Безнасильственное решение конфликтов между подростками. Немецкий опыт

Безнасильственное решение конфликтов между подростками. Немецкий опыт

Ефимова М.В.

В последние годы в нашей стране наблюдается рост насилия, особенно среди подростков и молодежи. Это типичное явление для переломных моментов истории. Основную причину стоит, очевидно, искать в растущей бездуховности молодежи и подростков, неблаготворном влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, на формирующиеся умы и души. Мы можем говорить о “тлетворном влиянии Запада”. В то же время в европейских странах накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения.

Возможно ли бороться с насилием безнасильственным путем? Ответ на этот вопрос можно найти в недавней истории Германии. Тяжелая ситуация сложилась в ФРГ в конце 80-х- начале 90-х годов. Она была обусловлена, с одной стороны воссоединением Восточной и Западной Германии, с другой стороны вспыхнувшими конфликтами между немцами и иностранцами, живущими в ФРГ.

Настроения недовольства присутствием иностранцев, которые якобы занимают рабочие места немцев, зрели давно. Среди молодежи увеличилось количество правых экстремистов, так называемых “skinheads”-бритоголовых. В ответ на это правительство ФРГ создало специальную Независимую комиссию по предотвращению и устранению насилия, деятельность, которой в 1987-89 была направлена на изучение конфликтов и применения насилия среди молодежи на улице, в школе, в семье. Результатом работы комиссии явились, в том числе учебные пособия ''Остановите насилие'' и ''Демократия. Правовое государство. Насилие”. 1. На уроках социологии и политики школьники под руководством учителей изучали такие проблемы как ''правый экстремизм и его корни'', ''школа и насилие'', ''насилие, экстремизм и терроризм'', ''иностранцы в ФРГ''. Комиссией были подведены итоги опроса населения и органов полиции, в которых большинство высказались за безнасильственное разрешение конфликтов.

Очевидно, что насилию и подчинению ему дети учатся еще в раннем возрасте в семье, во дворе, в школе. Поэтому Педагогическим Центром Берлина был разработан проект “Школьно-педагогические меры по снижению насилия и готовности к нему среди детей и молодежи”, который начал претворяться в жизнь с 1990-91 гг. В проект вошли многосторонние исследования ученых-педагогов, учителей-практиков и социальных педагогов по данной проблеме, которые были отражены в целом ряде публикаций, видеофильмах, фильмах на тему “школа и насилие”.

Особый интерес представляет, на наш взгляд, брошюра Джеми Уолкер “Безнасильственное решение конфликтов в классе”, которая явилась результатом научно-исследовательской работы педагога, которая проводилась в 1987-91 гг. на базе основной школы им. Х. Цилле в Берлине. В семи классах с первого по шестой проводились, как дети их называли, “уроки игры”, в течение семи месяцев 1-2 раза в неделю.

Джеми Уолкер видит причину конфликтов между детьми и подростками в их нервозности, неспособности долго выдерживать напряжение, не реагируя непосредственно с помощью агрессии. Автор рассматривает различные типы конфликтов: внутри группы детей одного пола, между мальчиками и девочками, между детьми разных национальностей, между учителями и учениками. Она приходит к выводу о том, что дети и подростки просто не умеют, не научены мирно разрешать конфликты. Неприменение насилия определяется как основополагающий принцип, который исключает насилие в любой форме в межличностных, социальных и политических отношениях.

Различается персональное и структурное насилие. Персональное насилие предполагает непосредственное субъектно-объектное отношение. Структурное насилие является скрытой формой пренебрежения возможностей развития человека, которая часто воспринимается как естественная, иначе “социальная несправедливость. В школе примером структурного насилия может быть неравное отношение учителей к девочкам и мальчикам. Мальчикам уделяется две трети внимания. Таким образом, девочкам опосредованно дается понять, что они менее важны для учителя, что с годами может привести к снижению у девочек чувства собственного достоинства, к неготовности защитить себя.

Джеми Уолкер определяет конфликт как столкновение интересов, потребностей или желаний двух или более индивидуумом или групп, который может, но не должен разрешаться с помощью насилия. Для решения конфликта необходимо создание атмосферы доверия, уважения к каждой личности.

Сам процесс разрешения конфликтов без использования силы Джеми Уолкер условно разделила на семь составляющих, семь элементов, лишь взаимопроникновение которых может обеспечить успешное решение проблемы: это,

уважение к себе и другим

умение слушать и готовность понимать

интуиция, способность проникновения

самоутверждение

сотрудничество в группе

сознательность и критическое мышление

фантазия, творчество, удовольствие

Уважение к себе и другим . Чтобы понять другого человека, необходимо прежде всего уважать его, т.е. уважение является первой предпосылкой к разрешению конфликта. В то же время уважение к другому предполагает самоуважение. Самоуважение нужно и при отстаивании собственной точки зрения. Более робкие дети должны почувствовать достаточно уверенности в себе, чтобы не бояться высказаться в группе.

Умение слушать и готовность понимать. Ни одно творческое конструктивное решение не может быть принято без готовности открыто высказать свое мнение и умение выслушать мнение другого. При этом под умением слушать понимается умение вникнуть в позицию второй стороны. Ребенок может с вниманием слушать кого-либо, зная, что он также будет услышан и понят.

Поэтому так необходима способность проникновения, интуиция. Часто нужно понять не только поведение человека , но и его причину.

Самоутверждение без насилия не должно быть ни пассивным, ни агрессивным. Надо научить детей и подростков осуществлять свои желания и потребности, не принося вреда другим, самоутверждаться, защищать свои права оптимальным способом. Они должны понимать, что может произойти, если кто-либо ведет себя агрессивно, или наоборот, пассивно, не отстаивая свои интересы.

Сотрудничество. Разрешение конфликта возможно на основе мирного взаимодействия двух сторон. Поэтому так важно научить учитывать чужие потребности и желания, отодвигать на задний план свои собственные, пока не будет найдено совместное решение. Это может произойти тогда, когда дети поверят, что и другие готовы учитывать их потребности и желания.

Сознательность и критическое мышление являются важнейшими аспектами безнасильственного решения конфликтов. Они подразумевают не только способность критической оценки конфликта, но и готовность изменить свое мнение на основании новой информации или нового понимания ситуации. В основе многих конфликтов лежит неэффективное общение, и их можно разрешать подробным обсуждением проблемы.

Фантазия, творчество, удовольствие. Решающим фактором в разрешении конфликтов без применения силы является поиск самостоятельных решений, без вмешательства третьей стороны. При этом возможно рассмотрение любых самых фантастических решений проблемы. Часто учителя пытаются найти виноватого или навязать свою точку зрения, что не может привести к желаемому результату. Существует порой сразу несколько вариантов решения проблемы и естественное сопротивление детей, которым хочется найти свое. Фантазии и творчеству можно и нужно учиться сознательно.

Джеми Уолкер подробно описывает дидактическую программу, в которой реализуются описанные выше аспекты. Проведение данной программы требует от учителей таких качеств как уважение к ученикам, умение признать свои ошибки, гибкость мышления, толерантность.

Дидактическая программа состоит из шести тематических сфер:

Знакомство и расслабление.

Укрепление чувства собственного достоинства

Коммуникация

Кооперация

Равноправное общение между мальчиками и девочками.

Решение конфликтов без применения насилия

Каждая сфера включает в себя тематические коммуникативные, вербальные и подвижные игры. Игры первой сферы используются в начале работы над проектом для укрепления коллектива и в ходе всего проекта в качестве набольших развлекательных пауз.

Игры и упражнения второй сферы “Укрепление чувства собственного достоинства” должны помочь детям и подросткам осознать свою собственную значимость как личности. Признание здесь получается независимо от успехов в учебе. Эти игры помогают одним раскрепоститься, другим - научиться сдерживаться. Интерес представляет игра “Место, где я чувствую себя хорошо”, в которой ребята рисуют это место, а затем описывают его.

Игры третьей сферы “Коммуникация” должны дать детям понять, насколько эффективно они обычно сообщают взрослым свои чувства, желания и потребности и как этот процесс можно улучшить

Упражнения четвертой части “Кооперация” призваны научить ребят совместно добиваться общей цели, вносить в работу малой группы свои идеи и учитывать идеи других.

Целью игр пятой сферы является осознание детьми и подростками специфичных для каждого пола образа действия и проблем, а также ликвидация предубеждений в отношениях мальчиков и девочек.

Игры шестой тематической сферы учат детей различным стратегиям безнасильственного решения конфликтов.

Джеми Уолкер подчеркивает, что обучение безнасильственному решению проблем и конфликтов – сложный, долгий, многогранный процесс. Однако последовательное использование игр разных сфер дает положительные результаты. Согласно наблюдению автора, в подавляющем большинстве классов по окончании эксперимента значительно улучшились взаимоотношения между детьми и учителями, немецкими детьми и детьми других национальностей, мальчиками и девочками. Положительные результаты проекта позволяют использовать его в условиях российской школы.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа