Занимательные опыты по химии

Элементы занимательности во внеклассной работе.

Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,

что ее преподавание может включать красивые эксперименты.

Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.

Приводим описание экспериментальных опытов по химии,

которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и

на химических вечерах.

Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце

III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как

Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",

Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";

Тема7 "Химическая связь".

Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.

Опыт I. Химическая радуга.

Описание.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

    хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

    раствор хромата калия подкисляем H>2>SO>4> (оранжевый цвет); 

    нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); 

    сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

    сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); 

    сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); 

    хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

      FeCl>3> + 3KCNS  Fe(CNS)>3> + 3KCl

      2K>2>CrO>4> + H>2>SO>4>  K>2>Cr>2>O>7> + K>2>SO>4> + H>2>O

      Pb(NO>3>)>2> + 2KJ  PbJ>2> + 2KNO>3>

      NiSO>4> + 2NaOH  Ni(OH)>2> + Na>2>SO>4>

      CuSO>4> + 2NaOH  Cu(OH)>2> + 2Na>2>SO>4>

      CuSO>4> + 4NH>3>  [Cu(NH>3>)>4>]SO>4>

      CoCl>2> + 2KCNS  Co(CNS)>2> + 2KCl

Примечание.

Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

Опыт II. Фейерверк в жидкости.

Описание.

В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn>2>O>7> – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:

2KMnO>4> + H>2>SO>4>  Mn>2>O>7> + K>2>SO>4> + H>2>O.

Mn>2>O>7> – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.

Примечание.

Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.

Опыт III. Красные призмы.

Описание.

10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO>3>Cl, согласно уравнению реакции:

K>2>Cr>2>O>7> + 2HCl  2KCrO>3>Cl + H>2>O.

Примечание.

После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.

Опыт IV. Горящий снег.

Описание.

В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».

Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.

CaC>2> + 2H>2>O  Ca(OH)>2> + C>2>H>2>.

2C>2>H>2> + 5O>2 > 4CO>2> + 2H>2>O + Q.

Примечание.

Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).

Опыт V. Буран в стакане.

Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.

Литература:

    Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);

    Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.

Òåìà: Çàíèìàòåëüíûå îïûòû ïî õèìèè Ðàçäåë: ÕÈÌÈß (25) Íàçíà÷åíèå: ÐÅÔÅÐÀÒ Ôîðìàò: Word 2k Àâòîð: Ì.Ì.׸õí Èñïîëüçîâàíèå: Ñäàâàëñÿ îäèí ðàç â êà÷åñòâå ðåôåðàòà ïî âíåêëàññíîé ðàáîòå ïî ïðåäìåòó Ìåòîäèêà Ïðåïîäàâàíèÿ Õèìèè; îöåíêà-5.