Гитлер и Церковь

Гитлер и Церковь

Иван Петров

Разрушенная экономика, безработица, инфляция, общенациональный комплекс неполноценности… Нет, я не об Украине, а о Германии 1933 года. В этих условиях многие, вероятно, как и у нас, мечтали о порядке, «сильной руке», национальном возрождении. Можно понять, почему Гитлер, до своего избрания канцлером руководивший не слишком популярной партией со скандальной репутацией, всего за полгода сумел оказать такое влияние на умы и души своих сограждан. Ведь даже в современном мире идеи фашизма порой становятся популярными, причем не только на Западе, но и в восточно-европейских странах.

Это-то и удивительно, потому что именно эти страны понесли на себе основные человеческие потери в годы Второй Мировой войны, исчисляемые десятками миллионов человеческих жизней.

Как-то один знакомый рассказал мне, как этакий прыщавый юнец с банкой пива в руках, тщась показаться окружающим умным, утверждал, что лучше было бы для нас, то есть славян, проиграть в войне с Гитлером. Тогда фашисты принесли бы нам высокую немецкую культуру, благополучие и процветание. Очевидно, этот молодой человек забыл, что если бы фашисты все-таки одолели СССР и союзников, то ему, как недочеловеку (к которым относились славяне, евреи, французы и т.д.) пришлось бы сейчас гнить где-нибудь на урановых рудниках. Что же касается высокой немецкой культуры, то в то время она скорее не создавалась, а уничтожалась вместе с миллионами немцев, которые по тем или иным причинам отказались поддерживать гитлеровский режим.

Через немыслимо короткий промежуток времени после прихода к власти Гитлер сумел нейтрализовать или попросту уничтожить всех, кто мог ему сопротивляться - другие политические партии, профсоюзы, университеты, журналистов. По замыслу Гитлера, церкви Германии тоже должны были служить новой идеологии. Однако здесь он столкнулся с неожиданным сопротивлением. Да, многие священники и миряне с восторгом последовали за фюрером, поверив, что немцы - богоизбранный народ, а Гитлер - новый мессия. Но далеко не все клюнули на эту удочку. Это вызвало бешенство у фюрера, ведь он был убежден, что «…они (то есть пасторы и священники) предадут что угодно, лишь бы не лишиться своих убогих приходов и зарплат». Примерно половина священнослужителей образовала церковную оппозицию. Они отказались закрывать глаза на геноцид евреев и на попытку создать новую религию, в которой первую скрипку играл бы фюрер, заменяя собой Мессию-еврея. Да и вполне лояльные к Гитлеру епископы высказывали недовольство тем, как нацисты правят Церковью. В ответ Гитлер не стал церемониться: «Христианство исчезнет в Германии так же, как это произошло в России! Германская раса существовала за тысячелетия до Христа, и в будущем мы прекрасно обойдемся без христианства. Церковь должна опираться на теорию чистоты крови и расовых признаков». Потрясенные епископы заявили, что в этом случае им ничего не остается, как тоже перейти в оппозицию...

29 марта 1934 года в Бармене съезд пасторов и мирян, представляющих 18 деноминаций Германии, принял декларацию, осуждавшую нацистскую идеологию как антихристианскую. Результатом этого съезда стало создание так называемой «Исповеднической церкви», состоящей из людей, отрицательно относившихся к политике Гитлера, считая фашизм неоязычеством, творящим кумиров из Германии, расовой чистоты и самого фюрера. Впоследствии многие из них за это лишились средств к существованию, оказались в заключении или в изгнании и даже отдали жизнь. Ярким примером служит судьба Мартина Нимеллера - немецкого пастора, который не побоялся высказать свою христианскую позицию прямо в глаза Гитлеру, за что фюрер назвал его своим личным врагом. По его распоряжению пастор был арестован и 7 лет, до 1945 года, провел в концлагере.

Отношения Гитлера с христианством не случайны, как не случайно желание всякого тирана не только неограниченно властвовать, но и ставить себя на место Бога и требовать поклонения. Именно так действует описанный в Библии «дух антихриста», уже не раз проявлявший себя в прошлом в разных обличьях. «Это не должно повториться», -- решили народы мира после победы над фашизмом. Однако нет никакой гарантии, что в будущем какая-нибудь новая идеология, столь же обманчивая и многообещающая, не подчинит себе другую великую страну, а то и весь мир. Но опыт немецких (и не только) христиан показывают, что людей, для которых ценнее всего - вера во Христа и подчинение своей жизни Его воле, а не воле толпы или какого-либо политического лидера, не так-то легко обмануть новыми идеями, пусть самыми привлекательными. Даже если все вокруг сходят с ума, те, кто знает истину, смогут распознать ложь под красивой маской.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа