Безработица (работа 8)

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>18


ПЛАН

Введение

    Безработица, как социально-экономическое явление

    Причины безработицы

    Формы безработицы

    Уровень безработицы

    Издержки безработицы

    Динамика и структура безработицы на Украине

    Методы борьбы с безработицей

    Выводы

Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

В 1980 году в СССР бурно праздновалось пятидесятилетие "крупнейшего социального завоевания трудящихся - ликвидации безработицы". А спустя десять с небольшим лет, 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов.

Численность безработных (тыс. человек)

Беларусь

Россия

Украина

"Безработица - это не просто отсутствие денег у человека, а одна из форм духовной смерти"

Папа Римский Иоанн-Павел II

1. Безработица, как социально-экономическое явление

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:

Не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

1. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

2. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

3. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

4. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы").

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно "амортизировать" её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оуэн математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

2. Причины безработицы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

В экономической науке принято выделять три основные концеп­ции объяснения безработицы:

1) классическая,

2) кейнсианская;

3) монетаристская.

Классическая теория занятости, с которой связывают имена Д. Рикардо, Дж. Милля, А. Маршалла и других экономистов в основном XIX века, строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой зара­ботной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных.

Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского эконо­миста Дж. М. Кейнса, наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. В 1936 г. в своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое объяснение безработицы.

Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период так называемой "Великой депрессии". В это время уровень безработицы в США достиг 25 %. Стало ясно, что одними классическими рецептами с проблемой не справиться. Кейнс соглашался с тем, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости. Но одновременно указывал на то, что: 1) на практике в силу известных обстоятельств трудно снизить заработную плату; 2) даже если удастся снизить заработную плату, то при этом произойдет снижение спроса на потребительские товары, что отрицатель­но повлияет на производство и занятость. Кейнс также полагал, что в этих условиях не произойдет заметного повышении спроса на инвестиционные товары, так как инвестиционные решения во многом строятся исходя из будущих ожиданий, а они в данных условиях оказываются по представлениям многих субъектов хозяйствования неблагоприятными.

Кейнс отверг положение о способности рынка обеспечить полную занятость, пришел к заключению о неэффективности политики невмешательства государства. Причина безработи­цы — низкий спрос. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

Монетаристская теория занятости созвучна идеям классичес­кой школы. Монетаризм — это направление экономической науки, бросившее в 60—70-х годах вызов кейнсианцам. Лидером этого течения считается американский экономист Милтон Фридмен. Монетаристы пытаются возродить веру в сильный регулирующий потенциал рынка, в его возможности обеспечить высокую степень мак­роэкономической стабильности. На взгляд монетаристов, государство своей активностью в экономической сфере сковало рыночные силы, неоправданно ограничило конструктивные способности рынка. В частности, рынок труда потерял свою гибкость, он деформирован из-за чрезмерного вмешательства государства и профсоюзов. Слишком жесткая заработная плата создает большие проблемы в области заня­тости. Поэтому лекарством от безработицы может быть освобожде­ние рынка от неоправданного вмешательства (в области заработной платы, цен и т. д.) и проведение тонкой государственной политики по повышению его гибкости (создание гибкой системы образования, массовое распространение информации, стимулирование межре­гиональных переливов рабочей силы и т. д.).

Следует отметить, что с довольно близкими к монетаризму призывами выступает и экономическая школа рациональных ожиданий, получившая широкую известность с середины 70-х годов (среди ее наиболее видных представителей можно назвать американских экономистов Р. Лукаса и Т. Сарджента). Они склонны видеть причины многих проблем, связанных с нестабильностью, в том числе в области занятости, в экономической политике государства.

Дискуссии между представителями различных направлении про­должаются. Большее внимание уделяется кейнсианству и монетаризму. Многие экономисты отмечают тот факт, что рецепты против безра­ботицы и тех, и других являются в принципе вполне приемлемыми. В частности, разные типы безработицы требуют разных рецептов: ограни­чения заработной платы, увеличения совокупного спроса или повышение гибкости рынка труда.

3. Формы безработицы

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

Различают три типа безработицы.

Фрикционная безработица — это безработица, связанная с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения.

В нашей жизни мы не редко сталкиваемся со случаями, когда люди добровольно увольняются с работы, питая при этом надежду устроиться на новую работу. которая, по их мнению, выгодно будет отличаться от предыдущей. Эта выгода может состоять в большем доходе, лучшей перспективе. т. е. в появлении благоприятных возможностей про­движения по служебной лестнице — "делать карьеру", удобстве расположение по отношению к месту жительства и т. д.

Существуют также и сезонные работы —сельскохозяйственные, торговые, курортные услуги, строительные, на которые часть работников принимается на сезон, т. е. на определенный период времени. В промежутках между периодами работ они оказываются временно уволенными.

Еще одной разновидностью фрикционной безработицы является то положение, когда некоторые люди ищут работу впервые (это касается в большей степени молодых людей, окончивших учебные заведения).

Существование фрикционной безработицы следует считать неиз­бежным, естественным явлением. Это самая легкая форма безработицы, так как не требует переобучения, затрат на него времени и денежных средств. Ее многие случаи, как, например, добровольная смена работы, связанная со стремлением найти более выгодную работу, могут рас­сматриваться даже как в определенной степени желательные и полезные, поскольку в данном случае речь идет о поисках сфер или мест более эффективного применения ресурсов труда. Вместе с тем, очевидно, что не каждая смена рабочего места оказывается в конечном счете удачной для работника, а следовательно, и для всей экономики. Но это — неизбежные издержки. В футболе не каждый удар по воротам завершается голом, но если бы не было ударов — не было бы голов и, видимо, футбола вообще.

Структурная безработица — это безработица, связанная с изменениями спроса на товары и в технологии производства.

Нельзя не обратить внимание на то, что потребности домашних хозяйств, предприя­тий не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Наоборот, они изменяются, а за определенные периоды — и довольно активно. Уменьшение спроса, например, на уголь со стороны энергетики может уменьшить спрос на шахтеров. В рамках угольной отрасли количество рабочих мест будет уменьшаться. Высвободившиеся работники долж­ны искать новое применение своим трудовым способностям, обращаться в другие отрасли. Очевидно, что в большинстве конкрет­ных случаев шахтеров ждет непростой поиск и адаптация в новых отраслях. И в принципе, мало что меняет сам факт наличия высокого спроса на рабочую силу в некоторых других отраслях. Безработным горнякам вряд ли существенно поможет ввод в действие завода по производству минеральных удобрений или завода по производству ак­кумуляторов, также как и оставшимся без работы ривненским текстильщикам — ввод новых блоков на Ривненской атомной электростанции. Особо же остро эта проблема может стоять в тех регионах, где сложилась узкоспециализированная производственная ориентация, как например, в том же Западном Донбассе в Украине.

Что касается технологических изменений, то их результатом является сокращение (может и полная ликвидация) или увеличение (возможно даже создание) спроса на определенных работников. Например, "компьютерная революция" породила массовый спрос на программистов, операторов вычислительных машин. С другой стороны, уже практи­чески нет спроса на трубочистов.

Структурная безработица, складывающаяся в результате несоот­ветствия, "несостыковки" структуры предложения и структуры спроса на рабочую силу, несомненно является также неизбежной, но при этом более долговременной и сложной, чем фрикционная. Здесь рынку не обойтись без серьезной помощи со стороны государства. Требуется организация гибкой системы переобучения работников, проведение определенных мероприятий в рамках структурной политики государства (региональное размещение новых производств, создание условии для межрегиональной миграции рабочей силы и др.).

Циклическая безработица — это безработица, порожденная общим экономическим спадом. Циклическая безработица — одно из следствий сокращения ВВП. Уменьшается совокупный спрос, уменьшаются объемы национального производства, сокращаются рабочие места, как результат растет безработица. "Лечение" проблемы циклической безработицы может быть только путем оздоровления си­туации в экономике в целом. Необходимость преодоления спада, акти­визации предпринимательской активности — основание для ввода в действие рычагов экспансионистского варианта государственной политики стабилизации, который рассматривался в предыдущей главе.

Полная занятость - когда моряки говорят о "полном штиле", а физики — о "теле, находящемся в состоянии полного покоя", мы понимаем, что речь идет об отсутствии ветра и движения у какого-то предмета. Но вот когда экономисты говорят о "полной занятости" — это совсем не означает отсутствие безработных, поскольку наличие фрикционной и структур­ной безработицы экономисты считают "нормальным" состоянием эко­номики. Поэтому если нет циклической безработицы, то серьезных про­блем с занятостью нет: все идет так, как должно быть. Хотя этот беспристрастный макроэкономический подход к явлениям не должен затенять проблем, а нередко и страданий, каждого конкретного человека, оставшегося без работы. Но если на уровне всей экономики естес­твенное состояние занятости — отсутствие циклической безработицы, без нее количество ищущих работу и число свободных рабочих мест примерно соответствуют друг другу, значит одной из целей макроэко­номической политики должна быть борьба с циклической безработи­цей, полный результат которой — ее устранение, т. е. цель — не ликви­дация безработицы вообще, а устранение ее "циклического приростка". Таким образом, "полная занятость" — это отсутствие циклической безработицы. Для количественной характеристики этого же явления еще используется понятие естественной нормы безработицы, отражающей уровень безработицы, соответствующий полной занятости в экономике.

Сама величина естественной нормы безработицы вызывает у экономистов определенные разногласия. Считается, что для разных периодов времени она может отличаться, причем можно наблюдать некоторый ее рост во времени. Для настоящего периода величина нормы естественной безработицы оценивается многими экономистами в 5—6,5 %. Для того количества экономически активного населения, которым располагает Украина, это соответствовало бы 1,2 — 1,6 млн. безработных.

4. Уровень безработицы

Абсолютное количество безработного населения не в состоянии в полной мере отразить остроту проблемы безработицы в стране. Ко­личество безработных — важный показатель, но он существует в отрыве от количества экономически активного населения. Поэтому основным показателем использования ресурсов труда является уровень безработицы в стране. Уровень безработицы — это выраженное в процентах отношение количества безработных к экономи­чески активному населению.

В СССР в течение примерю шести десятилетий (начало 30-х — конец 80-х годов) официально не отмечалось существование безработицы в стране, не велся достаточно полный статистический учет процессов, происходящих в области занятости. И только в конце 80-х — начале 90-х годов внимание к этой проблеме и со стороны государства и со стороны экономической науки значительно возросло. В Украине, в частности, в 1991 г. был принят специальный Закон "О занятости населения". В начале 1997 г. в стране было официально зарегистрировано 351 тыс. безработных, а уровень безработицы, рассчитанный с использованием этой цифры, составил 1,6%. Вместе с тем, использование только числа официально получивших статус безработных не дает достаточно точного представления о положении на рынке труда. Существую— определенные обстоятельства, которые пока еще не находят соответствующего отражения в проводимых подсчетах.

Во-первых, многое зависит от самой методики определения без­работных. Если для расчета уровня безработицы принимается только количество официально зарегистрированных безработных, то происходит занижение уровня безработицы по сравнению с фактическим, — далеко не все, кто без работы и кто ищет ее, обращаются в соответствующие службы; это одно, и другое — сама процедура получения статуса безработного не выглядит достаточно простой, и поэтому даже не всем из обратившихся в службы занятости удается ее осилить. Чтобы избежать этого недостатка, в ряде стран, например США, количество безработных определяют на основе выборочных опросов населения (в США ими охвачено на постоянной основе 60 тыс. семей). Этот способ дает возможность получить более полную информацию, хотя и он обладает определенными недостатками.

Во-вторых, проблему составляет учет частичной безработицы или частичной занятости. Так, в Украине в 90-х годах в условиях жесто­чайшего спада производства обострение проблемы занятости проявило себя в основном в скрытых формах. На многих предприятиях, в связи с сокращением объемов производства, людей не столько официально увольняли, сколько отправляли в неоплачиваемые долгосрочные отпуска, сокращали до 3—4, а иногда и до 2 дней рабочую неделю, выплачивали минимальную заработную плату без фактического предоставления ра­боты н т. д. С одной стороны, руководители предприятий надеялись на благоприятные изменения ситуации в перспективе и пытались сохра­нить квалифицированные кадры. С другой стороны, у людей, попавших в подобные ситуации, лучшего выбора во многих случаях просто не было, так как экономику поразил общий спад и общее количество рабочих мест сокращалось.

Поэтому общим выводом, к которому приходят экономисты в Украи­не и других странах, можно считать на нынешний момент следующее: определению числа безработных, уровня безработицы представляет собой важную задачу, так как речь идет об одном из важнейших макроэконо­мических показателей, но методика, техника самого исчисления не достаточно совершенны.

5. Издержки безработицы

Безработица приносит большие проблемы как самому человеку, оставшемуся без работы и стремящемуся ее получить, так и обществу, экономике в целом. Издержки безработицы — это то, во что она обходится, что является платой за нее. Плата может быть экономической, психологической, социальной и т.д. К издержкам безработицы можно отнести:

1. Издержки безработицы индивидуальные. В чем состоят издержки безработицы для тех людей, которые оказались в роли безработных? Во-первых, снижается или даже становится нулевым уровень их денежных доходов. Во-вторых, проблемы с денежными поступлениями порождают проблемы с объемом и качеством потреб­ления. Безработица отрицательно сказывается на уровне экономи­ческого благосостояния человека, семьи. В-третьих, безработица не­редко приводит к потере квалификации. Поддержание какого-то уровня профессиональной квалификации в ряде случаев возможно только при условии систематической практики. В-четвертых, нередко новая работа, которую удается получить, оказывается менее выгодной, чем предыдущая, одной из причин чего может быть и снижение уровня квалификации в период безработицы. В-пятых, безработица приносит значительные психологические проблемы. Меняется психологическое состояние человека — появляется подавленность, чувство неполно­ценности, жизненная неудовлетворенность, нервозность. Могут воз­никать стрессы, расстройства здоровья.

2.Издержки безработицы для общества. Это, во-первых, недо­производство ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньшим потенциального, т. е. того, который могло бы иметь общество при полном использовании ресурсов труда, которыми располагает.

Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над естественной нормой безработицы на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это означает, что при фактическом уровне безработицы в стране, например, 8,3 % и естественной норме 6 % данная страна недополучила за год 5,75 % национального продукта (8,3 - 6,0 = 2,3 х 2,5 = 5,75) Иными словами, при достижении полной занятости совокупный ВВП этих стран был бы едва ли не на 6 % больше. Если эти проценты перевести в стои­мостные или физические объемы товаров и услуг, то получим впечат­ляющие цифры. Таким образом, в результате отставания реального объема ВВП от потенциального уровня сокращаются возможности по­вышения общего (среднего) уровня благосостояния.

Во-вторых, безработица вызывает определенное социальное напряжение в обществе. И чем выше ее уровень, тем значительней степень этого напряжения. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, она, в целом, несет угрозу стабильности общества. Безработица, безусловно, отрицательно сказывается и на семейных отношениях.

В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и. тем самым, снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, которые возникают у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, по­вышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования.

Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. За ее решение ответственность несут сами работники, предприниматели, государство. Рынок труда — основной регулятор занятости. Вместе с тем, решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.

6. Динамика и структура безработицы на Украине

Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в каче­стве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей про­мышленности, особенно в машиностроении и легкой промышлен­ности) обострились региональные проблемы занятости.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безра­ботицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз.

Интересна также дифференциация регионов страны по со­ставу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех ре­гионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля моло­дежи.

Таким образом, по составу безработных можно судить о про­двинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины пред­пенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все области Украины по ост­роте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой на­пряженностью на рынке труда.

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европей­ской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безра­ботицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безрабо­тицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с до­бывающей промышленностью.

Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно вы­ходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отли­чающиеся наибольшим сокращением объемов производства по срав­нению с концом 80-х.

Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В про­гнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за со­ветский период (гигантские предприятия, которые работали в основ­ном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефи­цитной, способной отвлечь большое количество безработных из го­родских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сель­ском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с вы­соким естественным приростом и в северных несельскохозяйствен­ных регионах.

Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уро­вень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской мест­ности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Сущест­венными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значи­тельный миграционный отток), и экономические (резкий спад про­изводства в одних отраслях, незначительный - в других).

За низким показателем официально регистрируемой безрабо­тицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный дос­рочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономи­ческих издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена показывает, что если фак­тический уровень превышает естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем роста безрабо­тицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При другом варианте экономической политики занятость населения могла бы увеличиться на 4,5 млн. человек.

Международная организация труда (МОТ) провела исследо­вание, показавшее, что уровень безработных на Украине значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составляв­ший отчет по результатам исследования, заявил, что украинские ис­точники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное поло­жение вещей. По данным МОТ безработица на Украине в 1996 г. со­ставила 19,5% (11,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек ли­шается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное на­селение выросло. С 1990 по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 4,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня на­циональный доход, не могут сформировать мощного спроса на пред­меты массового потребления отечественного производства, что спо­собствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним ла­тиноамериканские страны по глубине расслоения общества по до­ходам.

Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографи­ческие являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. че­ловек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональ­ном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенден­цию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макро­экономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соот­ветственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики Украины из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер го­сударственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные соци­ально-экономические диспропорции, в том числе: резкие регио­нальные различия в динамике занятости, сегментация и маргинали­зация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме со­кращения потребительского и инвестиционного спроса рост безра­ботицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих пе­риодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, за­стойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

7. Методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, кото­рой ру­ководствуется правительство конкретной страны.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой за­работной плате, предлагают :

содействовать снижению заработной платы ;

разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, кото­рого они добиваются, оборачивается ростом безработицы ;

государству трудоустраивать работников, претендующих на невы­сокий доход, в частности, поощрять развитие социаль­ной сферы .

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки зара­ботной платы и рабочего времени между несколькими работни­ками. Ис­пользование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при со­хранении неблагоприятной конъюнктуры .

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие под­ходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на пре­одоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применя­лись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что само­регулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уро­вень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, ха­рактерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбе­режению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад произ­водства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегу­лирующейся экономики, указывали на необходимость го­сударственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в от­раслях, сильно взаимо­связанных друг с другом, в которые произве­дены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" ин­фляция воз­никает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной за­нятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и до­хода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

Монетаристы выступили против кейнсианского истолкова­ния кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматрива­ется ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен ус­ловиями рынка труда и не мо­жет быть изменен мерами государст­венной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помо­щью традиционных бюджет­ных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учиты­вают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его ней­трализовать с помо­щью специальных оговорок в трудовых соглаше­ниях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимули­рующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать про­изводство, правительство вы­нуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансиро­вания из бюд­жета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость ре­зультатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных опера­ций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естест­венной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффек­тивности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздержи­ваются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче­ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хо­зяйства.

Однако, существует ещё один путь решения этой проблемы – через создание мощной сервисной системы по работе с кадрами...

Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики - это трудовые ресурсы. Фразы типа "кадры решают все" ,или, наоборот, "незаменимых у нас нет" и т. п., возведенные в ранг идеологических лозунгов, лишнее тому свидетельство.

Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на то что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются несколько рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда.

Сегодня без интегрального использования высокотехнологичных решений добиться успеха на ниве подбора кадров невозможно. Причем обычных решений типа работы с базами данных в этой прикладной области явно недостаточно - например, весьма сложно формализовать и заранее предугадать, какие навыки или личные качества потенциальных работников будут интересны компаниям через полгода или год. А составить адекватный портрет как нанимателя, так и претендента только на основе резюме, анкеты или даже одной личной беседы бывает очень трудно.

Существует также другая структура кадрового бизнеса, основопологающими принципами которой является:

-выявление потребностей клиента - компании или организации, желающей набрать персонал;

-поиск претендентов на вакантные места;

-выявление наиболее подходящих кандидатов;

-предоставление клиенту информации по выбранным специалистам;

-организация встреч;

-соблюдение гарантийных обязательств.

Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда, преследующие несколько иную цель - найти человеку работу, в то время как для агентств главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора кадров начинается со встречи консультанта кадрового компании с клиентом и определения требований,

предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например через объявления в прессе.

Реальная жизнь, однако, зачастую выбивается из этой схемы. Например, иногда приходится "на месте" конкретизировать потребности клиента и вместе с ним разбираться, кто же в действительности требуется. А порой нелишне бывает объяснить, какие вообще имеются специалисты на нынешнем рынке, каков уровень их оплаты, спрос на каждую профессиональную группу - иначе говоря, предоставлять клиенту подробную консультацию. А для этого надо как минимум владеть актуальной информацией, следить за состоянием различных сегментов рынка - обрабатывать массу разноплановых данных, представленных в самых различных формах.

Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск среди возможных претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса, который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм работы. Можно просто пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается, просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством интервьюирования, и изготовить полуфабрикат - пакет с документами на более-менее подходящих сотрудников. Работать можно как с активными аппликантами - ищущими в данный момент работу, так и с пассивным резервом, состоящим из специалистов, попавших в поле зрения агенства, но в данный момент уже трудоустроенных. Существует также практика, согласно которой поступившая однажды информация о специалисте навсегда остается в базе агентства; более того, за динамикой развития его карьеры менеджеры агентства ведут постоянное наблюдение. Время от времени они звонят данному специалисту, задавая вопросы типа: как дела, все ли в порядке, какие изменения произошли в карьере, а также ведут обзор периодической печати (кстати, к вопросу о пользе активных выступлений в специализированной и общественно-политической прессе), анализируют отзывы и рекомендации других клиентов агентства.

Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же специалисте попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое внимание может показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения конфиденциальности, оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду, он котируется, о нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И наоборот, если тебе не позвонили, значит ты никому не интересен, т. е. есть повод задуматься. Кстати, на Западе норма - один звонок в день специалистам дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться на очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует уверенность в завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность рекрутинговой компании способствует сглаживанию социальной напряженности в обществе и созданию цивилизованного рынка рабочей силы.

Очень важны в работе кадрового агентства результаты личной беседы с кандидатом и ее последующий анализ с привлечением всей имеющейся в распоряжении консультанта информации. Сбор этой информации может происходить через коллег или нынешнего руководителя данного специалиста. Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места работы, выяснение истинных причин увольнений и т.п. С человеком работают несколько консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм и позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный для проведения непротиворечивой экспертной оценки. Проблемы могут возникнуть даже при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более 30% полей анкеты с четко определенными правилами заполнения, которые практически невозможно заранее определить.

Анализ рынка по публикациям в прессе, прогноз развития отраслей на предмет активности как клиентов, так и специалистов, высвобождаемых в результате, скажем, серии банкротств - все это осуществимо лишь при наличии творческого подхода. Ясно, что работать приходится с изначально неформализуемым, огромным объемом информации. Чтобы скорректировать дефицит агентства, вам могут посоветовать пройти переобучение, поэтому надо постоянно следить за этим рынком и поддерживать партнерские отношения с сопредельными областями, как-то: обучение, маркетинговые исследования. Нельзя забывать и о внешних проблемах, например конкуренции с другими агентствами, стимулирующей поиск новых методов борьбы за заказчика. Так, предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат - заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное, чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке труда. И наконец, учитывая, что Украина уже давно стала членом международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным бизнесом.

Данная система является не только теоретически, но и практически обоснованной – она уже оправдала себя в России и странах Прибалтики.