Рынок его функции и структура

Содержание

Рынок, его функции и структура 2

Понятие рынка. Условия и причины возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка. 2

Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка. 3

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство. 7

Рынок, его функции и структура

Понятие рынка. Условия и причины возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка.

Понятие рынка. В самом общем виде рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ­ства, обращения и распределения товаров, а также движения де­нежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарно­го производства, вовлекая в обмен не только произведенные про­дукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обраще­ния), в которой осуществляется связь между агентами общест­венного производства в форме купли-продажи, т. е. связь произ­водителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «по­ток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей — коопери­рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире­ния подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста­новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ­альностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь неболь­шое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производ­ственного использования в другой. В экономической тео­рии это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автоном­ные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным право­вым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает нали­чие частной собственности. С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные общества, государственные и смешанные пред­приятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка.

Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложе­ния. Через механизм закона стоимости, спроса и предло­жения он устанавливает необходимые воспроизводствен­ные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количест­ве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняю­щимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участни­ков рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, нали­чием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связую­щим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства — произ­водство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспро­изводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

    свобода экономической, хозяйственной, предпринима­тельской деятельности личности, социальной группы;

    примат потребителя: появляется особый вид ответст­венности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;

    рыночное ценообразование: цена на рынке формирует­ся в результате торга продавца и покупателя, взаимодей­ствия спроса и предложения;

    договорные отношения;

    конкуренция;

    государственное регулирование рынка и рыночных от­ношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложе­ние, финансово-кредитная и банковская система;

    открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внеш­неэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;

    обеспечение социальной защищенности населения.

В рынок включены элементы, непо­средственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-тех­нических разработок.

В пространственном разрезе выделяют местный (ло­кальный) рынок, который ограничивается одним или не­сколькими районами страны; национальный рынок, кото­рый охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свобод­ный (регулируется на основе свободной конкуренции не­зависимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистичес­кая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические ин­струменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует цент­рализованное регулирование ценообразования, финансо­во-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложе­ние превышает спрос) рынки.

В экономике существуют не только отдельные, изоли­рованные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношени­ях друг с другом.

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризу­ют как комплекс элементов, институтов и видов деятель­ности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреж­дений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ­ционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включа­ет снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посредни­ческие организации, коммерческие фирмы крупных про­мышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков­ские и страховые системы, крупные самостоятельные бан­ковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер­ческие банки.

Важ­нейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организу­ется в определенном месте. Она может быть местом пери­одической торговли или местом сезонной распродажи то­варов одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключа­ются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу­чение максимальной цены за какой-либо товар. На аукцио­не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары доста­ются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла­тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу­ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, ра­ботающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они пред­ставляют собой разновидность публичных открытых тор­гов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж явля­ются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великоб­ритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандар­там. Распространены сделки с обязательством поставки то­варов в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потре­бителям минимальный ценовой риск.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компа­нии, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными пред­приятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей фи­нансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда— организация, специализирую­щаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, со­бирают и распространяют информацию об уровне занятос­ти применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имею­щиеся на предприятиях вакантные места должны регистри­роваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужден­ной безработицы.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло­жения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государствен­ные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас­пределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая пра­вовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и опре­деляющая правила "рыночной игры".

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —эко­номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе­ние своих интересов, связанных с продажей этой продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти­хийного регулирования пропорций общественного произ­водства.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению ка­чества продукции, усилению научно-технического прогрес­са. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает эконо­мическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созда­нию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания кон­куренции и удержания ее на уровне нормального стимуля­тора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей про­дукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях просто­го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наи­более выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис­тическая конкуренция. В современных условиях конкурен­ция также выступает как важное средство развития произ­водства и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция за­ставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершен­ствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают со­вершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершённая конкуренция - это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

    наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

    возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

    однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

    хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

    единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

    нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

    диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

    вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, соглас­но законодательству ФРГ доминирующее положение пред­приятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимаю­щих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в част­ности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географичес­ких границ.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные при­знаки:

    существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

    продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

    экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

    вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

    тип продукта дифференцированный;

    неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в услови­ях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его при­быль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

    наличие нескольких фирм;

    тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

    контроль над ценой;

    наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

    типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эф­фективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных усло­виях используются различные методы конкурентной борь­бы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скуп­ка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относится применение монополь­но высоких и монопольно низких цен. К ценовым мето­дам относится также метод ценовой дискриминации (раз­ные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов гор­чицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных поку­пателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобре­тения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в Беларуси в настоящее время ограничивается преобладанием государ­ственной собственности и высокой степенью монополиза­ции экономики. Будущее конкурентных отношений связа­но с процессами разгосударствления, принятием антимоно­польных законов и другими мерами государственной под­держки конкуренции и государственной защиты нацио­нальной конкурентоспособности.

Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная система способ­ствует развитию научно-технического прогресса, побужда­ет применять новейшие технологии, рационально исполь­зовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъ­ектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую доско­нально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "челове­ка административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает про­блему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повыше­ния эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависи­мость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики являет­ся то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полного удовлетворения потребностей об­щества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рынок имеет и негативные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленно­му самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффек­тивности хозяйствования. Рынок обостряет проблему со­циального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к эмпирической дифференциации производителей, высвобождению работ­ников из производства и безработице, обострению социаль­ного положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с про­изводственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием ок­ружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европей­ской части России, пострадавших от аварии на Чернобыль­ской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государст­во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

    создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

    составление прогнозов развития своей социально-эко­номической системы на перспективу;

    регулирование процессов использования производи­тельной силы природы и охрана окружающей человека среды;

    управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

    ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

    разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

    повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

    согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

    формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

    регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

    регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования высту­пают налогообложение, ускоренная амортизация, воздейст­вие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополис­тических объединений, уголовно-правовые санкции против виновних лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов про­изводства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех согла­шений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдержива­ния развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

    стимулирование капиталовложений;

    обеспечение наиболее полной занятости;

    стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

    воздействие на общий уровень цен в целях их стабили­зации;

    поддержка устойчивого экономического роста;

    перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В странах СНГ, где происходит формирование рыноч­ный отношений, к перечисленным направлениям государ­ственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики и включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, применение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.

ЛИТЕРАТУРА

    Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992

    Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.

    Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999

    Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999