Розничный товарооборот (работа 2)

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>57


>СОДЕРЖАНИЕ>

>Введение ....................................................................... 2>

>I. Менеджмент. Виды целей ...............................................4>

>II. Стратегия рыночного поведения фирмы.............................. 9>

>1.1 Сущность и функции стратегического>

>планирования............................................................... 11>

>1.2 Цели организации ............................................................ 13>

>1.3 Оценка и>> >>анализ внешней среды ............................................ 16>

>1.4 Управленческое>> >>исследование внутренних>

>факторов фирмы.......................................................... 18>

>1.5 Изучение>> >>стратегических альтернатив и выбор стратегии.............21>

>Заключение ................................................................... 2>

>Список литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. .27>

>ВВЕДЕНИЕ>

>При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на>> >>рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое>> >>отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас>> >>покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в>> >>России.>

>Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара, но >>и>> с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент>> >>позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных>> >>компонентов >>->> капитала и сотрудников.>

>Задача предприятия>> >>состоит в том>>,>> чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять>> >>потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства,>> >>менеджмента. Успехи и неудачи предприятия ° это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы>

>коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким >

>расчётом чтобы она в максимальной степени соответствовала >

>потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу >

>и повысить её эффективность.. Принимая любые решения, >

>менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую >

>рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих >

>сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует >

>и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает >

>необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. >

>Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе >

>свидетельствовать об экономической пользе>> >>предприятия. Ну, а то, >

>что дает хорошие результаты только в данный момент времени >>т>> на >

>ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование >

>предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. >

>обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной >

>задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в >

>его работе придается большое значение.>

>I>>. МЕНЕДЖМЕНТ ВВДЫ ЦЕЛЕЙ>

>Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.>

>В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности>> >>проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость>> >>использования современной информационной системы с компьютерной>> >>техникой.>

>Менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности:>

>на капитал фирмы, в которой он работает. Труд менеджера – это >

>производительный труд, возникающий в условиях >

>комбинирования высокотехнологичного производства с высоким >

>уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и >

>единство всего производственного процесса. >

>Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается как внутрифирменного производства, так и управления производством и>> >>управление персоналом>>.>> Всякое управленческое решение является результатом>> >>обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.>

>Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношений! их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.>

>К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:>

  • >определение конкретных>> >>целей развития фирмы;>

  • >выявление приоритетности целей, их очередности и>

>последовательности решения; т.е. разработка стратегии развития>

> фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;>

  • >выработка, системы мероприятий для решения намечаемых>

>проблем на различные временные периоды; определение >

>необходимых ресурсов и источников их обеспечения;>

  • > установление контроля за выполнением задач.>

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности

> деятельности можно разделять на 3 стадии:>

  • >стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);>

  • >оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);>

  • >контроль (включает анализ достигнутых результатов " обратная;>

>связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления). Разработка экономической политики фирмы предполагает>

>определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными;>

>ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными – >

>задания.>

>Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления. В связи с этим следует различать:>

> ЦЕЛИ ОБЩИЕ>>. Отражают концепцию развития фирмы; и >

>разрабатываются на длительную перспективу и определяют >

>основные направления программы развития фирмы. Здесь >

>происходит ранжирование по принципу приоритетности по >

>следующей схеме: а) Обеспечение максимальной рентабельности >

>при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом >

>следующими показателями: объём продаж, уровень и норма >

>прибыли, темпы ежегодного прироста объёма продаж и прибыли, >

>доход на одну акцию, доля на рынке, структура >

>капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; б) обеспечение устойчивости положения фирмы как цели>> >>глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и>> >>разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов; в) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает>> >>разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции>> >>которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.>

>СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ>>. Разрабатываются в рамках общих целей>> >>по основным видам деятельности в каждом производственном отделении>> >>фирмы и могут выражаться в количественных к качественных показателях>>:>> а) Определение рентабельности по каждому отдельному>> >>подразделению, выступающему>> >>центром прибыли. Уровень прибыли может>> >>устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте>> >>страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец>> >>планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по – разному:>

>1) собственный капитал; за вычетом обязательств;>

>2) собственные средства плюс долгосрочных долг;>

>3) основные средства за вычетом амортизации. >

>В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке>> >>результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления; б) Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов; в) Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке, рост прибыли; "вживание" филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка з снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).>

>На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определённые рынки, т. е. стратегическому планированию.>

>II. >>СТРАТЕГИЯ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ>

>В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.>

>Сам процесс планирования проходит четыре этапа:>

>о разработка общих целей;>

>о определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);>

>о определение путей и средств их достижения;>

>о контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.>

>Планирование всегда ориентируется>> >>на данные прошлого, но >

>стремится определить и контролировать развитие предприятия в >

>перспективе. Поэтому надежность>> >>планирования зависит от >

>точности! и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое >

>планирование предприятия базируется на неполных данных. >

>Качество планирования :-большей степени зависит от >

>интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. >

>Все планы должны составляются так, чтобы в них можно было >

>вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с >

>имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так >

>называемые резервы, иначе именуемые «надбавками >

>безопасности», однако слишком большие резервы делают планы >

>не точными, а не большие влекут за собой частые изменения >

>плана. В основу составления плана по конкретным направлениям >

>производственных участков предприятия кладутся отдельные >

>задачи, которые определяются как в денежных, так и в >

>количественных показателях. При этом планирование должно >

>отталкиваться от так называемых узких мест:>

>в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.>

>Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том,, чтобы :з достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организаций предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:>

  • >распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;>

  • >адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить с линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);>

  • >внутренняя координация ( координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);>

  • >осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых>

> стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).>

>2.1 Сущность, функции стратегического планирования.>

>Стратегия представляет собой детальный всесторонний >

>комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки >

>зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. >

>Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать >

>личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает >

>разработку обоснованных мер и>> >>планов достижения намеченных >

>целей, в которых должны быть учтены научно-технический >

>потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые>> >>нужды. >

>Стратегический план должен обосновываться>> >>обширными >

>исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо>> >

>постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества >

>информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и >

>т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме >

>определенность, индивидуальность, которые позволяют ей >

>привлекать определенные типы работников к помогают продавать>

>изделия как услуги. Стратегические планы должны быть >

>разработаны таким образом, чтобы они оставались не только >

>целостными в течении длительного времени, но и сохраняли >

>гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как >

>программу, направляющую деятельность фирмы в течение >

>продолжительного периода времени, с учетом постоянных >

>корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и >

>социальной обстановкой.>

>Стратегическое планирование само по себе не гарантирует>

>успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организаций: деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководстзо снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или' о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.>

>Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:>

1. Выбор миссии

> Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные,>

> краткосрочные).>

>2. Разработка обеспечивающих планов>

> >>(политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).>

>2.2 Цели организации>

>Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается>> >>как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего>> >>процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. 3. качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:>

  • >выяснение>> >>какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;>

  • >определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;>

  • >выявление культуры фирмы.>

>В миссию фирмы также входит задача определения основных >

>потребностей потребителей .и их эффективного удовлетворения для >

>создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.>

>Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентации (табл. 1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.>

> >>Табл.1. Ценностные ориентации.>

Категория ценностей целей

>Типы предпочит>

>Теоретичесв>

>же>> Истина. Знание>

>Долгосрочные>

>исследо">

>Рац. мышление>

>вания и>

>разработки>

>Экономичес>

>кие Практичность>

>Рост.>

>Прибыльное'>

>гь>

>Полезность>

>Результаты>

>Накопление>

>15>

>Социальные>

>Хорошие чел. отн.>

>Соц.>

>ответственность>

>Привязанность>

>относитель»>

>прибыль->

>Отсутствие конфликта>

>ности.>

>Косвенная>

>конкуренция.>

>Эстетические>

>Художествен. гармония>

>Дизайн>

>изделия. Качес°>

>Привлекательность>

>Состав. Форма и сим­>

>тво..>

>Религиозные>

>метрия Согласие во>

>Этика>

>вселенной>

>Моральные>

>Обще фирменные цели>> >>формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и>> >>определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее>> >>руководство.>

  • >Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу>

>отсчета для последующих решений и оценки хода рабств>1>) >

  • >Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).>

  • >Достижение цели (служит повышению эффективности организации), установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.>

  • >Взаимно поддерживающие цели (действия и рекекйя, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).>

>Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует с них и стимулирует их осуществление во всей организации.>

>2.3 Оценка и анализ внешней среды.>

>После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:>

  • >оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;>

  • >определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;>

  • >определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.>

>Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (>

>разработки системы раннего предупреждения на случай возможных >

>угроз, время для прогнозирования возможностей, время для >

>составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и >

>время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, >

>где находится организация, где она должна находится в >

>будущем, и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и >

>возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в >

>семь областей:>

> 1.>> Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.>

>2.>> Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе- является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.>

>3.>> Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.>

>4. Технологические>> >>факторы. Анализ технологической среды может >

>по меньшей>> >>мере учитывать изменения в технологии >

производства, применение ЭВМ в проектировании и

предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств

связи. Руководитель

>любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться >

>"шоку будущего", разрушающего организацию..>

  1. >Факторы конкуренции. Любая организация должна >

> >

> исследовать>> >>действия своих конкурентов; анализ будущих>

> целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор >> >

>предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, >

>в которой функционируют данные компании, углублённое>

> >

> изучение сильных и слабых сторон конкурентов. >

>6>>. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).>

> 7.>> Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.>

>Т.о. анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и: о внутренних потенциальных возможностях а недостатках организации.>

>2.4 Управленческое исследование внутренних факторов фирмы.>

>Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, к существуют ли у нее слабые сторон, которые могут усложнить с-эоблемы, связанные с внешними опасностями Этот процесс управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления её стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учёт, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функций маркетинге;>

>необходимо обратить внимание на семь областей анализа:>

  • >конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его>

> >

> общей емкости, являющаяся существенной целью для компании;>

  • >разнообразие и качество ассортимента изделий,, которые>

> постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;>

  • >рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями>

> на рынках и в интересах потребителей;>

  • >рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;>

  • >предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов,>

>являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная,>

>компетентная группа сбытовиков может оказаться самым; ценным>

>состоянием фирмы; творчески направленная реклама >>к>

>продвижение товара служит хорошим дополнением к>

> ассортименту изделий);>

  • >прибыль (ничто, даже>> >>самое лучшее, не окажется стоящим, если в>

> результате отсутствует прибыль).>

>. >

> Анализ финансового состояния может принести пользу оирме>

  • >выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости >

> организации по сравнению с ее конкурентами.>

> Весьма важными для длительного выживания фирмы является >

>непрерывный анализ управления операциями. В ходе >

>обследования сильных и слабых сторон функции управления >

>операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:>

> 1>>. >>Может ли фирма продавать товары или услуги по более >

> >

> низкой цене, чем её конкуренты>>?>> Если нет, то почему>>?>

>2>> Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких >

> поставщиков она завязана>>?>

>3.>> Какое оборудование на фирме?>

>4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими:>

>изделиями?>

>5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?>

>6.>> Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут >

> >

> обслужить ее конкуренты>>?>

>7.>> Обладает ли фирма эффективной и результативной системой>

> контроля качества? Насколько эффективно спланирован >

> спроецирован процесс производства?>

> Истоки большинства проблем в организации кроются в >

>человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип >

>сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему >

>вознаграждений, преемственность руководящих должностей, >

>подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери >

>ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу >

>сотрудников. Культура фирмы (атмосфера или климат в >

>организации) используется для привлечения работников отдельных >

>типов >>и>> для стимулирования определённых типов поведения. >

>Имидж корпорации создаётся с помощью сотрудников, клиентов >

>и общественного мнения. Культура и образ фирмы >

>подкрепляются или ослабевают под действием репутации >

>компании.>

>Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. ,>

>2.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии>

>Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и>> >>основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей,>> >>подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент>> >>предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на>> >>перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы:>

>ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. >

>Ограниченного роста придерживаются большинство организации в>

>развитых странах. Для него необходимо установление целей от >

>достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не >

>связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают >

>стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей >

>устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих >

>фирм сокращение может означать путь рационализации и >

>переориентации операций. В этом случае возможны несколько >

>вариантов:>

  • >ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов организации);>

  • >отчисление лишнего (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);>

  • >сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).>

>К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии:>

>сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.>

>Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство >

>должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель " выбор >

>стратегической альтернативы, которая максимально повысит >

>долгосрочную эффективность>> >>организации. Для этого руководители >

>должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее >

>будущего. Приверженность к.-л. конкретному выбору зачастую >

>ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно>

>подвергаться тщательному исследованию и оценке. На >

>стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск ( >

>фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция >

>владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость >

>руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от >

>выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим >

>вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу >

>вверх» , «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных >

>направлений (стратегия разрабатывается в процессе >

>взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и >

>оперативными подразделениями).>

>Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее >

>значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, >

>определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложение >

>координации и интеграции стратегий.>

>ЗАКЛЮЧЕНИЕ>

>Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому >>же,>> при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.>

>Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, >

>характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания >

  • >поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном >

> выборе партнеров, нет надежных источников получения >

> коммерческой и иной информации. Кроме того у российских >

> менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных >

> условиях. В сбытовой деятельности предприятий России >

> существует множество проблем. Руководители предприятий, >

> производящих конечную или промежуточную продукцию, >

> чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса >

> населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в >

> сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как>

>правило, госпредприятия не имели и не имеют >

>квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все >

>предприятия осознали важность сбытовой программы. >

>Большинству из них приходится решать тактические вопросы. >

>т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов>

>своей продукцией и резкого падения спроса на неё. Осталась не >

>ясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять >

>ассортимент, многие предприятия, производившие продукты >

>производственного назначения, начинают переходить на >

>потребительские товары. Если же выпускается продукция: >

>производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия >

>развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. >

>Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее >

>прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.>

>Руководители при выборе потребителей учитывают:>

>непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для: предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).>

>Также замечено новое явление - взаимоотношения предприятий с >

>новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются >

>реализацией части продукции предприятия, а остальная часть >

>сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может >

>обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения >

>производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в >

>современной российской действительности, в условиях, когда >

>внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал >

>выход на международный рынок. Однако это возможно только для >

>предприятий с высоким уровнем технологии производства, >

>обеспечивающим конкурентноспособность их товаров>>.>

>Таким образом менеджмент и стратегическое управление >

>деятельностью предприятия необходимы в любой сфере >

>хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь ещё имеется >

>множество проблем и существенных недостатков, требующих >

>скорейшего разрешения, что в свою очередь, позволит российской >

>экономике достичь стабилизации поступательного развития.>

>СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ>>:>

>1. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. Лениздат, 1992.>

>2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994.>

>3. Кохио П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.>

>4. Любимова Н.Г. Менеджмент " путь к успеху. М.: ВО Агропромяздат,>

>1992.>

>5. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство "Прогресс",>

>1990.>

>6. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1992.>

>7. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С.Е. Хаменипера, Ф.М. Русинова - М.: >> Высшая >>школа, 1984, стр. 335>