Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов

С о д е р ж а н и е

I.

ВВЕДЕНИЕ. Историческая справка

II.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов.

1.

Характеристика социально-экономического развития региона за 1992-96 гг.

2.

Роль и место Калининградского региона в экономике страны

3.

Общая характеристика хозяйственного комплекса

3.1

Рыбопромышленный комплекс

3.2

Транспортный комплекс

3.3

Машиностроительный комплекс

3.4

Топливно-энергетический комплекс

3.5

Агропромышленный комплекс

3.6

Лесопромышленный комплекс

3.7

Строительный комплекс

4.

Потенциал социально-экономического развития Калининградского региона

4.1

Население и трудовые ресурсы

4.2

Природно-сырьевые ресурсы

4.3

Проблемы развития социальной сферы

4.4

Финансовый потенциал

4.5

Развитие предпринимательства

4.6

Интеграция и кооперация хозяйственного комплекса области

4.7

Актуальные проблемы и главные пути развития региона

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стратегическое направление социально-экономического развития Калининградского региона

IV.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ. Историческая справка.

На основе решений Потсдамской конференции (1945 г.) часть Восточной Пруссии (район Германии) вошла в состав Российской Федерации. До апреля 1946 года на этой территории находился Кенигсбергский особый военный округ. Указом президиума Верховного Совета СССР от 7 Апреля 1946 года была образована Кенигсбергская область в составе РСФСР, а в июне того же года эта область была переименована в Калининградскую.

В настоящее время Калининградская область является самой западной территорией Российской Федерации. Территория области – 15.1 тыс. кв. км. От России отделена Литвой и Белоруссией, на юге граничит с Польшей, на западе омывается Балтийским морем. Калининградская – это единственная область, которая отделена от России другими государствами и самая ближайшая область России – Псковская – находится от Калининградской на расстоянии 600 км по железной дороге.

Анализ социально-экономического развития Калининградской области позволяет условно выделить два основных этапа:

первый этап – с 1945 г. по 1992 г.

второй этап – с 1992 г. по настоящее время.

Вторая мировая война нанесла значительный ущерб этой области. Но несмотря на это в результате роста численности занятых в различных отраслях хозяйства, наращивались производствнные мощности и объемы промышленной продукции. Увеличивались объемы производства зерна, мяса, молока. С 1986 – 87 гг. заметно возрастает прибыль, а также зарплата.

Однако к концу 80-х годов усиливается дефицитность всех видов ресурсов. Происходит спад объемов производства основных видов промышленности и сельского хозяйства. Усиливаются бартерно-хозяйственные сделки между предприятиями и организациями различных отраслей экономики.

Второй этап социально-экономического развития Калининградской области начался после 1991 г., когда произошел распад СССР. Область оказывается территориально изолированной от остальной части Российской Федерации. Возникает принципиально новое геополитическое положение. В 1992 г. в Российской Федерации начато проведение новых экономических реформ, в результате которых стали совершенно новые задачи, которые нужно было решать в изменившихся условиях.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов.

    Характеристика социально-экономического развития области за 1992-1996.

Комплексный анализ социально экономического развития области в этот период позволяет сделать следующие выводы:

    В реальном секторе экономики области и социальной сфере сохраняется кризисное состояние: падение объемов производства, сокращение инвестиций, рост цен, расслоение населения по уровню денежных доходов, а предприятий – по размеру прибыли.

    По многим показателям область занимает 45-50 места среди регионов Российской Федерации.

    Негосударственный сектор занимает доминирующее положение в хозяйственном комплексе области. Усиливается воздействие рыночных регуляторов. Большая часть предприятий не выдерживает конкуренции иностранных товаропроизводителей, а выход на внутренний рынок России крайне затруднен.

    В структуре объемов промышленного и сельскохозяйственного производства произошли существенные изменения. В промышленности возрастает доля сырьевых отраслей и энергетического комплекса. В хозяйствах граждан, крестьянских хозяйствах производится свыше 90% картофеля, овощей и около половины мяса, молока.

    Темпы сокращения инвестиций опережают темпы падения объемов производства продукции. Продолжается распыление имеющихся ограниченных финансовых ресурсов, а иностранные инвестиции не играют существенной роли.

    В налоговых поступлениях федеральные налоги занимают 78% всех поступлений, налоги субъектов РФ - 8%, местные – 14%. Сокращается финансовая поддержка региона из федерального центра. Ухудшается финансовое состояние предприятий, платежной дисциплины. Около 42% предприятий в 1996 году были убыточными. Кредитные вложения в экономику области носят краткосрочный характер, что не позволяет использовать их в качестве средств для обновления основных производственных фондов, реконструкции предприятий.

    Реальные доходы населения остаются на уровне 45-50% от уровня декабря 1991 г. Дифференциация населения по уровню денежных доходов, оплаты труда, несвоевременная выплата заработной платы, безработица создают опасные предпосылки для возникновения очагов социальной напряженности.

    Роль и место Калининградского региона в экономике страны.

До 80-х годов значительных различий в динамике социально-экономического развития по многим показателем не наблюдается.

Но с начала 80-х годов положение области в сравнении с Россией в целом несколько ухудшается. Со времени проведения экономических реформ разрыв в показателях социально-экономического развития увеличился.

В период с 80-х годов и по настоящее время наблюдается увеличение удельного веса населения, занятого в сфере обслуживания. Т.о., происходит перемещение трудовых ресурсов из отраслей материального производства в непроизводственную сферу.

В промышленности Калининградской области в 1970 – 1990 гг. преобладали машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Наибольшее значение имела рыбная отрасль.

До 1992 г. ведущими были рыбная и целюлозно-бумажная отрасли, а также машиностроение и металлообработка.

В период 1992-1996 годы. Выпуск промышленной продукции сокращался более высокими темпами, чем в России, практически по всем видам.

Сокращение деловой активности в реальном секторе экономики Калининградской области не могло не сказаться на параметрах уровня жизни населения.

В 1992-1996 г. сохранялась высокая инфляция в экономике. Высокие темпы роста цен наряду с другими, факторами блокируют рост реальных инвестиций, реальных доходов населения, обесценивают финансовые ресурсы органов государственной власти и управления, организаций, усиливают расслоение граждан по уровню доходов.

По производству мяса, молока, на душу населения в год Калининградская область в 1980 г. находилась на 30 и 18 местах, а в 1994 г. уже на 43 и 31. т.о. снизилась эффективность сельскохозяйственного производства.

Но получая продукты питания по импорту из Польши и Литвы в 1994 г., область занимала более высокое место от общего числа регионов России. Доля импортных продуктов питания достигала 50-60% от общего их потребления в области.

С 1991 года снижается роль Калининградского региона в России по уровню производства, промышленной и сельскохозяйственной продукции, кроме выпуска целлюлозы, а также улова рыбы и морепродуктов.

По количеству легковых автомобилей в личной собственности граждан (на 1 тыс. человек) в 1994 г. область находится на 7 месте. (в 1990 году была на 30 месте). Это объясняется тем, что используя возможности территориального расположения области, калининградцы приобретают автомобили для последующей их продажи в центральных районах России.

Основные показатели, характеризующие значение Калининградской области в Российской Федерации приведены в таблице №1.

3. Общая характеристика хозяйственного комплекса.

До 1992 года структура хозяйственного комплекса отвечала стратегии и приоритетам, которые определялись и устанавливались в рамках единой экономической политики бывшего СССР.

Функционирование хозяйственного комплекса зависело от материальных ресурсов всей страны, т.е. использование потенциалов других регионов России (различного оборудования, различных товаров и т.д).

Но возникновение пограничных барьеров, проблемы перевозки грузов привели к тому, что область была поставлена в жесткие условия по созданию продукции. Резко упал объем производства в промышленности, сельском хозяйстве и капитальном строительстве.

Наличие на балансе многих предприятий незагруженных производственных мощностей (около 40%) способствует ухудшению финансового состояния предприятий, спаду объема производства.

На глубину спада оказывают влияние и сугубу региональные проблемы, связанные с неотрегулируемостью взаимоотношений с прилегающими государствами, недостаточностью собственных топливно-энергитических ресурсов, удаленностью регионов, поставляющих сырье и материалы, насыщенностью Калининградской области импортными товарами.

В результате объем промышленного производства к 1996 г. сократился более чем в 3 раза по сравнению с 1990 годом.

Наиболший спад допущен в машиностроении и легкой промышленности.

Аналогичное положение складывается и в промышленности строительного материала. Предприятия легкой промышленности не выдерживают конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей, что также обусловливает значительные темпы сокращения выпуска продукции.

Кроме того, реальными становятся проблемы конкуренции, снижения издержек производства, повышения качества продукции. До сих пор большинство предприятий не смогли снизить издержки производства и “вписаться” в товарные рынки государства и региона.

3.1 Рыбопромышленный комплекс

Рыбопромышленный комплекс играет ведущую роль в хозяйстве Калининградской области. Рыбная промышленность до 1992 года развивалась как социально ориентированная отрасль, имевшая мощную государственную поддержку, прежде всего, в виде выделения капитальных вложений на постройку дорогосоящего флота и создания береговой инфраструктуры.

В течении последних 45 лет вплоть до 1992 года создавался мощный океанический рыбохозяйственный комплекс общероссийского значения, что обусловливалось устойчивыми потребностями населения России в пищевой рыбопродукции, наличием незамерзающих портов, близостью Калининграда к богатым промысловым районам в Атлантике и Тихом океане.

К 1990 году рыбопромышленный комплекс включал в себя 25 крупных предприятий и организаций, образующих единую технологическую цепь: рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие, машиностроительные, судоремонтные и транспортные предприятия, научные учреждения и высшие учебные заведения. Промышленность располагала около 300 крупно- и среднетоннажными рыболовными, обрабатывающими, транспортными и обслуживающими судами. Производственные мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции.

По состоянию на ночало 1997 года в рыбопромышленном комплексе насчитывалось 214 различных судов промыслового, транспортного и вспомогательного флота. При этом малое предпринимательство имело в своем распоряжении 69 судов. В период с 1990 года по 1997 год включительно списано 77 судов.

Основные показатели производственной деятельности предприятий рыбопромышленного комплекса в 1991-1996 гг. приведены в таблице №2.

Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более высоки, чем в среднем по Российской Федерации. Снизилось и значение области в общих объемах улова рыбы, морепродуктов с 9,8 (1991 г.) до 6,4% в 1996 году.

До 1992 года Калининградская область имела один из самых мощных рыбодобывающих флотов в бывшем СССР. В связи с резким подорожанием топливно-энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала практически неэффективна.

За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов – 3000 долларов.

Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона представляет России полную информацию обо всех российских судах, осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.

Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.

Так, в 1997 году в российской экономической зоне пятью шведскими судами за две недели было выловлено 200 тонн трески. Тридцать калининградских судов добыли 111 тонн. Шведские суда оснащены мощными траловыми лебедками и добывают треску на глубинах от 100 до 50 метров, а калининградские – могут работать на глубинах от 4 до 50 метров.

В состав рыбопромышленного комплекса входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, КГТУ, Всероссийский институт повышения квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало 1990 года было сконцентрировано около 40% научно-технического потенциала рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.

Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые централизованные ресурсы не приходится.

      Транспортный комплекс

Географическое положение Калининградской области обусловило развитие транспортного комплекса, который представлен морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом с соответствующей инфраструктурой. В регионе морские, внутренние водные и сухопутные транспортные артерии объединены в единую систему.

С геополитических позиций основу транспортного комплекса составляют морские порты. С распадом СССР вне России оказались современные перегрузочные комплексы, которые строились в расчете прежде всего на обслуживание российских внешнеторговых грузов (Новоталлинский и Рижский морские порты, Вентспилский нефтехимический перегрузочный терминал).

Важнейшей особенностью морских портов области является то, что они являются незамерзающими, в связи с чем могут принимать и обрабатывать различные суда в течении всего года. Кроме того, порты области в сравнении с другими российскими портами располагаются ближе к странам Западной Европы. К неблагоприятным обстоятиельтвам использования и развития морских портов области относится необходимость дальнейшего транзита обрабатываемых грузов через территорию других государств (Литвы и Белоруссии) с вытекающими из этого особенностями таможенного и транспортного оформления на железнодорожном и автомобильном транспорте. Указанные факторы снижают в определенной мере народнохозяйственную ценность портов Калининградской области.

Калининградский морской торговый порт (КМТР) – самый западный незамерзающий порт Российской Федерации на Балтийском море. Он расположен в устье реки Преголи при ее впадении в Калининградский залив. Проектная мощность перегрузочных комплексов – 8,2 млн. тонн грузов в год. Основным видом деятельности торгового порта являются погрузочно-разгрузочные работы. Максимальное количество грузов, которое перерабатывалось в морском порту, составляло 4,4 млн. тонн (1988 г.), а в 1995 году было переработано всего 1,85 млн. тонн. В 1996 году объемы грузов возросли и составили 2,32 млн. тонн.

Внешнеторговые связи по перевозке грузов из порта осуществляются более чем с двадцатью страницами Западной Европы и Америки. Перевозятся грузы – уголь, стройматериал, сахар, цветные материалы составляют 25-35%. В общем объеме перегружаемых грузов до 50% занимает зерно, 10-20% - древесина.

Морской рыбный порт образован в 1947 году на базе бывшей Лесной гавани. Он обслуживал рыбодобывающий флот. Порт специализируется на выгрузке, переработке рыбопродукции, имеет мощные холодильники, складские помещения для комплексного снабжения рыбопромыслового флота. Проектная мощность обработки грузов – 2,5 млн. тонн в год. Грузооборот с 1992 г. по 1996 г. вырос с 0,93 до 1,5 млн. тонн за счет привлечения к переработке ранее несвойственных грузов: нефтепродуктов, удобрений и продовольственных товаров.

Калининградский речной порт входит в западное речное пароходство и специализируется на перевалке насыпных грузов (строительные материалы, уголь, удобрения, зерно). Проектная мощность – 3 млн. тонн грузов в год. Пароходство перевозит грузы в 100 портов Прибалтийских государств и стран Северного моря, используя суда типа “река - море”.

Кроме морского и речного портов, важную роль в развитии комплекса играет железнодорожный транспорт. В состав Калининградской железной дороги входят 55 станций. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в объеме всех видов транспортных услуг, обслуживании потребностей хозяйственного комплекса области, внешнеэкономических связях области.

Общая протяжность железных дорог составляет 756 км, в том числе 100 км относятся к внутренним, обеспечивающим связь между предприятиями и основными железнодорожными линиями. По степени насыщенности железнодорожной сетью область занимает седьмое место в России. Калининградская железная дорога связывает и речные порты, целлюлозно-бумажные заводы и многие крупные промышленные предприятия области.

Железная дорога перевозит ежегодно 8-9 млн. тонн грузов различного назначения и 25-30 млн. человек (90% всех пассажиров).

Грузы, перевозимые железной дорогой, - это в основном уголь, нефтепродукты (50-60%), строительные материалы, лесные грузы, металл минеральные удобрения, продукты питания.

Сеть автомобильных дорог в области – одна из наиболее развитых в Российской Федерации. Протяжность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 4625 км. территориальных дорог и 243 км. дорог федерального назначения.

Плотность автомобильных дорог значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие, а по России в среднем – 58%.

Подвижной состав не отвечает современным требованиям: средний возраст автомобилей – 8-10 лет, 40% грузовых автомобилей неисправны, 765 оборудованы карбюраторными двигателями. Очень мало современных грузовиков малой и сверхбольшой грузоподъемности.

Для разрешения основных проблем автомобильного транспорта создана ассоциация автотранспортных предприятий Калининградской области (ААПКО). Ассоциацией предпринимаются меры по усилению координации деятельности различных видов транспорта; укреплению технического состояния автомобилей.

Важную роль в регионе играет воздушный транспорт. Калининградское авиапредприятие обеспечивает авиационное сообщение Калининграда с другими городами России, стран СНГ, а также рядом европейских государств.

Область располагает широкой сетью аэродромов, способных принимать большинство типов самолетов и имеющих необходимое оборудование. Однако большинство из них находятся в ведении Минобороны. Единственным гражданским аэродромом является международный аэропорт Храброво.

Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса области связаны с возможностью интеграции региональных, межрегиональных и межгосударственных связей и должны рассматриваться прежде всего через призму интересов России. Развитие транспортного комплекса позволит создать необходимые условия для выхода из кризисного состояния всей экономики в области.

3.3 Машиностроительный комплекс

Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей промышленной отраслью Калининградской области.

Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В период с 1991 года по 1996 год произошел резкий спад объемов производства в машиностроении (таб. №3)

Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.

Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18 перешли к странам Балтии и СНГ.

Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.

Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.

В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.

3.4 Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс, к сожалению, не получил должного развития и является одним из самых уязвимых мест в народном хозяйстве области. Регион не обладает необходимым собственным ресурсным потенциалом для обеспечения потребностей в топливе и энергии. Топливо в Калининградскую область полностью завозится извне, а добываемая на ее территории в небольших количествах нефть вывозится для переработки за пределы области.

В топливно-энергетическом балансе мазут и уголь занимают 80-85%, природный и сжиженный газ – 15-20%.

Промышленная добыча нефти ведется с 1975 г. Максимальный уровень добычи – 1,5 млн. тонн (1986 г.). В 1996 г. добыто 757 тыс. тонн. Прогнозные оценки ресурсов – 130 млн. тонн, в том числе на суше – 50 млн. тонн, на шельфе Балтийского моря – 80 млн. тонн.

Переработка нефти в области не ведется. Добываемая нефть в сыром виде вывозится за пределы области, часть на нефтеперерабатывающий завод в Литве, а часть экспортируется за рубеж.

Энергоисточники области: ГРЭС-2 (Светлый), три блокстанции в Калининграде, ТЭЦ в Гусеве. Станции работают на топочном мазуте и укомплектованы в основном оборудованием иностранного производства.

На долю целлюлозной бумажной промышленности, машиностроения, пищевой, приходится около 70% от уровня потребления электроэнергии в промышленности.

В целях дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса следует более активно наращивать собственные генерирующие мощности. Предстоит провести глубокие научные исследования по вовлечению в эксплуатацию топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на территории региона, и проводить более жесткую политику снижения энергоемкости производств.

Другое дело, что в регионе уже имеются все условия для более рационального использования гидроресурсов. Потенциал рек Анграпа, Голубая, Корневка, Лава, Писса, Шешупе, может обеспечить ежегодную выработку электроэнергии для 290 млн. кВт/ч. Следовательно, рациональное использование гидроэнергетических ресурсов на территории региона зависит не только от поиска финансовых ресурсов, но и, конечно, от единого подхода к развитию топливно-энергетического комплекса и ослаблению энергетической зависимости хозяйствующих субъектов от сопредельных государств.

      Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство области, сообразуясь с природно-климатическими условиями, специализируется преимущественно на животноводстве, дающем три четверти всей валовой сельскохозяйственной продукции. Ведущее место занимает разведение крупнорогатого скота мясомолочного направления. Скотоводство опирается на развитую кормовую базу: многолетние культурные пастбища, высокопродуктивные сенокосы, посевы кормовых культур.

Земледелие в области носит вспомогательный характер, обеспечивая животноводство кормами, торговую сеть картофелем, овощами и фруктами. В соответствии с животноводческой специализацией более половины посевных площадей заняты под кормовые культуры, 45% посевных площадей используется под зерновые культуры.

Природные условия в целом благоприятны. В течение длительного времени можно использовать пастбище.

В период с 1991г. по 1997г. происходит падение сельскохозяйственного производства, но вместе с тем возрос удельный вес продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан. В хозяйствах населения ( без крестьянских хозяйств) в 1996году произведено 46% мяса, 51% молока, 26% яиц от общего объема производства по области в целом.

По состоянию на 1 января 1997 года в области имелось четыре тысячи крестьянских хозяйств. Крестьянскими хозяйствами произведено 1,5 тысяч тонн мяса, около 8 тысяч тонн молока.

Постановлением губернатора области в начале 1997 года была утверждена региональная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000гг. По оценке администрации области, в результате реализации программы объемы производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году возрастут более чем в четыре раза.

Основной целью развития сельского хозяйства области должно стать повышение эффективности производства и обеспечения продуктами питания всего региона. Важное значение приобретает государственное регулирование, главная задача которого – поддержка производителей сельскохозяйственной продукции при неблагоприятной конъюнктуре рынка товаров. Не меньшую роль играет и стимулирование крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан за счет предоставления техники, кредитного обеспечения и т.д.

      Лесопромышленный комплекс.

Лесопромышленный комплекс после рыбной промышленности и машиностроения занимал ведущее положение в экономике области.

Лесные ресурсы Севера и Северо-запада России позволяют обеспечить потребности целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области в полном объеме. До 1992-1993гг. древесина в область поставлялась в основном из Архангельской и Вологодской областей, республики Коми. Однако в связи с резким ростом транспортных расходов на доставку древесины из указанных областей, потенциальными поставщиками древесины следует рассматривать Литву, Латвию, Белоруссию, Польшу. В настоящее время древесина поступает в область в основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.

Изменчивость конъюнктуры рынка мирового рынка и, прежде всего, европейского, на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности оказывает первостепенное влияние на динамику развития промышленности области. Это обусловливается тем, что большая часть продукции предприятий поставляется в зарубежные страны.

Конъюнктура цен на товарную целлюлозу, бумагу и картон изменяется в соответствии с изменением циклов делового развития целлюлозно-бумажной промышленности. Основные факторы, влияющие на цены, - баланс спроса и предложения, степень использования мощностей промышленности, состояние запасов продукции (прежде всего в странах Скандинавии).

Деревообрабатывающая промышленность в области не получила широкого развития и потому ассортимент выпускаемой продукции неширокий – пиломатериалы, фанера клееная. Наиболее развито производство деревянной и картонной тары, которая поставляется для рыбоперерабатывающей промышленности. Развитие предприятий деревообработки, прежде всего тарных и мебельных, должно обеспечить внутренние потребности области: рыбопромышленного и строительного комплексов. Такой подход целесообразно сохранить и при рассмотрении перспектив развития мебельного производства.

3.7 Строительный комплекс

В настоящее время в области работает 775 подрядных строительных организаций, в том числе 623 – малых. Более 83% предприятий являются частными, и только 5% находятся в государственной и муниципальной собственности.

Финансовая поддержка за счет федерального бюджета в 1996 г. резко сократилась. Значительными остаются объемы незавершенного строительства.

В условиях сокращения инвестиций непосредственно в промышленность строительных материалов прогрессивная структурная перестройка этой отрасли просто невозможна. Более того, неизбежно и продолжение спада объемов выпуска основных видов строительных материалов. Кирпичные заводы, построенные еще в довоенные годы, устарели, маломощны, работают по устаревшей технологии и не выдерживают конкуренции с продукцией Литвы. Развитие строительного комплекса сдерживается также отсутствием месторождений сырья для производства многих видов строительных материалов. В то же время область располагает достаточными запасами песчаногравийного материала, глинистого сырья, природного для выпуска кирпича, строительной керамики, черепицы, дренажных труб.

4. ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА.

      Население и трудовые ресурсы

В настоящее время численность населения в регионе составляет свыше 930 тыс. человек. Население области многонационально. В области проживают граждане около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается резкий спад естественного прироста населения.

В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не стимулируют увеличения количества детей в семье, а следовательно, нужно быть готовым к низкому уровню рождаемости в течении достаточно длительного времени.

Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,2 – 20,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.

Численность экономики активного населения области в последние годы сокращается. Количество занятых в различных секторах экономики только за последние три года сократилось на 35,3 тыс. человек.

Наибольшее сокращение численности работающих в период с 1992 по 1996 год произошло в промышленности: с 122,2 до 90,4 тыс. человек, то есть на 26%.

В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Число лиц, получивших статус официального безработного, с 1992 по 1996 год увеличилось почти на 24 тыс. человек.

Основная часть безработных – женщины. В 1992 году женщины составляли 80% от общего числа безработных, в 1995 году – 64%. Каждый третий безработный – молодежь в возрасте 16-29 лет.

Основную тяжесть реформ несут низкодоходные группы населения. Финансовые и материальные ресурсы, которые были до начала 1992 года, исчерпаны. Не было предпринято реальных шагов по реформированию отраслей социальной сферы. У многих граждан, из-за непоследовательности проводимых экономических реформ, усиливается ностальгия по прошлому.

4.2 Природно-сырьевые ресурсы

Весь комплекс полезных ископаемых обусловлен геологическим строением территории Калининградской области, расположенной на восточном склоне Балтийской впадины северо-западной части Русской платформы. Наиболее перспективны месторождения нефти. Нефть высококачественная: легкая, малосмолистая и смолистая, парафинистая. Всего открыто 14 нефтяных месторождений.

С пятью месторождениями нефти связаны месторождения попутного горючего газа. В 1984 году годовая добыча достигла 1,53 млн. тонн. В настоящее время добывается 750-760 тыс. тонн нефти.

В 1954 году в регионе обнаружена каменная соль. Запасы каменной соли Гусевского месторождения, составляют – 16 млрд. Тонн. Географическое положение области создает реальные перспективы освоения месторождения и поставки соли в северо-западный экономический район Российской Федерации, страны Прибалтики и Скандинавские страны. Соли бассейна могут быть использованы и как сырье для химической промышленности (хлор, каустическая и кальцинированная сода).

Из важных ископаемых, разведанных в области, следует отметить фосфориты. Фосфориты, наряду с такими элементами, как калий, железо, марганец, являются важнейшим источником жизнедеятельности растительного и животного мира. Фосфорные минеральные удобрения имеют большое значение в повышении плодородия сельскохозяйственных земель. К важным полезным ископаемым в регионе относится янтарь. Запасы янтаря Калининградской области составляют 90% всех мировых запасов.

Хорошо разведаны запасы бурого угля. Угли пригодны как энергетическое сырье, сырье для комплексной переработки с целью производства горного воска, углещелочного реагента, углегуминовых и органо-минеральных удобрений, топливных брикетов и других продуктов углехимии.

В регионе богатые месторождения кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийного материала. Глины пригодны в качестве сырья для приготовления обыкновенного и пустотелого кирпича. Песчано-гравийный материал используется для получения фракционного гравия и производства щебня, а также для строительства и ремонта автомобильных и железных дорог.

В области разведаны многочисленные залежи торфа. Суммарные запасы месторождения торфа – 2,5 -3,0 млрд. м3 . В небольшом количестве торф экспортируется в другие страны.

На суше, а также на дне Балтийского моря известны проявления железных руд, цветных и редких металлов.

      Проблемы развития социальной сферы

Калининградская область по общественному показателю, характеризующему потенциал материально-технической базы социальной инфраструктуры (фондооснащенность на одного жителя), находится на одном из последних мест среди регионов Российской Федерации.

Система здравоохранения области представлена 106 медицинскими учреждениями (больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты), 81 санаториями и учреждениями отдыха. В здравоохранении работают 3,6 тыс. врачей всех специальностей и 9,6 тыс. среднего медицинского персонала.

Обеспеченность населения области врачебными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами всех специальностей и средним медицинским персоналом меньше, чем в среднем по России.

Значительная часть больниц, медицинских учреждений области располагается в довоенных зданиях, которые требуют проведения капитального ремонта, около 20-25% подлежит сносу. Основные задачи в сфере здравоохранения области, заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые позволят повысить качество медицинского обслуживания за счет внедрения новейшего оборудования и новых методов лечения, укрепления материально-технической базы.

В Калининградской области функционирует 455 детских дошкольных учреждений, 395 государственных дневных общеобразовательных школ, 9 лицеев и 4 гимназии, 24 профессиональных технических учебных заведения, 13 средних специальных учебных заведений (статус колледжа имеют 8), 5 высших учебных заведений.

В детских дошкольных учреждениях численность дошкольников снизилась с 48,4 (1990 г.) до 30,6 тыс. человек (1996 г.), что объясняется высокой стоимостью мест и неспособностью родителей оплатить услуги за содержание детей.

В295 государственных дневных общеобразовательных школах обучается 133,2 тыс. учащихся. В последние годы возрастает нагрузка на одно учебное место и все больше детей обучаются во вторую и третью смены.

В трех высших учебных заведениях обучалось 13,4 тыс. студентов. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в области сокращается т.к. расширяется практика платного обучения. В 1995-1997 годах резко возросло число вузов, в которых ведется подготовка специалистов-экономистов.

В настоящее время в области работают 323 массовых библиотеки, в которых насчитывается 6,8 млн. экземпляров различных книг и журналов. Открыто 9 музеев, 3 профессиональных театра.

Среди приоритетных проблем социального развития области, важная роль отводится проблеме жилищного строительства. В период с 1961 по 1991 год в Калининградской области в эксплуатацию введено 7,98 млн. кв. метров общей площади жилья. За 1991-1995 годы введено 1,38 млн. кв. метров.

      Финансовый потенциал

Финансовые ресурсы региона состоят из средств консолидированного бюджета области и внебюджетных фондов, части средств, предприятий различных форм собственности, средств населения, кредитных ресурсов банков, валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, а также иностранных инвестиций в создание совместных предприятий, других видов деятельности.

Финансовый баланс рассчитывается по всей вертикально-административной цепочке. Баланс разрабатывается с целью отражения интересов области и увязки их с интересами Федерации в целом, обеспечения финансирования всех мероприятий комплексного социально-экономического развития, установления финансовых взаимоотношений с федеральным центром. Финансовый баланс, по сути, отражает характер межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами Федерации.

Основой для составления финансового баланса служат действующие законодательства, правительственные нормативные акты, прогнозные расценки.

В зависимости от фонда оплаты труда определяют подоходный налог с граждан, налог на добавленную стоимость, специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, внебюджетные фонды социального назначения (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования, занятости) Налог на прибыль является одним из важнейших доходных источников территориальных бюджетов.

Налог на прибыль, прочие налоги и сборы, остающиеся в распоряжении органов государственной власти и управления области, представляют собой финансовые ресурсы консолидированного бюджета.

Средства, выделяемые области из федерального бюджета и централизованных внебюджетных фондов, составляют 17-23% общих доходов территориальных ресурсов.

В настоящее время взносы средств области в федеральный бюджет и централизованные государственные фонды меньше, чем поступления из федерального центра.

Доходы консолидированного бюджета области за 1996 год составили 1471,8 млрд. рублей. Основными отраслями хозяйственного комплекса области, формирующие налоговые доходы бюджета, в 1996 году являлись торговля, материально-технического снабжения и сбыт, строительство, топливная промышленность и электроэнергетика. Роль банковской сферы, рыбной и легкой промышленности незначительна.

С 1995 года снизилась платежная дисциплина в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. В 1996 году произошло резкое увеличение задолженности во внебюджетные фонды

Структура денежных доходов и расходов населения в 1992-1996гг. претерпела существенные изменения. Доля доходов предпринимательской деятельности, от собственности возросла более чем в четыре раза. Пенсии, пособия и стипендии превысили 23% всех доходов. Вместе с тем резко сократилась роль заработной платы.

Сбережения населения во вкладах и ценных бумагах, расходы на покупку валюты в 1996 году достигли 25-29% всех доходов. При этом на покупку валюты граждане в 1996г. израсходовали 1200 млрд. рублей (24-25%) всех доходов.

      Развитие предпринимательства Калининградской области.

Социально-экономические проблемы региона в значительной мере могут быть решены за счет интенсивного развития предпринимательства.

На начало 1998 года в Калининградской области было зарегистрировано более 40 тысяч действующих субъектов малого предпринимательства. Общая среднесписочная численность работающих на малых предприятиях достигает 90 тысяч человек. Лидирующее положение по численности работающих занимают предприятия частной формы собственности. На предприятиях государственной и муниципальной формы собственности численность работающих в 1997году увеличилась на 2,5% по сравнению с 1996годом, численность работающих на предприятиях смешанной формы собственности также увеличилась и составила 21,3% в 1997году, что на 11% больше, чем в 1996г. Малые предприятия решают важную социально-экономическую задачу – сглаживают негативные последствия структурной перестройки хозяйственного комплекса.

Несколько иначе, развивалась тенденция совместного предпринимательства (СП) в Калининградской области.

На начало 1998 года в регионе действовало чуть долее 300 СП.

Учредителями большинства совместных предприятий стали фирмы Германии, Польши и Литвы.

Наиболее крупными по объему инвестиционных средств являются СП с участием вирм Франции (более 40 млн. деноминированных рублей на начало 1998 года), Швеции (почти 14 млн. рублей) и Великобритании (11 млн. рублей). Общий же уставной капитал Калининградских СП составил на начало 1998 года 110 млн. деноминированных рублей.

Средняя доля иностранного участия в СП составляет 70%. Для консалтинга, науки и научного образования, жилищно-коммунального хозяйства, химической и нефтехимической промышленности характерно создание предприятий со стопроцентным иностранным участием. СП в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения отличаются незначительным участием инофирм – как правило, менее 30%.

Большинство СП являются малыми предприятиями – средняя численность работающих составляет всего 14 человек.

Большая часть Калининградских СП специализируется на торговле 126 СП из 311, в сфере промышленности занятно всего 20% предприятий.

Для Калининградской области характерна, кроме того, и более тесная, чем для большинства других регионов, зависимость развития совместного предпринимательства от наличия либо отсутствия льготного режима хозяйствования, так как при прочных равных условиях хозяйствования с другими регионами страны эксклавный регион будет менее привлекателен для иностранных инвесторов, поскольку он отрезан от большей части рынка границами с другими государствами, что приводит к дополнительным трудностям и затратам как при снабжении предприятия, так и при сбыте готовой продукции.

4.6 Интеграция и кооперация хозяйственного комплекса области

Хозяйственный комплекс области до 1992 года развивался в тесной взаимосвязи с экономикой бывшего СССР. Функционирование основных отраслей промышленности машиностроения, рыбного, и целлюлозно-бумажного комплекса, а также сельского хозяйства практически полностью зависело от вывоза, поставок в область различных материально-технических товаров, энергетических ресурсов, лесов, метала, нефтепродуктов.

После распада СССР область оказалась территориально изолированной от Российских регионов. В результате с 1992 года произошли значительные изменения в поставках в область и вывоза из области продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления. Уровень интеграции с регионами России в 1992-1996 годах сократился при одновременном его росте с Прибалтийскими государствами, Польшей и Белоруссией.

В настоящее время область поставляет в регионы России в основном продукцию рыбной и легкой промышленности, отчасти целлюлозно-бумажной.

Внешнеэкономическая деятельность 1992-1996 годах характеризовалась устойчивым ростом. По уровню внешнеторгового оборота область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Доля внешнеторгового оборота области в общероссийском обороте увеличилась с 0,2 (1992) до 0,9 (1996 год).

В настоящее время Польша является одним из самых активных зарубежных партнеров калининградской области. В 1996 году товарооборот Польши и области составил около 200 млн. долларов. Открыто регулярное железнодорожное и автобусное движение между Калининградом и польскими городами.

Расширяются связи и со странами Северной Европы. В 1994-1996 гг. Швеция, Дания и Финляндия начали занимать ведущие позиции среди внешних экономических районов. Швеция и Дания финансировали разработку проекта по структурной перестройке экономики области “Калининград-2000”. Дания сотрудничает в области энергетики, экологии, в подготовке кадров.

В мае 1997 года Калининградский государственный университет провел международную научно-практическую конференцию “Роль Калининградской области в развитии экономических связей между Россией и странами европейского союза ”.

4.7 Актуальные проблемы и главные пути развития региона

После распада СССР в целях смягчения кризисных явлений в экономике и социальной сфере области, Президентом и Правительством РФ принимаются ряд решений .Принят федеральный закон « Об особой экономической зоне в Калининградской области» (ОЭЗ). Подготовлена федеральная программа развития ОЭЗ до 2005 года. Но, к сожалению, для многих решений федерального центра характерна непоследовательность, противоречивость. Вначале устанавливаются льготные налоговые условия для хозяйствующих субъектов региона, затем они отменяются.

Проблемы развития региона разделяются на три основные группы:

    первая группа – общеэкономическая проблемы, высокая инфляция экономики, значительный налоговый пресс, низкая государственная инвестиционная активность, снижение жизненного уровня, расслоение граждан по уровню доходов, безработица.

    вторая группа – общие региональные проблемы, которые связаны с геополитическим положением области

    третья группа – проблемы конкретных предприятий и организаций: изношенность основных производственных фондов, дефицит финансовых ресурсов, оторванность от основных поставщиков и потребителей.

Главной причиной критического состояния экономики региона стал обвальный спад производства, который по-прежнему продолжается в ведущих отраслях экономики. На 1996 год спад в целом в промышленности составил 9%, в машиностроении – 15%, в легкой промышленности – 29%, пищевой – 30%, производстве стройматериалов – 26%. Потенциальную угрозу экономике представляет разрушение научно-технического потенциала.

Наибольшую угрозу для экономики представляет прогрессирующая криминальная экономика, которая выражается главным образом в уклонении от уплаты налогов.

В июне 1991г. Председателем Верховного Совета РСФСР принимается распоряжение « О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области» (СЭЗ). В соответствии с распоряжением Калининградской области предоставляется статус СЭЗ «Янтарь» с льготным налоговым и таможенным режимом, упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания иностранных и совместных предприятий.

Цель создания СЭЗ «Янтарь» – это ускорение решения задач социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, развитие производства экспортной и импортной продукции.

Предприятия, создаваемые в СЭЗ «Янтарь» с участием иностранных инвестиций , регистрируются Комитетом по развитию СЭЗ «Янтарь». Иностранным инвесторам гарантируется право перевода за границу полученной ими иностранной валюты после уплаты налогов. Экспортируемые товары, произведенные на территории СЭЗ «Янтарь», и импортируемые товары, используемые для производства продукции и реализации на территории СЭЗ, освобождаются в установленном порядке от уплаты таможенной пошлины.

Финансирование развития объектов социальной и производственной инфраструктуры может осуществляться за счет бюджетных ссуд, предоставляемых на льготных условиях.

Но из года в год не выполнялось задание по финансированию централизованных капвложений, предусматриваемых на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образование, коммунальное хозяйство и т.д.). В 1993-1995гг. на эти цели было выделено всего 33% от планируемой суммы.

В то же время – это особенно отрадно – 29 сентября 1997 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1259 утверждена федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 гг. В программе выделены стратегически важные отрасли, к которым в настоящее время отнесены транспортный, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, сфера связи и телекоммуникации.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стратегические направления социально-эконо-мического развития Калининградского региона.

Если внимательно проанализировать ситуацию по развитию экономики региона после 1992 года, то становится очевидно, что развиваться в самостоятельно экономика этого региона не сможет.

С начала 90-х годов по настоящее время основой при разработке концепции стратегического развития области были две идеи. Первая идея – повышение экономической и политической самостоятельности региона, расширение полномочий органов государственной власти области. Вторая – федеральный центр обязан значительно больше выделять финансовых ресурсов для решения не только проблем уровня федерации, но и региональных. Идея экономической самостоятельности проявлялась в различных формах: региональный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, повышение статуса области, создание режима особой экономической зоны на территории всей области.

Наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. Для этго предстоит реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

Для приведения рыночных структур региона в соответствие с реформированием экономики и новыми геополитическими условиями необходимо:

    единство общегосударственных политико-экономических интересов федерального центра и региона. Четкая регламентация прав и ответственности федерального центра и региона на период проведения экономических преобразований в стране

    в качестве второго стратегического направления в области реформирования и функционирования региональной экономики следует считать проведения структурной перестройки народнохозяйственного комплекса региона.

В связи с этим необходимо обеспечить развитие приоритетных отраслей региона, увязав процесс приватизации и структурной перестройки отраслей в единое целое.

    создать в регионе разветвленную рыночную инфраструктуру, поддерживать и развивать малое предпринимательство. По предварительным расчетам при создании благоприятных условий и интенсивном развитии малое предпринимательство может стать в ближайшее время доминирующем, способствуя при этом выходу экономике из кризиса.

Перечень проблем, с которыми Калининградский регион России столкнулся в процессе перехода к рыночным отношениям, можно продолжить и дальше, но ясно одно – без четкого определения стратегического выбора невозможно реанимировать экономику региона и России в целом, и последующий ход политико-экономических преобразований в России заставит органы государственного управления кардинальным образом пересмотреть свой подход к самому западному региону.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика, Калининград 1998 г.

    Концепция социально-экономического развития Калининградской области М. 1995 г.

    Костомаров В., Балтийский регион и параметры безопасности., Янтарный край 1993 г.

    Лавров С., Приходько С., Проблемы создания зон совместного предпринимательства. Вопросы экономики 1990 №6.

    Рекреационный комплекс Калининградской области., Калининград 1993 г.

    Федоров Г.М., Экономическое и социальное развитие Калининградского региона и зарубежных постсоциалистических стран Балтийского региона., Калининград 1996 г.

Таблица №1

Удельный вес выпуска отдельных видов продукции Калининградской области в общих объемах производства по Российской Федерации

Продукция

1991

1996

Целлюлоза

4,2

4,1

Кирпич строительный

0,4

0,2

Железобетонные изделия

0,2

0,1

Улов рыбы, морепродуктов

9,8

6,4

Валовый сбор зерна

0,5

0,3

Производство мяса

0,7

0,6

Производство молока

1,0

0,7

Таблица №2

Основные показатели производственной деятельности предприятий рыбопромышленного комплекса

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Объем продукции, млрд. руб.

1,34

16,7

99,2

214,3

449,8

-

Улов рыбы,морепродуктов,тыс. тонн

683,4

410,1

216,6

215,4

212,6

231,6

Выпуск пищевой рыбной продукции ции, вкл. Консервы, тыс. тонн

403,7

311,9

209,2

193,7

176,5

199,6

Выпуск рыбных консервов, млн. усл. Банок

205,1

104,0

64,6

45,6

45,5

48,5

Прибыль (+), убытки (-), млрд. руб.

0,2

1,37

-0,05

-53,0

-93,2

-

Таблица №3

Объемы производства в машиностроении Калининградской области

Продукция, шт.

1991

1996

Погрузчики

1698

50

Краны башенные

63

1

Оборудование электросварочное

5621

410

Электродвигатели маломощные, тыс. шт.

1703

29

Катки дорожные

1000

55