Славянская мифология (работа 3)

Славянская мифология

На примере славянской мифологии, непосредственно сотворения мира, наглядно видно как человек воспринимал Бога, сотворенный космос, свое положение и эволюцию. Представление славян о первопорядке таково, что мир и все в мире существует благодаря силе любви. Во многих мифологиях любовь олицетворяется с богиней, но никогда богиня любви не считалась главной богиней, той, которая высвободила верховного бога Рода из заточения и наделила собой весь мир.

Славянская мифология складывалась на протяжении многих веков. Известные нам варианты мифологии уже поздние. По сведениям некоторых ученых были найдены деревянные таблицы V века, написанные тем вариантом славянской письменности, который не встречается ни в каких летописях. Эти мифы, как выяснилось, киевской ветви, восстановленные по фольклорным фрагментам, наиболее соответствуют верованиям и представлениям древних славян, судя по сказкам и былинам. Обретение этого источника было в 1919 году в Великом Бурлуке, в разрушенном имении дворян Задонских.

В славянской мифологии был один верховный бог, которого не свергали дети, не расчленяли, создавая из него мир как во многих мифологиях (в том числе греческая, скандинавская и др.) Имя верховного бога - Род. Он единственный источник и родник вселенной, то есть из него истекает все - солнце, месяц, звезды, ветры, дождь, снег, гром с молнией. Первое, что Род рождает и дает миру - это Любовь Ладу. Сварог - его сын олицетворяет собой его дух, то есть он является творящей силой Рода (Сварог - творог - творчество). Он разыскивает в Океане Землю, с помощью некоторого посредника - серой уточки, которая является символом Рода, его воплощением (в ней находятся его силы).

Разделение на добро и зло было фактором вторичным, так как только после сотворения земли уточка снесла два яйца с силами Яви и Нави (Явление, навет)- с силами добра и зла. Эти силы олицетворяют собой птицы.

Для славянина сотворение было совершенно таким же, но с той разницей, что мир славянином воспринимался уже изначально наполненным любовью, в отличие, например, от греческой мифологии, где основой мира человек считает хаос, из которого возникло плодоносящее начало - земля. Хаос был прародителем и источником жизни, вместе с плодоносящим началом он породил противоположное ей начало - Таратар - бездну.

Для славянина эта жизнь заключалась в Роде, также в начале рождающем, который воспринимался источником жизни. Первой Род родил Ладу-Любовь. И ею он наполнил мир.

По книге "Русские Веды" "Песни птицы Гамаюн" М., 1992.

"До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец богов. Был в начале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку.

Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась.

Солнце вышло тогда из лица Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Месяц светлый - из груди Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Звезды частые - из очей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Зори ясные - из бровей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ночи темные - да из дум Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ветры буйные - из дыхания - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Дождь, и снег, и град - от слезы Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Громом с молнией - голос стал Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов!

Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь. Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил Сварога (кузнец) небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему голову, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб разгорался день, а на смену дню - прилетала ночь.

Вот Сварог по небу похаживает и свои владения оглядывает. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

- Где же мать-Земля? - опечалился. Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная. В море плавает, как на иглы прядет, на одном месте не сидит, не стоит - все поскакивает и вертится, - Ты не знаешь ли, где Земля лежит? - стал пытать Сварог серу уточку.

- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена...

- По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!"

Сначала год не появлялась уточка, не смогла землю достать, потом снова Сварог послал ее за землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей силу невиданную, ее не было три года и принесла она в клюве горсть земли.

"Землю мнет Сварог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное - Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый. Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку".

В серой уточке было скрыто две силы - Яви и Нави. "Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних - железная, у других - из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орел, возносился Орел к Солнцу Красному. И порхнула за ним Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли в сине море у самого берега. Вслед за нею Стратим сильнокрылая. Если птицы те встрепенутся - море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны (от грозовой силы Рода). А затем поднялась в небо синее птица вещая - Гамаюн. Что за птицы над полем взмывают? Это соколов сизых стая! Это соколы Финист и Рарог над широкими реют полями!

Тут завыли ветры и гром загремел - раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон сын уточки серой. Ворон стал над Землею пролетывать, задевая крылом Землю-матушку. Там, где Ворон перышко выронил, вознеслись хребты неприступные, а где Землю задел краешком крыла - там Земля на ущелья растрескалась, там легли овраги глубокие. А за ним стаей черною, мрачным виденьем, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы, Навью рожденные, птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол (мгла)- птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.

Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство. И тогда одна искра малая на Сыру Землю-матушку падала. И от искорки занялась Земля. И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, словно Солнце Красное озаряет он всю Вселенную. И завыли тогда ветры буйные, и родился тогда в вихре яростном божий ветер - могучий Сварожич - Стрибог.

Подползал Черный Змей многоглавый к тому камешку, ударял по Алатырю молотом. Порассыпались искры черные по всему поднебесному царству. Так рождалася сила черная - змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная и водная".

Началась борьба Правды и Кривды, Яви и Нави - Жизни и Смерти. Стал опускать мглу Змей на Землю, стал побеждать и тогда решили обмануть его. Сварогом - небесным кузнецом куется плуг, в печи пляшет не огонь, а Семаргл, а Стрибог меха раздувает. Сковали плуг и на Змея Черного хитростью и обманом надели - захотели делать межу, чтобы землю поделить, - с одной стороны царство Сварога, с другой - Змеево.

Вся земля была кровью и слезами залита и засыпана перьями. Там, где были перья вороньи, Род воздвиг горные кряжи Рипейские, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови протекала в том кряже, подтекала под Алатырь и из под него росток поднялся - Дуб (мировое древо) возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных - Сирин, в корнях - Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада-матушка (обратить внимание на то, что всегда и везде сын правит землей, а отец всем миром). Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис - дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками (это описание неба). Это место назвал Сварог - Ирий (Арий - арийцы - нация совершенных "райских людей").

"Так был Ирий посажен в Рипейских горах. И поют птицы вещие в Ирии, там ручьи сребрятся хрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Не пройти сюда, не проехать, здесь лишь боги и духи находят путь. Все дороги сюда непроезжие, заколодели-замуравели, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми" (греческие образы).

В провал, образовавшейся от межи, проложенный Сварогом и впряженным в плуг Змеем, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Змея Повелителя тьмы. Вслед за Змеем низринулись все силы черные. Сыном Змия Черного был Вий - подземный князь, который во тьме вступил в союз с Матерью Сырой Землей и родились на свет Горыни Виевичи.

Сварог поднял от земли столб, чтобы небо на нем упокоилось, а Вий родил Святогора как охрану. Ему Сварог коня сотворил.

Род родил Макошь-матушку - богиню судьбы, судьбы людей - нити в ее руках (греческая богиня судьбы), а богини Недоля и Долюшка, не глядя, узелки завязывают - на счастье и на горе. Только Макоши это ведомо, она и судьбами людей и судьбами богов управляет.

"Что за туча по небу движется? То не туча - Корова небесная ко Рипейским горам приближается. Сам Сварог ту Корову Земун породил, чтоб богов молоком насыщала она, чтоб река молока в Ирии протекала от Коровы в сметанное озеро. Создано то сметанное озеро, чтоб от скверны различной и нечисти очищать весь мир, всю Вселенную, чтоб питать ее Соками чистыми". (Молочные реки, кисельные берега). Молоко от Коровы течет по небу и звездами сверкает (Млечный путь, греческий образ).

Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей. Сварогу с Ладой-матушкой приснилось, что Щука плавает в океане чудесная, кто съест ее, тот забеременеет. Эта Щука - сам Род. Выловили - Лада-матушка съела. Земун остатки доела, а кости на Землю бросили. Втроем забеременели. От Щуки (Рода) Лада родила трех дочерей и сына - Лелю-Любовь, Живу весеннюю, Марену деву Смерти и Перуна Громовержец. Земун родила рогатого Велеса. А Земля - Ярилу.

Праздник и инициация в славянской мифологии

Обряд - это имитация событий окружающей среды: восхода и захода солнца, грозы, пробуждение силы плодородия (оттепель) и пр. Основная его цель - это посвятить непосвященных в тайны окружающего мира, научить пользоваться "родственными" отношениями человека и богов. Обряд инициации - обряд посвящения в тайны космоса, существующий в каждом народе. У славян этот обряд описан во множестве сказок. Многие ученые считают, что сказка, устное сказание произошло именно оттого, что пересказ обряда существовал как приготовление непосвященных к обряду инициации.

Праздники - это обряды, которые были основаны на посвящении в тайны природы. Они совершались при помощи символов, которые носили на себе некоторые функции природных стихий, и возбуждали чувства в человеке при помощи словесных формул, танцевальных ритмов, курения наркотических веществ и пр.

Многие обряды строились на почитании какого-либо животного, прародителя рода, дающего плодородие или могучего покровителя и заступника рода. Человек воспринимал животное или птицу связующим звеном между ним и стихии, которые те олицетворяют, вмещают силы стихии и пр. Например, изображение утки или гуся вмещало в себя по восприятию человека всю стихию воды, поэтому человек почитал в птице мощную стихию воды. Бык почитался как носитель плодородия (именно на нем человек распахивал землю, именно он был его ближайший помощник). Обожествление помощника (в сказках птица, конь, серый волк, медведь, серая уточка и пр.) говорит о том, что человек считал, если эти животные владеют некоторыми качествами природных стихий, то они ими владеют, как человек, сознательно и в совершенстве. Таким образом, они могут быть посредниками между человеком и стихиями. Сам человек не считал себя вмещающим природную силу (только избранные - вожди и колуны).

Праздники - это почитания растений, птиц, животных и в их облике природных сил. Самым важным в этих праздниках было причастие к этим силам, путем поедания почитаемого животного. Во всех праздниках почитались силы, дающие плодородие - солнце и небесная влага. Основным символом солнца и воды у славян были птица - сокол и уточка. Именно этих двух птиц, носящих на себе весь мир (макрокосм) носили на своем плече мужчины (пряжка для плаща - фибула).

В русских народных сказках наука XIX века видела не только отображение душевных человеческих переживаний и исканий, связанных с постижением таинственного в окружающей его среде и изображала это в образах так хорошо известных русскому человеку - в воинах, но и связывала с ней некоторый обряд, который существовал долгое время на Руси. Это обряд прямого и буквального посвящение в некоторые космогонические (мировые) тайны мира, испытание силы, закаливание, который ученые назвали обрядом инициации.

Обряд инициации также был рассчитан на посвящение, но не в некотором единстве всего рода, а тайно с каждым человеком в отдельности. Посвящаемый должен был пройти ряд испытаний и при этом ему никто не помогает, лишь дается ряд вспомогательных вещей - амулетов, животных и прочих помощников и защитников. На всеобщих праздниках он уже должен был пользоваться приобретенными знаниями о мире, должен был знать почему, как и в чем обитают силы природы, каким образом соотносятся друг с другом.

Взяв любую русскую народную сказку, можно проследить разные пути героев и героинь. Существовало приблизительно около трех разных уровней инициации. Посвящение ребенка, посвящение юноши и девушки и посвящение человека зрелого (об этом посвящении очень редко встречаются сказки).

Возникновение священных мест у разных народов связывалось с грозовой силой. Грозе были присущи некоторые качества, которые человек идентифицировал со своими качествами. Эти природные качества он наделял полным совершенством и законченностью, то есть если гнев, то такой, который разрушает весь мир. У этого гнева есть некоторое прибежище, то есть то место, тот объект, который он обходит своей силой или же напротив, своей силой отмечает, - в нем он и пребывает, находит покой и отдых. Человек, будучи наблюдателен, обнаружил некоторые закономерности. Если огонь силен, то молния - огонь с неба - гораздо сильнее, потому что несет куда больше разрушений. Следовательно, если молния ударяет в дерево, то наделяет его своей силой и так далее.

Именно этим закономерностям обучался человек в обряде инициации. Происходило это путем имитации грозовых явлений. Часто связано с жестокими физическими мучениями. Например, если вспомнить любую русскую сказку о том, как Баба Яга похищает ребенка (или он сам попадает к ней каким-то образом), то с ним происходят некоторые или превращения (быть в ином состоянии - значит пройти через смерть), или Яга пытается его испечь в печи (опаление огнем - имитация действий молнии, которая наделяет могучей небесной своей силой то, во что ударяет).

Многие ученые склоняются к тому, что сказки на Руси возникли именно потому, что с их помощью готовили непосвященных к обряду инициации, рассказывая о том, какой неведомой силой будет человек наделен, о том, что и для чего необходимо пройти испытания и т. д. Очень много археологических раскопок подтверждают догадки ученых.

Буквы и цифры славянской азбуки

Сложно сказать, каким образом различные значения знаков могли соединиться: значения знаков, обозначающих звуки, и значения знаков, обозначающих отсчет чего-либо. Но буквы и цифры издревле были соединены единой неразрывной связью. Во многих письменностях цифры записывали буквами, а буквы записывались цифрами. Современные языки программирования, как и много тысячелетий назад, используют этот метод: с помощью цифровых значений излагается и обрабатывается информация.

Славянский язык не исключение: в нем цифры записывались буквами. Эту связь букв и цифр можно назвать таинственной, так как по смыслу из цифровых значений складываются слова, и наоборот слова можно подвергнуть математическим операциям.

Происхождение славянского языка и большинства его слов имеет следующую смысловую цепочку: названия в природе - название бытовых предметов - определение этими словами таинственных смыслов в природе - имена богов - новое значение известных слов в быту и в окружающей среде. По этой цепочке можно определить по смыслу, например, слово "творчество": свет, свар - варево, творог - тварность - Сварог - творчество.

Такие словесные "перетекания" смысла отражались в быту и во всех народных промыслах. Простые, обыденные вещи, которыми пользовались люди в своем хозяйстве, а также животные, живущие рядом с людьми, приобретали таинственное значение, влияющее на ход жизни, связанное единым родством. Поэтому человек был одет таким образом, что все, что он видел вокруг себя, было на нем в виде самой одежды и в виде украшений. Человек носил на себе весь мир в виде узоров на одежде и украшений.

Мы приводим таблицу букв кириллицы и глаголицы, для того, чтобы наглядно увидеть как знаки звуков одного языка переходят в другие знаки и другие звуки; какие цифровые значения они имеют. Мы также расскажем о древнерусских гаданиях, исходящих из такой зависимости букв и цифр.

Начало славянской грамоты относится ко второй половине IX века. Составлена она братьями Константином (перед кончиной принял схиму с именем Кирилл) и Мефодием. В начале, большинство лингвистов склоняются именно к этому, Кириллом была создана азбука глаголицы. Но кириллицы из-за удобства написания вытиснила глаголицу. Глаголицу считали первой азбукой, само написание которой сродни некоторым древесным рисункам. Она внешне также напоминает руны скандинавского и северного народов.

Числовое значение кириллицы указано в курсе грамматики. Буквы кириллицы написаны по Остромирову Евангелию (XII в). Часто букве присваивалось числовое значение, как в Греции и Византии, так и на Руси. Унциал - Византийская буква и унция - древнегреческая и византийская монета, два однокоренных слова, имеющих одно написания, но разные значения, также связанные со звуками и числительными значениями.

В полууставе, который появился в конце XIV века, знаки придыхания и ударения (которые писались по греческому образцу над словами) в славянском языке стали употребляться как орфографическая принадлежность текста. Знак придыхания стал писаться не только над начальной гласной слова, но и над каждой гласной, не имеющей при себе согласной. Писатель конца XIV в. Константин Констенческий, чтобы помочь усвоению орфографии в написании придыхания (дасия) и ударения (апостроф), провел следующую аналогию: гласные - это жены, согласные - это мужья. Жены могут быть с непокрытой головой только в присутствии мужа; так и гласная при согласной не имеет придыхания или ударения. Если жена выходит на улицу или в общество, она должна быть с покрытой головой, иначе она позорит свою честь, так и гласная без согласной должна иметь на себе покров - дасию или апостроф. Над согласной не должно ставить этих знаков, так как покров для мужчины - позор ему. При встречах двух согласных, относящихся к разным слогам, должен стоять разделитель слов (ерок) как сторож или свидетель, предупреждающий "претыкание" о другую согласную, другое слово.

Любопытно, что грамматика рассматривается как взаимоотношения людей, следовательно, можно предположить, что они во многом идентифицируются. Поведение людей - это поведение букв, подразумевающее поведение цифр. Это происходит не только у славян, во многих языках буква (или иероглиф) часто похожа на человека. Многие ученые склоняются к той мысли, что написание букв произошло от рисунков, изображающих человека. Эта связь человека и буквы любопытна еще и потому, что поведение людей и поведение букв рассматриваются самим человеком как системы взаимосвязанные и равнозначные по своему смыслу и значимости для космоса (мира, жизни).

В мифологическом мировоззрении символ имеет равноценную значимость, что и человек, так как при помощи символа (тем более при помощи слова) можно повлиять на человека (магия), человек может изменить значение и смысловую причастность символа к космосу (жизни). Все это переплетается с областью религии, с областью веры и верований.

На Руси еще в стародавние времена числовые значения букв определяли смысл прозвища или имени. Делалось это таким образом: каждая буква имени проговаривалась в ее значении слова. В получившемся предложении можно уловить некоторый смысл, говорящий о сути имени. И этот смысл часто соответствовал реальным замыслам человека, его характеру, его сокровенной идее или его призванию. Например, Имя "Елена", фамилию "Маслова" можно рассмотреть следующим образом: "Есть люди, есть наш азъ (Бог)" и "Мыслите - азъ (Бог) слово; люди, Он знает азъ (нас)". Имя и фамилия получились как некоторые воззвания. Считалось, что смысл этих воззваний заключают в себе имена и фамилии, и зависимость от них человека чрезвычайно велика, так как они определяли смысл его жизни.

Существовало множество гаданий, которые основывались на разнообразных математических операциях с числовыми значениями букв. Каждое значение буквы имени необходимо было сложить, затем получившуюся сумму рассматривать как три числа, которые вновь сложить. Получившийся результат (одна цифра) рассматривался как смысл слова. Например, имя Елена. Каждую букву рассмотрим как числовое значение: 5+30+5+50+1=91. Сумма 91 состоит из чисел 9 и 1, которые складываются, и получается в сумме 10. Числу 10 соответствует буква "И", смысл которой "Иже""", что значит "то есть" или "есть". Также поступали с фамилией, в результате получались два связанных слова, которые имели некоторый смысл. Фамилия "Маслова" имеет сумму чисел 344, при их сложении получается число 11. Такое двойное число можно рассмотреть как два числа 1 и 1, которые в сумме дадут 2. Числу 2 соответствует буква "Вhди". Маслова Елена - означает "знаю есть".

Какие бы имена и фамилии мы не брали, у нас всегда будет получаться нечто вроде этого. "Знаю есть", "Он наш" и т. д. Всегда будет казаться, что речь идет о ком-то. Славянская азбука составлена таким образом, что все буквы в ней содержат какой-то скрытый смысл, напоминающий о чьем-то незримом присутствии. Это присутствие - присутствие Бога, которое даже в этих нехитрых гаданиях на имена утверждает истину, что Бог есть, Он наш, Он твердь, Он слово и т. д.

Более сложные гадания, известные в прошлом веке, были основаны на тех же самых подсчетах, только итоговое число раскладывалось по десяткам. Например, от фамилии Маслова число 344, вернее его результат цифру 2 рассматривали стразу как число 2, 20 и 200 = "вhди", "како", "слово". Что значит "знать как слово". Можно подразумевать: "жизнь знать как слово", или "Бога понимать как слово" и т. д. с разными вариациями. Итоговые числа от имени и фамилии также складывали и получали итоговое слово. В данном случае на примере Елены Масловой: 10 + 2 = 12; 1 + 2 = 3. Цифре 3 соответствует слово "глаголи", то есть "говори".

На основе этих древних гаданий часто рассматривались даты, различные названия и имена. С давних времен русские ученые, занимающиеся изучением знаков и символов, раскрыли много любопытных закономерностей: смыслы различных событий, дат и пр.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа