Таможенный режим (работа 1)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Таможенные режимы

1. Понятие таможенного режима 3

2. Виды таможенных режимов 4

Выпуск товаров для свободного обращения 5

Реимпорт товаров 5

Транзит товаров 6

Таможенный склад 7

Магазин беспошлинной торговли 7

Переработка товаров на таможенной территории 8

Переработка товаров под таможенным контролем 8

Переработка товаров вне таможенной территории 9

Временный ввоз (вывоз) 9

Свободная таможенная зона. Свободный склад 9

Экспорт товаров 10

Реэкспорт товаров 11

Уничтожение товаров и отказ от товара в пользу государства 11

Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР 12

Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом 13

Таможенный режим перемещения припасов 14

Задача 1 15

Задача 2 16

Список литературы 19

Приложение

1. Понятие таможенного режима

Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами (статья 22 Таможенного кодекса РФ).

Понятие "таможенный режим" служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений1.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает "совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей" (ч. 12 ст. 18 ТК).

Таможенный режим является одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С его помощью определяется:

а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

в) права и обязанности бенефициара таможенного режима (бенефициар таможенного режима - лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима)2.

г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При ввозе товаров и транспортных средств к указанным действиям относится фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, а при их вывозе - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары и транспортные средства (ч. 5 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Таможенные режимы имеют внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования и ограничения. Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе РФ, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общего характера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.

Под условиями и требованиями таможенного режима понимают действия, с совершением которых связана возможность предоставления лицу таможенного режима и возможность его завершения, а под ограничениями - действия с товарами и транспортными средствами, в совершении которых лицо прямо или косвенно ограничено1.

Принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, в соответствии с которым лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами по таможенному делу закреплен в статье 25 Таможенного кодекса РФ.

Следует различать понятия "выбор" и "изменение" таможенного режима. Выбор таможенного режима имеет место в случае, когда товар еще не приобрел статуса для таможенных целей либо когда этот статус в силу различных обстоятельств утрачен. Право выбора таможенного режима реализуется лицом, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации или при их вывозе с этой территории. Изменение же одного таможенного режима на другой возможно только в период действия режима. Как правило, изменение таможенного режима обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу Российской Федерации, либо истечением срока действия избранного таможенного режима2.

2. Виды таможенных режимов

В целях таможенного регулирования статьей 23 Таможенного кодекса устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств (Приложение 1):

1) выпуск для свободного обращения;

2) реимпорт;

3) транзит;

4) таможенный склад;

5) магазин беспошлинной торговли;

6) переработка на таможенной территории;

7) переработка под таможенным контролем;

8) временный ввоз (вывоз);

9) свободная таможенная зона;

10) свободный склад;

11) переработка вне таможенной территории;

12) экспорт;

13) реэкспорт;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 ТК предусматривает право Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы. Так список режимов, предусмотренных ТК РФ на данный момент дополнен следующими:

16) Постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 установлен таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом

17) Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. N 1290 установлен таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР

18) Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 установлен таможенный режим перемещения припасов

Рассмотрим данные режимы более подробно.

Выпуск товаров для свободного обращения

Содержание режима раскрывается в ст. 30 ТК. Согласно положениям этой статьи выпуск товаров для свободного обращения - это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе. Следует отметить, что иностранные товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории России, рассматриваются как российские товары (ч. 2 ст. 18 ТК).

Условиями помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения являются:

- уплата в отношении помещаемых под режим товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

- соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Режим выпуска для свободного обращения, как и иные виды таможенных режимов, предполагает предварительное заявление заинтересованного лица об использовании данного режима.

Отдельные процедурные особенности, связанные с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, устанавливаются в актах ГТК РФ:

- Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденная приказом ГТК РФ от 16 декабря 1998 года N 848 ред. от 09.08.2001г. с изм. от 10.09.2001 г.);

- приказ ГТК РФ от 14 февраля 2001 года N 155 "О проведении согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение и т.д.

Законодательство может устанавливать дополнительные требования при ввозе отдельных видов товаров. Например, культурных ценностей (см. Закон РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей); продуктов питания (см. Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов") и т.п1.

Реимпорт товаров

В соответствии со статьей 32 Таможенного кодекса РФ при таможенном режиме реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т. п.).

Нормативно-правовую базу применения рассматриваемого таможенного режима составляют законы (Таможенном кодексе РФ (гл. 5); Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" N 3615-1 от 9 октября 1992 года (ред. от 30.12.2001 г.) и др.) и различные подзаконные акты ГТК России, например:

- приказ ГТК РФ от 9 декабря 1993 года (ред. от 01.06.1999 г.) N 525, утвердившем Положение о таможенном режиме реимпорта товаров;

- распоряжение ГТК РФ от 5 августа 1998 ода N 01-14/855 "О некоторых вопросах применения таможенного режима реимпорта";

- распоряжение ГТК РФ от 29 июня 1999 года N 01-14/794 "О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта";

- указание ГТК от 4 января 1994 года N 01-13/25 "О применении Положения о таможенном режиме реимпорта" и др.

Условия помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим оговариваются в статье 33 Таможенного кодекса РФ. "Методом исключения" можно сразу же обозначить сферу применения режима. К товарам, которые не могут помещаться под режим реимпорта, относятся:

- иностранные товары;

- российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с иными, чем режим экспорта, видами таможенных режимов;

- российские товары, которые хотя и были вывезены в соответствии с режимом экспорта, но обратный ввоз которых осуществляется по истечении установленных предельных сроков для реимпорта;

- товары, запрещенные к ввозу в Россию и вывозу за ее пределы в соответствии с нормами российского законодательства.

Допускается изменение состояния реимпортируемых товаров, произошедшее вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки, хранения, а также в результате проводимых с ними операций по обеспечению сохранности товаров, мелкому ремонту и т.д., но при условии, что стоимость данных товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций. В случае повреждения либо иного ухудшения товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары также могут быть помещены под режим реимпорта. Однако при этом необходимо подтверждение факта аварии и действия непреодолимой силы, причем "способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности"1.

Транзит товаров

Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования). Такое определение содержится в статье 35 Таможенного кодекса РФ.

Порядок применения таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ регулируется Положением, утвержденным приказом ГТК РФ от 4 января 2002 г. N 1

Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:

- развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);

- загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).

Под таможенный режим транзита могут быть помещены любые товары и транспортные средства, за исключением тех из них, в отношении которых действует запрет на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз и транзит через эту территорию в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ и статьей 19 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Таможенный кодекс РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рассматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Так, согласно части 1 статьи 36 Таможенного кодекса РФ товары, перемещаемые транзитом должны:

- оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);

- не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;

- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, которые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц)

Таможенный склад

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования) в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных российским законодательством (статья 41 Таможенного кодекса РФ).

Основными источниками права, устанавливающими порядок применения режима таможенного склада являются:

- Таможенный кодекс РФ (ст. 41-51);

- Положение о таможенном режиме таможенного склада (утверждено приказом ГТК России от 24 июля 2001 года N 720);

- Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации (утверждены приказом ГТК России от 22 февраля 1994 года N 72).

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Товары, могущие причинить вред другим товарам или требующие особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях - складах.

К таможенному складу предъявляются закрепленные в законодательстве требования к обустройству таможенного склада, а также требования, предъявляемые к таможенному складу на этапе его функционирования (статья 49 Таможенного кодекса РФ).

Таможенный склад может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации.

Магазин беспошлинной торговли

Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.

Правовую основу рассматриваемого таможенного режима составляют Таможенный кодекс РФ (ст. 52-57); Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденное приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 года N 468; ряд других подзаконных актов.

В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, запрещенных к реализации на территории Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Переработка товаров на таможенной территории

Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Приказом ГТК РФ от 5 сентября 1997 N 543 (ред. от 19.09.2001 г.) утверждено Положение о таможенном режим переработки на таможенной территории.

От вывозных таможенных пошлин, налогов освобождаются иностранные товары и продукты их переработки. К указанным товарам и продуктам не применяются меры экономической политики. (ст. 64 ТК РФ)

Переработка товаров под таможенным контролем

Переработка товаров под таможенным контролем – т.е. таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

Таможенный режим переработки под таможенным контролем относится к типу активной переработки, когда разрешается временный допуск иностранных товаров на национальную таможенную территорию с целью их переработки. В основе применения режима переработки под таможенным контролем лежит принцип освобождения, поскольку ни таможенные пошлины, ни налоги не уплачиваются при ввозе иностранных товаров для переработки.

В рамках режима переработки товаров под таможенным контролем налоговые льготы предоставляются одновременно с помещением иностранных товаров под данный режим. Своего рода платой за это является условие их переработки под таможенным контролем, предусматривающее, что таможенные органы в целях обеспечения соблюдения законодательства бенефициаром режима могут осуществлять досмотр и учет товаров, использовать средства идентификации товаров, проводить инвентаризацию, определять конкретные условия осуществления операций по переработке и порядок их проведения1.

Переработка товаров вне таможенной территории

Переработка товаров вне таможенной территории - таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. (ст. 87 ТК РФ)

Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован в следующих случаях:

если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;

если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов, - до окончания пользования таким освобождением;

в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации1.

Временный ввоз (вывоз)

Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором допускается временное пользование иностранными товарами на таможенной территории Российской Федерации, а российскими - за ее пределами, с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования).

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. (ст. 68 ТК РФ)

Условия помещения товаров под таможенный режим:

    в случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.

    Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно.

Перечень товаров, которые не могут помещаться под комментируемый режим содержится в приложении 2 к распоряжению ГТК России от 3 июля 2001 года N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров".

Свободная таможенная зона. Свободный склад

В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса РФ содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на российскую таможенную территорию и вывозу с нее. Правительство РФ и ГТК в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады (ч. 4 статьи 79 Таможенного кодекса РФ).

Привлекательность таможенного режима свободной таможенной зоны проявляется в связи с созданием в России разнообразных свободных экономических зон. Считается, что создание структуры свободной экономической зоны целесообразно начинать с учреждения свободных таможенных зон.

Таможенный режим свободной таможенной зоны действует в особой экономической зоне Калининградской области. Действие этого режима в конкретном случае отличается целым рядом особенностей, определенных в ст. 7 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

Экспорт товаров

Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).

Нормы, регулирующие таможенный режим экспорта, содержатся в ряде законодательных актов: Таможенном кодексе РФ, Законе РФ "О таможенном тарифе", Налоговом кодексе РФ, Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральных законах "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "Об экспортном контроле" и др.

Законодательство устанавливает следующие требования при данном таможенном режиме (статья 98 Таможенного кодекса РФ так и называется "Требования при экспорте товаров"):

1) уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;

2) соблюдение мер экономической политики;

3) вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

4) выполнение других требований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Лицензируемые экспортные товары можно условно разделить на несколько групп:

1) товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в пределах квот, установленных Европейским Экономическим сообществом - ЕЭС (только в страны ЕЭС);

2) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в порядке, определяемом данным министерством по согласованию с соответствующими контролирующими организациями;

3) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в порядке, определяемом Президентом РФ или Правительством РФ1.

Реэкспорт товаров

Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу (ст. 100 ТК РФ).

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.

При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:

реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;

реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.

При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики, действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев, определяемых Правительством Российской Федерации.

Уничтожение товаров и отказ от товара в пользу государства

Уничтожение товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Чаще всего импортер выбирает таможенный режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, участник внешнеторговой деятельности освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов.

Детально порядок применения комментируемого таможенного режима регламентирован в Положении о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденном приказом ГТК России от 10 января 2000 года N 3.

Отказ от товара в пользу государства - таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики (ст. 105 ТК РФ).

Использование режима отказа в пользу государства так же, как и режима уничтожения напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Однако, в отличие от таможенного режима уничтожения действие таможенного режима отказа в пользу государства может распространяться как на иностранные, так и на отечественные товары1.

Таможенный режим отказа от товара в пользу государства применяется к транспортным средствам в соответствии с порядком, установленным Положением о таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, утвержденного приказом ГТК РФ от 18 мая 2000 года N 411.

Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР

Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР - это таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения российских таможенных органов. При этом при вывозе товаров в соответствии с данным режимом возврат ранее уплаченных сумм таможенных пошлин и иных налогов, относящихся к этим товарам, не производится.

Нормативно-правовую основу таможенного режима составляют постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 года N 1290 "Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР" и принятый в его исполнение приказ ГТК РФ от 2 марта 1995 года N 136 "Об утверждении Положения о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР".

Под таможенный режим вывоза в государства-бывшие республики СССР могут быть помещены:

- российские товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности либо государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- российские товары, предназначенные для проведения на территории государств-бывших республик СССР российскими предприятиями, учреждениями и организациями на некоммерческой основе научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации.

Товары, помещаемые под таможенный режим вывоза в государства-бывшие республики СССР, не подлежат отчуждению без разрешения таможенного органа. Решение о возможности отчуждения принимает таможенный орган, выдавший разрешение на помещение товаров под рассматриваемый режим. В случае отчуждения такие товары должны быть помещены под таможенный режим экспорта.

Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом

Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики (лицензирования, квотирования) (п. 1 постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1067).

Товары, помещаемые под данный таможенный режим, освобождаются также от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление (п. 6 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК РФ от 9 ноября 2000 года N 1010).

Правовой основой таможенного режима является постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом".

Под таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом могут помещаться товары, предназначенные для обеспечения нормального функционирования:

а) дипломатических представительств Российской Федерации;

б) торговых представительств Российской Федерации (представительств по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах);

в) консульских учреждений Российской Федерации;

г) представительств Российской Федерации при международных организациях (ООН, Интерпол, ЮНЕСКО и др.).

Товары, помещенные под таможенный режим вывоза для представительств Российской Федерации за рубежом, должны использоваться только по прямому назначению - в работе перечисленных представительств Российской Федерации.

Таможенный режим перемещения припасов

Правовой базой данного режима являются Таможенный кодекс РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" и приказ ГТК РФ от 19 октября 2001 года N 1000.

Данный таможенный режим - перемещения припасов - применяется в отношении товаров (припасов), находящихся на морских, речных судах, судах смешанного "река-море" плавания, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемых (загружаемых) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации:

- необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топлива и горюче-смазочных материалов, за исключением запасных частей и оборудования;

- предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;

- предназначенных для реализации пассажирам и членам экипажа морских, воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, без цели их потребления на этих судах.

В случае выгрузки на таможенной территории Российской Федерации товаров (припасов), находящихся на транспортном средстве при его прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, такие товары (припасы) подлежат помещению под таможенные режимы, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Задача 1

Статья 7 Таможенного кодекса РФ определяет, что "общее руководство таможенным делом осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации".

Непосредственное руководство осуществляется Государственным таможенным комитетом России, являющимся центральным органом федеральной исполнительной власти.

ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями. Реализация всего комплекса возложенных на ГТК России задач осуществляется им непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Никакие государственные органы, кроме Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Российской Федерации (ст. 10 ТК РФ).

Таким образом, указание местной администрации о создании льготных условий при уплате фирмой таможенных платежей, не могут быть приняты к исполнению региональным таможенным органом. Ни органы общей компетенции, ни местные администрации не вправе освобождать кого бы то ни было от уплаты таможенных платежей. Рассматриваемый казус не содержит нарушения таможенных правил, однако, если региональный таможенный орган примет к исполнению данное указание местной администрации он будет нести ответственность в соответствии с главой 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и в частности, ст. 456 ТК РФ, который определяет: «за неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица и иные работники таможенных органов Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Задача 2

Статья 19 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Кроме того, право на ввоз и вывоз товаров тесно связано с рядом общепризнанных норм международного права: ст. 13 и ст. 17 Всеобщей декларации прав человека; ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и др. Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных гуманитарных контактов1.

В части 2 статьи 19 установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК и иных законодательных актах. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно, не опираясь на закон, лишить человека права на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств.

До настоящего времени продолжает действовать "Список предметов, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР", составляющий приложение N 4 к приказу ГУГТК при Совете Министров СССР N 108 от 26 мая 1988 года.

Положения "общего" списка могут быть уточнены путем принятия соответствующих ведомственных актов. Так, например, во исполнение Указа Президента РФ от 23 марта 1995 года N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" был издан приказ ГТК от 10 ноября 1995 года N 677 "О мерах по пресечению перемещения через таможенную границу Российской Федерации запрещенных печатных и аудиовизуальных материалов". В нем к запрещенным материалам отнесены печатная продукция, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 статьи 15 Конституции РФ).

ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами создает систему обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации2.

ГТК РФ обеспечивает опубликование наиболее важных правовых актов по таможенному делу, а также издание сборников правовых актов по таможенному делу (ст. 388 ТК РФ)

Порядок информирования и консультирования определяется главой 52 Таможенного кодекса РФ и «Положением об информировании и консультировании по таможенным вопросам»3

Таможенный кодекс РФ четко определяет понятие "информация о действующих правовых актах". К такой информации относится:

название акта,

его предмет

издание, в котором этот акт опубликован (ч. 1 статьи 389).

