Экономическая ситуация и использование трудового потенциала республики Дагестан

Экономическая ситуация и использование трудового потенциала республики Дагестан

М.-С. М. Магомедов, Дагестанский государственный университет, Махачкала

Макроэкономическая ситуация

Динамика макроэкономических показателей свидетельствует, что в целом за годы реформ экономический кризис в Дагестане является более глубоким, чем по России в целом. Начиная с 1991 г. объем валового регионального продукта республики постоянно снижался. Особенно резкое его падение произошло в 1994-1995 гг. (причина - разрыв хозяйственных связей, вызванный транспортной блокадой республики) и после августовского кризиса 1998 г. В результате в 2000 г. по отношению к 1990 г. производство сельскохозяйственной продукции в Дагестане составило 81%, емкость потребительского рынка - 55, объем инвестиций -34%. Произошел обвал промышленного производства, превосходящий падение по России в целом. Объем промышленного производства в 2000 г. по сравнению с 1990 г. по России снизился примерно в 2 раза, а по Дагестану - более чем в 6 раз.

До последнего времени большинство отраслей промышленности находилось на грани разрушения. В 1997 г. в семи из 12 отраслей промышленности производственные мощности использовались менее чем на 10%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 5,5%, в химической - на 2,6, в стекольной - на 1,5, в мукомольно-крупя-ной - на 2,5, в комбикормовой - на 6,1%.

Экологические проблемы в Дагестане в условиях длительного депрессивного состояния экономики республики чреваты серьезными последствиями для ее экономического потенциала в перспективе. Почвенный покров подвергается водной, ветровой, склоновой и пастбищной эрозии, так как из-за дефицита капитальных вложений появилось при ограниченности земельных ресурсов большое количество неосвоенных и бросовых земель. Так, за 1998 г. не были использованы более 113 тыс. га пашни. Из-за отсутствия инвестиций снижается плодородие земель.

Неблагополучная экологическая обстановка сложилась в районе Черных земель и Кизлярских пастбищ, которые занимают 30% территории республики и являются зоной отгонного животноводства. Состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения во многих городах и районах не гарантируют требуемого качества питьевой воды. В результате повторяющихся аварийных сбросов через реки Сунжа, Джалка, Яман-Су, Ярык-Су и Аксай происходит загрязнение реки Терек и приустьевой акватории Каспийского моря нефтепродуктами и токсичными веществами.

Резкими темпами снижается численность биоресурсов моря (осетра, севрюги, белуги). Борьба с создавшимся положением требует огромных средств, которыми республика сегодня не обладает. Во многих других регионах России экологическая обстановка является не менее, а даже более острой. Однако особенности расположения и климата Республики Дагестан, высокая плотность населения и концентрации производства, отраслевая структура промышленности в условиях дотационности бюджета могут стать реальным фактором ухудшения здоровья населения.

Преступность в Дагестане до 1998 г. имела тенденцию к снижению. В 1998 г. в расчете на 10 тыс. населения было зарегистрировано 67,4 преступления, что в 3 раза меньше общероссийского уровня. В 1999 г. в расчете на 10 тыс. человек населения было уже зарегистрировано 68,2 преступления. Число выявленных преступлений в сфере экономики за 1999 г. увеличилось на 18,4%. Из общего числа зарегистрированных преступлений 60% совершено лицами, не имеющими постоянного дохода, что означает постепенное превращение бедности в реальный фактор роста преступности в ближайшей перспективе. Оперативная обстановка в республике в 1999-2000 гг. стала более напряженной, чем в предыдущие годы. Продолжающееся на территории Чеченской Республики сопротивление вооруженных формирований федеральным силам остается основным фактором напряженности в Дагестане, препятствующим привлечению инвестиций в развитие экономики и использованию благоприятных природных условий для превращения Дагестана в общероссийскую здравницу.

В 1999 г. в социально-экономическом положении Дагестана наметились некоторые положительные изменения, получившие свое развитие в 2000 г. В 1999-2000 гг. уровень использования мощностей по выпуску отдельных видов продукции повысился. Увеличился объем производства в электроэнергетике, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, но продолжался спад на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой отрасли. В целом индекс физического объема промышленного производства Дагестана возрос в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 20,2% (по России - на 9,0%), а по сравнению с 1997 г. -на 22,8% (по России - на 11,7%). Выпуск продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в 2000 г. увеличился на 16,5% по сравнению с 1999 г. и на 26,5% по отношению к уровню 1994 г.1

Однако говорить о кардинальных сдвигах в преодолении кризиса еще рано. Состояние экономики Республики Дагестан все еще характеризуется как кризисное.

Уровень жизни населения

За годы реформ резко уменьшились реальные денежные доходы населения: в 2000 г. по отношению к 1991 г. они составили в Дагестане 22%, а в Российской Федерации -46%. Реальная заработная плата за 1997-2000 г. снизилась на 13,5%2.

Разрыв между среднемесячной заработной платой по России и Дагестану составлял в 1999 г. 3,2 раза, в 2000 г. -2,6 раза. В структуре денежных доходов дагестанского населения заработная плата снизилась с 28% в 1997 г. до 22% в 2000 г., что свидетельствует об уменьшении численности наемных работников и росте безработицы. В то же время доля доходов от собственности, предпринимательства и другой деятельности выросла с 46 до 56%. Доля социальных трансфертов равнялась соответственно 26 и 22%.

Дагестан исторически занимает последние места в России практически по всем социально-экономическим индикаторам, которые в абсолютном выражении на душу населения в 2-3 раза ниже среднероссийских. В 1999 г. Республика Дагестан занимала в Российской Федерации по среднедушевым денежным доходам и среднедушевым денежным расходам (в месяц) 77-е место3. В период экономического кризиса произошло абсолютное падение уровня жизни и относительное ухудшение основных показателей по сравнению со среднероссийскими (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели уровня жизни населения Республики Дагестан в сравнении со среднероссийскими4

Показатель

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Среднедушевой денежный доход, % к среднероссийскому уровню

43

37

44

35

31

36

40

37

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в экономике, % к среднероссийскому уровню

43

55,7

38

36,4

36

38

35

32

39

Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума, %

Республика Дагестан

64

74

101

98

96

116

108

96

122

Российская Федерация

211

219

238

195

206

224

184

236

174

Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, %

Республика Дагестан

82,0

81,5

68,0

64,0

63,5

54,8

57,5

64,6

43,7

Российская Федерация

33

31

22

25

22

21

24

29,9

26,9

Источники таблиц 1—7: Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1998. Махачкала: Госкомстат Дагестана, 1999; Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1999. Махачкала: Госкомстат Дагестана, 2000. С. 214, 215; Дагестан-2000. Ч. I. Махачкала: Госкомстат Республики Дагестан, 2001. С. 235; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001. С. 234, 242, 243.; Регионы России. Т. 2. М: Госкомстат России, 2000. С. 122-123.

Как видно из табл. 1, денежные доходы населения Дагестана в среднем ниже или едва достигают величины прожиточного минимума, тогда как в среднем по России они более чем в 2 раза выше прожиточного минимума.

В 2000 г. уровень бедности в Дагестане был самым низким за последние пять лет. В январе-декабре 1999 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума достигла 1445,9 тыс. человек (на 241,6 тыс. человек больше, чем в январе-декабре 1998 г.) и составила 68,2% от численности всего населения. Одновременно выросла дифференциация доходов населения. В 2000 г. численность малоимущего населения Дагестана достигла 936,2 тыс. человек (43,7% от общей численности населения). Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1997 г. составило 11,6%, в 1999 г. - 7,4 и в 2000 г. - 6,0%5.

Значительные различия наблюдаются в структуре потребительских расходов населения. По материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств за 1999 г., если в среднем в Российской Федерации расходы на покупку продуктов питания составляли 53,7%, то в Дагестане -75,1%, на покупку непродовольственных товаров соответственно - 30,8 и 18,2% и на оплату услуг - 13,0 и 4,9%6.

Имеет место и отставание в объемах потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения, хотя почти 60% населения республики проживают в сельской местности, где земледелие и животноводство являются ведущими видами деятельности (табл. 2).

По потреблению мяса и мясопродуктов Дагестан лишь на 76-м месте среди субъектов Федерации, по потреблению молока и молочных продуктов - на 72-м, яиц и растительного масла - на 75-м месте, сахара - на 18-м месте, а по овощам и продовольственным бахчевым продуктам - на 1-м месте. В целом Дагестан по конечному фактическому потреблению занимает 78-е место среди субъектов Российской Федерации.

Таблица 2

Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 1999 г. (в среднем на члена домашнего хозяйства в год), кг

Продукт питания

Республика Дагестан

Российская Федерация

Хлебные продукты

181

111

Картофель

61

94

Овощи и бахчевые

87

81

Фрукты и ягоды

22

22

Мясо и мясопродукты

27

47

Молоко и молочные продукты

195

194

Яйца (шт.)

165

199

Рыба и рыбопродукты

6

13

Сахар и кондитерские изделия

32

28

Маслорастительные и другие жиры

7

10

Структура потребительских расходов, существенно различавшаяся в 1995 г. в группах с различным уровнем дохода, после обвала рубля в 1998 г. обнаружила тенденцию к выравниванию (табл. 3).

Таблица 3

Структура потребительских расходов в Республике Дагестан в 1995-1999 гг., %

Расходы

10%-ные группы населения

с наименьшими денежными доходами

с наибольшими денежными доходами

1995

1998

IV квартал 2000

1995

1998

IV квартал 2000

На питание На покупку непродовольственных товаров На оплату услуг

На алкогольные напитки

83,6

11,6 4,5

0,3

69,9

18,3 11,5

0,3

71,3

18,2 101,0

0,4

54,2

34,3 8,4

2,9

58,9

31,8 8,1

1,2

80,7

12,7 4,2

2,4

Финансовый кризис 1998 г. ухудшил структуру расходов населения как в наиболее бедных, так и в наиболее обеспеченных группах населения, сблизив в них долю расходов на питание и покупку непродовольственных товаров. Это - наглядное свидетельство обеднения не только бедных, но и состоятельных слоев населения в результате дефолта.

Уменьшилось потребление основных продуктов питания по сравнению с 1997- 1998 гг., структура потребления продуктов сместилась в сторону яиц, овощей и хлебопродуктов при сокращении потребления мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов.

Осторожно, дети!

Эти деструктивные последствия хозяйственной реформы в сфере потребления - одна из причин снижения рождаемости и возникновения факторов, действие которых может в дальнейшем привести к резкому ухудшению качественных показателей трудового потенциала, отрицательно сказываясь на состоянии здоровья рождающихся детей.

Здоровье - важнейшая характеристика состояния общества, а негативные тенденции в области здоровья у подрастающего поколения - бесспорное свидетельство социального неблагополучия. В 2000 г. в Дагестане проживало более 842 тыс. детей, что составляет 39% общей численности населения республики. По ряду параметров положение с состоянием здоровья детей можно оценивать как неблагоприятное. По данным Центра Госсанэпидемнадзора, в Республике Дагестан негативные тенденции в этой области приобретают устойчивый характер:

• при общем снижении младенческой смертности на 24 территориях показатель умерших детей в расчете на 1000 родившихся живыми превышает республиканский уровень и повышается;

• продолжает увеличиваться число детей, родившихся с недостаточной массой тела;

• выявлены и прогрессируют неблагоприятные изменения в состоянии здоровья у различных контингентов детей;

• имеет место стойкая тенденция к повышению заболеваемости детей школьного возраста (за годы учебы в школе, согласно статистике, вдвое возросла частота патологии органов дыхания, пищеварения и нервно-психических расстройств, втрое - органов зрения); с увеличением объемов информации процесс обучения становится фактором «риска» для здоровья учащихся.

К концу обучения доля здоровых детей в школе не превышает 21%, отклонения в здоровье имеют 60% школьников, хронические заболевания - 19%7.

Рост заболеваемости среди детей в значительной степени отражает санитарно-эпидемиологическое неблагополучие условий проживания и учебы, связанное с загрязнением воздуха, дефектами оздоровительной работы (физического воспитания, закаливания, личной гигиены), ухудшение качества потребляемых продуктов семьями, переход на готовую пищу, снижение охвата школьников горячим питанием при 2-3-сменном режиме работы школ.

В этой связи приоритетными задачами органов государственного регулирования Республики Дагестан в области охраны здоровья подрастающего поколения на фоне растущей бедности населения становятся:

• изыскание источников финансирования целевых республиканских программ «Дети Дагестана», «Организация летнего отдыха детей и подростков» и обеспечение контроля за их реализацией;

• создание материальных предпосылок для улучшения организации питания детей, включая строительство детских молочных кухонь (для грудничков), сети предприятий по производству детского питания, введение лицензирования на его производство и продажу, укрепление материально-технической базы пищеблоков дошкольных и образовательных учреждений;

• расширение финансирования нового строительства, реконструкции, текущего ремонта республиканских государственных школ и дошкольных учреждений, приобретение для них удобной учебной мебели, доброкачественной осветительной аппаратуры и спортивного инвентаря;

• оказание материальной помощи бедным многодетным семьям в организации медико-социальных услуг;

• организация лечебно-оздоровительного отдыха, в том числе для детей безработных граждан;

• регулярное осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и сокращению случаев социального сиротства и безнадзорности.

Здоровье нации

Потенциал здоровья взрослого населения является производным от состояния системы здравоохранения и среды обитания, качества условий труда и возможностей пользования населением услугами рекреационно-оздоровительнои системы, от уровня жизни, определяющего возможности питания и отдыха людей, и морально-психологического климата, выступающих по отношению к здоровью человека факторами разнонаправленного действия.

Следует отметить, что заболеваемость населения (число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 населения) в 1999 г. в Республике Дагестан составляла 562,9, что ниже, чем в среднем по России (710,0)8. В то же время пореформенный период в Дагестане, несмотря на сохранение сравнительно высокой рождаемости и низкого уровня смертности в расчете на 1000 человек населения, характеризуется ростом заболеваемости с тенденцией постепенного сближения некоторых ее показателей со среднероссийским уровнем.

Растет заболеваемость органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, число больных сахарным диабетом, острыми кишечными инфекциями и паразитарными болезнями (дизентерией, инфекционными гепатитами). У каждого четвертого жителя Дагестана выявлена патология зрения. Ухудшается психическое состояние здоровья. Вдвое выросла заболеваемость опорно-двигательного аппарата и на 40% - по всем видам туберкулеза. По некоторым из названных болезней Дагестан опережает среднероссийские показатели в расчете на 1000 человек населения. Остается высоким удельный вес больных злокачественными новообразованиями. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, выросла с 44,5 на 100000 населения в 1992 г. до 64,1 в 2000 г.

Основными факторами ухудшения состояния здоровья населения, негативно сказывающимися на качестве трудового потенциала, являются:

• затяжной кризис, депрессивное состояние экономики, ее дотационность, затрудняющие финансирование здравоохранения, неотложной медицинской помощи, рекреации, поддержание в исправном состоянии водоснабжения и канализации;

• резкое падение уровня жизни основной части населения, инфляция и рост цен на предметы первой необходимости, ухудшение питания, затруднительность ежегодного оздоровительного отдыха;

• отставание количественных параметров и снижение качества медицинского обслуживания;

• экстремальная ситуация, связанная с боевыми действиями в Чечне и Дагестане, спровоцировавшая поток беженцев и дестабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, обострение проблем занятости и безработицы.

Уровень занятости

Объективное представление о депрессивности той или иной территории позволяет оценить состояние использования трудового потенциала. Тот регион, где занятость снижается, а уровень безработицы намного превышает средний по стране, должен быть отнесен к разряду депрессивных. Положение с занятостью и безработицей в Дагестане полностью соответствует этой оценке. По России в целом динамика изменения численности безработных носила более спокойный характер, а уровень безработицы был намного ниже. В 2000 г. общий уровень безработицы в Российской Федерации составил 9,8% экономически активного населения, в Республике Дагестан - 21,8% (рисунок).

Наблюдается медленное, но последовательное сближение числа занятых и безработных: в 1992 г. их соотношение равнялось 5,9:1, в 1999 г. - 3,6:1. Это свидетельствует о резком снижении коэффициента использования в экономике наличного трудового потенциала республики.

При рассмотрении соотношения показателей безработицы и занятости в разрезе административных районов выявляется крайне тревожная деструктивная картина. При среднем уровне официальной безработицы 5,4% в 1999 г. и относительно благополучной ситуации с обеспечением людей работой в городах (где уровень официальной безработицы колебался от 1,3 до 10,6%), в административных районах разброс ее показателей находился в интервале от 1,2% (в Дербентском) до 28,6% (в Гумбетовском районе). Средний уровень официальной безработицы по группе «районы» составляет 8,7%, по группе «города» - 2,2%. Внутри группы «районы» ситуация с безработицей существенно различается в районах равнинной зоны, предгорий и горной зоны.

Динамика общего уровня безработицы в Российской Федерации и Республике Дагестан, % от численности экономически активного населения

Минимальный уровень безработицы отмечается в районах, расположенных на равнине, где трудятся по найму 42,5% от общей численности работающих из группы «районы». Доля же безработных составляет в равнинной зоне 11,1% от общей численности признанных безработными по этой группе. В предгорной зоне доля занятых по найму и безработных равна соответственно 19,7 и 32,2%, в горной зоне - 37,8 и 56,7% от общей численности названных групп по 42 районам.

Таким образом, на долю горной и предгорной зон, где проживает 57,5% работающего по найму населения, на группу «районы» приходится 88,9% всех зарегистрированных безработных. В городах Дагестана зарегистрированы всего 16,2% от общего числа безработных при их доле в общей численности занятого по найму населения 52,2% (табл. 4).

Таблица 4

Территориальная дифференциация показателей занятости и безработицы в Республике Дагестан в 1999 г.

Регион

Численность работающих

Численность признанных безработными*

Средний уровень безработицы, %

Границы разброса уровней безработицы,

%

тыс. чел.

о/ /о

тыс. чел.

%

Республика Дагестан

469,4

100

53,9

100

5,9

1,2-28,6

В том числе:

города

245,1

52,2

8,7

16,2

2,2

1,3-10,6

районы

224,3

47,8

45,2

83,8

8,7

1,2-28,6

Из них:

равнинная зона

95,3

42,5

5,0

11,1

2,2

1,5-5,1**

предгорья

44,2

19,7

14,6

32,2

13,5

2,9-21,6

горная зона

84,8

37,8

25,6

56,7

13,8

9,0-28,3

* Зарегистрированных службами занятости.

** Без крайних минимальных и максимальных величин.

Дагестан - регион экономических контрастов

Весь производственный и агропромышленный потенциал республики сосредоточен в предгорных районах и на равнине. Горная часть не имеет достаточно развитых промышленных и аграрных структур, которые бы обеспечивали ей самостоятельное выживание в условиях рынка. Слаборазвитая инфраструктура - отсутствие дорог, информационных коммуникаций, объектов для приложения труда - обусловливает в горных районах натурализацию хозяйства, затрудняет становление его рыночных форм.

О критическом состоянии с использованием трудового потенциала в Дагестане свидетельствует ярко выраженный «очаговый» характер безработицы. Основные «очаги» безработицы приходятся на горные районы и частично предгорье. В горной местности их доля составляет около половины и в предгорной зоне - более половины от числа безработных, зарегистрированных в каждой из этих зон. В целом по перечисленной группе «критических» районов (в 12 из 42 административных районов) сосредоточено 45,7% всех безработных по группе «районы» и лишь 18,6% работающих по найму. Соотношение занятых и безработных здесь равно 2:1. Это значит, что каждый третий из числа нуждающихся и готовых к работе по найму не имеет заработка как источника средств существования. При расчете по методологии МОТ уровень безработицы в Дагестане существенно выше приведенных величин и достигает в отдельных «очагах» 50% и более.

По сравнению с 1999 г. ситуация на контролируемом рынке труда Дагестана в 2000 г. несколько улучшилась. Это прослеживалось практически по всей территории, за исключением отдельных районов и городов республики (в Кая-кентском, Унцукульском, Цунтинском районах, а также в Махачкале, Каспийске, Южно-Сухокумске), где рост численности безработных продолжился. Наиболее кризисной ситуация по-прежнему остается в сельской местности республики, где по данным за 2000 г. насчитывается 41,7% безработных и на долю которой приходится около 86,5% зарегистрированных безработных, а уровень безработицы в 4 раза превышает средний по Российской Федерации. Высокий удельный вес «сельских» безработных может быть объяснен не столько преобладанием сельского населения над городским, сколько отсутствием каких-либо постоянных рабочих мест в сельской местности, кроме колхозов, совхозов и бюджетных организаций.

Меняется состав безработных по причинам увольнения, образовательному уровню, возрасту и социальному статусу. Это связано как с сокращением рабочих мест на предприятиях и в организациях, так и со сложностью трудоустройства выпускников учебных заведений и уволенных из Вооруженных сил.

Наиболее острой проблема безработицы в Дагестане является для социально уязвимых на рынке труда групп населения - молодежи и женщин (табл. 5).

Высокий удельный вес женщин в общей численности безработных отмечается практически по всей территории Дагестана, а по отдельным районам и городам доля безработных женщин более чем в 2 раза превышает число безработных мужчин, что связано с отсутствием рабочих мест для применения женского труда.

Таблица 5 Уровень безработицы среди молодежи и женщин, %

Безра-

Вс

/о к итогу

1999

в%к

2000 в % к

ботные

1995

1997

1998

1999

2000

1998

1995

1999

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

131,1

100,7

89,3

Из них:

женщины

61,5

61,9

64,2

66,7

67,4

136,3

109,5

90,3

молодежь

58,9

56,0

54,0

48,8

41,7

118,6

83,7

76,3

Высокая доля молодежи в составе безработных связана с отсутствием достаточного количества рабочих мест для граждан, вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований работодателей к качеству рабочей силы.

До 70% молодых людей в возрасте до 30 лет не имеют легальной работы и числятся безработными из-за отсутствия достаточного уровня образования и профессиональной подготовки, что свидетельствует о необходимости улучшения системы профессионального обучения и подготовки кадров. Специальные исследования выявили специфические черты влияния этнического фактора на предпочтения молодежи при выборе профессий. Молодежь из числа народностей Дагестана слабо ориентирована на индустриальный и даже высокотехнологический труд и в большей степени - на экономические и правовые специальности, тогда как у русской молодежи эти сферы ориентации сбалансированы. Все это необходимо учитывать при организации подготовки молодежи к профессиональной деятельности.

Среди безработных доля выпускников общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений, ПТУ составляла в 1997 г. 21,5%, в 1998 г. - 16,3, в 1999 г. - 12,3, в 2000 г. - 10%. В 1999 г. доля граждан, никогда ранее не работавших, составила 30,4% и не имеющих профессии - 39,7%.

Рынок труда

Сложившиеся тенденции развития экономики и дефицит инвестиций обусловили усиление дисбаланса между численностью экономически активного населения и наличием рабочих мест (имеющихся и создаваемых) для обеспечения занятости всех желающих и готовых трудиться на условиях найма. На официальном рынке труда в 1997 г. нагрузка на одну заявленную вакансию составляла 67 человек, в 1999 г. она снизилась до 32 человек, а в 2000 г. увеличилась до 36 человек. Согласно методологии МОТ, в Дагестане ищет работу от четверти до трети экономически активного населения. По данным республиканской статистики, в 1996 г. было ликвидировано 7 тыс. рабочих мест, в 1997 г. - 17,4, в 1998 - 4,7, в 1999 г. - 3,1 тыс. рабочих мест, число же вакансий было значительно ниже: в 1996 г. - 0,2 тыс., в 1997 г. - 0,9, в 1998 г. - 4,8 и в 1999 г. - 1,5 тыс.

Сокращение разрыва между показателями интенсивности сокращения и вакантностью рабочих мест в последние годы связано с замедлением процесса высвобождения рабочей силы и ослаблением текучести кадров, обеспечивающей постепенное «рассасывание» избыточной занятости на предприятиях. Численность работников, недоиспользующих свой трудовой потенциал по причине административных отпусков, по расчету автора, составляет около 30% от числа зарегистрированных безработных (по состоянию на 2000 г.), а с учетом потерь от неполного использования рабочего времени - доходит до 40%. Показатели статистики в последние годы свидетельствуют о некотором изменении тенденций развития данного явления, получившего не вполне логичное название «скрытой» безработицы (табл. 6).

Потери и непроизводительное использование трудового потенциала в Дагестане сопряжены не только с высоким уровнем открытой и «скрытой» безработицы, но также с увеличением продолжительности бездействия безработных в период поиска работы. В 2000 г. уменьшился контингент безработных, охваченных застойной (более 4 месяцев) безработицей. Их численность составила к концу 2000 г. 32,7 тыс. чел. (67,9% общего числа официально безработных), в 1999 г. - 41,6 тыс. чел. (77,3%), в 1997 г. -47,3 тыс. чел. (86,5%). Это позволяет говорить о сокращении на рынке труда застойной безработицы. При этом удельный вес безработных с продолжительностью поиска работы более года в 2000 г. составил 29,5% (в 1999 г. - 42%, 1997 г. - 51,1%). В то же время средняя продолжительность безработицы по сравнению с 1999 г. выросла и приблизилась к уровню 1998 г. (табл. 7). Это позволяет говорить об устойчивой тенденции хронической безработицы.

Таблица 6

Применение режима неполной занятости на крупных и средних предприятиях

Показатель

1997

1998

1999

2000

Численность работавших неполное время по инициативе администрации, на конец года

тыс. чел.

9,6

7,4

8,4

9,2

% к среднесписочной численности

2,3

1,9

2,2

2,5

Численность работников, отправленных в течение года в отпуск по инициативе администрации

тыс. чел.

47,4

58,2

32,6

23,9

% к среднесписочной численности

11,1

9,8

8,7

6,5

Продолжительность административных отпусков в расчете на одного работника, который был в отпуске, человеко-дней

102

129

136

148

Средняя продолжительность поиска работы в Дагестане больше, чем в среднем по Российской Федерации. Длительный перерыв в работе имеют около 80% от числа зарегистрированных безработных. При этом в общем числе безработных около 20% ожидающих трудоустройства - лица с высшим и средним специальным образованием и примерно столько же - рабочие с профессиональным образованием.

На социально-экономическом положении и использовании трудового потенциала отрицательно сказываются современные миграционные процессы. Происходит отток населения с высоким уровнем квалификации. Одновременно наблюдается процесс вынужденной миграции в Дагестан из стран СНГ и отдельных регионов Российской Федерации, где сохраняется политическая и социальная напряженность, особенно из Чеченской Республики. Треть вынужденных переселенцев относится к категории малообеспеченных семей. Таким образом, для экономики Республики Дагестан миграционный обмен населения носит деструктивный характер, затрудняющий вывод ее из кризисного состояния и депрессии.

Таблица 7

Доля безработных с различной продолжительностью поиска работы в Республике Дагестан в 1997—1999 гг., % к итогу

Период поиска работы

1997

1998

1999

2000

До 4 месяцев

13,5

13,4

22,7

32,1

От 4 месяцев до 1 года

35,4

33,3

35,3

38,4

Более 1 года

51,1

53,3

42,0

29,5

Средняя продолжительность

безработицы (мес.)

9,3

9,4

8,2

8,9

Бюджет республики

Сложившаяся кризисная ситуация в производственной сфере и состояние социальной сферы приводят к высокой дотационности бюджета республики, в общей сумме доходов которого средства из федерального бюджета составляют 70-90% (табл. 8).

Таблица 8

Некоторые показатели дотационности бюджета Республики Дагестан, млрд руб.

Показатель

1992

1993

1994

1995

1996

Доходы

22,11

245,40

1301,87

1830,18

1805,94

В том числе:

собственные средства

4,87

43,25

154,56

274,75

515,97

дотации из бюджета

17,24

202,15

1147,31

1555,43

1289,97

Доля дотаций, %

78,0

82,4

88,1

85,0

74,1

Расходы

21,45

255,76

1123,53

1899,38

2292,16

Дефицит (—), профицит (+)

бюджета

+0,66

-10,36

+178,34

-69,20

-486,22

Показатель

1997

1998

1999*

2000*

Доходы

2611,56

3133,96

4331,6

8788,5

В том числе:

собственные средства

637,01

619,44

967,8

1401,6

дотации из бюджета

1974,55

2514,52

3363,8

7386,9

Доля дотаций, %

75,6

80,2

77,6

84,0

Расходы

3098,82

2710,16

4084,3

8481,2

Дефицит (-), профицит (+) бюджета

-487,26

+423,8

+247,3

+307,3

Источник: данные Минфина Республики Дагестан 1992—1998 гг.) и Минэкономики Республики Дагестан (1999—2000 гг.).

Как видно из таблицы, дефицит бюджета республики в 1992-2002 гг. колебался по своим сальдовым показателям. В 1992, 1994, 1998-2000 гг. наблюдалось превышение доходов над расходами; в 1993, 1995, 1996 и 1997 гг. бюджет был дефицитным.

Список литературы

1 Дагестан-2000. Ч. I. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала: Госкомстат Республики Дагестан, 2001. С. 16.

2 Дагестан-2000. Ч. I. С. 223, 242.

3 Регионы России. 2000. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2000. С. 104, 106.

4 Данные, опубликованные Госкомстатом России, расходятся с данными Госкомстата Дагестана. В 1999 г., согласно федеральной статистике, соотношение денежных доходов с величиной прожиточного минимума составило в Дагестане 90%, а в Российской Федерации — 177%. Несколько различаются также показатели удельного веса населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, соответственно — 63,2 и 29,9% (Регионы России. 2000. Т. 2. С. 128-129, 134-135).

5 Дагестан-2000. Ч. I. С. 231, 234.

6 Регионы России. 2000. Т. 2. С. 120, 121.

7 По результатам профилактических осмотров 660 тыс. подростков в 1999 г. (См.: Труды Географического общества Республики Дагестан. Вып. 27. Махачкала, 1999. С.

8 Регионы России. 2000. Т. 2. С. 238-239.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа