Бизнес-план (работа 3)

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра организации производства в АПК

БИЗНЕС-ПЛАН

ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

На тему Создание компьютерного клуба “Star”

Руководитель Морозов А.В.

Исполнители: Киселевич Ю.В.,Панченко Л.Г.,

Пашкевич Н.А.,Яроцкая Н.В.

Студентки 4 группы 3 курса

Бухгалтерского факультета

Горки 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение >--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3>

  1. Резюме >------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4>

  2. Характеристика предприятия и стратегия его развития >--------------------------------------5>

  3. Описание продукции (услуги) и области ее применения >------------------------------------7>

  4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга >---------------------------------------------------------7>

  5. Производственный план >--------------------------------------------------------------------------------------------------9>

  6. Организационный план >--------------------------------------------------------------------------------------------------12>

  7. План реализации проекта >----------------------------------------------------------------------------------------------12>

  8. Инвестиционный план >----------------------------------------------------------------------------------------------------12>

  9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности >-----------------------------14>

  10. > >Анализ безубыточности>-------------------------------------------------------------------------------------------------->>23>

11. Факторы риска>------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->>24>

Список литературы

Введение

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников -инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.

Бизнес-план является объектом интелектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.

1.Резюме

Разработка и осуществление инвестиционного проекта Компьютерный клуб “Star” вызваны необходимостью предоставления компьютерных услуг населению.

В настоящее время роль информационных технологий значительно возросла. В всязи с тем, что в городе Горки большая численность молодёжи (студенты, школьники и тд.), компьютерный клуб “Satr” будет пользоваться особой популярностью

Основными задачами проекта являются:

  • Работа на компьютере (работа с приложениями Office)

  • Игры (Need for speed, Quake 3 Arena, Unreal tornament 2003, Grand theft auto 3, Star craft)

  • Печать текста

  • Сканирование

Целями создания проекта является удовлетворение спроса на данные виды услуг и получение дополнительных финансовых средств для развития компьютерного клуба “Satr”

Для реализации проекта необходимы капитальные вложения в сумме 14 млн. руб. (на 01.01.2003.). Проектный срок вазврата кредита – 1,75 года (1 год 9 месяцев). За этот период предприятие получит после возврата кредита и процентов по нему прибыль в размере 4561,4 тыс. руб.

2. Характеристика предприятия и стратегия его развития

Целью данного проекта является обоснование экономической эффективности создания в городе Горки компьютерного клуба “STAR”.

Учитывая все достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий, для данного проекта была выбрана в соответствии с Гражданским кодексом РБ организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Число участников ООО не должно превышать предела, установленного законом об ООО.

Учредительными документами являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав.

Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного фонда ООО не может быть меньше суммы, определенной законом об ООО.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в специализированное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.

Общество с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности:

  • является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества;

  • раздел уставного капитала общества на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества;

  • уставный капитал не может быть менее суммы, определенной законом РБ,

т. е. не менее 1600 евро.

Преимущества ООО:

  • возможность быстрого аккумулирования значительных средств;

  • ООО может быть создано одним лицом;

  • члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.

Недостатки ООО:

  • уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством РБ;

  • ООО менее привлекательны для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по обязательствам общества.

Уставный капитал ООО представляет собой общую денежную оценку средств предприятия. Этот показатель свидетельствует об имидже фирмы, в некоторой степени о размахе предпринимательской деятельности.

Размер уставного капитала ООО не должен быть менее 1600 евро на дату представления учредительных документов для регистрации.

Первоначальный уставный капитал формируется за счёт вкладов учредителей. Состав учредителей фирмы и их пай в её создании приведён в табл. 1

Таблица 1.

Состав учредителей и их вклады.

Учредители

Величина вклада

Тыс. руб.

%

Киселевич Ю.В.

Панченко Л.Г.

Пашкевич Н.А.

Яроцкая Н.В.

3000

3000

3000

3000

25

25

25

25

Итого

12000

100

На начальном этапе создания нового предприятия определяется состав учредителей, и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50%уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти. Для государственной регистрации в соответствующий орган предоставляются следующие документы:

  1. Заявление учредителей о регистрации;

  2. Устав предприятия;

  3. Решение о создании предприятия;

  4. Договор учредителей о создании и деятельности предприятия;

  5. Свидетельство об оплате государственной пошлины.

После завершения регистрации и получения свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РБ для включения предприятия в государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды общесоюзного классификатора предприятий и организаций.

На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее, чем через год после регистрации), открывают постоянный расчетный счет в банке, предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.

3.Описание продукции (услуги) и области ее применения.

Сфера услуг - одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Доля услуг в мировой торговле составляет более 25%, и по прогнозам экспертов, к 2005 году объем торговли услугами превысит объем торговли товарами.

Базовое учреждение - компьютерный клуб “Star” действует в сфере предоставления услуг населению. Клуб оказывает следующие услуги:

  • Работа на компьютере (работа с приложениями Office)

  • Игры

  • Печать текста

  • Сканирование

Критерии услуг:

  • Надежность (определяет способность фирмы выполнить обещанную услугу точно и аккуратно)

  • Доступность (характеризует возможность получения клиентом услуги без длительного ожидания)

  • Безопасность (оценивает, не подвергает ли данная услуга клиента опасности или риску, не является ли сомнительной)

  • Доверие (показывает, на сколько можно доверять фирме или лицам, оказывающим услугу)

  • Понимание клиента (оценивает усилия фирмы, направленные на то, чтобы узнать своих клиентов и понять их потребности)

Повышение качества услуг достигается путем разработки и тщательного соблюдения стандарта обслуживания – комплекса обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех проводимых операций. Стандарт обслуживания имеет критерии: время обслуживания клиентов; система работы с жалобами и претензиями; наличие информационно-рекламных материалов в офисе; время ожидания ответа по телефону; порядок оплаты и т.д.

4.Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.

В результате маркетинговых исследований определены предполагаемые (потенциальные) покупатели оказываемых услуг:

школьники, студенты – в качестве постоянных клиентов;

другие категории граждан – как нерегулярные клиенты, пользующиеся услугами клуба время от времени.

Основными конкурентами в сфере оказания компьютерных услуг являются: компьютерные клубы “Байт”, “Арена”, ”Cuber”, “Gamer”.

В таблице 2 приводятся данные позволяющие сравнить услуги конкурентов по ассортименту и ценам.

Таблица 2.

Тарифы на компьютерные услуги (на 01.11.2002.),руб.

Виды услуг

“Star”

"Cuber"

"Байт"

"Арена"

"Gamer”

1 час работы на компьютере

650

750

800

600

700

Печать 1стр.

120

-

150

-

-

Сканирование 1 стр.

80

-

100

-

-

Учитывая то, что в Горках довольно развита сфера предоставления компьютерных услуг, основной упор при разработке политики продвижения услуг на рынке необходимо делать на взаимоотношения между продавцом и ее пользователем, продавая компетентность, квалификацию и заботу сотрудника, предоставляющего услугу.

Планирование продвижения услуги на рынке использует способы формирования спроса на рынке. К ним можно отнести рекламу из уст в уста, рекламу в СМИ и др.

. У нас строго определённые покупатели. Это, прежде всего, школьники, студенты. Поэтому рекламную компанию будем, прежде всего, ориентировать на них. Реклама по телевидению нам не подходит, так как в телевизионной рекламе очень низкая избирательность аудитории и очень высокая стоимость рекламного контакта. Реклама по радио и в местной газете тоже не принесёт желаемого результата, (местное радио и газета не имеет популярности среди наших клиентов, а среди слушателей таких радиостанций, как, например, "Европа +" наших потенциальных клиентов практически нет).

С целью стимулирования сбыта и привлечения новых клиентов в клубе “Star” планируется проведение чемпионатов по компьютерным играм, а также предоставление 20% скидки для клиентов, работающих на компьютере более трех часов подряд.

На сбыт продукции (услуг) влияют факторы микросреды и макросреды.

Их анализ приведен в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Бесперебойность работы клуба

1. Простои в работе клуба

2. Приобретение новых клиентов

2. Потеря существующих связей с клиентами

3. Клиенты удовлетворены качеством наших услуг

3. Неудовлетворённость клиентов качеством наших услуг

4. Положительное отношение контактной аудитории

4. Плохое отношение к нам контактной аудитории

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:

1. Наладить контакты с новыми клиентами.

2. Постоянный поиск новых связей, но нужно учитывать, что всё-таки более надёжные это старые, проверенные связи.

3. Постоянный контроль качества услуг.

4. Действовать по обстоятельствам.

Таблица 4.

Факторы макросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей

2. Спад инфляции

2. Рост инфляции

3. Дешевение энергии

3. Дорожание энергии (эл., тепла.)

4. Повышение общего уровня покупательной способности

4. Снижение общего уровня покупательной способности

Анализируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что для эффективного функционирования клуба необходимо расширять ассортимент оказываемых услуг, повышать качество услуг и привлекать новых клиентов.

  1. Производственный план.

Для реализации данного проекта необходимо арендовать помещение площадью 30 м 2. Арендная плата за помещение составит 200 тыс. руб. ежемесячно. Закупка оборудования будет производиться в Минске в ООО “Компьютеры и периферия”. Общая стоимость закупаемого оборудования представлена в таблице 5.

Таблица 5.

Расчет потребности в инвестициях.

Наименование приобретенного

оборудования

коли-

чество

стоимость

единицы,

тыс. руб.

Стоимость

всего,

тыс. руб.

Компьютеры

10

1223

12230

Столы

10

80

800

Стулья

10

40

400

Сканер

1

110

110

Принтер

1

160

160

Итого основных фондов

-

-

13700

Транспортировка

-

-

200

Монтаж и пуско-наладка, обучение персонала

-

-

100

Всего инвестиций

-

-

14000

Предполагается, что компьютерный клуб “Star” будет работать в течение 14 часов в сутки (с 8.00 – до 23.00), технический перерыв – с 14.00 – до 15.00, выходной - понедельник.

Проанализировав работу конкурентов, предполагается, что 1 компьютер будет работать 10 часов в день (10 компьютеров-100 часов в день), будет распечатываться 50 листов и сканироваться 20 листов.

Таблица 6.

Расчет объемов оказания услуг.

Виды услуг

Объем оказания услуг в год

2003 год

2004 год

1 час работы на компьютере

22500

30000

Печать 1 страницы

11250

15000

Сканирование 1 страницы

4500

6000

Для обслуживания клуба будет нанято 3 работника. Штатное расписание персонала с распределением трудовых функций представлено в табл. 7.

Таблица 7.

Штатное расписание обслуживающего персонала.

Должность

Функции

Количество, чел.

Технический персонал

Оператор ЭВМ

Всего

Уборка помещения

Наладка оборудования,

Работа с клиентами

1

2

3

Согласно штатному расписанию определяется фонд заработной платы по каждой категории работников. Полученные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Расчет фонда заработной платы по проекту.

Категории

работников

Колич.

Чел.

Фонд зарплаты в мес., тыс. руб.

Фонд зарплаты в 2003г., тыс. руб.

Фонд зарплаты в 2004г., тыс. руб.

Технический персонал

1

80

720

960

Оператор ЭВМ

2

200

1800

2400

Итого

3

-

2520

3360

Фонд зарплаты с допл. 32%

-

-

3326,4

4435,2

Для расчета производственных затрат необходим расчет величины амортизационных отчислений (табл. 9)

Таблица 9.

Расчет амортизации по проекту, тыс. руб.

Балансовая стоимость

Год ввода

Стоимость

Норма амортизации, %

Амортизационные отчисления

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

(3 мес)

Компьютеры

2003

2 кв.

12497,8

20

1874,7

2499,6

2499,6

2499,6

2499,6

624,9

Столы

2003

2 кв.

817,5

20

122,6

163,5

163,5

163,5

163,5

40,9

Стулья

2003

2 кв.

408,8

20

61,3

81,8

81,8

81,8

81,8

20,5

Сканер

2003

2 кв.

163,5

20

24,5

32,7

32,7

32,7

32,7

8,1

Принтер

2003

2 кв.

112,4

20

16,9

22,5

22,5

22,5

22,5

5,6

Итого

14000

2100

2800

2800

2800

2800

700

Остаточная стоимость

11900

9100

6300

3500

700

0

Таблица 10.

Расчет себестоимости одной услуги, руб.

Статьи затрат

1 час работы на ком.

Печать 1 страницы

Сканирование 1 стр.

1. материальные затраты:

Электроэнергия

6

0,22

0,83

Бумага

0

14,5

0

Прочие материальные затраты

1,2

19,95

5,4

Итого по разделу 1.

7,2

34,67

6,23

2. Нематериальные затраты

Фонд заработной платы (ФЗП)

133,06

20,70

22,18

Отчисление в ФСЗН (35%)

46,6

7,2

7,8

Объединенный налог (5%)

6,7

1,0

1,1

Амортизация

90

1,5

5,4

Общехозяйственные расходы

20,65

2,35

1,85

Арендная плата

78

3

2,5

Земельный налог

0,06

0,04

0,01

Итого по разделу 2.

375,0

35,9

40,8

3. итого по разделам 1 и 2.

382,2

70,5

47,0

4. Прибыль (50 % от п.3)

114,7

21,2

14,1

5. итого (п.3+п.4)

496,8

91,7

61,1

6. Целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия…(п.5*2,5%/(100-2,5%))

12,7

2,4

1,6

7. Итого (п.5 +п.6)

509,6

94,0

62,7

8. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия… (п.7*2%/(100-2%)

10,4

1,9

1,3

9. Итого (п.7+п.8)

520,0

96,0

64,0

10. НДС (п.9*20%/100-20%)

130,0

24,0

16,0

11.Отпускная цена (п.9+п.10)

650,0

120,0

80,0

Итого затрат…

Из них постоянные затраты

Переменные затраты

382,2

365.1

17.1

70,5

28.7

41.8

47,0

35.7

11.3

6. Организационный план.

В соответствии с организационно-правовой формой, управление компьютерным клубом “Star” будет осуществляться его учредителями. Доходы, полученные от деятельности клуба, будут распространяться пропорционально вложенному капиталу. Для эффективной работы временных работников предусмотрены различные методы стимулирования: премии, единовременные пособия и т.д.

7. План реализации проекта.

Реализация и осуществление проекта будет проходить в соответствии с календарным планом. В течение первого квартала 2003 года будет проводиться создание и регистрация фирмы, аренда соответствующего помещения, анализ состояния рынка и разработка бизнес идеи. В этот период будет также произведена закупка, установка соответствующего оборудования, обучение персонала. Функционирование компьютерного клуба начнется со второго квартала.

8. Инвестиционный план.

Для реализации данного проекта необходимы денежные средства в размере 14000 тыс. руб., которые будут направлены на приобретение оборудования и оплату различного рода услуг в соответствии с расчетами, приведенными в таблице 11.

Таблица 11.

Расчет потребностей в инвестициях и источниках финансирования.

Наименование оборудования

коли-

чество

стоимость

единицы,

тыс. руб.

Стоимость

всего,

тыс. руб.

Компьютеры

10

1223

12230

Столы

10

80

800

Стулья

10

40

400

Сканер

1

110

110

Принтер

1

160

160

Итого основных фондов

-

-

13700

Транспортировка

-

-

200

Монтаж и пуско-наладка, обучение персонала

-

-

100

Всего инвестиций

Из них кредитные ресурсы

Собственные ресурсы

-

-

14000

2000

12000

Источником финансирования проекта является кредит банка, выдаваемый сроком на 21 месяц (1,75 года) по ставке 80 % годовых. Погашение кредита будет осуществляться равными взносами в конце каждого квартала.

Порядок погашения кредита представлен в таблицах 12 и 13.

Таблица 12.

График погашения кредита, тыс. руб.

Оплата кредита

Месяц

Сумма

2003 год

2004 год

кредита

основного долга

процентов

основного долга

процентов

январь

76,2

февраль

76,2

март

2000

285,7

76,2

апрель

133,3

57,1

май

133,3

57,1

июнь

285,7

133,3

285,7

57,1

июль

114,2

38,1

август

114,2

38,1

сентябрь

285,7

114,2

285,7

38,1

октябрь

95,2

19,1

ноябрь

95,2

19,1

декабрь

285,7

95,2

285,8

19,1

Итого

2000

857,1

1028,1

1142,9

571,5

Всего погашено кредита-2000

Всего погашено процентов-1600

Таблица 13.

Расчет погашения долговых обязательств, тыс. руб.

Показатели

Всего

2003

2004

Сумма кредита

2000

Задолженность по кредиту на начало года

2000

Начислено % за кредит

1600

Выплата %

1028,1

571,5

Погашение основного долга

857,1

1142,9

Задолженность по кредиту на конец года

1142,9

0

Итого стоимость обслуживания долга

1885,2

1714,4

  1. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

Исходя из предполагаемых объемов оказания услуг и их тарифов, расчитаем себестоимость услуг и выручку от реализации услуг (табл. 14).

Таблица 14.

Расчет себестоимости услуг и выручки от их реализации.

Виды услуг

Объем оказания услуг

Себестоимость, тыс. руб.

Выручка,

тыс. руб.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

1 час работы на компьютере, ч.

22500

30000

8599.5

11466

14625

19500

Печать 1 стр.

11250

15000

793.1

1057.5

1350

1800

Сканирование 1 стр.

4500

6000

211.5

282

360

480

Итого…

9604,1

12805,5

16335

21780

Приведем расчет прибылей и убытков за время использования кредита (табл. 15).

Таблица 15.

Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

Показатели

2003 г.

2004 г.

  1. Выручка от реализации услуг

16335

21780

  1. НДС (20%)

3267

4356

  1. Отчисления в республиканский фонд поддержкипроизводителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог

261,2

348,3

  1. Целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищных фондов

320

426,6

  1. Переменные издержки

905,9

1207,8

  1. Переменная прибыль (п.1-п.2-п.3-п.4-п.5)

11580,9

15441,3

  1. Постоянные издержки

8698,2

11597,7

  1. Прибыль от реализации продукции (п.6-п.7)

2882,7

3843,6

  1. Налог на недвижимость (1%)

119

91

  1. Прибыль, облагаемая налогом

2763,7

3752,6

  1. Налог на прибыль (30%)

829,1

1125,8

  1. Чистая прибыль, всего (п.8-п.9-п.11)

1934,6

2626,8

Использование чистой прибыли

  1. Выплаты по кредиту

857,1

1142,9

  1. Проценты за кредит

1028,1

571,5

  1. Чистый доход (п.12+амортизация)

4034,6

5426,8

Таким образом, после расчета со всеми организациями и бюджетом у предприятия за первые два года реализации проекта остается 4561,4 тыс. чистой прибыли.

Таблицы 16-21 представляют информацию о потоке наличности. Из данных приведенных таблиц следует, что объемы производства и цены реализации услуг позволяют покрывать расходы и осуществлять погашение кредита и процентов по нему.

Расчет коэффициентов покрытия задолженности, представленный в таблице 22, свидетельствует, что проект имеет высокий экономический потенциал для покрытия задолженности, т. е. риск не возврата кредита характеризуется как крайне низкий.

Таблица 22.

Расчет погашения долговых обязательств, тыс. руб.

Показатели

2003 г.

2004 г.

  1. Чистая прибыль после уплаты налогов

1934,6

2626,8

  1. Амортизация

2100

2800

  1. Итого (п.1+п.2)

4034,6

5426,8

  1. Погашение основного долга

857,1

1142,9

  1. Выплата процентов по кредиту

1028,1

571,5

  1. Итого (п.4+п.5)

1885,2

1714,4

  1. Коэффициент покрытия (п.3/п.6)

2,1

3,2

Приведем дисконтирование чистой прибыли от реализации проекта и проведем анализ полученной информации. Найдем чистую приведенную стоимость (NPV) проекта по следующей формуле:

NPV=3,0*(1/(1+0,6))+3,7*(1/(1+0,8)2)+5,4*(1/(1+0,8)3)+5,4*(1/(1+0,8)4)+5,4*(1/(1+0,8)5)+5,4*(1/(1+0,8)6)+0,5*(1/(1+0,2)7)-14=-8.9

Таблица 16.

Расчет потока наличности в 2003 году, тыс. руб.

показатели

Номер месяца

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

0

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

16335

Кредит

2000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2000

Полный приток денежных средств

2000

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

18335

Отток денежных средств

Закупка оборудования

14000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

14000

Затраты на производство и сбыт

0

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

6700,8

Налоги и платежи из выручки

0

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

3848,4

Налоги из прибыли

0

105,3

105,3

105,3

105,3

105,3

105,3

105,3

105,3

105,3

948,1

Погашение основного долга по кредиту

0

0

0

285,7

0

0

285,7

0

0

285,7

857,1

Погашение процентов по кредиту

0

133,3

133,3

133,3

114,2

114,2

114,2

95,2

95,2

95,2

1028,1

Полный отток денежных средств

14000

1503,8

1503,8

1789,5

1484,7

1484,7

1770,4

1465,7

1465,7

1751,4

27382,5

Излишек (дефицит) денежных средств

-12000

311,2

311,2

25,5

330,3

330,3

44,6

349,3

349,3

63,6

-9047,5

Накопительный остаток

-12000

-11688,8

-11377,6

-11352,1

-11021,8

-10691,5

-10646,9

-10297,6

-9948,3

-9884,7

Расчет потока наличности в 2004 году, тыс. руб. Таблица 17.

показатели

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Кредит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный приток денежных средств

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Отток денежных средств

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Затраты на производство и сбыт

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

10051,2

Налоги и платежи из выручки

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

5131,2

Налоги из прибыли

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

101,4

1216,8

Погашение основного долга по кредиту

0

0

285,7

0

0

285,7

0

0

285,7

0

0

285,7

1142,8

Погашение процентов по кредиту

76,2

76,2

76,2

57,1

57,1

57,1

38,1

38,1

38,1

19,1

19,1

19,1

571,5

Полный отток денежных средств

1442,8

1442,8

1728,5

1423,7

1423,7

1709,4

1404,7

1404,7

1690,4

1385,7

1385,7

1671,4

18113,5

Излишек (дефицит)денежных средств

372,2

372,2

86,5

391,3

391,3

105,6

410,3

410,3

124,6

429,3

429,3

143,6

3666,5

Накопительный остаток

372,2

744,4

830,9

1222,2

1613,5

1719,1

2129,4

2539,7

2664,3

3093,6

3522,9

3666,5

Расчет потока наличности в 2005 году, тыс. руб. Таблица 18.

показатели

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Кредит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный приток денежных средств

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Отток денежных средств

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Затраты на производство и сбыт

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

10051,2

Налоги и платежи из выручки

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

5131,2

Налоги из прибыли

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

99,8

1197,6

Погашение основного долга по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Погашение процентов по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный отток денежных средств

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

1365

16380

Излишек (дефицит)денежных средств

450

450

450

450

450

450

450

450

450

450

450

450

5400

Накопительный остаток

450

900

1350

1800

2250

2700

3150

3600

4050

4500

4950

5400

Расчет потока наличности в 2006 году, тыс. руб. Таблица 19.

показатели

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Кредит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный приток денежных средств

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Отток денежных средств

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Затраты на производство и сбыт

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

10051,2

Налоги и платежи из выручки

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

5131,2

Налоги из прибыли

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

98,1

1177,2

Погашение основного долга по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Погашение процентов по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный отток денежных средств

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

1363,3

16359,6

Излишек (дефицит)денежных средств

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

451,7

5420,4

Накопительный остаток

451,7

903,4

1355,1

1806,8

2258,5

2710,2

3161,9

3613,6

4065,3

4517

4968,7

5420,4

Расчет потока наличности в 2007 году, тыс. руб. Таблица 20.

показатели

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Кредит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный приток денежных средств

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Отток денежных средств

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Затраты на производство и сбыт

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

10051,2

Налоги и платежи из выручки

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

5131,2

Налоги из прибыли

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

1158

Погашение основного долга по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Погашение процентов по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный отток денежных средств

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

1361,7

16340,4

Излишек (дефицит) денежных средств

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

453,3

5439,6

Накопительный остаток

453,3

906,6

1359,9

1813,2

2266,5

2719,8

3173,1

3626,4

4079,7

4533

4986,3

5439,6

Расчет потока наличности в 2008 году, тыс. руб. Таблица 21.

показатели

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Приток денежных средств

Выручка от реализации

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Кредит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный приток денежных средств

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

1815

21780

Отток денежных средств

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Затраты на производство и сбыт

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

837,6

10051,2

Налоги и платежи из выручки

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

427,6

5131,2

Налоги из прибыли

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

96,1

1153,2

Погашение основного долга по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Погашение процентов по кредиту

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Полный отток денежных средств

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

1361,3

16335,6

Излишек (дефицит) денежных средств

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

453,7

5444,4

Накопительный остаток

453,7

907,4

1361,1

1814,8

2268,5

2722,2

3175,9

3629,6

4083,3

4537

4990,7

5444,4

10. Анализ безубыточности

Размер прибылей и убытков зависит от уровня продаж. Для того чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.

Проведем анализ безубыточности по такому виду услуг, как печать текста. Будем использовать графический способ. Предполагаемый объем оказания услуг-15000 листов, по цене 120 руб. Объем оказания услуг равен объему продаж,т.е. 1800 тыс. руб. Постоянные затраты составляют 430,5 тыс.руб. Переменные расходы на единицу услуги – 41,8 руб., а на весь запланированный объем оказания услуг-627 тыс.руб. прибыль составит 742,5 тыс.руб. (1800-627-430,5)

По горизонтали показывается объем оказания услуг (печать станиц), по вертикали себестоимость услуги и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно определить, при каком объеме реализации фирма получает прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации услуг, т. е. точку безубыточного объема реализации продукции (услуг). В нашем примере точка расположена приблизительно на уровне 35% возможного объема реализации услуг.

  1. Факторы риска

В процессе деятельности фирма может столкнуться с различными рисками. Их можно классифицировать следующим образом:

Юридические риски. Связаны с несовершенством законодательства, нечетко оформленными документами, двоякими трактовками законодательства.

Меры по снижению рисков:

  • Четкая и однозначная формулировка соответствующих статей документов;

  • Привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области.

Производственные риски. Связаны со сложностью компьютерной техники, быстро движущимся техническим прогрессом в сфере информационных технологий, недостаточно высоким качеством предоставляемых услуг.

Меры по снижению рисков:

  • Подбор профессиональных кадров;

  • Постоянное поощерение повышения квалификации работников;

  • Разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг;

  • Своевременное выделение достаточных финансовых средств для приобретения необходимого оборудования.

Маркетинговые риски. Связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике.

Финансовые, инновационные, социальные и другие виды рисков.

Возможные случаи риска, связанные с деятельностью компьютерного клуба “Star”, представлены в таблице. Вероятность наступления различных рисков будем оценивать по следующей шкале:

  1. риск рассматривается как несущественный;

25- риск скорее всего не реализуется;

50- о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

75- риск скорее всего проявится;

100- риск наверняка реализуется.

Таблица 23

Возможные виды риска, связанные с реализацией проекта

Риски

Отрицательные последствия

Оценка, %

1. Финансовые

Неустойчивость спроса в связи с появлением новых конкурентов

Уменьшение объемов продаж

60

Снижение цен конкурентами

Снижение цен

5

Рост налогов

Уменьшение прибыли

20

Неплатежеспособность потребителей

Уменьшение объемов продаж и снижение прибыли

30

Рост цен на энергоресурсы

Снижение прибыли

50

Недостаток собственных оборотных средств

Увеличение объемов заемных средств

2

Итого по финансовым рискам

167

Средний % риска

27,8

2. Социальные

Отношение местных властей

Дополнительные затраты на выполнение их требований

5

Квалификация кадров

Низкое качество услуг, увеличение поломок

10

Итого по социальным рискам

15

Средний % риска

7,5

3. Технические

Изношенность средств производства

Уменьшение объемов производства и прибыли

0

Недостаточная надежность оборудования

Увеличение аварийности, снижение качества услуг

7

Отсутствие резерва мощности

Невозможность покрытия пикового спроса

2

Итого по техническим рискам

9

Средний % риска

3,0

Всего

191

Средний % риска

17,4

Основные факторы риска по проекту:

  • Появление новых конкурентов;

  • Рост цен на энергоресурсы;

  • Неплатежеспособность потребителей.

Основными путями снижения степени влияния данных факторов (при их возникновении) являются: снижение издержек производства, расширение ассортимента предлагаемых услуг и улучшение их качества.

В целом же риск проекта оценивается как несущественный.

Список литературы:

1.Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания /БГСХА; Сост. К.К.Шебеко и др. Горки,2002.

2.Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций - учебное пособие для вузов-М: Юнити-Дана, 1999

3.Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Полякова Г.Б. М: Банки и биржи, Юнити,1999