Ценовая политика (работа 3)

I Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

II Ценовая политика предприятий, понятие, факторы ее определяющие, виды ценовых стратегий.

III Задача

ПЛАН

    Смысл регулирования цен

    Применение экономических санкций

    Исчисление сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен

    Порядок применения экономических санкций

    Список литературы

    Смысл регулирования цен.

Экономическая ситуация в России находится в плачевном состоянии, это нам наглядно показал августовский кризис.

В результате либерализации цен в нашей экономике сформировался процесс устойчивого опережающего роста цен по сравнению с ростом доходов. Это привело к постоянному снижению платежеспособного спроса, а за ним и к падению объемов производства. Причиной такого положения стало невозможность создания в нашей экономике за короткий срок конкурентной среды для формирования которой нужны большие средства. На эти средства можно было бы осуществить реконструкцию предприятий, снизить издержки производства, цены на продукцию, а следовательно –расширить спрос.

В этом период необходимо было насытить рынок товарами при относительно стабильных ценах, удовлетворить потребность в потребительских товарах , не снижая жизненного уровня населения, и одновременно удовлетворять потребности в производственно-технической продукции, обеспечивая возможности стабильной работы предприятий. Лишь в этих условиях предприятия могли вступить в конкурентную борьбу на основе совершенствования производства и снижения его издержек. К сожалению, экономика России такими возможностями не располагает.

С одновременным отпуском цен произошло как бы ценовое стимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального спроса на них. Поскольку доходы населения выросли в гораздой меньшей степени, чем уровень цен, то произошло снижение спроса, тогда как рыночный механизм регулирования предпологает увеличение цен именно в результате повышения спроса.

В данный момент сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополисты : повышать цены и сохранять производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.

Меры, которые предпринимаются для стабилизации экономики через ограничение инфляции на основе сдерживания бюджетных расходов и кредитов, обеспечивают некоторое снижение темпов инфляции, но ведут к снижению платежеспособного спроса и падению производства. Падение объемов производства, в свою очередь уменьшает объемы доходов, поступающих в бюджет и увеличивает дефицит бюджета. Это ведет к воспроизводству на постоянно сужающейся основе, снижению уровня потребления и тяжелыми социально-экономическими последствиями. Продажа за границу сырья и топлива и направление поступающих от него доходов на потребление усугубляет это положение. Природных богатств не хватит надолго, чтобы прокормить большое население России.

Переход к рыночной экономике возможен , если не оказывается внешняя помощь, только на пути постоянного повышения эффективности ее функционирования., что означает повышение эффективности работы каждого предприятия и каждого работника. Этого можно достигнуть только на пути восстановления стимулирующей функции цен и оплаты труда . В условиях отсутствия конкуренции, которая не может быть создана сменной форм собственности разукрупнением предприятий, и, следовательно, действия монопольного ценообразования, стимулирующая роль цен может быть восстановлена только путем их государственного регулирования.

    Применение экономических санкций.

Порядок применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен вводится в исполнение с 1 декабря 1992 г. и распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Р.Ф., а также предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Нарушениями государственной дисциплины цен являются :

    завышение государственных регулируемых цен на продукцию, товары , услуги;

    завышение оптовых цен зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

    завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям Р.Ф. с другими государствами;

    завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных, не предоставление скидок покупателю;

    включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных в неполном объем, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;

    применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания которых не соответствует характеристикам предусмотренным при установлении этих цен и тарифов.

    завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства принятые при согласовании их уровня;

    нарушения предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

    не перечисления в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен на продукцию предприятиями-монополистами, а также другими предприятиями, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности;

    применение незарегистрированных в Комитете Р.Ф. по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия;

    применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

К предприятиям, допустившим при реализации продукции нарушения государственной дисциплины цен и получившие излишние суммы доходов, применяются экономические санкции : в бесспорном порядке деньги изымаются в доход бюджета.

Должностные лица таких предприятий также наказываются .

    Исчисление сумм, полученных в результате нарушений государственной дисциплины цен. Эти суммы определяются как разница между выручкой от реализации продукции и стоимостью этой же продукции, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами.

Для торговых предприятий, общепита и других организаций формирующих цены реализации на продукцию добавлением к ценам закупки торговых, оптовых и других надбавок, суммы которые подлежат изъятию определяются:

    в случае применения завышенных надбавок – как разница между фактической суммы надбавки полученной от реализации продукции и суммой надбавки, определенной в соответствии с действующими нормативными документами;

    в случае применения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования , как разница между суммой надбавки рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на этот же объем реализованной продукции, рассчитанный по ценам, определенным в соответствии с действующими нормативными документами.

Если предприятие монополист, то изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности. При реализации продукции по ценам, повышение которых подлежит декларированию, но не предоставленным на регистрацию в органы ценообразования, изъятию подлежит сумма , определяемая как разница между ценами, применяемыми на момент проверки и действовавшими до их повышения.

При исчислении суммы, которая подлежит изъятию в бюджет у предприятий , допустивших нарушения порядка установления и применения цен на продукцию, что повлекло за собой завышение налогов и других платежей, излишне внесенная сумма налогов и других платежей возврату из бюджета не подлежит и не засчитывается в уменьшение суммы, изымаемой у предприятия.

Порядок

    Применение экономических санкций.

Решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, принимают органы ценообразования и контроля за ценами на основе проведенных ими проверок.

Суммы, полученные предприятиями в результате нарушения дисциплины цен, перечисляются :

50% - в республиканский бюджет Р.Ф.

50% - в местные бюджеты.

Если предприятие самостоятельно выявит свое нарушение и признается в этом , то оно должно внести излишне полученную сумму в бюджет за счет за счет прибыли оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.

Решения о применении экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством.

Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушение дисциплины цен производится органами государственной налоговой службы на основании решений органов ценообразования и контроля за ценами, суда или арбитражного суда.

ПЛАН

    Понятие ценовой политики

    Ценовые стратегии

    Влияние ценовой политики на деятельность компании

    Список литературы

    Понятие ценовой политики.

Наиболее важным показателем для компании является цена , основная функция которой состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Также цена является значительным фактором для потребителей товаров, следовательно она очень важна для установления отношений между компанией и товарными рынками .

Политика цен представляет собой сознательной руководство деятельностью по установлению цен. Ценовая политика обычно заключается в логической увязке целей и возможностей, средств предприятия. Она включает основные принципы и правил, которые фирма стремится использовать в своей повседневной практике. В ценовой политике формируются общие подходы в ценообразовании фирмы, которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели ценообразования, называемой обычно стратегией.

В целях разработки качественной стратегии фирме необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, подготовка и предложения новых товаров , а также оптимальная организация их сбыта. После анализа собранной информации о рынке предприятие разрабатывает свою стратегию. В ее рамках может осуществляться продажа освоенных товаров имеющимся потребителям, предоставление прежних услуг новым покупателям на прежнем рынке (стратегия проникновения) , стратегия развития (продажа уже используемых в практике товаров на новом рынке), стратегия сбыта новых товаров (реализация новых продуктов на уже освоенном рынке), стратегия дивежификации (предоставление новых товаров на новом сегменте рынка). При выборе фирмой любой конкретной ценовой стратегии развития разрабатывается специальная ценовая политика, она д.б. адекватна выбранной стратегической программе. Сбыт продукции лежит в основе работы всех подразделений фирмы. Стремление к проведению собственной политики в области цен и возможности для этого у разных фирм неодинаковы. Хотя политика цен является для большинства фирм одной из наиболее важных рыночных операций, очень часто она проводится бессистемно. Во многих фирмах нет ничего даже отдаленно напоминающего политику цен. В некоторых , более организованных , фирмах политика цен проводится лишь при создании кризисных ситуаций.

Очень часто даже в больших корпорациях наблюдается практически полное отсутствие какой - либо иной формы политики, кроме простого установления цен на уровне рынка. Большая заинтересованность в разработке политики цен проявляется в период запуска в производство новых видов продукции. Следует также отметить, что принятая фирмами в качестве руководства политика проводится не регулярно и что подчас она не доводится до сведения служащих, непосредственно устанавливающих цены, ввиду отсутствия средств связи или недостатка интереса к этому вопросу у некоторых менеджеров. Подобные факты свидетельствуют о широком расхождении между теорией и прктикой ценообразования.

