Валютная политика государства (работа 1)

Пермский Государственный Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТЕМА

"ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА"

Сдала студентка 3-его курса

экон.фак-та,з/о, гр. БУ-1 Громыхалова Л.В.

Проверил Горшков А.П.

Пермь,1997

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 4

СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 11

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономичес­кой деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

О недостаточной эффективности и неупорядочености мер государс­твенных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свиде­тельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы фор­мирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и нахо­дящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые су­щественные события, воплощающие заметные экономические и политичес­кие изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автомати­чески приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Не­гативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчи­вы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7 трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 ком­мерческих банков.

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает до­верия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, не­совершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явле­ниях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вклады­вают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчи­вого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, пос­кольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ­ном, доллары США.

Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хо­зяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса наци­ональной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового балан­са; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не исполь­зуется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида об­менных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс - это относительная цена валют двух стран. Реальный - относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Предположим, что амери­канская машина стоит 2000 долларов, а анологичная российская - 13 млн.рублей. Чтобы сравнить эти цены их нужно выразить в одной валю­те. При обменном курсе 5800 руб./долл. получается, что американская машина стоит 11.6 млн.рублей. Это значит - цена российской машины равна 1.12 цены американской. Пример показывает, что реальный обмен­ный курс зависит от номинального курса и цен товаров национальных валют.

В практике используемых странами рыночной экономики систем ва­лютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания раз­личных инструментов и целей воздействия на рынок.

Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного кур­сов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого ре­гулирования заключается в проведении политики курсообразования , не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В дан­ном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.

Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюк­турными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода ры­ночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

Свободный флоатинг.

Рассмотрим валютный рынок в условиях свободного флоатинга, когда реальный обменный курс равен 1, т.к. спрос и предложение регу­лируется за счет законов свободной конкуренции. Для чистоты модели предполагаем, что международного кредитования, заимствования, а так­же спекуляции не существует.

Эта предпосылка подразумевает, что иностранная валюта исполь­зуется только в сделках по экспорту или импорту товаров и услуг. Им­портеры должны получить иностранную валюту, чтобы оплатить свои сче­та за границей. Следовательно, импорт является источником спроса на иностранную валюту. Экспорт же, наоборот, представляет собой источ­ник ее предложения. На рынке предложение со стороны экспорта встре­чается со спросом со стороны импорта. Таким образом устанавливаются обменные курсы.

На рисунке 1 показан рынок иностранной валюты в состоянии равновесия.

По оси Y откладываем обменный курс, или, другими словами, руб­левую цену иностранной валюты, в данном случае американского долла­ра. Чем выше валютный курс, тем больше рублей мы должны заплатить за 1 доллар. Рост обменного курса на этом рисунке соответствует удешев­лению рубля, а движение вниз отражает удорожание рубля.

По оси X откладываем количество иностранной валюты, или, дру­гими словами, откладываем ценность доходов от экспорта и расходов на импорт.

Кривая S показывает наши поступления от экспорта, измеренные в рублях. Чем выше валютный курс, тем дешевле наш экспорт для иност­ранцев и тем выше их спрос. Наш спрос на импорт показан кривой М. Когда валютный курс падает, импорт становится для нас дешевле. Рав­новесие достигается в точке А. При любом более высоком курсе наблю­дается излишек предложения иностранной валюты, а валютный курс пада­ет. При любом более низком валютном курсе имеется излишек спроса на иностранную валюту, а валютный курс растет.

Предположим, что ВНП России растет, это значит, что спрос на импорт увеличивается. Тогда кривая М переместится в положение М1 (рис. 2). В этом случае при первоначальном обменном курсе величина отечественного спроса на импорт окажется в точке А1. Но доходы от экспорта все еще соответствуют точке А на кривой S. Разница между расходами на импорт и доходами от экспорта АА1 представляет собой дефицит платежного баланса, или, излишек спроса на иностранную валю­ту. Если Центральный банк не вмешивается, то валютный курс меняется так, чтобы установить равновесие платежного баланса.

Превышение расходов на импорт над доходами от экспорта подводит рублевую цену доллара к новому равновесию, которое достигается в точке А2. Возросшие расходы на импорт ведут к удешевлению рубля. Удешевление рубля в свою очередь восстанавливает платежный баланс двумя путями. Во-первых, оно снижает расходы на импорт, делая иност­ранные товары более дорогими относительно наших собственных. Во-вто­рых, оно также поднимает конкурентноспособность нашего экспорта за границей. Тем самым удешевление рубля увеличивает экспортные доходы и, следовательно, помогает финансировать возросшие расходы на им­порт.

Таким образом, с помощью абсолютно гибкого валютного курса платежный баланс регулируется автоматически, уравнивая спрос на иностранную валюту со стороны расходов на импорт с возросшим предло­жением иностранной валюты от экспортных доходов.

Фиксированные валютные курсы.

Классическим примером данной системы является так называемый золотой стандарт. Вот три его основные правила:

1. Государство фиксирует цену золота, а, следовательно и стои­мость своей денежной единицы в золотом выражении.

2. Государство поддерживает конвертируемость отечественной ва­люты в золото, т.е. обязано по первому требованию покупать или про­давать отечественную валюту любому желающему.

3. Государство должно иметь запасы золота, равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег, т.е. должно придерживаться политики золотого обеспечения.

Например, население принимает решение купить у центрального банка золото на 100 тыс.рублей. При наличии 100%-го покрытия госу­дарство теряет 100 тыс.рублей в золоте, а также уменьшает количество банкнот на ту же сумму, поскольку в том случае, когда оно продает золото, ему платят банкнотами. Таким образом, сокращение запасов зо­лота в центральном банке ведет к сокращению выпущенной в обращение денежной массы один к одному. Этот механизм гарантирует автоматичес­кую сбалансированность платежей.

Чтобы понять как адаптируется платежный баланс в условиях зо­лотого стандарта предположим, что мир состоит из двух стран - США и

Великобритании и хождение имеют валюты только этих стран. Пусть ва­лютный паритет будет равен 20.67 долл. за унцию золота в США и 4.25 фунта за унцию золота в Великобритании. Из этого следует, что валют­ный курс доллара к фунту равен 4.86 долл. за фунт (20.67 долл. за унцию золота / 4.25 фунта за унцию золота). Теперь представим, что в США произошло увеличение расходов на импорт.

Рост спроса на импорт сдвигает кривую М в положение М1(рис. 3). Валютный курс останавливается на уровне золотого паритета, равного

4.86 долл., поэтому первоначальный дефицит равен АА1. Дефицит сокра-

щает денежную массу в США, поскольку американцы на свои доллары по-

купают золото т отправляют его в Великобританию. Следовательно, кри-

вая М начинает сдвигаться назад. Денежная масса в Британии начинает

возрастать, так как британские экспортеры сдают свое золото в обмен

на фунты. Масса денег в обращении растет, и кривая S начинает сдви­гаться вправо, по мере того как британцы увеличивают свои расходы на американский экспорт. Эти две кривые продолжают сдвигаться до тех пор, пока не встретятся в точке А2, и в этот момент дефицит будет устранен.

Процесс автоматического регулирования при золотом стандарте не происходит мгновенно. Требуется определенное время на то, чтобы по­тери золота и сокращение денежной массы в стране с дефицитом снизили расходы на импорт, а в стране с положительным сальдо приток золота и расширение денежной массы увеличили расходы и импорт. Этот процесс продолжается до тех пор, пока имевшийся в начале дефицит не будет ликвидирован. Процесс является автоматическим в том смысле, что простое следование трем правилам золотого стандарта в конечном свете восстанавливает платежный баланс.

Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования ре­жима фиксированного обмена является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и ка­чества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на валют­ных рынках, связанная с использованием режима свободного флоатинга, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выражен­ных в высокой доле в мировом экспорте.

Следует заметить, что на практике эти крайности редко встреча­ются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной эко­номикой имеет место быть система управляемого флоатинга, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

В условиях гибких валютных курсов как и при системе фиксиро­ванных курсов государство, в лице центрального банка, проводит ин­тервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту чтобы влиять на ее курс или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Это методы пря­мого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы центрального банка, в случае его стремле­ния поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощают­ся. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.

Резервная норма - часть банковских депозитов, которые коммер­ческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Регулируя ее государство увеличивает или уменьшает сово-

купную денежную массу в стране, что, в свою очередь, уменьшает или

повышает валютный курс.

Пример. Предположим, что депозиты коммерческого банка состав­ляют 500000 долларов, а центральный банк принял решение об увеличе­нии резервной нормы с 20 до 40%. Выполняя решение центробанка, ком­мерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 500000 дол­ларов, при норме 20% коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 2.5 млн.долларов (т.к. расчеты показывают, что при резерве 20% каждый реальный доллар превращается в 5 "кредитных"). При резерве в 40% эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличе­ние резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов.

Это вызовет рост процентов по кредитам и, как следствие, умень­шение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валю­ты. Соответственно, когда ЦБ снижает резервную норму - это увеличи­вает денежную массу и понижает курс национальной валюты. Аналогично действует механизм учетной ставки.

Учетная ставка - это процент по ссудам, который представляет центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание ком­мерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложе­ние в стране, а понижение - увеличивает и то, и, другое.

На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому целе­сообразно определить какие из них должны выступать в качестве целей, а какие - инструментов политики.

Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспек­тивными интересами ее развития.

СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

За все время развития общества валютные системы стран с рыноч­ной экономикой испытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.

На протяжении большей части XIX в. и в начале XX в. действовал золотой стандарт. Действие этого стандарта приостанавливалось лишь по внешним причинам. В США, например, это был период гражданской войны, а в Великобритании - первая мировая война.

Денежная система США была связана с золотом вплоть до 1971г., хотя американские граждане потеряли право обращать доллары в золото еще в 1934г.

В отличие от теории на практике данная система была конечно же не идеальна. Отклонения возникали в основном потому, что денежная масса и золотой запас не находились в пропорции один к одному, уве­личение или уменьшение запасов золота в центральных банках не соот­ветствовало в точности изменениям объема предложения денег. Но сис­тема действительно работала автоматически, что, пока поддерживалась конвертируемость, валютный курс устанавливался на уровне золотого паритета.

В период золотого стандарта не было высокой инфляции, за иск­лючением периодов войн, вовремя которых действие стандарта приоста­навливалось. Но вместе с тем этот период отличался в среднем высокой безработицей, а уровень цен в большей степени был подвержен колеба­ниям, чем это было после второй мировой войны.

После второй мировой войны в сфере валютных курсов использова­лись промежуточные варианты между двумя крайними случаями: системой свободно плавающих курсов и системой строгого золотого стандарта. В этот период в мировой практике существовали две основные системы: регулируемых фиксированных курсов в 50-60-х гг. и управляемого флоа­тинга 70-80-х гг.

При системе регулируемых фиксированных курсов государства ус­танавливали валютный курс, поддерживая его постоянным в течение оп­ределенного период (месяц, год). Допуская редкие корректировки кур­са, данная система позволяла избежать предельной жесткости системы золотого стандарта в чистом виде.

В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развивать­ся разновидность системы фиксированных валютных курсов - долларовый стандарт. При этом стандарте страны фиксировали стоимость своих ва­лют в долларах. Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.

Переход к управляемому флоатингу в промышленно развитых стран­ах произошел после 1973г. из-за спекулятивных переливов капитала в Германию. Германия тогда постоянно имела активное сальдо платежного баланса, девальвация марки (т.е. поднятие цены иностранной валюты) была маловероятна, а значит была высока вероятность ее ревальвации, поэтому переливы капиталов в страну сталь столь огромны и неуправля­емы, что центральные банки прекратили фиксацию валютных курсов.

Был осуществлен переход к управляемому флоатингу, эта система действует и сегодня. При этой системе валютный курс является плаваю­щим, но государство проводит интервенции, пытаясь компенсировать последствия переливов капита , посредством покупки и продажи иност­ранной валюты.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИ

Одним из основных показателей, отражающих свойственную пере­ходным экономикам повышенную нестабильность, является обменный курс национальной валюты. Проблема выбора такого курса особенно важна при переходе к рыночной экономике, поскольку он диктует необходимость немедленной макроэкономической стабилизации. К числу основных задач переходных экономик относится ограничение инфляционных процессов. Стабилизация цен открывает возможности предвидения средне- и долго­срочных перспектив экономического развития народного хозяйства.

Реализация стабилизационной программы означает достижение внешнего и внутреннего экономического равновесия. Роль политики об­менного курса в достижении макроэкономического равновесия особенно важна в начале переходного периода. Благодаря правильно выбранной политике обменного курса можно избежать чрезмерного предложения де­нег и предотвратить возникновение инфляционных ожиданий. Рациональ­ный выбор политики обменного курса способствует ограничению склон­ности населения к накоплению сбережений в долларах и валюте других развитых стран.

Выбор режима обменного курса в переходных экономиках опирается на ряд предпосылок. Они формируются экономической ситуацией в соот­ветствующем государстве.

В нашем государстве движение валютного курса рубля и его соот­ношение с движением внутренних цен приобрели для всех, в том числе и граждан России особое значение. Уже в период "горбачевской перест­ройки" расширение экономической самостоятельности государственных хозрасчетных предприятий и их доступа к внешнему рынку потребовало перемен в валютном режиме. В 1987-1989гг. вместо единого официально­го курса рубля, значительно завышавшего его по сравнению с реальной покупательной способностью, была введена система так называемых диф­ференцированных валютных коэффициентов; это означало множественность курсов, притом с большим разбросом их значений. Для разных товарных групп и даже для отдельных товаров действовали различные курсы в форме надбавок к официальному курсу или скидок с него. Таким путем пытались компенсировать различия между внутренней системой цен, ко­торая складывалась десятилетиями в условиях планового хозяйства, и структурой цен мирового рынка.

В дальнейшем система была упрощена, дифференцированные коэффи­циенты отменены, но отмеченная множественность сохранялась вплоть до 1992г. С июля 1992г. начал действовать порядок, при котором единый рыночный курс устанавливается по итогам торгов Московской междуна­родной валютной биржи; этот курс утверждается Центральным банком России как официальный. В межбанковских операциях, в пунктах обмена наличной валюты, в магазинах и т.п. применяются курсы, которые могут отличаться от официального и от курса биржи, но на небольшие величи­ны.

Но рубль все еще остается замкнутой валютой, какой он был в СССР, в том смысле, что он практически не имеет международного хож­дения в виде перевода средств по банковским счетам с участием нере­зидентов и в виде наличных банкнот. Изменение этого положения мысли­мо лишь применительно к сравнительно отдаленному будущему как один из итогов подлинной финансовой стабилизации и укрепления экономики. Ныне речь идет совсем о другой задаче: потеснить доллар в качестве средства обращения внутри России и сделать рубль нормальной нацио­нальной валютой, пусть и не участвующей в международном обороте.

Относительная либерализация валютного рынка с внутренней кон­вертируемостью рубля соответствует общей линии на "разгосударствле­ние" экономики и внешнеэкономических связей, на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для им­порта означает усиление иностранной конкуренции, которая может под­толкнуть внутренних производителей к большей эффективности. Немало­важно и то, что российский потребитель, традиционно жестоко ограни­ченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важней­шее социальное преимущество рыночной экономики. В его достижении сыграл определенную роль "плавающий" курс рубля; он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и законо­мерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устране­ния имевшихся в советской экономики огромных искажений структуры цен. Это, - с одной стороны.

С другой стороны, преобразованный валютный режим и присущий ему порядок установления валютного курса, в значительной степени спо­собствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.

Российский валютный режим, сложившийся 1991-1992гг., был в ос­новном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформ рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной конвертируемости рубля в рамках неинфля­ционной экономики. Что касается "плавания" рубля, то во-первых, оно вполне допускается уставом и политикой МВФ. Во-вторых, иной порядок установления курса в условиях сильнейшей инфляции был бы, с точки зрения МВФ, заведомо хуже. Понижение курса рубля способствовало под­держанию российского экспорта, что могло несколько ограничить пре­тензии России на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правитель­ства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения хозяев сырьевых отраслей, особенно "нефтяных генералов", как и государственных чиновников, ведающих квотами и лицензиями на экспорт.

Что касается вопроса о валютном курсе как важнейшем элементе внешнеэкономической политики России, то на техническом уровне пере­говоры с МВФ по этому вопросу велись еще в 1994г. В 1995г. идея "по­лутвердого" курса реализовалась в виде введения валютного коридора. И цель здесь состояла в том, чтобы уменьшить до минимума инфляцион­ные ожидания и способствовать макроэкономической стабилизации - с одной стороны; с другой, - не потерять недавно достигнутого контроля над ситуацией на рынке иностранной валюты. Эта мера получила принци­пиальное одобрение МВФ, она в принципе соответствует его "идеологии" и применяемой рядом стран практике установления валютных курсов. Ры­нок являет конкретную величину курса в зависимости от спроса и пред­ложения, которые в свою очередь зависят от фундаментальных экономи­ческих факторов. Процесс установления рыночного курса находится под постоянным контролем Центрального банка России, применяющего как ад­министративные, так и рыночные рычаги. При этом ЦБ РФ гарантирует, что он путем рыночных интервенций (покупки и продажи иностранной ва­люты на ранке) не допустит выхода курса за пределы валютного коридо­ра и тем самым обеспечит удовлетворительную стабильность валютного курса.

Вот что сказано в прогаммных документах о результатах валютной политики в 1996г. и целях ее проведения в текущем 1997г.

Политика валютного курса ЦБ РФ в 1996г. осуществлялась в кон­тексте общей денежно-кредитной политики и являлась дополнительным фактором финансовой стабилизации. Основные усилия были направлены на повышение внешней и внутренней стабильности национальной валюты; обеспечение процесса "дедолларизации" российской экономики за счет содействия динамичному развитию всех секторов финансового рынка и повышения привлекательности для населения сбережений в национальной валюте.

Проводимая с июля 1995г. политика стабилизации курса рубля да­ла ощутимые результаты. Введение валютного коридора ограничило ва­лютный курс рубля снизу, создав ориентир импортерам продукции и пре­дотвратило резкое повышение курса национальной валюты, поддержав тем самым российских экспортеров. Динамика девальвации рубля в янва­ре-сентябре 1996г. характеризовалась минимальными колебаниями и ста­бильным темпом прироста курса доллара на 0.8-3.0% в месяц.

Однако в течение 1996г. со стороны коммерческих банков сохра­нялся высокий спрос на валюту. Это было обусловлено большей частью действием ряда социально-политических факторов, а также необходи­мостью периодической фиксации прибыли, получаемой от инвестиций на рынке ГКО.

С мая 1996г. официальный обменный курс рубля к иностранным ва­лютам определяется Банком России на ежедневной основе исходя из со­отношения спроса и предложения на иностранную валюту на мкжбанковс­ком и биржевом валютном рынках, динамики инфляционных показателей, положения на международных рынках иностранных валют, изменения вели­чины государственных золото-валютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Кроме того, с мая 1996г. Банк России в 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбан­ковском валютном рынке.

Положительный опыт реализации в течение последних полутора лет политически гибкого управляемого валютного курса с установлением границ его возможного изменения дало основание для продолжения этой политики в 1997г.

Сохранение валютного коридора в течение текущего года представ­ляется оптимальным решением. С одной стороны, это обеспечит благоп­риятные условия для сдерживания инфляционных ожиданий. С другой сто­роны, потребует значительно меньших резервов иностранной валюты, чем при строгом фиксировании обменного курса, и не создает проблем с оп­ределением уровня, на котором следует фиксировать обменный курс (на­чальный уровень уже дан, и имеющийся режим работает достаточно хоро­шо).

Достигнутый в 1996г. прогресс в области финансовой стабилизации позволил определить пределы изменения валютного курса на предстоящий год в целом.

С учетом незначительных отклонений от вероятного сценария эко­номического развития в 1997г. значения верхней и нижней границ до­пустимого изменения валютного курса составят на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года - соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США. Данным макроэкономического прогноза будет соответствовать темп прироста номинального курса доллара США относи­тельно рубля, равный 8.6% в год. При определении средней траектории валютного курса, количественных значений и степени наклона границ валютного коридора было выбрано такое соотношение между динамикой курса и ожидаемыми темпами инфляции, чтобы исключить его негативное влияние на эффективность российского экспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что сценарий предусматрива­ющий проведение денежно-валютных преобразований, когда бы краткос­рочные меры увязывались с задачами на длительную перспективу, орга­низационные мероприятия - с правовым механизмом, экономический блок

- с социальными последствиями, финансово-кредитные рычаги - с эле­ментами государственного регулирования не был в свое время тщательно подготовлен и разработан. Получилось так, что наши реформаторы вых­ватывали то здесь, то там одну из подсистем, нарушая эволюционность и цльность процесса, который хотели реализовать. Приходится конста­тировать, что российское правительство во всех его действовавших в последние годы, начиная с 1991г., составах не учитывало важнейшие реалии. Они состоят в том, что вся инфраструктура индустриального, технологического, аграрного и научно-технического потенциалов страны сформировалась в условиях комендно-административной системы и для ее адаптации требовался переходный период к новой среде минимум в семь - десять лет. И в итоге в жертву радикальным реформам приносит­ся их основополагающая цель - повышение жизненного уровня россиян.

И последнее: реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения клю­чевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Прави­тельством РФ и его программами, в первую очередь структурными и ин­вестиционными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", N12, 1995

2. "Деньги и кредит", "Основные направления единой государс­твенной денежно-кредитной политики на 1997 год", N12, 1996

3. "Российский экономический журнал", N9, 1996 стр 36-48,56-59

4. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 1993