Структура инвестиций

Оглавление.

Оглавление.

Введение

Глава 1. Анализ и оценка сложившейся структуры инвестиций на современном этапе.

Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в экономике России.

Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок для экономического роста.

Заключение.



Введение

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет никакого риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. долларов и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Глава 1. Анализ и оценка сложившейся структуры инвестиций на современном этапе.

С начала необходимо рассмотреть само понятие «структура».

Структура - это закономерная, устойчивая связь и взаимоотношения частей и элементов целого, системы.

Структура остается неизменной, несмотря на постоянные изменения частей и самого целого, и изменяется только тогда, когда все целое претерпевает качественный скачок. С другой стороны , все элементы целого существенным образом зависят от его структуры, играют качественно различную роль в зависимости от способа и системы их связи.

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Помимо такого разграничения инвестиции имеют и более разветвленную структуру:

1. Нефинансовые инвестиции (таблица1, графики 1, 2 и3)

Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие элементы:

  • инвестиции в основной капитал;

  • затраты на капитальный ремонт;

  • инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии и т. д.);

  • инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств;

  • инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования.

Анализируя данную таблицу можно сказать об увеличении инвестиций в целом в нефинансовые активы за период 1995-1998гг. с 355,7трлн. рублей до 546,2 млрд. рублей (учитывая деноминацию 1998г.). Но при рассмотрении по годам ясно выявляется общая тенденция к сокращению: 1995-1996гг. прирост составил 145,5 трлн. руб., 1996-1997гг. – 40,5, 1997-1998гг. – 4,5.

Тенденция к сокращению резко проявляется и в инвестициях в основной капитал: в 1996г. инвестиции увеличились на 100 трлн. руб., в 1997г. – 32,8, а в 1998г. произошло резкое сокращение на –6,4. Этот резкий скачок вниз (как и в других сферах) произошел из-за кризиса в августе 1998г. В условиях крайне низкого уровня обновления основных фондов нарастает процесс их износа и старения. Наибольшие показатели износа характерны для наиболее активной части фондов, в конечном счете определяющей научно – технический уровень производства. Происходит накопление морально и физически изношенной техники.

В связи с этим неудивителен резкий скачок роста инвестиций в капитальный ремонт: 1995-1996гг. на 23,2 трлн. руб., 1997-1998гг. на 74 (несмотря на сокращение в1996-1997гг. на -13), т. е. неуклонно возрастают затраты на капитальный ремонт.

Хотя инвестиции в нематериальные активы и колеблются (в 1996г. прирост составил 2,8трлн. руб., в 1997г. - 0,9, в 1998г. -2,4), но в целом можно говорить о некотором росте, прежде всего связанном с обязанностью (с недавнего времени) получения лицензии, патента на право какой-либо деятельности.

Резкий скачок инвестиций другие нефинансовые материальные активы (в частности приобретение земельных участков и объектов природопользования) на 1,4 млрд. руб., можно сказать, является закономерностью после августа 1998г.: инфляционное ожидание вызвало повышенный спрос на данный вид активов, а последующий рост курса доллара – их покупку.

Запасы материальных оборотных средств являются как бы индикатором экономической ситуации. И при некоторой стабилизации в стране в 1997г. наблюдался их рост. Прирост инвестиций составил 18,8 трлн. руб. И как индикатор запасы отреагировали в 1998 резким сокращением (увеличилось лишь суммовое выражение).

2. Инвестиции по формам собственности (таблица 2, графики 4 и 5).

Инвестирование российской собственности в период 1993-1998гг. начало стабильно падать. Прежде всего, это касается государственной и муниципальной, где инвестиции сократились в более чем в два раза (соответственно с 50,8 % в 1993г. до 22,3 % в 1998г. и с 12,4 до 5,1 %). На это влияет стабильность дефицита государственного и федеральных бюджетов, возрастающий внешний долг, ликвидация после распада СССР и перехода к рыночной экономике централизованного финансирования, а также приватизация 1992г.

Этим же причинам можно объяснить и снижение вложений капитала в смешанную российскую собственность с 48,5 % в 1996г. до 40,6 % в 1998г. Резкий спад сдерживается лишь частным капиталом.

Как приватизацией (в основном в первой половине 90-х гг.), так и увеличивающимся числом убыточных предприятий обосновывается рост инвестирования частной, иностранной и смешанной российской с иностранным участием собственности. Это ярко видно на примере кондитерской фабрики «Россия»: после акционирования и существования несколько лет как АО со смешанной российской формой собственности, было принято решение о продажи государственного пакета акций (51 %) швейцарской компании «Нестле» (смешанная с российским и иностранным участием собственность).

То есть произошедшие процессы институциональных изменений в экономике привели к тому, что значительная часть капитальных вложений приходится теперь на предприятия и организации смешанной формы собственности, а также к тому, что теперь инвесторы, в том числе частные, стремятся вкладывать большей частью в быстроокупаемую и высокодоходную собственность.

3. Инвестиции по отраслям экономики (таблица 3, графики 6, 7 и 8)

В инвестировании отраслей экономики за 1991-1998гг. резкий рост вложений с 210,5 млрд. руб. до 408797 (1997г.), хотя и здесь кризис нашел свое отражение в падении инвестиций в 1998г. на –6356 млн. руб.

Такая же ситуация наблюдается и в разрезе по некоторым отраслям:

  • промышленность – рост составил с 73 млрд. руб. в 1991г. до 148906 млн. руб. в 1997г., спад составил –13688 млн. руб.

  • транспорт – с 17,9 до 62317 млрд. руб., -7068 млн. руб.

Неуклонный рост инвестиций в связь (2,0 млрд. руб. в 1991г. и 14260 млн. руб. в 1998г.) вызван развитие новых видов связи: Интернет, сотовые телефоны, пейджинговая сеть и т. д., т. е. внедрение новейших технологий.

Рост же торговли и общественного питания (с 3,1 млрд. руб. в 1991г. до 10187 млн. руб. в 1998г.) вызван тем, что спад производства и рост безработицы породили «челноков» (хотя в 1997 и 1998гг. прирост составил всего 918 и1882 млн. руб. соответственно из-за перенасыщения рынка). Некоторые же предприняли вполне удачные попытки по открытию ресторанов, кафе и т. д. Только в Самаре за последние несколько лет количество рынков, торговых центров и общепитов выросло в 2-3 раза (и они продолжают открываться).

Увеличение инвестиций в сельское хозяйство, хотя и с некоторыми колебаниями в 1996-1997гг., произошел из-за возможности приобретения земли в частную собственность (инвестиции в 1998г. составили 12178 млн. руб.). Сейчас одни пытаются начать собственное фермерское дело, причем, довольно успешно внося вклад в валовой сбор урожая, а другие занимаются садово-дачным, подсобным хозяйством. И тот, и другой виды деятельности связаны с попыткой людей выжить в условиях инфляции и кризиса.

Бум жилищного строительства, достигший инвестирования в 1996г. 76473 млрд. руб. и давший надежду на экономический рост, был подорван удорожанием строительных работ, вызванное ростом цен на стройматериалы, используемые в индивидуальном строительстве. Это резко сбило прирост инвестиций до –3104 млн. руб. в 1998г. Цены поднялись вследствие повышения транспортных тарифов и снабженческо-сбытовой наценки.

Хотя рост инвестиций в транспорт и достиг 62317 млрд. руб. в 1997г., но уже в 1996г. наметилось уменьшение, прирост составил всего 15335 млрд. руб. , в 1995г. 11614 млрд. руб. и –7068 млн. руб. в 1998г. Такое уменьшение неудивительно, так как цены на энергоносители выросли в 2-3 раза.

4. Технологическая структура. (таблица 4, график 9)

Увеличение финансирования строительно-монтажных работ было закономерностью, связанной с переориентацией инвестиций на строительство объектов непроизводственного назначения. Их доля возросла в общем объеме капвложений в 1995г. до 44 %. Но рост цен на данные работы, как и на строительство в целом, и увеличение транспортных расходов обусловили тенденцию к сокращению. Скачок цен последовал за бумом появления небольших подрядных организаций. В основном это маломощные, узкоспециализированные фирмы, арендующие по случаю технику и приобретающие материалы у посредников, которые затрудняют адаптацию строительных работ (и строительства) к удовлетворению спроса в рамках формируемой рыночной среды.

Некоторый рост и удержание финансирования капитальных работ и затрат на уровне 13-19 % в 1996-1997гг. происходит в основном за счет того, что муниципальные и частные строительные организации расширяют свою сферу деятельности в сторону капитального и текущего ремонта жилого фонда, городских сетей инженерных коммуникаций.

Спад инвестиций в сборку, инструмент, инвентарь связан со спадом производства, а так же государственные организации остались без централизованного финансирования. Из-за уменьшения оборотных средств предприятия перестали приобретать как инструмент, так и инвентарь, а так же технику, которая требует некоторой сборки. Начиная с 1995г. стал наблюдаться некоторый подъем, многие предприятия предпочли перепрофилироваться, что и потребовало увеличения инвестиций.

5. По источникам финансирования. (таблица 5, графики 10 и 11)

Рост доли собственных средств предприятий до 60% в 1997г. вызвано сокращением финансирования государством. Прежде всего это вызвано бюджетным дефицитом. Хотя его параметры и не являются катастрофичными сами по себе, но они велики для страны, находящейся в продолжающемся семь лет кризисе при 40% сокращении ВНП. Что, собственно говоря, и обусловило спад бюджетного и федерального инвестирования с 21,8 % в 1995г. до 19,2% в 1998г. и с 10,1 % до 6,6 % соответственно. Организации вынуждены все больше средств направлять в оборот, что обусловило снижений накоплений (13% в 1997-1998 гг.), которые можно было бы направить на обновление основных фондов. Финансирование субъектами РФ и местное финансирование, колеблющееся в приделах 10-12%, в значительной степени поддерживает деятельность предприятий. Это хорошо видно на политики администрации Самарской области. По настоянию К. Титова 10% от всех собираемых налогов, которые сначала направлялись в Москву , потом шли обратно, теперь сразу остаются в регионе, что позволяет использовать их наиболее эффективно.

Изменения, произошедшие в ходе реформ.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

  • предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

  • отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;

  • равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).

Но такой либерализм привел несколько иному эффекту.

В первые годы реформ, в расчетах на монетаризм, из инвестиционных потоков во многом были исключены ресурсы государства (включая заказы, контракты, договора, целевые программы), вытеснены или заморожены инвестиционные ресурсы населения (из-за снижения доходов, оплаты труда, роста безработицы, обесценения денег (сбережений)), ограничены возможности малого бизнеса.

Следствием снижения инвестиций стало падение производственных вложений, устаревание и потеря потенциала технологий и оборудования:

  • моральный и физический износ;

  • отсутствие внедрения новейших технологий;

  • структурные изменения производства.

Фактически в российской экономике действует несколько инвестиционных режимов. Инвестиционные планы и возможности экспортных отраслей зависят от колебания мировых цен. Отрасли, владеющие значительным научным потенциалом, практически потеряли государственный рынок и зависят от доступа на внешние. При еще большем сжатии таких отраслей инвестиции могут перейти в потребительские отрасли. То есть Россия становится на классический путь накопления от потребительских отраслей к отраслям более высокой степени обработки.

В настоящее время значительная доля собственных средств предприятия (амортизация и прибыль) является основным источником инвестиций. Но такое финансирование является критическим на убыточных предприятиях.

Поэтому инвестиционный бум в промышленности, где значительная часть производства убыточна, является трудноразрешимой задачей, а в России – «официальной мечтой»

Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в экономике России.

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось не достаточно внимания (и мы увидели к чему это привело), однако, уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении. И последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

  1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

  2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск не возврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

В мировой практике существует два основных направления для изменения структуры экономики:

  1. ориентация на экспорт;

  2. развитие импортозамещающих отраслей.

Для того, чтобы в каком направлении должна измениться структура российской экономики, необходимо сделать небольшой анализ сложившейся ситуации.

После распада СССР Россия ушла с освоенных рынков стран СЭВ и ряда других развивающихся стран и переориентировалась на капиталистические страны, где выше конкуренция и требования продукции.

Из-за не конкурентоспособности нашей продукции Россия стала все больше превращаться в топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это в свою очередь привело к истощению недр, износу (моральному и физическому) основных фондов, приближение внутренних цен к мировым (при российских доходах) или их превышение.

Увеличение экспорта нефти и газа произошло из-за сокращения потребления энергоресурсов в стране. Но это имеет свои пределы:

  • исчерпание богатых месторождений;

  • при возможно росте производства – увеличение спроса на энергоносители.

Таким образом, можно сказать, что для России предпочтительны как первый, так и второй варианты изменения структуры экономики:

  1. ориентация на экспорт возможна только при вывозе готовой продукции (технологически и конкурентоспособной);

  2. развитие импортозамещающих отраслей при использовании собственного сырья (без лишних трат на импортирование).

Поэтому совершенствование структуры инвестиций идет по нескольким направлениям:

  • создание условий для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

  • внесение изменений в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию. Повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации.

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Также одним из основных направлений является внедрение новых форм инвестиций.

Новые формы инвестиций.

Новые формы инвестиций – совместные предприятия и соглашения о сотрудничестве между компаниями, находящимися в «пограничной» области между экспортом и иностранными дочерними предприятиями, полностью контролируемыми иностранными холдингами (так называемые «традиционные формы инвестиций»).

Термин «новые формы инвестиций» охватывает широкий спектр международных операций с одним общим знаменателем: иностранная компания предоставляет активы – материальные и нематериальные – из которых формируются ресурсы для инвестиционного проекта или предприятия в принимающей стране. При этом иностранная компания не является владельцем контрольного пакета.

Существуют такие новые формы инвестиций как совместное предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 50%, лицензионное соглашение, контракты на управление, контракты «под ключ» и «на готовую продукцию, а также на совместное производство и международные субподряды.

В настоящее время многие страны проводят политику либерализации привлечения прямых инвестиций. Тем не менее, как показывает практика, значение НФИ будет расти. В одних случаях они будут вытеснять прямые инвестиции, в других – дополнять.

Известно также, что транснациональные корпорации, впервые выходящие на рынок, часто прибегают к НФИ, чтобы конкурировать с уже закрепившимися на рынке фирмами. ТНК, впервые выходящие на рынок, могут предложить принимающей стороне право совместного владения или более свободный доступ к технологиям в обмен на преимущественный (или исключительный) выход на местный рынок (это становится характерным для России, где по-прежнему господствуют «естественные» монополии).

Многие кампании на собственном опыте убедились в преимуществе новых форм инвестиций перед традиционными. НФИ позволяют защищаться от рисков и повысить соотношение собственных и заемных средств компании. Другие компании, появившиеся на рынке, убеждаются, что НФИ являются эффективным средством проникновения на новые рынки, получения там своих «ниш» в условиях конкуренции с ТНК.

Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно следует выделить риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности инвестиций и объема производственных мощностей. Такие решения принимаются местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий.

Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости принимающих стран от иностранных компаний относительно новых технологий и выхода на мировой рынок. Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения принимающих стран является возможность усиления контроля над процессом роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций. Одна из актуальных проблем для конкретной страны заключается в извлечении максимальной выгоды из инвестиций.

Можно сделать вывод, что НФИ формируют институциональные экономичные и организационные условия, в которых предприниматели, владельцы материальных активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и ответственность за результаты экономической деятельности.

Среди первоочередных мер, которые следовало бы осуществить в рамках инвестиционно-структурной политики необходимо назвать такие как:

  1. прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита;

  2. вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры;

  3. финансирование реального сектора экономик за счет увеличения сбережений и их трансформации в инвестиции;

  4. побуждение к инвестициям приватизированных предприятий реального сектора.

Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок для экономического роста.

Прежде, чем рассматривать, как структурные преобразования влияют на экономический рост, необходимо дать понятие роста, его основных моделей и определить источники.

Экономический рост – это долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Сущность же состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Источники экономического роста.

Для экономики как науки этот вопрос является актуальным и по сей день.

Карл Маркс связывал переход от одного равновесного состояния к другому с накоплением капитала. В его модели источником накопления капитала является прибавочная стоимость, которая возникает в результате эксплуатации рабочих капиталистами или несовершенства отношений собственности. Но такое развитие ведет к гибели экономической системы.

Согласно теории Дж. Кейнса несовершенство рыночного механизма выступает как источник несовпадения эффективного спроса с уровнем потенциального ВНП.

По теории Й. Шумпетера источник находится внутри самой экономической системы и обусловлен инновациями:

  1. создание нового товара или придание новых свойств старому;

  2. внедрение новых технологий;

  3. освоение нового рынка сбыта;

  4. использование нового источника сырья и (или) энергии;

  5. изменения в организации производства, связанные с усилением или устранением монополистических элементов.

Основные модели экономического роста.

Двухфакторная модель Кобба – Дугласа.

Рассматриваемая здесь производственная функция Кобба – Дугласа является простейшей неоклассической моделью и имеет вид:

Y= AKα Lβ ,

где K, L – затраты капитала и труда

α, β – коэффициенты эластичности выпуска по капиталу и труду

α = δY/δK * K/L

β = δY/δL * L/Y

Они показывают, на сколько % увеличится или уменьшится выпуск при изменение капитала и труда

Если α + β = 1, то наблюдается постоянная отдача факторов производства

Если α + β > 1, то это свидетельствует о возрастающей отдаче факторов

Если α + β < 1, то это указывает на снижение отдачи факторов

Модель Е. Домара.

Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил внимание на необходимость учета обоих факторов инвестиций, т. е. мультипликатора и акселератора.

Им была предложена модель динамического равновесия, состоящая из трех уравнений: предложения, спроса и равновесного роста.

Уравнение предложения базируется на предположение о том что, инвестиции, осуществляемые в текущем периоде, увеличивают капитал в следующем

I >t-1>= ΔK >t> = K >t> – K >t-1>

При заданном уровне развития техники и отсутствии взаимозаменяемости факторов производства производительность капитала (Y/K = σ) является величиной постоянной и не меняется с увеличением размера капитала. В этом случае предложение благ в периоде t описывается формулой:

ΔY>t>s> >= σ * ΔK >t> = σ * I >t-1>

Приращение спроса на блага в периоде t определяется на основе мультипликатора:

ΔY>t>d > >= Δ I >t> / S >y>

где S >y> – предельная склонность к сбережениям

Уравнение равновесного роста описывается равенством между приростами спроса и предложения

ΔY>t>d > >= ΔY>t>s

С учетом предыдущих уравнений оно может быть представлено в виде:

σ * S >y >= Δ I >t> / I >t-1>

Из модели Домара следует, что при принятых предпосылках для поддержания полной занятости и равновесия на рынке благ необходимо постоянно увеличивать объем инвестиций заданным темпом. В том случае, если объем инвестиций окажется меньшим, чем необходимо для равновесного роста, экономическая система будет все дальше отклоняться от равновесной траектории.

Таким образом, равновесие в модели Домара неустойчиво в том смысле, что в ней не предусмотрено механизма, возвращающего экономику в состояние равновесия после отклонения от него.

Модель Р. Харрода.

Р. Харрод поставил перед собой задачу описать сбалансированный рост, основываясь не только на уравнениях, но и на анализе психологических мотивов поведения предпринимателей.

Поведение предпринимателей в модели описывается следующим образом:

Y>t-1>d >Y>t-1>s - предприниматели увеличивают темп расширения объема производства

Y>t-1>s > Y>t-1>d - уменьшают этот темп, а в условиях, когда равновесие было достигнуто , сохраняют сложившийся темп.

В математической форме это можно представить в виде:

(Y>t>s - Y>t-1>s)/ Y>t-1>s = n * ((Y>t-1>s - Y>t-2>s)/ Y>t-2>s)

где n > 1 – при Y>t-1>d >Y>t-1>s

n < 1 – при Y>t-1>d <Y>t-1>s

n = 1 – при Y>t-1>d =Y>t-1>s

Преобразовав это уравнение, можно получить формулу, описывающую зависимость общего объема предложения в году t от результатов предыдущего развития:

Y>t>s = Y>t-1>s *(n * ((Y>t-1>s - Y>t-2>s )/ Y>t-2>s ) + 1) (1)

Для выявления совокупного спроса на блага Харрод первоначально определяет объем спроса на инвестиции, основываясь на принципе акселератора:

I >t > = V(Y>t >- Y>t-1>)

где V – акселератор, показывающий, какой объем дополнительных инвестиций индуцируется приростом объема продаж в предыдущем году.

На основе инвестиционного спроса с учетом принципа мультипликатора определяется совокупный спрос:

Y>t>d = I >t> / S >y> = V(Y>t>d> >- Y>t-1>d) / S >y > (2)> >

Для того чтобы экономический рост был равновесным, необходимо, чтобы соблюдалось равенство между уравнениями (1) и (2)

Y>t-1>s *(n * ((Y>t-1>s - Y>t-2>s )/ Y>t-2>s ) + 1) = V(Y>t>d> >- Y>t-1>d) / S >y>

Если в предшествующем периоде рост был равновесным (Y>t-1>d -Y>t-1>s), тогда n = 1 и темп прироста в текущем периоде будет равен темпу прироста в предшествующем периоде:

Δ I >t> / I >t-1> = (Y>t> - Y>t-1> )/ Y>t-1> = (Y>t-1> - Y>t-2> )/ Y>t-2 > (3)

С учетом вывода о постоянстве темпа прироста, который следует из выражения (3), уравнение сбалансированного роста (2) приме вид:

V / S >y> * Δ I >t> / I >t-1> +1 или Δ I >t> / I >t-1> = S >y> / (V - S >y>)

Это означает, что, если в силу каких бы то ни было соображений, предприниматели планируют темп прироста предложения, равный S >y> / (V - S >y>), их ожидания полностью сбываются, и они будут впредь расширять производство тем же темпом. В результате экономика будет развиваться по равновесной траектории.

Если предприниматели планируют темп прироста, отличный от того, который гарантирует достижение равновесия, то равновесие в модели Харрода, так же как и в модели Домара, оказывается не устойчивым.

Вывод: Равновесный рост не устойчив и поэтому требуется госу-

дарственное регулирование роста экономики. Поскольку параметр d в модели Домара и параметр V модели Харрода определяются уровнем развития техники, то в качестве регулирующего параметра государству следует использовать, воздействуя на склонность к сбережениям методами кредитно-бюджетной политики.

Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева («затраты - выпуск»)

Данная модель является одной из важнейших моделей экономического роста.

В. Леонтьев представил в форме шахматной таблицы материальные и стоимостные потоки национального хозяйства. Особенность модели состоит в том, что число этих потоков не ограничено, все зависит от объема информации и необходимых вычислительных средств.

Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта с разбивкой на несколько сот отраслей составляется во многих странах мира, он позволяет оценить пройденный экономикой путь и прогнозировать ее развитие.

В. Леонтьев впервые применил данный метод в США для изучения американской экономики.

Принципиальная схема межотраслевого баланса представлена в виде таблицы 6. Межотраслевой баланс состоит из четырех квадрантов:

  1. показатели материальных издержек на производство продукции;

  2. показатели конечной продукции, используемой на непроизводственное потребление, накопление и экспорт;

  3. показатели чистой продукции (оплата труда, прибыль, налоги);

  4. перераспределение чистой продукции.

В ценностном выражении в столбцах межотраслевого баланса выражено формирование затрат валовой продукции, по строкам (горизонтали) – распределение этой же продукции. Используя эти данные, легко определить удельные затраты. Для этого выбранный показатель столбца или строки делится на величину валового продукта.

Используя автономные и производные инвестиции, можно определить, какая модель экономического роста возможна для применения в российской экономике.

Автономные инвестиции – это частные и государственные капиталовложения, осуществляемые в результате технических нововведений, и независящие от состояния и объема ВНП. Эти инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции» , вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестициям, к производным инвестициям , зависящим от динамики ВНП. Производные инвестиции , накладываясь на автономные, усиливают экономический рост (эффект акселератора).

То есть, при увеличении инвестиции в НТП, для Росси более приемлема Р. Харрода.

Влияние инвестиций на экономический рост.

В России формирование нового качества экономического роста связано с осуществлением глобальных преобразований, проводимых с помощью рыночных реформ, которые призваны стимулировать деловую активность и изменить (в лучшую сторону) структуру инвестиций.

Высокая Х-неэффективность экономики, порожденная огосударствлением собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма, мягкостью бюджетных ограничений, привела к невосприимчивости предприятий к НТП. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики, неразвитостью рыночных отношений, подавлением предпринимательской инициативы.

Макроэкономические результаты такого развития выразились в низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой затратоемкости производства и значительном отставании уровня жизни населения от развитых стран. Поэтому для России необходим рост инвестиций, направляемых на увеличение возможностей предприятий внедрять достижения НТП.

Также большую роль играют инвестиции , направляемые в человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощения в человеке способности приносить доход. Это не только врожденные способности, но еще и образование, и приобретенную квалификацию.

В нашей же стране наблюдается отток квалифицированных кадров за границу. Но при увеличении данных инвестиций отдачу получат как индивидуум, так и общество (а следовательно и экономика) в целом. Индивидуум – в виде высокой зарплаты, а экономика – роста ВВП.

Оживлении деловой активности в реальном секторе , неизбежно вызовет структурные сдвиги экономики, а как следствие достижение экономического роста. Это произойдет из-за увеличения доли малых и средних конкурентоспособных предприятий и образования объединений корпоративного типа.

Опираясь на формирование таких предприятий, развивалась экономика США, Германии, Японии и других стран.

А, как известно, в высокоразвитой экономике производится наибольшие объемы ВВП в расчете на одного работающего, постоянно повышается качество и конкурентоспособность продукции.

Для создания условий экономическому росту необходимо совершенствовать инвестиционную политику по следующим направлениям:

  1. переориентация инвестиционной политики на наукоемкие отрасли;

  2. сосредоточение инноваций на предприятиях , в технопарках и т. д.;

  3. создание условий для самостоятельной инновационной деятельности.

Влияние структуры инвестиций на экономический рост.

Определяющим условием перехода экономики от кризиса к экономическому росту является взаимодействие финансовой устойчивости и развитие производства.

Такое взаимодействие можно обеспечить за счет корректирования соотношения между элементами структуры инвестиций.

Так при рассмотрении по источникам финансирования, можно сказать , что увеличение доли государственных инвестиций затронет всю структуру в целом.

В первую очередь появится возможность обновления основного капитала, т. е. внедрения новых технологий, что позволит продукции стать более конкурентно способной. Таким образом можно будет провести переориентацию на экспорт. Далее высвобожденные собственные средства можно будет направить на увеличение запасов.

Но при этом недопустимо долгосрочное бюджетное дефицитное финансирование за счет налогоплательщиков, т. к. это может привести к резкому сокращению частных инвестиций.

Большую роль в создании предпосылок для экономического роста могут сыграть и инвестиции в создание предприятий со смешанной формой собственности (такая практика в Самарской области делает наш регион более привлекательным для инвестирования – КО «Россия», ЗАО «КОКА-КОЛА»).

Увеличение финансирования строительства как элемента структуры инвестиций так же создает необходимые предпосылки росту. Инвестирование возведения объектов производственного назначения позволит снизить затраты на капитальный ремонт, а освободившиеся средства направить, например, в сельское хозяйство. Здесь инвестиции так же необходимы. Это и обновление техники, и улучшение семенной и кормовой баз , что повысит качество сырья, направляемого на дальнейшую переработку в промышленность (с качественным сырьем работать намного лучше и легче). Повышение доли строительства непроизводственного назначения, в первую очередь жилья по целевым федеральным программам, позволит улучшить условий жизни населения. А, значит, повысится производительность труда, качество продукции и, следовательно, уровень заработной платы.

Рост уровня доходов, при умеренных темпах инфляции, приведет к увеличению сбережений, которые формируют необходимую финансовую базу инвестиций.

Создание необходимых условий для развития малого бизнеса (умеренное и льготное налогообложение), позволит увеличить приток частных инвестиций во все сферы отрасли экономики.

Все элементы структуры инвестиций, так или иначе, связаны между собой. И поэтому для формирования предпосылок для экономического роста нельзя использовать отдельно, например, технологическую структуру или по отраслям экономики и т. д., а исключительно в тесной взаимосвязи. Только при качественном скачке всего целого можно добиться результата.

Заключение.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

  • радикализация борьбы с преступностью;

  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

  • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

  • принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

  • разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку инвестиций.

Список используемой литературы.

  1. Экономическая теория. / Под редакцией А. И. Добрынина – Санкт-Петербург, 1999г.

  2. Введение в рыночную экономику. / Под редакцией А. Я. Лившица- М., 1994г.

  3. Яковец Ю. В. Источники цивилизаций – М., 1997г.

  4. С. Авраменко. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики. // Экономист. №3, 1993г.

  5. Григорьев А. В поисках пути к экономическому росту. // Вопросы экономики. №8, 1998г.

  6. Иванченко В. Инвестиции экономического роста. // Экономист №11, 1996г.

  7. Экономическая теория. \ Под редакцией В. Д. Камаева – М., 1998г.

  8. Российский статистический ежегодник. – М., 1999г.

Таблица 1

Инвестиции в нефинансовые активы

(в фактических ценах)

Трлн. руб. (1998г. – млрд.)

В % к итогу

1995

1996

1997

1998

1995

1996

1997

1998

Всего

в т. ч.

355,7

501,2

541,7

546,2

100

100

100

100

Инвестиции в основной капитал

267

376

408,8

402,4

75,1

75,0

75,5

73,3

Затраты на капитальный ремонт

49,3

72,5

59,5

66,9

13,8

14,5

11

12,2

Инвестиции в нематериальные активы

3,8

6,6

7,5

9,9

1,1

1,3

1,4

1,8

Инвестиции в другие нефинансовые активы

0,3

0,5

0,6

2

0,1

0,1

0,1

0,4

Инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств

35,3

46,5

65,3

65

9,9

9,3

12

11,9

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал понятие формам собственности

(в % к итогу)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Инвестиции в основной капитал всего

в т. ч по формам собственности

100

100

100

100

100

100

Российская:

97,5

98,3

97,3

97

95,7

93,8

государственная

50,8

32,4

31,3

27,1

24,5

22,3

муниципальная

12,4

8,1

6,3

5,3

5,4

5,1

общественных объединений

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

частная

12,1

18,3

13,4

16

22,7

25,7

смешанная российская

22,1

39,4

46,2

48,5

43

40,6

Иностранная

1,2

2,2

смешанная с российским и иностранным участием

2,5

1,7

2,7

3,0

3,1

4,0

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики

млрд. руб. (1998 – млн.)

(в фактических ценах)

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Всего

в т. ч.

210,5

2670,2

27125

108810

266974

375958

408797

402441

Промышленность

73

102,5

10025

35166

91928

130728

148906

135218

Сельское хозяйство

37,4

288,5

2136

3451

9284

10797

10277

12178

Строительство

9,4

71,5

644

3552

6727

15158

17086

16596

Транспорт

17,9

217,7

2887

12975

35368

50703

62317

55249

Связь

2,0

17

172

994

3663

6740

11374

14260

Торговля и общественное питание

3,7

27,2

246

1724

5355

8097

9015

10187

Жилищное строительство

38,2

580,5

6275

25827

60862

76473

68139

65035

Таблица 4

Технологическая структура инвестиции в основной капитал

(в % к итогу)

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Строительно-монтажные работы

47

49

60

65

64

63

60

54

Сборка, инструмент, инвентарь

32

25

24

20

22

24

27

27

Прочие капитальные работы и затраты

21

26

16

15

14

13

13

19

Таблица 5

Структура инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

(в % к итогу)

1995

1996

1997

1998

Всего

в т. ч. по источникам финансирования

100

100

100

100

Собственные средства

49,0

52,3

60,8

53,6

из них прибыль направляемая в фонд накопления

20,9

15

13,2

13,3

Привлеченные средства

51,0

47,7

39,2

46,4

из них бюджетные средства

21,8

20,1

20,7

19,2

в т. ч. федеральные

10,1

9,9

10,2

6,6

субъектов РФ и

местных

11,7

10,2

10,5

12,6

Таблица 6

Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта

Отрасли –

потребители

Отрасли –

производители

Совокупный общественный продукт

Промежуточный продукт

возмещение выбывших фондов и их капремонт

Конечный продукт

1

2

3

j

n

Фонд потребления

Фонд накопления, экспорт-импорт

Итого

Всего

Стоимость общественного продукта

текущие материальные затраты

1. Машиностроение

а>11>х>1>

а>12>х>2>

а>13>х>3>

а>1>>j>х>j>

а>1> >n>х>n>

Y>1>

Х>1>

2. Теплоэнергетика

а>21>х>1>

а>22>х>2>

а>23>х>3>

а>2 >>j>х>j>

а>2 >>n>х>n>> >

Y>2>

Х>2>

  1. КВАДРАНТ

  1. КВАДРАНТ

j

Y>j>

Х>j>

n

Y>n>

Х>n>

Амортизация

с>Δ1>

с>Δ2>

с>Δ3>

с>>j>

с>>n>

Стоимость конечного продукта

Доходы населения

V>1>

V>2>

V>3>

V> j>

V> n>

Прибыль предприятий

  1. КВАДРАНТ

  1. КВАДРАНТ

Доход государства

М>1>

М>2>

М>3>

М> j>> >

М> n>

Всего

х>1>

х>2>

х>3>

х> j>

х> n>

Σ Х >j>


Overview

Лист1
Диаграмма1
Диаграмма2


Sheet 1: Лист1


1995 1996 1997 1998
Всего 100 100 100 100
Собственные средства 49 52,3 60,8 53,6
Прибыль направляемая в фонд накопления 20,9 15 13,2 13,3
Привлеченные средства всего 51 47,7 39,2 46,4
Бюджетные средства всего 21,8 20,1 20,7 19,2
Федеральные 10,1 9,9 10,2 6,6
Субъектов РФ и местные 11,7 10,2 10,5 12,6

Sheet 2: Диаграмма1



Sheet 3: Диаграмма2



Overview

Лист1
Диаграмма1
Диаграмма2


Sheet 1: Лист1


Трлн. руб. (1998г. – млрд.)

1995 1996 1997 1998
Всего 355,7 501,2 541,7 546,2
Инвестиции в основной капитал 267 376 408,8 402,4
Затраты на капитальный ремонт 49,3 72,5 59,5 66,9
Инвестиции в нематериальные активы 3,8 6,6 7,5 9,9
Инвестиции в другие нефинансовые активы 0,3 0,5 0,6 2
Инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств 35,3 46,5 65,3 65

Sheet 2: Диаграмма1



Sheet 3: Диаграмма2



Overview

Лист1
Диаграмма1
Диаграмма2


Sheet 1: Лист1


1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Всего в т. ч. 210,5 2670,2 27125 108810 266974 375958 408797 402441
Промышленность 73 102,5 10025 35166 91928 130728 148906 135218
Сельское хозяйство 37,4 288,5 2136 3451 9284 10797 10277 12178
Строительство 9,4 71,5 644 3552 6727 15158 17086 16596
Транспорт 17,9 217,7 2887 12975 35368 50703 62317 55249
Связь 2 17 172 994 3663 6740 11374 14260
Торговля и общественное питание 3,7 27,2 246 1724 5355 8097 9015 10187
Жилищное строительство 38,2 580,5 6275 25827 60862 76473 68139 65035

Sheet 2: Диаграмма1



Sheet 3: Диаграмма2



Overview

Лист1
Диаграмма1


Sheet 1: Лист1


1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Строительно-монтажные работы 47 49 60 65 64 63 60
Сборка, инструмент, инвентарь 32 25 24 20 22 24 27
Прочие капитальные работы и затраты 21 26 16 15 14 13 13

Sheet 2: Диаграмма1



Overview

Лист1
Диаграмма1
Диаграмма2


Sheet 1: Лист1


1993 1994 1995 1996 1997 1998
Всего 100 100 100 100 100 100
Российская: 97,5 98,3 97,3 97 95,7 93,8
государственная 50,8 32,4 31,3 27,1 24,5 22,3
муниципальная 12,4 8,1 6,3 5,3 5,4 5,1
общественных объединений 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
частная 12,1 18,3 13,4 16 22,7 25,7
смешанная российская 22,1 39,4 46,2 48,5 43 40,6
Иностранная 1,2 2,2
смешанная с российским и иностранным участием 2,5 1,7 2,7 3 3,1 4

Sheet 2: Диаграмма1



Sheet 3: Диаграмма2