В 1964 г. Джон Юдель проводил опрос 200 крупнейших американских фирм. На основе исследований роль политики была признана большинством анкетированных фирм как второстепенный фактор.

В 1975 г. аналогичные Джоном Юделью исследования провел Р.А. Робилю. Оказалось , что опрошенные фирмы выдвинули значение ценовой стратегии на первое место.

После проведения подобного опроса в 1986 г. было также выявлено , что ценообразование является наиболее важным вопросом на рынке.

Цена является постоянным элементом маркетинга и ее роль по отношению к другим элементам маркетинга особенно возрастает в условиях растущей инфляции. Обязательным условием экономической свободы предпринимателя является самостоятельность разработки и реализации политики цен. В рыночной экономике навязываемые сверху хозяйствующим субъектом правила и модели поведения нежизнеспособны, так как не могут безусловно соответствовать реальным условиям каждого предпринимателя. С другой стороны, предприниматель не может действовать шаблонными приемами, так как он вынужден решать индивидуальные проблемы конкретного производства.

Поэтому одним из направлений реформ в Экономике России является индивидуализация ценовой политики для каждого предприятия , что позволит на основе существующих моделей стратегии с максимальной эффективностью осуществлять экономическое маневрирования ресурсами с учетом складывающейся коньюктуры.

При формировании рыночных стратегий целесообразно исходить из оценки основных рыночно –экономических факторов и анализа существующего потенциала стратегического успеха: имиджа фирмы, качества обслуживания покупателей, разработки новых технологий и видов продукции, развитие организационной структуры фирмы, системы реализации продукции, основной контингент клиентуры. Рыночная стратегия состоит из всех инструментов маркетинга , образуя комплекс мер, направленных на достижение целей. Стратегия выступает одновременно принципиальной, исходной позицией фирмы и руководством к действию.

    Ценовые стратегии.

Ценовую стратегию можно обозначить, как важнейшую часть ценовой политики, определяющую порядок реализации методов ценообразования, избранных в качестве соответствующих хозяйственных ситуаций. Ценовая стратегия является процессом , координирующим производственно – сбытовую деятельность предприятия. Ценовая стратегия выражает интересы предприятия и предоставляет собой один из инструментов управления деятельностью предприятия.

Этапы жизненного цикла конкретного товара во многом определяют стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования. Очень большие требования предъявляются на том этапе, когда товар выдвигается на рынок. Должна учитываться разница между ценой на подлинную новинку , защищенную патентом , и ценой на товар, имитирующий уже существующие. Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку, при установлении цены на нее может выбрать либо стратегию «снятия сливок», либо стратегию активного внедрения на рынок. Фирмы, создавшие защищенные патентом новинки, базируются на крупных изобретениях или результат специальных разработок, когда издержки освоения нового рынка (рекламы и других средств продвижения изделий к потребителям) оказываются для конкурентов слишком высокими, когда необходимые для производства нового продукта сырье, материалы и комплектующие изделия имеются в ограниченном количестве или когда трдным оказывается сбыт новых продуктов (в случае, если склады торговых посредников переполнены, хозяйственная коньюктура вялая, а предприятия оптовой и розничной торговли неохотно заключают новые сделки на приобретение товаров), как правило по началу устанавливают самые высокие цены, которые только возможно запросить, чтобы « снять сливки» с рынка. Когда начальная волна сбыта затихает, фирма несколько снижает цену, чтобы привлечь следующий элемент клиентов, которых может устроить новая цена. Действую подобным образом , фирма получает максимально возможные финансовые результаты с самых разных сегментов рынка. Желательно, конечно, максимизировать краткосрочную прибыль до тех пор, пока новый рынок не станет объектом конкурентной борьбы. Этот метод следует применять при следующих условиях: когда имеет место существенный уровень текущего спроса со стороны достаточно большого числа покупателей; когда издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы свести не нет финансовые выгоды операции; когда высокая начальная цена не будет активно привлекать новых конкурентов; и наконец, когда установленная цена должна соответствовать образу высокого качества товаров.

Есть фирмы отдающие предпочтение ориентации на стратегию активного внедрения на рынок. Они устанавливают на свою новинку сравнительно низкую цену в надежде не привлечение максимального числа покупателей и завоевание существенной доли рынка. Примером такой стратегии может служить создание крупного предприятия, установление на его товар минимально возможной цены, завоевание крупной доли рынка, сокращение издержек производства и по мере их уменьшения последовательное постепенное снижение цены. С финансовой точки зрения данный подход характеризует как увеличение массы прибыли и дохода на вложенный капитал, так и значительное падение рентабельности. При использовании намеренно низких цен руководство предприятия призвано точно рассчитать возможные последствия, но в любом случае степень риска достаточна велика, т.к. конкуренты способны быстро отреагировать на уменьшение цен на свои изделия.

При анализе рынка и составления прогноза сбыта предприятию, внедряющему на рынок новую продукцию по цене ниже средней , важно учитывать, что размер снижения цен на его изделия должен быть весьма существенным не менее чем на 30-50 %. Так же при более высоком уровне качества продукции, при наличии на конкретном рынке значительного числа потребителей, готовых заплатить высокую цену за изделия улучшенного качества или более техического уровня, ситуация для фирмы может оказаться опасной. При этом не важно идет ли речь о выходе предприятия на новый для себя рынок сбыта или о продвижении на достаточно известный рынок нового изделия. Политика руководства фирмы здесь примерно одинакова – за счет более низких цен внедрится на рынок, приучить потребителя к марке своей фирмы , дать ему возможность осознать преимущества вашей продукции, гарантировать фирме не малую долю рынка и существенный объем продаж. Когда же продукция признана рынком, фирма получает возможность изменять свои производственные программы и увеличивать цены на изделия.

Внедрению низких цен благоприятствуют следующие условия: рынок очень чувствителен к ценам, а низкая цена способствует его расширению; с ростом объемов производства его издержки , а также и затраты по распределению товара уменьшаются ; низкая цена не привлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.

    Влияние ценовой политики на деятельность компании.

Последствия выбора компаний ценовой политики могут быть разнообразны:

    Некоторые уровни цен могут в большей или меньшей степени оказать влияние на состояние национальной, а возможно , и международной экономики.

Цены на такие продукты, как уголь, нефть, газ и сталь оказывают влияние на экономические факторы.

    Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и покупателями ее товаров и способствуют созданию о ней определенного мнения, которое оказывает влияние на ее последующие развитие .

    Цены определяют рентабельность и прибыльность компании.

    Цены оказывают влияние на выручку компании от продажи товаров (услуг) , следовательно могут определять структуру производства и повседневные методы работы компании.

    Цены определяют финансовую стабильность компании и ее способность идти на финансовый риск.

    Цены являются сильнейшим оружием компании в борьбе с конкурентами на рынке.

Также во многих случаях для успешной реализации продукции на рынке необходимо наряду с гибкой политикой цен использовать рекламу , проводить мероприятия по формированию сбыта и послепродажном техническому сервису.

Задача

Определить цену реализации, величину валового дохода, а также НДС и налог на прибыль, которые должно перечислить в бюджет торговое предприятие, если оно приобрело промышленной продукции на 9 000 руб. Торговая наценка не регламентируется, удельный вес издержек обращения в торговой наценке – 60%

Решение

Так как торговой наценке не регламентируется , то допустим издержки обращения – 1000 руб.

1000 руб. х 20 % = 200 руб. – прибыль закладываемая в наценку.

1000 руб. + 200 руб. = 1200 руб. х 20 % (НДС) = 240 – НДС

1200 руб. + 240 руб. = 1440 – наценка торгового предприятия (16 %)

9000 руб. + 1440 = 10440 – цена реализации;

1440 – валовый доход

Сумма НДС, необходимая для перечисления в бюджет = 240 т.п.

Сумма налога на прибыль 200 х 30 % = 60 т.р.