Социологическое исследование (работа 3)

Методика и процедура социологического исследования

Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др. Специализированные процедуры социологического исследования, а также методы количественного анализа.

Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...

2. Методический раздел программы социологического исследования: назначение, структура, требования к разработке

Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Методический раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

3. Выборка в социологическом исследовании

Выборкой называют 1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению; 2) совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях. Каковы же основные принципы отбора, или иначе методы выборки? Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует:

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый)

2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность.

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

4. Метод опроса в социологическом исследовании

Опросом называют метод сбора первичной вербальной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опрос - это наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Опрос можно разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника воздействуют друг на друга. Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента. В социологии и социальной психологии метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?

Во-первых, при использовании метода интервью существует возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

Во-вторых, ситуация интервьюирования, по форме близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов.

В-третьих, существует возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.

В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.

Но тут же можно отметить и минусы интервьюирования: этот метод требует больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием.

Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) в отечественной социологии наиболее популярным методом опроса являлось анкетирование и его разновидности: групповой (аудиторный) опрос и почтовый опрос. Под групповым опросом понимается метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в определенно месте в одном помещении, а почтовый опрос подразумевает рассылку анкет по почте с последующим ее возвратом. Как и любой из методов социологического исследования, анкетирование имеет ряд жестких принципов для его проведения, начиная от количества вопросов, и заканчивая техникой заполнения анкеты. Так, по установившимся правилам, бланк анкеты должна содержать ответы на вопросы: кто проводит анкетирование, цель проведения, объяснение как заполнять анкету, как будет использована информация и т.д. Кроме того, анкета должна составляться по принципу: введение в анкету, (содержащее простые вопросы), основные вопросы, и, наконец, личные вопросы. Помимо этого, анкета должна содержать так называемую "паспортичку" - блок, где респондент указывает свои данные. И это, пожалуй, наиболее простое в подготовке анкеты. А наиболее сложное - это правильная подборка, формулировка и расположение вопросов. Ведь что такое анкета - это основные рабочие гипотезы, переведенные на язык вопросов. Причем эти вопросы должны быть выстроены в четком порядке и правильно поданы. Лишь при соблюдении этих условий мы можем получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

Вопросы по форме могут быть открытыми и закрытыми. Закрытым называется такой вопрос анкеты, на который предложен полный набор вариантов ответа, а открытый вопрос предполагает самостоятельное формулирование ответа опрашиваемым.

Используются прямые и косвенные вопросы. Нередко в анкету включаются контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответа.

Даже после того, как анкета составлена с учетом всех правил и нюансов, ее запускают в предварительное опробование - пилотажное исследование. Опыт показывает, что только в ходе анализа ответов лиц, участвующих в пилотажном исследовании, можно учесть технические недоработки документа, неудачные формулировки и т.д.

Одним из наиболее бесспорных и общепризнанных достоинств анкетирования, как в групповом, так и в почтовом опросе, является его экономичность.

5. Экспертный и социометрический опросы в социологическом исследовании.

Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов - высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. Основными этапами экспертного опроса является разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения, фиксирование результатов и их обработка. В процессе опроса эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным о целях и задачах исследования.

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии - науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

6. Статистические методы в социологическом исследовании.

Статистическими методами называют совокупность методов и моделей прикладной математической статистики, используемую в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство из этих методов применяется в ряде гуманитарных и социальных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. К первой группе можно отнести выборочный метод , описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов. Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей. Стимулом к развитию статистических методов стали новые возможности обработки больших массивов информации методами ЭВМ.

7. Социальный эксперимент в социологическом исследовании

Социальным экспериментом называют способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. . Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.

В связи с тем, что ведущие социологи своего времени (Дж.С.Миль, О.Конт, М.Вебер) отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. И по сегодняшний день эксперимент в социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие социальные процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез.

Исходя из этих трудностей, некоторые исследователи вообще отрицают возможность экспериментального метода в социологии, многие оставляют ему значение второстепенного, вспомогательного метода. Подобное отношение отражается в исследовательской практике: экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. Естественно, что эксперимент в той форме, в какой он применяется в естественных науках, в социологии невозможен. Но это не означает, что следует отказаться от проведения исследований, направленных на эмпирическое доказательство объяснительных гипотез. Для повышения степени научной обоснованности результатов подобного исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при этом различные их виды. А какие виды существуют?

Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.

По характеру объекта и предмета исследования следует различать социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.

По характеру объекта исследования различаются также реальные и мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.

По специфике поставленной задачи различаются:

1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.

2) Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

3) Одно- и многофакторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).

Попытки проведения контролируемого эксперимента как правило приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".

В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.

Среди полевых экспериментов различаются активно направленные и естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно. Следует отметить, что остается спорным вопрос, являются ли подобные исследования разновидностью эксперимента или наблюдения. Многие существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность исследователя, контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и логическая схема ее доказательства.

Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.

В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.

8. Игровые методы в социологической деятельности

Выделяют два типа игровых методов: имитационные (деловые) игры и игры открытого типа. Основное применение имитационных игр находят в исследовании социальных систем и их моделировании для аттестации и обучения руководящих кадров. Деловой игрой называют метод поиска управленческих решений и условной проблемной ситуации. Чаще всего она используется в групповом, реже в индивидуальном варианте. Из игровых элементов в деловую игру включается: распределение по ролям, состязательность, особые правила и т.д. Первоначально деловая игра применялась как метод активного обучения работников управления с целью выработки у них навыков принятия решений в нестандартных ситуациях., но сегодня она получила распространение как средство тестирования определенных способностей у работников ряда категорий. В последние годы в Украине приняты попытки использовать игровой метод для поиска решений реальных управленческих, социально-экономических проблем силами тех, кому предстоит затем самим осуществлять найденные решения. То есть, так называемые игры открытого типа. Игры открытого типа делят на организационно-деятельные, инновационные, проектные, практически-деловые. В этом случае игра проводится с участием нескольких десятков человек вне повседневной производственной обстановки (3-5 и более дней). Участники разбиваются на конкурирующие группы, работающие по специальной программе совместно с методистом (организатором групповой работы), иногда приглашаются консультанты по менеджменту. В конце каждого дня группы представляют на пленарном собрании свои результаты.. Существуют, кроме того, ролевые, психотехнические игры и тренинги. Помогая найти конкретные варианты решения задачи, такого рода игры способствуют ролевому развитию их участников, обучают их сотрудничеству.

9. Техника обработки социологической информации

Обработка материалов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этапа обработки информации с другими этапами исследования. Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта.

Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:

1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также является задачей этого этапа.

2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа.

3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.

4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т.д. Однако, независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации.

5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий - переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными.

6. Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости.

10. Методы анализа данных в социологических исследованиях

Метод - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка - это рутинные, механические преобразования, а анализ - это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией. Методы анализа данных можно разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы описательной статистики и статистики вывода, а также методы моделирования и прогнозирования социальных процессов. Кроме того, методы анализа социологической информации могут быть разделены на универсальные (пригодные для анализа большинства видов информации) и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).