Представления об идеальном обществе в произведениях социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)

План:

1) Утопический социализм и его основные черты.

2) Деятельность Р.Оуэна.

3) Учение А.Сен-Симона.

4) Учение Ш.Фурье.

 11) Утопический социализм и его основные черты.

Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово

"социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела

свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и соци-

ализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" дан-

ной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно

обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-

ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко-

рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих

неравенство в распределении собственности и доходов ,- порядка ,в ко-

тором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием

"утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-

ной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в буквальном пе-

реводе с греческого оно означает - "место ,которого нет".Словом "уто-

пический" характеризуют идеи и представления ,осуществление которых

либо невозможно,либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объ-

ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями

19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-

лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ

жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс-

тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы-

чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости

социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический

идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс

европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии

благополучия были представлены всем.

 12) Деятельность Роберта Оуэна.

Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шот-

ландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабо-

чего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение пенсий по

болезни и старости,запрещение детского труда,организации шко-

лы,ясель,детского сада для детей рабочих.

Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого по-

ложения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная собс-

твенность и деньги.Он полагал ,что необходимо упразднить деньги,заме-

нить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся тру-

довые общины,в которых средства производятся всем, а материальные бла-

га распределяются по потребностям.

В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в

США.В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент

провалился,Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию,где он делал

все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов

и государственных деятелей.

 13) Учение А.Cен-Симона.

А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристок-

ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего

общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного

устройства.

А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",под-

метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано-

вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил

на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для

общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих

крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.

Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-

цию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабо-

чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой

промышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном

взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде-

ления материальных благ по потребностям.

А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит

через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать

рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную

собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.

 14) Учение Шарля Фурье.

Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-

лярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники

знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в

России.

Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-

ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та-

кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова-

тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.

Он выдвинул проект создания _ производственно-трудового объединения  . -

"фаланги".Люди вне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и

промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от вре-

мени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,горо-

дом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по тру-

ду,талантам и вложенному капиталу.

Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины

19 века.Легко заметить то общее ,что было в них:критика современного

строя основанного на погоне за прибылью ,сочувствие трудящимся,стрем-

ление облегчить их жизнь,распределение по потребностям или по тру-

ду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в

идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.