Проблемы регулирования денежной массы

Таблица 5.

Процентные ставки и денежная масса

Процентные ставки по кредитам и депозитам

Денежная масса М1

(миллиардов национальной валюты)

1985

1990

1994

1990к

1985

в%

1994

к

1990

в%

1985

1990

1994

1990к

1985

в%

1994к

1990

в%

Россия

Кредит

Депозит

319,5

102,0

UK

Кредит

Депозит

12,3

11,79

14,75

12,25

5,48

3,44

120

104

37

28

56,7

214,9

252,3

379

117

Германия

Кредит

Депозит

9,53

4,44

11,59

7,07

11,48

4,47

122

159

99

63

314,5

551,9

732,0

175

133

Китай

Кредит

Депозит

7,74

7,20

9,36

8,64

10,98

10,98

121

120

117

127

301,7

700,9

2154,0

232

307

США

Кредит

Депозит

9,93

8,05

10,01

8,16

7,14

4,63

101

101

71

56

655,0

925,0

1232,0

141

133

Япония

Кредит

Депозит

6,60

3,50

6,95

3,56

4,13

1,70

105

102

59

48

98,2

119,6

151,7

122

127

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>1


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1:

    Определение денежной массы, как макроэкономического параметра.

    Сущность процесса регулирования количества денег. Цели такого регулирования.

      Цели кредитно-денежного регулирования.

    Механизмы и методы регулирования.

      Инструменты кредитно-денежной политики.

        Рефинансирование коммерческих банков:

- переучет векселей;

- операции на открытом рынке.

        Политика обязательных резервов.

        Ограничение кредитования центральным банком.

        Политика количественных кредитных ограничений

      Политика дешевых и дорогих денег.

      Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной политики.

Глава 2:

    Регуляция денежно-кредитной политики в развитых странах.

      Денежно-кредитная политика в Японии.

      Монетарная политика в Мексике.

      Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно - денежной политики (опыт США).

    Действия российских финансовых институтов:

      Результаты;

      Перспективы.

Денежная масса и факторы ее формирования.

В настоящее время сложились, условно говоря, как бы два подхода к экономической сущности денежной массы, ее роли и месту в системе экономического регулирования, а также к методам обоснования.

Согласно первому подходу, денежная масса является чуть ли не доминирующим фактором стабилизации цен, сбалансированности бюджета, спроса и предложения в целом. Подобный подход опирается на опыт последних лет советской экономики, когда был ослаблен контроль за денежным обращением, эмиссия не сопровождалась мерами по укреплению рубля, а ее масштабы не согласовывались с динамикой цен, что и вызвало невосполнимый товарный голод. Отсюда вполне правомерна постановка вопроса о более жестком регулировании денежной массы. Но для правильного установления ее объемов необходимо хорошо знать факторы формирования денежной массы и их взаимосвязи. Иначе можно так заузить денежную массу, что это приведет к стагнации естественного оборота материальных ценностей и всего платежного оборота.

Второй подход основывается на том, что деньги и кредит выступают самостоятельными активными факторами оживления хозяйственного оборота, пополнения оборотных средств, расширения инвестиций. Правда, это требует надежной и слаженной системы продвижения денежной массы (кредитная и бюджетная политика, целевое расходование фондов). Такой подход предполагает, что денежная масса, хотя и является очень важным индикатором, существует в системе других, не менее значимых регуляторов рыночной экономики. Однако и это тоже весьма упрощенное видение проблемы.

Физический объем ВВП, цены и денежная масса.

При падении в 1991-1995гг. физического объема ВВП на 40,5% денежная масса (М2) в России увеличилась с учетом различий в оценке в 50-90 раз. Каждая единица ВВП стала обслуживаться 5-9 тыс. единиц денежной массы, что и обозначает обесценивание денег. Существенно изменилась номинальная стоимость купюр: рубль как исходная денежная величина перестал существовать. Вместо него базовой единицей измерения стала 1000 руб. Например, если раньше цена хлеба была в 4-5 раз меньше рубля, то теперь она в 3-4 раза выше новой начальной денежной единицы измерения.

Таблица 1.

Динамика денежной массы и физического ВВП в % (1990 = 100%)

ВВП (в постоянных ценах)

Денежная масса (М1)

1991г

1992г

1993г

1994г

1991

1992

1993

1994

Великобритания

98

98

100

103

107

114

117

-

Германия

105

107

105

108

104

116

126

133

Китай

108

122

139

156

128

167

203

307

США

99

102

105

109

109

121

133

133

Япония

104

105

105

106

109

114

123

127

Из таблицы видно, что рост денежной массы в 1991-1994гг. в зарубежных странах, как правило, превышает увеличение ВВП и цена денежных единиц, их товарное наполнение снижаются, не затрагивая, однако, основы денежных систем: один доллар, один фунт стерлингов, одна марка, один юань, одна йена сохраняют свое значение в системе экономических измерений, а главное - в мотивации деловой активности, в сфере потребления и сбережений.

Анализируя мировую статистику видно, что во многих странах мира с развитой рыночной экономикой денежная масса в процентном соотношении растет быстрее по сравнению не только с реальным ВВП, но и с потребительскими ценами, а также с ВВП в текущих ценах. Иначе говоря, на протяжении длительных периодов (5-10 лет) денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема производства и быстрее потребительских цен. В экономически развитых странах в 1992-1996гг., по исходным данным Всемирного Банка, денежная масса (М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5%, а прирост реального ВВП составлял 1,9%, то есть денежная масса росла в 1,8 раз быстрее.

Сопоставление индексов денежной массы и потребительских цен за 1991-1996гг. показало, что в странах, как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной экономикой (кроме России) рост денежной массы опережал рост потребительских цен. Например, в США коэффициент опережения составил в 1991г. 2,1 раза, в 1992г. 2,8, в 1993г. – 3,1, в 1994г. 4,4 раза, в Германии соответственно 2,4; 4,2; 1,4; 2,2; в Канаде – 1,0; 6,1; 1,6; 3,2; в Великобритании – 0,3; 1,7; 4,2; 2,2. Ясно, что по краткосрочным данным нельзя судить об устойчивости такой тенденции. К сожалению имеются лишь данные Госкомстата о динамике движения ВВП в текущих ценах за 1985-1994гг. и они позволяют определить тенденцию изменения соотношения индексов ВВП (в текущих ценах) и денежной массы.

Таблица 2

Сравнение темпов роста ВВП (в текущих ценах)

и денежной массы (М1) (в % к 1985г.)

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

Великобритания

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

141%

379%

2,69

139%

404%

2,91

151%

422%

2,79

152%

445%

2,93

158%

-

-

Германия

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

142%

175%

1,22

154%

183%

1,19

169%

204%

1,21

166%

222%

1,34

175%

233%

1,33

Италия

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

139%

156%

1,12

146%

173%

1,18

157%

176%

1,12

152%

187%

1,23

160%

192%

1,20

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

Китай

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

127%

232%

1,83

131%

298%

2,27

150%

388%

2,59

188%

472%

2,51

175%

714%

4,08

США

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

137%

141%

1,03

142%

153%

1,08

149%

171%

1,15

157%

188%

1,20

167%

188%

1,13

Франция

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

1,38%

1,30%

0,94

1,46%

1,23%

0,84

156%

123%

0,78

1,51%

124%

0,82

1,56%

128%

0,82

Япония

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

149%

122%

0,82

161%

133%

0,82

170%

139%

0,82

173%

150%

0,87

177%

154%

0,87

В большинстве из приведенных в таблице 2 стран (Великобритания, Германия, США, Италия, Китай) денежная масса увеличивалась быстрее ВВП в текущих ценах. В Японии и во Франции наблюдалась противоположная тенденция: денежная масса возрастала медленнее ВВП в текущих ценах. Очень высокий коэффициент опережения в Китае, как нам представляется, вызван резким повышением объема конечного продукта и либерализацией цен, которая ранее проводилась очень осторожно и лишь в конце периода приобрела большие масштабы. Так, в Китае в 1994г. наблюдался высокий (по сравнению с другими странами, по которым проводился сравнительный анализ) темп роста ВВП (в постоянных ценах – 11,8%), одновременно повысились и потребительские цены на 20% и еще больше денежная масса – на 24,4%.

Конечно, можно судить о степени взаимосвязанности между ростом цен и денежной массы и даже иметь ввиду, что не всегда и не во всех странах эта зависимость однозначна, но безусловно, что в формировании спроса на деньги участвуют по меньшей мере два фундаментальных фактора: ВВП в постоянных ценах, точнее, его физический объем, и цены. Для российских последователей монетаризма характерно стремление абстрагироваться от ценового фактора в денежно-кредитной политике. Цены, их динамика, как они считают, полностью предопределяется предложением денег, но упускается из виду то, что стоимость – основа цены – результат действия широкого спектра факторов, многие из которых сами оказывают влияние на предложение денег и на их спрос, например, конкуренция, издержки производства, производительность труда, политика распределения доходов компаний, стратегия рынка и т.д. Так, чем сильнее конкуренция, тем интенсивнее деловая активность и больше количество заключаемых сделок, а значит и спрос на деньги, но не в такой мере, чтобы совокупный спрос на них сокращался.

Понимание необходимости опережающего роста денежной массы (М2) по сравнению с ценами находит своих сторонников в ЦБ РФ и других экономических институтах. Начиная с 1996г. денежная масса опережает рост потребительских цен (соответственно увеличение денежной массы – 30%, потребительские цены - 28 %). В 1997г. предел прироста денежной массы составляет 30%, а рост потребительских цен прогнозируется в рамках 15,5-16,8%. За четыре месяца 1997г., по данным Госкомстата, потребительские цены увеличились на 6,4%, а денежная масса (М2) – на 11,2%. В представленном в Государственную Думу прогнозе социально-экономического развития на 1998г. денежную массу проектируется увеличить на 20%, тогда как цены – только на 7-8%. Налицо существенные корректировки в денежно-кредитной политике. Если сравнить меру опережения роста денежной массы с ростом цен 1996-1998 гг. , то она превысит аналогичные показатели зарубежных стран. Но даже при таком опережении спрос на деньги по-прежнему будет очень высок, а часть вновь эмитированных средств будет конвертироваться в вывозимую за границу валюту. Поэтому нужна корректировка всей денежно-кредитной политики: синхронность в применении денежной массы и кредитных вложений; выравнивание процентных ставок с учетом норм рентабельности реального сектора экономики; снижение кредитных ставок и их согласование со ставками по депозитам; совершенствование денежно-проводящей системы.

Влияние скорости обращения денег на денежную массу.

Из количественной теории денег, а точнее, уравнения обмена следует, что величина денежной массы зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объём реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньшая денежная масса необходима для обслуживания годового производства ВВП.

Скорость обращения представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов и поэтому скорость обращения денег, показывает скорость обращения дохода. Скорость обращения денег во времени зависит от изменений в финансовой системе, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с разными доходами.

В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется как количество трансакций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного промежутка времени, например, года.

Таблица 3

Скорость обращения денег (раз/год)

1985г.

1990г.

1992г.

1995г.

Россия

1,9

1,4

3,2

8,1

Украина

1,9

1,3

3,6

10,5

Великобритания

2,5

1,1

1,1

1,0

Германия

1,7

1,6

1,7

1,6

Италия

1,6

1,7

1,7

1,7

Франция

1,5

1,6

1,7

1,6

Швеция

2,0

2,1

2,1

2,2

США

1,5

1,5

1,5

1,8

Япония

1,1

0,9

0,9

0,9

Китай

2,0

1,4

1,1

1,0

В таблице №3 приведены данные о скорости обращения денег в странах с разными темпами развития экономики за 1985-1995 гг. Из нее следует, что, во-первых, в России скорость обращения денег в период 1992-19985гг. в 2-5 раз превышает аналогичные показатели стран с развитой рыночной экономикой, а также Китая, и, во-вторых, тенденция изменения скорости обращения денег не однозначна. Если в Великобритании она снизилась в 1995 г. по сравнению с 1985 г. с 2,5 оборота до 1,0, и в Китае – с 2,0 до 1,0, то в Германии она была практически стабильной и составляла 1,7-1,6. Такая же тенденция в Японии – 1,0 – 0,9. В США скорость обращения выросла с 1,5 до 1,8, в Швеции – с 2,0 до 2,2.

Если вернуться к количественному уравнению обмена, то можно показать, что скорость обращения денег прямо пропорциональна темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорционально росту денежной массы.

Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает не что иное, как повышение цен, поскольку масса потребительских товаров и товаров производственного назначения и соответственно ВВП за 1991-1995 гг. сократилась. Или, точнее, из приведенной формулы следует, что цены растут быстрее, чем денежная масса.

Для восстановления управляемости экономикой необходимы нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег. Однако в рамках сформировавшейся модели рыночного хозяйствования решить такую задачу вряд ли возможно. Действительно, для этого нужно, чтобы: во-первых, снизились и были предсказуемо устойчивы темпы роста цен; во-вторых, денежная масса синхронизировалась с динамикой цен, обеспечивая в определенном соотношении опережающий ее рост по сравнению с ценами; в-третьих, выровнялось соотношение спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет резкого сокращения объема денежных суррогатов и укрепления основы денежного обращения - рубля.

Если в решении первых двух задач происходят позитивные сдвиги, то третья задача, несмотря на целенаправленное снижение доходности ГКО, пока не разрешима ввиду крайне неустойчивого финансового положения подавляющей части предприятий реального сектора.

Влияние спроса на иностранную валюту

на объём денежной массы

Спрос на валюту порожден функциями денег как средства обращения и накопления. Он определяется деловой конъюнктурой, динамикой ВВП и особенно потребностями в валюте для импортных сделок. Объем последних зависит от общей конъюнктуры хозяйства, развития всего делового оборота. Спрос на валюту во многом обусловлен выбором хозяйствующими субъектами приоритетных форм сбережений – в иностранной или национальной валюте. Пропорция между соответствующими видами сбережений зависит от доходности и рискованности тех или иных финансовых инструментов. В свою очередь, доходность валютных вкладов зависят от позиции национальной валюты на внешнем и внутреннем рынке1.

Таблица 3

Динамика валютных показателей и денежная масса

1991

1992

1993

1994

1995

1996

(I-IV)

1997

(I-IV)

Индекс потребительских цен (раз)

2,6

26,1

9,4

3,2

2,3

21,82

6,4

Индекс денежной массы М2 (раз)

5,7

4,2

1,7

1,3

30,03

11,2

Индекс курса USD (раз)

3,0

2,8

1,3

19,84

Ввоз ин.валюты (млрд.$ )5

8,9

21,9

20,5

33,8

Индекс ввоза

2,5

0,9

65,06

Экспорт, млрд.$7

50,98

53,6

59,1

67,5

81,19

85,9

Импорт, млрд.$

44,5

43,0

44,3

50,6

60,9

61,5

Доля доходов на покупку USD, в %.

13-15

20-25

Спрос на валюту носит многофакторный характер и зависит не только от делового оборота и динамики импорта, но и от склонности населения к сбережениям, доверия к национальной валюте, валютной политики государства, его способности в долгосрочной перспективе поддерживать устойчивый курс.

В целом, и это же верно для нашей страны (что видно из таблицы), снижение курса национальной валюты, порождает устойчивый спрос на валюту и одновременно является фактором сжатия денежной массы М2 и связанного с этим недостатка средств для поддержания платежного оборота в нормальном состоянии, т.е. своевременной выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, перечисления налогов в бюджет.

Процентные ставки финансовых активов

и их влияние на денежную массу

Под финансовыми активами понимаются активы, приносящие собственнику процентный доход. Через финансовые активы деньги реализуют функцию сбережения. К ним относятся государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ), акции акционерных компаний, кредиты, депозиты и т.д. Спектр процентных ставок тоже разнообразен и включает ставки рефинансирования и ломбардного кредита Банка России, расчетные ставки межбанковского кредита, кредитные и депозитные ставки коммерческих банков, ставки по валютным кредитам.

Значительное место в системе процентных ставок принадлежит ставке рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Термин "рефинансирование", как таковой, означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета (ПС , или ПС ) называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Суть процедуры переучета сводится к следующему:

Когда коммерческий банк, имея на руках веселя надежных эмитентов, желает привлечь дополнительные денежные ресурсы, такой банк обращается в Центральный банк. Центральный банк выкупает эти высоко ликвидные векселя у коммерческого банка, при этом долговое обязательство переходит Центральному Банку. А коммерческий банк получает необходимые ресурсы. По наступлению срока рефинансирования, коммерческий банк выкупает эти векселя назад, но уже по цене учета. И разница между ценой покупки этих векселей Центральным банком и Коммерческим и есть ставка рефинансирования.

Но коммерческий банк будет стремиться компенсировать потери, вызванные ростом ПС путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам (ПС ). Т.е. изменение ПС прямо влияет на изменение ПС . Последние является главной целью данного метода кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту. Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.

Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе.

1 С апреля 1998 года курс Российской национальной валюты стал предметом заключения фьючерсных контрактов на New York Stock Exchange (прим. Автора).

2 В %.

3 В %.

4 В %.

5 Данные ЦБР.

6 В %.

7 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

8 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

9 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Новосибирская Государственная Академия

Экономики и Управления

Курсовая работа

«Проблемы регулирования денежной массы»

Выполнил:

Топорков Леонид

гр. БС-72

Проверил:

Сибирцев В.А.

Новосибирск

1998

План

    Введение

Стр. 3

    Денежная масса и факторы ее формирования.

Стр. 4

    Физический объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП), цены и денежная масса.

Стр. 4

    Влияние скорости обращения денег на денежную массу.

Стр. 7

    Влияние спроса на иностранную валюту на объём денежной массы

Стр. 8

    Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу

Стр.10

    Нормы обязательного резерва и денежная масса

Стр. 13

    Заключение

Стр. 16

    Приложение А

Стр. 17

    Приложение Б

Стр. 21

    Список литературы

Стр. 22

Введение

Деньги играют в современном мире огромную роль, считается что тот кто владеет наибольшим количеством банкнот, векселей, акций, любых других форм денежных заменителей (более или менее ликвидных) есть человек преуспевающий. Тем не менее, деньги, а тем более вся совокупность финансовых инструментов – очень сложный организм, функционирующий по своим правилам и законам. Так, кто и как, управляет нашим богатством, кто и зачем (каковы экономические обоснования) проводит управляет деньгами? Какие экономические меры принимает правительство, каковы результаты. На эти вопросы я попытался ответить в своей курсовой работе.

Понятие денежной массы как макроэкономического регулятора, является едва ли не самым основным, фундаментальным понятием. Деньги, как особый товар выполняют титаническую работу, по организации функционирования экономики в любом из субъектов мирового хозяйства. Правительства этих субъектов, помимо своей политической власти, осуществляют администрирование такой важной составляющей всей экономики как кредитно-денежная система. Существует два варианта такого администрирования:

    Рыночная экономика не допускает не верных решений, вся система экономических показателей очень чутко реагирует на малейший промах, не только решения, даже ожидание каких либо шагов правительства вызывает соответсвующую реакцию на финансовых рынках.

    В действительно командной экономике, безусловно, существует экономическое обоснование экономических мер, но они обоснованы и получены на основе планирования, возможного несоответствия между реальностью и планом. Так например эмиссия в СССР проходила по суммированию заявок от регионов.

В нашей стране в переходный период сложилась сложная ситуация и в финансовой сфере, особенно в начале реформирования экономики: «Регулирование объема денежной массы осуществлялось через количественный контроль над приростом активов Центрального Банка России. В рамках принимаемых ограничений главными каналами предложения и абсорбирования денег постоянно выступали кредит правительству РФ (первоначально в виде прямого предоставления финансовых ресурсов, затем, начиная с 1995 года, через покупку ценных бумаг, выпускаемых правительством РФ) и операции с иностранной валютой. Результатом действия указанного механизма явилось сведение годового уровня инфляции в стране с 2600% в 1992 году до менее 22% в 1996, и прошедший год, по существу, можно считать годом, завершившим период функционирования российской экономики в условиях высокой инфляции»1.

В первой части моей курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты проблемы регулирования денежной массы с учетом статистических данных. В Приложении А приведены примеры кредитно-денежной политики в Японии и Мексики. В Приложении Б показана структура денежной массы России.

Денежная масса и факторы ее формирования.

В настоящее время сложились, условно говоря, как бы два подхода к экономической сущности денежной массы, ее роли и месту в системе экономического регулирования, а также к методам обоснования.

Согласно первому подходу, денежная масса является чуть ли не доминирующим фактором стабилизации цен, сбалансированности бюджета, спроса и предложения в целом. Подобный подход опирается на опыт последних лет советской экономики, когда был ослаблен контроль за денежным обращением, эмиссия не сопровождалась мерами по укреплению рубля, а ее масштабы не согласовывались с динамикой цен, что и вызвало невосполнимый товарный голод. Отсюда вполне правомерна постановка вопроса о более жестком регулировании денежной массы. Но для правильного установления ее объемов необходимо хорошо знать факторы формирования денежной массы и их взаимосвязи. Иначе можно так заузить денежную массу, что это приведет к стагнации естественного оборота материальных ценностей и всего платежного оборота.

Второй подход основывается на том, что деньги и кредит выступают самостоятельными активными факторами оживления хозяйственного оборота, пополнения оборотных средств, расширения инвестиций. Правда, это требует надежной и слаженной системы продвижения денежной массы (кредитная и бюджетная политика, целевое расходование фондов). Такой подход предполагает, что денежная масса, хотя и является очень важным индикатором, существует в системе других, не менее значимых регуляторов рыночной экономики.

Физический объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП) , цены и денежная масса.

При падении в 1991-1995гг. физического объема ВВП на 40,5% денежная масса (М2) в России увеличилась с учетом различий в оценке в 50-90 раз. Каждая единица ВВП стала обслуживаться 5-9 тыс. единиц денежной массы, что и обозначает обесценивание денег. Существенно изменилась номинальная стоимость купюр: рубль как исходная денежная величина перестал существовать. Вместо него базовой единицей измерения стала 1000 руб. Например, если раньше цена хлеба была в 4-5 раз меньше рубля, то теперь она в 3-4 раза выше новой начальной денежной единицы измерения.2

Из таблицы видно, что рост денежной массы в 1991-1994гг. в зарубежных странах, как правило, превышает увеличение ВВП и цена денежных единиц, их товарное наполнение снижаются, не затрагивая, однако, основы денежных систем: один доллар, один фунт стерлингов, одна марка, один юань, одна йена сохраняют свое значение в системе экономических измерений, а главное - в мотивации деловой активности, в сфере потребления и сбережений.

Таблица 1.

Динамика денежной массы и физического ВВП в % (1990 = 100%)

ВВП (в постоянных ценах)

Денежная масса (М1)

1991г

1992г

1993г

1994г

1991

1992

1993

1994

Великобритания

98

98

100

103

107

114

117

-

Германия

105

107

105

108

104

116

126

133

Китай

108

122

139

156

128

167

203

307

США

99

102

105

109

109

121

133

133

Япония

104

105

105

106

109

114

123

127

Анализируя мировую статистику видно, что во многих странах мира с развитой рыночной экономикой денежная масса в процентном соотношении растет быстрее по сравнению не только с реальным ВВП, но и с потребительскими ценами, а также с ВВП в текущих ценах. Иначе говоря, на протяжении длительных периодов (5-10 лет) денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема производства и быстрее потребительских цен. В экономически развитых странах в 1992-1996гг., по исходным данным Всемирного Банка, денежная масса (М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5%, а прирост реального ВВП составлял 1,9%, то есть денежная масса росла в 1,8 раз быстрее.

Сопоставление индексов денежной массы и потребительских цен за 1991-1996гг. показало, что в странах, как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной экономикой (кроме России) рост денежной массы опережал рост потребительских цен. Например, в США коэффициент опережения составил в 1991г. 2,1 раза, в 1992г. 2,8, в 1993г. – 3,1, в 1994г. 4,4 раза, в Германии соответственно 2,4; 4,2; 1,4; 2,2; в Канаде – 1,0; 6,1; 1,6; 3,2; в Великобритании – 0,3; 1,7; 4,2; 2,2. Ясно, что по краткосрочным данным нельзя судить об устойчивости такой тенденции. К сожалению для России, имеются лишь данные Госкомстата о динамике движения ВВП в текущих ценах за 1985-1994гг. и они позволяют определить тенденцию изменения соотношения индексов ВВП (в текущих ценах) и денежной массы.

Таблица 2

Сравнение темпов роста ВВП (в текущих ценах)

и денежной массы (М1) (в % к 1985г.)

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

Великобритания

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

141%

379%

2,69

139%

404%

2,91

151%

422%

2,79

152%

445%

2,93

158%

-

-

Германия

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

142%

175%

1,22

154%

183%

1,19

169%

204%

1,21

166%

222%

1,34

175%

233%

1,33

Италия

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

139%

156%

1,12

146%

173%

1,18

157%

176%

1,12

152%

187%

1,23

160%

192%

1,20

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

Китай

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

127%

232%

1,83

131%

298%

2,27

150%

388%

2,59

188%

472%

2,51

175%

714%

4,08

США

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

137%

141%

1,03

142%

153%

1,08

149%

171%

1,15

157%

188%

1,20

167%

188%

1,13

Франция

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

1,38%

1,30%

0,94

1,46%

1,23%

0,84

156%

123%

0,78

1,51%

124%

0,82

1,56%

128%

0,82

Япония

ВВП

Денежная масса

Коэффициент опережения

149%

122%

0,82

161%

133%

0,82

170%

139%

0,82

173%

150%

0,87

177%

154%

0,87

В большинстве из приведенных в таблице 2 стран (Великобритания, Германия, США, Италия, Китай) денежная масса увеличивалась быстрее ВВП в текущих ценах. В Японии и во Франции наблюдалась противоположная тенденция: денежная масса возрастала медленнее ВВП в текущих ценах. Очень высокий коэффициент опережения в Китае, как представляется, вызван резким повышением объема конечного продукта и либерализацией цен, которая ранее проводилась очень осторожно и лишь в конце периода приобрела большие масштабы. Так, в Китае в 1994г. наблюдался высокий (по сравнению с другими странами, по которым проводился сравнительный анализ) темп роста ВВП (в постоянных ценах – 11,8%), одновременно повысились и потребительские цены на 20% и еще больше денежная масса – на 24,4%.

Конечно, можно судить о степени взаимосвязанности между ростом цен и денежной массы и даже иметь ввиду, что не всегда и не во всех странах эта зависимость однозначна, но безусловно, что в формировании спроса на деньги участвуют по меньшей мере два фундаментальных фактора: ВВП в постоянных ценах, точнее, его физический объем, и цены. Для российских последователей монетаризма характерно стремление абстрагироваться от ценового фактора в денежно-кредитной политике. Цены, их динамика, как они считают, полностью предопределяется предложением денег, но упускается из виду то, что стоимость – основа цены – результат действия широкого спектра факторов, многие из которых сами оказывают влияние на предложение денег и на их спрос, например, конкуренция, издержки производства, производительность труда, политика распределения доходов компаний, стратегия рынка и т.д. Так, чем сильнее конкуренция, тем интенсивнее деловая активность и больше количество заключаемых сделок, а значит и спрос на деньги, но не в такой мере, чтобы совокупный спрос на них сокращался.

Понимание необходимости опережающего роста денежной массы (М2) по сравнению с ценами находит своих сторонников в ЦБ РФ и других экономических институтах. Начиная с 1996г. денежная масса опережает рост потребительских цен (соответственно увеличение денежной массы – 30%, потребительские цены - 28 %). В 1997г. предел прироста денежной массы составляет 30%, а рост потребительских цен прогнозируется в рамках 15,5-16,8%. За четыре месяца 1997г., по данным Госкомстата, потребительские цены увеличились на 6,4%, а денежная масса (М2) – на 11,2%. В представленном в Государственную Думу прогнозе социально-экономического развития на 1998г. денежную массу проектируется увеличить на 20%, тогда как цены – только на 7-8%. Налицо существенные корректировки в денежно-кредитной политике. Если сравнить меру опережения роста денежной массы с ростом цен 1996-1998 гг. , то она превысит аналогичные показатели зарубежных стран. Но даже при таком опережении спрос на деньги по-прежнему будет очень высок, а часть вновь эмитированных средств будет конвертироваться в вывозимую за границу валюту. Поэтому нужна корректировка всей денежно-кредитной политики: синхронность в применении денежной массы и кредитных вложений; выравнивание процентных ставок с учетом норм рентабельности реального сектора экономики; снижение кредитных ставок и их согласование со ставками по депозитам; совершенствование денежно-проводящей системы.

Влияние скорости обращения денег на денежную массу.

Из количественной теории денег, а точнее, уравнения обмена следует, что величина денежной массы зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объём реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньшая денежная масса необходима для обслуживания годового производства ВВП.

Скорость обращения представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов и поэтому скорость обращения денег, показывает скорость обращения дохода. Скорость обращения денег во времени зависит от изменений в финансовой системе, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с разными доходами.

В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется как количество трансакций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного промежутка времени, например, года.

Таблица 3

Скорость обращения денег (раз/год)

1985г.

1990г.

1992г.

1995г.

Россия

1,9

1,4

3,2

8,1

Украина

1,9

1,3

3,6

10,5

Великобритания

2,5

1,1

1,1

1,0

Германия

1,7

1,6

1,7

1,6

Италия

1,6

1,7

1,7

1,7

Франция

1,5

1,6

1,7

1,6

Швеция

2,0

2,1

2,1

2,2

США

1,5

1,5

1,5

1,8

Япония

1,1

0,9

0,9

0,9

Китай

2,0

1,4

1,1

1,0

В таблице №3 приведены данные о скорости обращения денег в странах с разными темпами развития экономики за 1985-1995 гг. Из нее следует, что, во-первых, в России скорость обращения денег в период 1992-19985гг. в 2-5 раз превышает аналогичные показатели стран с развитой рыночной экономикой, а также Китая, и, во-вторых, тенденция изменения скорости обращения денег не однозначна. Если в Великобритании она снизилась в 1995 г. по сравнению с 1985 г. с 2,5 оборота до 1,0, и в Китае – с 2,0 до 1,0, то в Германии она была практически стабильной и составляла 1,7-1,6. Такая же тенденция в Японии – 1,0 – 0,9. В США скорость обращения выросла с 1,5 до 1,8, в Швеции – с 2,0 до 2,2.

Если вернуться к количественному уравнению обмена, то можно показать, что скорость обращения денег прямо пропорциональна темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорционально росту денежной массы.

Jv – индекс скорости обращения денег;

Jp – индекс цен;

Jy – индекс ВВП;

Jm- индекс денежной массы;

Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает не что иное, как повышение цен, поскольку масса потребительских товаров и товаров производственного назначения и соответственно ВВП за 1991-1995 гг. сократилась. Или, точнее, из приведенной формулы следует, что цены растут быстрее, чем денежная масса.

Для восстановления управляемости экономикой необходимы нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег. Однако в рамках сформировавшейся модели рыночного хозяйствования решить такую задачу вряд ли возможно. Действительно, для этого нужно, чтобы: во-первых, снизились и были предсказуемо устойчивы темпы роста цен; во-вторых, денежная масса синхронизировалась с динамикой цен, обеспечивая в определенном соотношении опережающий ее рост по сравнению с ценами; в-третьих, выровнялось соотношение спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет резкого сокращения объема денежных суррогатов и укрепления основы денежного обращения - рубля.

Если в решении первых двух задач происходят позитивные сдвиги, то третья задача, несмотря на целенаправленное снижение доходности ГКО, пока не разрешима ввиду крайне неустойчивого финансового положения подавляющей части предприятий реального сектора.

Влияние спроса на иностранную валюту

на объём денежной массы

Спрос на валюту порожден функциями денег как средства обращения и накопления. Он определяется деловой конъюнктурой, динамикой ВВП и особенно потребностями в валюте для импортных сделок. Объем последних зависит от общей конъюнктуры хозяйства, развития всего делового оборота. Спрос на валюту во многом обусловлен выбором хозяйствующими субъектами приоритетных форм сбережений – в иностранной или национальной валюте. Пропорция между соответствующими видами сбережений зависит от доходности и рискованности тех или иных финансовых инструментов. В свою очередь, доходность валютных вкладов зависят от позиции национальной валюты на внешнем и внутреннем рынке3.

Таблица 3

Динамика валютных показателей и денежная масса

1991

1992

1993

1994

1995

1996

(I-IV)

1997

(I-IV)

Индекс потребительских цен (раз)

2,6

26,1

9,4

3,2

2,3

21,84

6,4

Индекс денежной массы М2 (раз)

5,7

4,2

1,7

1,3

30,05

11,2

Индекс курса USD (раз)

3,0

2,8

1,3

19,86

Ввоз ин.валюты (млрд.$ )7

8,9

21,9

20,5

33,8

Индекс ввоза

2,5

0,9

65,08

Экспорт, млрд.$9

50,910

53,6

59,1

67,5

81,111

85,9

Импорт, млрд.$

44,5

43,0

44,3

50,6

60,9

61,5

Доля доходов на покупку USD, в %.

13-15

20-25

Спрос на валюту носит многофакторный характер и зависит не только от делового оборота и динамики импорта, но и от склонности населения к сбережениям, доверия к национальной валюте, валютной политики государства, его способности в долгосрочной перспективе поддерживать устойчивый курс.

В целом, и, это же верно для нашей страны (что видно из таблицы), снижение курса национальной валюты, порождает устойчивый спрос на валюту и одновременно является фактором сжатия денежной массы М2 и связанного с этим недостатка средств для поддержания платежного оборота в нормальном состоянии, т.е. своевременной выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, перечисления налогов в бюджет.

Процентные ставки финансовых активов

и их влияние на денежную массу

Под финансовыми активами понимаются активы, приносящие собственнику процентный доход. Через финансовые активы деньги реализуют функцию сбережения. К ним относятся государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ), акции акционерных компаний, кредиты, депозиты и т.д. Спектр процентных ставок тоже разнообразен и включает ставки рефинансирования и ломбардного кредита Банка России, расчетные ставки межбанковского кредита, кредитные и депозитные ставки коммерческих банков, ставки по валютным кредитам.

Значительное место в системе процентных ставок принадлежит ставке рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Термин "рефинансирование", как таковой, означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Суть процедуры переучета сводится к следующему:

Когда коммерческий банк, имея на руках веселя надежных эмитентов, желает привлечь дополнительные денежные ресурсы, такой банк обращается в Центральный банк. Центральный банк выкупает эти высоко ликвидные векселя у коммерческого банка, при этом долговое обязательство переходит Центральному Банку. А коммерческий банк получает необходимые ресурсы. По наступлению срока рефинансирования, коммерческий банк выкупает эти векселя назад, но уже по цене учета. И разница между ценой покупки этих векселей Центральным банком и Коммерческим и есть ставка рефинансирования.

Но коммерческий банк будет стремиться компенсировать потери, вызванные ростом процентной ставки путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение процентной ставки прямо влияет на изменение банковской кредитной позиции. Последние является главной целью данного метода кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название, как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту. Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение во всем мире.

Согласно экономической теории, спрос на финансовые активы находится в обратной зависимости от изменения процентных ставок.

1 Из официального отчета ЦБР за 1997 год.

2 С января 1998г. согласно указу президента «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков в РФ», введен новый масштаб цен.

3 С апреля 1998 года курс Российской национальной валюты стал предметом заключения фьючерсных контрактов на New York Stock Exchange

4 В %.

5 В %.

6 В %.

7 Данные ЦБР.

8 В %.

9 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

10 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

11 Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.

Сопоставление динамики кредитных и депозитных ставок с изменением денежной массы М1 в Великобритании, Германии, США, Японии, а также в Китае (см. табл. 5) показало, что однозначной (обратной) зависимости между этими макроэкономическими параметрами не наблюдается. В 1985 – 1990 гг. кредитная и депозитная ставки увеличились, причем наблюдались высокие темпы роста денежной массы – наибольшие в Великобритании (379%) и в Китае (232%). В 1991 - 1994 гг. резкое снижение ставок, кроме Китая и Германии (осталась прежней только кредитная ставка). Вместе тем, темпы роста денежной массы в других странах не только не возросли, но, и даже, сократились. В Китае при увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в 1986-1990гг. Эти данные подтверждают тот факт, что все процессы происходящие в рамках реалий жизни, а не абстрактных моделей, есть совокупное влияние многих факторов и процессов. Для выявления чистого влияния конкретного фактора нужен более широкий массив экономической информации.

Нормы обязательного резерва и денежная масса

Как известно, нормы обязательных резервов – один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

Политика обязательных резервов, как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

Данный метод регулирования имеет ряд недостатков:

Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16% до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.

Политика количественных кредитных ограничений:

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует жесткая количественная связь: с их увеличение сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитной политики. Можно лишь, утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).

Таблица 6.

Ставка обязательного резерва (%)

Италия

25

Испания

17

Япония

2,5

Англия

0,45

В странах с развитой рыночной экономикой повышение норм резервирования обычно проводится в целях смягчения последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП.

Заключение

С 1996 года экономика России проходит стадию становления нормального функционирования. Развивается финансовый рынок. Появляются банковские группы, чье мнение влияет на политику (ОНЭКСИМ, Медиа-Мост, Инкомбанк, Логоваз и т.д.). Оживляется фондовый рынок, на рынке появляются долгосрочные инвесторы (в основном в энергетические предприятия). Нерезиденты теряют спекулятивный интерес, и формируют долгосрочные портфели. Инфляция снижена, есть много позитивных сдвигов. Но работы для правительства еще много, никто не говорит, что жизнь стала проще, но задел для роста создан.

Приложение А.

Регулирование денежной массы и денежно-кредитная политика

на примере Японии, Мексики.

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.

Денежно-кредитная политика в Японии. Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно - денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги" группу крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны. Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка. В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов , а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение , уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация , а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок, и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии. Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки - "своего рода искусственной селекции предприятий". Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство . И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок : с одной стороны , административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления , перераспределяя средства в пользу банковского сектора , а с другой стороны , регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии , правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств , а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. " Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому , одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы ".

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль , Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования , в первую очередь краткосрочного. Анализируя политику контроля за денежной массой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том ,что "попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае , когда они используются для предотвращения выхода из спада". Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал". Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.В 80-е годы было ограничено использование кредитно-денежной политики для селективного регулирования потоков ссудного капитала , прилагались усилия для ограничения масштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенести акцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой и ценовой динамикой.

Кредитно-денежная политика в Мексике

В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней задолженности, нарастающей инфляцией и массовым бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизация государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать, как инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов станы; лимиты финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой), который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги.

Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя - "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Метсику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении. Либерализация государственного регулирования банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:

    операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;

    поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

    хранение всеми банками депозитов до востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;

    интервенции Центрального банка на денежном рынке; - осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

    введения для банков нового норматива контроля

    «коэффициента инвалютной ликвидности";

    создание специальных резервов банков под сомнительные долги;

    разработка более строгих правил и условий для предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;

    более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;

    разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер позволил к 1992 году добиться успеха в деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%, достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.

Приложение Б.

Структура денежной массы в России1

Денежная масса М2 (всего)

В том числе:

Наличные деньги М0

Безналичные средства

Трлн. руб.

Трлн. руб.

%

Трлн. руб.

%

01.01.96

220,8

80,8

36,6

140,0

63,4

01.02.96

216,7

75,4

34,8

141,1

65,2

01.03.96

229,2

80,4

35,1

148,8

64,9

01.04.96

241,8

86,7

35,9

155,1

64,1

01.05.96

251,0

93,1

37,1

157,9

62,9

01.06.96

254,2

93,7

36,9

160,5

63,1

01.07.96

266,9

104,4

39,1

162,5

60,9

01.08.96

271,9

102,8

37,8

169,1

62,2

01.09.96

275,3

101,1

36,7

174,2

63,3

01.10.96

276,0

96,2

34,9

179,8

65,1

01.11.96

278,8

94,4

33,9

184,4

66,1

01.12.96

282,3

95,8

33,9

186,5

66,1

01.01.97

295,2

103,8

35,2

191,4

64,8

01.02.97

297,4

96,3

32,4

201,1

67,6

01.03.97

307,6

102,0

33,2

205,5

66,8

01.04.97

315,5

105,2

33,3

210,3

66,7

01.05.97

328,4

115,2

35,1

213,2

64,9

01.06.97

339,4

120,4

35,5

219,0

64,5

01.07.97

363,8

136,8

37,6

227,0

62,4

01.08.97

375,5

140,3

37,4

235,2

62,6

01.09.97

377,7

141,6

37,5

236,1

62,5

01.10.97

376,2

134,8

35,8

241,4

64,2

01.11.97

382,3

135,7

35,5

246,6

64,5

01.12.97

371,1

128,7

34,7

242,3

65,3

Список использованной литературы:

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс", "Республика", 1992

Расторгуева Е.А."Мексика: по пути финансово - экономической стабилизации"; "Деньги и кредит" 1992, N8.

Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угроза инфляции/ Симпсон Т.// Вопросы экономики,1992, N12.

Денежная масса и факторы ее формирования /В. Сенчагов //Вопросы экономики.-1997.-10.97(№10).-С.21-40

Денежная эмиссия и переходная экономика:/ В. Евстегнеев// Вопросы экономики.-1997.-10.97(№10).-С.4-20

Регулирование денежной массы в условиях гиперинфляции/Белоусов В.Д.//Финансы.-1993.-№4

При подготовке работы были использованы материалы с Интернет-серверов правительства РФ, ЦБР, ФКЦБ.

1 Данные на 14 января 1998 года. Информация взята с оффициального Internet-сервера Центрального Банка Российской федерации: “http://www.cbr.ru/dp/massa.html”

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>20