О первом Воскресении и "Рождении свыше"

О ПЕРВОМ ВОСКРЕСЕНИИ И "РОЖДЕНИИ СВЫШЕ"

1. О классе "верного и благоразумного раба"

     Оказывается, если верить основоположнику иеговизма Ч.Расселу, Второе Пришествие Христа состоялось в 1874 г. Спустя три с половиной года, в 1878 г., произошло воскресение из мертвых всех, причисленных к "небесному классу" ("небесное правительство"). Всего избранников (вместе с воскресшими из мертвых и еще живущими на земле) Рассел насчитывает 144 тысячи человек. Три с половиной года осуществлял Спаситель общественное служение при Первом Пришествии. Точно так же и во время Второго Пришествия, через три с половиной года происходит небесное Воскресение (оно же Воскресение первое).
     Весь евангельский век - от Первого Пришествия до Второго, по учению Рассела, был посвящен преимущественно собиранию "малого стада" ("небесный класс"), которому уготована великая честь - быть небесными соправителями Христа.
     "Нынешний век (век евангельский. - И.Е.), - писал Ч.Рассел, - посвящен, главным образом, созданию этого класса, членам которого было обещано изменение их природы. Послания и наставления Апостолов были обращены к этому "малому стаду" [151]. Так навязывается мысль, что новозаветные Писания бесполезны для непричисленных к "малому стаду" (144 тысячи), ибо писаны исключительно для узкого круга людей.
     Зато причисленные к "небесному классу" уже при земной жизни получат начатки рождения от Духа, вся же полнота этого рождения открывается для них только при воскресении, которое, как мы сказали, уже состоялось в 1878 г. Большинство из причисленных к "малому стаду" к тому времени оставили этот мир, те же, кто живы, кто умирает после 1878 г., тот, минуя смерть (небытие), сразу же воцаряется на небесах.
     Воскресшие и пребывающие на небе обретают духовное естество, которое обещано только 144 тысячам избранников Церкви, избранных в евангельский век [152]. Что же разумел основатель иеговизма, говоря о духовном естестве? "В Писании, - утверждал он, - не сказано ни о том, что ангелы бессмертны, ни о том, что восстановленное человечество (во время 1000-летнего царства и после него. - И.Е.) станет бессмертным. Бессмертие свойственно только двум божественным природам - Иегове, а также нашему Господу Иисусу Христу, в Его настоящем возвышенном состоянии, и, наконец, бессмертие обещано Церкви, телу Христову (144 тысячам избранных), когда она будет прославлена с Ним" [153] (после Армагеддона).
     Только 144 тысячи человек обретут бессмертие во главе с Иисусом Христом, остальные причастники жизни будущего века и даже ангелы в случае обращенности их воли ко злу подвергнутся смерти, т.е. самоуничтожатся через грех. Только им даровал Иегова возможность иметь жизнь в самих себе за их верность. По возрождении из мертвых они обретут божественное состояние и образ. Бессмертие есть жизнь независимой, самосуществующей божественной природы, "к которой ведет узкий путь" [154], идущие им отказываются даже от невинных земных радостей, - утверждал Рассел.
     Здесь мы вновь сталкиваемся с очень темным мудрствованием иеговистов о воскресении в божественном естестве и образе. Что же это такое? Сами свидетели Иеговы на это ответить не могут. Равно как и на вопрос: почему только этим полуторастам тысячам определено сие от Бога? И можно ли этих воскресших назвать людьми? На небесах они будут подобны Иисусу Христу, но ведь Сам Спаситель, по учению иеговистов, есть Перворожденный Ангел. Какая природа будет свойственна воскресшим из "класса верного и благоразумного раба" ("малое стадо")? Если ангельская, то разве не равносильно это новому творению? А если божественная, не абсурд ли это?
     "С концом евангельского века узкий путь к бессмертию закроется, потому что избрание "малого стада", для чего он и был предназначен, закончится" [155], - утверждал Ч.Рассел. Следовательно, к 1914 г. все причисленные к "небесному классу" должны родиться в теле и к тому времени ощутить рождение от Духа.
     В работах Рассела есть недвусмысленные указания на существование второго "небесного класса", которому надлежит воскреснуть для воцарения на небесах при всеобщем воскресении- в начале тысячелетнего царства. Сюда Рассел включил "великое множество" (Откр. 7, 9), потерявших свои венцы в земной жизни. Все они были удостоены бессмертной жизни, но вследствие уклонения от исполнения своих обетов потеряли возможность иметь жизнь в самих себе [156]. К этому классу причислили Д.Виклефа, Я.Гуса, М.Лютера, Ж.Кальвина, У.Цвингли и многих других. Каково их общее число, неизвестно, но все они именуются "великим множеством" по сравнению с "малым стадом" - 144 тысячами.
     Так возникло учение о двух "небесных классах" : собственно церкви - "малом стаде" и "великом множестве", верующих в искупление Господа Иисуса Христа, но идущих по сей жизни "широким путем" без особых ограничений своей воли. Разница состоит лишь в том, что члены "великого множества", как и "малое стадо", "обладая такими же духовными телами, не обладают бессмертием" [157]. Правда, вскоре после смерти Рассела иеговисты предали забвению это учение.

Сравнительная таблица учения Ч.Рассела и современных свидетелей Иеговы о плодах Второго Пришествия

 

Ч.Рассел

Свидетели Иеговы

Второе Пришествие состоялось в:

1874 г.

1914 г.

Первое воскресение совершилось:

1878 г.

1918 г.

"Небесный класс", они же "рожденные свыше", они же "небесное правительство" общим числом 144 тысячи

Имеют надежду на бессмертную жизнь на небесах - члены "небесного правительства"

Имеют надежду на бессмертную жизнь на небесах - члены "небесного правительства"

Набор в "небесный класс" завершен к:

1914 г. По другим данным - 1881 г.

1935 г.

Армагеддон и начало тысячелетнего царства начнется

1914 г.

По Д.Рутерфорту, в 1925 г. Второй срок - конец второй мировой войны.
По Н.Норру, с началом космической эры.
Второй срок - 1975 г.

"Великое множество"

Имеют небесную надежду, но не будут иметь бессмертное естество. Не входят в "небесное правительство"

Все прочие из живущих и живших на земле, кроме явных злодеев (Адам, Ева, Иуда, книжники, фарисеи и все, не признающие за истинное учение свидетелей Иеговы).
Воскреснут для жительства на земле во время 1000-летнего царства.

Все прочие из живущих

Воскреснут для жительства на земле во время 1000-летнего царства. В группу входят все жившие и живущие, кроме 144 тысяч ("малое стадо") и "великого множества".

См. выше

2. Современное учение о первом и втором Воскресении

     Пришедший во второй раз в 1914 г. Иисус Христос через три с половиной года (1918 г.) воскресил к духовной жизни всех, причисленных к "небесному классу", учат иеговисты. Рожденные от Духа Святого и еще прибывая здесь, на земле, знают, что им уготована благая участь составить "небесное правительство" ("небесный класс"), которое будет управлять народом Божиим, удостоенным жить на земле при тысячелетнем царстве.
     В "небесное правительство" иеговисты включают только лиц, живших и живущих в новозаветные времена. Этот постулат они выводят из известного евангельского стиха, сказанного об Иоанне Крестителе: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф. 11, 11). Совершенно очевидно, что первый праведник, явившийся в подзаконное время (ставший таковым через исполнение закона), был первым и по наступлении благодати Духа Святого. Смысл этого евангельского стиха в том, что законом пред Богом не оправдается никакая плоть.
     "Живя на земле, каждый из сопричисленных "небесному классу" однажды испытывает рождение свыше" как духовный сын Бога и помазанный святым Духом (Ин. 3, 3-5), - пишут иеговисты. Те из них, кто умер до 1918 г., вновь вернулись к жизни в первое воскресение, но уже на небе. Рожденные свыше и покинувшие мир сей после 1918 г. немедленно удостаиваются небесного воскресения, минуя смерть (т.е., по учению иеговистов, смерть как полное уничтожение сознания).
     "Небесное правительство" - 144000 - еще не приступило к своим обязанностям, ибо не наступило еще тысячелетнее царство, в котором им надлежит править. Тем временем на земле все меньше остается иеговистов, причисляющих себя к "небесному классу". В конце 1994 г. на всей планете они насчитывали себя числом чуть более семи тысяч.
     По учению Ч.Рассела, набор в "небесный класс" был завершен к началу 1914 г. - ко времени наступления Армагеддона. Это и понятно, ибо после священной войны "небесное правительство" сразу же должно было приступить к исполнению своих обязанностей - править землею.
     Однако 1914 г. и последующие годы не принесли иеговистам вести о начале Армагеддона, и это заставило Д.Рутерфорта объявить, что набор в "небесный класс" продолжается. Итак, любой иеговист и после 1914 г. мог получить внутреннее свидетельство от Духа Святого о своем рождении свыше. И в самом деле, к чему было лишать иеговистов надежды, пусть даже к концу жизни, получить "внутреннюю печать" Духа Святого. И только в тридцатых годах лидеры иеговистов сошлись во мнении, что набор в "небесный класс" практически завершен. До этого лишь небольшая часть иеговистов относила себя к так называемому "великому множеству". К середине тридцатых годов перед правящей корпорацией встала серьезная проблема. Иеговистов с каждым годом становилось все больше и возникло опасение, что чаявшие принадлежать к избранным могли в скором времени превзойти 144 тысячи - число указанное в Откровении (Откр. 14, 3).
     На одном из иеговистских конгрессов в 1934 г. произошел знаменательный эпизод, когда председательствующий обратился к присутствующим: "Кто имеет надежду на участие в тысячелетней жизни на земле?". В зале поднялось всего несколько человек. Все остальные, чаящие тысячелетия на небесах, приветствовали стоя этих воистину дерзких людей. Впрочем, спустя год на следующем конгрессе руководство корпорации вынуждено было заявить о том, что набор в "небесный класс" практически завершен. Из этого следовало, что всякий, вдруг ощутивший себя "рожденным свыше", отныне объявлялся пребывающим в духовной прелести. Такое решение вызвало еще один раскол среди иеговистов.
     Мы живем в последние времена, неустанно твердят иеговисты,- вот-вот грянет Армагеддон. Но на вопрос, когда это случится, сектанты многозначительно умолкают. Правда, много раньше иеговисты учили, что священную войну -Армагеддон узрит хотя бы один - последний из оставшихся на земле причисленных к "небесному классу".
     Отметим, что свои эсхатологические чаяния сектанты выводят из слов Спасителя: "Не пройдет род сей, как все сие будет" (Мф. 24, 34). Таков был ответ Его на вопрос учеников "когда сие будет?" (т.е. когда будет разрушен Иерусалим). Сектанты тщеславно полагают, что если Священное Писание дано только немногим, "рожденным свыше", то и слова Спасителя "не пройдет род сей" следует относить именно к ним.
     С каждым годом "рожденных свыше" становится все меньше и очень скоро не останется совсем. Сознавая всю шаткость своего учения, свидетели Иеговы в настоящее время утверждают, что Армагеддон наступит не позднее, чем уйдет из жизни последний из людей, родившихся в 1914 г., причем неважно - иеговист ли он или не иеговист.
     Ученики Христовы, которых назидал Господь о времени разрушения Иерусалима, стали свидетелями этого события. Если же следовать логике сектантов, то Армагеддон непременно должны увидеть те из причисленных к "небесному классу", которые к началу первой мировой войны (окончание "времен язычников") удостоились "рождения свы-ше". В каком же возрасте человек может удостоиться "рождения свыше"? Обычно это происходит в зрелые годы, говорят иеговисты, однако, если следовать принятому у протестантов обычаю крестить в 16 лет [*] и предположить, что "рождение свыше" возможно в этом возрасте, то сегодня таковому человеку должно быть не менее 98 лет.
     Из этой арифметики, навязанной самими сектантами, следует, что мы являемся свидетелями очередного провала иеговистских пророчеств. Потому лиц, "рожденных свыше", с таковым возрастом у иеговистов не значится.
     Сами свидетели Иеговы обычно редко задаются вопросами, ставящими под сомнение их догмы. В их многочисленных изданиях они охотно приводят статистику, отмечая, что ныне еще живет немало людей (не иеговистов), родившихся в 1914 г. Но когда автор этой работы спрашивал, кого разумел апостол Павел, говоря: мертвые воскреснут нетленными, а мы же изменимся (1 Кор. 15, 52), -то, оказывается, эти слова они относят к последним временам, когда умершие во Христе воскреснут для жизни на земле по наступлении тысячелетия. Живые, из причисленных к "небесному классу", изменятся, воскреснув для жизни на небесах. Остальные из живущих либо уничтожатся, либо переживут Армагеддон, не изменяясь. "Пророчество" о наступлении Армагеддона до ухода из жизни последнего из "родившихся свыше" в 1914 г. опровергает другое пророчество о возможном крайнем сроке Армагеддона, ибо весьма сомнительно, что к тому времени кто-то останется в живых из причисленных к "малому стаду". Ведь все эти люди хорошо известны в среде иеговистов и находятся в преклонном возрасте. Трудно сказать, есть ли среди имеющих "небесную надежду" (члены "малого стада") рожденные в 1914 г. ... Если есть, то, наверное, таких очень немного. И если последний из них уйдет из жизни, то некому будет "изменяться", когда наступит священная война - Армагеддон.
     Никак нельзя приурочить к 1918 г. и следующий стих Евангелия: "Мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках" (1 Фес. 4, 16). Если допустить, что воскресение произошло единовременно в 1918 г., то и изменение природы человеческой, постигшее избранных, должно происходить также единовременно. Однако ничего подобного в 1918 г. не наблюдалось. Иеговисты и доныне живут со своей персональной небесной надеждой, продолжая борьбу сразу со всеми христианскими деноминациями.
     Теперь еще об одном возражении касательно "рожденных свыше". Иеговисты иногда утверждают, что среди "рожденных свыше" и ныне здравствующих есть люди, родившиеся в 1914 г., следовательно, сейчас им 82 года. Но получить "рождение свыше" возможно лишь по достижении духовной зрелости, с другой стороны, иеговисты учат, что набор в "небесный класс" был завершен в 1935 г., т.е. кто-то мог в свои 21 и менее лет сподобиться "небесного рождения". Мы знаем, что Господь вышел на свое общественное служение в 30 лет и был как Мессия принят своими учениками. Поясняя ученикам смысл Своих слов "не пройдет род сей", Господь предрек, что разрушение Иерусалима узрят ныне живущие - его современники. Невозможно допустить, что среди последних Он подразумевал и грудных детей, для взоров которых чудеса, творимые Спасителем были еще закрыты. Господь, конечно же, разумел взрослых людей. По логике сектантов именно те, кто осознал и Второе Пришествие, непременно должны стать свидетелями и разрушения в огне Армагеддона современной цивилизации. Любители апеллировать к библейским цифрам и датам могли бы заметить, что Иерусалим был разрушен в 70 г. Заманчиво было бы провести аналогию и со "временем Второго Пришествия". Собственно, Ч.Рассел так и сделал, прибавив к 1874 г. от Р.Х. 40 лет и получив 1914 г. Если мы отвлечемся от эсхатологических выкладок иеговистов, то увидим, что все рассматриваемые нами предсказания о "воскреснувших из мертвых в 1878 г. и тогда еще живших "рожденных свыше", согласно картине "последних времен" по Ч.Расселу, давно и скандально лопнули.
     Таким образом, исполнение слов Спасителя "скоро, близ есть при дверях" переносится иеговистами на отдаленную перспективу.
     Беря на вооружение слова апостола Павла: "мертвые о Христе воскреснут прежде" (1 Фес. 5, 16), - иеговисты считают, что когда свершилось пришествие Иисуса как царя, началось и небесное воскресение, в коем первыми воскрешены "те члены духовного Израиля, которые уже умерли как хранители непорочности".

3. 144 тысячи - кто они?

     Итак, первое воскресение имело место в 1918 г., а умирающие из числа "рожденных свыше" приобщаются к "небесному классу". Сразу же отметим, что число, на котором делают акцент сектанты, сугубо символическое. Оно получено путем умножения 1000 на 144, а число 144, в свою очередь, получено путем умножения 12 на самое себя. Число 144 тысячи не означает какой-либо определенной группы лиц. Оно включает вообще всех, живших во времена Ветхого и Нового Заветов и сподобившихся Царства Небесного. Как во ветхозаветные времена было 12 патриархов, от которых произошел народ Божий, явивший себя миру сонмом пророков и праведников, так и в новозаветное время на проповедь были посланы 12 Апостолов, многих к учению Христа привлекших и тем выполнивших свою миссию.
     Слово "тысяча" в Священном Писании, как правило, имеет аллегорический смысл. "Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний" (Пс. 89,5). "У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Милость Божия продолжается "до тысячи родов" (Втор. 5, 10). Допустимо ли указанное в Откровении число "тысяча" понимать как общепринятую протяженность времени, а под числом 144 тысячи совершенно определенное количество людей? Разумеется, нет, ибо 144 тысячи указывает на некую полноту, которую будет представлять собой Царство Божие, что следует из 21-й главы Откровения, где говорится, что длина Небесного града равна 144 локтям (Откр. 21, 17). В 7-й главе Откровения число 144 означает, что по 12 тысяч из каждого колена израильского нашлись запечатленными (Откр. 7. 4). Причем колена перечисляются поименно, и непосредственного отношения к живущим в Новом Завете (иеговистам в том числе) это число не имеет. По мнению толкователей Библии, это число может означать относительно небольшое число, по сравнению с которым новозаветное царство представляет "великое множество" (Откр. 7, 9).
     В 14-й главе Откровения сказано: 144 тысячи есть "девственники" и пришли от "великой скорби". Причем буквальное понимание этого числа, к чему склонны иеговисты, способно вообще лишить всякого смысла их учение, поскольку Ч.Рассел и Д.Рутерфорт были в свое время женаты, однако причисляли себя к "небесному классу", к 144 тысячам, о которых Писание говорит, что они девственники.
      Достаточно обратиться к 7-й и 14-й главам Откровения, чтобы обнаружить всю нелепость учения сектантов о "небесном классе" еще и потому, что иеговисты учат, будто в 144 тысячи попадут только живущие в новозаветное время. Однако этому противоречит 7-я глава Откровения, в которой 144 тысячи - это люди, жившие исключительно в ветхозаветную эпоху.
     Составляющие это число пришли от "великой скорби" (Откр. 7, 14). В собственном смысле время "великой скорби", по учению сектантов, еще не наступило. Если же под "великой скорбью" разуметь отказ от обладания "предметами" мира сего, как это считал Рассел и его последователи, то могут ли эти "скорби" сравниться со скорбями монашествующих, ибо живущие вне стен монастыря не имеют даже отдаленного представления о тяжести иноческих испытаний.
     В 7-й главе говорится о 144 тысячах, спасенных в Ветхом Завете, а в 14-й - о спасенных в Новом Завете. "Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие" (Деян. 14, 22). "Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24,13).
     Что же касается упоминания о девстве, то, очевидно, речь в первую очередь идет о духовном девстве, посредством коего человек очищается и телесно. "Девство" в понимании сектантов есть отсутствие связей с "ложными" религиями, хотя многим из причислявших себя к "небесному классу" здесь похвалиться нечем, ибо в прошлом они побывали в разных протестантских деноминациях. Среди составляющих "теократическое царство" немало таких, кто прекратил все отношения с Бруклинской корпорацией. При этом они не перестают веровать во Христа и стали членами иных христианских церквей.

4. Критическое рассмотрение текстов писания о временной последовательности Воскресения

     Возвращаясь к вопросу о первом воскресении, отметим, что ни в 7-й, ни в 14-й главах Откровения не говорится, что 144 тысячи имеют участие в воскресении первом. Такое заключение иеговисты делают на основании 20-й главы Апокалипсиса. Посмотрим, насколько оно правомерно. Сразу же надо сказать, что повествование в книге Откровения о Первом Воскресении не имеет параллелей в Священном Писании. Попытка искусственно увязать первое воскресение с числом 144 тысячи есть духовное недоразумение. Восприятие 20-й главы Откровения в силу его пророчески образного характера действительно представляет немалые трудности. Соглашаясь с этим, сектанты прибегают к ряду других мест Писания, и прежде всего к ответу Иисуса Христа саддукеям о сподобившихся достигнуть воскресения мертвых (Лк. 20, 35) [*], а также словам апостола Павла: "все почитаю тщетою...я от всего отказался и все почитаю за сор... чтобы достигнуть воскресения мертвых... " (Фил. 3, 8-11).
      Горячее стремление Апостола иметь часть в воскресении, а также вышеприведенные слова Спасителя, как полагают сектанты, дают им повод усматривать здесь указание на воскресение первое, ибо говорят они: если бы было одно всеобщее воскресение, то незачем было бы говорить о "сподобившихся" достигнуть его.
     Указание на первое воскресение они находят также в тех местах Писания, где говорится, что в нем могут участвовать только праведники (Ин. 5, 29), которые сподобятся особого воскресения жизни, воскресения праведных (Лк. 14, 4), воскресения во Христе (Деян. 4, 2), лучшего воскресения (Евр. 11, 30). И, наконец, в качестве неопровержимого свидетельства приводят слова апостола Павла, говорившего Коринфянам: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его" (1 Кор. 15, 22). Именно слова: "потом Христовы, в пришествии Его" - трактуются иеговистами в соответствии с их учением о первом воскресении.
     Однако внимательное рассмотрение указанных мест не подтверждает непосредственно, что Тайнозритель подразумевает именно воскресение первое. Иеговисты прибегают к этим стихам только лишь потому, что в них не упоминается о воскресении грешников или содержится некое указание на различие воскресения жизни и воскресения осуждения.
     Упоминания о воскресении грешников здесь нет потому, что Писание было дано обществу верующих, которое рассматривалось Священными Писателями как общество святых. Поэтому будущее воскресение для них есть воскресение праведников.
     Точно такой же смысл несут те слова Писания, в которых воскресение представляется как особое избранничество праведных и упование человека. Если Апостол учит, как достичь воскресения мертвых, то из этого отнюдь не следует, что воскресение обретут не все, но каждому оно принесет воздаяние по заслугам его.
     Из этого также не следует, что имеет место быть двум воскресениям: первому - в 1918 г., второму - перед началом тысячелетнего царства. Подобное мудрствование сектантов противоречит Священ-ному Писанию, совершенно определенно указывающему о всеобщности и одновременности воскресения, что подтверждают слова Апостола: я "все почитаю тщетою... от всего отказался... чтобы достигнуть воскресения мертвых" (1 Фил. 8, 11).
     Возвращаясь к посланию апостола Павла к Филлипийцам (3, 11), отметим, что воскресение и соединенные с ним блага Апостол определяет как "почесть высшего звания во Христе Иисусе". Поэтому упование Апостола следует усматривать не в самом воскресении как таковом, во всеобщности которого он не сомневался, а в достижении упомянутого "высшего звания". Но явится оно уделом отнюдь не всех, но как победный венец увенчает подвизавшихся подвигом добрым до конца своей жизни (2 Тим. 4, 8). Только в этом случае можно понять, почему апостол Павел, будучи уверен в обладании дара вечной жизни (Гал. 2, 20), тем не менее целью своих стремлений имеет воскресение.
     Грядущее воскресение и праведникам и грешникам сулит соединение с обновленными телами, но на этом и кончается их общность, ибо бесконечно разнится оно для них по своим последствиям, поскольку зависит от того, насколько те или другие достигают приближения к совершенству или удалятся от него.
     Не составит также особого труда объяснить слова Апостола: "Каждый в своем порядке" (1 Кор. 15, 22). Одни вкладывают в понятие "порядок" представление о временной последовательности, другие рассуждают о порядке достоинства. Греческое слово ekastoс, переведенное на русский язык как "порядок", может означать и то и другое, но в данном случае к нему совершенно не приложимо значение "порядок времени".
     В самом деле, если мы согласимся с тем, что для каждого человека будет определено свое время воскресения, то картина воскресения человечества предстанет как непрерывная цепь восстания умерших, что противоречит учению о едином и всеобщем воскресении и ясным на этот счет свидетельствам Священного Писания.
     Ввиду явной неприемлемости такого толкования мы склонны признать, что Апостол говорит здесь не о временной последовательности, а о различном достоинстве воскресших. Выше он сказал, что во Христе все оживут, но поскольку эти слова могут дать повод к заключению мысли, что все воскресшие будут жить во Христе духовною жизнью, то он прибавляет: "Каждый в своем порядке". Итак, хотя все воскреснут во Христе, но воскресение будет иметь для каждого различные следствия. "Иная слава Солнца, иная Луны, иная звезд... так и при воскресении мертвых" (1 Кор. 15, 41).
     Необходимо отметить, что слова Апостола "потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15, 22) прямо указывают на временную последовательность в воскресении, а именно: сначала воскрес Христос, как совершитель нашего спасения и слава человеческого рода, при Втором Пришествии же Его восстанут и Христовы. Только и именно это безусловное указание на время и возможно извлечь из изреченного Апостолом.
     Кого же Апостол называет "Христовыми"? Очевидно, что "Христовыми" являются все роды человеческие, на которые распространяются плоды Голгофской жертвы. Это со всей очевидностью следует из предыдущего стиха: "Во Христе все живут" (1 Кор. 15, 22).
     Если от указанных нами мест Писания, приводимых в обоснование буквального понимания слов Апокалипсиса о первом воскресении (Откр. 20, 6) мы обратимся к другим стихам, содержащим учение о воскресении, то и здесь можем обнаружить немало указаний на единовременность воскресения и праведников, и грешников.
     "Наступает время, - говорит Господь, - в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божиего и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29). Хотя употребленное здесь слово "время" можно трактовать как определенный момент или как некоторый временной промежуток, это ни в коей мере не подвергает сомнению факт единства Воскресения, что Воскресение праведников и грешников явится следствием единого гласа Сына Божиего, что с очевидностью раскрывает вышеприведенный стих Писания.
     Из слов Самого Спасителя нам возвещено, что Пришествие Его будет как "молния, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада" (Мф. 24, 27), а значит оно будет явлено всему миру, а не одним только избранным. Итак, череда событий: воскресение мертвых, суд на родом человеческим, изменение неба и земли составят грандиозное явление Второго Пришествия. Все эти события находятся в строгом временном соподчинении. Иеговисты учат о первом и втором воскресении, неправомерно разделяя эти события.
     Человечество еще не пережило этих эсхатологических событий последних времен, поэтому ни о каком воскресении в подлинном смысле этого слова не может быть и речи.

5. О смерти первой и смерти второй

     В чем же состоит истинное содержание Священного Писания о первом воскресении (Откр. 20, 5)? Для выяснения того, что здесь разумел Апостол, лучше всего обратиться к понятию, сущностно противоположному Воскресению, - смерти. Писание различает два вида смерти: смерть духовная (Рим. 6, 13; Еф. 2, 1-6) указует на то, что дух человека пребывает во грехе и осуждении от Бога, и смерть физическая означает разлучение тела и души (Быт. 35, 29).
     Наши прародители претерпели оба рода смерти, один раз умерши духовно в день, когда нарушили заповедь Божию (Быт. 2, 17), и телесно, спустя много лет после грехопадения. Подобно этому и в акте возвращения человека к вечной жизни во Христе мы можем различать две последовательные ступени: обращение от греха и примирение с Богом, что с полным правом можно назвать воскресением первым и следующим за ним второе воскресение с обновленным телом. Об этих двух воскресениях человека и соответствующих им двух родах смерти, с присущим ему проникновением, говорит Иоанн Златоуст. "Смерть у нас двоякая, потому и Воскресение должно быть двоякое. А у Христа одна смерть, ибо Христос не согрешил, но и эта одна смерть была для нас, ибо Он не подлежал смерти, так как он был не причастен греху, следовательно и смерти. Поэтому Он и Воскрес Воскресением только от одной смерти, а мы, умершие двоякою смертию, воскреснем двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним через крещение. Это одно Воскресение - отпущение грехов, а второе - Воскресение тела. Он дал тебе большее, ожидай и меньшаго, первое воскресение гораздо важнее последнего, ибо гораздо важнее избавиться от грехов, нежели видеть тело воскресшим. Тело погибло потому, что согрешило, если грех есть начало падения, то начало восстания есть освобождение от греха. Мы уже восстали б(льшим воскресением, избавились от тяжкой смерти греховной, сняв с себя ветхую одежду, не будем же отчаиваться в меньшем" [158].
     Приемля слова Апостола о первом воскресении как о воскресении духовном, мы принимаем и вытекающий отсюда вывод, согласно которому праведники уже здесь на земле и за гробом до всеобщего Воскресения живут во Христе и царствуют с Ним, хотя и иначе, чем будут царствовать после воскресения тела.
     Итак, для праведников тысячелетнее царство, начавшееся здесь на земле, продолжается после их телесной смерти на небе - до всеобщего Воскресения.
     В еще более близком духовном отношении к учению о воскресении первом стоит встречающееся в книге Откровения выражение "смерть вторая" (Откр. 21, 8). Святой Иоанн Богослов говорит о двух смертях для грешников и двух воскресениях для праведников. Оба эти понятия сколь противоположны одно другому, столь же связаны сущностно, и посему могут быть изъяснены только неким единым образом. Так, о смерти мы читаем: "И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр. 20, 13-14). И далее: "Боязливых и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь о озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21, 8). О том, что здесь речь не о телесном умерщвлении грешников, а о предании их вечному мучению, ясно следует из другого места той же книги: "Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою... будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем. И дым мучений будет исходить во веки веков (Откр. 14, 9-11).
     Этот образ смерти духовной - Апостол называл ее смертью второй, т.е. смертью уже мертвых духовно и умерших телесно - указывает лишь на усугубленное состояние смерти. Переход грешника от одной степени мертвенности к другой столь неизъяснимо мучителен, что рядом с первой земной, духовно-телесной смертью она может быть названа "смертью после смерти".
     Именно в этом, надо полагать, и будет состоять потрясающее по своей сути для грешников откровение Страшного Суда. Если бы после своей смерти телесной человек сразу бы получал и окончательное воздаяние бездны смерти, то что бы мог прибавить грешнику Страшный Суд? Итак, только на Страшном Суде грешники, давно почившие и пребывающие в вечности (т.е. мертвые телесно) получат полное воздаяние за грехи и вкусят от плодов смерти в абсолютном смысле этого слова. Такое толкование книги Откровения отвечает приведенному нами суждению святого Иоанна Златоуста о двоякой природе смерти - духовной и телесной. В самом деле, телесная смерть нередко бывает предваряема смертью духовной уже при жизни земной и таким образом может считаться второй смертью. Но, как нам возвещено Апостолами, при всеобщем Воскресении наши тела восстанут во плоти и смерть тела уже не будет иметь места в вечности, она представляет лишь первые губительные плоды воздаяния за грехи. Окончательный приговор на "бытие в смерти" грешники получат на Страшном Суде и поэтому телесная смерть есть как бы начало того, конец чему в смысле полного воздаяния за грех положит Второе Пришествие Христово и Страшный Суд.
     Читая пророчества Апостола о смерти второй, мы узнаем, что осужденные Страшным Судом будут брошены в "озеро огненное вместе со зверем, лжепророком и диаволом" (Откр. 20, 10). Последствия этого будут простираться не только на дух человека, но и на воскресшее тело, которое хотя и не умрет, но испытает жесточайшие мучения.

6. Воскресение и восхищение

     На основании приведенного определения "смерти второй" нам будет легче понять, в чем смысл "первого воскресения" праведников. Полное отчуждение человека от Бога, или смерть духовная, начинаясь здесь, на земле, достигает полноты своего проявления после всеобщего Воскресения и Страшного Суда в "смерти второй". Точно так же и единение человека с Богом в вечной блаженной жизни, начинаясь для чад Божиих во время их земной жизни, достигает своего развития в воскресении тела (второе воскресение).
     Очевидно, что выражение Апостола "воскре-сение первое" следует изъяснять и в том смысле, что имеющим участие в нем предстоит еще и второе воскресение.
     Все вышесказанное вполне определенно следует из содержания 20-й главы книги Откровения, опровергая учение иеговистов о первом и втором воскресении.
     Откровение повествует нам: "Они (по учению иеговистов - это 144 тысячи праведников. - И.Е.) ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - воскресение первое" (Откр. 20, 4-5). Отсюда, согласно логике иеговистов, должно следовать, что прочие из умерших воскреснут только после окончания тысячелетнего царства. Однако учение "свидетелей" на сей счет совершенно противоположное: второе воскресение для праведников, не рожденных свыше, не явных злодеев (которые никогда не воскреснут) должно произойти перед началом тысячелетнего царства. Иначе - само Священное Писание с необходимостью опровергает ложную концепцию иеговизма о первом и втором воскресении.
     Единственную трудность для правильного понимания 20-й главы книги Откровения представляет 4-й стих: "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою" (Откр. 20, 4). Повествование о "сидящих на престолах" можно было бы отнести к самым последним временам, когда отступники Христовы примут на чело или на руку свою символ Антихриста - печать - как это часто и делается. Однако сущностное принятие знака Антихриста прежде осуществляется в душе богопротивников, не соблюдающих в жизни своей Иисусовых заповедей. В конце мира сего эта порочная тайна будет явлена некоторым зримым свидетельством - печатью. Ибо очевидно, что от начала крестных страданий Спасителя внутреннее состояние духа злобы явлено бывает через тело человека гнусными делами. Так утверждает на земле свое имя - дело Антихрист, которое можно и назвать печатью Антихриста - его деятельным следом. Отметим также, что существуют толкования, согласно которым печать Антихриста понимается сугубо в духовно-образном смысле, как, например, благодатная печать "на челах рабов Бога" (Откр. 7, 3). Итак, 4-й стих 20-й главы Откровения раскрывает нам благую участь всех благочестивых христиан, которые мученической кончиной и своими духовно-мученическими борениями с диаволом пострадали за Христа, но не приняли начертания мысленного зверя диавольского [159]. Им, как прежде, так и ныне "дан суд, т.е. власть судить, которою, как видим, даже доныне судят демонов, будучи прославляемы со Христом до скончания века" [160].
     "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир" (Ин. 3, 19). Всякий, живущий в этом свете благодати Христовой, уже здесь на земле через свою праведность является судьею богопротивников и нечестивых, тем паче это происходит на небе в предначатии царства славы.
     Именно таков смысл заключен в 4-м стихе 20-й главы Откровения, и он естественно вытекает из предшествующих глав книги. "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал народы, доколе не окончится тысяча лет" (Откр. 20, 1-3).
     Все это уже было совершено Господом Иисусом Христом посредством Голгофской жертвы.
     Апостол Павел, обращаясь к евреям, говорит, что Христос для того воспринял плоть и кровь, "чтобы смертию (Своею. - И.Е.) лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2, 14). Диавол господствовал над миром, над всеми неверующими в истинного Бога народами (Еф. 2, 28), введя в мир грех, а грехом смерть (Рим. 5, 12). Господь победил диавола, упразднил его власть над миром и людьми. Святой апостол Павел разумел это, когда восклицал: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " (1 Кор. 15, 55). Так же и апостол Иоанн напоминает, что Христос пришел в мир, "чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин. 3, 8), уничтожить его силу и власть. Еще при жизни на земле Спаситель множество раз свидетельствовал это, исцеляя бесноватых и совершая иные чудеса.
     Когда же фарисеи стали клеветать на Христа, что Он изгоняет бесов силою Вельзевула - диавола, то Господь указал народу на вопиющую нелепость их слов, ибо невозможно, чтобы сатана изгонял сам себя. При этом Спаситель говорит, что Он потому и изгоняет бесов, что уже связал князя их - диавола, ибо кто может "войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?" (Мф. 16, 29). Сам Спаситель говорил, что Он "видел сатану, спадшего с неба как молнию" (Лк. 10, 18).
     Апостол Павел пишет, что в таинстве Крещения мы совоскресли со Христом (Кол. 2, 12), и это наше первое воскресение. Поэтому "блажен и свят имеющий участие в воскресении первом, над ними смерть вторая не имеет власти" (Откр. 20, 6).
     Мертвыми иеговисты считают всех, умерших в незнании "истины" - т.е. учения иеговистов, до скончания дней Армагеддона, а живыми - причисленных ими к "небесному классу". Это толкование извращает Слово Божие, ибо Священное Писание, предрекая изменение и преображение плоти живущих, не ограничивает их количество какой-либо небольшой узкой группой избранных, поскольку изменение претерпят все живущие. В послании к Фессалоникийцам сказано, что Сам Господь предвозвещаемым гласом Архангела и трубы Божией сойдет с неба, "и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4, 16-17). Отсюда следует, что "воскресение" и "восхищение" случатся сразу же после Второго Пришествия.
     Примечательно, что именно положения своей догматики о воскресении мертвых иеговисты особенно рьяно увязывают с истинами Священного Писания. Но допустим, что Второе Пришествие свершилось и все причисленные к "небесному классу" воскресли единовременно в 1918 г. В Священном Писании восхищение живущих на небо представляется единовременным актом. Если же восхищение на небо происходит в течение некоего неопределенного промежутка времени, т.е. живые восхищаются на небо по мере их умирания, то мы вправе предположить, что и мертвые воскресают не единовременно, как учат иеговисты, а в течение какого-то периода. Тут следует четко определиться: либо воскресение и восхищение на небо происходят в какой-то промежуток времени, либо это два единовременных акта.
     Апостол учит, что воскресение и восхищение есть единовременный акт. "Вдруг во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными и мы изменимся" (1 Кор. 5, 2). Но если, по учению сектантов, воскресение произошло в 1918 г., то и изменение живущих должно было случиться тогда же - "при последней трубе". Между тем причисленные к "небесному классу", а именно их сектанты считают "изменившимися", живут так, словно и не было никакого воскресения.
     Достаточно обратиться к повествованию апостолов Марка и Матфея о Втором Пришествии, чтобы обнаружить очередное противоречие учения сектантов проповеди евангелистов. По учению иеговистов, не только Армагеддон, но и время, предшествующее ему, станет порой "великой скорби". В то же время Писание совершенно определенно говорит, что великая скорбь наступит перед Вторым Пришествием во времена Антихриста, и только "после скорби дней тех солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблюща... и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках... И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мф. 24, 29-31). Итак, "великая скорбь" будет предшествовать Пришествию Сына Человеческого. По учению сектантов ее только еще предстоит испытать и это, несмотря на то, что... Второе Пришествие, согласно их учению, уже свершилось!
     Иеговисты называют Иисуса Христа перворожденным Ангелом, а 144 тысячи искупленных от земли праведников получили от Бога бесценный дар - жизнь "в самих себе", или, иначе говоря, абсолютное бессмертие. Все остальные смертны. "Рожденные свыше" составляют тело Христово, его святую Церковь. Отметим, что на этом утверждении строится один из догматов кальвинистской доктрины об абсолютном предопределении, поскольку число "рожденных свыше" якобы заранее оговорено в Писании.
     Это вопиющая ложь, ибо Священное Писание свидетельствует совсем другое, что "рождение свыше" есть удел каждого христианина. И только тот, кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царствие Небесное.
     Нигде в Священном Писании мы не встретим указания на разделение людей на разные избранные категории, но "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян. 2, 21). Двери в Царствие Небесное открыты для всех истинно верующих во Христа.

Список использованной литературы

      1. Ю.Гжезик. Движение второго адвента. Люблин, 1993, с.7. 
      2. Там же, с.15. 
      3. Там же, с.15. 
      4. A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м., 1976, р.223. 
      5. Т.Д.Гулякевич. Социальная сущность современного американского иеговизма (критический анализ иеговистской литературы). М., 1971, с.16. 
      6. А.Ноекема. Ор.cit., p.225. 
      7. Там. же, с.225. 
      8. Там же, с.225. 
      9. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16. 
      10. В.В.Коник. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981, с.5. 
      11. Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160. 
      12. Д.Е.Фурман. Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189. 
      13. Уолтер Мартин. Царство культов. 1982, с.46. 
      14. Ч.Рассел. Божественный план веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29. 
      15. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.20. 
      16. А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229. 
      17. В.Ерофеева, И.Дору. Тайна свидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968, с.6. 
      18. Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.14. 
      19. В.В.Конник. "Истины" свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56.  
      20. В.В.Коник. Критика эсхатологии свидетелей Иеговы. М., 1976, с.26. 
      21. Там же, с.26. 
      22. Цит.по: П.Л.Яровицкий. Эволюция современного иеговизма. Киев, 1981, с.11. ^
      23. Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г., с.90. 
      24. А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226.