Анаксагор (работа 3)

Анаксагор

Анаксагор (500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству Диогена Лаэрт­ского, был учеником Анаксимена.

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые он на­зывал “семена вещей” (ГОМЕОМЕРИИ). Материя, по Анаксагору, вечна, несо­творима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия (качественного раз­личия) сущего через признание положения о качественной определенности се­мян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему возникновения и гибели. Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей со­держаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникнове­ние, либо как гибель и упадок.

Анаксагор, однако, не считал, что семена вещей способствуют соедине­нию и разъединению. Семена вещей как материальную основу мира он считает инертными, неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являю­щуюся в то же время причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином НУ С - разум. “Нус” у Анаксагора был основным принципом упорядочения материального мира.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания. Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.

Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие со­вершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует его. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru