Спорт и окружающая среда: перспективы развития

СПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Спорт нуждается в чистой и здоровой окружающей среде, так же, как и окружающая среда не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натиском спорта.

В ответ на потребность во всеобъемлющей оценке состояния мировой окружающей среды Комитет по окружающей среде Организации Объединенных Наций (UNEP) в 1995 г. начал разработку проекта глобальных перспектив окружающей среды. Выполненная в рамках этого проекта работа "Глобальное обозрение окружающей среды - 2000" представляет собой оценку состояния окружающей среды накануне нового тысячелетия и является уникальной разработкой, подготовленной международным коллективом, насчитывающим 800 участников в сотрудничестве более чем с 30 специализированными институтами по окружающей среде и с соответствующими агентствами ООН.

Оценка процессов окружающей среды строится на основе синтеза межрегиональных оценок. Она обобщает региональные точки зрения и строит усредненное соглашение, формируя приоритетные положения и действия посредством диалога между политиками и учеными на региональном и глобальном уровнях.

Продукция в печатной и электронной формах представляется отчетными выпусками GEO-серий (докладов). Эти доклады являются периодическими обзорами состояния окружающей среды.

Используется термин "GEO-процесс", под которым понимается коллективная работа партнеров всего мира. Образованные четыре рабочие группы - по моделированию, сценариям, политике и статистике - обеспечивают советами и поддержкой GEO-процессы. UNEP координирует деятельность GEO-процессов.

Усредненная оценка окружающей среды включает в себя ответы на следующие вопросы:

- каковы основные элементы эволюции окружающей среды и каковы их главные тенденции?

- каково воздействие различных применяемых мер на окружающую среду?

- в какой мере мероприятия по воздействию на окружающую среду соответствуют намеченным планам и в какой мере выполнение этих мероприятий ведет к поставленной цели?

Статистика такого исследования обеспечивается сетями экологического мониторинга и статистическими отчетами, выполненными национальными, региональными и международными организациями.

Две тенденции характеризуют начало третьего тысячелетия: первая состоит в том, что глобальная человеческая экосистема находится в опасности вследствие серьезного дисбаланса в производстве и распределении товаров и услуг; вторая, так называемая "угрожающая", тенденция связана с ускоренными изменениями в крайне неравномерном экономическом и социальном развитии отдельных регионов. Этот процесс нуждается в регулировании для предупреждения болезненных экологических и социальных катастроф.

Проект рассматривает динамику показателей, характеризующих окружающую среду по семи основным направлениям, это: суша и питание, лес и его биоразнообразие, пресная вода, морской флот и береговые зоны, атмосфера, городские зоны.

В качестве ключевых факторов состояния окружающей среды накануне третьего тысячелетия авторы проекта выделяют следующие:

- мировые выбросы двуокиси углерода достигли 23,9 млрд тонн в год, что на 400 млн тонн больше, чем в 1996 г., и почти в 4 раза больше, чем в 1950 г., более 40% мирового диоксида углерода производят США, Япония и страны Европейского Союза, однако общая эмиссия углерода из Китая теперь превышает показатели Европейского Союза, при этом подушевая эмиссия в Китае значительно ниже, чем в странах Европейского Союза;

- разрушение озонного защитного слоя привело к тому, что уровень ультрафиолетовой радиации удвоился на средних широтах северного полушария;

- проблема загрязнений воздуха в городах развивающихся стран достигла угрожающих размеров;

- потери от природных катастроф за 10 лет, в период 1986-1995 гг., были в 8 раз выше, чем в 60-е гг., и т.д.

Негативное влияние деградации окружающей среды наиболее тяжело влияет на бедные, неразвитые регионы. За 35 лет расслоение общества между беднейшими и богатейшими слоями населения выросло в 2,5 раза.

Недавнее детальное изучение четырех индустриально развитых стран показало, что общее количество естественных ресурсов или сырья, требующихся для поддержания их экономического уровня, составляет от 45 до 85 тонн на человека в год. При этом значительное количество этих ресурсов импортируется из развивающихся стран.

Во многих индустриальных странах благодаря их энергичным усилиям снижены показатели атмосферных выбросов, однако уровень городских воздушных выбросов достигает критических размеров в большинстве центров развивающегося мира. Кислотные дожди остаются проблемой в случае критической концентрации (порог, когда кислотные депозиты создают угрозу) для большей части Северной Америки, Европы и Южной Азии.

Почти 3 млрд людей, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях, и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. человек. Экологическая проблема Лондона, например, состоит в дефиците площадей, необходимых для поглощения выбросов сернистого ангидрида; по расчетам требуемая площадь должна быть в 125 раз больше, чем собственная площадь этого города.

Более 1 млрд городского населения мира проживают с угрожающими здоровью уровнями воздушных загрязнений, а по оценке Всемирной организации здравоохранения 25% всех заболеваний в мире происходит от плохих экологических условий.

Для Европы и Центральной Азии ключевыми вопросами в деле защиты окружающей среды являются:

- объемы выбросов сернистого ангидрида. В Западной Европе они увеличились более чем наполовину в течение 1980 - 1995 гг., при этом выделяют восемь стран с наибольшими удельными объемами его выбросов, семь из них расположены в Центральной Европе, одна - в Восточной Европе;

- подкисление, загрязнения, засухи или пожары лесов. Серьезно и постоянно подвергаются этому около 60% лесов;

- половина известных видов овощей находится под угрозой перенасыщения удобрениями во многих странах региона;

- одной из наиболее серьезных форм речных загрязнений в регионе является высокая концентрация стоков минеральных удобрений;

- транспорт - главная причина городских воздушных загрязнений;

- чрезмерное использование (истощение) подземных водных источников (в 60% больших городов региона) и т.д.

Финансирование акций по защите окружающей среды осуществляется по нескольким направлениям. Так, финансирование Западной Европы за счет взносов Европейской комиссии, составившее в течение 1994-1999 гг. более чем 17 млрд ECU. Наибольшие вложения в расчете на одного жителя были освоены в Эстонии (88,8 ECU), Латвии (48,8 ECU), Чешской Республике (38,5 ECU), Литве (37,1 ECU), Словакии (27,2 ECU), причем в среднем на жителя в Центральной Европе это составило 20,9 ECU. В Восточной Европе и Центральной Азии средняя цифра составляет всего 2,6 ECU на человека, а наибольшие показатели - в Грузии (11,1), Азербайджане (8,5), Узбекистане (3,8) и России (2,5).

Страны

1996 год, всего

В расчете на одного жителя

Всего за 1989-1996 гг.

Чешская Республика

1264

123

7120

Венгрия

1986

195

13260

Польша

2741

71

5398

Казахстан

1100

67

3067

Россия

2040

14

5843

Всего по пяти странам

9131

41

34688

Всего по Центр., Вост. Европе и Центр. Азии

12330

31

43888

Главные потребители частных зарубежных инвестиций (в млн долл. США) представлены в таблице.

В 1996 г. частные зарубежные инвестиции в развивающиеся страны с целью защиты окружающей среды в 5 раз превысили государственные.

Проект определил следующие глобальные и региональные тенденции, которые, наиболее вероятно, можно ожидать в следующем столетии, это:

- экологические катастрофы, как естественные, так и искусственные (спровоцированные деятельностью человека). Они становятся более частыми, суровыми, сопровождающимися тяжелыми экономическими потерями;

- урбанизация. Скоро половина населения будет жить в городах, и там, где этот процесс не контролируется или плохо организован, создаются большие экологические проблемы, в первую очередь касающиеся реализации мусорных отходов и распространения хронических заболеваний;

- химизация. Современные химические загрязнения рассматриваются как более серьезная проблема, чем старые яды, такие, как свинец и другие; и меры защиты от них должны быть разработаны; перегрузка нитратными удобрениями, последствия которой еще до конца не ясны;

- призрак глобального водного кризиса, растущая проблема недостаточного запаса пресной воды, особенно для низкодоходных популяций;

- деградация прибрежных зон. Разработка природных ресурсов разрушает прибрежные экосистемы и представляет более серьезную угрозу, чем сточные воды;

- засорение биологическими видами. Преднамеренное введение инородных биологических специй, подавляющих местные виды;

- климатические перепады. Примерно за 20 последних лет отмечено повышение температуры на поверхности земли и предстоит выяснить: является ли это предвестником каких-либо новых экономических трансформаций;

- деградация земли (суши), увеличивающа яся чувствительность, ранимость суши к водной эрозии;

- экологическое влияние беженцев: для своего выживания они производят неограниченные разрушения окружающей среды (число беженцев в 1995 г. превысило 27,4 млн человек) и др.

Взаимоответственность спорта и окружающей среды рассматривается комиссией по спорту Европейского Союза.

Работа Совета Европы по спорту более 30 лет проводилась в рамках фундаментального проекта "Спорт для всех". Вопрос, который должен быть исследован сегодня: как эти рекомендации могут выполняться сейчас с учетом увеличившейся численности населения планеты. При этом озабоченность состоянием окружающей среды не означает, что любой человек может быть вовлечен в спортивные занятия на открытом воздухе в любом месте и в любое время. Это означает только, что в некоторых зонах Европы в будущем следует сделать акцент на качественном росте, т.е. экологически совместимом развитии окружающей среды.

Одной из наиболее злободневных проблем остается законодательная база. Некоторые страны имеют обширное законодательство и регламентации для практики спорта и окружающей среды, но большинство стран слабо контролируют эту сферу. Это создает потребность в регулярных международных консультациях, чтобы избежать, например, ситуаций, когда вредные для окружающей среды виды спорта, запрещенные или регулируе мые в одной стране, могут безнаказанно практиковаться в соседних странах. Необходимо помнить, что вредные выбросы не признают границ.

Для будущих исследований с целью гармонизации спортивных и экологических проблем предлагаются следующие тематические блоки:

1) информационный (методы сбора, обработки, хранения и наилучшего распространения информации и статистических данных по вопросам спорта и устойчивого развития);

2) законодательный (анализ, разработка законодательной базы для практики спорта и окружающей среды, методы контроля, международные консультации);

3) технический (исследование путей максимально возможного снижения использования невосполняемых ресурсов в сфере спорта);

4 ) транспортный (разработка проблемы оптимизации транспортных потоков);

5) содержательный (анализ и оценка новых видов спорта и новых технологий в отношении их влияния на окружающую среду);

6) образовательный (разработка, распростра нение и систематическое внедрение образовательных программ);

7) методологический (сопоставительный анализ основных принципов "Спорта для всех" с массовым давлением на спортивные сооружения и окружающую среду, усилившимся в связи с ростом численности занимающихся спортом);

8) фискальный (разработка эффективных стимулов, налоговых инициатив и др.).

Основные меры, предлагаемые по развитию спорта в устойчивой окружающей среде:

1. Сбор, хранение и широкое распространение информации, создание соответствующего Европейского банка данных, мониторинг, регулярное обновление и анализ информации.

2. Утверждение общих структур: для разработки законодательств и нормативов, совместимых со статусом Европейских стран; анализа положительного опыта как международных, так и национальных спортивных федераций и организаций; систематического контроля за выполнением регламентаций при организации и подготовке всех спортивных мероприятий - от Олимпийских игр до региональных.

3. Организация постоянной службы анализа и оценки показателей природных ресурсов, используемых для спорта, т.е. использование суши, воды, природных ископаемых, материалов для изготовления экодружественного спортивного оборудования, натуральных ресурсов при формировании сети спортивных сооружений и т.д.

4. Контроль за транспортными потоками, связанными с процессом активного отдыха населения, который включает проблемы: доступного размещения спортивных сооружений; обеспечения безопасных подходов с учетом того, что примерное расстояние до спортивных сооружений должно быть не более 3 км; а также проблемы, возникающие при работе транспорта, обслуживающего спорт, т.е. загрязнения чистых горных районов для лыжного спорта и т.д.

5. Контроль за экопоследствиями развития новых видов спорта и технологий (индустрии) спорта, который включает: критическое обсуждение новых видов спорта с точки зрения их влияния на окружающую среду; длительные наблюдения за новой практикой и новой техникой, используе мой в спорте на природе, например снежными пушками и др.

6. Расширение сети образовательных программ по вопросам взаимодействия спорта и окружающей среды, которая включала бы образование по охране окружающей среды как часть спортивных программ в школах; кооперацию между группами, работающими по охране окружающей среды, образованию и спорту; резервирование времени для образования по охране окружающей среды в спортивных клубах как часть тренировочного процесса; информация и образование для программ спортивного менеджмента; привлечение известных спортсменов к распространению образовательных программ по охране окружающей среды.

7. Внедрение новых экодружественных форм занятий в рамках программы "Спорт для всех" и методик их осуществления с учетом возросшей численности населения планеты, т.е. поиск новых путей к спорту без угрозы окружающей среде.

8. Использование практических инициатив и стимулов, которые включают: финансовые стимулы при выполнении таких работ, как модернизация спортивных сооружений; меры по сокращению количества спортивных сооружений в зависимости от вреда, наносимого окружающей среде; использование всех форм средств массовой информации для эффективной и полной информации по мерам предохранения окружающей среды от разрушения спортивной активностью; введение наград за поощрение "экозначимых" проектов, которыми награждаются авторы, сооружения, мероприятия или организации (голубые флаги для чистых берегов, зеленые этикетки, значки для гольф-площадок и т.д.).

Главные лица - сторонники поддержания спорта в устойчивой окружающей среде - могут быть представлены как принадлежащие к трем секторам: 1 - политический сектор - группы и люди, озабоченные стратегическими изменениями, законодательством и всеми проблемами, находящимися за этими вопросами; 2 -сектор спортивной практики - группы и люди, занятые проектированием и строительством спортивных сооружений, спортивным образованием, спортивными организациями и клубами, спортивным туризмом и производством спортивных товаров; 3 - научный сектор - группа, собирающая и анализирующая результаты всех работ, формулирующая наиболее актуальные проблемы для исследований, оценивающая данные и представляющая доклады по их анализу.

Все три сектора сосредотачиваются также на таких вопросах общей деятельности, как место и значение образования в вопросах окружающей среды в отношении к спорту; разработка и исполнение международного и национальных кодексов; освещение проблем в средствах массовой информации с целью остановить угрозу окружающей среде от спортивной активности и др.

Таким образом, за достижение устойчивого экологического развития в спорте ответственны все вовлеченные в спорт, а забота об окружающей среде - жизненно важная задача борьбы за чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии.

Список литературы

1. European Sports Charter // Еuropean Sports Charter and Code of Sports Ethics / Council of Europe. - Strasbourg, 1993. - P. 2-9.

2. Global Environment Outlook 2000. UNEP EARTHSCAN. ISBN: 1 85383 588. - London: Earthscan Publications Ltd, 1999. - 398 p.

3. National Reports on the Implementation of Article 10 of the European Sports Charter / Committee for the Development of Sport. - Strasbourg, Council of Europe, 1999. - 71 p.

4. Tarradellas J., Behnam S. Olympic Movement's Agenda 21. Helping sport contribute to sustainable development / International Olympic Committee, Sport and Environment Commission. - IOC, 1999. - 24 p.

5. С.Д. Неверкович, В.А. Хоточкин ,Е.В. Кузьмичева. Спорт и окружающая среда: перспективы развития