Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи

Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.

В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 1990-е годы, от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI века. Этот перечень можно продолжать. Если в микроэкономике, например, изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике - уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции. При сравнении микроэкономики и макроэкономики часто проводят аналогию между деревом и лесом.

На микроуровне исследуется строение дерева, от чего зависит его плодородие и срок жизни.

На макроуровне исследователей интересует, как возник лес, каким образом уживаются между собой разные породы деревьев, почему при осушении ближайшего болота лес стал исчезать, какую роль играют в развитии леса протекающие по нему ручьи.

Знание макроэкономики необходимо для любого человека. Оно даёт возможность ориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят на уровне национальной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действия правительства в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы и принимать решения в соответствии с этой оценкой. Простейший пример. Правительство заявляет о том, что темпы роста экономики повысились. Что это значит для вашей семьи? Во-первых, возможно увеличение доходов, во-вторых, увеличиваются шансы для ваших детей найти более высокооплачиваемую работу, в-третьих, можно будет позволить себе, не уменьшая ваших сбережений, купить что-то, о чём вы давно мечтали. Список этот можно продолжить. А что вы должны предпринять при планировании расходов и сбережений в семье, если вы вдруг прочитали о том, что инфляция в стране уменьшается, а курс рубля по отношению к доллару продолжает оставаться стабильным?

Особенно знания макроэкономики необходимы для экономистов и менеджеров. Оценка общей экономической ситуации, прогноз важнейших макроэкономических показателей требуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимая решение о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимо знать прогноз общей экономической активности, возможных изменений ставок процента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлять себе как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.

Милтон Кайерс, президент "Star Sprinkler Corporation" (США, г. Милуоки), лекция для слушателей Программы МВА в Российском университете дружбы народов: "Значение макроэкономики для менеджера растёт по мере его служебного роста в рамках компании, а также по мере расширения масштабов её деятельности, тем более, когда компания начинает действовать за рубежом."

Важнейшими задачами изучения макроэкономической теории являются:

во-первых, знакомство с основными макроэкономическими показателями и проблемами;

во-вторых, выявление и объяснение важнейших связей и зависимостей между макроэкономическими проблемами и между макроэкономическими показателями, другими словами знакомство с макроэкономическими моделями;

в-третьих, формулировка основных направлений макроэкономической политики на основе макроэкономической теории, выявление механизма, то есть методов и инструментов, реализации макроэкономической политики.

Главная цель экономического развития - это рост уровня и качества жизни всех членов общества. Для этого требуется рост масштабов общественного производства товаров и услуг на основе повышения общественной производительности труда. С точки зрения макроэкономики это означает необходимость поддержания положительных темпов экономического роста. Должна расти занятость и эффективность использования всех ресурсов общества, его рабочей силы, капитала и природных ресурсов.

Вместе с тем в рыночной экономике ресурсы общества не используются в полной мере. В условиях рыночной экономики существует безработица, недогрузка производственных мощностей. Причём масштабы недоиспользования ресурсов меняются в силу колебаний деловой активности, то есть в силу существования экономических циклов. Доходы членов общества, их уровень жизни также могут меняться в зависимости от уровня деловой активности. В дополнение к этому нестабильным и изменяющимся является уровень цен, как правило, они растут, имеет место инфляция. Колеблется курс национальной валюты, меняются масштабы экспорта и импорта, увеличиваются или уменьшаются поступления иностранной валюты. Может увеличиваться внешний и внутренний долг страны под влиянием сокращения экспорта и дефицита государственного бюджета. Всё это и есть макроэкономические проблемы рыночной системы.

Обобщающей макроэкономической проблемой является проблема макроэкономической нестабильности, главным выражением которой является экономический цикл. Дело в том, что в рыночной экономике периодически наблюдаются экономические кризисы, характеризующиеся спадом производства и ростом безработицы. Экономический спад сменяется подъёмом экономики, ростом производства и сокращением безработицы. (Подробно причины экономических кризисов будут рассмотрены в теме 11 настоящего учебника). Например, за последние 40 лет в экономике США наблюдались 6 экономических кризисов. Макроэкономическая нестабильность связана с большими потерями в производстве ВВП, с недоиспользованием ресурсов общества. Колебания деловой активности создают атмосферу неуверенности и неопределённости, в целом ведут к снижению эффективности рыночной экономики.

Из перечисленных выше проблем можно выделить основные макроэкономические проблемы.

К ним относятся как внутриэкономические, так и внешнеэкономические проблемы, в частности проблема:

масштабов национального производства и темпов экономического роста;

накопления и масштабов инвестиций;

занятости и безработицы;

недогрузки производственных мощностей;

инфляции;

дефицита государственного бюджета;

стабильности курса национальной валюты;

дефицита внешней торговли;

дефицита платёжного баланса

макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла).

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.

Для наших целей достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),

объём потребления,

масштабы накопления,

валовые инвестиции,

государственные расходы и доходы,

размеры экспорта и импорта,

число занятых и норма безработицы,

индексы цен,

денежная масса (денежные агрегаты),

ставка процента (ставка рефинансирования),

курс национальной валюты

сальдо платёжного баланса.

Некоторые из этих показателей вам знакомы, с некоторыми вы познакомитесь в процессе изучения макроэкономической теории. Главным среди них является показатель ВВП. Интерес представляют, прежде всего, показатели развития российской экономики, но в целях сравнения интересно знать и показатели экономического развития других стран, главным образом стран с развитой рыночной экономикой. Самый распространённый статистический сборник, ежегодно издаваемый Государственным комитетом по статистике РФ, это "Россия в цифрах. Краткий статистический сборник". Часть макроэкономических показателей по экономике России в 1996-2001 годах приведена в табл. 1.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели экономики России, 1996-2001 гг.

1996

1997

1998

1999

2000

2001

1

ВВП, всего (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

ВВП на душу населения (руб., до 1998-тыс. руб.)

индекс ВВП (в сопоставимых ценах, % к предидушему году)

2146

2479

2741

4767

7302

9041

14523

16826

18659

32581

50168

62457

96,6

100,9

95,1

105,4

109,0

105,0

2

Расходы на конечное потребление (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

1545

1892

2001

3280

4499

5898

3

Валовое накопление (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

529

564

444

701

1361

1994

4

Инвестиции в основной капитал (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

376

409

407

670

1165

1599

5

Расходы государственного бюджета (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

653

840

842

1258

1960

2408

6

Дефицит (прфицит) бюджета (млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

-94

-128

-155

-44

+138

+267

7

Внешнетрговый оборот (млрд. долл. США)

159

161

133

115

150

156

8

Чистый экспорт (млрд. долл. США)

23

17

17

36

61

50

9

Численность занятых (тыс. чел.)

65950

64693

63812

63963

64327

65000

10

Численность безработных (тыс. чел.)

6732

8058

8902

9094

6999

6303

11

Норма безработицы (в % к экономически активному населению)

9,7

11,8

13,2

12,6

9,8

8,9

12

Среднемесячная номинальная начисленная зароботная плата (руб., до 1998-тыс. руб.)

790

950

1051

1522

2223

3282

13

Денежная масса М2 (на конец года, млрд. руб., до 1998-трлн. руб.)

295

385

448

705

1144

1603

14

Индекс потребительских цен (%, к декабрю предидущего года)

122

111

184

137

120

119

15

Индекс цен производителей в промышленности (%, к декабрю предидущего года)

127

108

123

167

137

111

16

Дефлятор ВВП (в % к предидущему году)

144,1

114,5

116,2

164,6

137,1

...

17

Курс национальной валюты (руб. на конец года, к доллару США)

5560

5960

20,65

27,00

28,16

30,14

18

Сальдо платежного баланса - счет теущих операций (млрд. долл. США)

11,7

2,1

0,7

24,7

46,3

28,6

Источник: Россия в цифрах, 2002. Краткий статистический сборник - М.: Госкомстат, 2002.

Макроэкономическая теория объясняет, откуда возникают общие экономические проблемы, как они развиваются и как их можно решить. Главным методом для этого служат макроэкономические модели.

В экономике одновременно действуют многочисленные макроэкономические процессы, они действуют часто в противоположных направлениях. Очень трудно охватить и понять всё это многообразие экономических явлений и процессов, тем более установить зависимости между ними. Для этого используется моделирование макроэкономических процессов, то есть построение макроэкономических моделей. При этом приходится отвлекаться, абстрагироваться, от многих несущественных экономических явлений и процессов. В модели отражается определённая зависимость между макроэкономическими переменными, другими словами формулируется макроэкономическая закономерность.

Макроэкономическая модель в упрощённой форме представляет важнейшие особенности и наиболее существенные черты исследуемых макроэкономических процессов, формулирует важнейшие зависимости между ними.

Необходимо заметить, что макроэкономическая модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств, графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе макроэкономических закономерностей развития рыночной экономики.

Примером макроэкономической зависимости может служить важнейшая зависимость между изменением масштабов национального производства (уровнем ВВП), нормой безработицы и инфляцией, действующая в развитой рыночной экономике. В условиях экономического спада, когда ВВП сокращается, норма безработицы увеличивается, темпы инфляции снижаются. Другим примером макроэкономической зависимости может служить зависимость между денежной массой в обращении и уровнем цен. При прочих равных условиях увеличение денежной массы ведёт к росту цен, увеличению темпов инфляции.

2. Валовой внутренний продукт

Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product).

Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведённых, например, в экономике России, в том числе и продукцию, произведённую на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, будет входить в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав российского ВВП.

Другим показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель валового национального продукта (ВНП, или по-английски, GNP, от Gross National Product).

Валовой национальный продукт (GNP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам.

Например, стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, не будет входить в состав российского ВНП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, будет включена в состав российского ВНП.

Таким образом, разница между ВВП и ВНП небольшая, - это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории России с помощью ресурсов, принадлежащих иностранцам. Чистый доход рассчитывается как разница между доходом от факторов производства, поступившим в Россию извне, и дохода от факторов производства, выплачиваемого Россией остальному миру.

Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счёта и добавленной стоимости.

Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.

Промежуточное потребление товаров и услуг - это дальнейшее использование приобретённых товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.

Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.

При подсчёте ВВП возникают различные проблемы. Главная из них это проблема повторного счёта. Дело в том, что многие произведённые продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведённых продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный валовой продукт будет меньше на сумму повторного счёта, тот есть меньше на 4 млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд. руб. (4 + 6 = 10).

Точно так же проблема повторного счёта решается при подсчёте ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счёта из стоимости произведённой продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остаётся стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.

На практике стоимость конечного продукта называют добавленной стоимостью. В нашем примере стоимость автомобилей (10 млрд. руб.), включает стоимость металла, из которого они изготовлены (4 млрд. руб.). Эти 4 млрд. руб. составляют стоимость промежуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшиеся 6 млрд. руб. - это стоимость конечного продукта, или добавленная стоимость.

Добавленная стоимость - это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.

Более подробно расчёт добавленной стоимости при определении ВВП можно проиллюстрировать на другом примере, приведённом в табл. 2.

Таблица 2. Добавленная стоимость

Производство (орасли народного хозяйства)

Объем продаж

Стоимость использованных предметов труда

Добавленная стоимость

1

2

3

4

1. Пшеницы (сельское хозяиство)

8

0

8

2. Муки (мукомольная промышленность)

11

8

3

3. Хлеба (хлебопекарная промышленность)

20

11

9

Доставленный из магазина хлеб (розничная торговля)

30

20

10

69

39

30

Представим себе экономику, состоящую из 4-х отраслей: сельское хозяйство, мукомольная промышленность, хлебопекарная промышленность и розничная торговля. В каждой отрасли производятся определённые товары или услуги: пшеница, мука, хлеб, доставка потребителям хлеба. Заметьте, что розничная торговля - это не материальное производство, а производство услуг. Стоимость всей произведённой продукции отражена в колонке 2 табл.2. В каждой отрасли используется определённое сырьё, то есть предметы труда. Их стоимость отражена в колонке 3. (При производстве пшеницы для простоты стоимость сырья принята равной 0). Добавленная стоимость, созданная в каждой отрасли, будет равняться стоимости произведённых в отрасли продуктов, это стоимость продаж, минус стоимость использованных предметов труда (колонка 4).

Итоговые данные таблицы 2.:

Объём продаж = 69

Промежуточный продукт (промежуточное потребление) = 39

Конечный продукт (добавленная стоимость) = 30

Сумма всех добавленных стоимостей, произведённых в экономике, и будет представлять собой валовой внутренний продукт (ВВП). В общем виде точно так же рассчитывается и валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП, ВНП = Стоимость всех произведенных продуктов и услуг - Промежуточный продукт

ВВП, ВНП = Сумма произведенных добавленных стоимостей

В принципе существуют три метода измерения ВВП и ВНП:

по добавленной стоимости производственный метод;

по расходам (метод конечного использования);

по доходам (распределительный метод).

Чтобы понять, почему ВВП измеряется тремя способами и почему они дают один и тот же результат, вспомним простую модель экономического кругооборота, рассмотренную в теме 2 (рис.2.9.). Повторим эту модель на рис. 2. в несколько измененном виде.

В верхней части рисунка показано движение произведённых товаров от предприятий к домашним хозяйствам и движение факторов производства от домашних хозяйств, собственников ресурсов, к предприятиям. В нижней части диаграммы отражены финансовые потоки: доходы домашних хозяйств и их расходы.

Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике в целом:

расходы домашних хозяйств равны их доходам,

расходы домашних хозяйств равны доходам предприятий,

доходы домашних хозяйств равны расходам предприятий,

доходы равны расходам и равны объёму производства.

Подобные тождества указывают на принципиальную возможность измерения объёма произведённой продукции в обществе (ВВП) разными способами.

При расчёте ВВП производственным методом суммируются добавленные стоимости, произведённые на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства. При этом, как мы видели выше, из стоимости продаж вычитается промежуточный продукт, то есть стоимость использованных предметов труда. Производственный метод называют также методом определения ВВП по добавленной стоимости. ВВП, рассчитанный производственным методом, даёт представление об отраслевой структуре народного хозяйства. Данные о ВВП России по отраслям приведены в табл. 3.

Таблица 3. ВВП России в 2000 году по отраслям производства (в текущих ценах, млрд. руб.)

Отрасли

Объем производства (выпуск)

Промежуточное потребление

Добавленная стоимость

Производство таваров

6477

3529

2948

в т. ч.: промышленность

4763

2722

2041

сельское хозяйство

845

395

449

Производство услуг

5126

1786

3342

в т. ч.: транспорт

717

289

428

связь

159

59

99

торговля

1868

549

1318

Налоги на продукты

-

-

943

Субсидии на продукты (-)

-

-

127

Внутренний валовый продукт

-

-

7063

Подсчёт ВВП методом конечного использования - это, по существу, определение ВВП по расходам. ВВП используется членами общества лишь тогда, когда осуществлены расходы на приобретение товаров и услуг. В принципе все расходы можно сгруппировать в зависимости от того, кто их осуществляет, - домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранцы.

Поэтому все расходы в экономике делятся на 4 группы:

потребительские расходы домашних хозяйств (С),

инвестиционные расходы предприятий (I),

государственные расходы (G),

расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

Разница между этими частям ВВП определяется тем, кто покупает. Например, автомобиль, приобретённый вашей семьёй, включается в состав потребительских расходов (С), но автомобиль, приобретённый предприятием, включается в состав его инвестиционных расходов (I). Исключение составляют расходы на приобретение жилья. Они включаются в инвестиционные расходы, независимо от того, кто приобретает жильё - домашние хозяйства, предприятия или муниципалитет (государство). Впоследствии, в этой же теме, анализируя состав совокупного спроса, мы более подробно рассмотрим каждую группу расходов.

Таким образом, ВВП по расходам можно представить следующим образом:

GDP = C + I + G + NX

Данные о российском ВВП по расходам представлены в табл. 4., а структура ВВП России в 2000 году изображена на рис. 3.

Таблица 4. ВВП России в 2000 году по расходам

Группы расходов

млрд. руб., в текущих ценах

Расходы на конечное потребление

4506

в т. ч.: домашних хозяйств

3324

госсударственных учереждений

1035

Инвестиционные расходы (валовое накопление)

1246

Чистый экспорт товаров услуг

1471

Статическое расхождение

-160

Внутренний валовый продукт

7063

Определение ВВП по доходам, то есть распределительным методом, осуществляется путём суммирования всех видов первичных доходов.

Первичные доходы включают в себя:

заработную плату наёмных работников;

доход самостоятельно занятых;

прибыль предприятий (в ней выделяются дивиденды, нераспределённая прибыль, налоги на прибыль);

процент;

рентные доходы.

К ним добавляются две величины, которые не являются доходами. Это амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги (налоги минус субсидии).

Расчёт российского ВВП по доходам представлен в табл. 5., а структура ВВП России в 2000 году по доходам изображена на рис. 4.

Таблица 5. ВВП России по доходам в 2000 году

Виды доходов

млрд. руб., в текущих ценах

Оплата труда наемных работников

2821

Валовая прибыль и смешанные доходы

3033

Налоги на производсто и импорт

1348

Субсидии на производство и импорт (-)

1394

Валовый внутренный продукт

7063

Из рассмотренных методов определения валового национального продукта в наибольшей степени используются производственный метод и метод конечного использования.

3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними

Важнейшие макроэкономические показатели произведённого продукта, доходов и расходов тесно связаны между собой. Это видно из рассмотренной выше модели экономического кругооборота (Рис.2.9. и Рис. 2.). Принципиальная идея о связи макроэкономических показателей отражена в системе национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.

Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических процессов. Система национальных счетов была разработана в середине прошлого века и введена в действие в рамках Организации объединённых наций (ООН). Система постоянно совершенствуется. В настоящее время в мире действует СНС ООН, принятая в 1993 году. На рубеже 1990-х годов российская национальная статистика начала переход на международную систему национальных счетов.

Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счёт использования валового внутреннего продукта, счёт образования доходов. В самой общей форме содержание этих чётов отражено в Таблицах 3., 4., 5.. Данные системы национальных счетов России ежегодно публикуются Государственным комитетом по статистике РФ в книге "Национальные счета России. Статистический сборник".

Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, были нами рассмотрены в предыдущем разделе.

Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:

чистый внутренний продукт,

национальный доход,

располагаемый доход.

Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.

Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потреблённого в производстве.

Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги - это, если можно так выразиться, искусственный доход, возникающий в результате государственного вмешательства в экономику. Они не являются платой за использование того или иного фактора производства и не входят в состав произведённого национального дохода. В результате в составе национального дохода остаются: заработная плата наёмных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент, рентные доходы.

Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведённый в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.

Если представить, что национальный доход распределён между домашними хозяйствами - владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи, то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения.

Располагаемый доход - это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.

В схематической форме рассмотренные макроэкономические показатели СНС и соотношения между ними представлены на рис.5.. А в табл. 6. приведён пример показателей валового внутреннего продукта, чистого внутреннего продукта, национального дохода и располагаемого дохода в экономике США в 1999 году.

Таблица 6. Соотношение между показателями национальных счетов США (1999 г., млрд. долл.)

Показатели СНС

млрд. долл.

1

Валовый внутренний продукт, GDP

8800

плюс: доходы американских граждан за рубежом

+270

минус: доходы иностранных факторов производства в США

-293

2

Валовый национальный продукт, GNP

8777

минус: потребление капитала (амортизация)

-932

3

Читый национальный продукт, NNP

7251

минус: косвенные налоги на бизнес

-594

4

Национальный доход, NI

7251

плюс: транфертные платежи

+2215

минус: нераспределенная прибыль и налоги на прибыль

-2115

минус: индивидуальные налоги

-1136

5

Распологаемый доход, YD

6215

В заключение соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:

GDP = C + I + G + NX

GNP = GDP + чистый доход из-за рубежа

NDP = GDP - амортизация

NI = NDP - косвенные налоги

YD = NI - T

T = TA - TR

NX = экспорт - импорт,

где: GDP - валовой внутренний продукт

GNP - валовой национальный продукт

NDP - чистый внутренний продукт

NI - национальный доход

YD - располагаемый доход

T - чистые налоги

TA - налоги

TR - трансфертные платежи

NX - чистый экспорт

4. Уровень цен и его измерение

В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объёмы всех товаров и услуг измеряются в ценах. Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объём ВВП, но и реальный объём ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.

В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:

индекс цен потребительских товаров (CPI, Consumer Price Index)

индекс цен производителей (PPI, Producer Price Index),

дефлятор ВВП (GDP deflator).

Индекс цен - это отношение совокупности цен определённого набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.

стоимость рыночного набора в текущем году

Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100

стоимость рыночного набора в базисном году

Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за килограмм, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132. Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%). Данные для расчёта индекса цен по нашему потребительскому набору приводятся в табл. В принципе ничего не изменится, если вместо потребительских товаров мы возьмём товары производственного назначения, например: цветные металлы, нефть, хлопок, токарный станок.

Таблица Расчёт индекса цен

Потребительский набор

Кол-во

Цены (руб)

базисный год

текущий год

Яблоки

1 кг.

20

15

Мужские рубашки

3 шт.

300

400

Стоимость потребительского набора

-

920

1215

Индекс цен

-

100

132

Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.

Индекс потребительских цен - это наиболее распространённый индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране. Расчёты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.

Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.

Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности, индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.

Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

номинальный ВВП

Дефлятор ВВП = -------------------------------- х 100

реальный ВВП

Это более ёмкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает в себя цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения. Рыночная корзина, используемая для расчёта дефлятора ВВП, включает в себя и продукты питания, и транспорт, и фабричные здания, и услуги парикмахерской, и стоимость образования, и т.д. Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.

Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.

Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.

Реальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.

В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объёма, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объёма произведённых товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объёма производства по сравнению с прошлым годом. Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объём текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.

Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.

5. Совокупный спрос

До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен. В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.

Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.

В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например, понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.

В разделе курса, посвящённом макроэкономике, мы рассмотрим, по крайней мере, ещё две макроэкономические модели:

общую модель совокупного спроса - совокупного предложения (модель AD-AS);

стандартную кейнсианскую модель совокупного спроса (модель AD).

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков. Теперь мы перейдём к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.

Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply) мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом мы будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объёмов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями. Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.

Совокупный спрос (AD) - это объём товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определённом уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.

В предыдущем разделе, рассматривая ВВП по расходам, мы выделили несколько групп расходов в экономике в целом. Эти группы расходов также входят в состав совокупного спроса. Таким образом, мы можем утверждать, что важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX

Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис.6.).

При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастёт в точке В до уровня Y2. Так же, как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэконромике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.

Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода (тема 3). На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.

Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:

эффект богатства,

эффект процентной ставки,

эффект импортных закупок.

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.

Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам, - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.

Эффект богатства: покупательная способность богатства

Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.

При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счёт банковских кредитов. Объём инвестиционных расходов снижается, это ведёт к уменьшению совокупного спроса.

Эффект процентной ставки:

L - спрос на деньги

r - ставка процента

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.

При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Всё это ведёт к тому, что спрос на импортные товары растёт, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт, как разница между экспортом и импортом, уменьшается, что ведёт к сокращению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок:

Таким образом, мы объяснили, почему величина совокупного спроса меняется в противоположном направлении при изменении уровня цен. Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражён на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD, в частности, от точки А к точке В.

Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов. совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют 4 группы, которые соответствуют 4 частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт. Большинство неценовых факторов совокупного спроса приведены в табл. 8.

Таблица 8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD)

I Инзменения потребительских расходов (С)

1

Благосостояние потребителей (доход)

2

Ожидания потребителей

3

Задолженности потребителей

4

Налоги

II Изменения ивистиционных расходов (I)

1

Ставка процента

2

Ожидаемые прибыли от инвестиций

3

Налоги на предприятия

4

Изменения в технологии

5

Избыточные мощности

III Изменение государственных расходов (G)

1

Содержание государственного аппарата

2

Оборона

3

Здравоохранение

4

Образование

5

Социальное страхование

6

Проценты по государственному долгу

IV Изменения расходов на чистый экспорт (NX)

1

Ноциональный доход в других странах - торговых партнерах

2

Курс национальной валюты

I. Потребительские расходы (C). Обратимся вновь к рис. 6., где приведена кривая совокупного спроса. Графически изменение совокупного спроса под воздействием неценовых факторов изображается сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево. Например, возьмём такой фактор как изменение благосостояния потребителей, их дохода. При росте доходов домашних хозяйств увеличиваются их расходы на приобретение предметов потребления. Это вызывает рост совокупного спроса. Такое изменение в совокупном спросе на графике выглядит как смещение кривой AD вправо в положение AD'. При прежних уровнях цен Р1 и Р2 величина совокупного спроса увеличилась до уровней Y1' и Y2'.

Потребительские расходы могут изменяться в результате определённых ожиданий потребителей. Например, в связи с ожидаемым ростом цен на бензин в следующем квартале резко увеличились расходы автолюбителей на покупку бензина в текущем квартале. Это привело к росту совокупного спроса, что означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.

Многие семьи покупают крупные вещи особенно долгосрочного пользования в кредит. При росте задолженности потребителей они начинают сокращать свои текущие расходы, чтобы расплатиться с долгами. Сокращение потребительских расходов ведёт к уменьшению совокупного спроса, что графически изображается сдвигом кривой AD влево.

В 2001 году в России была введена единая ставка подоходного налога в 13%, что означало снижение подоходного налога для получающих высокие доходы. В целом это привело к увеличению реальных доходов населения и росту потребительских расходов. Таким образом, изменения в налогообложении потребителей вызывает изменение совокупного спроса. В данном случае это было увеличение совокупного спроса (на графике это сдвиг кривой совокупного спроса вправо).

II. Инвестиционные расходы (I). Важнейшим неценовым фактором, влияющим на инвестиционные расходы, является изменение ставки процента. В результате финансовой стабилизации в России в начале нового века ставки процента по кредитам существенно снизились, что было одним из факторов, вызвавшим рост инвестиций в экономику страны и тем самым повлиявшим на расширение совокупного спроса.

Ожидания производителей, например ожидаемый рост прибылей от инвестиций, может привести к росту инвестиционных расходов производителей и увеличению совокупного спроса, сдвигу кривой AD вправо.

Снижение налогов на бизнес, например, снижение налогов на прибыль предприятий, вызывает рост их накоплений, что в дальнейшем приведёт к увеличению инвестиций предприятий в дополнительное оборудование, к расширению производства. Таким образом, изменение налогообложения предприятий вызывает изменение совокупного спроса, в случае с уменьшением налогов на прибыль это означает рост совокупного спроса и сдвиг кривой AD вправо.

Изменения в технологии - это фундаментальный фактор, влияющий на увеличение инвестиционных расходов в экономике. Предприятия заинтересованы в этих инвестициях, так как новые технологии сокращают издержки производства, повышают его эффективность, что ведёт к увеличению прибыли компаний.

Одной из макроэкономических проблем рыночной экономики является проблема недогрузки, то есть недоиспользования, производственных мощностей предприятий. Недогрузка мощностей не позволяет предприятиям осуществлять новые инвестиции. В условиях недогрузки расширение производства возможно за счёт использования прежнего производственного аппарата. Существенное сокращение недогрузки производственных мощностей вызывает необходимость в расширении мощностей, а значит и в дополнительных инвестициях. Изменение уровня недогрузки производственных мощностей в экономике вызывает изменение инвестиционных расходов и совокупного спроса.

III. Государственные расходы (G). Государственные расходы включают в себя расходы на содержание государственного аппарата, оборону, здравоохранение, образование, социальное страхование, выплату процентов по государственному долгу. В большинстве случаев увеличение государственных расходов ведёт к увеличению совокупного спроса. Например, российское правительство приняло решение об увеличении государственных расходов на образование. Это решение вызывает рост расходов на приобретение учебного оборудования, строительство новых учебных корпусов и общежитий и т.д. Расширение государственных заказов частному сектору ведёт к увеличению совокупного спроса.

IV. Чистый экспорт (NX). К неценовым факторам совокупного спроса со стороны чистого экспорта относятся, во-первых, изменение национального дохода в других странах - наших торговых партнерах, и, во-вторых, изменение курса национальной валюты. Например, при прочих равных условиях увеличение национального дохода в странах СНГ вызывает рост спроса на российские товары, ведёт к увеличению нашего экспорта, тем самым и к увеличению совокупного спроса в российской экономике.

Изменение курса национальной валюты по-разному влияет на совокупный спрос. В частности, при снижении курса рубля по отношению к доллару спрос на нашу продукцию со стороны иностранцев увеличивается. Им выгодней покупать нашу продукцию при низком курсе рубля, так как цены на нашу продукцию в их валюте снизились. Всё это означает, что при снижении курса национальной валюты наш экспорт увеличивается, а импорт сокращается. Импорт сокращается, поскольку импортные товары у нас дорожают при снижении курса национальной валюты. Таким образом, при снижении курса национальной валюты сокращение импорта и увеличение экспорта вызывает рост чистого экспорта, а значит и увеличение совокупного спроса. На графике кривой совокупного спроса это выглядит как сдвиг кривой AD вправо. Противоположный эффект имеет место в случае увеличения курса национальной валюты.

Итак, мы рассмотрели сущность совокупного спроса, объяснили обратную связь уровня цен в экономике и величины совокупного спроса, показали влияние неценовых факторов на совокупный спрос.

6. Совокупное предложение

Второй определяющей частью в модели AD-AS является совокупное предложение. Также как и в случае с совокупным спросом мы определим сущность совокупного предложения, факторы, влияющие на его величину.

Совокупное предложение - это объём товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.

Совокупное предложение и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного предложения. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного предложения AS (см. рис.).

При уровне цен Р1 величина совокупного предложения в точке А и В будет равна Y1, при повышении цен до уровня Р2 величина совокупного предложения возрастёт в точке С до уровня Y2, а при повышении цен до уровня Р3 величина совокупного предложения возрастёт в точке С до уровня Y3. Так же как на микроуровне существует прямая связь между ценой товара и величиной его предложения, так и в макроэкономике в принципе существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Её форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объёма валового внутреннего продукта.

Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:

горизонтальный отрезок (кейнсианский),

вертикальный отрезок (классический),

промежуточный отрезок (восходящий).

На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остаётся неизменным даже при увеличении объёма национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объёма. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведёт к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским, по имени крупнейшего английского экономиста ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.

По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведёт к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растёт и цены на ресурсы повышаются, что ведёт к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Всё это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.

На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остаётся неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.

Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.

Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.

К важнейшим их неценовых факторов совокупного предложения относятся:

изменение цен на ресурсы;

изменение производительности;

изменение правовых норм.

Графически воздействие неценовых факторов на совокупное предложение изображается сдвигом кривой совокупного предложения влево или вправо (см. рис. 8.).

I. Изменение цен на ресурсы. При увеличении цен на ресурсы, - заработной платы, ставки процента, стоимости сырья и оборудования, арендной платы и т.д., - увеличиваются издержки производства. При этом прибыль фирм уменьшается, производство становится невыгодным, снижаются стимулы к поддержанию масштабов производства на прежнем уровне. В результате совокупное предложение начинает сокращаться. В свою очередь цены на ресурсы также зависят от многих факторов, в том числе от доступности внутренних ресурсов, от цен на импортные ресурсы, от степени господства на рынках ресурсов тех или иных поставщиков ресурсов. Сокращение совокупного предложения в результате роста цен на ресурсы на графике отражается в виде сдвига кривой совокупного предложения влево.

II. Изменение производительности. Производительность труда - это важнейший фактор, влияющий на издержки производства, а значит и на величину совокупного предложения. Повышение производительности труда происходит в результате более высокой квалификации работников, лучшей организации производства, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств производства. При повышении производительности труда сокращаются издержки производства, что ведёт к увеличению прибыли предприятий и увеличению стимулов к расширению масштабов производства. В конечном итоге совокупное предложение увеличивается под воздействием роста производительности труда. На графике это изображается как сдвиг кривой совокупного предложения вправо.

III. Изменение правовых норм. Это изменение происходит тогда, когда меняются налоги, изменяются направления и масштабы государственного регулирования экономики. Например, субсидии частному сектору снижают издержки производства. Это ведёт к увеличению прибыли и расширению масштабов производства. В результате величина совокупного предложения растёт и кривая совокупного предложения сдвигается вправо.

Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения

Мы подошли к завершающей стадии анализа модели совокупного спроса - совокупного предложения. Выяснив сущность этих понятий и определив факторы, влияющие на масштабы совокупного спроса и совокупного предложения, мы рассмотрим их взаимодействие. При этом мы в самом общем виде должны понять механизм формирования уровня цен в экономике. Это механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Иллюстрация этого механизма дана на рис. 9., рис. 10., рис. 11., рис. 12.

Прежде всего, необходимо отметить, что уровень цен в экономике стремиться к равновесному уровню, а масштабы производства тяготеют к равновесному уровню производства. Графически равновесный уровень цен и равновесный объём производства определяются в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. В этой точке покупатели готовы купить столько, сколько продавцы готовы продать.

Равновесный уровень цен - это уровень, определяемый взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения, когда величина совокупного спроса равна величине совокупного предложения.

Равновесный объём производства представляет собой такой объём ВВП, при котором произведённый продукт равен объёму потреблённых товаров и услуг, то есть совокупным расходам.

Итак, равновесный уровень цен определяется равенством совокупного спроса и предложения. Но фактический уровень цен может быть выше или ниже этого уровня в зависимости от изменения факторов на стороне совокупного спроса и совокупного предложения. При изменении факторов на стороне совокупного спроса кривая AD сдвигается влево или вправо. Например, хорошие перспективы развития экономики, рост доходов ведут к тому, что потребители увеличивают расходы на приобретение товаров длительного пользования. Это вызывает рост совокупного спроса. При этом уровень цен может повышаться или оставаться неизменным. Многое зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения функционирует экономика, на горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Другими словами, в какой степени используются ресурсы. Есть ли резервы или их нет. И в зависимости от этого поведение цен под влиянием факторов совокупного спроса будет отличаться.

Рост совокупного спроса в условиях высокой безработицы, то есть на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, не приведёт к росту цен, но вызовет увеличение совокупного предложения и формирование нового уровня равновесного ВНП (рис. 9.).

Увеличение совокупного спроса в условиях полного использования ресурсов, то есть на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения, вызовет рост цен, но величина совокупного предложения и равновесный ВНП не изменяться. В этой ситуации равновесный ВНП и потенциальный ВНП совпадают (рис. 10.).

При росте совокупного спроса в условиях обычной безработицы, то есть на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, уровень цен повышается и величина совокупного предложения также повышается (рис.11.).

Необходимо также рассмотреть, что происходит, если изменяются факторы на стороне совокупного предложения и кривая AS сдвигается влево или вправо. В частности, если существенно выросли цены на нефть и нефтепродукты, то издержки производства начинают увеличиваться. Что при этом происходит? Повышение цен на ресурсы ведёт к общему росту цен, падению производства и сокращению совокупного спроса. Кривая совокупного предложения сдвигается влево. Эта ситуация изображена на рис. 12.. При сдвиге кривой AS1 влево в положение AS2 уровень цен повышается с уровня Р1 до Р2, совокупный спрос сокращается. Формируется новый равновесный объём производства Y2.

Может ли экономика вернуться к первоначальному равновесию? Может, но постепенно, в течение определённого периода времени. В примере с изменением цен на ресурсы падение производства и рост цен приведёт к росту безработицы и формированию избыточных запасов нереализованной продукции. Для реализации этих запасов может быть предпринято снижение цен на эту продукцию, а также сокращение издержек производства различными способами. Например, снижение заработной платы, переход к другим энергоносителям, экономия ресурсов. Снижение издержек и новые более низкие цены приведут к сокращению нежелательных запасов, увеличению прибыли, расширению производства. Кривая совокупного предложения сдвигается вправо, происходит возвращение к первоначальному уровню равновесного объёма производства.

Рассмотренные нами примеры иллюстрируют процесс адаптации экономики к изменениям в совокупном спросе и совокупном предложении, формирование нового уровня цен и нового равновесного объёма производства (нового экономического равновесия). В этих процессах необходимо различать сами изменения в совокупном спросе и предложении и механизм адаптации экономики к новым условиям, механизм формирования нового равновесия.

Таким образом, модель совокупного спроса и совокупного предложения объясняет механизм формирования уровня цен в экономике в целом, изменение этого уровня под воздействием различных факторов. Это механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Список литературы

Курс экономической теории. Учебное пособие. / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001. - Гл. 21, с. 230-244, гл. 23, с. 254-261.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 7, с. 131-156, гл. 11, с. 228-250.

Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 22-23, с. 169-185.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 1999 - Гл. 23-24, с. 412-450.

Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ", 1999. - Гл. 20, с. 387-398.

Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.

Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл.13, с. 209-223.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа