Европейский Союз (работа 2)

РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА – ЭТО ХОРОШАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ РОССИИ

Г-жа Франсуаз Ле Бай

Директор по России, Директорат по Торговле

11 апреля 2003

Добрый день, дамы и господа!

Сегодня в своем докладе я хотел бы остановится на двух основных вопросах:

- во-первых, что принесет расширение ЕС, прежде всего, десяти вступающим странам, а также привести некоторые факты и цифры, чтобы у вас сложилось представление о том, что будет представлять собой расширенный Европейский союз.

- во вторых, объяснить, почему мы в Европейской Комиссии считаем, что расширение ЕС – это хорошая новость для России, особенно (по-нашему мнению) с точки зрения торгового и экономического влияния расширения и я хотел бы доказать, что Россия имеет все условия для того, чтобы использовать преимущества расширения ЕС.

Сейчас ЕС приближается к своему пятому расширению:

- Менее чем через неделю, 16 апреля 2003, 10 новых стран подпишут свои договоры о присоединении перед своим вступлением в ЕС 1 мая следующего года.

- Цель – приветствовать в 2007 году Болгарию и Румынию в качестве членов ЕС.

Вступающие страны станут частью Единого рынка ЕС - крупнейшего в мире рынка (450 миллионов человек) с высоким уровнем открытости. Свободное движение товаров, услуг, труда и капитала без внутренних барьеров (пограничного контроля, сертификатов и т.п.) и общей защитой границ.

Единый рынок ЕС объединил в единую деловую среду, где все производственные компании производят товары в соответствии с общими стандартами.

Например, технические требования по безопасности или защите экологии. Продукт, отвечающий этим стандартам, может продаваться на рынке ЕС в любой из 25 стран – от Польши до Португалии.

Добавьте к этому наличие эффективных регулирующих органов, которые обеспечивают функционирование рынка и справедливую конкуренцию: например, применение правил конкуренции обеспечивается независимым органом по конкуренции, который занимается картелями и другой недобросовестной торговой практикой, и контролирует государственную помощь. Также существуют независимые регулирующие агентства, обеспечивающие справедливую конкуренцию в таких сетевых секторах, как энергетика и телекоммуникации.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что за последние двадцать пять лет мы постепенно создали Единый рынок. Это – осторожный процесс сближения и создания доверия, как среди делового сообщества, так и наших граждан. Рим не сразу строился. И Брюссель тоже.

Теперь позвольте перейти к более подробному объяснению того, как работает Общая торговая политика (ОТП), являющаяся сферой моей ответственности.

С начала создания Европейских сообществ Общая торговая политика является общей политикой ЕС. Поэтому новые страны-члены примут ее со дня своего вступления. ОТП - это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз, с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран (как с точки зрения обязательств, взятых по ВТО, двусторонних/региональных, и самостоятельных (например, Генеральная система преференций).

ОТП также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции и барьеров в третьих странах, в частности через защитные торговые меры.

Важно и то, как работает ЕС. Комиссия ведет международные переговоры по торговле на основе мандата и правил, одобренных Советом Министров ЕС. Европейский парламент не играет роли в определении ОТП, что, на мой взгляд, абсурдно, и в Конвенте мы пытаемся изменить эту ситуацию. Однако с Парламентом проводятся консультации и его регулярно информируют по торговым вопросам.

ЕС после расширения:

    450 миллионов человек и 27% мирового ВВП

    около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услугами

    Источник 46% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире. ЕС привлекает 21% ПИИ.

Краткий обзор того, как будет выглядеть ЕС после расширения.

 

450 миллионов человек,

рост на 16%, с относительно меньшим ростом ВВП – приблизительно до 27%.

 

Интересно, что наша доля в мировой торговле реально уменьшится, так как торговля со вступающими странами теперь будет рассматриваться как внутренняя. Это относится к товарам и услугам.

Та же ситуация и с прямыми иностранными инвестициями – наша доля сегодня (около 45% ПИИ из ЕС и 20% ПИИ, привлекаемых в ЕС) немного уменьшится.

Можно посмотреть на данные по торговле и с другой стороны.

 

Интересно проследить влияние последовательных расширений ЕС. Когда в начале было шесть стран-членов, внутренняя торговля ЕС составляла 35%, а внешняя – 65%. С расширением в 2004 году, мы предполагаем, что эти цифры поменяются местами и 65% составит наша внутренняя торговля.

Но, прежде чем Вы мне скажете, что это значит, что мы построили Европу-крепость, скажу, что 35% внешней торговли сегодня – в реальном исчислении – больше, чем 65% внешней торговли в 1960 году. Таким образом, даже пока мы строим внутренний рынок, мы торгуем с внешним миром гораздо, гораздо больше.

Хочу немного развить эту тему. Расширенный ЕС останется открытым торговым партнером. Данная таблица показывает, что на импорт и экспорт приходится более 25% ВВП ЕС. Эта ситуация сохранится и после новых вступлений. Здесь не только наше желание быть открытыми мировой торговле – нам это жизненно необходимо, необходимо гораздо в большей степени, чем двум другим основным мировым экономикам – США и Японии. Это относится и к России – даже в большей степени, чем к ЕС.

Обращаясь к экономической картине, ясно, что в ЕС вступают экономики, развивающиеся быстрее, чем экономика стран-членов ЕС. Однако прошу отметить, что это происходит на фоне общего ухудшения экономической картины – в начале недели Комиссия выпустила свой экономический прогноз, читать который не доставляет удовольствия. В то время как средний рост на 2002-2004 годы в 15 странах ЕС предполагается на уровне 1.6%, расчеты на тот же период в десяти вступающих странах составляют 3.2%.

Как видно из этого графика, Россия является основным торговым партнером 10 вступающих стран. Хорошая новость в том, что мы ожидаем значительного роста торговли расширенного ЕС с Россией, и, пропорционально, торговые потоки между ЕС и Россией увеличатся больше, чем с другими партнерами, такими как США или Япония.

Как вступление будет происходить на практике, и что оно будет означать для России?

Это пятое, крупнейшее расширение. Да, его масштаб беспрецедентен. Однако предыдущие расширения на восток прошли хорошо – вспомните самый свежий пример - Финляндию.

И, как и Финляндия, большинство вступающих стран являются традиционными партнерами России, в том числе и в области торговли. Россия в действительности является вторым партнером десяти вступающих стран – она идет после ЕС, а уже за ней идут США, Япония или Китай.

Россия может ожидать, что конкретные приоритеты политики вступающих стран повлияют на общие направления политики ЕС. Рассмотрим в качестве примера инициативу Северного измерения ЕС, которая была создана под влиянием таких стран-членов, как Финляндия и Швеция. Нет причин против того, чтобы подобные инициативы не появились в будущем в результате данного расширения: и, как вы знаете, ЕС уже начал учитывать в своей внутренней политике влияние расширения на своих ближайших соседей, включая Россию. Это отражено в Сообщении Европейской комиссии «Большая Европа», выпущенном в марте.

Перейдем к самой сути вопроса.

Какие преимущества может получить Россия от расширения ЕС в экономическом и торговом отношении?

    Во-первых, повторяю, расширение ЕС предоставит России прямой доступ к единому, расширенному, гармонизированному рынку с 450 миллионами потребителями. И Россия, видимо в большей мере, чем все остальные страны, сможет получить выгоду от единого свода торговых правил, единого таможенного тарифа и единого свода административных процедур, которые будут применяться на всей территории расширенного Союза. Возьмем практический пример: если продукция российского экспортера соответствует требованиям по безопасности и защите здоровья, предъявляемым в Эстонии, то он может продавать эту продукцию и на испанском рынке, так как на рынке ЕС действуют одинаковые правила.

    Упрощение принесет выгоду особенно малым и средним предприятиям, для которых затраты на соответствие торговым процедурам пропорционально выше.

    Однако не надо мне верить на слово. Недавние макроэкономические исследования Центра европейских политических исследований и Российско-европейского центра экономической политики показали, что влияние расширения ЕС будет позитивным для российской экономики. Подсчитано, что в результате расширения российское благосостояние возрастет приблизительно на 2%, а также улучшатся показатели ВВП России, ее экспорта и ее условия торговли. В исследовании Центра европейских политических исследований, в частности, говорится, что российский экспорт в расширенный ЕС увеличится приблизительно на 4% в 15 стран-членов ЕС и более чем на 1% в десять новых стран-членов.

Этот слайд демонстрирует самые непосредственные выгоды от расширения ЕС.

 

Другим важным следствием для российских компаний в результате включения новых стран в общий рынок ЕС является то, что российские компании, имеющие право на организацию бизнеса в ЕС в определенной сфере будут иметь право на такую деятельность на рынке ЕС и будут пользоваться национальным режимом.

 

Другие последствия связаны с более высокими стандартами правоприменительной практики в ЕС, что будет выгодно российским компаниям.

 

К примеру, с расширением ЕС и выполнением новыми странами-членами директив ЕС в области прав интеллектуальной собственности, российские компании будут пользоваться там большим уровнем защиты своих интеллектуальных прав. Там будут действовать и строгие правила ЕС в сфере государственных закупок в таких сетевых секторах, как водоснабжение, энергетика, транспорт и связь. И, наконец, применение строгих правил конкуренции ЕС, в частности в отношении государственной помощи, и закона о компаниях этими странами также будет выгодно для российских компаний, так как создаст для них равные условия с местными компаниями.

 

Иными словами, после расширения ЕС, в новых странах-членах будут лучшие условия для деловой активности российских компаний.

Однако, кроме вышеназванных факторов, которые, думаю, довольно хорошо известны, хотел бы также остановиться на ряде конкретных вопросов, вызывающих озабоченность у России.

 Россия выразила озабоченность по проблемам, связанным с пошлинами, в частности в отношении того, что общий уровень тарифной защиты в ЕС поднимется после расширения ЕС, а также, что импортные пошлины на отдельные товары в новых странах-членах будут выше, чем сейчас.

 Это не правда. Общий уровень тарифной защиты после расширения ЕС снизится. Нынешний средний уровень таможенных пошлин в ЕС равен примерно 4%, в то время как в десяти присоединяющихся странах он равен 9%. Я дам вам примеры того, как в присоединяющихся странах уменьшатся пошлины на некоторые категории продукции, представляющей интерес для России.

 

Будущие члены ЕС EС

Изделия из стали Польша 10.3% 1.7%

Машины и грузовики Чешская Республика 7.1% 4.6%

Мясные продукты Венгрия 28.8% 21.8%

 

Более того, самые Более того, самые большие импортные пошлины среди присоединяющихся стран у Польши, которая является среди них главным торговым партнером России (около 30% всей торговли России с этими десятью странами приходится на Польшу). Поскольку таможенные пошлины в Польше, Чехии и Венгрии снизятся, то Россия получит преимущества.

Касательно сельскохозяйственной продукции, Россия выразила свою озабоченность не только в отношении таможенных пошлин, но и по поводу поддержки (особенно через экспортные субсидии), которую получат производители сельскохозяйственной продукции в новых членах ЕС. Здесь несколько аспектов.

Во-первых, мы продолжаем существенно сокращать наши экспортные субсидии. Мы предложили сократить их на 45% в стоимостном выражении.

Более того, страны-члены ЕС договорились ограничить поддержку сельскому хозяйству /до уровня 48 миллиардов евро в 2013г. (в сравнении с 14 миллиардами евро сейчас)/, что подразумевает фактическое сокращение такой поддержки, принимая во внимание то, что она будет распределена среди большего числа стран-членов и то, что ее получат на 50% больше фермеров.

 

Наоборот, Россия выиграет в сельскохозяйственной сфере.

Причины тому следующие:

 

    общей уровень пошлин сократится в присоединившихся страна

    защитные меры или импортные квоты, применяемые вступающими в ЕС странами в отношении сельскохозяйственной продукции, будут отменены (к примеру, в отношении сахара в Чешской Республике, и гусиных яиц в Польше и т.д.). ЕС не применяет никаких защитных мер в отношении сельхозпродукции.

    некоторые продукты, экспортируемые в настоящее время будущими членами ЕС в Россию с применением мер поддержки экспорта, потеряют такую поддержку в соответствии с законодательством ЕС (к примеру, свинина из Польши).

Да, некоторые пошлины поднимутся, но выгоды от общего снижения уровня тарифной защиты в новых странах-членах ЕС кончено же перевесят определенный негативный эффект для ряда российских товаров, о чем и говорит следующий слайд.

Другой момент, вызывающий озабоченность это то, что количественные ограничения и меры торговой защиты, применяемые сейчас в ЕС, будут применяться новыми членами после присоединения. Да, конечно – ЕС это таможенный союз, поэтому вступившие страны должны применять общий торговый режим без исключений. Если этого не будет, то, очевидно, что не будет существовать общий рынок.

Но будет ли это иметь негативные последствия для России?

Сомневаюсь в этом. Почему?

    Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС положило конец использованию количественных ограничений в торговле между двумя странами за исключением текстильных товаров и некоторых изделий из стали, угля, включая применение защитных мер. А в 1998г. мы прекратили действие количественных ограничений и для текстиля.

    Итак, единственное количественное ограничение, которое существует сейчас в ЕС в отношении российского экспорта относиться к некоторому виду стальной продукции. Однако двустороннее Соглашение по стали, подписанное в 2002г., предусматривает возможность консультаций по поводу размера этих квот после расширения ЕС. Эти консультации начнутся в ближайшие месяцы.

    Напоминаю, что после вступления в ЕС, новые члены должны будут отменить все действующие количественные ограничения. К примеру, Венгрия ограничения на текстильную продукцию, а Польша на уголь.

В том, что касается мер торговой защиты, то новые страны-члены будут автоматически применять правила ЕС в этой сфере, включая те меры, которые используются на данный момент.

Сейчас невозможно оценить, каким будет эффект. Сейчас ЕС применяет антидемпинговые меры в отношении 11 товаров из России (по 6 из них производители приняли ценовые обязательства).

Стоимость импорта, затронутого этими мерами в первой половине 2002г., составляла 93 миллиона евро (1.5% всего импорта). Однако размер объявленных антидемпинговых пошлин равен всего лишь 3 миллиона евро, то есть средняя пошлина меньше 4%.

Не думаю, что у нас возникнут какие-либо торговые проблемы из-за антидемпинговых пошлин величиной 3 миллиона евро!

Между тем, как и после последнего расширения ЕС, Европейская комиссия будет готова, в отдельных случаях, осуществлять пересмотр по запросам, чтобы установить будут ли антидемпинговые меры значительно отличаться, основываясь на информации, включающей новые страны ЕС.

И опять же, новые члены ЕС отменят любые меры, применяемые в отношении импорта из России. Это относится, к примеру, к польским мерам в отношении карбида кальция, литовским мерам в отношении негашеной извести и портландцемента, чешским мерам, применяемым к сварным трубам и т.д., а также мерам ряда будущих членов ЕС в отношении российского нитрата аммония.

Таким образом, российский экспорт некоторых из этих товаров, видимо, вырастет после расширения ЕС.

Россия опасается, что размеры ее экспорта энергоносителей в ЕС после его расширения упадут в результате применения новыми членами торгового режима ЕС в отношении энергоносителей. Этого не произойдет.

    Во-первых, импортные пошлины ЕС на энергоносители ниже, чем соответствующие пошлины в ряде будущих членов ЕС. Более того, ЕС никогда не облагал никакими пошлинами импортные горючее, газ и электричество. Не буду останавливаться на том, что Россия применяет высокие экспортные пошлины на энергоносители, экспортируемые на рынки ЕС. Более того, не существует никаких ограничений на экспорт российского органического топлива в отдельные страны ЕС и в ЕС, в целом, то есть не существует никаких защитных мер, количественных ограничений и тому подобного. А в отношении транзита энергоносителей, ЕС стремится облегчить транзит природного газа, и эти меры будут также применяться к вступающим в ЕС странам.

    Во-вторых, что касается торговли ядерным топливом, то на недавних саммитах Россия и ЕС договорились прийти к взаимоприемлемому решению, опять же в контексте расширения ЕС. В настоящее время мы добиваемся мандата от Европейского совета начать на эту тему переговоры, и предусмотреть, чтобы любое соглашение в этой области учитывало бы нынешнее состояние рынка, последствия расширения ЕС и необходимость обеспечить надежные, гарантированные и безопасные поставки в расширенный ЕС.

    В-третьих, члены ЕС недавно согласились дерегулировать и либерализовать свой энергетический рынок для газа к 2007г. Это создаст новые возможности для российских экспортеров.

    Над чем мы в данный момент работаем в энергетической сфере – это поиск путей для создания долгосрочного стратегического энергетического партнерства и повышения надежности поставок энергоносителей на долгую перспективу посредством энергетического диалога. Поэтому, Россия как была, так и будет одним из главных поставщиков энергоносителей в ЕС.

Еще одна проблема: Россия обеспокоена трудностями, которые могут возникнуть из-за применения вступающими странами стандартов ЕС и процедур подтверждения соответствия, санитарных и фитосанитарных процедур, стандартов по защите окружающей среды, и т.д.

Вновь повторю, что применение этих правил будет автоматическим, так как ЕС является единым рынком.

Однако, если посмотреть шире, то и это - хорошая новость: распространение принципа единого рынка «один стандарт для всех» на новые страны-члены упростит деятельность российских экономических субъектов на едином рынке, так как будет нужно соблюдать один свод правил. Это особенно важно для МСП.

Позвольте также отметить, что в рамках процесса расширения и реализации соглашений Европы новые страны-члены уже какое-то время работали в направлении полного применения соответствующих правил ЕС в этих областях. Таким образом, это не процесс, который начнется лишь с момента расширения: это должен быть постепенный, достаточно гладкий переход.

По вопросу транзитных и транспортных тарифов, российские экспортеры обеспокоены, что после расширения их расходы на транзит товаров через территорию новых стран-членов возрастут.

Этого не случится. После расширения положения СПС будут распространяться на новые страны-члены. Это означает свободу транзита без таможенных сборов или каких-либо других транзитных платежей, т.е. товары проходят таможенную очистку при въезде в ЕС и свободно обращаются на всей его территории без дополнительных транзитных или других платежей.

Единственные расходы после таможенной очистки в ЕС будут коммерческие и пропорциональные расходы, как, например, за хранение, и т.п.

Позвольте закончить доклад несколькими выводами.

 

Мы твердо верим, что преимущества расширения ЕС будут в следующем:

    повышение процветания на континенте

    ускоренные темпы роста

    предоставление прямого доступа российскому экспорту на рынки расширенного ЕС.

Говоря о наличии проблем, мы думаем, что их очень немного, и, надеюсь, вы согласитесь, что данный доклад, а в принципе этот семинар, нужны для того, чтобы противостоять трудностям, а не избегать их.

Таким образом, в целом – проблем нет.

А если и есть проблема, то очень маленькая!

Не могу не сказать, что Россия очень и очень выиграет от расширения ЕС!