Шпоры на экзамен по экономике

В 6 стр 53-54,64-65

Для начала представим самую простую картину экономических связей, т. е. попробуем изобразить укрупненную схему движения расходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в сфере экономической деятельности. Это будет картина экономического кругооборота.

Вначале в ней будут присутствовать лишь две основные хозяйственные «единицы»: домашние хозяйства и фирмы. Мы
абстрагируемся от внешних связей. Лишь позже привлечем в качестве участника экономического процесса государство.

В упрощенной для наглядности схеме объединим (агрегируем) «ручейки» и «реки» разнообразных товаров и услуг, расходов и доходов в однородные «потоки», протекающие между предприятиями и домашними хозяйствами и объединяющие их в хозяйственную систему.

Денежные расходы на потребление

Товары и услуги

Домашние Предприятия

хозяйства (фирмы)

Ресурсы

(услуги факторов производства)

Денежные доходы (плата за ресурсы)

Рис. 2.2. Кругооборот товаров и услуг, доходов и расходов

В нашей (весьма упрощенной) схеме кругооборота (рис. 2.2) все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам. Они предоставляют рабочую силу, капитал, природные ресурсы и т.д. Предприятия, когда они предлагают эти ресурсы, выступают в роли домашних хозяйств.

В схеме наглядно представлены основные связи:

— домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (хлеб, одежду, бытовую электронику)
и услуги (бытовые, транспортные). Они оплачивают потребительские товары и услуги за счет доходов, которые получают,
предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал, природные ресурсы и др.;

—предприятия включают ресурсы (факторы производства) в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.

Выводы

1. Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека,
т. е. потребностей в товарах и услугах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства продукции на основе разнообразных экономических ресурсов.

2. Экономические потребности общества безграничны, а его экономические ресурсы ограниченны. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства. Причем структура потребностей меняется по ходу развития общества и во многом зависит от уровня доходов. Отсюда возникает специфика потребностей в каждой стране, отдельных регионах и группах населения.

3. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности,
иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей. Экономическая деятельность — не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов.

4. В этой работе участвуют хозяйствующие субъекты (экономические агенты). К ним принято относить всех тех, кто

самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. Среди них принято различать, прежде всего, домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство, нередко — некоммерческие организации.

В 10 стр. 139-141

Главным фактором потребительского выбора является п о л е з н о с т ь того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже
если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Напомним, что предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй — меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Как может быть использован закон убывающей предельной ценности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 тыс. руб. Предположим также, что имеется всего два товара: А и Б, цены которых соответственно 50 тыс. и 100 тыс. руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами, как мы распределим наш бюджет, на покупку этих товаров исходя из их полезности? Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU (англ. Marginal Utility), получим равенство:


Эффект дохода Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной
и эффект заме
щения полезности. Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц или какого-либо другого товара. Падение цен даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Кривые безразличия. Более сложным принципом построения кривых спроса на ту или иную продукцию является использование кривых безразличия и бюджетных линий. Что такое кривые безразличия и как их строить? Вспомним,
как в застойные годы приобретались продовольственные заказы к празднику. Обычно нам предлагали на выбор несколько вантов этих заказов. Причем составлялись они таким образом, 5ы быть равноценными, несмотря на различный состав
отмеченных продуктов.

В 11 стр 149,151,152

Глава 6. Издержки производства

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать.
Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы(1) с
издержками, которые предстоит понести.

(1) В микроэкономике термин «доход» означает выручку от реализации.

1. Структура издержек фирмы

Явные Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего обратим
и альтернативные внимание на явные и альтернативные (вмененные) издержки, так как и те и другие учитываются фирмой
(вмененные) ее деятельности. К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства.
издержки
Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные pecypсы) и капитал. Современные экономисты склонны выдеëÿòü в особый фактор предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли — в виде аренды, капитала — в виде расходов на основные и оборотные, фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью — как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, и прибыль, соответственно, будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.

Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.

Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволит более точно оценить прибыль фирмы. Чистая экономическая прибыль определяется как разница между доходом от реализации продукции и всеми (явными и альтернативными) издержками.

Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными (FC, англ. fixed costs).
К переменным издержкам фирмы VC (ангп. variable costs) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию
и т. д. Если производство прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и т.п.
В сумме постоянные и переменные издержки составляют обùèå, или валовые, издержки производства ТС (англ. total costs): TC=FC+ VC. (6.1)

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Динамика постоянных, переменных и валовых издержек фирмы А

Выпуск продук-

ции, шт.

Издержки, млн руб.

постоянные

переменные

валовые

0

200

0

200

1

200

200

400

2

200

350

550

3

200

500

700

4

200

700

900

В 12 стр 153,154

Краткосрочный Деятельность фирмы может быть краткосрочной или долгосрочной, в зависимости
и долгосрочный от соотношения постоянных и перемен ных факторов, постоянных и переменных издержек.
периоды Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных,
деятельности фирмы
то предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, т. е. прекратить деятельность; по существующим в мире законодательствам оно может только объявить себя банкротом.

Банкротство влечет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга из вырученных сумм и т.п. Это суровый и неприятный конец дела, его стремятся по возможности избегать, и, прежде чем выходить из него, предприниматель старается оплатить все долги по постоянным издержкам. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы Превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства, т.е. продолжать дело или прекратить его.

Любой из факторов производства может выступать в роли постоянного или переменного, в зависимости от обстоятельств.
Например, рента чаще всего относится к постоянным издержкам, однако возможен такой договор между арендатором и
собственником недвижимости, согласно которому арендатор платит за арендуемую недвижимость только в том случае, если
производится продукция. В этих случаях рента относится к категории переменных издержек.

Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы.

В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо продолжить ее. В этом случае она производит продукцию,
которая, будучи реализована, принесет доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.

Если же фирма прекращает деятельность (объявляет себя банкротом), то она не производит никакой продукции и не
получает дохода. Однако ее валовые издержки равны не нулю, а постоянным издержкам, которые фирма должна выплатить по обязательствам. Это можно осуществить либо за счет доходов от произведенной продукции, либо за счет поступлений от продажи имущества фирмы, объявившей себя банкротом. Распродается все ее имущество, включая оборудование, сырье, готовую продукцию и полуфабрикаты. Этот процесс требует времени и может занять от нескольких дней до нескольких лет.

Для фирмы важно, какой из этих двух способов эффективнее обеспечит основную цель фирмы — минимизацию убытков.

Если предприятие продолжает деятельность, оно несет дополнительные издержки, но получает доход, если же прекращает деятельность — то лишается дохода, а его валовые издержки равны постоянным издержкам.

В 13, 14 стр 177-179

Выводы

1. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре
основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние
три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

2. Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход и выход фирм из отрасли абсолютно свободен, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, рыночная цена поэтому является для фирмы заданной извне.

3. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным.

4. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях.
Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена
выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

5. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для
выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены.

В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае нет стимулов расширения или сужения производства, а также входа и выхода
фирм из отрасли.

6. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек.

Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.

В то же время в условиях долгосрочного равновесия вся продукция выпускается с наименьшими средними издержками,
что означает наиболее эффективное использование ресурсов при существующем научно-техническом уровне. Таким образом, совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

В 15 стр 182,190

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции,— на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Ценовая Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии.
дискриминация Производя продукции меньше и по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную
степень эластичности.

В 16 стр 194,195


Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая
конкуренция конкуренция монополия

Рыночная власть
Рис. 8.5. Усиление рыночной власти

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

— на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

— эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель
легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

— вступление новых фирм в отрасль не является сложным.
Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капитальных вложений. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

Цена и объем Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции?

производства В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль
в условиях или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного
монополистической дохода и предельных издержек.
коикуренции
На рис. 8.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних валовых издержек двух фирм,
одна из которых максимизирует прибыль (рис. 8.6,а), а другая 'минимизирует убытки (рис. 8.6,6).

Рис. 8.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической Конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):
D спрос; MR предельный доход; МС предельные издержки; AVCсредние переменные издержки; АТС средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. 'Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного яохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль,фирма получит при цене p>0> и объеме производства Q>0>, а минимальные убытки — при цене P>1> и выпуске Q>1>.
В 17 стр 197

3. Олигополия

Что такое Олигополией называют тип рынка, на ко тором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом
олигополия? н
оменклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают
принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Модели олигополии Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.

Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его
модель основывалась на следующих предпосылках:

— на рынке присутствуют только две фирмы;

— каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

В 18 стр 202

4. Использование и распределение ресурсов фирмой

Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска, с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обстоятельством, влияющим на спрос, являются цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль.

' Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.

Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования
какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы. Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, отдельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, получил название предельного продукта. Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Как отмечалось выше, предельный продукт сначала растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом-убывающей отдачи.

Поскольку рост предельного продукта происходит на очень коротком участке, можно им пренебречь и предположить,
что с самого начала он будет сокращаться.

В 19 стр 230-233

1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу

Неоклассический В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь
подход один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу
функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также
сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором

служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению,
регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддержива ется их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид реинвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. k ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т. п.

Кейнсианский подход Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель, (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не ярляется регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.

Монетаристская Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов(прежде всего, М.
модель Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

Институционалисты Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда
на рынке труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отрас левых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

Марксизм В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает
об особ
енностях от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе
рынка труда
труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на : новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи то варом, может в то же время активно влиять на соотношениеспроса и предложения.

В 20 стр 236,242-243

2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы.

Наиболее упрощенная формула этой сегментации — наличие двух независимых друг от друга рынков рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых.

Основные сегменты Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и
рынка труда
администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации,

Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания(1), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

(1) К работникам обслуживания в американской статистике относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарников, прислугу, уборщиков и т.д.

Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда, основанного на смешанном, профессионально-отраслевом делении рабочей силы: а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в квалификационном отношении рабочей силой; б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем прошлом главными.

3. Безработица и ее измерение

Регулирование Безработица это социально-экономи ческое явление, при котором часть рабо чейсилы (экономически

рынка труда активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
— не имели работы (доходного занятия);
— занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
— были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

В 21 стр 274,287,289,291,293

Глава 12. Капитал

Категория «капитал» является одной из наиболее фундаментальных, основополагающих. Стремление объяснить суть
и значение этого экономического ресурса проявили представители всех виднейших школ и направлений экономической науки. Это видно даже из названия многих трудов. Упомянем, в частности, «Капитал» К. Маркса, «Капитал и прибыль» Е. Бем-Баверка, «Природа капитала и прибыли» И. Фишера, «Финансовый капитал» Р. Гильфердинга, «Стоимость и капитал» Дж. Хикса.

1. Понятие и теории капитала

Сущность и формы Капитал как категория выражает, прежде всего, определенную сумму материальных, денежных и
капитала
интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести предпринимательскую деятельность. Вместе с тем капитал неотделим от тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется эта деятельность, и, более того, он является стержнем рыночной системы. Поэтому Маркс называл капитал отношением между различными слоями общества.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т. е. в форме средств производства, и денежный, т. е. в денежной форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т. е. капитал в форме товаров.

Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т. е. на основной и оборотный капитал, или,
по российской терминологии, на основные фонды и оборотные производственные фонды (материальные оборотные средства) (рис. 12.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года.

Рыночный подход Рыночный подход (или подход аналога) включает три основных метода оценки: метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.

Метод рынка капиталов основан на ценах, реально выплачиваемых за акции сходных фирм на мировых фондовых рынкax. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина метода — финансовый анализ, ыбор и вычисление оценочных коэффициентов (факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный поток; инвестированный капитал/прибыль и ряд друих, которые затем применяются для обработки финансовых показателей деятельности фирмы.

1. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций. В этом методе используется тот же
инструментарий, что и в предыдущем, с той лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор оценочных коэффициентов (обычно цена/прибыль и цена/балановая стоимость) из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устовшихся показателей оценки в отдельных отраслях. Например,
стоимость рекламного агентства оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей исчисляется как произведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни — как сумма 15% годового объема продаж и
стоимости оборудования и товарных запасов и т.д. Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он базируется только на рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов. Недостатки этого подхода язаны с трудностями получения данных по сопоставимым компаниям, с тем, что он основан на прошлых событиях и не уочитывает меняющуюся рыночную конъюнктуру.

  1. Оценка предприятия - важный элемент экономической жизни. В ней используются три основных подхода: доходный,

рыночный и затратный, позволяющие с разных сторон рассчитать и составить мнение о рыночной стоимости оцениваемого объекта.

Глава 13. Инвестиции

Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции.

1. Сущность, источники финансирования и анализ инвестиций

Сущность инвестиций Инвестиции это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России «в объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; на прочие капитальные работы и затраты». Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом смысле, так как свя-
заны с воспроизводством реального капитала, т. е. капитала по экономическому определению.

2. Проектный анализ как концепция

Сущность проектного анализа. Планируемые, реализуемые и осущест вленные инвестиции принимают форму

Проектный цикл капитальных (инвестиционных) проектов. Но проекты надо подобрать, рассчитать, решить, а главное, оценить их эффективность, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов о реализации. Для этого и существует проектный анализ (анализ инвестиционных проектов).

Проектным анализом называется процесс анализа доходности питального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта. А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него обычно многочисленны и не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой.

В 22 стр 265-266

Глава 11. Природные ресурсы и научно-технический прогресс

Предприниматели на основании имеющихся в их распоряжении трудовых ресурсов и капитала используют природные
ресурсы и научно-технический прогресс. В результате экономический механизм начинает работать.

1. Природные ресурсы как экономический фактор

Понятие Природные ресурсы это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные
«природные ресурсы» ресурсы, воздушный бассейн и климат, т. е. все то, что окружает человека и формирует внешние условия его созидательной деятельности. Справедливо высказывание: если труд — это отец богатства, то природа — это его мать.

Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности хозяйственного механизма. В силу этого наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностыр природные ресурсы являются одним из экономических ресурсов. Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Новместе с ростом потребностей растет и объем элементов природы, втягиваемых в процесс экономического кругооборота. Этосвязано и с ростом численности населения, и с качественными изменениями в потребностях людей. То, что когда-то лежало нетронутым в кладовых природы, все более вовлекается в хозяйственный оборот.

Огромное влияние на проблему вовлечения природных ресурсов в процесс производства товаров и услуг оказывает научно-технический прогресс. Это влияние обладает определенной противоречивостью, происходит в двух противоположных направлениях.

Научно-технический прогресс способствует рационализации использования природных ресурсов: выявляются более дешевые и легко транспортируемые материалы (например, природный газ); внедряются способы более полного извлечения и переработки нефти, полнее используется попутное сырье; применяются безотходные технологии. В сельском хозяйстве внедряются способы более интенсивного земледелия и животноводства, в промышленном производстве успешно осуществляется переход к энергосберегающим и материалосберегающим технологиям, сокращающим удельный расход сырья и топлива. Изобретены многие синтетические материалы, успешно заменяющие натуральные ресурсы.

В то же время развитие науки и техники ведет к расширению старых и созданию новых видов производств, нуждающихся в использовании природных ресурсов. Существенно изменились области применения и структура потребления различных видов сырья и продуктов их производства. Увеличилось число полезных ископаемых, вовлекаемых в промышленное производство.

В конечном счете сберегающая тенденция пока не может преодолеть противоположную тенденцию. Результат — колоссальный рост потребностей в природных ресурсах, с особой силой проявившийся в XX в. Так, за первую половину
текущего века мировое потребление энергии увеличилось в три раза. Для следующего утроения этого показателя потребовалось всего лишь 20 лет. Мировое потребление минерального сырья во второй половине XX в. увеличивается в два
раза через каждые 15 лет.

В 23 стр 57-60

7. Сущность и функции рынка

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Сущность рынка Можно дать несколько определений рынка. Рынок — это обмен, организованный по законам товарного

производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Условия Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?
возникновения
Первое условие общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд
рынка
крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Второе условие это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Äëÿ ýôôåêòèâíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ðûíî÷íîãî õîçÿéñòâà íåîáõîäèìî è òðåòüå óñëîâèå - ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ïðîèçâîäèтеля, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.