Малое предпринимательство как элемент современной рыночной системы

Малое предпринимательство как элемент современной рыночной системы

Анализируя такой сектор экономики как малое предпринимательство, нельзя не обратить внимание на то, какое огромное место в национальной экономике развитых стран он занимает. Так, например, в США, Японии, Франции к малым относятся больше половины всех предприятий страны. Это наглядно показывает таблица 1.

Таблица 1.

Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий (в %)

Страна

Мельчайшие предприятия от 1 до 19 чел.

Мелкие предприятия от 19 до 500 чел.

США

26

28

Япония

49

28

Великобритания

26

23

Франция

32

28

В 1991 г. в США было создано 630 тыс. новых фирм, а в 2000 г., если верить прогнозам аналитиков, в мелких компаниях будут трудиться более 70% американских рабочих и служащих.

В Великобритании на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий. В 1993 г. закрылось на 6% меньше предприятий, чем в 1992 г., что свидетельствует о неуклонном росте малого предпринимательства в этой стране.

Во Франции в 1993 г. малые фирмы составляли 93% в общей численности предприятий. В таблице 2 отражено изменение числа малых предприятий в разрезе отраслей.

Таблица 2.

прирост малых предприятий в Великобритании в 1989-1999 гг. (в%)

Сельское хоз-во

Производство

Строительство

Транспорт

Оптовая торговля

Розничная торговля

Финансы

Снабжение

Мотор.

Услуги

0,2

28,8

46,1

30,4

27,3

-2,2

86,4

9,2

18,4

100,5

Таблица 3 показывает удельный вес малых предприятий в раз­личных отраслях промышленности США.

Таблица 3.

доля предприятий различных размеров в объеме продукции.

Отрасль

Предприятия

Крупные

средние

мелкие

Машиностроение

60

19

21

Металлургия

51

39

10

Обувная

4

73

23

Швейная

7

53

40

Резинотехническая и пластмассовая

34

43

23

Как видно из таблицы, средние и малые предприятия составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%).

Если рассматривать влияние малого и среднего предпринимательст­ва в экономике Франции в отраслевом разрезе, то оно преобладает в услугах, торговле, строительстве. Его удельный вес менее значителен в финансовых услугах, транспорте, в промышленности, что отражено в таблице 4.

Таблица 4.

занятость на МСП Франции по отдельным отраслям экономики на 1 января 1987 г.

Отрасли

МСП в целом (%)

Общая занятость в отрасли

Промышленность

52,4

4 630 536

Строительство, сельское хозяйство

81,4

1 175 022

Торговля

78,2

1 960 308

Транспорт, связь

28,6

1 223 560

Услуги рыночные

79,8

1 952 130

Услуги финансовые

17,5

514 637

Всего:

60,1

11 456 193

Проанализировав, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация мелких и средних предприятий в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, стро­ительству и промышленности.

В конце 80-х годов в США было отмечено развитие небольших специализированных предприятий, преимущество которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооруже­ние в случае необходимости представлялось менее капиталоемким делом.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить пра­вило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сокра­тить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализиро­ванных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на мас­штабах, используют принцип кооперации и разделения труда благода­ря объединению в тесно кооперирую­щиеся группы самостоятель­ных компаний.

Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предпри­ятий является сложившаяся система - комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений, которые позволяют, с одной стороны, монопо­лиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения его объемов на субподрядчиков. Кроме того, хозяйственная автономия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают и гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

У мелких фирм далеко не одинаковы показатели их эффективности. Конечно норма прибыли на капитал мелких фирм опережает крупные компании но по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого мелкие компании зна­чительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя ос­новными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами. Во-вторых, стоимость капитала более вы­сока для мелких фирм, чем для крупных, т.к. они платят более вы­сокие ставки процента по кредитам.

Важной функцией малого предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряжен­ность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

Рост вклада малого и среднего предпринимательства в обеспечение занятости объясняется менее быстрым сокращением уровня занятости. Это наглядно демонстрирует таблица 5

Таблица 5.

доля МСП и крупных компаний в численности занятых

Размеры предприятий

Занятость в предпринимательском секторе по годам в процентах

1979

1985

1988

Менее 20 занятых

23,3

25,8

28,7

От 20 до 99 занятых

20,1

20,4

20,8

От 100 до 499 занятых

17,3

18,3

17,3

Всего мест МСП

60,7

64,5

66,8

Крупные фирмы свыше 500 человек

39,3

35,5

33,2

Все предприятия

100

100

100

Согласно приведенным в таблице данным, чем меньше предприятие, тем больше у него способность к созданию рабочих мест.

Необходимым элементом успешной хозяйственной деятельности мелких предприятий является их выход на внешний рынок, так как роль мелких и средних фирм во внешнеэкономических связях возросла в связи с переходом от межотраслевой к внут­риотраслевой международной специализации.

В отличие от крупных корпораций, использующих преимуществен­но прямые капиталовложения и создание филиалов, малые предпри­ятия прибегают к новым формам интернационализации - капиталов­ложения в развитие сбытовой среды, обмен пли продажа лицензий и патентов, ноу-хау, торговых марок.

Следующим «плюсом» малых компаний является высокая удов­летворенность людей, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыра­жения, а не заработка. Эффективность предпринимательства всегда зависит от самого предпринимателя. Он должен быть наделен некоторыми деловыми и психологическими качествами: способностью к творчеству, к самостоятельному нестандартному мышлению, а также обладать хорошей управленческой подготовкой, опытом практической работы и обширными связями и контакта­ми в соответствующей сфере.

Экономисты разных стран все чаще говорят о большой роли малого предпринимательства в научно-технической революции. «Сфера малого предпринимательства стала своеобразным полигоном разработки и испытания новых технических идей, а также быстрого приспособления про­изводства к меняющимся условиям».

Малые фирмы почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компа­нии, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии, так как малому предпринимательству присущи следующие качества: быстрая адаптация к рынкам, эластичность управления, гибкость внутренних коммуникаций.

Преимущество мелких и средних предприятий состоит и в том, что они ведут разработки в основном на этапах зарождения изобретений, не требующих больших ма­териальных, кадровых и организационных затрат. В таблице 14 приведен типовой бюджет для различных категорий предприятий - крупного, мелкого и индивидуального предпринимательства, отра­жающий стоимость различных этапов разработки нововведений.

В нижеследующий таблице четко видна разница в затратах мелких и круп­ных фирмах в начале испытаний.

Таблица 6.

типовой бюджет затрат на нововведения для различных категорий предприятий США

Этапы разработ­ки

Крупные фирмы

Мелкие фирмы

Индивидуальные предприятия

$

%

$

%

$

%

Поиск идей

100

1,6

20

0,3

5

0,1

Проработка кон­цепции

200

3,2

100

1,8

20

0,4

Лабораторное ис­пытание

50

0,8

50

0,9

50

1,0

Рыночное испы­тание

1000

16,0

500

9,0

300

5,5

Выпуск

5000

78,4

5000

88,0

5000

93,0

Всего

6350

100,0

5670

100,0

5375

100,0

Следует заметить, что в наше время отличительной чертой развития экономики является противостояние крупного и малого предпринимательства, а их взаимосвязь и взаимодополняемость. Ведь существуют такие примеры, когда крупные предприятия доверяют малым ведение отдельных направлений, частично финансируя идеи и помогая различными консультативными услугами, комплектами конструкторско-технической документации и т.п.

В малом предпринимательстве сложилась новая система внутрикорпорационного управления и фи­нансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера на второй план. Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Следующим примером технологических и управленческих нов­шеств являются мини-заводы. Их главное преимущество - быстрые сроки строительства и окупаемость затрат.

Рассмотренный анализ деятельности малых предприятий убеждает в их высокой эффективности, Поэтому с уверенностью можно сказать, что малые и средние предприятия имеют следующие преимущества.

1. Гибкость, позволяющая вовремя перераспределять людские и материальные ресурсы и своевременно реагировать на изменения спроса.

2. Малое предпринимательство открывает возможности структурной перестройки экономики.

3. Малое предпринимательство является важным социальным инструментом в борьбе с безработицей, поглощая незанятую рабочую силу.

4. Предприятия малого сектора экономики позволяют уменьшить диспропорцию в доходах.

5. Позволяют развивать и приспосабливать различные виды новей­ших технологий.

6. Готовят основу для будущего развития промышленности, в виде подготовки квалифицированных и полуквалифицированных работ­ников.

7. Раскрывают таланты предпринимателя, способствуя стимуляции эконо­мического развития.

8. Повышают мобильность, увеличивая уровень использования природных ресурсов.

Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и про­грамм, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но при этом не стоит забывать, что слепое копирование меха­низмов воздействия на развитие малого предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным пос­ледствиям.

Список литературы

Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. Экономика и организация малого предпринимательства. – М.: ФОН, 1996 г.;

Блинов А.О., Плакся В.И. Модель регионального центра поддержки предпринимательства. – М.: Луч, 1993 г.;

Бусин К.М. Почем нынче ягодка? // Здравствуйте, нефтеюганцы! 1999 г. 12 сентября;

Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. – М.: Экономика, 1991 г.;

Горбунов Э.П. Об условиях развития малого и среднего бизнеса. // экономист. 1992 г., № 1;

Государство и малый бизнес. – М.: ИНИОН РАН, 1993 г.;