Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы

Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы

Курсовая работа

Выполнила: студентка группы ФКВ22 Тимошенко Е.В.

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская Государственная Академия экономики и управления

Кафедра экономической теории

Новосибирск 2002

Введение

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Данная работа имеет цель наилучшим образом раскрыть и научить организации и ведению предпринимательской деятельности. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Глава 1. Общая характеристика и роль малого бизнеса

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течении 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Интерес к малому бизнесу не ослабевает, так как большинство вновь образованных предприятий являются малыми. По данным Налоговых органов только в Москве на начало года зарегистрировано 573,2 тысячи предприятий различных организационно-правовых форм и около 40 % из них – малые предприятия.

По сравнению с крупными и средними предприятиями малый бизнес имеет положительную тенденцию в развитии. В его ряды вливается большое количество новых предпринимателей.

Сущность и качественно-количественные критерии определения малого бизнеса

Рассмотрим определение «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными органами критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальным показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

средняя численность занятых на предприятии работников;

ежегодный оборот, полученный предприятием за год;

величина активов.

Однако во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при не превышении ими следующих показателей:

количество занятых работников до 50 человек;

годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

В отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 чел., в то время как в розничной торговле – это предприятие с оборотом не выше 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум следующим из критериев:

оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

средняя численность не занятых до 50 человек.

Используя такие конкретные отраслевые показатели: численность занятых работников, объем оборота, а в грузоперевозках - количество автомашин.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. И годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. Считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 чел. Относятся к категории малых предприятий.

Итак, рассмотрим, размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в России.

Законом Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в дальнейшем - Закон о малом предпринимательстве) установлены следующие критерии отнесения предприятия к малому.

Малое предприятие является коммерческой организацией.

Доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%.

Доля участия в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.

Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности – 100% человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (много профильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме прибыли.

Субъект малого предпринимательства регистрируется, и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством, с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца.

По сравнению со старыми критериями отнесения предприятий к малым, определенными в постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. № 406, новые являются более жесткими, так как в них присутствуют ограничения на участие в уставном капитале отдельных юридических лиц, и в большинстве случаев уменьшена предельная численность работающих. Поэтому многие предприятия, которые ранее подпадали под определение «малое», теперь таковыми не считаются и, следовательно, не могут воспользоваться соответствующими их статусу льготами.

Согласно новому определению, даже при соответствии критерию численности работников государственное или муниципальное предприятие не может быть отнесено к категориям малого. Также теряют статус малого дочерние компании крупных и средних предприятий, так как доля материнских компаний в уставном капитале, как правило, превышает установленные 25%.

1.2 Структура и порядок ведения малого предприятия.

Регистрация малого предприятия

В целом процедура регистрации малого предприятия ничем не отличается о регистрации любого другого предприятия, а количество необходимых для этого документов зависит от выбранной организационно-правовой формы малого предприятия и региона, где оно регистрируется. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации для регистрации юридических лиц создаются специальные органы – регистрационные палаты. Их права определяются положениями, утверждаемыми законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, совместным решением президиума Моссовета и правительства Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2 была создана Московская регистрационная палата (далее МРП), имеющая территориальные органы (филиалы, отделения) в административных округах. При этом между подразделениями МРП существует следующее разделение обязанностей.

Центральная часть МРП регистрирует предприятия с уставным капиталом свыше 500 тыс. руб. и предприятия с иностранными инвестициями, кроме инвестиций из стран СНГ. Филиалы и отделения МРП регистрирует предприятия с уставным капиталом менее 500 тыс. руб. и инвестиции из стран СНГ.

Приступая созданию фирмы и подготовке учредительных документов, необходимо определиться по следующим позициям:

организационно-правовая форма предприятия;

наименование предприятия;

предмет и цели деятельности;

состав учредителей;

размер уставного капитала и распределение долей уставного капитала или акций между учредителями;

порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли;

органы управления и контроля, условия хранения документов;

условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

Организационно-правовые формы малого предприятия

Организационно-правовая форма алого предприятия определяется в соответствии со статьей 50 ГК, в которой говорится, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

хозяйственных товариществ – полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества);

хозяйственных товариществ – акционерного общества открытого и закрытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа, общества с ограниченной ответственностью (ОДО);

производственных кооперативов.

Хозяйственные товарищества и товарищества являются наиболее распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса. Создание юридического лица часто дает возможность снизить предпринимательский риск учредителя, преложив ответственность по обязательствам на само предприятие.

Различие правового положения хозяйственных обществ и товариществ заключается в том, что общества являются объединениями капиталов, а товарищества – объединениями лиц, что предполагает также и непосредственное участие учредителей в деятельности товарищества. Участники товарищества несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, в то время как участники общества отвечают в пределах своих взносов в его уставный капитал.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Существуют отдельные виды деятельности, заниматься которыми можно только после прохождения лицензирования и получения специального разрешения (лицензии). В случае осуществления деятельности без лицензии, для занятия которой она необходима, такая деятельность рассматривается как незаконная.

В соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации введенного в действие с 1 января 1997 г. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от трехсот до пяти сот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или в размере иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двух сот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации, перечень видов деятельности». В нем определен порядок лицензионной деятельности в Российской Федерации, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных их выдавать.

Учет и отчетность на малом предприятии

Основным документом, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета на малом предприятии, являются Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 131 (в дальнейшем - Указания).

Кроме того, малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными:

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170 (с последующими изменениями и дополнениями);

Положение по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета (ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ПБУ 3/95 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 6/97 «Учет основных средств»);

Планов счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Министерства финансов ССР от 1 ноября 1991 г. № 56 (с последующим изменениями и дополнениями).

Малое предприятие самостоятельно определяет систему бухгалтерского учета, которая включает в себя следующие элементы:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

регистры бухгалтерского учета (форму счетовода);

состав и виды применяемых форм первичных учетных документов;

систему документооборота.

Разработанная система бухгалтерского учета утверждается приказом об учетной политики малого предприятия.

Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политику в срок, не превышающий 90 дней со дня государственной регистрации, а избранная предприятием учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Во изменении в учетной политике оформляются приказом и могут иметь место в случае:

реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения);

смены собственников;

изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

разработки новых способов бухгалтерского учета на предприятии.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованными.

Бухгалтерский учет на малом предприятии проводится бухгалтерией во главе с главным бухгалтером. В случае отсутствия данной службы на предприятии бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Назначением на должность главного бухгалтера производится руководителем малого предприятия и оформляется приказом.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации. Однако главный бухгалтер не является сторонним наблюдателем при совершении финансовых нарушений руководителем.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер должен письменно сообщить руководителю организации. При получении от него письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Только в этом случае всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

Форма бухгалтерского учета определяется исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников.

Согласно Указаниям малые предприятия могут организовать бухгалтерский учет по упрощенной форме или с использованием журнально-ордерной форме.

Применение упрощенной формы бухгалтерского учета рекомендуется малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, на более трехсот в месяц).

Сущность упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

Упрощенная система, действующая на основании Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», предполагает замену уплаты всех установленных законодательством России федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости).

Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. При этом сохраняется действующий порядок веления кассовых операций и предоставления необходимой статистической отчетности.

На упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут перейти предприятия, которые удовлетворяют следующим условиям.

Предельная численность работающих на предприятии, в том числе по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, не может превышать 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Работники филиалов и подразделений также входят в это число.

В течении года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Организация не имеет простроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам за предыдущий отчетный период.

Организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Объект налогообложения и ставки единого налога

Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом об упрощенной системе установлено, что этим объектом может быть либо совокупный доход, либо валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков ( в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Ставка налога при этой форме объекта составляет:

в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в суммарном размере не более 20 % от совокупного дохода.

В случаях, когда объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет – в размере 3,33 % от суммы валовой выручки;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки.

При этом валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), выручки, полученной от продажи имущества организации в отчетном периоде и внереализованных доходов.

Важно отметить, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать в зависимости от вида деятельности организации расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям – представителям. Например, вместо уплаты налога с совокупного дохода или валовой выручки организации может быть определена некая расчетная сумма в качестве налогового начисления.

По усмотрению субъектов Российской Федерации возможно установление льгот и (или) льготного порядка по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков. При этом все льготы устанавливаются в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Какой объем налогообложения выбрать, решает законодательная власть субъекта Российской Федерации. С точки зрения простоты контроля органами порядка расчета налогов, предпочтение следует отдать валовой выручке. Если в качестве критерия выбора объекта обложения руководствоваться видом деятельности предприятия, то можно использовать следующее деление: при производственной деятельности использовать как объект налогообложения совокупный доход, а при торговой и реализационной деятельности – валовую выручку.

1.3. Преимущество и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупными, их взаимодействие.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов; -

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

некомпетентность;

несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

запущенность бизнеса;

плохое здоровье или вредные привычки;

катастрофы, пожары, воровство и т.д.;

мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-ритм», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 – конкуренция, в 16 – слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны сих неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Так, по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в России на 1 января 1996 г. составило 877,3 тыс. по сравнению с 1993 г. увеличилось на 317 тыс. Общая численность малых предприятий в России по отраслям экономики приведена в таблице 1.

Таблица 1.

