Денежное обращение и денежная система (работа 2)

Денежное обращение и денежная система

Понятие денежного обращения.

Наличное и безналичное обращение

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на то­вар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при вы­полнении ими своих функций в наличной и безналичной фор­мах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного про­изводства являются объективной основой денежного обраще­ния. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению де­нежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного об­щественного продукта, в том числе кругооборот капитала, об­ращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фик­тивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необхо­димо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним про­дуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и ус­луг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бу­магах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: на­личной и безналичной.

Нлично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства пла­тежа и средства обращения). Наличные деньги используются:

для кругооборота товаров и услуг;

для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возме­щении по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммуналь­ные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими ли­цами, между юридическими лицами, между населением и госу­дарственными органами, между юридическими лицами и госу­дарственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, че­ков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществ­ляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет1 предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и дру­гие ограничения действуют еще слабо.

Безналичное обращение движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам

кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникнове­нию такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

юридическими лицами и кредитными учреждениями по по­лучению и возврату кредита;

юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера рас­пределительных и перераспределительных отношений, осуще­ствляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачива­емости оборотных средств, сокращении наличных денег, сни­жении издержек обращения-

В Российской федерации форма безналичных расчетов оп­ределяется правилами Банка России, действующими в соответ­ствии с законодательством. Определено, что расчеты предприя­тий всех форм собственности по своим обязательствам с дру­гими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные плате­жи) ч внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, упла­та процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением су­ществуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и об­ратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безна­личное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Од­новременно наличные деньги появляются у клиента при сня­тии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образу­ет общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

Закон денежного обращения.

Денежная масса и скорость обращения денег

Товарно-денежные отношения требуют определенного ко­личества денег для обращения.

Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, потребное для выполнения функций де­нег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорости обращения денег (связь обратная).

Вес факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уро­вень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

Количество денег для выполнения функций средства обращения

Сумма товарных цен


Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег)


Скорость обращения денег определяется числом оборотов де­нежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенною периода постоянно переходят их рук к руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

При функционировании золотых денег их количество под­держивалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регу­лятором выступала функция сокровища. Эта функция устанав­ливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.

С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает об­ратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызы­вается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для об­ращения и платежа определяется следующими условиями:

общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависи­мость прямая);

уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется де­нег);

степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);

скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид.


При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса уве­личивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к по­требностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчи­вость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым ко­личество знаков стоимости приравнивалось к оценочному ко­личеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им сво­их денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем при­равнивания товара к деньгам, а в процессе производства — то­вара к товару. Следовательно, количество неразменных кредит­ных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной сто­имости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вы­зовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны — соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналич­ный оборот.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в. при золотом обраще­нии структура денежной массы была в развитых странах такова:

золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне Первой мировой войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру

денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли не­разменные кредитные деньги, которые стали выступать в на­личной и безналичной формах.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала и экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга.

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, на­коплению и потреблению.

Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат М2 включает:

М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты — 74%.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3 К денежным агрегатам относят; М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2; равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Рос­сийской федерации имела следующий состав:

М0 - 29,8%; М1(без М0) - 66,71%; М2 (без М1,) - 3,1%;

М3 (без М2) - 0,5%.

Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агре­гат за последние четыре года резко увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает не-хватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный— результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокра­щение безналичного оборота свидетельствует о снижении воз­можности государства влиять на реальные хозяйственные про­цессы.

Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) увеличивался быстрыми темпами, о чем свидетельствуют сле­дующие данные (на конец соответствующего года): в 1992 г. — 7,14 трлн. руб.; 1993 г. — 36,72 трлн. рубл. и в 1994 г. — 106,4 трлн.руб.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главная причина увеличения денежной массы — госу­дарство, огромный дефицит федерального бюджета, который в значительной степени погашался в течение 1992 — 1994 гг. вы­пуском денег в обращение. Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за падения темпов производства.

Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Для расчета этого показа­теля используют косвенные методы, в том числе:

• скорость движения денег в кругообороте стоимости обще­ственного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение:

Валовой национальный продукт, или национальный доход

Денежная масса (агрегаты М1 или М2 )

Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития;

• оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:

Сумма денег на банковских счетах

Среднегодовая величина денежной массы в обращении

Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются и другие показатели скорости оборота

денег.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кре­дитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения де­нег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Но так как скорость обращения денег обратно пропорцио­нальна количеству денег в обращении, ускорение их оборачи­ваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денеж­ная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Денежная система и ее элементы

Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное нацио­нальным законодательством. Она сформировалась в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и нацио­нального рынка. По мере развития товарно-денежных отноше­ний и капиталистического производства денежная система пре­терпела существенные изменения.

В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняю­щий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимо­сти) различают денежные системы двух типов:

система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятствен­но обмениваются на действительные деньги;

система бумажно-кредитного обращения, при которой дей­ствительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кре­дитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделя­ются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль все­общего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавлива­лись две цены на один товар. Эта система существовала в XVI — XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в ХX в.

Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента всту­пило н противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта сис­тема не обеспечивала устойчивости денежного обращения, по­скольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к колебанию цен на товары. Развитие капитализма, требующее стабильности денежной системы, единого всеобще­го эквивалента, обусловило переход к монометаллизму,

Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного ме­талла и знаки стоимости, разменные на монеты. Серебряный мо­нометаллизм существовал в России (1843 — 1852 гг.), Индии (1852

- 1893 гг.), Нидерландах (1847 - 1875 гг.), Китае (до 1935 г.). В большинстве развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и сереб­ряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало действовать с 1897 г.

• Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Золотомонетный стандарт, соответствующий периоду сво­бодной конкуренции и развития производства, кредитной сис­темы и торговли, характеризовался золотым обращением, сво­бодной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Закон денежного обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших воен­ных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и при­вела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.

После окончания Первой мировой войны вводятся урезан­ные формы золотого монометаллизма: -золотослитковый стан­дарт (Великобритания, Франция), при котором банкноты об­менивались на золотые слитки, и золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.),при котором бан­кноты обменивались на д е в и з ы (платежные средства в инос­транной валюте), разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929 — 1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на дей­ствительные деньги.

Система бумажно-кредитных денег предусматривала господ­ствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным цен­тром страны.

• В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в рамках мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стан­дарт. Ее главными ориентирами являются:

золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;

кроме золота в международном платежном обороте исполь­зовались национальная денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более узкую сферу дей­ствия;

доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению, если он пред­ставлялся (с 1934 г.) центральными банками и правительствен­ными учреждениями стран. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее;

национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) со­отношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами.

В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная

денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, а 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство: доллар перестал быть един­ственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на зо­лото; отменена официально долларовая цена золота.

• На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратифи­кации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризова­лась следующими чертами:

а) мировыми деньгами объявлялись специальные права за­имствования в МВФ — СДР, которые становились междуна­родной счетной единицей;

б) доллар США сохранял важное место в международных рас­четах и в валютных резервах других стран, а также продолжал иг­рать важную роль при расчетах условной стоимости СДР;

в) юридически была завершена демонетизация золота; утра­та золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

Современные денежные системы зарубежных стран, не­смотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они вклю­чают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, ви­ды денег, являющихся законным платежным средством, эмисси­онную систему и государственный аппарат регулирования денеж­ного обращения.

Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует деся­тичная система деления (I доллар США равен 100 центам, 1 анг­лийский фунт стерлингов равен 100 пенсам)

Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержа­ние денежного металла в этой выбранной единице. Последнее оп­ределение масштаба цен утратило экономическое значение, по­скольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.

Виды денег, являющихся законными платежными средст­вами, — прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньга (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся бан­ковские билеты в 100,50,20,10,5,2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. и выше прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Ка­значейством США) в 100 долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент.

В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются либо выпус­каются в ограниченных количествах, тогда как в слаборазвитых стра­нах они имеют достаточно широкое обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000, 1000, 500, 100 рупий казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и 1 рупий и монеты — 100 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) I государствах осуществляют:

центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монополь­ным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляю­щих подавляющую часть налично-денежного обращения;

казначейство (государственный исполнительный орган), вы­пускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казна­чейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых стра­нах) общего выпуска наличных денег.

Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тре­мя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием каз­ны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Государство, стремясь к ослаблению возможных цикличе­ских колебаний экономических процессов, предпринимает ме­ры к регулированию процесса производства, используя денеж­ную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, осо­бенно в результате господства кредитных денег.

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в эконо­мике в середине 70-х годов получило распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита. которыми должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рас­сматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспе­чения стабилизации экономики. В США таргетируются все че­тыре денежных агрегата (М1, М2, М3, М4), во Франции — толь­ко агрегат М2. Однако практика показала слабую эффектив­ность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

Итак, современная денежная система зарубежных стран ха­рактеризуется следующими основными чертами:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3) сохранением в денежном обороте некоторых стран "наря­ду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейс­ких билетов;

4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных зо­лотых и валютных резервов;

5) развитием и преобладанием в денежном обращении без­наличного оборота при одновременном сокращении наличного;

6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагаю­щего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, ко­торое ведет к инфляционному процессу.

Денежная система Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валю­той) является рубль. Введение на территории РФ других денеж­ных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установле­но. Официальный курс рубля к иностранным денежным едини­цам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публику­ется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, органи­зации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, явля­ются банкноты и металлические монеты, которые обеспечива­ются всеми активами Банка России, в том числе золотым запа­сом, государственными ценными бумагами, резервами кредит­ных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а так­же их описание публикуются в средствах массовой информа­ции. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимо­сти на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть, меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты мо­гут быть объявлены по закону недействительными (утративши­ми силу законного платежного средства). Подделка и незакон­ное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации налич­ного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хра­нение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответ­ствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кре­дитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безна­личных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве пла­тежных документов для безналичных расчетов используются пла­тежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные тре­бования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксирован­ный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлени­ями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и ут­верждается в порядке, установленном банковским законодатель­ством. Банк России, наделенный исключительным правом эмис­сии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования дей­ствительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Цен­тральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регу­лирования экономики, Центральный банк привлекает следую­щие инструменты:

ставки учетного процента (дисконтную политику);

нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

операции на открытом рынке;

регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреж­дений, а также других юридических лиц на территории РФ созда­ются расчетно-кассовые центры при территориальных главных уп­равлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представ­ляют собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток на­личных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоря­жению Банка России, который устанавливает их величину ис­ходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резерв­ных фондах обусловлена:

необходимостью удовлетворить нужды экономики в налич­ных деньгах;

обновлением денежной массы в обращении в связи с при­шедшими в негодность деньгами;

поддержанием обязательного покупюрного состава денеж­ной массы в целом по стране и регионам;

сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денеж­ных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. пре­дельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

1 По некоторым оценкам, общая сумма наличных денег составила на начало 1995 г. 36 трлн. руб.