Правовые отношения (работа 7)


Министерство образования Российской Федерации

Поморский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

юридический факультет

кафедра теории и истории государства и права.

Михайлов Сергей Игоревич

студент 1 группы

I курса

Курсовая работа

по курсу «Теория государства и права»

по теме «Правовые отношения».

Научный руководитель

Власова Т. В.

Архангельск 2000 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. 3

    Правовые и общественные отношения. 4

    Виды правовых отношений. 11

    Субъекты правовых отношений. 24

    Объекты правовых отношений. 33

    Содержание правовых отношений. 36

    Предпосылки возникновения правовых отношений. 44

Заключение. 50

Список использованных источников. 51

ВВЕДЕНИЕ.

В процессе жизнедеятельности люди всегда вступали во взаимные отношения различного типа, взаимодействовали друг с другом. Этого просто невозможно избежать, т.к. каждому человеку, в любом случае, одному существовать невозможно. Это факт, доказывать который нет необходимости. Но вот типы взаимоотношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, могут существенно отличаться друг от друга. На наш взгляд, на данном этапе развития отношений между людьми одно из главенствующих мест занимают общественные отношения. Их можно разделить на материальные и идеологические. Материальные направлены на поддержание существования человека. Идеологические – это лишь настройка над первыми.

На наш взгляд рассматриваемая в этой работе проблема достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень междуличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень междуличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.

Для этого необходимо более подробно рассмотреть, что же представляют собой правовые отношения, какова их сущность, структура, виды, как они соотносятся (и соотносятся ли вообще) с общественными отношениями, что порождает или предшествует правовым отношениям.

В работе будет предпринята попытка наиболее четко и подробно ответить, на эти и другие вопросы.

    ПРАВОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III – II веков до н. Э. Привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере – в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений. 1

Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, - это пожизненное заключение в одиночной камере. 2 Праобразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера – изгнание из племени.

Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом.

Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения –

это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения – это разновидность общественных отношений. Общественные отношения – это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. 1

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность.

В юридической литературе сложилось два основных подхода в понимании правоотношений. Существует мнение, что правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода.

Правоотношение – это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение – это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. 1 Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и

общественных отношений.

Правовое отношение – следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, т.к. там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:

    регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;

    не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

    частично регулируемые.

В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:

    Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

Именно в правоотношении достигаются цели правовых норм, проявляется их сила, эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, т.к. не требуют правового вмешательства.

    Субъекты правовых отношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участниками правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные, так и правообязанные лица.

Правоотношение – это всегда двусторонняя связь. Сама норма права, вызвавшая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. В еще в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

    Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент – осознанность поведения, а так же способность самого субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить ими. При этом вовсе не обязательно, чтобы участник правоотношения руководствовался только юридической нормой. Он может соблюдать моральный аналог правовой нормы, действовать по привычке. Важно, чтобы поведение было осознанным и волевым. Право регулирует только такие поступки человека, которые контролируются сознанием и волей индивида. Воля субъекта должна в принципе соответствовать воле общества и государства, выраженной в юридической норме и конкретизированной в правоотношении.

    Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правоотношениях государство заинтересовано. И, казалось, ему незачем их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических норм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, т.к. последние в своей совокупности и образуют правопорядок, как результат законности.

    Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Таковы основные особенности правовых отношений. Как надстроенные явления, они обусловлены, в конечном счете, экономическими и иными факторами и причинами.

2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям.

Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому критерию все правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.1

Другим вариантом классификации является их рассмотрение на основе социального назначения. Здесь выделяются следующие виды:

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда, или правоотношения, возникающие при акционировании и приватизации государственных предприятий. Основное содержание таких правоотношений – позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности за счет теневого капитала, за счет коррупции и применения методов, используемых мафиозными структурами. Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным.

Охранительные правоотношения – это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных

лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.

По взаимосвязи с государством следует различать также общие и конкретные правоотношения. Оба термина условны и указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений. Вообще, всякое правоотношение по-своему конкретно, и в то же время представляет собой неконкретное обобщение, интегрирующее в себе собирательные черты. Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке в 60-е годы и обоснована в работах Алексеева С. С., Матузова Н. И., Фарберга И. Е. Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права. 1

В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление. 2 В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции РФ и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти

правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является государство, т.к. неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента Российской Федерации, то в Конституции РФ приводится лишь общий механизм гарантирования или правового статуса личности.

Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает правоотношение между личностью и государством. Закон одновременно является юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения, например, между личностью и государством в связи с введением в силу уголовного закона. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается обязанность соблюдения соответствующих запретов, а государство приобретает право требовать выполнения этой обязанности гражданами. Это общие взаимосвязи. Они в наименьшей степени осознаются человеком. Как правило, человек не задумывается о правовом характере такого рода взаимосвязей. Человек не задумывается над вопросом, почему он не нарушает правовой запрет. Он действует по привычке, либо соблюдает моральный аналог правового запрета. Какая-то часть населения не нарушает запреты из-за страха подвергнуться юридической ответственности. В последнем случае правовой характер взаимоотношений между личностью и государством, возможно, приобретает осознанный характер.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов – поступков, актов конкретного поведения, например, договоров купли-продажи, займа, аренды, фрахтования и т.п.

Конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие – правообеспечительный и правоохранительный.

Общие и конкретные правоотношения могут возникать на базе как регулятивных, так и охранительных норм. Общие правоотношения чаще всего связаны с действием норм конституции, с реализацией запретов уголовного права. Нормы Конституции являются в большинстве случаев регулятивными, а нормы уголовного права – охранительными. Конкретные правоотношения так же могут быть как регулятивными (например, порождаемые гражданско-правовым договором), так и охранительными (возникающие в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, назначением и проведением судебной экспертизы и др.).1

По степени определенности субъектов все правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью. Все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

Относительные правоотношения – это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Например, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом вещи и ее покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения. 2

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Различают также простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.

Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Это объясняется тем, что в процессе правового регулирования общественное отношение теряет некоторые свои черты, приобретает новые свойства, изменяется и преобразуется. Таким образом, диспозиционное правоотношение – это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие – наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений. 1

Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.

Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.

В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. С одной стороны в них через правовые нормы воплощается воля господствующих социальных групп, с другой – выражается воля субъектов, которые непосредственно вступают в эти диспозиционные правоотношения. Следует отметить, что в диспозиционных правоотношениях, в отличие от обеспечительных, свобода волеусмотрения, волеизъявления субъектов более широкая, менее ограниченная.

Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения – это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права.

Диспозиционные правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают при реализации санкций правовых норм. Одним из элементов механизма обеспечения нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения.

Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения – это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле. 1

Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений – это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.

Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).

Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция – это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.1 Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции. К. М. Гарапшин считает, что реализация всех видов санкций связана с возникновением и функционированием обеспечительных правоотношений.2 Соответственно различаются и виды обеспечительных правоотношений. Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.

Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального

стимулирования.

Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с

реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры

государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно-принудительные, отменяющие и проч.

Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.

Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.

Отменяющие правоотношения – это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).

Организационно-принудительные правоотношения – это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).

Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.

Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты.

Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.

Управленческое правоприменительное отношение с санкции законодателя обрастает множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а в наиболее сложных случаях правоприменения – процессуальный характер.

Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом обществе приобретают и политическую окраску.

Однако, если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных (правоотношений первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка.1 Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.

Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п. Так, советской юридической общественности удалось добиться от законодателя допуска защитника на начальной стадии предварительного расследования, а в 1985 году была установлена новая протокольная форма подготовки судебного материала, установившая более упрощенный порядок производства по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР.2 До этого в уголовном судопроизводстве не могли допускаться изъятия из общих уголовно-процессуальных правил. В связи с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения нового образца, новой упрощенной формы.1

Процессуально-правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.

Выделяются также процессуальные правовые отношения. Их месторасположением, не смотря на имеющиеся недостатки, будет процесс осуществляемого в первой инстанции правосудия по уголовным и гражданским делам. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо хотя бы вскользь упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент), и правоотношениях не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент.2

Материально-правовые отношения выступают как субодинационно-организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные правоотношения, и на правоотношения по урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям:

    субъектами первого являются вполне определенные лица (интересанты): истец-ответчик; потерпевший-подсудимый и т.п.;

    в правоотношениях по урегулированию конфликта к ним как бы подключается судейский корпус (судебный состав данного процесса);

    содержание конфликтного отношения дополняется волеизъявлением судейского корпуса;

    с конфликтным отношением связано само возникновение процесса, а отношение по урегулированию конфликта по общему правилу итожит, заканчивает процесс;

Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики.

Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения.

3. СУБЪЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности.

Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.1 Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях).

Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.

Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX – XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы.1

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны – управомоченная и правообязанная.

Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль,

что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).

В юридической литературе выделяются различные виды субъектов правовых отношений. К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.

К коллективным субъектам принято относить само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, фирмы, банки; национально-государственные образования, административно-территориальные единицы. Следует подчеркнуть, что далеко не все объединения и учреждения являются коллективными субъектами правоотношений, а лишь те, которые могут выступать (выступают) в качестве юридического лица. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 Гражданского кодекса РФ1. Это – имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а, следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, т.к. не характеризуются единством воли и цели, а так же внутренней организованностью.

Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство – правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе. Отсюда объем и содержание правосубъектности у разных организаций не одинаковы. Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус. Правовой статус – это признанная Конституцией и законами совокупность естественных прав и обязанностей человека, а так же полномочий государственных органов и должностных лиц.

Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.

Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане.1

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет

пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. На правоспособность влияет также и здоровье лица. В частности, здоровье относится к брачной правоспособности.

Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности.

Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью.

В содержание правоспособности входит возможность граждан иметь имущество на праве собственности, право наследовать и завещать, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые не противоречащие закону сделки и т.д. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности.

В современном цивилизованном обществе нет, и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.1

Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а вот последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом (объектом правоотношения), совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной только правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

    неотъемлема от личности;

    не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.

    непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);

    она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;

    абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.

В понятии «правоспособности» сущность заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, т.к. такое суммарное выражение дано в самом законе.

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством – юридической способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.1

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше).2

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, для наличия которой требуется специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц так же признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанных в соответствующих уставах или положениях.

В связи с тем, что все люди обладают разной по объему правоспособностью, в теории права кроме правоспособности вводится понятие дееспособности, которое также характеризуется объемом. Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Характерной чертой дееспособности

является то, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду способность граждан приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ). Дееспособность, в отличие от правоспособности, приходит к гражданину постепенно, по мере его взросления, умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта. Поэтому она может быть разной по объему: полной, неполной (частичной) и ограниченной. Наступление полной дееспособности, как уже отмечалось, закон связывает с достижением возраста гражданского совершеннолетия – восемнадцати лет, что позволяет гражданину собственными действиями в полном объеме реализовывать всю свою правоспособность. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица. Объем ее зависит от возраста. Так, несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, распоряжаться личными вещами. А несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вкладывать деньги в кредитные учреждения и др.

Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Существует также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность. Деликтоспособность - это так же зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта. Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушения.

4. ОБЪЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Еще одной составляющей правоотношений является объект. Научное определение объекта правового отношения является крупной проблемой в теории права.

Под объектом правоотношений понимаются те разнообразные фактические общественные отношения, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности его участников,1 это состояние, которого стремятся достичь субъекты правоотношений. 2

С философской точки зрения под объектом правоотношения понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Это самое широкое, абстрактное определение субъекта. Объект и субъект – парные категории. В практической жизни термин «объект» соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (предметы, процессы, явления). Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом и наоборот. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям.3

В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию и видам объектов правоотношений. Согласно одной позиции (монистической концепции) объектами правоотношений могут выступать

только действия (поведение) субъектов, т.к. именно поступки, поведение подвергаются правовому регулированию и лишь путем поведения человек способен реагировать на правовое регулирование. Отсюда у всех правоотношений единый общий объект.

Согласно второй позиции, которая разделяется большинством ученых-юристов, объект правоотношений отличается многообразием соответствующим видам регулируемых общественных отношений. Это плюралистическая концепция.1 В юридической литературе высказывалось мнение, что в отдельных случаях объектом правоотношений может выступать личность человека. В качестве примера приводят брак, когда взаимный интерес супругов состоит не только в определенном поведении друг друга, но и в личных качествах. При этом важно, чтобы «господство одного лица» не исключало личной свободы другого. Признавалось так же право на собственную личность.2

В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами являются:

    материальные блага (вещи, предметы, ценности);

    нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и неприкосновенность личности);

    продукты духовного творчества. Это могут быть произведения литературы, музыки, искусства, живописи, скульптуры, а так же изобретения, открытия, рационализаторские предложения,3 т.е. результаты интеллектуального труда.

    Ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, деньги, чеки, векселя, дипломы, паспорта и т.п.);

    фактическое поведение участников правоотношения: услуги и их результаты. Этот вид объекта характерен для правоотношений, возникающих на основе норм уголовно-исполнительного права (в сфере исполнения наказаний), административного права и других отраслях.

В жизни существуют и такие правоотношения, в которых состоит несколько видов из числа перечисленных объектов. Это относится, например, к правоотношениям, вытекающим из договора о создании, разработке и передаче научно-технической продукции. Такие договоры предусматривают вид выполняемых работ, сроки, оплату и конечный результат – производство определенной продукции, являющейся разновидностью собственности.1

Итак, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правовых отношений. Это и предметы материального мира, и объекты духовной жизни. Сюда же относятся и требование поведения субъектов, и результат этого поведения.

Словом, как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Даже человек как вещь в некоторых правовых системах становится объектом правоотношений, в частности в рабовладельческих обществах.2

Важно иметь в виду, что объект правоотношения отнюдь не пассивный элемент. Он так же влияет на содержание конкретного субъективного права, юридической обязанности. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественного состояния, другие для возмещения вреда и т.д.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Говоря о субъекте и объекте правовых отношений необходимо сказать и о третьем составляющим правоотношения элементе – содержании. Оно скрыто от невооруженного теоретическим анализом и синтезом взгляда. Для его выявления необходимо провести достаточно серьезное теоретическое исследование. Показывая правоотношения в виде «естественно сложившейся структуры», в виде некой интеллектуальной модели, исторически возникающей и развивающейся в процессе упорядочивания законодателем реальных общественных отношений, мы тем самым закладываем научно-теоретическую базу для:

а) верного понимания общей перспективы правоотношений;

б) эффективной практической деятельности.1

С целью более глубокого и всеобъемлющего понимания содержания необходимо функциональное назначение правоотношений. В функциональном плане правоотношение есть ничто иное, как проявление человеческого фактора на поверхности государственной и общественной жизни.

Содержание правоотношений, таким образом, можно сравнить с противоречивым процессом взаимодействия социально-психологического и предметно-юридического. В результате перехода одного в другое, в результате упорядочивания личных желаний, социальных условий и правовых требований субъект удовлетворяет свои духовные или материальные потребности путем совершения тех или иных действий, истинный смысл и значение которых и составляет действительное содержание правоотношений.

В более детальном изложении содержание представляет собой процесс взаимодействия комплексных факторов объективного и субъективного порядка. Во-первых, субъект и объект правоотношения, о которых говорилось выше.

Во-вторых, правовые категории, в которых заложены соответственно программы поведения в виде субъективных прав и юридических обязанностей, юридических свобод и процедуры их осуществления.1

В-третьих, юридические факты и фактические составы как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В-четвертых, разнообразные формы, средства получения желаемых благ. Эти средства могут определяться или не определяться в праве. Однако в последнем случае они, по крайней мере, не должны противоречить нормам права.

В-шестых, уровень интеллектуально-эмоционально-волевого освоения элементов, так или иначе задействованных в правоотношении, разработки плана поведения и готовность его осуществить.

В-седьмых, совершение действий в рамках отношений, культурно-нравственный уровень поведения субъектов.

В-восьмых, интеллектуальное и эмоциональное восприятие и оценка как собственного поведения (самоконтроль), так и поведения противоположной стороны.

Более подробно остановимся на традиционно выделяемых составляющих правоотношения – субъективном праве и юридической обязанности.

Правоотношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное или фактическое составляют те общественные

отношения, которые опосредуются правом; волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников, юридическое содержание составляют субъективные права и юридические обязанности.1

Выделение субъективного права в составе правоотношения является необходимым, если иметь в виду, что правоотношение – это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность определенного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта. В этом смысле и говорится о субъективном праве как о мере возможного, свободного поведения одного субъекта, и о юридической обязанности, как о мере должного, обязательного поведения для другого субъекта.2

В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности – юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности – правообязанным. Первый может совершать известные действия, второй обязан их исполнять.

Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство государства и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные

границы. Юридическое дозволение – это сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются и не должны регулироваться правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: «все, что не запрещено, дозволено». Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечиваются государством. Их предусматривают в нормах права.

В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой форме как вид и определенная мера поведения. Норма права может предусматривать несколько вариантов возможного поведения. Однако существуют и другие способы закрепления субъективных прав. Зачастую указаны только границы возможного поведение и тем самым закрепляется определенный простор для более широко усмотрения самого управомоченного субъекта. В частности, гражданское законодательство, как правило, только в общей форме регулирует договоры купли-продажи. Стороны могут сами договариваться в отношении различных условий, вариантов.1 Другой пример – право собственности на вещь. Как будет пользоваться вещью ее собственник, всецело зависит от его усмотрения. Важно, чтобы при этом он не нарушал норму, которая предусматривает данное право, либо другие нормы. Значит, субъективное право – это не только вид, но и мера поведения участника правового отношения.

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности:

во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические именно для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом);

во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правом вести себя определенным образом);

в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношений юридической обязанности (например, арендодатель имеет право требовать у арендатора исполнения обязанностей, оговоренных в договоре аренды);

в-четвертых, правомочие обратиться в судебный орган, если другая сторона не исполняет обязательство.1

Из перечисленных правомочий состоит любое субъективное право. Наряду с этим в зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. Например, согласно статье 46 УПК РСФСР, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному ему обвинению, представлять доказательства, заявлять ходатайства.2 Он имеет так же и другие права, перечисленные в статьях 46, 47 УПК РСФСР. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу, в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (органом дознания, следователем, прокурором и т.п.) соответствующей обязанности либо обратиться к компетентным органам государства за защитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и т.п.)

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношений. В отличие от субъективного права, нельзя отказаться от выполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно отнесся к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения, содержанием правоотношения. Мера – это те границы осуществления обязанности, которые предусматриваются в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений. Например, в сфере экономических отношений существует множество различных предпосылок, обусловливающих необходимость возложения обязанностей на граждан и должностных лиц. Производство товаров и услуг немыслимо без выполнения многочисленных разнообразных функций. Это, прежде всего, трудовые функции производителей и функции организаторов производства. Они проявляются как результаты заключения трудовых контрактов и договоров, гражданско-правовых сделок между производителями и потребителями товаров и услуг. Юридические обязанности порождаются как частным, так и публичным правом. Примером публичных обязанностей граждан являются их воинские обязанности, в основу которых положен публичный интерес. Государство, все его органы и должностные лица выполняют функцию обеспечения общественных интересов. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают. Они объединяются термином «полномочия».1

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активными либо пассивными. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные – необходимость воздержания от действий, запрещенными нормами права.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и так же включает в себя четыре компонента:

    необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

    необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

    необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

    необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.1

Большинство правоотношений по своей юридической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность (например, в договоре купли-продажи, аренды, поставки и т.п.), где стороны взаимноуправомочены и правообязаны, их права и обязанности обеспечиваются и реализуются через друг друга. Такая корреляция заложена уже в правовой норме, которая носит предоставительно-обязывающий характер.

При этом заметим, что в специальной литературе структура юридической обязанности долгое время не раскрывалась – внимание главным образом концентрировалось на субъективном праве.2 Однако субъективное право и юридическая обязанность – это парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретного правоотношения строго соответствуют друг другу.

6. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Правовые отношения, как и всякое общественное явление, порождаются, детерминируются материальными условиями общественной жизни. К данным материальным условиям в первую очередь относится экономический строй, базис общества. Однако правоотношения детерминируются не только экономическим строем, но и всеми остальными материальными факторами общественной жизни. Сами правоотношения частично вторгаются в материальные общественные процессы. Эти внутренние факторы правоотношений также определяют свойства их надстроечных компонентов.1

Обусловленность материальными процессами как сущностное свойство правоотношений в определенной мере вбирает в себя материальную детерменированность права и государства. Однако степень зависимости государства, права и правоотношений неодинакова, т.к. правоотношения и сами непосредственно порождаются и обусловливаются материальными процессами общества. Такая двойственность влияет на специфику данного сущностного свойства правоотношений. С одной стороны, большая мера субъективного момента, меньшая выраженность общих интересов и потребностей материального характера сказываются на зависимости правоотношений от материальных факторов общества, придают им большую субъективность и конкретность. С другой стороны, правоотношения связаны с материальной и объективной сторонами общественной жизни теснее, непосредственнее, чем право, государство. Правовые отношения более динамичны, более изменчивы.

В то же время нельзя абсолютизировать материальную

детерменированность правоотношений. Они сохраняют за собой способность к относительно самостоятельному существованию, и оказывает активное обратное воздействие на материальные, экономические процессы в обществе.1

В науке предпосылки возникновения правоотношений принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно:

а) не менее двух субъектов, т.к. человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению этих потребностей и вызывает к жизни соответствующее правоотношение. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Однако, одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще и формально-юридические. К ним относятся:

а) норма права (исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное, формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющегося государственным регулятором общественных отношений.1 Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

б) правоспособность и дееспособность субъектов;

в) юридический факт.2

Юридический факт - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.3

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых юридических свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Жизнь - непрерывная цепь разнообразных фактов, явлений, действий, случаев, событий, но не все из них приобретают юридическое значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия.

Таким образом, придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочивания общественной и государственной жизни.

Юридический факт - это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.

Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления их особенностей и более глубокого познания.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. 1 Например, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, приносится вред имуществу, а, стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никак обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими.2 Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу, выход на пенсию, вступление в брак и т.п.) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на военной службе, в браке, в родстве и т.п.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствующее

правоотношение, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры, решения, распоряжения, приказы и т.п.).

В литературе указывается на юридические факты-поступки длящегося характера, например, создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенных правоотношений требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).1

Как уже отмечалось выше, юридические факты содержатся в гипотезе правовых норм и наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренное нормой права последствие. Соответственно, для юриста всегда важен вопрос о наличии или отсутствии юридического факта при установлении фактических обстоятельств дела и их квалификации. Считается, что убежденность участников правоотношения в существовании или отсутствии юридических фактов может быть основана на очевидности этого обстоятельства (например, что человек не может двигаться быстрее, чем летящий самолет); доказанности наличия или отсутствия юридического факта (например, по результатам судмедэкспертизы делается вывод от причине наступления смерти); презумпции наличия или отсутствия юридического факта (например, презумпции невиновности, презумпции добропорядочности).2

В целом юридические факты играют весьма важную и активную

роль в общей правовой системе, являясь своего рода «нервными окончаниями» (рецепторами) сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью хорошо придуманной шкалы (набора) юридических фактов, путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей курсовой работе была рассмотрена общетеоретическая сторона такого общественного явления, как правовые отношения. Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из главных проблем теории права.

На наш взгляд работа выполнена достаточно полно и плодотворно. Поставленные вопросы были исследованы достаточно глубоко и вполне внимательно. Это можно объяснить тем, что, например, только видов правовых отношений автором было отмечено около сорока. Необходимо, однако, сразу же отметить некоторые возможные недостатки данной работы. Опять-таки виды правоотношений были перечислены и рассмотрены далеко не все. Это можно объяснить тем, что практически каждому виду норм права соответствует один, а то и несколько видов правовых отношений, а целью работы было не перечисление всех возможных видов правоотношений, а рассмотрение их сущности, структуры и видов на конкретных примерах.

Можно сказать, что все задачи поставленной работы выполнены успешно. Вероятно, будет возможность продолжить дальнейшее исследование данной тематики или более подробно остановиться на рассмотрении какого-либо вопроса, соответствующего ей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Теис, 1996. - 48 с.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят 22 декабря 1995 года Государственной Думой Совета Федерации. – М.: Новая волна, 1997. - 512 с.

    Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1997 года. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 280 с.

    Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 790 с.

    Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - 152 с.

    Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 10-14.

    Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Издат-во БЕК, 1995.-324с.

    Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издат-во Казанского университета, 1993. - 108 с.

    Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - 472 с.

    Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. - 476 с.

1 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. Т. 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997 - С. 3

2 См.: там же. - С. 3

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - №10. - С. 9

1 См.: Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 9

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 13

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10.- С. 14

2 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Теис. - 1996. - С. 4 (Далее - Конституция РФ).

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 14

2 См.: там же. – С. 14.

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 37

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 41

1 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 607

2 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 42

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 51

2 См.: Уголовно-процессуальный кодекс. Принят Верховным Советом Российской Федерации 27 октября 1960 года. Официальный текст по состоянию на 15.11.1997 г. - М.: Издат. группа НОРМА - ИНФРА , 1998. - (Далее - УПК РСФСР).

    1См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 52

    См: Там же. – С. 61

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. - С. 392

1 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - С. 10

1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - М.: Новая волна, 1997. - (Далее - ГК РФ).

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 486

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 12

2 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - С. 22

3 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 493

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 12

2 См.: Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Издательство БЕК, 1995. - С. 140

3 См.: Гранат Н. Л. Указ. соч. – С.12.

3

1 См.: Гранат Н. Л. Указ соч. - С. 13

2 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - С. 22

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права /Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 13

1 См.: Правовые отношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 15

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 490

2 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1997. - С. 20

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 10

1 См.: там же. - С. 11

2 См.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1997 года. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

1 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 11

1 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 492

2 См.: там же. - С. 493

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 17

1 См.: Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 1993. - С. 17

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 316

2 См.: там же. - С. 480

3 См.: Там же. - С. 496

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 496

2 См.: там же. - С. 497

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 1997. - С. 497

2 См.: Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10. - С. 13