«Число предприятий по отраслям экономики» (на 1 января, тыс. )

№ п/п

1993

1994

1995

1996

1

2

3

4

5

Всего предприятий:

560,0

865,0

896,0

877,3

В том числе по отраслям:

Промышленность

60,0

94,7

127,2

128,5

Сельское хозяйство

6,9

10,9

9,6

9,8

Транспорт и связь

14,1

19,3

17,6

20,5

Строительство

72,9

92,2

123,5

145,5

Торговля и общественное питание

275,5

397,5

419,4

374,6

Материально-техническое снабжение

15,2

18,2

15,8

16,2

Информационно-вычислительное обслуживание

5,8

8,1

6,2

6,7

Операции с недвижимым имуществом

1,1

2,2

1,8

2,2

Общая коммерческая деятельность по обеспечению

Функционирования рынка

20,6

63,9

51,9

42,4

Прочие виды деятельности сферы материального производства

13,8

21,4

15,6

16,8

Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения

10,8

17,3

13,5

15,4

Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение

9,2

14,4

14,8

16,8

Образование

5,8

8,8

6,5

7,8

Культура и искусство

5,1

7,5

6,7

8,2

Наука и научное обслуживание

35,9

64,8

51,7

48,8

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

4,3

14,5

10,2

11,6

Наиболее подробно проследить рост малого предпринимательства можно по диаграмме приложение 1.

На январь 1996 г. наибольшее число малых предприятий функционировало в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках – 44,8%; в строительстве – 16,6%; в промышленности – 14,7 %; в науке и научном обслуживании – 5,6 %. Если в 1993 и в 1994 гг. число малых предприятий по отношению к прошлому году увеличилось, то в 1995 и в 1996 (на начало года) их количество стало уменьшаться. Так, в 1996 г. по отношению к предыдущему число малых предприятий в экономике составило 98 %, в торговле и общественном питании – 89 %; в науке и научном обслуживании – 94 %; в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка –82 %. Однако устойчивыми темпами развивается малое предпринимательство в строительстве, относительно стабильными темпами - в промышленности. Так, в строительном комплексе страны малые предприятия с численностью до 50 чел. на конец 1995 г. – 86,6 % всего числа строительных организаций.

Характерно, что по итогам 1995 г. частными строительными организациями выполнен 41% всего объема подрядных работ в стране, строительными организациями смешанной формы собственности – 43 %, государственными строительными организациями – всего 13 %.

Следовательно, по числу строительных организаций, так и по объему выполненных подрядных работ доминируют частные малые предприятия.

В промышленности России в 1995 г. функционировала 141 тыс. предприятий, из них малые предприятия составляли 127,2 тыс. или 90,2 %. Отраслевая структура промышленного производства по формам собственности в 1995 г. характеризуется доминирующим положением частной собственности, что видно из данных таблицы 2.

Таблица 2.

«Структура промышленного производства по формам собственности в 1995 г.(в %)»

Формы собственности

Удельный вес

В общем количестве предприятий

В общем объеме производства

В общей численности промышленно-производств. персонала

Вся промышленность

100

100

100

В то числе по формам собственности:

Государственная

5,3

9,4

16

Муниципальная

2,7

1

1,4

Собственность общественных организаций

0,8

0,2

0,7

Частная

72,6

16,8

25

Смешанная без иностранного участия

16,3

69,6

55,3

Смешанная с иностранным участием

2,3

3

1,6

Наибольший удельный вес частной собственности в общем количестве промышленных предприятий представлен в приложение 2.

Однако удельный вес частной собственности в общем объеме производства и в общей численности промышленно-производственного персонала значительно меньше, например, В легкой промышленности – соответственно 44,8 % и 49,5 %, в пищевой промышленности – соответственно 34,6 % и 39,1 %, а в машиностроении и металлообработке – всего 17,8 % и 18,2 %. Всего же в экономике России на январь 1996 г. из 2 249 531 предприятий и организаций государственные предприятия составили 14,3%, муниципальные – 8,8; частные предприятия – 63,4; предприятия общественных объединений (организаций) – 4,2, а предприятия прочих форм собственности, включая смешанную собственность, собственность иностранных юридических лиц и граждан и граждан без гражданства – 9,3 %. Таким образом, в экономике России доминирующее положение заняли предприятия, основанные на частной собственности, что является необходимым условием развития малого предпринимательства.

В отраслях экономики Российской Федерации удельный вес предприятий негосударственной собственности на январь 1996 г. в общем количестве малых предприятий, функционирующих в отрасли, представлен в приложении 3.

Глава 2. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе.

Анализ экономической литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.

привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем крупных.

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,

создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью формирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

2.1. Инфрастуктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством

Основные положения государственной поддержки малого предпринимательства сформулированы в законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отдельные положения данного закона были конкретизированы в Указе Президента от 4 апреля 1996 г. №491 «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были не только приведены основные направления работы по поддержке малого бизнеса, но и предусматривалось выделение конкретных финансовых средств. В частности, намечалось перечислить в 1996 г 150 млн. руб. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами малого предпринимательства. К сожалению, в связи тяжелым финансовым положением в стране действие данного указа было приостановлено с 1 сентября 1996 г.

Одной из форм поддержки малого предпринимательства являются:

создание фондов поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

создание обществ взаимного кредитования;

льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

привлечение малого бизнеса к производству продукции и товаров для государственных нужд и др.

Фонды поддержки малого предпринимательства

Большую роль призваны сыграть фонды поддержки малого предпринимательства. Это некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д.

Эти фонды имеют право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, сто функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.

В целом, фонды должны стать мощным рычагом в развитии малого бизнеса, оказывая ему всевозможную поддержку.

Общества взаимного кредитования

Другой структурой, признанной оказывать финансовую помощь, являются общества взаимного кредитования малого предпринимательства. Эти общества создаются на основе денежных вкладов участников малого бизнеса и предоставляют своим членам, как правило, беспроцентные ссуды.

Важным преимуществом обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации.

Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.

Поддержка в области кредитования и страхования

Статья 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством российской Федерации и ее субъектов.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Финансирование программ поддержки малого бизнеса

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счет других источников.

Объем ежегодно выделяемых обязательных средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Правительство РФ, органы государственной исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Эта обязанность декларирована не только в законе, но конкретизирована в постановлении Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «» О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов государственных нужд».

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

К сожалению, большинство мер поддержки малого предпринимательства пока только декларированы, но не получили практической реализации.

Малый бизнес в решении проблемы занятости

Роль малого предпринимательства в экономике во многом определяется численностью занятых работников, возможность создания дополнительных рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. на малых предприятиях всех отраслей экономики и всех форм собственности среднесписочная численность занятых составила 8944,8 тыс. чел., в том числе в промышленности – 2589,7 тыс. (29% от общей численности); в строительстве – 2624,4 тыс. (29,3%); в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках – 2337 тыс. (26,1%). По отношению к занятому населению в отраслях экономики страны численность работников малых предприятий в 1995 г. (по расчетам) составила: в экономике страны – 13,3 %, в том числе в промышленности – 15,1 %; в строительстве – 40,4%; в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках – 36,0%; в науке и научном обслуживании – 10,1 %. Если в целом в экономике страны численность занятого населения в 1995 г. по сравнению с 1992 г. уменьшилась почти на 5 млн. чел., то численность занятых на малых предприятиях возросла с 5,44 млн. чел. в 1991 г. до 9 млн. чел. в 1995 г., а с учетом зарегистрированных индивидуальных предпринимателей общая численность граждан, занятых малым предпринимательством, составляет около 12 млн. чел.

В 1995 г. по сравнению с 1991 г. число занятых на предприятиях малого предпринимательства увеличилось в 1,3 раза, а в науке и научном обслуживании – 1,7 раза. В торговле и общественном питании – 1,8 раза, особенно быстрыми темпами росла численность в обще коммерческой деятельности. Однако по количеству малых и средних предприятий на 1000 жителей по сравнению с высоко развитыми странами Россия состоит на последнем месте. Так, в США занято на предприятиях малого и среднего предпринимательства 70,2 млн. чел., в странах ЕС – 68 млн., в ФРГ – 18,5 млн., в Италии – 16,8 млн. во Франции – 15,2 млн., в Японии – 39,5 млн. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет (в %): Великобритания – 50-54; Германия – 50-53; Италия – 57-60; Франция – 55-62; страны ЕС – 67/63; США – 50-52; Япония – 52-55; Россия – 10-11.

Заключение

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров, бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка; неплатежеспособность партнеров; клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей; офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Список литературы

1. «Малые предприятия». - 2-е изд., перераб. и доп. Прилуцкий Л.Н - М.: Издательство «Ось-89», 1998 г. – 192 с.

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА- М, 1997. – 320 с.

Приложение 1.

17

Всего предприятий:

В том числе по отраслям:

16

Промышленность

15

Сельское хозяйство

14

Транспорт и связь

13

Строительство

12

Торговля и общественное питание

11

Материально-техническое снабжение

10

Информационно-вычислительное обслуживание

9

Операции с недвижимым имуществом

8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению

Функционирования рынка

7

Прочие виды деятельности сферы материального производства

6

Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения

5

Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение

4

Образование

3

Культура и искусство

2

Наука и научное обслуживание

1

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение