Предмет психологии (работа 2)

Предмет психологии

Развитие представлений о предмете психологии. Представления о предмете психологии.

Психология как наука о душе -- самый долгий период развития психологии (от античности до нового времени) уже содержал предпосылки перехода к сознанию как к предмету психологического исследования *1_. В неоплатонизме (Плотин, св. Августин) меняется содержание понятия души (душа как познающая источник своего происхождения, некоторой первосущности, единого. У Августина самопознание является критерием души. Конечной целью этого познания является познание божественной сущности души. Это концептуализуется у Августина в 'я мыслю, следовательно я есть'. Отличие от Декарта здесь в том, что Августин имеет в виду, что в каждом из нас есть подобие Троицы. Декарт этой фразой имел в виду что 'я есть вещь, субстанция мыслящая'). Таким образом, в переходе к сознанию есть некоторая логика развития содержащаяся уже в античности.

Особенность первой трактовки сознания в том, что оно интроспективно 2*_. Такая трактовка будет связана впоследствии с проблемой эксперимента в психологии (и Вундта, как отца экспериментальной психологии). У Вундта на первом месте всегда стояла интроспекция (эксперимент был косвенным методом). Если бы ситуация была обратная (то есть основным методом был бы эксперимент, то разрушился бы сам предмет, задаваемый через метод). Позже в ситуации кризиса возникали направления, которые строились на базе собственного предмета (бихевиоризм, гештальт психология и т.д.).

Проблема объективного метода в психологии: Можно ли изучать субъективное (психику) объективными методами? Если с 17 в. сознание понималось интроспективно, то и метод исследования был связан с предметом. В конце 19 в. (развитие биологии: открытие гомеостаза К. Бернаром, эволюционная теория Дарвина) меняется представление о психике 3*_. Функционализм (Брентано и Джеймс) рассматривает психику в ее отнесенности.

На базе функционализма возникает новая программа (Сеченов): психология должна быть объективной наукой и может строить свои знания на основе объективного метода (разрабатывать психологию должны физиологи). Обоснование этого тезиса начинается: 1. с формулы о родстве психического и нервно рефлекторного акта по строению 4*_ (структуре) и по механизму происхождения (протекания). Таким образом получается, что психика (первым и третьим звеньями) включена в объективный мир. Здесь речь идет уже о психическом акте. Психология по Сеченову это ряд учений о происхождении психических деятельностей. То есть психика проявляется, существующая в объективном мире во взаимодействии индивида с окружающей средой, что открывает возможности ее объективного изучения. Отсюда и другой предмет: психика в ее функциональной отнесенности к поведению. Поэтому можно изучать ее через поведение 5*_.

Бехтеревым предмет понимался по другому 6*_ (по хронологической логике его развития в работах Бехтерева): 1. Объективная психология (соответствует учению Сеченова); 2. 'Психорефлексология' (два содержания -- психика и рефлекс занимают равные места); 3. 'Рефлексология' (вытеснение психики рефлексом). Психическую деятельность заменила соотносительная деятельность (совокупность сочетательных рефлексов).

Бихевиористы напрасно считали Сеченова основателем своего направления, так как Сеченов изучал психику проявляющуюся во взаимодействии индивида с миром. Бихевиористы изучали совокупность стимульно-реактивных связей, так как в основе их взглядов лежала картезианская модель (психика недоступна объективным методам, и не может быть предметом научного исследования). Объективный метод в этом направлении не соотносился с субъективным предметом (психика).

В 20-е годы Выготский критикует как классическую психологию (психологию без поведения), так и бихевиоризм (психология без психики) как односторонние направления. Выготский показывает, что объективный метод возможен в силу опосредствованности 7*_.

Таким образом после появлении понятия о поведении, программы Сеченова об изучении психики как средства регуляции деятельности 8*_ и опираясь на функционализм психология пришла к возможности объективного изучения психики в ее отнесенности.

Рассмотрению этих проблем посвящена работа Рубинштейна 'проблемы психологии в трудах К.Маркса' 1934, в которой вводится основной принцип -- принцип единства сознания и деятельности. Эта концепция возникла вне проблем кризиса (вне Москвы, в Одессе) в рамках гносеологических проблем (на базе немецкой классической философии) и содержала положение о том, что сознание не только проявляется в деятельности, но и изменяется в ходе этой деятельности. Рубинштейн анализирует экономические концепции Маркса в контексте кризиса психологических направлений (концепция единства сознания и деятельности позволяла восстановить разорванную на поведение без психики и психики вне поведения структуру психологического знания до целого). 9*_ Это позволяет объективно изучать психику в деятельности.

В работе Теплова "Об объективном методе в психологии" 1952 (созданной в контексте идеологического уничтожения 'допавловской идеалистической психологии' и заменой ее павловской материалистической физиологией, что не учитывало возможность уже разработанного тогда применения объективных методов, и вообще психологии построенной на объективных методах) также обосновываются возможности применения объективного метода в психологии.

Проблема бессознательного в психологии.

Сознание представленное в интроспективной трактовке логически вело к сведению всего содержания психики в рамки сознания сознание изучающее само себя), поэтому в классической психологии сознания нет понятия бессознательного. Однако, появляется альтернативный подход не основанный на картезианской философии. У Лейбница в основе всего мира лежит континииум монад. Монада обладает перцепцией и стремление бессознательная психика. В основе душевной жизни лежат бесконечно малые монады, обладающие малыми восприятиями. Эти малые восприятия не осознаются. По своему содержанию явления сознательной и бессознательной психике не отличаются и порог для монад проницаем.

В 'статике и динамике представлений' Гербарта выдвинуто представление о кругах сознания (зона ясного сознания, зона сознаваемого и бессознательного. Это более ясное раскрытие идей Лейбница о перемещении монад через порог).

Метафорическое понимание Гельмгольца было выражено в теории бессознательных умозаключений (заключение мозга обо всей информации идущей от мышц).

В психоанализе представление о бессознательном качественное иное, это особое образование: бессознательное представлено влечениями, в него вытесняются аффективные комплексы, бессознательное непознаваемо непосредственно, оно реконструируемо. В бессознательном заключены движущие силы поведения (этого не было в классической традиции).

Еще в круг проблем связанных с бессознательным входят: понятие установки (открыто и описано в конце 19 в. Людвигом Ланге) и разрабатываемое в Вюрцбурской школе на механизме протекания мыслительных процессов (детерминирующая тенденция, в основе которой лежит неосознаваемая установка). Узнадзе превратил установку в общепсихологическую концепцию с целью преодоления постулата непосредственности 10*_. В психологическом смысле установка это особое состояние субъекта к совершению определенных действий. Это состояние предшествует деятельности (это первичное состояние).

1.Первая психологическая программа принадлежит Вундту ('психология как наука о непосредственном опыте'. Слово непосредственное связан с концепцией раннего позитивизма, эмпириокритицизма, в которой нейтральный по сути опыт обретает в сознании то или иное содержание в зависимости от нашего представления. Если опыт опосредован предметами внешнего мира, то он не является непосредственным и рассматривается в качестве предмета естествознания. Предметом психологии является непосредственный опыт (сознание составленное из элементов интроспективно данное). Эта программа содержала три основные задачи: 1. расчленение сознание на элементы далее неразложимые; 2. установить связи между ними; 3. на этой основе выделить общие законы душевной жизни. Основной метод это интроспекция (эксперимент дополнительный).

2. Программа Брентано (психология интенциональных актов сознания) и программа Джеймса образуют программу функционализма (психика как средство адаптации).

3. Программа Сеченова о психологии как учение о происхождении психических деятельностей.

Состояние отечественной психологии в период кризиса.

Дореволюционный этап: отечественная психология входила в мировую и соответственно отражала все ее тенденции развития: функционализм как общий принцип представления психического был соотносим с Сеченовым и т.д.11*_ Мировая психология располагалась между субъективизмом и объективизмом. Психология сознания в России олицетворял Челпанов, разделявший помимо классических представлений идеи Вюрцбургской школы 12*_ впервые с его точки зрения перешедшей к психологическим, а не физиологическим экспериментам. В 17 году он обратился к феноменологии Гуссереля, которая могла развить и дополнить метод интроспекции.

Другой полюс, важный для мировой науки 13*_, был представлен Бехтеревым, Павловым , Сеченовым.

Промежуточное место между этими полюсами занимает научная характерология Лазурского: 1. эндопсихика (врожденные психологические свойства) и 2. экзопсихика (система отношений). Он разрабатывал проблему способностей, наклонностей. Программу экспериментального исследования личности Лазурский разработал в соавторстве с философом Франком ("Душа человека. Опыт построения философской психологии" 1917. В этой работе рассматриваются концепции Дильтея и Шпранглера противостоящие эмпирической, каузальной, построенной по стандарту естествознания, не позволяющей понять целостность человеческого духа).

После 1917, 1920 года: Идеологическая задача распространения марксизма вызывает к жизни первую программу перестройки психологии на основе марксизма:

1. Программа Блонского (эффект маятника, соответствующий кризиса: отказ от старой психологии предполагал бихевиористкую ориентацию). Психология не может быть наукой о сознании, она должна быть включена в реальную жизнь (запрос практики) и изучать не сознание, а поведение. Все на раннем этапе это соответствует программе Уотсона. В дальнейшем Блонский считал, что психология должна быть биологической наукой (он природное существо), но человек живет в обществе, и психика детерминируется обществом, поэтому психология должна быть наукой социальной. Общество развивается и соответственно развивается психика, поэтому ее нужно изучать в развитии (принцип развития). В дальнейшем это реализуется в его теории памяти. Кроме того, Блонский был лидером педологии.

2. Басов в схожем выдвигаемом тезисе об изучении поведения, но поведение регулируется сознанием, поэтому мы должны изучать с помощью экстроспекции поведение задающееся сознанием. Сознание характеризуется внутренней активностью (поэтому объект психологии это человек как активный деятель в окружающей среде). Из марксизма можно взять категорию деятельности отражающую принцип активности на модели трудовой деятельности. (Леонтьев в 30-х годах опирался именно на Басова).

3. Корнилов 1923 в докладе "Психология и марксизм" призывал к реализации диалектического подхода (диалектический синтезис -- реактология). Основным предметом этой концепции была реакция 14*_. В общем виде эта концепция эклектично соединяла интроспективно понимаемое сознание с объективистки трактуемым поведением. Это учение было разработано задолго до революции и напоминала методологический дуализм Вундта. В учебнике психологии психологические явления объяснялись в терминах диалектических законов.

Корнилов опирался на принцип энергетизма (реакция создается перетеканием энергии): принцип однополюсной трате энергии; концентрация ее либо в центральном звене, либо в области моторике (этот принцип потом был подвергнут разгрому).

4. Выготский

а. Методологический аспект: особой марксисткой психологии быть не может, так как марксистская психология это просто научная психология (научная наука).

б. Психологии нужен свой "Капитал", то есть разработка общей психологической теории, которая была бы посредником между философии и эмпирическим знанием. Капитал Маркса это образец построения общей экономической теории. Эта теория не сводится к законам диалектике, она опирается на них.

в. Содержательный аспект: В основе теории ВПФ лежит подход французской социологической школы (социокультурная обусловленность психики, понятие интериоризации) и на марксистскую модель деятельность (опосредствованность, орудийность). Опираясь на понятия опосредствованности Выготский формулирует понятия орудие (направленное во вне) и знак (направленный во внутрь).

5. Противником марксизма был Г.И.Челпанов: 1. до революции -- помимо эмпирической психологии нужно разрабатывать психологию общую, теоретическую. 2. после революции -- психология -- эмпирическая наука и не может быть марксисткой подобно химии или минералогии, кроме социальной психологии, которую можно построить на основе марксизма. В этом суть дискуссии с Корниловым.

В общем марксизм дал толчок развитию психологии (деятельностный подход), но в содержании марксизма было много идей немецкой классической философии (категория деятельности, активности).

Варианты деятельностного подхода.

1. Линия идущая с Басова через Рубинштейна. 1940 "Основы общей психологии". Им сформулирован принцип детерминизма: Внешние причины воздействую через внутренние условия (личность -- совокупность внутренних условий). В изучении мышления на основе этого принципа в психическом акте выделились: предмет деятельности -- субъект (внутреннее условие) -- предмет. Психическое существует как процесс (недискретный) взаимообуславливаемого их преобразования. В качестве предмета психологии Рубинштейн рассматривал только психологическое содержание (то, что в деятельности проявляется -- способности, операции)

2. Леонтьев известен прежде всего работами по опосредствованному запоминанию 1931 и основанием харьковской школы. В отличие от Выготского предметом интериоризации являются не знаки, а действия (это ближе к Жане.). Таким образом выделяются две формы деятельности: внешняя практическая и внутренняя психическая (результат интериоризации внешней и тождественна ей по структуре). Исследования фило и онтогенеза психики (ПРП) позволили выделить критерии психического, стадии и т.д. От деятельности Леонтьев переходит к анализу сознания, а после к деятельности (ДСЛ). 15*_

Противоречия этих подходов заключалось в 1. по ширине понимания предмета :вся психическая деятельность или проявление психического в деятельности (для Рубинштейна интериоризации не существует: ребенок рождается уже с психикой); 2. проблема биологического и социального в человеке (дискуссия о способностях); способности -- психологические свойства формируемые прижизненно в деятельности, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки (почва для произрастания определенных способностей) (Теплов, Рубинштен). Леонтьев: вся психическая деятельность формируется прижизненно (существует два вида способностей; 1. общие для человека и животных с анатомо-физиологическими предпосылками. 2. человеческие способности, в основе которых лежат функциональные органы). Также Леонтьев критиковал принцип детерминизма: психика детерминируется и мозгом и внешним миром, что привело к созданию уже упомянутого тезиса Рубинштена. 16*_

3. Гальперин считал избыточность для психологии такого предмета как деятельность или психическое в деятельности. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта в окружающем мире на основе предметного образа. С этим соотносится и теория поэтапного формирования (Выготский ввел экспериментальный метод: изучение в развитии, который был принят Гальпериным в качестве формирующего эксперимента).

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа

1 Описание познавательных процессов у Аристотеля начиналось с сенсорных и перцептивных и вводило понятие 'общего чувства', которое дает описание общих качеств предмета (форма, движение, фигура, число и то, что мы ощущаем, что ощущаем). Это первый намек на сознание

2 "Под словом мышление я понимаю все то, что происходит в нас таким образом, что воспринимается непосредственно, само собой". Декарт. Оппонент Декарта Локк говорил примерно тоже самое 'сознание есть восприятие человеком того, что происходит в его собственном уме".

3 Бен и Спенсер ввели в свои работы понятия организма (Бен: существует организм, наделенный спонтанной активностью и полезные действия закрепляются с помощью ассоциаций). И психика начинает представляться не как данность а как отнесенность к внешнему миру. Поведение как взаимодействие организма и внешнего мира (Спенсер).

4 Рефлекторный акт имеет трехкомпонентную структуру: воздействие, переработка и ответное действие. Это сильно отличается от схемы непосредственно данного, изолированного от внешнего мира сознания Декарта и Локка.

5 Идеи Сеченова не были восприняты научным окружением, так как они опередили логику развития психологии.

6 Он считал, что объективным методом можно изучать только рефлексы (сочетательный рефлекс).

7 Он приводит пример с градусником, который измеряет температуру, хотя реально нам дана только длина ртутного столба. Также история как наука о прошлом дана нам опосредовано -- в документах. Работу психолога же по Выготскому можно сравнить с раскрытием преступления по объективным признакам не будучи свидетелем преступления.

8 Такая же логика и в психоанализе -- исследование непосредственно не данного бессознательного через опосредованные проявления. Это как ни странно также объективный подход в психологии.

9 В диалектической логике можно считать интроспекционизм тезисом, бихевиоризм антитезисом, то можно произвести синтез. У Рубинштейна единство сознания и деятельности не предполагает их единства : сознание проявляется в деятельности и определяет деятельность, с другой стороны сознание формируется и развивается в деятельности. В настоящее время основной тезис этой концепции звучит как 'единство сознания (психики вообще) и деятельности'.

10 Это было методологическим противопоставлением многим психологическим подходам, в основе которых лежала ориентация на естественно научную парадигму (идея механического воздействия и моментальное изменение предмета) и являлось опосредующим звеном связывающим человека и окружающий мир.

11 Психологическая лаборатория в России была открыта Бехтеревым всего через 6 лет после Вундта в 1885.

12 Вюрцбургская школа критиковалась Вундтом за применение интроспекции к сложным психическим процессам (которые можно было изучать путем анализа продуктов человеческого духа), за безобразность мышления (структуру сознания у Вундта составляли сенсорные элементы), за детерминирующую тенденцию (открывающей дорогу к бессознательному).

13 В частности бихевиоризм признавал за Россией первенство в открытии обуславливания, за которым стоял сочетательный рефлекс Бехтерева и условный Павлова.

14 Биосоциальная реакция состоит из: внешнего воздействия, психическое звено, ответное действие. В отличие от Сеченова центральный компонент реакции (психическое) можно изучать с помощью интроспекции.

15 Не до конца разработанное понятие о ценностной смысловой сфере личности разрабатывается на факультете Асмоловым, Братусем.

16 В настоящее время последователи Рубинштейна (Брушлинский, Абульханова-Славская) разрабатывают психологическую теорию субъекта и представление о личности.