Социально-психологические особенности социализации ранней доподростковой стадии

Социально-психологические особенности социализации ранней доподростковой стадии

1) неразвитые когнитивные компоненты

ведущими становятся аффектные компоненты

2) ведущим видом деятельности является игровая и учебно познавательная деятельность

3) родители семья в целом являются ведущим каналом. Основным авторитетом являются родители. Ведущая роль в матери, включая и политическую социализацию.

По мнению американцев социальная психология занимает автономную позицию в 25% случаев в 5-6 лет;

в 50 % - дети 9-10 лет.

Ничего подобного в нашей стране не наблюдается.

II этап - подростковый

1) расширение видов деятельности: в сферах учения, познания, спорта, культуры.

2) характеристика умственных процессов, когнитивных компонентов

3) расширение круга обучения (за счет улицы) в автономном режиме

4) основными каналами социализации становятся школа и средства массовой информации.

К 16(18) годам у молодых граждан США полностью сформулированы представления об этносе, о партиях и т.д. В России эти процессы наступают намного позже.

III этап - социализация взрослого человека

Особенности:

1) Взрослые имеют высокоразвитые когнитивные структуры, следовательно, люди оценивают социальную действительность, пропуская это “через голову” (оценивают, анализируют, сравнивают). Высокоинтеллектуальные люди меньше всего подвержены влиянию среды.

2) развитая критичность (основана на способности человека адекватно оценивать условия социальной среды.

3) высокая роль характеристик индивидуального сознания и индивидуальности человека в целом: следовательно многообразие сециализаций взрослых.

2 признака индивидуального человека

1) неповторимость одного человека по отношению к другому

2) целостность характера различных свойств человека

3) социальная незащищенность взрослых людей (несовершеннолетие до 16 лет защищает человека). Взрослый персонально ответственнен перед социальными общественными нормами.

4) особое значение критических (экстремальных) ситуаций в жизни общества и жизни отдельного человека (войны, экономические кризисы, политические).

Понятие “потерянное поколение” -> (70-е гг - нравственное выживание), (2 пол 30-х гг - физическое выживание).

Взрослые труднее переживают такие кризисы. Впервые о феномене “потерянного поколения” заговорили в Англии (кон 20-х - нач 30 гг.): молодые усваивали нормы, неадекватные для английского общества (молодежь увлекалась социализмом).

Воздействие на процесс социализации

На процесс воздействия на социализацию влияет то, на каких теоретических позициях стоит человек.

1) Если мы стоим на позиции гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс), то главные принципы воздействия - не мешать человеку себя раскрыть (процесс фасилитации - впервые ввел и изучал это феномен Флойд Олпарт).

Самоактуализация человека. Человеку следует только помогать, направлять.

2) Бихевиористическое представление (противоположное гумманистической теории). Сканнер и его ученики: социализацию необходимо стимулировать (прямая или косвенная стимуляция). Социализация есть реагирование на стимул . Если мы хотим получить результат социализации, главное здесь - это стимулы, которые будут вызывать определенное реагирование (их следует повторять, комбинировать). Эта теория затем стала пересматриваться. Оказалось, что программированное обучение не столь эффективно.

3) Психоаналитическая концепция.

Самое главное - отношение между родителями и детьми - влияют на процесс социализации.

Должна быть коррекция тех недостатков, которые идут от первоначального этапа развития личности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru