Рынок и его экономическое обоснование

Рынок и его экономическое обоснование

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свобод-носкладывающимся ценам.

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования,обеспечивающая эффективность реше-ния социально- экономических проблем.

Классификация рынков:

1)По объектам приложения различают: рынок товаров, ры-нок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2)В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3)По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регули-руемый рынки.

4)По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1)Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2)Посредническая. В условиях развитого разделения труда эко-номически обособленные производители могу обмениваться результа-тами своего труда.

3)Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических произ-водственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достегается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4)Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и об-мен между группами общества.

5)Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6)Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Социальное рыночное хозяйство.

Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов пот-ребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечи-вает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства зак-лючается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удов-летворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государс-тва нацелена на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентра-лизованном и свободном выборе профессии, на возможности свободно-го принятия решений в отношении потребления и производства това-ров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности.

Открытость по отношению к нововведениям и эффективность инфор-мационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конку-рентной борьбой, быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач.

Координация отдельных решений осуществляется посредством регулирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложения,

Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координа-ции управления. Расширение процесса принятия решений производите-лями в целях приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений.

Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен явля-ется конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления.

Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.

Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго.

Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.

Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пи-онеров, в ходе конкурентной борьбы лишают пионеров их преиму-ществ. Поэтому прочная прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится к инновациям. Большой вред рыноч-ной экономике наносят ограничения конкурентной борьбы.

В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.

Он состоит:

1.в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество;

2.в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том чис-ле за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях;

3.в многочисленных правах населения в управлении различными ор-ганами самоуправления;

4.в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства;

5.в выполнении государством социальных функций посредством обес-печения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также сущест-вует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.

Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, пос-кольку оно за счет своей эффективности само по себе создает необ-ходимые предпосылки для максимально возможного уровня общего бла-госостояния.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государс-тво проводит политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.

1.Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование воз-можностей вступления в договорные отношения и порядок распоряже-ния и пользования собственностью.

2.Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3.Обеспечение стабильности национальной валюты.

4.Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5.Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования кар-телей власти на рынке сбыта.

6.Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7.Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8.Определение общепризнанных правил в области налогового и соци-ального права и внешнеэкономических отношений.

9.Макроэкономическое управление социально- экономическими про-цессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели и средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.

1.Повышение жизненного уровня населения.

2.Стабильный уровень цен.

3.Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер: а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы. б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, ста-бильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качест-венным решениям какой-либо проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и содействует НТП, в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения.

Стабильный уровень цен.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства цент-рального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей. Стабильность денежной системы является предпо-сылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.

Высокий уровень занятости.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам. В результате каждый трудоспособный гражданин может всту-пить в трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или проф-союзам и на основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага.

Социальное обеспечение и справедливость.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения доходов и имущества достигается путем регулиро-вания тарифных договоров и за счет системы социального законода-тельства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является сущест-венной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в сос-тоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства. Для формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов:

1.Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

Этапы: а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация

2.Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс-твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой ответственностью.

3.Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.

4.Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

5.Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих, технических и социальных предпосылок.

Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контроли-руют 80% отрасли.

Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации про-изводства, обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.

Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6.Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

Лекция N3

7.Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

создание сильного рыночного законодательства;

формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8.Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми-рохозяйственных связей.

Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.

9.Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.

Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.

Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях.

Механизм управления и регулирования рыночной экономики.

Управление общством в целом, и в том числе социально-экономическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:

содержательном

функциональном

структурном

Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей.

Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений. б) Организация управления решений. в) Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е) Оперативное управление процессом выполнения решений.

Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем:

подсистемы политики;

подсистемы механизмов ее реализации.

Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного руководства управления обществом.

Политика структурно делится на стратегию и тактику:

Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает ре-шение крупномасштабных задач.

Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии.

Политику также можно рассматривать в содержательном, струк-турном и функциональном аспектах.

Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной, структурно-инвестиционной, научно-технической и инф-раструктурной политики. В основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение труда.

Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной, идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной, национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.

Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной.

Поскольку общество представляет целостную систему, то и по-литика выступает как целостное образование. Она должна быть еди-ной, органически увязывающей все аспекты.

Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации.

Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов.

Структура механизма управления.

Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из ряда элементов, имеет определенную структуру:

прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких процессов;

организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию решений, воздействие на производственные процессы для достижения поставленных целей;

система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности, по-вышения ее результативности.

разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в управление делами общества.

Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонисти-ческих противоречий, оно должно регулироваться государством.

Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и желаемых темпов воспроизводства общих на-роднохозяйственных условий, нормального функционирования товароп-роизводителей.

Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых, бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования, прогнозирования и проектирования.

1.Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с помощью норм права деятельности людей, организаций, определение компетенций, объема полномочий и обязанностей государственных и хозяйственных организаций, граждан. Механизм правового регулиро-вания составляют различные нормативные акты.

2.Важным инструментом регулирования рыночной экономики является государственный бюджет. Он используется для регулирования эконо-мики прежде всего через финансирование расходов.

Важным инструментом воздействия являются государственные ка-питальные вложения, государственные закупки и государственные со-циальные расходы.

В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие функции:

1.Финансирование приоритетных направлений, научных исследований и программ подготовки квалифицированной рабочей силы. Формирова-ние и реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии.

2.Финансовые поощрения модернизации оборудования и роста его производительности, разработка мероприятий развития экспортного потенциала.

3.Финансирование программ по охране природы.

4.Регулирование общенациональной системы социального страхования как важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы.

Государственный бюджет и финансовая система оказывают влия-ние на предпринимательскую деятельность, формируя различные соче-тания стимулов, государство направляет их деятельность в русло осуществления социальных задач важных для всего общества.

В системе государственного регулирования важное место зани-мают налоги. Налоговая политика, как и государственное инвестиро-вание, используется для стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций, повышения экспортной конкурентноспособности товаров.

Основными методами использования налогов являются:

изменение ставок подоходного налога;

изменение ставок налога на прибыль;

предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики.

В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной аморти-зации.

Лекция N4

Особенно эффективна система налоговых льгот в области науч-ных исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффек-тивное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стиму-лирование экспортного потенциала.

Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно-денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы: “О ЦБ РФ”, “О банках и банковской деятельнос-ти”. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний регулирует дея-тельность коммерческих банков по следующим направлениям:

установление минимального размера уставного капитала;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатель ликвидности баланса;

минимальный размер обязательных резервов, депонированных в бан-ке РФ;

максимальный размер риска на одного заемщика (10% от суммы ак-тивов банка);

ограничение размеров валютного и курсового рисков;

ограничение использования привлеченных депозитов для привлече-ния акций юридических лиц.

Кредино-денежные средства, используемые в процессе регулиро-вания рыночной экономики, выступают в виде учетной ставки процен-та за банковский кредит, денежной эмиссии, минимальных резервов банков, мероприятий на рынке ценных бумаг. Эти средства дополняют бюджет налоговой величины, с их помощью государство добивается изменений спроса и предложения на денежные кредиты.

Учетная ставка - это ставка процента, которую ЦБ РФ как эмиссионный банк взимает с коммерческих банков за предоставляемый им кредит. Повышая (понижая) ее эмиссионный банк затрудняет (об-легчает) коммерческим банкам доступ к заемным средствам и тем са-мым ограничивает или расширяет их возможность по предоставлению кредитов предприятиям и организациям.

В системе кредитно-денежных средств регулирования рыночной экономики важное место занимает денежная эмиссия. Она приводит к количественному изменению денежной массы. Исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятие их из обращения при-надлежит ЦБ РФ. В соотвествии с функциями резервной системы ЦБ РФ:

а) осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; б) является кредитором последней инстанции для коммерческих бан-ков; в) реализует расчеты между банками; г) обслуживает государственный долг страны; д) проводит операции на рынке ценных бумаг; е) выдает коммерческим банкам лицензию на совершение банковских операций и операций с иностранной валютой; ж) осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков.

Наряду с денежной эмиссией велика роль в регулировании эко-номики управления денежным оборотом. Управление денежным оборотом в РФ осуществляет ЦБ РФ в соответствии с функциями резервной сис-темы и на основе главных направлений единой государственной кре-дитно-денежной политики. Содержанием его деятельности в этой об-ласти является регулирование объема и структуры денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и на вкладах юридических лиц, граждан и других безусловных денежных обязательствах банков.

Основными экономическими методами регулирования денежной массы являются:

определение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;

покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты;

определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерчес-кими банками в ЦБ РФ;

определение прцентных ставок по кредитам, предоставляемых ЦБ РФ.

В целях воздействия на состояние рынка в стране широко ис-пользуются меры ЦБ РФ по установлению минимальных размеров резер-вов банка. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний устанав-ливает размер обязательных резервов, размещенных в ЦБ РФ в про-центах. Коммерческие банки поддерживают остаток средств на ре-зервных счетах в ЦБ РФ в размерах, установленных обязательными резервными требованиями.

Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут исполь-зоваться для кредитных операций коммерческих банков. То есть смысл регулирования нормы обязательных резервов состоит в том, что государство обязывает кредитные учреждения хранить часть сво-их средств в ЦБ РФ. Чтобы избежать кредитной экспансии и охватить конъюнктуру, государство увеличивает нормы обязательных резервов и замораживает часть депозитов банка.

Сущность мероприятий на рынке ценных бумаг заключается в том, что, продавая облигации государственных займов коммерческим банкам, ЦБ РФ изымает часть ликвидных ресурсов, то есть сокращает кредитные возможности банков.

Во время перехода к рыночным отношениям велика роль экономи-ческих и социальных процессов, происходящих в обществе.

Характерной особенностью рыночной экономики является простое ценообразование. Государство может оказывать воздействие на про-цесс ценообразования путем стабилизации цен, принимая в этих це-лях соответствующие законодательные акты.

Важным составным элементом системы регулирования экономики является планирование. С его помощью осуществляется использование на практике финансово-кредитных инструментов и других экономичес-ких рычагов. Это обеспечивается путем разработки всех видов бюд-жета, кредитных планов в процессе внутрифирменного планирования, составления комплексных прогнозов социально-экономического разви-тия страны, а также целевых комплексных программ по решению важ-нейших народнохозяйственных проблем.

Существует планирование и прогнозирование на макро- и микро-уровне. Разделение труда является объективной основой планирова-ния и прогнозирования.

Макроуровень экономики.

Факторы планирования на макроуровне:

1.Недостаточность механизма свободного рынка для обеспечения макроэкономической устойчивости народного хозяйства страны. Дан-ное обстоятельство обусловлено тем фактором, что свободному рынку присущи технологические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.

2.Увеличение по мере роста уровня доходов доли общественного потребления в совокупном потребление. Поскольку общественное пот-ребление товаров и услуг регулируется не обычным рыночным меха-низмом, а правительственными организациями, постольку возрастает доля совокупных ресурсов страны, распределяемых правительством вне рыночных механизмов.

3.Возрастание масштабов косвенных последствий производства и потребления на среду обитания.

4.Усиление степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, что приводит к появлению более важных и слож-ных форм их взаимной зависимости.

5.Возрастающий интерес к проблемам долгосрочного развития, проб-лемам ресурсосбережения, возможности истощения невоспроизводимых ресурсов, постепенное разрушение окружающей среды.

6.Постоянный рост консолидации групп людей и классов, а также частных компаний в соответствии с социально-экономическими инте-ресами. Они выдвигают требования, автоматическое выполнение кото-рых механизм свободного рынка не обеспечивает.

Планирование и прогнозирование - это наука, которая занима-ется систематизацией и производством новых знаний в области, свя-занной с составлением прогнозов, программ, проектов. Это специфи-ческая форма общественной практики людей, являющаяся функцией уп-равления и состоящая в подготовке вариантов решений в виде прог-нозов, проектов и т.д., обоснованием их оптимальности, обеспече-нием возможности их выполнения.

В системе управления планирование занимает центральное мес-то. Аргументами в пользу такого вывода являются:

1.Тот факт, что планирование выступает в качестве подфункции та-кой функции управления, как подготовка и принятие управленческих решений. В системе основных функций управления данная функция за-нимает приоритетное место, поскольку с нее начинается процесс уп-равления.

Содержанием планирования как формы общественной практики яв-ляется разработка прогнозов, проектов, программ и планов на осно-ве использования выводов и рекомендаций науки планирования.

Содержание планирования охватывает его сущность и проявления сущности, то есть процедуры разработки проектов, программ, прог-нозов и планов.

Формы планирования многообразны. Они определяются многоуров-невостью и многоаспектностью.

1.Различают отраслевой, региональный, социальный, научно-техни-ческий, экологический, инфраструктурный и другие аспекты планиро-вания.

2.В зависимости от уровня плановой работы различают планирова-ние, осуществляемое на межстрановом, общегосударственном, респуб-ликанском, региональном и других уровнях.

3.В зависимости от промежутка времени, который охватывают реше-ния, различают долгосрочное, среднесрочное и текущее планирова-ние.

Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются обществом. Содержание планирования раскрывают его процедуры. Процедуры планирования - это упорядоченная после-довательность применения логики, принципов, подходов и методов оптимизации решений в процессе планирования.

Выделяют три основные процедуры:

а) прогнозирование

б) программирование

в) проектирование

Планирование на макроуровне призвано способствовать реализа-ции экономической, социальной, экологической, структурно-инвести-ционной, научно-технической и внешнеэкономической политики.

На уровне предприятий планирование и прогнозирование высту-пает в качестве инструмента реализации рыночной стратегии менедж-мента, выступая важным условием повышения эффективности и при-быльности деятельности предприятий.

Планирование как наука.

Практическая деятельность общества по разработке прогнозов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов обусловило возникновение и развитие особой науки - планологии.

Планология - это сфера исследовательской деятельности, нап-равленная на производство новых знаний в области составления, обеспечения возможности реализации, выполнения решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов.

Как и всякая наука планология представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем: организационной и теоретико-методологической.

В состав организационной подсистемы входят:

ученые с их опытом, теоретическими и практическими знаниями;

система научных учреждений, занимающаяся проблемами прогнозиро-вания, планирования и проектирования на различных уровнях народ-но-хозяйственной системы страны;

система научной информации по фактической организации плановой деятельности в РФ и за рубежом.

Теоретико-методологическая система включает:

общую методологическую часть в составе теории познания и диа-лектического метода исследования;

специфическую часть, включающую систему понятий, категорий, законов, ограничивающих объективные отношения и связи, возникаю-щие в плановой практике;

совокупность накопленных знаний о путях, методах разработки, обоснования оптимальности, обеспечение возможности выполнения и контроля за ходом выполнения прогнозов, программ и планов;

методы научно-исследовательской работы.

Предметом планологии является исследование механизма дейс-твия и механизма использования объективных законов развития об-щества, форм и методов реализации полученных знаний для обеспече-ния возможности планомерного регулирования происходящих в ней процессов, для обоснования развития и совершенствования процедур планирования.

Такое определение предмета теории планирования позволяет вы-делить в нем три важнейших аспекта научной деятельности:

1.Социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных за-кономерностей, определяющих развитие социально-экономических про-цессов. Познание этих закономерностей и присущих им количествен-ной зависимости является базой для научного обоснования прогно-зов, проектов всех уровней.

2.Методология планирования. Это инструмент познания социаль-но-экономических процессов и активного воздействия на них. Это осуществляется на основе разработки и реализации в процессе прак-тической деятельности принципов логики, методологических подходов и методов научной разработки прогнозов, проектов, программ и пла-нов.

3.Организационный аспект. Он охватывает вопросы, связанные с со-вершенствованием структуры органов и организаций, занимающихся плановой работы их взаимодействия с органами управления на раз-личных уровнях.

Содержанием теории планирования является планомерная органи-зация регулирования процесса расширенного воспроизводства на мак-ро- и микроуровне. Речь идет о прогнозировании и регулировании воспроизводства общественного продукта и национального дохода в отраслевом и национальном аспектах воспроизводства трудовых ре-сурсов и их использования, инвестиционных процессов, уровня жизни и ее качества, финансово-кредитных и социально-экономических от-ношений. В планировании социального и экономического развития ис-пользуются выводы, фактические данные и методы исследования, при-меняемые функционирующими и отраслевыми экономиками.

Планилогия тесно связана с техническими и естественными нау-ками. Отраслевые и функционирующие науки используют и развивают положение общеметодологических наук науки планирования с учетом особенностей предмета.

Планирование социально-экономического развития как форма общественной практики в условиях рыночной экономики.

1.Прогнозирование в системе планирования развития рыночной эко-номики.

2.Планирование - важнейшая процедура планирования.

3.Проектирование, подготовка проектов и планов в системе плани-рования.

4.Организация ПиП в РФ на современном этапе.

В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:

1.Во-первых, с тем , что рыночное хозяйство отличается постоян-ными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, что-бы недопустить грубых ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения контрагентов и конкурентов.

В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым эле-ментом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хо-зяйства.

2.Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикатив-ных, стратегических и директивных планах крупных проектов.

Прогнозирование - это процедура планирования развития рыноч-ной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта управления в определенный момент.

Содержание прогнозирования - это разработка прогнозов раз-личных временных горизонтов, касающихся народного хозяйства в це-лом, и его подсистем.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных сос-тояниях объекта управления, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование выступает в качестве связующего звена между теорией и практикой во всех областях жизни общества.

Прогнозирование выполняет две основные функции:

1.Предсказательная (описательная, директивная).

2.Предуказательная ( предписательная, перспективная)

Предсказание подразумевает описание возможных или желаемых перспектив состояния решений проблем будущего.

Предуказание - это собственное решение этих проблем, исполь-зование информации о будущем в целях направленной деятельности, то есть в проблеме прогнозирования можно выделить два аспекта:

Теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возмож-ностью принятия на основе полученных знаний решений.

Социально-экономическое прогнозирование имеет своей целью создание научных предпосылок для подготовки и принятия решений. Эти предпосылки включают научный анализ тенденций, вариантное предвидение, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и наме-ченные, оценку возможных последствий принимаемых решений, обосно-вание направлений социально-экономического и научно-технического прогресса.

Существует в настоящее время технология прогнозов. Она стро-ится в зависимости от различных критериев, признаков, целей, за-дач и методов организации прогнозирования. К числу наиболее важ-ных относятся масштаб прогнозирования, время учреждения, характер объекта и функция прогноза.

1) По масштабам прогнозирования выделяют следующие виды прог-нозов:

макроэкономические;

структурные;

прогнозы развития народно- хозяйственных комплексов;

отраслевые и региональные;

прогнозы развития первичного звена.;

2)По времени упреждения выделяют прогнозы:

оперативные (до 1 месяца);

краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (от5 до 10-15 лет);

дальнесрочные (до 15-20 лет);

Перечисленные типы прогнозов отличаются друг от драга как вре-менными рамками, так и своим содержанием и характером оценок исс-ледуемых процессов.

Оперативные прогнозы основаны на том, что в прогнозируемом пе-риоде не произойдет существенных изменений. В этих прогнозах пре-обладают детальные количественные оценки ожидаемых событий.

Краткосрочные прогнозы предполагают только количественные из-менения.

Средне- и долгосрочные прогнозы исходят как из количественных, так и качественных изменений. В среднесрочных прогнозах дается количественно-качественная оценка, а в долгосрочных - качествен-но-количественная.

Дальнесрочные прогнозы исходят только из качественных измене-ний, причем речь идет об общих закономерностях развития объекта исследования.

3)В зависимости от характера исследуемого объекта прогнозы делятся на:

прогнозы развития производственных отношений;

прогнозы социально-экономических предпосылок и последствий НТП;

прогнозы динамики народного хозяйства;

прогнозы воспроизводста населения, трудовых ресурсов и т.д.

прогнозы экономического использования ПР и природоохранных мероприятий;

прогнозы уровня и качества жизни населения;

прогнозы воспроизводства основного капитала и капитальных вложений;

прогнозы внешнеэкономических связей.

4)По функциональным направления прогнозирования прогнозы делятся на:

поисковые;

телеологические.

Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, причем такие прогнозы отвлекаются от условий, способных изменить эти тенденций.

Телелогический прогноз разрабатывается на базе заранее опреде-ленных целей. Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Таким образом, если поиско-вый прогноз при определении будущего состояния объекта отталкива-ется от его прошлого, то разработка телеологического прогноза осуществляется от заданного состояния будущего к существующим тенденциям и их значениям.

Источники прогнозной информации.

1)Накопленный опыт, основанный на знании закономерностей проте-кания и развития исследуемых явлений, процессов и событий.

2)Экстраполяция существующих тенденций.

3)Построение моделей прогнозируемых объектов применитель-но к ожидаемым или намечаемым условиям.

Существует три способа прогнозирования:

1)Экспертный. Он основан на предварительном сборе информации и ее обработке, а также на суждении экспертов относительно пос-тавленной задачи прогноза.

2)Экстраполяция. Способ, предполагающий изучение предшествую-щего развития объекта и перенесение закономерностей этого разви-тия.

3)Моделирование. Исследование поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта в свете ожидаемых или намечаемых измене-ний в его состоянии.

Переход России к рыночной экономике Объективно обуславливает необходимость осуществления кардинальных изменений в прогнозиро-вании, его теоретических основах, технологии и организации.

Направления изменения практики прогнозирования.

1)Первое направление заключается в том, что составителям прогнозов необходимо избавиться от линейной экстраполяции. Требу-ется исходить из новых парадигм общественного развития. Из пара-дигмы развития по спирали, его цикличности,в неизбежности перио-дической смены эволюционной и революционной формы развития любого прогнозируемого объекта и события.

Парадигма - это строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

Парадигма - это исходная концептуальная модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в оп-ределенный исторический период в научном сообществе.

2)Второе направление заключается в необходимости преодолеть односторонность прогнозирования, то есть использовать при разра-ботке прогнозов междисциплинарный метод. Необходимо учитывать эн-догенные и другие факторы.

3)Третье направление заключается в том, что должны измениться приоритеты. Если прежде преобладал технократический подход, то сейчас на первое место выдвигаются социальные проблемы.

4)Четвертое направление заключается в том, что надо расширить горизонт прогнозирования и пределы предвиденья. Закономерности циклического развития, механизм взаимодейсвтия циклов могут быть достоверно раскрыты лишь при исследовании столетий исторического развития.

Нужны прогнозы, которые сочетают вероятностную оценку разви-тия общества на столетия вперед с долго-, средне- и краткосрочны-ми прогнозами, достоверность которых может возрастать мо мере приближения к исходному пункту.

5)Пятое направление заключается в том,что прогнозирование должно стать процессом демократического выбора вариантов своего будущего развития избирателями, фирмами и т.д. Прогнозы должны быть известны обществу.

6)Шестое направление заключается в том, что закономерности циклического развития не действуют в изолированно взятой стране. Они носят глобальный характер , поэтому прогнозы должны отражать мировые процессы и особенности данной страны.

7)Седьмое направление заключается в том , что новая волна подъема прогнозирования при качественном обновлении его теорети-ческого и методического арсенала требует более современных и гиб-ких форм координации и интеграции усилий ученых и специалистов в проведении междисциплинарных исследований.

Значение прогнозирования при формировании рыночной стратегии.

1)Прогноз дает возможность оценить характер цикличного разви-тия рынка и функционирующих на нем объектов.

При эволюционной динамике рыночная стратегия предприятий и от-дельных хозяйственных элементов должна быть направлена на закреп-ление и расширение своей доли на уже существующем рынке. При ре-волюционных сдвигах, когда речь идет о формировании нового рынка, рыночная стратегия предприятий заключается в захвате на нем доми-нирующей роли.

2)Прогноз позволяет выявить, на какой фазе жизненного цикла находится производимый товар, технологический процесс, позволяет избирать на различных фазах разную рыночную тактику.

Если это фаза освоения, то предприниматель может идти на риск, на значительные затраты, на временные убытки для того, чтобы сформировать спрос на него.

3)В процессе прогнозирования создается возможность для выбора широкой гаммы вариантов рыночной стратегии с учетом взаимодейс-твия различных циклов в различных отраслях. Это позволяет сделать поведение товаропроизводителей на рынке более гибким , адаптиро-ванным и устойчивым к внешним воздействиям.

Особенности проектирования.

1)Оно выступает в качестве инструментов реализации политики.

2)Оно раскрывает цели и пути развития различных объектов.

3)Оно определяет этапы социально-экономического развития общества и отдельных его подсистем.

В процессе проектирования должны разрабатываться различные ва-рианты развития, с тем, чтобы было возможно выбрать оптимальный проект и иметь в будущем такой вариант, который будет соответс-твовать изменившимся условиям хозяйства.

В связи с переходом к рыночным отношениям меняются отношение к планам, их роль и процесс становления.

1)Изменяется социально-экономическая природа планов, как на микро-, так и на макроуровне.

2)Усиливается стратегический характер народнохозяйственного проектирования. Основное внимание уделяется структурной перест-ройке народного хозяйства, формированию отраслевых и народнохо-зяйственных пропорций.

3)Повышение научной обоснованности проектов планов, которые должны стать действенным инструментом организации воспроизводс-твенного процесса.

Цели проектирования должны соответствовать существующим ресур-сам при условии их эффективного использования.

4)Расширяется степень демократизации процесса проектирования.

В условиях рыночной экономики разрабатывается целая система планов. Она включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные

По функциональному признаку планы делятся на:

производственные;

транспортные;

строительные и др.

По уровням Распространения различают народнохозяйственные, от-раслевые, региональные и планы микроуровня.

Разработка долгосрочных среднесрочных планов позволяет рацио-нально сочетать решение перспективных задач общества.

Долгосрочные планы а РФ будут представлены в виде концепции социально-экономического развития страны на 10 лет.

В этой концепции будут определены цели общества с выделением приоритетных целей общества, его субъектов и соответствующие структуры народного хозяйства.

Важнейшим элементом концепции должна стать политика в области НТП и оценка на этой основе перспектив повышения эффективности использования ресурсов, роста занятости и производительности, по-вышения капиталоотдачи.

На основе этой концепции должны разрабатываться индикативные планы рассчитанные на пять лет. В рамках этого периода определя-ются цели и параметры вопроизводственного процесса.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа