География религий, влияние религий на мировые проблемы

Введение.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить своё отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что в истории народов мира религия занимает важное место, и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов.

С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носили религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, живопись и т. д.

Религия – это и политика. Крестоносцы с именем Бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире её надо изучать.

Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Но существуют три основные мировые религии. Это христианство, ислам и буддизм.

В данном реферате поставлена цель – показать географию различных религий, т. е. какие религии исповедуются в различных частях земного шара, а также изучить влияние религий на мировые проблемы.

Раздел I.

География религий в различных регионах мира.

1. Зарубежная Европа.

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения (I в. н. э.). Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ограничивалось районом Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII в. в.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-Восток - за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., ещё больше осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились ещё протестанты. Протестантизм – одно из главных направлений христианства, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всём Севере.

С той поры география различных религиозных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает в североевропейских странах (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия), а также в отдельных странах Западной и Центральной Европы (Великобритания). В таких же западно - и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедуют примерно половина населения.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) большинство населения- католики. Католики образуют также половину населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди населения Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция).

Ислам распространён в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в Европейской части Турции к этой религии относится большая часть населения.

Рассмотрим распространение вероисповеданий в различных странах Зарубежной Европы.

1.1 Финляндия.

Христианство проникло в Финляндию в XII веке. В эпоху Реформации в этой стране распространилось лютеранство, которое исповедует 90% населения. Большинство лютеран- члены Финской евангелическо-лютеранской церкви. Имеются также последователи Лютеранской конгрегации Швеции (2 тыс.) и Свободной ассоциации евангелическо-лютеранских конгрегаций Финляндии (ок. 1 тыс.). В качестве самостоятельной организации выступает Финская свободная церковь (11 тыс.). Небольшие группы образуют пятидесятники (40 тыс.), последователи Армии спасения, свидетели Иеговы (12 тыс. полноправных членов), адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты (2 тыс.), методисты (2 тыс.). Имеется также группа мормонов (4 тыс.).

Второй по числу последователей церковной организацией в стране является Финская православная церковь (54 тыс.), которая, однако, намного уступает лютеранской церкви. Католиков в Финляндии 3 тыс. Есть также иудаисты (1 тыс.), мусульмане (ок. 1 тыс.), бехаисты.

1.2 Бельгия.

Христианизация Бельгии проходила с конца VII в. В настоящее время большинство населения в стране - католики (примерно 90% всего населения). Число протестантов невелико. В стране действует Объединённая протестантская церковь Бельгии (35 тыс. последователей; создана в 1978 году в результате объединения лютеранской по вероисповеданию Протестантской церкви Бельгии, Реформатской церкви Бельгии и бельгийского округа Реформатских церквей в Нидерландах), Бельгийская миссионерская христианская церковь (10 тыс. последователей), Бельгийская евангелическая миссия (2 тыс.), Методистская церковь (2 тыс.), пятидесятнические Ассамблеи Бога (1 тыс.). Имеются также адвентисты седьмого дня (1 тыс.), баптисты, англикане, последователи Армии спасения и др. Есть в Бельгии и иудаисты (41 тыс.). Среди живущих в Бельгии иностранцев 20 тыс. православных и 60 тыс. мусульман.

1.3 Греция.

Греция, подобно Италии, очень рано восприняла христианство. Общины христиан появились на её территории уже в I в. н. э., а во II-III в. в. новая религия распространилась по всей стране. В XI в, после раскола христианской церкви, Греция стала оплотом её восточной ветви- православия. Сейчас Греческая православная церковь является в Греции государственной. Она объединяет 97% населения страны. Католицизм не получил в Греции широкого распространения, его поддерживает лишь 47 тыс. человек, включая 2,5 тыс. греко-католиков и 0,6 тыс. армяно-католиков. Большинство католиков живёт на Накосе, Сиросе, Тире и других Кикладских островах, а также на острове Керкире (Корфу). В стране есть армяно-григориане (9 тыс.), а также протестантские группы. Это приверженцы пресвитерианской по своему характеру Греческой евангелической церкви (15 тыс.), пятидесятники (2 тыс., главным образом последователи Ассамблей Бога), сторонники восточного миссионерского общества (1 тыс.) и др. Имеются также свидетели Иеговы (8 тыс.). Сохранилась в Греции и группа мусульман (108 тыс.). Ислам исповедуют небольшая часть греков во Фракии и на острове Родос, турки и часть албанцев. Иудаистов- 6 тыс.

2. Зарубежная Азия.

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространён ислам. Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йемену, Оману, ОАЭ, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану.

В подавляющем большинстве этих стран ислам распространён в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йемене. Немусульманскими в этом районе являются лишь две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, где большинство жителей исповедуют иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины населения составляют христиане.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш)- ислам, на юге и севере (в Шри-Ланке, Бутане, частично в Непале)- буддизм (в Шри-Ланке - в форме тхеравады, а в остальных странах в форме махаяны).

В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона. В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди населения преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам). Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Малайзии, Индонезии, Брунее – ислам, на Филиппинах – христианство.

В Восточной и Центральной Азии население исповедует несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой. Это буддизм в форме махаяны – во всех странах (Китай, Монголия, Корея, Япония), конфуцианство – в Китае и Корее, даосизм – в Китае, синтоизм – в Японии.

Рассмотрим характеристику религиозного состава населения некоторых отдельных стран Зарубежной Азии.

2.1 Турция.

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь ранее христианство. В настоящее время, подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространён шафиитский толк суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний – шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда(7 тыс., главным образом левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живёт в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

2.2 Саудовская Аравия.

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии (99%) исповедует ислам. В разных частях страны эта религия представлена своими различными формами. 9/10 всех мусульман – сунниты. В центральной части государства – Неджде – почти всё население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе, в Хиджазе, преобладает шафиитский толк суннизма. На юго-западе, в Асире, большинство населения придерживается суннизма шафиитского толка. Сунниты преобладают и в Восточной провинции (Эль-Хаса). Однако в этой провинции живёт и большая группа шиитов (около трети населения). Среди шиитов Саудовской Аравии много выходцев из других стран (персов, йеменцев, пакистанцев, индийцев). Немусульман в Саудовской Аравии мало. В городе Джидда (Хиджаз) имеются небольшие группы иудаистов, православных (греки), протестантов (американцы и англичане) и католиков (итальянцы и др.; общая численность в стране – 13 тыс.).

2.3 Непал.

В расположенном в Гималаях государстве Непал, 90% населения страны исповедует индуизм, 5% - буддизм (в форме махаяны и её разновидности - ламаизма), 3% - ислам. Индуизма придерживаются подавляющее большинство индоарийских народов, а также магары, гурунги, часть неваров, раи, лимбу. Многие невары и таманги – буддисты-махаянисты, бхотии, шерпы, часть раи, лимбу и тамангов – буддисты ламаисты. Среди выходцев из Индии встречаются джайны (9 тыс.). Есть немного людей, придерживающихся племенных верований. Христиан в Непале очень мало (4 тыс.).

3. Африка.

В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.

Местные традиционные культы и религии – это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные души и духи), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая сверхъестественная сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определённых социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родоплеменные и национально-государственные.

Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Объектом почитания, как правило, являются прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписывают сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий. Эти культы характерны для тех народов, у которых сохраняются различные формы родоплеменных укладов (например, у готтентотов, гереро и др.). Для народов с развитой или складывающейся государственностью (зулусы, йоруба, акан и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, ритуалы и т. д., которые обычно связывают с этапами жизни человека.

Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети населения Африки (130 млн.). Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% населения этого региона. Более половины сосредоточено в Западной Африке.

Ислам – религия, принесённая в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоёвана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер. Полная исламизация Северной Африки заканчивается к XII в. К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось на всю Тропическую Африку, где ислам начал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространён главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами).

Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства). Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии – глава тиджанитов и т. д.

Представителей второго направления в исламе – шиизма в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы – выходцы с Индостанского полуострова, и в меньшей степени местное население.

Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причём в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем по побережью Северной Африки. В начале IV в. среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви.

С XV в., с приходом завоевателей-португальцев в Африке начинается новый период распространения христианства, но уже западного направления.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них – выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики – свыше 38% (33 млн.), протестанты – около 37% (31 млн.), монофизиты – более 24% (20 млн.), остальные – православные и униаты. Больше всего христиан сконцентрировано в странах восточной Африки – свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвёртую часть населения региона, причём здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан – монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живёт пятая часть всех африканских католиков. Более чем по два миллиона из них в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны – ЮАР (27%) и Нигерию (22%). Примерно по одному миллиону проживает в Заире, Гане, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.

Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается 1,1 млн. – около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР – более трети, а в Кении – десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки.

Из других южно- и восточно-азиатских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм – 25 тыс. приверженцев, джайнизм – 12 тыс., буддизм и конфуцианство – 25 тыс. человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки.

Рассмотрим религиозный состав населения некоторых африканских стран.

3.1 Алжир.

В Алжире ислам – государственная религия. Более 99% населения страны являются сторонниками суннитского направления. Среди части алжирских мусульман получили распространение суфийские ордена. Среди берберов оазисов Мзабы (в районах городов Уаргла и Гардая) есть сторонники секты ибадитов, известные здесь как мозабиты (около 50 тыс.). Христиан менее 70 тыс., все они европейцы. Из них более 60 тыс. – католики (французы и итальянцы). Протестантов несколько тысяч человек – методисты, реформаторы и адвентисты седьмого дня. В городах Алжира проживает около 4 тыс. евреев, среди которых много сторонников иудаизма.

3.2 Мозамбик.

В республике Мозамбик свыше 70% населения придерживаются традиционных религий. Христианство исповедуют около 20% жителей. Их третья часть сосредоточена на юге страны, остальные – главным образом по побережью. Католиков более 1,4 млн. (18%). Протестантов менее четверти миллиона (2%). Наиболее многочисленны методисты, англикане, назаряне, затем адвентисты седьмого дня, пятидесятники пресвитериане, баптисты, конгрегационалисты, евангелисты и др. Ислам исповедуют около 10% населения (0,8 млн. человек). Преобладает суннитское направление шафиитского мазхаба, среди иностранцев есть ханифиты. Мусульмане сосредоточены на севере страны. Индуистов – около 10 тыс., все они являются выходцами с полуострова Индостан.

3.3 Ботсвана.

В республике Ботсвана большая часть местного населения придерживается родоплеменных религий (свыше 78%). Христианство исповедуют свыше 170 тыс. человек (четверть жителей), из них большинство – приверженцы протестантизма (более 145 тыс., или 22 %). Самые многочисленные, насчитывающие по несколько десятков тысяч сторонников, - конгрегационалистская, лютеранская и реформаторская церкви. Небольшие общины составляют пресвитериане, англикане, методисты, адвентисты седьмого дня. Католиков около 25 тыс. (3%). Из Зимбабве и ЮАР распространили своё влияние некоторые христианско-африканские секты, приверженцев которых в Ботсване насчитывается до 15 тыс. (2, 5%).

4. Америка.

До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживалось различных местных культов. Среди многих индейских народов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли магические представления. Существовала также вера в некую безличную силу, напоминающую меланезийскую мана. Однако наиболее характерной для доколумбовой Америки была вера в души и духов. Немалое распространение получил у индейцев культ природы, различные культы, связанные с их хозяйственной деятельностью, а также культ предков.

У более цивилизованных индейских народов, у которых сложилась государственность (ацтеки, майя, инки и др.), существовали более высокие формы религиозных верований. Среди духов и божеств стали различать высших и низших. Большое развитие получило жречество.

Со времени европейской колонизации (т. е. с конца XV в.) в Америку стало постепенно проникать христианство. В Среднюю и Южную Америку, где орудовали испанские и португальские конкистадоры, христианство проникало в форме католицизма, в Северной же Америке, находившейся под контролем англичан, французов и голландцев, наряду с католицизмом внедрялся и протестантизм.

В настоящее время подавляющее большинство населения Америки – христиане. В Южной Америке резко преобладают католики. Они составляют большинство населения во всех странах, за исключением Фолклендских островов, где распространён протестантизм, а также Гайаны и Суринама, отличающихся разнообразием религиозного состава. Католицизм является основной религией также во всех странах Центральной Америки и в Мексике. В Вест-Индии от острова к острову религиозный состав заметно варьируется. В странах, ранее принадлежащих Испании и Франции (Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика, Гаити и др.), а также в нынешних французских колониях (Гваделупа, Мартиника) большинство жителей придерживается католицизма, в странах же, длительное время находившихся под господством Великобритании (Ямайка, Барбадос и др.), основная масса жителей – протестанты. В США и Канаде много и протестантов и католиков, однако, первое место по численности приверженцев принадлежит в этих двух государствах всё же протестантизму.

Последователей местных культов осталось в Америке сравнительно немного, причем число их всё время сокращается (за счёт новообращенных в христианскую веру). Традиционные верования сохранились главным образом в глухих, изолированных районах. В то же время во многих населённых индейцами и неграми районах сложились синкретические культы, сочетающие элементы христианства и старых верований.

Рассмотрим религиозный состав населения в некоторых американских странах.

4.1 Мексика

Подавляющее большинство населения Мексики (96%) – католики. Протестанты образуют около 2% населения, среди них больше всего пятидесятников – свыше 1 млн. и пресвитериан (127 тыс.). Имеются также последователи Свободных церквей (70 тыс.), адвентисты седьмого дня (100 тыс.), методисты (70 тыс.), баптисты (36 тыс.), приверженцы Епископальных церквей (9 тыс.), назаряне (30 тыс.), последователи Паломнической церкви святости (30 тыс.), лютеране (8 тыс.), приверженцы Мексиканской индейской миссии, меннониты. Кроме того, в стране живёт 37,5 тыс. иудаистов и небольшое число бехаистов.

4.2 Бразилия.

В Бразилии, крупнейшей латиноамериканской стране, католики составляют большинство населения (92 %). Протестантов в этой стране свыше 10 млн. человек. Наиболее крупную группу образуют пятидесятники (5,8 млн.). Кроме того, имеются баптисты (1,1 млн.), лютеране (815 тыс.), пресвитериане (807 тыс.), конгрегационалисты (77 тыс.), методисты (94 тыс.), адвентисты седьмого дня (300 тыс.), приверженцы Бразильской епископальной церкви (45 тыс.), реформаты (12 тыс.), меннониты (9 тыс.), приверженцы Армии спасения. Иудаистов в стране 150 тыс. В стране имеются также буддисты и бехаисты.

4.3 Гватемала.

Католицизм исповедует большая часть населения. Из протестантов представлены баптисты (16 тыс.), пресвитериане (36 тыс.), разные группы пятидесятников (127 тыс.), адвентисты седьмого дня (25 тыс.), назаряне (15 тыс.), лютеране (3 тыс.), методисты (2 тыс.), англикане и др. Имеются также мормоны. Иудаистов – 2 тыс. человек. В стране живёт небольшое число бехаистов.

4.4 Панама.

Католики составляют 87% населения. Крупнейшей протестантской группой являются пятидесятники. Их насчитывается 33 тыс. Немало приверженцев Протестантской епископальной церкви (15 тыс.). Есть также адвентисты седьмого дня (13 тыс.), методисты (5,5 тыс.), баптисты (9 тыс.) и другие протестанты, а также немного иудаистов (2 тыс.) и бехаистов.

4.5 Боливия.

В Боливии основная часть населения (95%) – католики. В стране проживает 176 тыс. протестантов. Наиболее многочисленны из них адвентисты седьмого дня (50 тыс.), баптисты (8 тыс.), методисты (10 тыс.), последователи Ассамблей Бога (20 тыс.), назаряне (8 тыс.). Иудаистов в Боливии 750 человек. Имеются также бехаисты.

5. Австралия и Океания.

К моменту проникновения европейцев в Австралию и Океанию население этой части света придерживалось различных местных культов. Наиболее распространёнными верованиями были культ природы, тотемизм, фетишизм, почитание умерших, а также вера в различные духи и души.

Традиционные верования в большей части Австралии и Океании были вытеснены христианством, которое стало распространяться вслед за проникновением колонизаторов. Раньше всего миссионерская работа была начата на Марианских островах. Уже во второй половине XVII в. на отдельные острова этого архипелага прибыли католические миссионеры, сопровождаемые испанскими солдатами.

Протестантские миссионеры проникли в эту часть света гораздо позже. Первые попытки начать миссионерскую работу в Океании были предприняты протестантскими миссионерами лишь в конце XVIII в., когда отдельные проповедники высадились на островах Тонга и Общества. Однако широкое развитие деятельность миссионеров (как протестантских, так и католических) получила лишь в XIX в., когда они обосновались на всех более или менее значительных океанийских островах и атоллах.

В настоящее время подавляющее большинство местного населения Австралии и Океании – христиане. Следует, однако, подчеркнуть, что очень часто принадлежность местных жителей к христианской религии носит весьма формальный характер. Они обычно не вникают в тонкости религиозного вероучения и, кроме того, нередко сохраняют верность своим старинным традициям и ритуалам. Зачастую, особенно среди народов, недавно обращённых в христианство, можно наблюдать своеобразное двоеверие, когда соблюдаются предписания как старой, так и новой религии.

Борьба между протестантами и католиками принесла больше побед первым, чем вторым. Кроме того, и среди иммигрировавших в Австралию и Океанию европейцев протестанты численно преобладали над католиками. В результате протестантизм в этой части света оказался более влиятельным, чем католицизм. В то же время протестанты, как известно, не представляют единства в организационном отношении, а распадаются на значительное число течений и сект. В Австралии и Океании наиболее влиятельны такие протестантские течения, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитерианство, реформаторство, конгрегационализм. Имеются также баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и другие протестантские секты.

Кроме различных течений христианства в Океании и Австралии в результате азиатской иммиграции распространились также такие религии, как индуизм, ислам, буддизм, синтоизм.

Рассмотрим характеристику религиозного состава современного населения отдельных стран Австралии и Океании.

5.1 Австралия.

В Австралии религиозный состав населения обусловлен в первую очередь этническим составом переселенцев, колонизовавших материк. Среди переселенцев были главным образом эмигранты из трёх стран, образовавших Соединённое Королевство: Англии, Шотландии и Ирландии. Каждая из этих трёх групп использовала особую форму христианства. Англичане – в основном приверженцы англиканства, в меньшей степени – методизма; шотландцы – пресвитерианства, ирландцы – католицизма. Соответственно этому англиканство, методизм, пресвитерианство и католицизм сделались четырьмя главными христианскими направлениями в Австралии.

В настоящее время около двух третей населения Австралии – протестанты. Англикане составляют около 30% всего населения, методисты – 7%, пресвитериане – 7%.

В середине 1977 г. методисты, а также подавляющее большинство пресвитериан и конгрегационалистов образовали Объединяющуюся церковь в Австралии (1,5 млн. членов). Из других протестантов наиболее многочисленными являются лютеране, большинство которых являются членами лютеранской церкви Австралии (в этническом отношении это преимущественно немцы), и баптисты. Представлены также члены Церквей Христа (87 тыс.), конгрегационалисты (53 тыс.), последователи Армии спасения (63 тыс.), адвентисты седьмого дня (41 тыс.), свидетели Иеговы (41 тыс.). Имеются и мормоны (19 тыс.). Католики составляют около 30% населения. Православных (греки и др.) насчитывается около 530 тыс. Среди последователей нехристианских религий самую большую группу составляют иудаисты, далее следуют мусульмане, индуисты, буддисты, бехаисты и т. д.

Кочевники, представляющее коренное население внутренних районов Австралии, продолжают придерживаться местных традиционных верований. Оседлые аборигены обращены в христианство. Миссионерскую работу среди коренного населения ведут главным образом англиканская и католическая церкви.

5.2 Фиджи.

На этот архипелаг с начала 30-х годов XIX в. стали проникать протестантские проповедники. С 1844 года развернули свою деятельность и католические миссионеры. В настоящее время население острова Фиджи обращено в христианство. Христиане составляют 51% населения страны. Основная масса фиджийских христиан – протестанты. Наибольшее распространение получил методизм. Имеются также небольшие группы англикан (главным образом живущие на Фиджи англичане), адвентистов седьмого дня, пресвитериан, членов Ассамблей Бога и др. Численность католиков – около 50 тыс. человек. Живёт на Фиджи и небольшая группа мормонов.

Половина современного населения Фиджи – выходцы из Индии и их потомки. В результате на архипелаге получил широкое распространение индуизм (его исповедуют 41% населения) и ислам (8%). Небольшая часть индийцев – сикхи, имеется среди них и группа христиан. Часть живущих на Фиджи китайцев – приверженцы конфуцианства. Большинство же фиджийских китайцев – христиане.

5.3 Тонга.

Ещё в 1797 году на этом архипелаге высадились проповедники Лондонского миссионерского общества. Однако попытка насаждения здесь христианства окончилась провалом. В 1822 г. на Тонга прибыл первый методистский миссионер. Методистам удалось закрепиться на островах.

В настоящее время в этой стране большинство жителей методисты. Это последователи Свободной веслеянской церкви Тонга (47% населения), Свободной церкви Тонга (14%) и Церкви Тонга (9%). Из других протестантов на Тонга есть англикане и адвентисты седьмого дня. Имеются также мормоны. Католики составляют 16% населения. На Тонга имеется также небольшая группа бехаистов.

6. География религий в России, влияние религий на внешнюю политику страны.

Говоря о географии религий в мире, нельзя не упомянуть о географии религий в нашей стране. Россия – страна многонациональная, и среди её жителей есть народы, традиционно исповедующие все три мировые религии – христианство восточной традиции, или православие, ислам и буддизм. В результате большая часть религиозной карты страны выкрашена в три цвета.

Православие традиционно исповедуют славянские народы – русские, украинцы, белорусы. Эта религия распространена во многих регионах страны. Ислам распространён преимущественно в Поволжье, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Северном Кавказе. На Северном Кавказе почти все народы традиционно исповедуют ислам. Исключение составляют лишь осетины, большая часть которых исповедуют православие, пришедшее сюда из Грузии и Византии. Буддизм исповедуют три российских этноса – буряты, калмыки и тувинцы, соответственно буддизм распространён в местах проживания этих народов – в республиках Бурятия, Калмыкия, Тува. Буддийские общины есть и в различных городах и районах европейской части России, в Сибири.

Наряду с перечисленными вероисповеданиями в России есть и такие христианские конфессии, как католичество, протестантизм. Распространение получил также иудаизм. На севере Сибири и на Дальнем Востоке часть населения (чукчи, эскимосы, коряки, часть ненцев, хантов и др.) придерживаются традиционных верований, которые тесно связаны с их повседневным бытом и занятиями, с окружающей природой. Чаще всего эти верования носят форму шаманства.

Как и во всём мире, в России возникают новые, внеконфессиональные религии и культы.

Религия сыграла важную роль в истории, культуре России, в формировании её государственности. Поэтому даже те, кто считают себя атеистами по рождению, по религии своих предков принадлежат к определённой религиозно-культурной традиции – совокупности обычаев и обрядов, идей и ценностей, норм поведения, имеющих в том числе и глубокие религиозные корни, составляющих основу самосознания каждого человека и народа.

Российская Федерация – это светское (не религиозное) государство, но Россия и самая крупная православная страна, поэтому на ней лежит особая ответственность за судьбу православия во всём мире. В то же время Россия – страна многих религий, и уважительное отношение к людям, исповедующим другую религию (а также и к неверующим, атеистам), - необходимое условие нормального развития нашей страны.

Религиозная принадлежность населения – один из важных факторов, воздействующих на внешнюю политику государств. Россия традиционно поддерживала (и поддерживает) дружественные связи с теми странами, где преобладает православная религия: Грецией, Болгарией, Югославией (Сербией и Черногорией), Македонией, Румынией. Религиозная общность (как и культурная и языковая близость) способствует поддержанию тесных дружественных связей России с Украиной и Белоруссией.

7. Религиозный состав населения в Астраханской области.

На территории Астраханской области представлены все три мировые религии – христианство, ислам и буддизм. Религиозный состав региона связан с этническим. Последняя перепись показала пёструю этническую и религиозную картину в Астрахани и области. Здесь проживает свыше ста этнических групп, функционирует около 20 религиозных конфессий.

Основными вероисповеданиями на территории региона являются христианство в форме православия, ислам суннитского направления, буддизм – ламаизм. Существуют также католические и протестантские общины. Особенностью области является то, что нельзя выделить район, в котором население исповедует одну конкретную религию, т. е. народы, придерживающиеся различных вероисповеданий, живут вместе.

Православие исповедуют живущие на территории области русские, украинцы, белорусы. Мусульманства придерживаются татары, казахи, ногайцы, чеченцы, а также другие народы Северного Кавказа. Буддизм является основной религией калмыков.

Раздел II.

Влияние различных религий на мировые проблемы.

В первом разделе я уже указывал влияние некоторых религиозных течений на политику отдельных государств. В этом разделе я остановлюсь на этом вопросе подробнее.

    Религиозный фундаментализм.

Последние десятилетия XX в. стали эпохой резкого усиления, а подчас и взрывного роста религиозного фундаментализма. Само понятие «фундаментализм» появилось в начале XX в. в связи с движением христиан – протестантов в южных штатах США. Фундаменталисты выступают за «возвращение к корням», к традиционным религиозным ценностям прошлого, а также за то, чтобы перестроить общественную и политическую жизнь на основе религии. Подобные течения есть также в исламе, иудаизме, буддизме и индуизме. В Японии и Китае в конце XX столетия резко возросло влияние синкретических религиозных сект (синкретизм (от греч. «синкретисмос» - «соединение») – смешение разнородных элементов, в частности религиозных систем и культов). Некоторые из них («Аум Сенрикё» в Японии) были обвинены в терроризме, а другие («Фа Луньгун» в Китае) преследуются как политическая оппозиция (причём в «Фа Луньгун» состоит несколько десятков миллионов человек).

В реальности речь идёт не о возвращении в прошлое, а о создании новых социальных систем, в основе которых лежат массовые, иерархически устроенные общественно-политические объединения. Участникам такого объединения следует принести собственные личные устремления и пристрастия в жертву общим интересам и политике вождей. Но в отличие от фашистских и большевистских организаций этот коллектив – религиозная конгрегация (от лат. congregatio – «соединение») либо созданные на её основе партия, общественное движение или нация.

В Новое время люди верили, что в состоянии построить совершенное общество, опираясь исключительно на рациональные решения, здравый смысл и научные методы. Однако сегодня фундаменталистские настроения подчас охватывают не только социальные низы, но и образованную часть населения. Экономические и политические катаклизмы, экологический кризис поставили под вопрос само существование цивилизации, основанной на разуме.

1.1 Индуистский фундаментализм.

Согласно древнему преданию, в небольшом городе Айодхъя индийского штата Уттар-Прадеш на месте рождения бога Рамы располагался индуистский храм. Однако в период завоевания Северной Индии монгольским военачальником Захиреддином Мухаммедом Бабуром (1483 - 1530) он был разрушен, и впоследствии на этом месте воздвигли мечеть. Спустя века радикально настроенные сторонники индуистского фундаментализма – хиндутвы – заявили о необходимости восстановления храма, что, по их мнению, невозможно без разрушения мечети Бабура.

Молодёжная организация «Баджранг дал» («Отряд сильных»), наиболее активно и агрессивно отстаивающая идеи индуистского фундаментализма, неоднократно устраивала в Айодхъе массовые процессии. В 80-х – 90-х гг. XX в. индуисты проводили здесь также многочисленные мирные политические мероприятия. Акция 6 декабря 1992 года оказалась роковой: организованная толпа разрушила мечеть. Началась резня между мусульманами и индуистами, особенно ожесточённой она была в Бомбее. Тогда в результате столкновения погибло свыше 2 тыс. человек.

      Исламский фундаментализм.

Исламский фундаментализм – это течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в котором он существовал при пророке Мухаммеде (около 570 – 632) и при первых его приемниках, «праведных халифах» Абу Бекре, Омаре I, Османе и Али. Под общим названием «исламский фундаментализм» часто объединяются самые разные движения, направления и течения – от умеренных до экстремистских.

Исламские религиозно-политические движения как радикального, так и умеренного толка часто характеризуются одним термином – «исламизм». Исламизм – это идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые проблемы и противоречия общества и государства, где живут мусульмане, а также между этими государствами будут решаться исключительно посредством исламских норм.

Идейные корни исламизма обычно находят в учении Джамаляад-Дина аль-Афгани (1839 - 1897). Согласно его теории, этническая или национальная связь между людьми – низшая форма связи по сравнению с единением верующих в мусульманской общине. И потому успех будет сопутствовать такому сообществу, в котором религиозные узы прочнее, чем этнические. При этом аль-Афгани считал, что ислам сможет выполнить свою историческую миссию, лишь приспособившись к современным условиям. Иными словами, мусульманам следует развивать светское образование, науки, промышленность, т. е. перенимать многое из достижений западной цивилизации.

Рассмотрим некоторые направления в исламском фундаментализме.

1.2.1 Ваххабизм.

Религиозно-политическое движение ваххабитов возникло в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба и стало впоследствии официальной идеологией первого государства Саудидов, объединившего значительную часть Аравийского полуострова.

Термин «аль-ваххабиййа» прочно утвердился в мусульманском мире; именно так названы последователи аль-Ваххаба в трудах известных мусульманских учёных, вступивших с ним в полемику (Ибн ас-Сувайди, Абдулах Али аль-Касими и др.). Из их работ он и был заимствован западными исламоведами. Однако этот термин, образованный от имени основателя движения, никогда не применялся его сторонниками. Более того, они категорически отвергали и отвергают правомерность его использования, называя себя муваххидун («последователи единобожия») ил салафиййун («приверженцы первоначального ислама»).

Ваххабитское движение, выросшее из богословной полемики по поводу очищения ислама от еретических нововведений, превратилось впоследствии в мощный фактор идейно-политической жизни мусульманского мира. К началу XIX века ваххабизм завоевал прочные позиции на Аравийском полуострове и стал проникать в другие регионы мусульманского мира. Новые реалии жизни привели к тому, что на рубеже XIX – XX столетий ваххабитские идеи закрепились и там, оказывая серьёзное влияние на процесс поиска религиозно-политического самосознания мусульман. Например, ваххабизм использовался в качестве знамени антиколониальной борьбы в Аравии, Индии и некоторых других районов. В наше время во многих странах мира, в частности в России, ваххабизм запрещён из-за того, что приверженцы этого учения пытаются вмешиваться во внешнюю и внутреннюю политику государств, используя при этом террористические методы.

1.2.2 «Братья - мусульмане».

В 1929 г. в Египте была создана «Ассоциация братьев – мусульман». Основал её Хасан аль-Банна (1906 - 1949) – крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политическая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но достаточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, некоторое духовенство. Аль-Банна видел задачу «Ассоциации» в защите ислама и мусульман от атеизма, от «развращающего» западного влияния. Он говорил, что ислам – это «вера и культ, родина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина». Следовательно, необходима полная исламизация личной, общественной и государственной жизни путём возврата к фундаментальным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая политика возвысит роль ислама и мусульманской общины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рассматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и создание ими единого государственного образования – халифата. Лозунгом «Ассоциации» стали слова: «Бог – наша цель, пророк – наш руководитель, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть во имя Бога – наше высшее стремление».

К середине XX в. «Ассоциация» уже имела свой боевую организацию – «Секретный орган» (Джихаз сирри»), осуществлявший террористические акты против представителей власти. В результате репрессивных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнён крупнейший идеолог египетских «Братьев – мусульман» Сейид Кутб (1906 - 1966), представлявший наиболее экстремистское крыло организации. Именно он внёс основной вклад в разработку доктрины «обвинения в неверии и уходе от мира». Суть этой доктрины такова: неприятие человечеством шариата в качестве источника власти является причиной того, что в мире господствует духовное невежество, незнание истинного Бога и истинной веры, многобожие. Исходя из этого, Кутб вопреки исламской традиции делит людей не на мусульман и немусульман, а на мусульман, строго придерживающихся законов шариата, и «неверных», т. е. всех остальных. Между первыми и вторыми не может быть компромисса. Таким образом, Кутб относит к числу «неверных» и большинство мусульман. В своей книге «Социальная справедливость в исламе» он писал, что все социальные проблемы разрешимы только на основе Корана. Но при этом автор не возражает против использования достижений современной науки и техники во имя общественного блага.

    Влияние религии на политическую систему отдельно взятой страны.

Наиболее ярким примером по данному вопросу является политическое устройство Исламской Республики Иран.

Провозглашая Иран исламской республикой 1 апреля 1979г., лидер мусульманского духовенства страны аятолла Рухолла Мусави Хомейни заявил: «Сегодняшний день я объявляю первым днём правления Аллаха». Иран стал теократическим государством. Хомейни лично вносил изменения в проект новой конституции. «Всякий, кто стремится к политической системе без Бога или без священного Корана, - это наш враг», - говорил он.

Конституция Исламской Республики Иран была окончательно разработана и утверждена специальным Советом экспертов, избранным в августе 1979г. Открывая его заседание и напутствуя его депутатов, имам Хомейни сказал: «Вы здесь для того, чтобы разработать конституцию, которая будет исламской на все сто процентов. Каждую статью, каждую её фразу должен пронизывать дух ислама… Только духовные руководители, такие, как вы, в состоянии решить, что соответствует духу ислама, а что ему противоречит.

Однако полностью вернуться к открытому правлению духовенства и полностью объединить религиозную и политическую власть не представлялось возможным: шёл не VII, а XX в., и с этим приходилось считаться. В результате в иранском исламском государстве причудливо смешались элементы теократии и представительной демократии. Политическая власть была отделена от духовной, но в конечном счёте подчинена ей. Согласно конституции, принятой в 1979 г. и одобренной на референдуме в декабре того же года, главой политической власти стал президент, избираемый прямым всеобщим голосовании сроком на четыре года. Он получил очень широкие полномочия: контроль над исполнительной властью, вооружёнными силами, назначение членов правительства, накладывать вето на решение парламента и распускать его. Однако рядом с президентом конституция по настоянию самого Хомейни поставила другую фигуру – верховного духовного руководителя, велаят-е факиха. Он обладает правами назначать главнокомандующего вооружёнными силами, командующих родов войск и членов Верховного суда, объявлять войну и заключать мир, отклонять кандидатуры на пост президента, утверждать президента после избрания и смещать его с согласия Верховного суда или парламента. Пост факиха Хомейни оставил за собой.

Такой же двойственной стала и организация законодательной власти. С одной стороны был создан парламент – маджлис-э шура (Собрание исламского совета). Он избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года. С другой стороны, его деятельность контролирует Наблюдательный совет исламских правоведов, половину членов которого факих назначает из духовенства, а вторую – из юристов-теологов – утверждает парламент. Этот совет может отменить любое решение парламента, если находит его «неисламским». Любая неисламская политическая и общественная деятельность в стране запрещена, власти взяли под контроль всю общественную и культурную жизнь.

Официальное разделение власти на политическую и духовную не мешает соединению государственных и духовных постов на практике. Так, в 1981 г. парламент, большинство мест в котором принадлежало представителям консервативного духовенства, сместил президента Абульхасана Банисадра за отход от «курса ислама». С тех пор на пост президента в Иране неизменно выбирается духовное лицо.

Имам Хомейни прочно удерживал власть до своей смерти 3 июня 1989г. После этого факихом стал покинувший пост президента аятолла Сейд Али Хаменеи, а новым президентом и главой правительства (пост премьер-министра был упразднён) – ходжат-оль-эслам (один из высших духовных титулов) Али Акбар Хашеми-Рафсаджани. Новый президент начал отходить от консервативного исламского курса, сторонником и гарантом которого выступал, опираясь на большинство в парламенте и Корпус стражей исламской революции (революционная армия, созданная Хомейни), аятолла Хаменеи. После окончания срока полномочий Рафсаджани его сторонники добились избрания на пост президента в 1997 г. приверженца либерализации режима Мохаммеда Хатами. Новый глава государства предпринял ряд мер по смягчению жесткой политики исламского диктата в области культуры и в общественной жизни. В 2000 г. сторонники реформ выиграли парламентские выборы. Однако борьба за власть в Иране между консервативными и либеральными исламистами не закончена.

Заключение.

Как звёзды, рождаются и уходят из мира религии. За тысячелетия существования человечества множество религий и верований возникло и навсегда исчезло с лица Земли. С неумолимым течением времени в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства создавались и гибли цивилизации. Часто вместе с ними вставало и заходило солнце древних верований, несущих свет и надежду людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров и аккадцев, греков, римлян, индейцев. Бесследно канули в Лету верования древних кельтов, германцев, славян… Но не все древние религии постигла подобная участь. Некоторые из них продолжают свою долгую жизнь в мире, являясь источником вдохновения и веры для людей.

По расчётам итальянского профессора социологии Роберто Чиприано, число последователей различных религий в мире на 90-е гг. XXв. составляет 5087 млн. человек (Всего же население Земли на 1992 г. составляло 5240 млн. человек). Таким образом, религии, как и много веков назад, продолжают играть роль путеводных звёзд в жизни многих людей.

Список литературы.

    Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; под общ. ред. С. Д. Сказкина. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1987.

    Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 2. – 5-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002.

    Энциклопедия для детей. Т. 21. Общество. Ч. 1. – 1-е изд. – М.: Аванта+, 2003.

    География России: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. И. Алексеева: кн. 1: природа и население. – М.: Дрофа, 2001.

    Атлас Астраханской области. – ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ. Москва 1997.

1