общей и специальной выносливости и т. д.

В то же время следует учитывать, что само содержа­ние практических занятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП, но на разных факультетах может иметь свою специфику. Напри­мер, туристская подготовка будущих специалистов, свя­занных в своей работе с полевыми изысканиями, имеет существенное отличие от подготовки к познавательным туристским походам будущих педагогов, художников т. д. По этой причине существующие методические раз­работки по отдельным разделам ППФП студентов в некоторых вузах (например, для естественных факультетов МГУ) зачастую не могут быть использованы другими вузами без тщательной корректировки.

При проведении практических учебных занятий в спе­циальном учебном отделении содержание специально на­правленных занятий по ППФП должно быть согласо­вано с возможностями каждого студента в зависимос­ти от характера отклонений в состоянии его здоровья при проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств для успешного формирования прикладных умений и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического воспитания указывают на возможность опо­средствованной реализации задач ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и на тех практических занятиях, целевая направленность которых — общая физическая подготовка. По это­му поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между обще развивающими и прикладными упражнени­ями. Как общая, так и прикладная физическая подго­товка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки может ме­няться как на протяжении определенного периода, так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, приклад­ные физические упражнения могут одновременно слу­жить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.

Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на прак­тических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколь­ко форм:

    занятия прикладными видами спорта под руковод­ством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортив­ном лагере, на учебных практиках;

    самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспита­нию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свобод­ное время в течение учебного года, на учебных и произ­водственных практиках, в каникулярное время.

Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факуль­тета общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах, в высших учебных заведениях системы Центросо­юза.

Не менее распространенной является форма подготов­ки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортив­ных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких занятий является при­витие будущим командирам производства знаний и на­выков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует, о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных про­грамм, форм, методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются мас­совые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутри институтских соревнований между учебными группами, курсами факультетами. Насыщение, программы этих мероприятии прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует ука­зать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов.

Следует особо указать, что отдельные разделы (эле­менты) ППФП студентов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы. Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, в Воронежском универ­ситете на естественных факультетах введено спортивное ориентирование, а все необходимые для этого вида спорта знания по топографии студенты получают на ка­федре топографии.

В некоторых вузах отдельные разделы ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физи­ческому воспитанию и на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки, как в стационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба, вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п.).

Таким образом, многообразие условий работы вузов, елевой направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

Каким образом применяется ППФП для воспитания профессиональных качеств студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации, у которых в профессиональной деятельности присутствует элемент экстремальной ситуации, мы рассмотрим на примере подготовки курсантов Кировоградского училища гражданской авиации.

Физическая подготовка как важное становление специалиста гражданской авиации

    Здесь и далее используется терминология, принятая в учебных заведениях гражданской авиации

Современное развитие авиационной техники, внед­рение автоматизированных систем, увеличение числа совершенных приборов на борту самолета и другие, факторы не только приводят к улучшению условий труда летчиков, но н делают этот труд более интеллек­туальным.

В то же время совершенствование техники предъяв­ляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подго­товке летного состава. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, дей­ствующих на организм летчика во время полета (пере­грузки, возможная гипоксия, шумы), большим потоком информации, которая поступает в полете, острым дефи­цитом времени для принятия решения, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответствен­ностью за принятие решения. Все это настоятельно тре­бует улучшения качества подготовки летного состава, повышения физических и психофизиологических возмож­ностей специалистов гражданской авиации. Немалая роль в решении этой проблемы отводится физической подготовке.

Высокий уровень функционирования всех систем ор­ганизма является важной базой для формирования спе­циальных адаптационных механизмов, обеспечиваю­щих устойчивость организма к неблагоприятным факто­рам полета, что в значительной степени определяет эффективность летной деятельности, обеспечивает на­дежность работы инженерно-технического состава. В сложных условиях спортивной борьбы и на занятиях по физической подготовке формируются и совершенствуют­ся многие физические и психофизиологические качества. Разработанные средства и методы проведения занятий по общей и специальной физической подготовке обеспе­чивают улучшение физической подготовки и повышение психофизиологической устойчивости организма к раз­личным факторам полета и видам летной нагрузки.

Цель и задачи физической и психофизиологической подготовки специалистов гражданской авиации

Физическая и психофизиологическая подготовка яв­ляется органической частью профессиональной подго­товки специалистов гражданской авиации. Она осуще­ствляется во всех периодах профессиональной дея­тельности. Каждый специалист несет личную ответст­венность за свою физическую подготовленность и обязан систематически повышать уровень своей физической тренированности и психологической подготовленности, а также теоретических знаний в области физической подготовки.

Целью физической подготовки специалистов граж­данской авиации является формирование у них психоло­гической готовности к полету, высокой психофизиологи­ческой надежности организма в полете и обеспечение летного долголетия.

Исходя из этого в процессе физической подготовки решаются общие и специальные задачи.

К общим зада­чам относятся:

    развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, ловкости);

    укрепление здоровья, закаливание организма, обеспе­чение летного долголетия; совершенствование морально-психологических качеств;

    формирование и совершенствование прикладных дви­гательных навыков, умения действовать в сложных усло­виях окружающей среды;

    воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

    формирование, и повышение знаний теоретических ос­нов физической подготовки;

    привитие навыков гигиены и самоконтроля на заня­тиях физической подготовкой и спортом.

Специальные задачи физической и психофизиологиче­ской подготовки определяются спецификой профессио­нального обучения, а также периодами и этапами лет­ной подготовки.

Они предусматривают формирование и совершенствование:

    профессионально важных психофизиологических ка­честв;

    эмоциональной устойчивости (способности сохранять устойчивость психических процессов и сенсомоторных актов в условиях сильных эмоциональных воздействий);

    совершенствование качеств внимания (распределе­ния, переключения, сосредоточения, объема), кратковре­менной и оперативной памяти;

    формирование тонкого двигательного чувства, коор­динации движений, способности изменять структуру деятельности в зависимости от поступившей информа­ции;

    совершенствование вестибулярной устойчивости, про­странственной ориентировки;

    формирование способности прогнозировать развитие ситуаций, определять расстояние и скорость;

    формирование устойчивости организма к перегруз­кам;

    формирование устойчивости к гиподинамическому ре­жиму деятельности;

    формирование и повышение уровня специальных знаний теоретических основ психофизиологической под­готовки летного состава гражданской авиации в еди­ном процессе профессионального обучения и совершен­ствования знаний;

    обучение способам подачи аварийных сигналов, дей­ствиям в случае аварий в сложных условиях среды, спасения пассажиров, по оказанию первой медицин­ской помощи и т. д.

Задачами психофизиологической подготовки летного и инструкторского состава являются:

    преимущественное развитие выносливости, силовой и статистической выносливости;

    формирование и совершенствование качеств психо­логической совместимости членов летных экипажей;

    формирование навыков и обучение методам актив­ного отдыха и аутогенной тренировки летного состава после длительного полета;

    поддержание профессиональной работоспособности с использованием средств физической подготовки и ау­тогенной тренировки в многочасовых и межконтинен­тальных полетах.

К специалистам предъявляются требования:

    высокий уровень моральных и психологиче­ских качеств, определяющих социальный статус специалиста гражданской авиации;

    высокий уровень работоспособности и отличное здо­ровье;

    психофизиологическая надежность и устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета, обес­печивающими безопасность полетов и сложных ус­ловиях.

Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации

Решение общих и специальных задач физической подготовки достигается в процессе проведения учебных занятий (УЗ), утренней физической зарядки, физкуль­турных пауз, спортивной работы, индивидуальной физи­ческой подготовки.

Физическая подготовка в зависимости от решаемых задач имеет различную направленность:

    общефизиче­скую

    профессионально-прикладную

    корригирующую

    профилактическую.

Общая физическая подготовка направлена на повы­шение уровня общей работоспособности, укрепление здоровья, совершенствование основных физических ка­честв (силы, быстроты, выносливости), жизненно важных двигательных умений и навыков.

Профессионально-прикладная подготовка направле­на на повышение устойчивости к отрицательным факто­рам профессиональной деятельности, на развитие и со­вершенствование профессионально важных психофизио­логических качеств, таких, как эмоциональная устой­чивость, на развитие внимания и памяти, тонкого мы­шечного чувства, способности работать в высоком вы­нужденном темпе и целого ряда других качеств.

Профессионально-прикладная физическая подготов­ка организуется и проводится на этапе, предшеству­ющем освоению сложных видов профессиональной де­ятельности. Формирование и совершенствование пси­хофизиологических качеств и специфических адаптаци­онных механизмов осуществляется на базе высокого уровня общей физической подготовленности.

Корригирующая физическая подготовка специали­стов гражданской авиации направлена на повышение у них недостаточно развитых профессионально важных физических и психофизиологических качеств до уровня, обеспечивающего успешное освоение сложной авиацион­ной техники.

Задачи и содержание корригирующей физической тренировки определяются на первом курсе для лет­ного состава исходя из результатов профессионально-психологического отбора, а также результатов обсле­дования курсантов с помощью средств общей и специ­альной физической подготовки; для инженерно-техниче­ского состава — с учетом результатов обследования учащихся с помощью средств общей и специальной фи­зической подготовки.

На старших курсах обучения задачи и содержание корригирующей тренировки определяются по результа­там усвоения профессиональных навыков, в ходе вы­полнения которых выявляются отдельные недостаточно развитые специфические и психофизиологические каче­ства.

Профилактическая физическая подготовка организу­ется и проводится в период интенсивной летной прак­тики и направлена на профилактику переутомления, снятие нервно-психического напряжения.

К основным средствам физической подготовки отно­сятся: легкая атлетика, гимнастика, упражнения на спе­циальной аппаратуре, предназначенной для тренировки летного состава; плавание, лыжная подготовка, спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, теннис и др.), борьба дзюдо.

Научно-педадогические основы организации ППФП специалистов гражданской авиации

На основании теоретических исследовании определе­но пять основных принципов, позволяющих построить модели физической подготовки специалистов граждан­ской авиации исходя из «человеческого фактора». К та­ким принципам относятся:

    Принцип соотношения уровней организации адап­тационных систем организма и доминантно-мотивационной установки в динамике процесса психофизиологиче­ской подготовки, который позволяет определить цель, направленность, напряженность физической подготов­ки исходя из конечной цели профессиональной подготов­ки в данный период. Этот принцип определяет также со­отношение общей, специальной, корригирующей и про­филактической направленности физической подготовки.

    Принцип целостной пространственно-временной ин­теграции позволяет рассматривать физическую подго­товку как субсистему системы высшего порядка (психо­физиологической, психологической подготовки). Этот принцип рассматривает все средства подготовки в иерар­хии подсистем, интегрирует цели, задачи этой подготов­ки в единое целое по пространственно-временным харак­теристикам, в интересах получения фокусированного результата.

    Принцип специализированности позволяет упоря­дочить учебную нагрузку по степени важности ее для профессиональной летной деятельности, а математиче­ский аппарат специализированности педагогического процесса выражает в едином измерении разнохарак­терные информационные процессы. Данный принцип позволяет математически описать педагогические модели физической подготовки, что имеет особо важ­ное значение в научной организации педагогического процесса.

    Принцип разнонаправленной ритмичности пе­дагогического процесса является своеобразным регулятором «расходования» адаптационного ресурса в по­строении функциональных систем организма. Соблюде­ние данного принципа позволит избежать «перетрени­ровки» и «перегрузки» нервной системы в условиях активного воздействия (доминирования) тех или иных средств подготовки.

    Принцип обратной связи предусматривает управ­ление педагогическим процессом и системы физической (психофизиологической, психологической) подготовки.

Психофизиологическая подготовка летного состава требует специфических принципов обучения, позволяю­щих более эффективно организовать процесс формиро­вания психофизиологической надежности организма.

К таким принципам откосятся:

    принцип строгой регламен­тации и временного лимитирования осваиваемых дей­ствий;

    принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности;

    принцип рит­мичного возрастания психофизиологической нагрузки;

    принцип комплексного формирования психофизиологиче­ских качеств.

Принцип строгой регламентации и временного ли­митирования осваиваемых действий вытекает из самой сущности и специфики профессиональной деятельности летчика. Летный труд связан с точно установленными регламентом, правилами выполнения отдельных опе­раций в единственно верной последовательности. По­этому особо важное значение приобретает умение лет­чика точно выполнять профессиональные действия в жестких временных интервалах в момент ярко выра­женного нервного напряжения. Именно такие условия в реальной деятельности наступают при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем летательного аппарата.

Для того чтобы летчик был готов к возможной опас­ной стрессовой ситуации, необходимо формировать у него высокую эмоциональную устойчивость. В этих це­лях на занятиях по физической подготовке целесообраз­но ставить обучаемого в условия, когда ему необходи­мо запомнить и выполнить сложные по координации и способам исполнения физические упражнения. Порядок их выполнения определяется также подачей зрительного (различного цвета флажками) или слухового (свист­ком) сигнала.

В процессе обучения необходимо, «поднимать» эмо­циональную устойчивость деятельности двумя путями:

    постоянно уменьшая время, отводимое на выполнение упражнений;

    включая сложные физические упражне­ния, требующие высокого нервно-психического напря­жения.

Необходимо помнить, что лимитированное вре­мя на выполнение упражнений должно иметь разумный предел. Сложность же выполняемых действий и их количество должны соответствовать отведенному лими­ту времени, и наоборот.

Принцип дополнительной психофизиологической на­грузки во время основной деятельности направлен на развитие резервов организма, и главным образом ре­зервов внимания.

В связи с необходимостью перерабатывать большое количество дополнительной информации, которая посту­пает в полете (особенно при осложнении условий по­лета, при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем самолета, при переходе на ручное управление после полета в автоматическом режиме), особое значе­ние приобретает развитие резервов внимания.

Так как способность зрительного канала, т. е. мак­симальная способность, с которой канал может переда­вать информацию для летчика, является ведущей, то, следовательно, психофизиологическая подготовка дол­жна вестись с учетом данной особенности.

Принцип дополнительной психофизиологической на­грузки на фоне основной деятельности на занятиях по физической подготовке определяет следующий порядок формирования резервов внимания:

    выработка навыков в выполнении сложных физиче­ских упражнений в нестандартных условиях;

    выполнение стандартных игровых действий;

    переработка дополнительной информации, поступаю­щей через зрительный канал (при необходимости);

    формирование способности перерабатывать инфор­мацию, выполнять дополнительное действие только, в случаях наличия «свободного» времени (резерва) не в ущерб основной деятельности;

    развитие способности перерабатывать дополнитель­ную информацию и выполнять постоянно изменяющееся дополнительное действие.

Принцип ритмичного возрастания психофизиологи­ческой нагрузки в педагогическом процессе имеет важ­ное значение для организации системы психофизиологи­ческой подготовки.

Этим принципом предусматрива­ется:

    чередование психофизиологической нагрузки по объ­ему нервно-психического и физиологического напряже­ния организма;

    снижение, сразу же после ее выполнения, высокой психофизиологической нагрузки до уровня ниже опти­мального;

    после выполнения сложного упражнения на заняти­ях по физической подготовке на тренажерной аппара­туре — отдых в форме деятельности, которую составля­ют хорошо изученные действия, не требующие напря­жения больших ресурсов организма;

    после отдыха (снижение психофизиологических на­грузок) в обязательном порядке возрастание нагрузки.

Увеличение нагрузки должно превосходить предшест­вующий пик напряженности.

Напряженность психофизиологической нагрузки ре­гулируется объемом материала, новизной, интенсивно­стью и сложностью выполняемых упражнений.

Таким образом, принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки имеет важное зна­чение, так как его реализация имеет прямое отноше­ние к расширению адаптационных возможностей орга­низма, что является одной из целей психофизиологиче­ской подготовки летчика.

Принцип комплексного формирования психофизиоло­гических качеств заключается в формировании и раз­витии на всех видах наземной и летной подготовки сна­чала отдельных качеств, а потом в «собирании» их в различные комплексы путем изменения условий дея­тельности.

С этой целью на занятиях по специальной физиче­ской подготовке следует моделировать условия комплекс­ного проявления психофизиологических качеств на фо­не высокой эмоциональной окраски деятельности. На­пример, во время вестибулярных раздражений выпол­нять точные координированные действия с мячом, при выполнении упражнений принимать дополнительную информацию (в зоне периферического зрения) и в со­ответствии с ней перестраивать двигательные акты.

Умение быстро адаптироваться в новых условиях, изменять двигательные действия с учетом складываю­щихся обстоятельств — важное условие, обеспечиваю­щее безопасность полетов.

Рассматриваемый принцип обязывает формиро­вать механизмы быстрой адаптации к нестандартной обстановке. С этой целью в течение 1—2 занятий раз­учивается упражнение до уровня непрочного закреп­ления навыка. Затем объем нагрузки увеличивается путем ввода нового упражнения или усложнения усло­вия выполнения старого. Это до некоторой степени за­трудняет деятельность, создает условия психофизиоло­гической напряженности адаптационных и тормозно-возбудительных процессов, что способствует формиро­ванию важных для летного состава психофизиологиче­ских качеств.

На занятиях по специальной физической подготов­ке следует создавать такие условия, которые требуют от учащегося изменения структуры деятельности, про­явления кратковременной или оперативной памяти и т.д.

Комплексное формирование психологических качеств осуществляется также в процессе тренажерной подготовки и летного обучения курсантов на этапе пси­хофизиологической подготовки.

Таким образом, рассмотренные специфические прин­ципы позволяют целенаправленно подойти к содержа­нию психофизиологической подготовки и методам фор­мирования психофизиологической надежности летчика.

Заключение

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые является элементом профессии — одна из важнейших задач сис­темы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта ук­репляет здоровье человека, повышает его работоспособ­ность и производительность труда, способствует профи­лактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молоде­жи, являющаяся составной частью всесторонней физиче­ской подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.

Включение ППФП в программу физического воспи­тания студентов, все увеличивающаяся и расширяющая­ся работа кафедр физического воспитания по этому важ­нейшему разделу физического воспитания подчеркивают важность и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке студентов. Однако изучение литератур­ных источников и практики работы вузов указывает на еще слабое внедрение ППФП в систему физического вос­питания будущих специалистов народного хозяйства.

Одной из основных причин такого положения являет­ся недостаточное научно-методическое обеспечение это­го раздела - физического воспитания, низкий уровень на­учно-методической разработки вопросов ППФП студен­тов во многих вузах, слабое обобщение уже имеющихся работ по данному вопросу в ряде высших учебных заве­дений страны.

В настоящее время далеко не все вопросы ППФП студентов нашли равное отражение в проведенных ис­следованиях, в практической работе кафедр физического воспитания. Очень слабо разработаны вопросы ППФП студентов тех вузов и факультетов, выпускники которых преимущественно заняты малоподвижным, умственным трудом, крайне недостаточно исследованы вопросы во­оружения прикладными значениями будущих инжене­ров-конструкторов, о возможностях двигательного аппа­рата человека, о путях его совершенствования и др. Почти нет научно-методических работ, устанавливаю­щих роль физической культуры и спорта в становлении и совершенствовании качеств личности, необходимых будущему руководителю производственного коллектива.

В то же время уже сейчас имеется целый ряд работ, косвенно указывающих на положительное влияние регу­лярных занятий спортом, на совершенствование профес­сионально-прикладной подготовки специалистов, чья ра­бота связана с функциями управления. Однако резуль­таты этих исследований еще не трансформируются при­менительно к задачам ППФП студентов, обучающихся в вузах различного профессионального профиля.

Литературные источники:

    «Физическая подготовка студентов вузов». В.И. Ильинич. Издат. «Высшая школа». 1978г.

    «Профессионально-прикладная подготовка в учебных заведениях». С.А Полневский Издат. "ГЦОЛИФК"

    «Физическая подготовка как важное средство становления специалиста гражданской авиации». А.А. Нужный.