Если же лицо желает получить об опубликованных правовых актах информацию в объеме, превышающем установленное в статье 389 ТК РФ понятие "информация о действующих правовых актах", то в этом случае речь должна идти о консультировании по вопросам таможенного дела (статья 391). Консультированием будет считаться и предоставление информации об опубликованных актах, утративших силу, в том числе о факте прекращения их применения, а также информация о неопубликованных правовых актах, не затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы заинтересованного лица.

Информация о действующих опубликованных актах предоставляется бесплатно (ст. 388 ТК РФ), если только запрос заинтересованного лица не предполагает его консультирования. Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы обращающегося с запросом лица, в объеме, имеющие прямое отношение к таким правам, свободам и интересам, также предоставляется бесплатно (кроме случаев, когда запрос предполагает консультирование заинтересованного лица).

Консультирование проводится в форме ответа на вопросы, поставленные заинтересованным лицом или его представителем. Письменный ответ дается только при подаче вопроса в письменной форме. Устный ответ может быть дан на вопрос, поставленный как в устной, так и письменной форме (по выбору заинтересованного лица).

По просьбе заинтересованного лица устные и письменные консультации могут предоставляться по договору об абонементном обслуживании в приоритетном порядке. Образец такого договора приведен в приложении N 6 к Положению об информировании и консультировании по таможенным вопросам.

В ч. 2 статьи 391 устанавливается, что за консультации взимается плата, размер которой определяется ГТК РФ и подлежит обязательному согласованию с Министерством финансов РФ. Должностное лицо таможенного органа дает разовую устную или письменную консультацию только после внесения платы за нее на банковский счет таможенного органа или в кассу таможенного органа. В случае, когда консультирование проводится по договору об абонементном обслуживании, порядок и срок внесения платы за консультирование определяется в договоре.

Часть 2 статьи 389 возлагает на таможенные органы обязанность предоставить для ознакомления "краткие справки" об основных положениях таможенного законодательства. Такая информация предоставляется для общедоступного бесплатного ознакомления в местах нахождения таможенных органов с использованием устных объявлений, информационных стендов и различных технических средств, применяемых для регистрации информации.

Таким образом, в Таможенном управлении, куда обратился гражданин, должен был вывешен для всеобщего ознакомления список товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации. Получить более полную информацию можно только в порядке консультации, за которую законодательством РФ устанавливается плата.

Список литературы

    Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I, с изменениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая, 30 июня 2002 г.

    Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.

    Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утв. приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318

    Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.)

    Положение о таможенном режиме реимпорта товаров, утв. приказом ГТК РФ от 9 декабря 1993 г. N 525 (с изменениями от 1 июня 1999 г.)

    Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации, утв. приказом ГТК РФ от 4 января 2002 г. N 1

    Положение о таможенном режиме таможенного склада, утв. приказом ГТК России от 24 июля 2001 года N 720

    Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утв. приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 года N 468

    Положение о таможенном режим переработки на таможенной территории, утв. приказом ГТК РФ от 5 сентября 1997 N 543 (ред. от 19.09.2001 г.)

    Положение о таможенном режиме уничтожения товаров, утв. приказом ГТК России от 10 января 2000 года N 3

    Положение о таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, утв. приказом ГТК РФ от 18 мая 2000 года N 411.

    Положение о таможенном режиме перемещения припасов, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524

    Положение о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР, утв. приказом ГТК РФ от 2 марта 1995 г. N 136

    Егиазарова В., Сошников А., Турчина С. Ответственность за нарушения таможенных правил //"Хозяйство и право", 1998, NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

    Климанов Е. Временный ввоз и вывоз: к присоединению России к Стамбульской конвенции //"Хозяйство и право", 1998, NN 1-2

    Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г.

    Таможенное право /Под ред. Габричидзе Б.Н.. – М., 1995.

Приложение 1

1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г, с. 39
2 Там же, с. 39
1 Таможенное право /Под ред. Габричидзе Б.Н.. – М., 1995, с. 35.
2 Егиазарова В., Сошников А., Турчина С. Ответственность за нарушения таможенных правил //"Хозяйство и право", 1998, NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г, с. 57
1 п. 2.5. Положения о таможенном режиме реимпорта товаров
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г., с. 99
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г., с. 115
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г., с. 121
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г., с. 131
1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000 г, с. 16
2 п. 5 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.)
3 утв. приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318