Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства

Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства

Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников фи­нансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоот­ношений с российскими банками.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

АМОРТИЗАЦИЯ

ПРИБЫЛЬ

СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КРЕДИТ

БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВЫПУСК АКЦИЙ

Рис.1.

Источники финансирования малых предприятий.

В приложении 3 представлены разные источники финансирования малых предприятий в России. Из данного приложения видно, как мал удельный вес предприятий, вынужденных опираться только на собственные ресурсы, и еще меньше предприятий, обращающихся к услугам небанковских посредников и частных лиц.

Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники.

При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.

В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.

Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предпри­ятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.

Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства.

При гарантированных займах кредиторам даются госу­дарственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, умень­шая их риск.

Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).

Еще один вид финансирования - участие в акционерном капита­ле малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.

Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевоз­можные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предприни­мательства, а также предпринимателей-инвалидов.

Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчур­ного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.

Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, бла­готворительные фонды или организации. Венчурное финансирова­ние – это финансиро­вание предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.

Следующим видом финансирования является практика привлечения фи­нансовых ресурсов через фондовые биржи.

В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний.

В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет из­вестную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.

Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских това­ров.

Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо про­центов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.

Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенны­ми сроками погашения.

Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения являет­ся степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.

Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг - представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расши­рить свое производство с наименьшими затратами. А франчизи может от­крыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях.

Финансовые рычаги используются для перераспределения про­изводительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

Государственные финансовые органы используются малыми фир­мами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информа­ции, используемой для составления финансового бизнес-плана.

Зарубежный опыт показал, что очень эффек­тивным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.

На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отде­лы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.

Финансовую политику в отношении малого предприни­мательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в осо­бые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.

Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития мало­го предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от раз­меров предприятия, как указывалось выше, является одним из по­всеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.

На рис. 1 показаны внутренние и внешние источники финанси­рования предприятий, которые используются в развитых странах при создании и развитии нового небольшо­го предприятия. В качестве инвестиций по законодательству нашей страны, могут использо­ваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются фи­нансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.

Частью неформального рынка ссудных капиталов является одалживание денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.

Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.

В указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. предусмотрено выделение централизованных кредитных ресур­сов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств феде­рального бюджета специальных фондов поддержки малого и средне­го бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов.

Согласно Федеральной программе поддержке предпринимательст­ва, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.

Фонд - это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.

Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности. Фонду предостав­ляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

В настоящее время единственным источником фонда яв­ляются средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но четкие механизмы контроля и поступления этих средств до сих пор не разработаны. Возникает необходи­мость ввести в Программу приватизации положение об обязательном направлении не менее 30% доходов от приватизации на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства. Было бы целесо­образно также часть этих средств остав­лять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах.

До сих пор четко не определено, какие предприятия кредитовать в первую очередь - самые мелкие или те, которые уже достаточно развернулись. Нередки случаи использования кредитов в личных целях. Причиной этого является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Даже в условиях более ста­бильной экономики большинства развитых стран коммерческие банки не рискуют инвестировать в начинающие предприятия, а предпочитают кредитовать (и в основном на короткий срок) уже су­ществующие предприятия малого предпринимательства, со стабильным коммерчес­ким оборотом.

Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств является банковский кредит.

Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство не­обходимо учитывать при формировании процентной ставки.

Для малых внешнеторговых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить де­биторскую задолженность. Особенность форфейтинга состоит в том, что при покупке векселя дисконт является определенной величиной, и в течение всего срока кредитования не меняется, несмотря на изменения ставок на рынке капиталов. При этом экспортер может произвести точный рас­чет цены товара с учетом реальных расходов по привлечению средств.

При факторинговых операциях в случае неоплаты требований плательщиком последние переуступаются факторинговому отделу банка, и тот платит определенный в договоре процент от суммы тре­бований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Преимущество состоит в том, что во­прос об оплате требования плательщиком полностью исключается из сферы внимания поставщика. На данном этапе все три вида банков­ского обслуживания развиты в нашей стране недостаточно из-за от­сутствия во многих банках экономического анализа и экономическо­го расчета, должного контроля за качеством обслуживания, а также из-за слабой методологической базы, отсутствия научной и справоч­ной литературы и практического опыта осуществления факторингового, лизингового и форфейтингового обслуживания. Тем не менее, по мере развития рыночных отношений и законодательной базы, ис­пользование данных видов банковского обслуживания для предпри­ятий малого предпринимательства станет все более необходимым.

В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные показа­тели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. при­ложение 4).

Однако применение этих показателей в нашей стране в настоящее время ограничено из-за различия принципов кредитования тех или иных предприятий.

Некредитоспособным предприятиям или фирмам с низкой степенью кредитоспособности необходимо предостав­ление ссуд на условиях высоких процентных ставок или страхова­ния кредита.

На основании проведенных проверок коммерческому банку следует разрабаты­вать свой план финансирования малых предприятий, оп­ределяя объем и сроки их кредитования.

На рис. 2. представлен существующий порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки.

Обращение к коммерческим банкам как для полу­чения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вкла­ды, коммерческие банки обычно распола-

Составление досье клиента. Досье может касаться не только на­стоящего, но и будущего клиента.

Разработка плана финансирования мелкого предприятия.

Сопоставление кредита с результатами деятельности предпри­ятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов.

Определение класса кредитоспособности предприятия.

Определение ставки процента за кредит (ставка может быть по­стоянной или переменной).

Расчет срока окупаемости кредита.

Непосредственное решение о сроке кредитования.

Определение регулярности возмещения кредита.

Составление контракта (договор о возврате).

Проверка и контроль различных этапов выполнения контрак­та.

В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта - организация взаимопомощи в исправлении создавшего­ся положения.

Рис. 2.

Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки

гают необходимыми внут­ренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.

Однако в настоящее время коммерчес­кие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административ­ными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт).

Для того, чтобы заинтересовать банки, необходимо принять дополнительную систему льгот и приоритетов, например, ре­комендовать полное или частичное освобождение от налогов прибы­ли банков, полученной от вложения средств в малое предпринимательство.

Колоссальным источником возможностей в финансировании малых предприятий являются сберегательные банки, которые почти на половину завязаны на жилищное городское и пригородное стро­ительство.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства является частное или спонсорское финансирование. Довольно часто над малой фирмой стоит частная крупная фирма, заинтересованная в результатах работы предприятия, берущая на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых тех­нологий, опытного и промышленного ее освоения.

Основной плюс венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций. Кредитор рассчитывает на то, что новое предприятие, быстро достигнув стадии серийного производства новой продукции, станет при­носить повышенную прибыль.

Но венчурного кредитование не получило пока широкого распространения в нашей предпринимательской практике. Законода­тельство Российской федерации предусматривает возможность ин­вестиционной деятельности со стороны частных лиц, но следует от­метить, что наличие индустрии венчурного капитала служит призна­ком развитых рыночных отношений, чего еще нет в нашей стране.

Следующим источником внебюджетного финансирования малого предприятия может служить совместное инвестирование. При этом создаются специальные фирмы, участвующие в ка­питале мелких предприятий.

В нашей стране совместное инвестирование проводится путем оформления договора-подряда по финансированию какой-либо разработки.

Особого внимания удостаивается привлечение капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг. Главным не­достатком акционирования является возможность частичной или полной утраты финан­сируемым предприятием самостоятельности. Сказывается то, что еще недо­статочно проработан закон о ценных бумагах и их использовании. Коммерческие банки могли бы организовать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и мелким бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений, что позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупного предприятия.

Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприя­тий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства.

Список литературы

Бабаева Л. Развитие малого бизнеса в России. Деловой мир, 1996 г., 26 февраля;

Банковский портфель. М.: «СОМИНТЭК», 1994 г.;

Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые аспекты деятельности. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 1998.;