Теоретические предпосылки изучения модели жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры и спорта

Теоретические предпосылки изучения модели жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры и спорта

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Закревская

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры

им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: элита, физическая культура, модели жизни, физкультурное образование.

Исторические аспекты проблемы могут рассматриваться с разных точек зрения и в разных направлениях. Родоначальником классической теории элиты является древнегреческий философ Платон, который заложил основы "философии избранности". Дальше эти доктрины развивали Аристотель, Августин, П. Маккиавели и др. С конца XIX века в истории вопроса наступает период, который связан с именами классиков науки об элите - Т. Моска, В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса, Н. Бердяева, Х. Ортега-и-Гассета, Ф. Гальтона [1].

Постепенно стали складываться основные направления в теории элитологии: изучение стратификационных теорий; место и роль "избранности", изучение элитарной культуры, функции элиты в обществе. Выстраивались различные элиты: политическая, экономическая, интеллектуальная и др. Первые шаги по пути исследования интеллектуальной элиты были сделаны в 19-м столетии, пионерскую роль сыграли труды Ф. Гальтона и А. Декандоля [2].

Предмет нашего исследования - интеллектуальная элита. В данном вопросе мы рассматриваем аспекты формирования элиты и условия, которые этому способствуют. Развитие идеи элитарного университета, по нашему мнению, - основное условие формирования интеллектуальной элиты.

В современном обществе мы часто сравниваем себя с другими. Особенно тщательно мы подходим к анализу другого образа жизни. Качественные исследования по данному вопросу делают упор на процессах государственного социального обеспечения, опираются на понятие повседневной жизни.

Из многовековой истории общества мы извлекли главное - повседневная жизнь у всех нас разная, тесно связанная с социальным положением. Такие понятия, как качество, стиль, образ, престиж, имидж, определяют модель жизни.

Интеллектуальная элита уже по своему назначению претендует на определенный и исключительный образ жизни. В своем исследовании мы придерживаемся позитивных характеристик данной социальной группы, поэтому, разрабатывая модель жизни индивида на высшей ступени интеллектуальной сферы, делаем акцент на положительных признаках, способствующих достижению высокого статуса ученых.

В исследованиях проблем социокультурного проектирования качественный подход учитывает разнообразие факторов и взаимных отношений. Однако остается одна центральная проблема: каким образом повседневная жизнь индивида соотносится с социальными движениями, такими различными и часто по сути своей несовместимыми. Если предположить, что культура и модели жизни фундаментально однородны, хотя и поверхностно дифференцированы, тогда различные политические битвы, которые разделяют людей, должны выглядеть парадоксом. Внутри представлений, связанных с понятием социального моделирования, кажутся возможными только два решения этого парадокса: либо различия среди индивидов - поверхностное явление, которое не стоит учитывать в теории, либо образ жизни людей включает в себя субкультуры, или страты, которые и вызывают эти различия, впрочем, не влияющие фундаментально на основы однородности общества.

По нашему мнению, чтобы дифференциация населения на подгруппы была не произвольной, а необходимой и последовательной, она должна быть основана на различии образов жизней (моделей жизни), которые сами по себе являются необходимыми (дополнительными) составляющими социальной структуры как единого целого. Если социальная структура как целое предполагает фундаментально различные формы практики и идеологии - значит, существует возможность создания понятий нескольких определенных моделей жизни, которые являются базисом для своих практик и идеологий и предъявляют собственные определенные требования к социальным институтам и социальной организации в целом. А если эти модели жизни созданы таким образом, что обнаруживается их взаимозависимость с определенными структурными чертами общества, мы можем сказать, что они определяют необходимые предпосылки их собственного существования и развития.

По мнению теоретиков в области социологии, понятие социальной формации является теоретическим понятием, представляющим социальную общность. Оно состоит из структурного комплекса всех условий, определяющих возможность данного способа существования. Этот способ особо важен для анализа форм практики, относящейся к нескольким социальным классам, и является базисом, на котором и должно быть построено понятие модели жизни. Фундаментальное требование, предъявляемое к социальной теории, заключается в том, чтобы она объясняла процесс социальных изменений. В то же время справедливость концепции, объясняющей какую-либо общественную формацию, оценивает ее как способность отражать структурную историю процесса изменений, происходящих в обществе.

Анализируя модели жизни, заранее следует учесть, что изменение моделей жизни определяется не только разницей в практике и идеологии различных классов внутри одного вида деятельности, но и радикальными различиями самих видов деятельности. Концепция общества может быть построена на основе комплекса его жизненных моделей, каждая из которых несет в себе свою особую идеологию и является результатом образа жизни данного слоя. Поскольку модели жизни определяются теми способами существования, предпосылки существования которых прослеживаются на всех уровнях общественной формации, можно предположить, что аспекты современного общества характеризуются глубокими культурными различиями.

Изучение видов деятельности, их предпосылок и взаимодействий в первую очередь направлено на то, чтобы объяснить, как и почему группы, занимающие различное общественное положение, представляют себе свое место в обществе. Такой анализ необходим, например, для того, чтобы показать, почему то, что мы обычно называем периферийными профессиями, маргинальными группами или просто отклонениями от нормы, на самом деле не являются пережитками прежних эпох. Напротив, они являются формами, условия существования которых не искореняются в процессе развития, а постоянно воспроизводятся [4].

В нашем исследовании изучение качества жизни, стиля жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры позволяет исследовать модель жизни, то есть проанализировать идеологические представления и повседневную практику данной социальной группы.

Развивая модели жизни в увязке с их структурными предпосылками, можно распознать условия их существования . Различные группы населения должны осознавать эти условия как важнейшие, за которые необходимо бороться. Следует согласиться, что не существует универсальных человеческих потребностей и ценностей, на основе которых и должны реализовываться политика социального обеспечения и планирование. Наоборот, необходимо проанализировать специфические требования модели жизни и тот особый характер, который приобретает модель жизни в результате данных внешних условий.

Для того чтобы можно было проанализировать модель жизни какого-либо слоя, необходимо иметь возможность интерпретировать это понятие в терминах практик деятельностных единиц. По мнению социологов, в этих практиках единицы деятельности, например различные университеты, приобретают свои условия существования с помощью предоставления определенных услуг или выполнения определенных условий, которые дают им право получить что-либо или позволяют обеспечить собственные условия существования. В нашем исследовании мы анализируем практические модели элиты в сфере физической культуры в различных сообществах научной сферы: от общественных организаций до государственны х структур. Это и есть понятие практики в его прямом смысле, поскольку деятельность научного сообщества в данном случае ориентирована на определенную цель (с ее собственной точки зрения) таким образом, что условия, которые делают возможным ее способ существования, выступают как средства, служащие дости жению этой цели. Эта возможность интерпретации социальной формации как системы форм практик предполагает, что социальная структура не может быть по своей природе механической , то есть единицы деятельности не просто постоянно и механически производят услуги, но делают это только в той степени, которая необходима для обеспечения их условий существования.

В связи с этими установками нами предлагается свое видение теоретического изучения модели жизни интеллектуальной элиты научного сообщества в сфере физической культуры (см. рисунок). Основные шесть блоков, заключающие в себе те составляющие, которые раскрывают модель жизни данной социальной группы, рассматриваются нами с учетом всех социокультурных факторов в условиях профессионального физкультурного образования университетского типа.

Работа человека, ориентированного на научную карьеру, видится ему как деятельность, которой он может посвятить себя, а заодно развить свои таланты и повысить квалификацию. Он зависит от своих способностей и от тех, кто стоит над ним. Иерархическая организация науки - это не оковы, а взаимные отношения, которые позволяют ему лидировать и руководить. Продвижение вверх по иерархической лестнице дает ему возможность делегировать часть своих второстепенных полномочий нижестоящим, а самому сосредоточить в собственных руках функции управления, в которых его квалификация может быть использована. Он стремится добраться до самой вершины иерархии [3].

Структура жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры

Идея иерархии, или последовательности служебных положений, расположенных в порядке желательности, важна для будущей научной работы в модели жизни. Ориентация на карьеру, или - в более общем виде - ориентация на успех носителей этой модели жизни, является другим выражением этой же идеи, согласно которой профессионал, делающий научную карьеру, желает быть отмеченным как уникальный и незаменимый работник.

Меритократический подход к подготовке интеллектуальной элиты утверждает, что духовная сфера всегда элитарна. Эту идею можно осуществлять лишь в условиях вольных университетов. Только в их стенах можно сформировать ценностные установки для подготовки будущей профессуры.

Работа дает возможность руководить и развивать квалификацию. Способность человека, ориентированного на карьеру, к соперничеству, направленному на продвижение по службе, зависит от того, до какой степени он может отдаться работе. Он желает стать незаменимым для сообщества, и эта незаменимость зиждется на его способности принимать такие решения, которые дают его группе преимущества в конкурентной борьбе. Эта способность должна постоянно воспроизводиться и реализовываться, следовательно, его профессиональная квалификация должна постоянно совершенствоваться. Если он не сумеет посвятить работе всего себя и постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, его обойдут те, кто сумеет.

Необходимость быть признанным в своей страте в качестве члена определяю т требования. Существуют специфические требования к одежде, а также к умению принимать коллег в своем доме. Человек, делающий карьеру в науке, должен принимать определенное участие в общественной жизни сообщества, быть членом различных общественных организаций, участвовать в совместных мероприятиях, подходящих для его положения, быть в курсе культурных событий, то есть производить презентабельное и респектабельное впечатление. Для увеличения вероятности продвижения по службе очень важна помощь в решении некоторых из этих задач. Например, для поддержки члена семьи, делающего карьеру, сама семья должна быть презентабельной, то есть она должна соответствовать семьям его коллег. Это отражается на домашней обстановке, поведении, интересах, стиле жизни, вкусах, доме, еде, одежде, мебели, круге общения. В свою очередь, все это должно диктовать требования к доходу, что приводит к установлению двусторонних отношений между средствами и целью, но что не всегда соответствует действительности. Это значит, что занятия в свободное время, такие, как приглашение домой коллег, занятия модными видами спорта, встречи на концертах часто служат цели поддержки работы.

Для ориентированных на успех время дорого. Оно никогда не тратится впустую. Все нужно заранее хорошо спланировать. Феномен соревнования статусов и необходимость не отстать от соседей непосредственно относятся к этой модели жизни. Люди, сделавшие успешную карьеру, должны выбрать себе особенное жилье и особые интересы в свободное время, что само по себе может быть предпосылкой успешного продолжения карьеры.

Проанализировав весь исследовательский материал по проблеме, можно сделать вывод, что модель жизни интеллектуальной элиты научного сообщества имеет: собственную ментальность; систему знаний; мировоззрение; собственные представления, о том что правильно и неправильно; собственную мораль, законы, нормы поведения; формы социальных отношений; собственные организации и, наконец, даже собственный тип личности с особым менталитетом и поведением. Об этом говорил еще П. Сорокин в своем исследовании "Социальная и культурная динамика" в 1937 г. Однако для осуществления этих целей необходимо уметь не только социологически мыслить, но и представлять ход общественного развития. Тот же Сорокин охарактеризовал развал цивилизации изнутри как:

- недостаток творческой мощи у меньшинства;

- ответное ослабление подражательного инстинкта у части большинства (которая отказывается слепо копировать элиту);

- и вытекающие отсюда ослабление и утрата социального единства в обществе в целом.

В. Парето говорил о том, что в нашей жизни важную роль играют "остатки". Наиболее важные из них - "хитрость и сила"; по отношению к людям - это либо инноваторы, либо консерваторы. Очевидно, что образ жизни этих типов различен. В нашем исследовании, говоря о подготовке интеллектуальной элиты, мы "идеализируем" тип инноваторов, которые способны к прогрессу.

В современной трудной ситуации в системе высшего образования, когда во многом нарушена преемственность в научных школах и академической среде, вопрос воспроизводства интеллектуальной элиты становится остросоциальным.

Список литературы

1. Ашин Г.К. Теоретические основы элитологии образования. М., 1998.

2. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1/ Под ред. С.А. Кугеля. - СПб.: СПб УЭФ, 1995.

3. Миллс Ч. Социологическое воображение/ Пер. с англ. Е. Чижовой. Нью-Йорк, 1959.

4. Хойруп Т. Модель жизни. СПб.: Всемирное слово, 1998.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа