Основные организационные формы и цели предпринимательства

Основные организационные формы и цели предпринимательства



1. Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприятия представляют собой организации, которые ведут свое дело за свой счет, руководители (собственники) которых несут личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимают решения. Главным вознаграждением для частных предпринимателей является полученная за свою деятельность по управлению бизнесом прибыль. Вместе с этим, предприниматель принимает на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия. Это материальная и финансовая ответственность. Есть и моральная ответственность, которая сводится к обязанностям предпринимателя за судьбы работников фирмы, которые могут потерять работу в случае закрытия фирмы.

Конкретными формами индивидуального предпринимательства являются следующие:

1. Владельцы небольших сельскохозяйственных ферм, фермеров по производству самых различных сельскохозяйственных результатов труда.

2. Розничные торговцы (владельцы табачных лавок, кондитерских магазинов, ресторанов, магазинов товаров повседневного спроса и товаров длительного пользования).

3. Предприниматели занятые в местной сфере обслуживания (служба быта, мастерские по ремонту автомобилей и другой техники).

4. Местное производство (ремесленники, небольшие проектно-конструкторские службы) и т.п.

Индивидуальное предпринимательство регулируется законодательством страны и местными постановлениями, регулирующими хозяйственную деятельность. Главнейшими юридическими требованиями для индивидуальных предпринимателей является обязательность иметь лицензию на ведение торговли, предпринимательской и другой деятельности; представлять декларацию о состоянии финансов; соблюдать законодательство о найме на работу, если применяется рабочая сила со стороны.

Индивидуальный предприниматель несет личную имущественную ответственность: это означает, что его жилой дом, автомашина и другая собственность могут быть проданы для уплаты долгов предприятия.

Целями индивидуального предпринимателя, которого называют в экономической литературе трейдером, является получение прибыли, выживание и развитие своего бизнеса, общественное признание, вечное преуспевание фирмы.

Индивидуальное предпринимательство имеет свои преимущества, среди которых быстрая реакция на изменения обстановки стоит на первом месте. Поскольку клиенты такого предпринимателя лично известны, поэтому он может незамедлительно реагировать на изменения их потребностей и вкусов. Индивидуальному предпринимателю свойственна гибкость, возможность быстрого оперативного решения вопросов. Мотивация имеет большое значение, и он готов работать напряженно длительное время.

В то же время, такое предпринимательство имеет свои негативные стороны. К ним относятся:

1. Ограниченность масштабов бизнеса;

2. Слабые перспективы достижения крупномасштабного производства;

3. Невозможность обеспечить крупных поставок, а отсюда обеспечение более низких и конкурентных цен;

4. Слабая конкурентноспособность и др.;

5. Высокая зависимость от внешней среды;

6. Проблемы использования выходных дней, отпуска, больничных листов, поскольку предпринимателю необходимо постоянно управлять коммерческим предприятием.

Несмотря на специфические особенности функционирования индивидуальных предприятий, их роль в народном хозяйстве страны исключительно велика. Это подтверждается следующими обстоятельствами.

Мелкие индивидуальные предприятия оказывают многочисленные и разнообразные услуги населению.

Обеспечивают такие предприятия занятость значительному количеству людей в районах, удаленных от основных центров страны.

Не маловажную роль такие предприятия играют в продвижении товаров крупных производителей обеспечивая, таким образом, кооперацию между мелким и крупным бизнесом.

Кооперация между мелким и крупным бизнесом обуславливается рядом объективных причин, к которым относится необходимость сотрудничества в области привлечения нужных для ведения дела специалистов (управление финансами, получение консультаций в области маркетинга, материально-технического снабжения и вопросам привлечения специалистов).

Предприятия с ограниченными ресурсами устанавливают тесные отношения с крупными фирмами.

При заключении партнерских отношений преимущества узкой специализации могут сохраниться, но функции управления в этом случае распределяются между партнерами.

Партнерские отношения в данном случае развиваются по линии укрепления взаимосвязей между самими предпринимателями. Этот процесс своей объективной материальной основой имеет усложнение материально-технической базы производства, рост обобществления производства в форме конкуренции и универсификации капитала.

2. Партнерство - форма экономических отношений между организаторами производства

Партнерство - это объединение экономических усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лица совместно занимаются предпринимательством в целях увеличения прибыли. Соглашения о партнерстве формируется на самых различных условиях, в самых разнообразных формах. Соглашение о партнерстве часто встречаются среди специалистов одной и той же профессии или области деятельности. Ассоциации адвокатов, медиков, бухгалтеров, банкиров и т.п. представляет собой примеры партнерских отношений.

Партнерство устанавливается путем заключения соответствующего соглашения (договора).

Содержание партнерских отношений обычно включаются в соглашение о партнерстве. Участники партнерских отношений согласно действующего законодательства в странах с развитой рыночной экономикой не могут быть исключены из членов партнерского соглашения. Однако партнеры могут подать прошение о расторжении договора в соответствующую судебную инстанцию. Все члены партнерского соглашения принимают участие в решении вопросов. Решение принимается большинством голосов. Но главные вопросы, такие как изменение направления деятельности, требуют единогласного одобрения. Согласно закону прибыли и потери распределяются или поровну или пропорционально вложенному капиталу, что обуславливается соответствующими положениями партнерского соглашения. Все партнерские соглашения подчинены достижению главной цели - получить больше прибыли, а также обеспечение соответствующей эффективности производства, выживания в неблагоприятных условиях развития рынка и т.п.

Объективно партнерские отношения, в виде соответствующего соглашения, являются осознанным пониманием участников соглашения подчиняться объективным требованиям расширения и углубления обобществления всех сторон хозяйственной деятельности.

Однако такое обобществление осуществляется на соответствующих принципах, дающих неоспоримые преимущества каждому участнику такого обобществления своих деловых усилий.

Всякая кооперация труда дает неоспоримые преимущества по сравнению с различными усилиями участников трудового процесса. Партнерство в этом отношении вбирает в себя эти положительные стороны и преимущества совместной деятельности.

Наиболее заметные из этих преимуществ следует отметить:

1. Каждый партнер вносит дополнительный капитал, что позволяет увеличить масштабы предприятия и объем производства.

2. Приток новых сил, новых идей всегда благотворно сказывается на результатах общей работы.

3. Специализация партнеров по соответствующим направлениям повышает производительность общего труда.

4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решения, осуществляется на основе учета способностей исполнителей, их желания отвечать за порученное дело.

5. Разумное распределение ответственности и взаимная поддержка в решении общих задач уравнивает психологическое напряжение, уменьшает возможности нервного стресса участников соглашения по сравнению с тем, что может произойти с индивидуальным предпринимателем.

6. Деловое взаимодействие, искреннее и заинтересованное отношение к опыту друг друга повышает творческую энергию партнеров по общему бизнесу.

Это творчество проявляет себя на широком поле рыночных отношений и главной его направленностью становится приведение в действие всех факторов производства во имя обеспечения наивысшей эффективности производства, главным и обобщающим показателем которого является величина прибыли. Однако эта величина интересует партнеров не только как важнейшее условие дальнейшего расширения производства, повышение доходов всех участников хозяйственной деятельности, выход на новые технологические схемы и освоение последних достижений техники и опыта в их бизнесе, но и как показатель неиспользованной потенциальных возможностей дальнейшего развития коллективного творчества.

Многочисленными формами совместной деятельности, которые не получили название партнерских соглашений по существу является организационными формами самых различных видов партнерских взаимодействий между участниками бизнеса. К ним следует отнести акционерные компании, компании с ограниченной ответственностью, многонациональными компаниями, кооперативные общества, картели и консорциумы, общественный сектор экономики и т.п.

Для экономической теории в этих организационных формах партнерства наибольший интерес представляют вопросы и проблемы функционирования экономических законов в соответствующих экономических звеньях хозяйственного механизма, что позволяет говорить об общих и специфических тенденциях развития экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения, потребления и накопления национального богатства.

3. Акционерная форма предпринимательства

Различные формы обобществления производства и капитала не уничтожают основы и главных целей развития этих объединений. Основой остается собственность на капитал в различных его проявлениях (движимое и недвижимое имущество, деньги, акции и т.п.). Целью развития остается получение большей прибыли.

Наиболее наглядным примером обобществления производства на основе частных интересов участников такого обобществления являются акционерные общества. В акционерных обществах можно видеть пример реализации партнерских отношений по линии владения, распоряжения и управления бизнесом. В то же время можно выделить и развивающиеся тенденции к разделению, дроблению различных видов деятельности в рамках владения, распоряжения и управления акционерными обществами.

Рост числа акционерных обществ, где функция владения отделяется от управления, создает потенциальную возможность столкновения интересов между акционерами, директорами, менеджерами и наемными работниками.

Целями акционеров является получение прибыли в краткосрочном или долгосрочном плане. Но это не единственная цель. Акционеры свою деятельность направляют для достижения долгосрочного инвестирования, владение как можно большим числом акций, что дает возможность контролировать деятельность акционерного общества, дает возможность назначить соответствующего директора и Совет директоров.

Что касается наемных работников компании, то она в основном сводится к получению гарантии выживания данного акционерного общества, гарантия занятости, высокий уровень заработной платы, хорошие условия труда и достойные человека перспективы выхода на пенсию и т.п. Большинство указанных целей свидетельствуют о совместимости интересов участников акционерного общества. В указанном объективном раскрытии названных целей нет места для столкновения интересов.

Однако трудовая деятельность осуществляется людьми, которые всегда имеют амбициозные устремления ко всеобщему благу, к улучшению дела, как борьба за правду или справедливость.

В экономической теории последних десятилетий проводилась мысль о том, что тайна происхождения прибавочной стоимости и прибыли замалчивается, а в этой тайне и содержится источник всех объективных противоречий капиталистического производства.

4. Развитие производства, место в нем трудовой предпринимательской деятельности

Предпринимательство в любой стране с рыночной экономикой характеризуется стремлением к устойчивой тенденции роста, что объясняется множеством факторов, наиболее важные из которых следующие.

Расширение производства содействует повышению эффективности посредством значительного роста продаж. Сам по себе рост продаж способствует снижению издержек производства, в том числе которая характеризует постоянные затраты (содержание управленческого персонала, использование зданий, машин и т.п.). Большой объем производства способствует укреплению своих экономических позиций не только на традиционных рынках, но и на вновь завоеванных. Этот фактор обеспечивает больший контроль над внешней средой.

Основным фактором, сдерживающим рост, является финансовые ограничения порожденные отсутствием достаточной величины прибыли.

Наличие дохода в самых различных его формах является той силой, которая определяет возможности расширенного воспроизводства.

Вся история развития человечества свидетельствует о том, что повышение потребления материальных благ осуществляется на основе роста производительности труда и расширения производства. Закон возвышения потребностей общества органично сплетен с законом расширенного воспроизводства и законом использования прибыли с целью развития производства.

В первобытном обществе расширенное воспроизводство осуществлялось там и постольку, где и поскольку имелся в общине прибавочный продукт. В рыночной экономике расширенное воспроизводство осуществляется тоже за счет прибавочного продукта внешне принимающего форму прибавочной стоимости, прибыли, дохода.

Способы достижения роста производства в современных условиях характеризуются следующим содержанием:

    увеличение продаж выпускаемой продукции на существующих рынках;

    продажа новой продукции на существующих рынках, сохранение выпуска прежней продукции;

    расширение продаж выпускаемой продукции на новых рынках;

    продажа новой продукции на новых рынках;

    рост производства и продаж может быть достигнут на основе создания дочерних компаний.

Создание дочерних фирм происходит, как правило, путем приобретения значительной части акций уже существующих компаний или посредством учреждения новой фирмы, большинство акций которой принадлежит материнской компании. Есть и другие формы подчинения мелких фирм центральной или наиболее преуспевающей компании, например, холдинговые компании.

Рассмотренные способы достижения роста производства и роста доходов предприятий идет параллельно с ростом объемов рынка подчиняя его требованиям производства или наоборот, подчинение производства требованиям рынка. Эти задачи наиболее успешно решаются с помощью маркетинговой политики, которая обеспечивает развитие производства на глубоко научной основе с учетом объективных требований развития производства, распределения, обмена материальных благ.

В данном случае рынок является естественным продолжением производства как сферы действия самого производства, так и как сфера приложения производительного капитала, создающего стоимость и прибавочную стоимость.

Развитие производства, как процессы самовозрастания капитала, основывается на сложной и разветвленной системе взаимоотношений участников производства в трудовой деятельности. Капитал как понятие имеет различные определения в политической экономике. Экономисты западных стран "капитал" определяют как "инвестиционные ресурсы", охватывающие все производственные элементы, т.е. произведенные средства производства, все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием или накоплением в терминологии нашей экономической теории.

В данном определении отсутствует упоминание о том, что сам капитал в форме материальных факторов производства может функционировать только в тесном взаимодействии с фактором, который имеет определения как живая рабочая сила приводящая в движение указанные вещественные элементы производства. Характер и сфера взаимодействия живого и овеществленного труда дает ответ на вопрос, каким образом сохраняется и возрастает прежняя стоимость, какова роль различных категорий работников в этом процессе возрастания.

Здесь важно отметить наличие различных определений, терминов одних и тех же понятий. Средства производства, характеристика которых была дана ранее обозначается в экономике как инвестиционные товары.

В отличии от инвестиционных товаров, служащих процессу производства потребительские товары призваны удовлетворять потребности физических лиц.

Все сказанное показывает, что сам капитал не может рассматриваться как некоторая физическая сущность, капитала - это система сложных экономических отношений, где переплетены вещественные и личностные факторы производства, где последним принадлежит решающая роль, поскольку физические лица участвуют в этом процессе как сила создающая и творящая из небытия определенное бытие вещей, служащих продолжением всего производственного экономического процесса в обществе.

Этим творческим началом и является труд, как особая экономическая категория, призванная объяснить, почему имеет место самовозрастание стоимостей от использования участвующих в производственном процессе факторов хозяйственной деятельности.

Ранее говорилось о труде как экономической категории содержанием, которой является многообразие отношения всех участников производства, направленная на созидание материальных благ с использованием всех сил законов природы и общества.

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю труд определили следующим образом: "Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике решили рассматривать отдельно). Таким образом, работы выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком - ядерщиком, - все они охватываются общим понятием "труд".

В данном понятии категория "труд" применяется избирательно к различным видам деятельности, выводя деятельность предпринимателя в особую разновидность труда. Эта особенность предпринимательской деятельности характеризуется следующим образом.

Предпринимательская деятельность, по мнению указанных выше авторов, представляет собой особый человеческий ресурс, называемый предпринимательской способностью. Эта способность, как особая предприимчивость, проявляется в четырех взаимосвязанных функциях предпринимателя.

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуг. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящей вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

3. Предприниматель - это новатор, лицо стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель - это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль вовсе не гарантирована. Результатом его деятельности может быть достойная прибыль в случае удачи и разорение, убытка в случае ошибок или стихийных обстоятельств. Все это говорит о том, что предприниматель рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами, своей собственностью и собственностью своих компаньонов.

В данной характеристике сущности труда предпринимателя раскрываются не только творческий характер его деятельности, но и рискованность его работы. С одной стороны, его труд ничем не отличается от человека посвятившего себя художественной деятельности, живописи, композиции, с другой стороны, его работа по опасности и тяжести сродни труду шахтера. При удачном решении вопросов управления предпринимательством вознаграждением является соответствующая прибыль, которая, в свою очередь, является доходом, за счет которого формируются инвестиционные средства, личные расходы и поступления в общественные фонды отчисления в виде различных налогов.

Лицо и деятельность предпринимателя ни в какой мере не соответствует той пародии и примитива, которую мы находим в главном произведении К. Маркса, где говорится о том, как предприниматель с усмешкой ведет рабочего на свой завод, чтобы дубить шкуру последнего.

Однако следует со всей определенностью подчеркнуть, что труд любого рабочего, если он протекает как труд, а не как рутинная работа животного содержит в себе все элементы творчества, ибо достойные названия труда всякая работа, которая требует напряжения воли, приведение в гармоничное единство движения соответствующих способностей человека со способностями средств производства для извлечения того блага, ради которого человек жертвует большей частью своей жизни - временем труда.

Главным выводом из сказанного является утверждение, что объективно и рабочий, и предприниматель являются партнерами по общему своему делу. Каждый вносит свой вклад в решение поставленной задачи и каждый должен получить достойное вознаграждение за свой труд в соответствующей форме - заработной плате рабочего, прибыли - предпринимателя. Коллизии и несогласия возникают объективно только тогда, когда количественное вознаграждение не получает согласия одной из сторон. Чтобы избежать этих противоречий необходимо с самого начала иметь открытую информацию об условиях найма, ходе работы, результат их бизнеса и соответствующего распределения доходов, как это подобает делать в рамках делового партнерства участников производственной деятельности.

Список литературы

1. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

2. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука. 1996.

4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В.А. Исаева. М. Инфра-М. 1996.

5. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

6. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 1996.

7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994.

8. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М. Издательство МГУ. 1994. часть 2.

9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.

10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва "Республика". 1995 г.

11. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 1993 г.

12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства. Москва. "Международные отношения". 1993 г.

13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.

14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 1996 г.

15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. "Международные отношения" 1995 г.

16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г.