Нетрадиционная энергетика в странах ЕС: экономическое стимулирование развития

Нетрадиционная энергетика в странах ЕС: экономическое стимулирование развития

В.П. Клавдиенко, кандидат экономических наук, А.П. Тарасов

Одним из ключевых направлений доктрины устойчивого развития является обеспечение воспроизводства возобновляемых ресурсов, замедление темпов эксплуатации почерпаемых ресурсов и замещение их возобновляемыми, снижение нагрузки на ассимиляционный потенциал окружающей среды.

Подобные задачи в настоящее время решаются во многих странах мира (как промышленно развитых, так и развивающихся), и мировой опыт показывает, что один из перспективных путей их решения — формирование действенного механизма стимулирования и практического использования возобновляемых источников энергии. Особое внимание при этом уделяется различным видам нетрадиционных возобновляемых источников энергии — НВИЭ, позволяющим получать «чистую» энергию, то есть практически не оказывающим отрицательного воздействия на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды наносит значительный ущерб экономике. В европейских странах он оценивается в 4-6% ВВП. Поэтому, наряду с обострением глобальной энергетической проблемы, бурным ростом цен на энергетическое сырье (прежде всего на нефть) и стремлением к уменьшению рисков и потерь при импорте энергоносителей, значимость экологических проблем является в странах ЕС важным стимулом к государственному «вмешательству» в экономику, в частности к стимулированию развития нетрадиционной энергетики.

В настоящее время нетрадиционные источники не могут конкурировать на рынке с традиционными (углем, нефтью, газом). Поэтому государство предоставляет разнообразные льготы нетрадиционной энергетике: субсидии и кредиты по низким процентным ставкам; снятие фискального бремени с части прибыли, инвестируемой в развитие данной отрасли; освобождение потребителей «чистой» энергии от экологических налогов и др.

В странах ЕС накоплен значительный опыт использования и стимулирования НВИЭ, к которым, в соответствии с Директивой ЕС по стимулированию НВИЭ (сентябрь 2001 г.), обычно относят энергию солнца, ветра, малых рек, приливов, волн, биомассы, геотермальную энергию. Но имеются некоторые особенности включения отдельных объектов в программы стимулирования в разных странах. В большинстве стран ЕС из программ стимулирования исключаются ГЭС мощностью свыше 10 МВт, в Германии поддержку получают ГЭС мощностью не более 5 МВт, а в Нидерландах не включаются в национальные программы поддержки даже малые и микро-ГЭС.

Существуют также различия в трактовке электроэнергии, производимой от сжигания промышленных и бытовых отходов. Некоторые страны, например Германия и Греция, исключают энергию, полученную от сжигания отходов, из классификации возобновляемых источников. А в Бельгии, Великобритании и Нидерландах этот источник в течение многих лет является главным возобновляемым энергоресурсом.

Условия для развития нетрадиционной энергетики в странах-членах Евросоюза различны. Эти различия обусловлены следующими основными факторами:

географическими и природными (количеством осадков, направлением водных потоков, солнечной интенсивностью, розой ветров, наличием ископаемых энергоресурсов и др.),

экономическими (уровнем цен на нефть и газ, величиной субсидий для энергопроизводства на базе традиционных и ядерных источников, системой экономических стимулов и регуляторов природоохранного характера и т.п.),

политическими и социальными (международными обязательствами и программами, влиянием партий «зеленых» в органах государственной и местной власти, административной инициативой и ответственностью, общественным мнением и т.п.),

технологическими и др.

Сочетание и различные комбинации этих факторов обусловливают и различия в направлениях и масштабах развития нетрадиционной энергетики отдельных стран ЕС.

Нидерланды и Великобритания, имеющие на своей территории существенные запасы нефти и газа, меньше озабочены развитием нетрадиционной энергетики, чем большинство стран ЕС. Для использования солнечной энергии страны Южной Европы, безусловно, имеют более благоприятные возможности, чем, скажем, Швеция. Неудивительно, что лидером в использовании энергии солнца среди европейских стран является Греция, где установлено около 1/3 мощностей солнечной электроэнергетики Евросоюза.

Опыт европейских стран показывает, что природный фактор является важной, но отнюдь не единственной предпосылкой успешного развития НВИЭ. Наилучшими природными условиями для использования ветроэнергетических установок в Европе обладают Франция, Великобритания, Эстония и Ирландия, В результате благоприятных географических и природных условий ветроагрегаты в Ирландии могут производить в 2 раза больше электроэнергии, чем те же самые агрегаты, установленные в Германии. Однако установленные в Германии ветроэнергетические агрегаты (в 2003 г. — около 12 000 МВт) более чем в 15 раз превосходят по мощности взятые вместе ветроэнергетические установки в Ирландии, Великобритании, Эстонии и Франции (около 800 МВт).

Таблица 1

Доля стран в мировой производстве

энергии ветроустановками (в %)

Мир в целом — 100%. В том числе:

Германия — 36

Италия — 3

США — 17

Великобритания — 2

Испания — 14

Нидерланды — 2

Дания — 10

Швеция — 1

Индия — 6

Остальные страны — 9

Общая мощность ветроэнергетических установок в мире увеличилась с 2 ГВт в 1991 г. до более чем 32 ГВт в 2004 г. При этом не менее 70% вырабатываемой в мире ветроустановками энергии дают страны ЕС (см. табл.1).

Одним из существенных препятствий на пути более широкого использования НВИЭ являются административные барьеры, связанные с получением разрешений на строительство объектов нетрадиционной энергетики (особенно ветроэнергетических установок).

Наиболее сложны и длительны «разрешительные процедуры» в Греции, Нидерландах и Великобритании. Для получения разрешения на установку ветроэнергетических объектов необходимо согласие многочисленных административных, строительных, экологических и других организаций, предъявляющих требования по сохранению ландшафта, минимальному шумовому загрязнению, отсутствию угрозы для птиц и животных и т.п.

В Греции, например, для получения лицензии на установку ветроэнергетических агрегатов требуется согласие 35 различных организаций на центральном, региональном, префектуральном и местном уровнях. Кроме того, проекты на установку этих объектов должны соответствовать 4 общенациональным законам и 7 постановлениям различных министерств. Получение лицензии на установку ветроэнергетических агрегатов в Греции, Нидерландах, Великобритании зачастую затягивается на 5 и более лет. В современных условиях глобализации экономики и обострения проблем, связанных с изменением климата, возросла роль международных обязательств в формировании энергетической политики стран ЕС.

Выступив одним из инициаторов Киотского протокола (1997 г.), предписывающего развитым странам обеспечить к 2008-2012 гг. 5.2%-ное сокращение выбросов газов, создающих парниковый эффект, страны ЕС заявили о готовности снизить на 8% (по сравнению 1990 г.) уровень выбросов «парниковых» газов — в том числе Люксембург на 28%, Германия и Дания — 21%, Австрия — 13% и т.д.

Одним из основных путей выполнения этих международных обязательств считается более широкое использовании НВИЭ и повышение их доли в энергетическом балансе стран Евросоюза. Директивой ЕС по стимулированию НВИЭ (2001 г.) предусмотрено, в частности, повышение доли нетрадиционной энергетики в энергопотреблении стран Евросоюза на 8.1% по сравнению с 1997 г., в том числе: в Дании на 20.3%; Греции — 11.5; Ирландии — 9.6; Великобритании — 8.3; Австрии — 8.1; Германии на 8% и т.д. По оценкам экспертов ЕС, международные обязательства, вытекающие из Киотского протокола и закрепленные Директивами ЕС, создают существенные стимулы к использованию НВИЭ в странах Евросоюза, особенно в Германии, Дании, Люксембурге.

Опыт стран ЕС показывает, что среди разнообразных факторов, влияющих на степень и перспективы освоения НВИЭ, определяющую роль играют действующие в этих странах системы экономического стимулирования.

Наиболее распространенными инструментами стимулирования использования НВИЭ в европейских странах являются: компенсации (премии) к тарифам на энергию, получаемую от НВИЭ; освобождение от налога части прибыли, инвестируемой в развитие нетрадиционной энергетики; освобождение потребителей «чистой» энергии от экологических налогов; тендеры и квоты («зеленые сертификаты») на поддержку различных видов НВИЭ из общего специального фонда.

В большинстве стран предпочтение отдается первому или первым двум из вышеназванных инструментов, хотя некоторые страны (Австрия, Бельгия и др.) используют более широкую гамму стимулов.

Наиболее сложна система поощрений НВИЭ в Австрии. Кроме основных инструментов, компенсаций к тарифам, тендеров и «зеленых сертификатов», эта система содержат в себе различные виды прямого субсидирования, льготные кредиты, налоговые скидки и т.п. В каждом из девяти регионов (землях) Австрии действуют девять различных постановлений, регулирующих тарифы на энергию, получаемую от НВИЭ. Возникают значительные региональные различия в тарифах на энергию, получаемую от одних и тех же видов НВИЭ (по солнечной энергии они достигают отношения 32 : 1, по энергии биомассы 8:1). Некоторые европейские специалисты оценивают австрийскую систему стимулирования НВИЭ как хаотичную, считая более рациональными простые системы с меньшим количеством регуляторов. При этом, как правило, ссылаются на опыт Германии, Испании, Дании.

Действительно, система стимулирования НВИЭ в Германии, Испании, Дании, построенная на минимальном количестве регуляторов, действует весьма успешно. В настоящее время эти страны являются лидерами по установленной мощности ветроэнергетических агрегатов: Германия — 12 ГВт; Испания — 4.8; Дания — 2.9 ГВт. Германия в последние годы также добилась существенных успехов в использовании солнечной энергии.

Основным инструментов стимулирования НВИЭ в этих странах являются компенсации к тарифам на энергию, получаемую от НВИЭ. Суть этого инструмента заключается в том, что государство поддерживает закупочные цены на «чистую» энергию на уровне реальных издержек на ее производство, компенсируя производителям повышенные расходы.

Однако было бы ошибкой считать, что существуют «естественные» преимущества какого-либо одного инструмента стимулирования. Финляндия и Греция, использующие в качестве основного рычага стимулирования премии к тарифам, значительно меньше преуспели в развитии ветроэнергетики, чем Германия или Испании, в системах стимулирования которых данный инструмент также является основным. В 2002 г. установленные в этом секторе мощности в Греции составляли 0.3 ГВт, а в Финляндии всего 0.04 ГВт. Данный пример показывает, что действие экономических стимулов может быть сведено на «нет» другими факторами. Так, стимулирующее воздействие компенсаций к тарифам на энергию от ветроагрегатов в Греции существенно снижается административными барьерами и процедурными сложностями при получении лицензий на установку этих ветроэнергетических объектов.

Успешное функционирование компенсаций к тарифам на энергию от НВИЭ в Германии и Испании связано с особенностью данного инструмента в этих странах. Эта особенность заключается в предоставлении инвесторам на этапе планирования долгосрочных гарантий (в Германии на 20, в Испании на 5 лет) на закупку энергии от НВИЭ по фиксированным ценам, предусматривающим компенсацию повышенных затрат.

Успехи Испании в использовании энергии ветра связаны также с требованиями, предъявляемыми в этой стране к застройщикам: наряду с инвестициями в объекты ветроэнергетики необходимо осуществлять обязательные дополнительные вложения в развитие инфраструктуры или социальной сферы соответствующего региона. Возникающие при этом дополнительные финансовые затраты, как показывает испанская практика, не являются обременительными для инвесторов. Вместе с тем эта схема инвестирования позволяет значительно снизить сопротивление местного населения и региональных экологических организаций строительству ветроэнергетических установок.

В Германии и Дании дополнительные стимулы были обеспечены в результате предоставления местному населению права участвовать в финансировании проектов по установке ветроэнергетических объектов.

В Великобритании система стимулирования нетрадиционной энергетики основана на проведении тендеров и выделении квот на поддержку из специального фонда для поставщиков различных видов «чистой» энергии. При этом всем поставщикам, получившим в результате тендера квоты («зеленые сертификаты») на финансовую поддержку, государство обеспечивает одинаковую доходность независимо от вида НВИЭ. Тендерная система и выделение квот на поддержку НВИЭ из специального фонда действует также в Австрии, Бельгии, Ирландии.

В Нидерландах система стимулов перехода к НВИЭ построена на освобождении от экологических налогов потребителей всех видов «чистой» энергии. Освобождение от экологических налогов для потребителей чистой энергии практикуется также во Франции и Швеции.

Наряду с ветроэнергетикой в странах ЕС бурно развивается рынок солнечной энергетики. Например, в 2004 г. рынок солнечных панелей для обогрева жилищ увеличился на 30% (по площади панелей). К 2010 г. рынок таких конструкций предполагается довести до 100 млн. м2. Наиболее высокая динамика характерна для развития рынка солнечной энергетики в Германии. Причины успеха германского рынка солнечной энергетики обусловлены значительной государственной поддержкой этой отрасли. Так, реализуемая в Германии федеральная «Программа 100 000 солнечных крыш» предусматривает финансовые субсидии инвесторам в размере 0.51 млрд. евро и является самой крупной в мире программой финансирования в сфере солнечной энергетики.

Основным инструментом стимулирования развития солнечной энергетики так же, как и ветроэнергетики в большинстве стран ЕС служат компенсации к тарифам. Наибольшие компенсации к тарифам получала солнечная энергетика в Германии и Португалии (но только установки менее 5 МВт), а также частные поставщики в Люксембурге.

Таким образом, опыт стран ЕС показывает, что будущее НВИЭ во многом зависит от той финансовой поддержки, которая будет оказана нетрадиционной энергетике. Важным условием дальнейшего развития этой подотрасли энергетики выступает активное вмешательство государства в экономическую жизнь, проявляющееся, в частности, в прекращении государственного субсидирования угольной промышленности и «экологически грязных» отраслей; установлении «угольного налога», который должен содействовать оттоку инвестиций из угольной промышленности и направлению их в энергетику на базе возобновляемых источников; замене подоходного налогообложения экологическим; расширении финансовой поддержки НИОКР в области энергосберегающих технологий и экологически «чистой» энергии и др.

Уже сейчас в энергетике ряда стран ЕС возобновляемые источники занимают важное место. В Швеции доля электроэнергии, вырабатываемой за счет использования альтернативных источников, составляет 25%, в Дании — более 7%, правительство Великобритании заявило о намерении покрывать за счет использования возобновляемых источников 10% потребностей страны в электроэнергии в 2010 г. и 20% — в 2025 г.

И хотя в целом для энергобаланса Евросоюза альтернативная энергетика пока наименее значима, европейские специалисты благоприятно оценивают перспективы ее развития.

В соответствии с Директивой ЕС по стимулированию НВИЭ в 2010 г. предполагается увеличить долю альтернативных источников энергии в производстве электроэнергии до 20% и важное место при этом отводится системе стимулирования НВИЭ.

Рациональный механизм стимулирования использования НВИЭ в сочетании с активной экологической политикой и распространением экологического образования позволили странам ЕС добиться заметных результатов в улучшении состояния окружающей среды. В начале XXI в. объем выбросов окислов углерода в странах Западной Европы сократился по сравнению с серединой 80-х гг. на 20-25%, причем во Франции и Швеции — более чем на 60%, Финляндии, Дании — на 46-50%. Выбросы окислов азота за этот же период в Западной Европе уменьшились в среднем на 4%, при этом во Франции — на 13, Финляндии — на 5%.

Таблица 2

Прогнозируемая импортная зависимость

от импорта энергоносителей ЕС и Европа-30 (в %)

Годы

Регионы

1998

2010

2020

2030

Евросоюз

48

54

62

71

Европа-30

36

42

51

60

1 В этом рейтинге каждая страна (всего 133 страны) оценивалась на основе 16 критериев, сгруппированных в шесть разделов: Экологическое здоровье. Качество воздуха, Состояние водных ресурсов и т.д. В первую десятку самых экологически чистых государств вошли: Новая Зеландия (88 баллов из 100 возможных), Швеция (87.8), Финляндия (87), Чехия, Великобритания, Австрия, Дания, Канада, Малайзия и Ирландия. США на 28 месте. Россия признана лучшей из государств бывшего СССР. Последнее (133-е) место занимает Нигер.

Успехи, достигнутые странами Евросоюза в сфере охраны окружающей среды, неоспоримы. Об этом свидетельствуют не только вышеприведенные данные национальной статистики стран ЕС и статистической службы Евросоюза («Евростат»), но и международные экологические рейтинги, составленные авторитетными учеными. Так, в новом рейтинге, составленном учеными Йельского и Колумбийского университетов и представленном на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2006 г., в первой десятке самых экологически чистых стран мира указаны 7 стран-членов Евросоюза: Швеция, Финляндия,Чехия, Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия1.

Однако не оспаривая европейских прогнозов относительно развития нетрадиционной энергетики, а также рациональности механизма стимулирования НВИЭ в ЕС, целесообразности его глубокого изучения и обобщения, следует отметить, что регулирование энергопотребления и интенсивные усилия по развитию нетрадиционных возобновляемых источников энергии не обеспечивают снижение внешней энергетической зависимости Евросоюза.

Нетрадиционные источники при их современном уровне развития не могут стать основой для самообеспечения региона энергоносителями. Запасы же традиционных энергетических ресурсов в ЕС сокращаются, а зависимость от импорта энергетического сырья не только не уменьшается, но продолжает расти (см. табл. 2).

Несмотря на постепенное истощение запасов легкодоступной нефти и газа, в ближайшие 15-20 лет они останутся основными источниками удовлетворения потребностей ЕС в энергии. Поэтому ключевым условием реализации курса Евросоюза на устойчивое развитие, обеспечения его энергетической безопасности и в обозримой перспективе будет являться развитие взаимодействия ЕС с Россией в сфере энергетики.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа