Прогнозирование налоговых преступлений

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ



1. Общий подход к прогнозированию налоговых поступлений

Инструментом познания и предвидения объективных и субъективных факторов, влияющих на объемы поступлений налогов в бюджет является прогнозирование налоговых поступлений.

Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера. При его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы.

Фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона.

При прогнозировании оценивают и определяют:

    отклонения, которые могут возникнуть в прогнозируемом периоде,

    господствующие тенденции,

    возможные области их расхождения тенденций.

Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей базируется на:

    общеэкономических показателях развития страны,

    показателях ведущих отраслей национального хозяйства,

    показателях конкретного региона,

    исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках.

Прогноз имеет вероятностный и предварительный характер. По времени упреждения прогнозы подразделяются на: оперативный (до одного месяца), краткосрочный (до одного года), среднесрочный (до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет).

Содержание прогнозов с различными временными горизонтами определяется природой прогнозируемых процессов. Чем более устойчивый характер носят эти процессы и тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. При расчетах прогнозов учитываются фактические динамические ряды поступления налогов за предыдущие периоды. Показатели за прошлые периоды корректируются на основе изучения конкретных экономических особенностей данного периода.

В условиях неустойчивого характера экономических процессов на практике по существу могут быть реализованы лишь оперативный и краткосрочный. Корректировка прогнозов может производиться лишь в комплексе. Прогнозные расчеты взаимоувязаны между собой, вытекают один из другого: показатели, на которых основывается прогноз подоходного налога, являются исходной информацией для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд показателей налога на прибыль, в свою очередь, находит отражение в определении прогноза НДС. Рассмотрим механизм составления оперативного и краткосрочного прогнозов на примерах расчетов подоходного налога, налога на прибыль, НДС.

2. Прогноз поступлений подоходного налога с физических лиц

Взимаемый предприятиями подоходный налог с физических лиц, рассчитывается на основе показателей таблицы 8.1.

Показатели

Прогнозируемый период (год)

1

Среднемесячная численность работников, занятых в народном хозяйстве региона, тыс. чел.

 

200,0

2

Среднемесячная оплата труда, руб.

857,6

3

Фонд оплаты труда, млн. руб.

2 058,2

4

Часть ФОТ, на которую распространяются льготы, млн. руб.

411,7

5

Облагаемый налогом ФОТ, млн. руб.

1 646,5

6

Средняя ставка налога, %

12

7

 

 

Сумма подоходного налога, млн. руб.

В том числе:

в федеральный бюджет

в местный бюджет

197,6

 

16,5

181,1

Численность работников в народном хозяйстве региона принимается по данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений.

Рассмотрим какие изменения влияют на численность занятых в экономике:

    изменение объемов производства продукции и производительности труда,

    трансформация форм собственности предприятий,

    количественный состав предприятий,

    факторы демографического характера и т. п.

Выясним как рассчитываются показатели на прогнозируемый период:

1). Численность работников по региону.

Если в отчетном периоде численность работников по региону равна 205 тыс., по причине изменения формы собственности сокращение на 2,4%, значит на прогнозируемый период численность работников составит 200 тыс. человек.

2) Среднемесячная оплата труда.

Если:

    среднемесячная оплата труда в отчетном периоде составляла 806 руб.,

    ожидаемый темп инфляции на прогнозируемый период - 8 %,

    коэффициент отставания роста оплаты труда от темпов инфляции - 0,8,

размер среднемесячной оплаты труда в прогнозируемом году составит

[ 806 + (806 х 8 % х 0,8) : 100 % ] = 857,6 руб.

От чего зависит расчетный коэффициент отставания темпов оплаты труда от изменения цен:

    темпов изменений объема производства и производительности труда,

    уровня инфляции,

    размера индексации заработной платы работников бюджетной сферы,

    роста оплаты труда в отраслях материального производства

    рядом других обстоятельств.

Под оплатой труда понимается как заработная плата в стоимостной оценке, так и средства в натуральной и денежной форме, выплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

3) Фонд оплаты труда (ФОТ) на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в народном хозяйстве региона среднемесячной оплаты труда и количества месяцев.

Годовой ФОТ составит:

(857,6 х12 х 200) = 2 058,2 млн. руб.

Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, но некоторые составляющие налоговой базы одного налога входят в состав налогооблагаемой базы других налогов. Например, ФОТ является основой налогооблагаемой базы подоходного налога, но в тоже время частично входит в состав налогооблагаемой базы НДС и налога на прибыль.

4) Прямой расчет льготируемой части ФОТ трудоемок. Поэтому в прогнозных расчетах льготируемую часть ФОТ условно определяют по ее удельному весу в ФОТ отчетного периода. Обычно 15-20%.

Допустим условно доля льготируемой части ФОТ составила в отчетном периоде 20%. Следовательно, абсолютная величина льготируемой части ФОТ будет равна

2 058,2 х 20% : 100%) = 411,7 млн. руб.

5) Облагаемый налогом ФОТ исчисляется как разница между ФОТ и его льготируемой частью.

В нашем примере - (2 058,2 - 411,7) = 1 646,5 млн. руб.

6) Сумма подоходного налога рассчитывается как произведение облагаемого налогом ФОТ и средней ставки этого налога, сложившейся в отчетном году. Допустим, что средняя ставка подоходного налога в отчетном году - 12%, то сумма подоходного налога будет равна

(1 646,5 х 12% : 100%) = 197,6 млн. руб. .

7) 11% подоходного налога с физических поступают в местный бюджет , то есть 181,1 млн. руб.

1% - в федеральный бюджет, то есть 16,5 млн. руб.

3. Прогноз поступлений налога на прибыль

Рассчитывается по следующим показателям таблицы 2.

 

Показатели

Прогнозируемый период ( год )

 

1

Валовая прибыль, млн. руб.

535,4

2

Льготы по налогу на прибыль, млн. руб.

 

42,8

3

Налогооблагаемая прибыль, млн. руб.

 

492,6

4

 

Превышение фонда оплаты труда, млн. руб.

978,2

5

Налогооблагаемая база, млн. руб.

1470,8

6

Ставка налога, %

35

7

Причитается налога на прибыль - всего

В том числе:

в федеральный бюджет

в местный бюджет

 

514,8

 

191,2

323,6

1) Прогноз валовой прибыли определяется на основе ряда экономических показателей:

    валового внутреннего продукта,

    объема промышленной продукции,

    общего объем товарооборота,

    индекса цен промышленной и иной продукции,

    темпов роста инфляционных ожиданий,

    др.

Расчет прогноза валовой прибыли в схематичном виде можно проиллюстрировать следующим образом.

Принимаем:

    валовая прибыль отчетного периода составила 519,8 млн. руб.,

    интегральный коэффициент развития экономики региона (т.е. произведение коэффициента по отдельным показателям: прирост объемов производства продукции, индекса цен и инфляционных ожиданий) прогнозируются за год в целом - 5%,

    коэффициент отставания роста прибыли от интегрального показателя в отчетном периоде принимается в 0,6 (как правило, он должен быть меньше единицы ).

В этом случае прогнозируемая величина валовой прибыли составит 535,4 млн. руб.
[ 519,8+ (519,8 х 5 х 0,6 ) : 100 ].

2) Сумма льгот по налогу на прибыль определяется:

в соответствии с количеством и структурой зарегистрированных в налоговых органах юридических лиц на которых распространяются льготы в соответствии с законодательством.

При таких условиях:

    если в отчетном периоде удельный вес суммы льгот по налогу на прибыль составил 8% к валовой прибыли.

    в налоговое законодательство изменений не внесено.

То размер льгот в прогнозируемом периоде определяется в сумме 42,8 млн. руб. (535,4 х 8% : 100% ), а налогооблагаемая прибыль в виде разницы между валовой прибылью и суммой льгот - 492,6 млн. руб. (535,4 - 42,8).

3) Превышение фонда оплаты труда

Согласно законодательству предприятия, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов по ставкам налога на прибыль.

Сумма превышения расходов на оплату труда определяется следующим образом. Допустим:

    минимальная месячная заработная плата на прогнозируемый период законодательно установлена на уровне 75 руб.,

    не облагаемые налогом на прибыль расходы предприятий на оплату труда - в размере шести минимальных заработных плат.

Сумма превышения расходов на оплату труда в сравнении с нормируемой величиной составит

[2 058,2 млн. руб. - ( 75 руб. х 6 х 200 тыс. чел. х 12)] = 978,2 млн. руб.

4) Налогооблагаемая база прибыли

492,6 + 978,2 = 1470,8 млн. руб.

В данном примере налогооблагаемая база условно ограничена двумя составляющими, однако их гораздо больше.

5) Сумма налога на прибыль исчисляется как произведение налогооблагаемой базы и средней ставки налога.

(1470,8 х 35% : 100%) = 514,8 млн. руб.

6) Согласно законодательству от налогооблагаемой базы:

13% - в федеральный бюджет поступит 191,2 млн. руб.,

22% - в местный - 323,6 млн. руб.

4. Прогнозирование НДС

Расчет прогноза поступлений НДС приведен в таблице 8.3.

Показатели

Прогнозируемый период (год )

( млн. руб. )

1

ФОТ работников материальной сферы, включаемый в себестоимость

 

221,6

2

Отчисления на соцстрах, медицинское страхование, фонд занятости (39% от общего ФОТ )

 

 

85,1

3

Прибыль

535,4

4

Акцизы

30,0

5

Амортизация

40,0

6

Прочие денежные расходы

5,0

7

Добавленная стоимость

917,1

8

Добавленная стоимость по не облагаемым НДС суммам

137,5

9

Облагаемая налогом добавленная стоимость

779.6

10

Средняя ставка налога, %

17,0

11

Причитается налога - всего

В том числе:

в федеральный бюджет

в местный бюджет

132,5

 

106,0

26,5

Добавленная стоимость включает в себя:

    ФОТ работников материальной сферы, вошедший в себестоимость продукции, работ, услуг;

    отчисления на социальное и медицинское страхование и в фонд занятости по этой группе работников;

    валовую прибыль;

    акцизы;

    амортизацию;

    и прочие денежные расходы.

1. ФОТ работников материальной сферы рассчитывается на основе прогнозной величины ФОТ всех работников региона и удельного веса в них ФОТ работников материальной сферы, сложившегося в отчетном периоде, предположим он равен - 369,4 млн. руб., а доля ФОТ работников материальной сферы на прогнозируемый период составила 60%, то есть 221,6 млн. руб. (369,4 х 60% : 100%).

2. Отчисления на социальное и медицинское страхование, в фонд занятости принимаются по установленным нормативам (всего 39%) от расчетного значения прогноза ФОТ работников материальной сферы.

221,6 х 39% : 100 = 85,1

3. Валовая прибыли для расчета НДС допустим - 535,4 млн. руб.

4. В основе расчетов по акцизам лежат прогноз объемов производства подакцизной продукции, уровень их предполагаемой свободной оптовой цены, ставки акцизных налогов по каждому виду продукции в соответствии с действующим законодательством.

Условно примем сумму акцизов на уровне 30 млн. руб.

5. Прогнозная величина по строке "Амортизация " рассчитывается по аналогичному показателю за отчетный период,

    предполагаемых темпов обновления и выбытия основных фондов,

    изменения цен на оборудование, станки, машины,

    инфляционных ожиданий

    и других факторов.

Допустим амортизационные отчисления равны 40 млн. руб.

6. Прогноз по прочим денежным расходам условно равен 5,0 млн. руб.

7. Добавленная стоимость есть сумма перечисленных составляющих. В нашем примере она равна 917,1 млн. руб.

8. Не облагаемые НДС суммы добавленной стоимости определяются в соответствии с законодательством. Они включают стоимость:

    товаров (работ, услуг ), экспортируемых за пределы государства;

    услуг городского пассажирского транспорта;

    услуг в сфере народного образования;

    жилищного строительства;

    финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет бюджета, и т.д.

Добавленная стоимость по не облагаемым НДС суммам принята в 15% от общей суммы добавленной стоимости - 137,5 млн. руб.

9. Облагаемый налогом оборот (добавленная стоимость) рассчитывается как разница между общей суммой добавленной и не облагаемой добавленной стоимостью.

Его размер составляет 779,6 млн. руб. (917,1-137,5).

10. Средняя ставка налога (НДС) 17%.

11. Сумма НДС определяется как произведение облагаемого оборота и средней ставки налога.

12. Сумма причитающегося к уплате в бюджет налога составит

132,5 млн. руб. (779,6 х 17% : 100%).

13. В соответствии с установленными нормативами

    в федеральный бюджет поступают 80% НДС - 106,0 млн. руб.

    местные бюджеты - 20% - 26,5 млн. руб.

Эти нормативы могут изменяться.

Вместе с тем в практике работы по формированию бюджетов составляются прогнозные расчеты поступлений каждого вида налогов. По ряду налогов они могут быть составлены только с учетом динамики их поступлений. Для этого, как правило, принимаются отчетные данные об их фактическом поступлении за 9 месяцев отчетного года и ожидаемых поступлениях в 4 квартале. Таким образом определяется база за отчетный год, на основе которой прогнозируются поступления налогов на перспективу.

Предложенный метод расчета прочих налогов, в том числе и в местные бюджеты, не исключает возможности их исчисления прямым путем, подобно тому, как это иллюстрировалось по подоходному налогу, налогу на прибыль, НДС.

Выше был рассмотрен расчет прогноза по группе предприятий, по району или отдельно взятому региону. Аналогично предложенному прогнозные расчеты могут производиться на уровне административно-территориальных образований, входящих в Российскую Федерацию, по стране в целом.

Прогнозирование налоговых поступлений - достаточно сложная и ответственная работа, требующая глубоких познаний происходящих в народном хозяйстве социально-экономических процессов, развития их тенденций в перспективе, знании налогового и иного законодательства, освоения методологии прогнозирования, в том числе с помощью автоматизированных систем управления (АСУ). Только в этом случае возможно с достаточно высокой степенью надежности разрабатывать прогнозы поступлений налогов и своевременно утверждать бюджеты всех уровней.

Список литературы:

    Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора - М., 1995.

    Алексашенко С. Налоговые реформы в развитых странах: опыт 80-х. М. , 1992.

    Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 1996.

    Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М., 1997.

    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - Уч. пос., М., 1997.

    Дробозина Л.А. Общая теория финансов. – М., 1995.

    Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. - М., 1997.

    Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1993.

    Налоги: Учеб. пособие \ Под ред. Д.Г. Черника - М., Финансы и статистика, 1997.

    Налоговая политика в индустриальных странах: Сборник обзоров \\ Под ред. В.С. Аваева - М. 1995.

    Налоговые системы зарубежных стран. \ Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - М., 1997.

    Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 1997.

    Сакс Джефри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М., 1996.

    Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 1997.

    A Manual on Government Finance Statistics. (Russian edition). - Washington, 1986.

    Мишель К. Оффшорные юрисдикции и компании: проблема выбора \\ Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.

    Зампелас М. Несколько моделей страховых компаний \\ Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.