Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В современных социально-экономических условиях отлаженная система управления физкультурно-спортивными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает особую значимость [5]. Совершенствование этой деятельности тесно связано с использованием социальной информации, в частности с таким ее видом, как правовая. В последнее время в стране разработаны различные нормативные документы, регулирующие вопросы взаимодействия субъектов социально-правовых отношений в отрасли "физическая культура и спорт". Законодательные акты приняты как на федеральном уровне, например закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", так и на региональных. Учеными активно анализируется правовая база физической культуры [1, 2, 4].

Особое значение приобретают нормативные акты, принимаемые в самих физкультурно-спортивных организациях. Использование на практике разнообразной правовой информации заставляет руководителей всех уровней искать оптимальные пути по ее сбору, обработке, хранению и использованию. В этой связи возникает ряд вопросов, которые пока не нашли своего решения в спортивной науке. Прежде всего, какая правовая информация необходима, каким специалистам физкультурно-спортивной организации она нужна, каким образом доставлять информацию, каким требованиям она должна отвечать?

В данной статье представлены результаты исследования роли правовой информации в процессе управления в различных физкультурно-спортивных организациях разнообразных организационно -правовых форм и форм собственности. Возможные их виды мы рассмотрели ранее [3]. Исследование проводилось в Санкт-Петербур ге, в нем приняли участие представители физкультурно-спортивно го общества профсоюзов "Россия", физкультурно-спортивного общества "Юность России", работники районных спорткомитетов города, председатели городских федераций по различным видам спорта, педагоги детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), сотрудники частных физкультурно-спортивных организаций. Всего было опрошено 108 человек.

Все физкультурно-спортивные организации, сотрудники которых приняли участие в исследовании, были разбиты на три группы: государственные, общественные и частные организации (табл. 1).

Таблица 1. Контингент опрошенных специалистов, %

Респонденты

Физкультурно-спортивные организации

государственные, n=43

общественные, n=34

частные, n=31

Всего

39,8

31,5

28,7

Женщины

34,9

29,4

35,5

Мужчины

65,1

70,6

64,5

Кроме изучения роли правовой информации в управлении конкретными физкультурно-спортивными организациями мы посчитали важным выделить соответствующие категории специалистов, непосредственно участвующих в процессе управления. Поэтому мы распределили их по трем группам соответствующего управленческого уровня (табл. 2): а) высший уровень - руководители организаций (в эту группу вошли директора ДЮСШ, председатели федераций по видам спорта, председатели районных спорткомитетов, руководите ли частных физкультурно-спортивных организаций); б) средний уровень - специалисты, у которых в подчинении есть работники этих организаций (в эту группу вошли заместители директоров ДЮСШ, заместители председателей федераций по видам спорта, заместители руководителей частных физкультурно-спортивных организаций); в) низший уровень - специалисты, у которых работников этих организаций в подчинении нет (в эту группу вошли тренеры по видам спорта; преподаватели; массажисты, то есть специалисты, которые непосредственно занимаются с различными категориями населения физкультурно-оздорови тельной и спортивной работой).

Такой подход к изучению использования правовой информации в управлении позволил уточнить: существует ли влияние статуса как физкультурно-спортивной организации, так и должностного положения специалиста в структуре управления на указанные информационные процессы.

В табл. 3 представлены результаты, отражающие оценки значимости для профессиональной деятельности респондентов конкретных видов правовой информации. В данном вопросе содержится отношение специалистов к конкретным законодательным и нормативным актам федерального, регионального и отраслевого характера.

Специалистам предлагалось оценить виды правовой информации по 3-балльной шкале. Оценочная шкала включала: 1 балл - информация незначима; 2 балла - информация используется иногда; 3 балла - информация значима.

Анализ полученных результатов показал следующее. Для государственных физкультурно -спортивных организаций большое значение имеет блок нормативных документов, регламентирующий спортивную деятельность.

Первый ранг, согласно данным результатам, у документа "Положение о спортивных соревнованиях" - 2,77 балла; 2-й - у документов "Правила соревнований по видам спорта" и "Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - по 2,56 балла.

С 4-го по 6-й ранг в этой группе физкультурно-спортивных организаций занимают нормативные документы отраслевого характера: Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму и Городского комитета по физической культуре и спорту (см. табл. 3).

Практически такое же положение зафиксиро вано и в данных общественных физкультурно -спортивных организаций, только с перераспределением ранговых позиций у некоторых нормативных документов.

Несколько иные итоги получены при анализе данных частных физкультурно-спортивных организаций. Респонденты этих организаций также считают для себя значимыми нормативные документы отраслевого характера ("Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - 2-й ранг (2,44 балла); "Правила соревнований по видам спорта" - 3-й ранг (2,41 балла).

Таблица 2. Контингент опрошенных специалистов в зависимости от занимаемой должности, %

Респонденты

Высший уровень, n=30

Средний уровень, n=38

Низший уровень, n=40

Всего

27,8

35,2

37,0

Женщины

16,7

39,5

40,0

Мужчины

83,3

60,5

60,0

Физкультурно-спортивные организации

Государственные

13,3

73,6

27,5

Общественные

33,3

13,2

47,5

Частные

53,4

13,2

25,0

Таблица 3. Оценки значимости различных видов правовой информации для специалистов физкультурно-спортивных организаций, баллы

Наименования документов

Государственные

Частные

Общественные

Средний балл

балл

ранг

балл

ранг

балл

ранг

балл

ранг

1. Указы и распоряжения Президента РФ

2,21

7

2,24

6

1,84

11

2,11

9

2. Распоряжения Правительства РФ

2,09

11

2,38

4

2,06

9

2,18

8

3. Федеральные законы

2,35

6

2,56

1

2,19

7

2,37

5

4. Нормативные акты Министерства образования РФ

2,12

9

1,94

11

1,61

12

1,92

11

5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму

2,51

4

2,38

4

2,42

3

2,44

3

6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб

1,79

13

1,88

12

1,94

10

1,86

12

7. Нормативные акты Правительства СПб

2,12

9

1,97

10

2,13

8

2,07

10

8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб

2,05

12

1,76

13

1,45

14

1,79

13

9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту

2,49

5

2,09

9

2,23

6

2,29

6

10. Нормативные акты других организаций

1,42

14

1,50

14

1,48

13

1,46

14

11. Правила соревнований по видам спорта

2,56

2

2,41

3

2,26

5

2,43

4

12. Положение о спортивных соревнованиях

2,77

1

2,24

6

2,32

4

2,47

2

13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий

2,56

2

2,44

2

2,61

1

2,57

1

14. Всероссийская спортивная классификация

2,16

8

2,24

6

2,48

2

2,28

7

Вместе с тем Федеральные законы для этой группы специалистов оказались самыми значимыми - 1-й ранг (2,56 балла). Распоряжения Правительства РФ - 4-й ранг (2,38 балла) и Указы и распоряжения Президента РФ - 6-й ранг (2,24 балла) (cм. табл. 3). Иначе говоря, деятельность частных физкультурно-спортивных организаций требует учета не только отраслевых нормативных документов, но и федеральных законов и подзаконных актов.

Анализ содержания табл. 3 показывает также, что из предложенных в анкете 14 видов правовой информации в группе государственных физкультурно-спортивных организаций 12 получили оценку более 2 баллов, а в группе частных и общественных физкультурно-спортивных организаций таких документов оказалось 9. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что практически все названные виды правовой информации значимы и используются в деятельности физкультурно -спортивных организаций различных организаци онно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем видно и различие в использовании правовой информации, которое определяется видом физкультурно-спортивной организации.

На наш взгляд, использование правовой информации в значительной степени зависит от того, какое место в управленческой иерархии занимает специалист. В табл. 4 приведены итоги оценок значимости различных видов правовой информации в зависимости от должностного положения специалистов.

Таблица 4. Оценки значимости видов правовой информации для специалистов различных уровней, баллы

Наименование документов

Высший

Средний

Низший

балл

ранг

балл

ранг

балл

ранг

1. Указы и распоряжения Президента РФ

2,23

10

2,18

10

1,95

8

2. Распоряжения Правительства РФ

2,50

5

2,18

10

1,93

9

3. Федеральные законы

2,80

1

2,37

5

2,05

6

4. Нормативные акты Министерства образования РФ

1,83

12

2,21

8

1,70

12

5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму

2,80

1

2,42

4

2,20

5

6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб

2,33

8

1,74

13

1,63

13

7. Нормативные акты Правительства СПб

2,23

10

2,29

7

1,75

10

8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб

1,53

14

2,05

12

1,73

11

9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту СПб

2,57

3

2,34

6

2,03

7

10. Нормативные акты других организаций

1,67

13

1,39

14

1,38

14

11. Правила соревнований по видам спорта

2,33

8

2,53

1

2,40

3

12. Положения о спортивных соревнованиях

2,47

6

2,45

3

2,50

2

13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий

2,53

4

2,53

1

2,55

1

14. Всероссийская спортивная классификация

2,43

7

2,21

8

2,23

4

Из табл. 4 видно, что группа респондентов высшего управленческого уровня в своей деятельности прежде всего опирается на нормативную базу, включающую в себя акты федеральных органов, подзаконные федеральные акты, подзаконные акты субъекта Федерации. Определенное значение для них имеют и нормативные документы отрасли, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность. Обращают на себя внимание высокие оценки различных видов правовой информации, подтверждающие их высокую значимость для респондентов. Так, документ, получивший 1-й ранг, имеет среднюю оценку в 2,80 балла (самую высокую), а документ, имеющий 10-й ранг, - 2,23 балла. Всего три документа, включенные в анкету, имеют оценку ниже 2 баллов.

Оценки респонденов, представляющих средний и низший управленческие уровни, оказались очень схожими. Наиболее значимые виды правовой информации для них - "Календарный план соревнований, массовых мероприятий", "Положения о спортивных соревнованиях" и "Правила соревнований по видам спорта". Перечисленные документы заняли первые три места с незначительной разницей в баллах ( см. табл. 4). Значимы для респондентов также федеральные законы и отраслевые нормативные акты. У респондентов среднего управленческого уровня только два документа получили среднюю оценку меньше 2 баллов, в то время как у их коллег, представляющих низший управленческий уровень, таких документов семь.

Материалы табл. 4 позволяют утверждать, что на значимости различных видов правовой информации сказывается должностное положение специалистов в системе управления физкультурно -спортивной организации.

Полученные в ходе исследования данные могут использоваться при создании системы правовой информации в отрасли "Физическая культура и спорт", поскольку дают четкое представление о значимых для специалистов различных физкультурно-спортивных организаций видах правовой информации.

Список литературы

1. Воронин С.Э. Автореф. канд. дис. СПб, 1999.

2. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями. СПб., 2000. - 206 с.

3. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4.

4. Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 59.

5. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "Физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56.

6. С.С. Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Воронин, кандидат педагогических наук. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями.