Экологические преступления (работа 1)

КЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Юридический факультет

Дисциплина: Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Выполнил: студент 2 курса

заочного отделения

Малютин А.А.

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Смирнова А.А.



Клин - 2001 год.

План курсовой работы:

ВВЕДЕНИЕ……….……………..…………………………………………….. 3

ГЛАВА I. Нарушение действующих правил в области экопользования.

§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды

при производстве работ ..………………………………………………………6

§ 2. Нарушение правил обращения экологически

опасных веществ и отходов…………………………………………………….9

§ 3. Нарушение правил безопасности при обращении

с микробиологическими либо другими биологическими

агентами или токсинами………………………………………………….…….11

§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных

для борьбы с болезнями и вредителями растений……………………………..

ГЛАВА II. Нарушение правил охраны неживой природы

§ 1. Загрязнение вод …………………………………….…………………..…14

§ 2. Загрязнение атмосферы…………………………………………………...16

§ 3. Загрязнение морской среды………………………………………………18

§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации

о континентальном шельфе и об исключительной

экономической зоне Российской Федерации……………...………………….19

§ 5. Порча земли……………….………………………………………………..21

§ 6. Нарушение правил охраны и использования недр………………………21

ГЛАВА III. Нарушение правил охраны живой природы

§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений……………….……...23

§ 2. Нарушение правил охраны рыбных запасов…………………..…………25

§ 3. Незаконная охота…………………………………………………………..26

§ 4. Уничтожение критических мест обитания организмов,

занесенных в Красную книгу Российской Федерации……………………….28

§ 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников…………………….………29

§ 6. Уничтожение или повреждение лесов……………………………………30

§ 7. Нарушение режима особо охраняемых природных

территорий и природных ресурсов…………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………….35

ВВЕДЕНИЕ

В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и халатности в мире исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц, и других видов животных, более тысячи животных находится под угрозой вымирания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истребление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню.

Поэтому в конце 80-х годов заговорили об Экологических правах человека. В Энциклопедическом юридическом словаре под редакцией В.Е. Крутских дано следующее определение экологических прав человека1:

«Экологические права человека – особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе…»

Первоначально экологические права человека не были закреплены в Конституции РФ. Право на здоровую благоприятную среду было закреплено в статьях закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года2.

На принятии этого закона законодатель не остановился. Следующим, существенным шагом в области охраны окружающей природной среды, стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, в которой появилась статья полностью посвященная экологическим правам граждан РФ. Статья 42 Конституции Российской Федерации декларирует следующие права граждан3: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В дальнейшем был принят еще ряд законов направленных на обеспечение экологически безопасного существования граждан: Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г1.; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.2 и ряд других законов.

Принятие закона это существенный шаг вперед. Но без четкого механизма исполнения этого закона, закон будет иметь декларативный характер. Поэтому за совершение экологических правонарушений предусмотрена юридическая ответственность, т.е. за экологические правонарушения наступают не благоприятные последствия для нарушителя.

Ответственность за экологические правонарушения может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой.

Дисциплинарная ответственность – применение к виновному работнику предприятия мер дисциплинарного воздействия.

Материальная ответственность – возмещение предприятию причиненного имущественного вреда виновным работником.

Административная ответственность наступает в результате применения специальным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность предполагает возложение на правонарушителя обязанности возместить причиненный вред (имущественный или материальный) потерпевшей стороне, если этот вред причинен в результате нарушения правовых экологических требований.

Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за экологические преступления. Этой теме посвящена глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется «Экологические преступления».

Глава «Экологические преступления» содержит 17 составов преступления, которые можно поделить на три вида в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

    Первый вид преступлений образуют преступления совершенные в результате нарушения хозяйствующими субъектами правил экологической безопасности;

    Второй вид преступлений образуют действия в результате которых страдают объекты неживой природы;

    Третий вид преступлений – преступления против живой природы.

Каждая глава курсовой работы посвящена одному из видов преступлений и разбита на параграфы. Названия параграфов соответствуют названиям действующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно статьям 246-262 которые расположены в хронологическом порядке.

ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК, явля­ются отношения в сфере хозяйственной и иной деятельности с це­лью сохранить природные объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопасность населения.

При формировании территориально-производственных ком­плексов промышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции городов, населенных пунктов устанавливаются пре­дельно допустимые нормы нагрузки на природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов, сохране­ния естественных экологических систем.

Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью причинения вреда окружающей среде. Поэтому при проведении работ необходимо пользоваться правилами направленными на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных последствий. Эти правила и нормы содержатся в экологическом и природоресурсовом законодательстве:

    Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.1;

    Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.1;

    Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.2;

    Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.3;

    Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г.4;

    Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г.5

Законодатель устанавливает ответственность за нарушение общих экологических требований, в том числе и по радиационной защите населения.

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуа­тацию предприятий и сооружений, прокладке коммуникаций, иных объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние окружаю­щей среды, должны выполняться «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», утвержденный Правительством РФ от 13 августа 1996 г. № 9976.

Строительство объектов производится при наличии положительно­го заключения специально на то уполномоченных государственных органов и решения местных органов самоуправления. В необходи­мых случаях вопрос о размещении объектов решается по результа­там обсуждения или референдума.

Объективную сторону данного состава преступления образуют также и нарушения правил охраны окружающей среды при экс­плуатации промышленных и иных объектов, которые выражаются в несоблюдении правил нормирования и лимитирования природ­ных ресурсов, а также требований, регламентирующих производ­ственную деятельность.

Обязательным признаком преступления являются общественно опасные последствия: существенное изме­нение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

§ 2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Объектом данного преступления являются отношения в сфере защиты людей и охраны природной среды при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, унич­тожении химического и биологического оружия.

Преступлением считается производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение с радиоактивны­ми, бактериологическими веществами и отходами с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причине­ния существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Установление уголовной ответственности за подобные дейст­вия обусловлено потенциальной опасностью как прямого, так и опо­средованного (через природную среду) воздействия на организм человека, а также выполнением Российской Федерацией междуна­родных обязательств в области химического и бактериологического разоружения.

Перечень опасных отходов, производство которых запрещено, устанавливается Правительством России. К ним, в частности, отно­сятся взрывчатые вещества, в том числе после утилизации боепри­пасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий.

Основные требования, регламентирующие порядок использо­вания и обращения с радиоактивными веществами и их отходами, установлены Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.1

Запрещаются эксплуатация радиационных источников, пунк­тов хранения, а также проведение любых работ по использованию ядерных материалов и радиационных веществ, находящихся в лю­бой форме и на любой стадии производства, использования, пере­работки, транспортировки или хранения, если не приняты норма­тивно установленные меры по обеспечению физической защиты этих объектов.

В соответствии с международной Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологиче­ского (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), каждое государство-участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не нака­пливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять.

В 1993 году Российской Федерацией подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Разработана Федеральная целевая программа уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, приоритетом которой являются: безопас­ность процесса уничтожения химического оружия, защита и оздо­ровление окружающей среды.

Нарушение установленных правил при обращении с вещест­вами, указанными в ч. 1 ст. 247 УК, признается оконченным с мо­мента создания реальной угрозы причинения существенного вре­да здоровью человека или окружающей среде. Состав преступле­ния сконструирован законодателем по типу формального.

В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

§ 3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Объектом преступления являются отношения в сфере эколо­гической безопасности.

Предметом данного преступления являются патогены, опасные для человека, животных и растений (их подробная характеристика приводится при анализе ст. 247 УК).

Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается в нарушении правил безопасности при обраще­нии с названными микроорганизмами и токсинами: применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе со­ответствующего региона, а также полученных искусственным пу­тем без разработки эффективных мер, предупреждающих их не­контролируемое размножение; превышение нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то госу­дарственными органами Российской Федерации.

Обязательным признаком экологического преступления являются последствия: вред здоровью человека (любой степени тяжести), распространение эпидемий или эпизоотии, иные тяж­кие последствия. К эпидемическим болезням относятся холера, чума, брюшной тиф, дизентерия, грипп и т.п. Другие заразные болезни - тиф, малярия, японский энцефалит и др. Эпизоотия - массовое заболевание животных,

К иным тяжким последствиям относится имущественный ущерб, связанный с введением на территории России особых условий и режимов проживания людей и ведения хозяйственной дея­тельности, направленных на ликвидацию инфекционных, парази­тических, профессиональных и массовых неинфекционных заболе­ваний, отравлений.

В качестве особо квалифицирующего обстоятельства ч. 2 ст. 248 УК указывает смерть человека.

Преступление считается совершенным с момента наступле­ния последствий.

§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Объектом преступления является экологическая безопасность в сфере обеспечения защиты от болезней, общих для человека и животных.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нарушении ветеринарных правил, по­влекших распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия.

Нежелательные последствия могут наступить в связи с:

    невыполнением ветеринарных правил, обязательных при ве­дении животноводства, содержании животных, производстве, хра­нении, перевозке и реализации продуктов животноводства;

    нарушением порядка применения в ветеринарии биологиче­ских, химических и других препаратов, отказом от специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;

    реализацией и использованием для пищевых целей мяса, мяс­ных и других продуктов убоя животных, молока, молочных про­дуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Ответственность за данный вид преступлений наступает при наступлении последствия - эпизоотии, или иных тяжких последствий. Ха­рактеристика последствий в виде эпизоотии аналогична рассмот­ренной в составе ст. 248 УК.

Частью 2 ст. 249 УК установлена ответственность за наруше­ние правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, по­влекшее тяжкие последствия.

Под этими понятиями следует понимать полное или частичное уничтожение посевов или насаждений на значительных площадях, гибель собранного урожая, порчу семенного материала и т. п., отравление людей или скота ядохимикатами вследствие на­рушения правил их использования. Вопрос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

ГЛАВА II. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

§ 1. Загрязнение вод.

В статье 250 УК РФ рассматриваются экологические преступления в области водо­пользования и охраны водных объектов, порядок водо­пользования, а также общие требования к охране водных объектов предусмотренные Водным кодексом РФ. Предметом преступной дея­тельности могут быть поверхностные воды; подземные воды; источ­ники питьевого водоснабжения.

Поверхностные водные объекты — постоянное или времен­ное сосредоточение вод на поверхности суши. К поверхностным вод­ным объектам: водотоки, водоемы, ледники, снежники.

Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород; бассейн подземных вод; месторождение подземных вод и их естественные выходы.

Источниками питьевого водоснабжения являются специаль­но устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т.п. Для питьевого водоснабжения используются защищенные от загрязне­ния и засорения поверхностные и подземные водные объекты.

Ответственность наступает за действия в результате которых произошло загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источни­ков питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это повлекло причинение существенного вреда жи­вотному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Загрязнение водных объектов — это сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также, образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов состоит в сбросе или поступлении иным способом предметов или взвешенных частиц, ухудшающих качество и затрудняющих использование водных объектов.

Истощение вод — заключается в устойчивом сокращении запа­сов и ухудшении качества поверхностных и подземных вод. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается нормативами предельно допустимых вредных воздействий на водные, объекты.

Правила охраны вод содержатся в ряде законодательных и иных нормативно-правовых актах (Водном кодексе РФ, Законе об охране окружающей природной среды, Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23 ноября 1996 г.1 «О ведении государственного водного кадастра» от 23 ноября 1996 г.2, а также многочисленных правилах, регулирующих определение и порядок взимания платы, нормативы сброса загрязняющих веществ, предоставление услуг по водоснабжению и канализации, «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.3).

В пределах водоохранных зон запрещается проводить авиационно-химические работы; обрабатывать посевы и почву агрохимикатами; строить склады для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, горюче-смазочных материалов; использовать навоз­ные стоки для удобрения почв; заправлять топливом, мыть и ре­монтировать машины и механизмы; вырубать растительность в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Последствия в виде причинения существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лес­ному или сельскому хозяйству являются основанием для уголовного преследования.

§ 2. Загрязнение атмосферы.

Данная статья регулирует отношения в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности населения.

Статья устанавливает ответственность за любое изменение природных свойств воздуха, вызванное: нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Согласно Закону об охране окружающей природной среды, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вред­ных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняю­щих атмосферный воздух. Основными компонентами, загрязняю­щими атмосферный воздух, являются твердые вещества (пыль), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода, формаль­дегид. Источник вредных выбросов — объект, их производящий.

Под выбросами понимается поступление в атмосферу. Пре­дельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются для каждого источника загрязнения; при этом учитывается, что выбросы из дан­ного источника в совокупности с другими источниками города или иного населенного пункта (исходя из перспективы развития пред­приятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере) не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимую (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Если в воздухе городов и других населенных пунктов концен­трация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты, для соответствующих предприятий устанавливаются временно согла­сованные выбросы вредных веществ (ВСВ), вводится поэтапное сни­жение их показателей до значений ПДВ.

Правила выброса в атмосферу загрязняющих веществ счита­ются нарушенными при несанкционированном превышении норма­тивов предельно допустимых концентраций.

Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов выражается в эксплуатации их без соответствующих фильтровых устройств, с неисправными фильтрами, без контроль­но-измерительных приборов и т. п.

Ответственность за данный вид пре­ступления наступает при возникновении общественно-опасного последствия, а именно при загряз­нении или ином изменение природных свойств воздуха, которое содержит угрозу причинении вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и жи­вотного мира, экологии.

§ 3. Загрязнение морской среды.

Цель статьи 252 УК РФ охрана от загрязнения морской среды и живых ресурсов моря. Местом преступления являются внутренние морские воды, территориальное море России и воды открытого моря.

Внутренними морскими водами России считаются морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территори­ального моря России (статья 14 Водного кодекса РФ).

Территориальное море России это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ (статья 15 Водного кодекса РФ).

Открытым морем являются все морские пространства, кото­рые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.

Преступление выражается в загрязне­нии морской среды из находящихся на суше источников либо вслед­ствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды выраженное в увеличении предельно допустимого уровня концентрации вредных веществ в воде.

Другой вид преступления выражается в нарушение правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря.

В ч. 2 ст. 252 УК установлена ответственность за те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Вред окружающей среде может быть признан су­щественным, если, например, стачные воды сбрасывались в объек­ты, отнесенные к особо охраняемым территориям, в места нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных; в местах туризма, спорта и массового отдыха.

§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Континентальный шельф Российской Федерации это: «прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная и производительная для хозяйственного использования, населенная живыми организмами часть акватории»1.

Ответственность за данный вид экологических преступлений наступает за незаконное возведение сооружений на конти­нентальном шельфе Российской Федерации; незаконное создание вокруг них зон безопасности; нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Для создания искусственного сооружения необходимо разрешение, которое выдается специально уполномо­ченными на то федеральными органам.

Иностранным заявителям определено дополнительное условие:

они могут начинать работы только в присутствии и под контролем представителей Российской Федерации, специально уполномочен­ных на то федеральными органами исполнительной власти, выдав­шими разрешение.

В VI главе «Создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»1 от 30 ноября 1995 г. четко регламен­тируются права и обязанности заявителей при создании искусствен­ных островов, установок и сооружений, несоблюдение которых яв­ляется нарушением правил эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности мор­ского судоходства.

Вторая часть ст. 253 УК преследует незаконное (без соответствующего разрешения) исследование, разведку, разработку естест­венных богатств континентального шельфа Российской Федерации.

§ 5. Порча земли.

Статья предусматривает ответственность за преступления которые ведут к порче, т.е. качественному ухудшению состояния земель в результате хозяйственной или иной деятельности.

Порча земли выражается в отравле­нии, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хо­зяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохи­микатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Основополагающим нормативным актом регламентирующим рациональное использование земель является Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г1.

§ 6. Нарушение правил охраны и использования недр.

Согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.2 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Не­дра в пределах территории России, включая подземное простран­ство, и содержащиеся там полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Недра могут предоставлять для геологического изучения, строительства и эксплуатации подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответст­вии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей по­лезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Пользовате­лями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельно­сти независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Данный вид преступления выражается в нарушении естественных свойств недр, нарушении правил охраны и использования недр при проек­тировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Самовольной застройке площадей залегания полезных ископае­мых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба.

Нарушение правил охраны и использования недр может состоять в действиях снижающих качество полезных ископаемых и промышленных ценность месторождений. В загрязнении недр. В нарушениях порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. Застройке площадей залегания полезных ископаемых, а так­же размещении в местах их залегания подземных сооружений без разрешения соответствующего федерального органа, что снижает возможность извлечения по­лезных ископаемых.

ГЛАВА III. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

ОХРАНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений.

Статья 256 УК РФ ставит своей задачей охрану природных ресурсов страны средствами уголовного закона. С целью обеспечения условий сохранения и выживания популяций водных животных и растений (водные биоресурсы).

В пределах территории России животный мир является государственной собственностью.

Юридические лица могут осуществлять охоту и рыболовство на основании долгосрочной лицензии, в которой указаны разрешенные виды пользования; пе­речень объектов животного мира; границы (площади) территории и акватории, в пределах которых действует лицензия; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также терри­ториями, акваториями.

Граждане вправе пользоваться животным миром на основании именных разовых лицензий (специальное разрешение на одноразо­вое использование) на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или в конкретный период.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к ви­дам, занесенным в Красную книгу России, производится только на основании разрешения, выдаваемого соответствующим федераль­ным органом исполнительной власти.

Не требуется разрешения на спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления.

Незаконной следует признать добычу рыбы, морского зверя, иных водных животных без лицензии (разрешения), с нарушением требований, указанных в лицензии, в запретное время, в за­прещенных местах, а также запрещенными орудиями и способами лова.

Незаконная добыча объектов животного мира является уголовно наказуемым деянием, если оно совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего сред­ства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных живот­ных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним.

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне эколо­гического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 2 ст. 256 УК предусматривает ответственность за неза­конную добычу некоторых млекопитающих в открытом море или в запретных местах. Предметом данного преступления являются ко­тики, морские бобры, калан, морская выдра, камчатский бобр.

Добыча морских животных разрешается только по специальным промысловым билетам с соблюдением требований, предусмот­ренных правилами охраны и промысла морских млекопитающих.

§ 2. Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов1.

Статья регламентирует порядок использования водных объектов в процессе производственной деятельности.

Такие виды производственной деятельности как: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древеси­ны и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, эксплуатация водозаборных сооружений и перека­чивающих механизмов могут причинить вред рыбным запасам. Если нарушение правил охраны рыбных запа­сов, повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормо­вых запасов либо иные тяжкие последствия, то уголовный кодекс РФ предусматривает за эти деяния уголовную ответственность.

Водным законодательством запрещена эксплуатация: водоза­борных, сборных и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод; оросительных, обводнительных и осушитель­ных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехни­ческих сооружений без проведения мероприятий, предотвращаю­щих вредное воздействие на водные объекты.

При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.1

§ 3. Незаконная охота.

Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохранение популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использова­нии, видов и качества получаемой продукции, составляется специ­ально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, и утверж­дается Правительством.

Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охоты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.1, «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г.2, распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г.3 и др.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, са­мобытная культура и образ жизни которых включают традицион­ные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объе­динения имеют право на приоритетное пользование животным ми­ром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследо­вание и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоя­нии естественной свободы. Незаконной признается охота без надлежащего разрешения (лицензии), с нарушением требований, указанных в лицензии; в запрещенных местах; в запрещенные сроки; запрещенными ору­диями и способами при наличии обстоятельств, указанных в п. "а", "б", "в", "г" ч. 1 ст. 258 УК.

Степень ущерба в зависимости от экологиче­скою ценности, стоимости, количества добытого, а также вреда, на­несенного животному миру.

Незаконная охота с применением механического транспортно­го средства или воздушного судна имеет место, когда названные средства использовались в процессе преследования, выслеживания с целью добычи и самой добычи диких животных.

Перечень запрещенных орудий и способов охоты содержит­ся в нормативных актах. Помимо указанных в п. "б" ч. 1 ст. 258 УК способов и орудий, запрещено, например, применять малокалибер­ные и пневматические ружья, общеопасные способы и орудия охо­ты (ловчие ямы, ногозахватывающие капканы), ядохимикаты, вы­жигать растительность в местах концентрации животных, выгонять их на гладкий лед и т. п.

Незаконным будет также истребление птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами добывание объектов жи­вотного мира, не отнесенных к объектам охоты, допускается только по разрешениям специально уполномоченных на то государствен­ных органов управления. Незаконной считается и добыча в резуль­тате охоты большего количества зверей и птиц, чем это было ука­зано в разрешении.

§ 4. Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В результате жизнедеятельности человека некоторые виды животных и растений оказались на грани гибели. Чтобы предотвратить гибель этих видов и сохранить биологическое разнообразие жизни на земле в тексте УК РФ 1996 года появилась эта новая статья.

Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регламентируется международно-правовыми актами и российским законодательством. В Российской Федерации на основе сис­тематически обновляемых данных о состоянии редких и находя­щихся под угрозой исчезновения объектов животного и раститель­ного мира ведется Красная книга. Она является официальным документом, содержащим свод сведений об обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации представителях животного и растительного мира, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Критическими местами обитания признаются специально выделяемые защитные участки территорий (акваторий), необходи­мые для размножения, нагула, отдыха и путей миграции, зимовки объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

§ 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Цель данной статьи предотвращение незаконной порубки и повреждений лесов и иной растительности.

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд России.

В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и дру­гая древесная и кустарниковая растительность на землях сельско­хозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на по­лосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озелени­тельные насаждения и группы деревьев в городах и других насе­ленных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к го­родским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дач­ных и садовых участках.

В соответствии с народнохозяйственным и экологическим зна­чением лесного фонда, его местоположения и выполняемыми функ­циями лесной фонд относится к одной из трех групп лесов.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущест­во следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранение - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; защитные - противоэрозийные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные лесные полосы, ленточные боры и др.

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ре­сурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерыв­ности и неистощимости требуется ограниченный режим лесопользования.

К третьей группе относятся леса (освоенные или резервные) многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.

Преступление выражается в незакон­ной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарни­ков и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Лесные пользования допускаются на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ор­дера), лесного билета.

Незаконной признается порубка без соответствующего разре­шения (лицензии, лесорубочного билета, ордера или разрешения органов местного самоуправления); не в том количестве, не на том участке, не тех пород, которые указаны в разрешении.

§ 6. Уничтожение или повреждение лесов.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или причинения вреда лесам всех групп лесного фонда, а также насаждениям, не входящим в лесной фонд в результате неосторож­ного обращения с огнем или иными источниками повышенной опас­ности, например, в результате загрязнения вредными веществами, отхо­дами, выбросами или отбросами.

Уничтожение или повреждение лесной и нелесной раститель­ности может произойти и в результате загрязнения леса неочи­щенными сточными водами, экологически вредными веществами воздушного бассейна, агрохимикатами.

§ 7. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территория­х» от 14 марта 1995 г.1 особо охраняемыми территориями являются участки земли, водные поверхности, воздушное про­странство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, куль­турное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использова­ния и для которых установлен режим особой охраны.

Законодатель в качестве особо охраняемых территорий выделил следующие виды территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых территорий устанавливается специальный режим охраны. Например, в Положении о государственных природных заповедниках в России установлен примерный перечень запрещенных действий на территории заповедника: строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач, изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, все виды лесопользования,

заготовка сена, лекарственных трав, цветов, охота и рыболовство, отлов животных, применение химических средств, пролет самолетов ниже 2000 м, проезд и проход посторонних лиц и т.п.

Преступлением считается нарушение ре­жима заповедников, заказников, национальных парков, памятни­ков природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение можно выделить основные особенности ответственности за экологические преступления и выделить общие черты этих преступлений:

    Ответственность за уголовные преступления в сфере экопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений. Так уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ), за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемым природным объектам.

    Ответственность за совершение экологических преступлений наступает после предварительного проведения следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке. Основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда.

    Ответственность для нарушителей совершивших преступления в области экопользования предусматривает более суровые меры наказания. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности и т.д. (ст. 44 УК РФ).

    Ответственность за уголовные преступления в области экопользования несут лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые (ст. 20, 21 УК РФ). Не привлекаются к уголовной ответственности организации и их структурные подразделения. Граждане иностранных государств так же несут уголовную ответственность за экологические преступления. Уголовная ответственность для иностранных граждан распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 11 УК РФ).

    Действующее законодательство предусматривает 17 составов экологических преступлений, которые различаются в зависимости от объекта преступления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Нормативные акты.

    Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета, 19993. 25 декабря.

    Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22. Ст. 768.

    Водный кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.

    Лесной кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.

    Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.

    Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.

    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.

    Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.

    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.

    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

    Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.

    Постановление Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 9. Ст. 1072.

    Постановление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3750.

    Постановление Правительства РФ «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», от 13 августа 1996 г. № 997.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290.

    Постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 243.

    Положение «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5567.

    Положение «О ведении государственного водного кадастра» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5566.

    Положение «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 165.

    Специальная литература.

    Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. - М., 1997.

    Волков Г.А. и др. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А. К. Голиченкова. - М., 1996.

    Дьяков С. В. и др. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. - М., 1995.

    Ерофеев Б.В. Экологическое право России. / М., 1996.

    Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2000.

    Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М., 2000.

    Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. - М., 2000.

    Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – М., 1999.

1 См.: Энциклопедический юридический словарь/Под общ. Ред. В.Е. Крутских. М., 1999. С. 361.

2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.

3 См.: Российская газета. 1993. 25 декабря.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.

5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.

6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5567.

2 См.: Там же. Ст. 5566

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 165.

1 См.: Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2000. С. 639.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 49. Ст. 4694.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 22. Ст. 768.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823

1 См. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2000. Ст. 255.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 243.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3750.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 9. Ст. 1072.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.