Правовое государство: понятие и основные признаки

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО : ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

Курсовая работа

студентки курса

очного отделения

группы

Петрозаводск. 1998


Оглавление.

Страницы

Введение. 2.

Глава I. Правовое государство : понятие и основы 6.

§ 1. Понятие правового государства 6.

§ 2. Основы правового государства 9.

Глава II. Признаки правового государства 10.

§ 1. Верховенство закона 10.

§ 2. Взаимная ответственность государства и личности 13.

§ 3. Разделение властей 15.

§ 4. Гарантия прав и свобод личности 20.

Заключение. 24.

Библиография. 25.

ВВЕДЕНИЕ.

Правовое государство - что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов государства. В ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Данная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

К сожалению в данной работе рассматриваются лишь основные моменты, как в то время, правовое государство на данный момент - это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа.

Предложенная работа - это попытка осмыслить и оценить все значение и всю важность данной проблемы, проблемы “правового государства”.

Эта проблема так же заинтересовала авторов учебников, которые я использовала при написании данной курсовой работы.

Учебник Конституционное право Российской Федерации написан известным российским ученым, заслуженным деятелем наук РФ, профессором, доктором юридических наук, Маратом Викторовичем Баглаем. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоритические знания по всем вопросам, в том числе по вопросу - правовое государство. В своей книге, в разделе III, гл. 7 автор приводит конституционную характеристику всем формам российского государства. В курсовой работе использовалась и применялась характеристика правового государства.

Авторы учебника Конституционное право России, Козлова Екатерина Ивановна и Кутафин Олег Емельянович, впервые системно и полно изложили курс конституционного права России. Так же авторы учебника активно использовали историко- правовой и сравнительный методы, при написании этого учебника. В данном учебнике содержится и критический анализ некоторых положений ныне действующей Конституции, в том числе приводится анализ правового государства. Характеристика термину “правовое государство” прокомментирована на простом и ясном языке, позволяющим эффективно усваивать такой сложный курс не только преподавателями юридических вузов, депутатами всех уровней, специалистами органов государственной власти и управления, но и студентами и абитуриентами.

Комаров Сергей Александрович, курс лекций по теории государства и права. Данный курс написан с учетом опыта преподавания на юридических факультетах университета, высших учебных заведений системы МВД России. Курс лекций предусматривает и раскрывает все положения политико-правового состояния нынешнего российского общества.

При написании данной работы использовался третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под общей редакцией кандидата юридических наук Ю. В. Кудрявцева. Этот комментарий отличен тем, что при его написании максимально привлечено текущее законодательство, судебная и административная практика. Данный комментарий предназначен для юристов, аспирантов, студентов и абитуриентов.

Книга Бориса Михайловича Лазарева “Что такое правовое государство?” рассчитана на всех тех, кто интересуется проблемой правового государства. Так же в ней освящаются признаки правового государства, связанность государства, всех его органов и должностных лиц законом, обеспечение реального верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, надежная защищенность прав граждан, взаимная ответственность государства перед гражданами, и граждан перед государством.

Учебник “Общая теория права” под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Альберта Семеновича Пиголкина, предназначен для студентов юридических вузов. Учебник посвящен общим вопросам права и его роли в жизни общества. В нем с современных позиций рассмотрен широкий круг проблем, в том числе и проблема правового государства. В нем затронуты такие стороны этой проблемы, как, современное гражданское общество - основа создания правового государства; признаки правового государства и формирование правового государства.

Книга “Разделение властей и парламентаризм” раскрывает один из главных признаков правового государства. Выявляет все “плюсы” и “минусы” в современной России.

Работа Питера Германа Соломона, младшего, профессора политических наук Университета Торонто, посвящена анализу и оценке правовой ситуации и продвижения судебной реформы в России. Автор исследует различные факторы, определяющие ход правовой реформы. Доклад представляет интерес не только для специалистов, работающих в этой области, но и для широкого круга читателей.

Автор книги “Демократическое конституционное государство” - Владимир Александрович Четверин, заведующий сектором теории государства Института государства и права РАН, рассматривает демократическое конституционное государство в монографии как правовое государство современности. Затрагивает соотношение права и закона, гражданского общества, права и государства.

Так же при написании использовались следующие источники :

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года.

3. Сборник Законопроектов Российской Федерации.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года.

ГЛАВА 1. Правовое государство: основы и понятие.

§ 1. Понятие правового государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит : “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”

Российская Федерация - правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

А начну я с Комментария к Конституции Российской Федерации, в частности с комментария к Статье 1. В ней говориться :”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”1

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”1

Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций, охвативших XVII - XVIII века.

Так, крупный английский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но все-таки, кто был родоначальником теории “правового государства?”

Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля. “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. фон Моль в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание этой категории. И только Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства .”1 С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство ( по теории Канта ), должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно должно согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

В разные эпохи , разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.”2

§ 2. Основы правового государства.

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Основы правового государства носят следующий характер:

1. Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.

2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.

3. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

ГЛАВА 2. Признаки правового государства.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

- верховенство закона;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод личности;

§ 1. Верховенство закона.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ - это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Конституция, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.

Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

Так же недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.”

Официальное опубликование имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации. При этом именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был принят законодательным органом или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. “ О порядке опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.” Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием, согласно ч. 1, ст. 4 указанного Федерального Закона, считается первая публикация полного текста в “Российской газете” или “Собрании Законодательства Российской Федерации”. Любые другие публикации посредством любых средств массовой информации или отдельными изданиями - не являются, следовательно, официальными. При публикации федерального конституционного закона или федерального закона указываются наименование закона, дата его принятия (то есть одобрения)Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшие, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу, а следовательно, не может и применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы(фактическое незнание не освобождает его от ответственности за их нарушение), то их опубликование есть необходимое условие получение гражданином такого знания.

Небезызвестно, что даже в Древнем Риме властители доводили до сведения своих граждан содержание принятых законов. Об этом свидетельствуют Законы XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи с тем, что они были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были выставлены на городской площади для всеобщего обозрения. Поэтому никто не мог “отговориться” незнанием закона. Более того, от всякого юноши, становившегося гражданином Рима, требовалось знание этих законов наизусть. Считалось, что без этого невозможно исполнять обязанности гражданина и осуществлять государственные полномочия.

В наши дни так же является важным обязательное знание Федеральных законов, основы которых препадаются даже в школах.

§ 2. Взаимная ответственность государства и личности.

Взаимная ответственность государства и личности - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как бы дарует права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Административную ответственность характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

- политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

- политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;

- юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

На тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

§ 3. Разделение властей.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

“Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.”1 - писал Шарль-Луи Монтескье. А принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые же конституции США 1787 года, Франции 1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свобод и прав человека.

На протяжении XIX - XX века разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

Теория Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно. Например, Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.) - французский философ просветитель, отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле, указывая на то, что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист А. А. Жилин отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие. А Н. М. Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

Своеобразно расценивалась теория разделения властей в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал :”Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением.”1

Шло время, изменился процесс обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся взгляды. Изменилось и отношение к теории разделения властей. Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

Разделение властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления, в частности в парламентских республиках и парламентских монархиях. Здесь, как и в любом конституционном государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти. А напротив, должно служить сотрудничеству и соединению всех ее ветвей. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он не несет ответственности перед парламентом. Двухпалатный парламент остается высшим законодательным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. А столкновения по вопросам компетенции всех трех властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.

А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

Многие страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

А давайте зададимся вопросом - что представляет сам принцип разделения властей, его содержание?

Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

Представляется возможным выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления осуществляемой в стране политической реформы.

Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

Второй уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.

Третий уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

- судебные органы независимы, и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна из трех властей, не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдержевания каждой власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы для всех властей.

Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

§ 4. Гарантия прав и свобод личности.

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции РФ свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме “человек - государство”, при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в “винтик” большой государственной “машины” по всеобщему “осчастливливанию”.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государства, - таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение “высшая ценность”, упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и не обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно глава 2 “Права и свободы человека и гражданина”, подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Преимущество гражданства состоит в том, что государство обязанно защищать своих граждан даже за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы “человек - государство” и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

Ныне положение человека радикально изменилось от положения человека в тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6 ) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания необходимы и для приобретения гражданства.

К основам конституционного строя относится также, закрепленный в ст. 6 Конституции РФ, принцип равного гражданства, не зависимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией.

Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип которого закреплен в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства “. Иными словами, государство обязанно не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная курсовая работа посвящена идеи правового государства.

Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется внимание на характерных чертах правового государства России.

Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

Список использованных источников и литературы.

Источники:

1) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. - М.:Издательский Торговый Дом “Герда”, 1998. - 256 с.

2) Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.

3) Сборник Законопроектов Российской Федерации. - М.:Издательство Верховного Совета РФ. 1993. - 79 с.

4) Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г. - М.: “Новая волна”, 1997. - 142 с.

Литература :

1) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752 с.

2) Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 1996. - 120 с.

3) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.

4) Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. - 312 с.

5) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.

6) Лазарев Б. М. Что такое правовое государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.

7) Общая теория права. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. - 384 с.

8) Разделение властей и парламентаризм. / Общ. Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН, 1992. - 126 с.

9) Соломон Питер Герман, младший. Проблемы развития правового строя в постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с.

10) Четверин В. А. Демократическое правовое государство :введение в теорию. - М.: Институт государства и права РАН, 1993. - 142 с.

1 Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд “Правовая культура.”,1996. с.18

1 Лазарев Б.М. “Что такое правовое государство?”-М.:Знание,1990.с.3

1 Лазарев Б.М. Что такое правовое государство ?-М.:Знание,1990.с.4-5

2 Соломон П. Г. Проблемы развития правового строя в постсоветской России.- М.:1997.с.39

1 Разделение властей и парламентаризм./ под.общ.ред.Глушко Е. К. М.:ИГПАН,1992. с.17

1 Разделение властей и парламентаризм./под. общ. ред. Глушко Е. К.- М.:ИГПАН, 1992.с.18