Сон и сновидения З. Фрейда – природа их происхождения

Сон и сновидения З. Фрейда – природа их происхождения.

Реферат выполнила: Коломиец Н.В.

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Кафедра философии и политологии

МОСКВА 2003

Содержание

1. Биографические сведения

2. Царская дорога к бессознательному

3. Материал сновидения. Память в сновидении

4. Источники сновидений

I Внешнее (объективное) чувственное раздражение

II Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение

III Внутреннее (органическое) физическое раздражение

IV Чисто психические источники раздражений

5. Почему человек забывает сновидение по пробуждении

6. Заключение о сновидениях

Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. Во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд воспитывался в духе времени, когда религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.

В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.

В 1873 г. Он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Пройдя стажировку в Венской народной больнице. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов, он искал таинственную причину их возникновения.

Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. В начале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу на бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. В связи с этим у Фрейда рождается предположение о связи неврозов с сексуальными отклонениями.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции.

Царская дорога к бессознательному.

Сновидение - одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это «царская дорога» к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Сновидение рассматривалось им в качестве невротического симптома, свойственного всем здоровым людям.

В древности сновидениям придавалось большое значение, в них усматривались знаки будущего. Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В XIX веке появились экспериментальные исследования, целью которых стало определение влияния физических раздражений на содержание сновидений.

Придавая сновидениям важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.

Второе предположение состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику.

Для Фрейда сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражение наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности.

В целом сновидение рассматривалось Фрейдом в качестве компромиссного образования. С одной стороны, оно удовлетворяет запросы человека, связанные с желанием спать, путем отказа от внешнего мира. С другой стороны. Оно дает вытесненным влечениями человека возможность удовлетворения в форме галлюцинаторного исполнения желания.

Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему пониманию сновидений.

Работа сновидения состоит в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы, вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. В явное сновидение переходит только часть материала скрытого сновидения. При этом отдельные элементы скрытых мыслей могут соединяться между собой, образуя в явном сновидении нечто целое. Так, сновидящий может видеть образ любимой девушки, составленный из отдельных черт, принадлежащих его матери, ее подругам, жене знакомого и другим лицам.

В психологическом отношении самое интересное в работе сновидения – это превращение мыслей в зрительные образы. Так, например, в процессе работы сновидения мысль о разводе с женой может вылиться в изображение веселого застолья мужа, похорон супруги, треснувшего арбуза, перелома ног и рук в результате автокатастрофы или иной картины, вызывающей недоумение.

Таким образом, в понимании Фрейда работа сновидения – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сновидение как целое является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сновидения – найти это бессознательное.

Толкование сновидений является уделом психоаналитика, лечащего неврозы. Остается только добавить, что в одной из своих работ Фрейд напоминал об уместности изречения древнегреческого философа Платона, согласно которому добродетельный человек ограничивается тем, что ему снится то, что дурной совершает в реальной жизни.

Материал сновидения. Память в сновидении.

То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом.

Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему. Но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности. Из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии.

То, что сновидение имеет в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет очень важный факт. Один пациент сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово «Муссидан». Он знал, что это – название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на его вопрос, где этот город, ответил: Муссидан – окружной город в департаменте Дордон. Проснувшись, он не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познания сновидения, но не выясняет забытого источника их.

Некоторые авторы, не сомневающиеся в тесной связи содержания сновидения с бодрствованием, обратили внимание на то. Что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении , когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план. Так, например, близкий умерший снится не в первое время после его смерти, когда еще скорбь по нему наполняет существо оставшихся в живых. Между тем одна из последних наблюдательниц, собрала примеры и противоположного свойства и стоит и в этом отношении на точке зрения психической индивидуальности.

Источники сновидений.

Что следует разуметь под источниками сновидений, можно разъяснить ссылкою на народную поговорку: сон от желудка. За этой народной мудростью скрывается теория, видящая в сновидении следствие беспокойного сна. Человеку ничего не снилось бы, если бы сон его был безмятежен, и сновидение есть реакция на такое постороннее вмешательство.

Источники сновидений можно разбить на четыре группы, которыми пользуются и для классификации самих сновидений:

Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

Внутреннее (органическое) физическое раздражение.

Чисто психические источники раздражений.

Внешнее чувственное раздражение.

Когда мы засыпаем, мы все стремимся достичь ситуации, аналогичной эксперименту Штрюмпеля. Мы закрываем важнейшие органы чувств, глаза, и стараемся устранить и от других всякое раздражение или хотя бы всякое изменение действующих на них раздражений. Мы засыпаем. Хотя наше намерение никогда в полной мере не осуществляется. Мы не можем ни совершенно устранить раздражений от наших органов чувств, ни уничтожить возбудимости этих органов. То, что нас во всякое время может разбудить более или менее сильное раздражение, доказывает, что «душа и во сне остается в непрерывной связи с внешним миром». Чувственные раздражения, действующие на нас во время сна, могут чрезвычайно легко стать источниками сновидений.

Из этих раздражений имеется целый ряд совершенно неизбежных, которые приносит с собою сон или принужден их допустить, вплоть до тех случайных раздражений, которые предназначены для окончания сна. В наши глаза может проникнуть более сильный свет, мы можем услышать шум. Слизистая оболочек нашего носа может возбудиться каким-либо запахом. Мы можем во сне непроизвольным движение обнажить некоторые части тела и таким образом испытать ощущение холода или соприкосновение с какими-либо другим предметом. Мы имеем целый ряд сновидений, в которых раздражение. Констатируемое по пробуждении, и отрывки сновидения настолько совпадают друг с другом, что раздражение по праву может быть названо источником сновидения. Каждый смутно воспринятый шум вызывает соответственное сновидение: раскаты грома перенося нас на поле сражения, крик петуха превращается в отчаянный вопль человека, скрип двери вызывает сновидение о разбойничье нападении. Когда ночью с нас спадает одеяло, нам снится. Что мы ходим голые или же что мы упали в воду. Когда мы лежим на постели в неудобном положении или когда ноги свешиваются через край, нам снится, что мы стоим на краю страшной пропасти или же что мы падаем с огромной высоты. Когда голова попадает под подушку – на нами висит огромная скала, готовая похоронить нас под своей тяжестью Накопление семени вызывает сладострастные сновидения, локальные болевые ощущения – представление о претерпеваемых побоях неприятельском нападении и.т.д.

Внутренне чувственное раздражение.

Вопреки всем возражениям нужно признать, что объективные чувственные раздражения во время сна играют видную роль в качестве возбудителей сновидений, и если раздражения эти по природе своей и редкости и кажутся, быть может, несущественными для толкования сновидений, то с другой стороны, приходится отыскивать еще и другие источники сновидений, действующие, однако, аналогично им.

Так, Мори видел однажды целый ряд причудливых фигур, с искаженными лицами и странными прическами. Которые. Как казалось ему по пробуждении, он видел во сне. В другой раз, когда он был голоден благодаря предписанной ему строгой диете, он гипнотически видел блюдо и руку, вооруженную вилкой и бравшую себе что-то с блюда. В сновидении же он сидел за богато убранным столом и слышал шум, производимый вилками и ножами. В другой раз, заснув с утомленными больными глазами, он испытал гипнотическую галлюцинацию и увидел микроскопически крохотные знаки, которые старался с огромными усилиями разобрать; проснувшись через час, он вспомнил о сновидении, в котором видел раскрытую книгу, напечатанную чрезвычайно мелким шрифтом; книгу эту он читал с большим трудом.

Внутреннее физическое раздражение.

Если мы хотим искать источники сновидений не вне, а внутри организма. То мы должны вспомнить о том, что почти все наши внутренние органы, в здоровом состоянии почти не дающие о себе знать, в состоянии раздражения или во время болезни становятся источниками в большинстве случаев крайне неприятных ощущений, которые должны быть поставлены наравне с возбудителями болевых ощущений, получаемых извне.

Развитие расстройств внутренних органов у целого ряда лиц служит возбудителем сновидений. Многие указывают на частые кошмары у страдающих сердечными и легочными болезнями. Больные органы придают характерную окраску содержанию сновидений. Сновидения сердечных больных обычно весьма непродолжительны и заканчиваются кошмарными пробуждениями; почти всегда в них видную роль играет смерть при самых мучительных обстоятельствах. Легочным больным снится удушение, давка, бегство, и они в огромном большинстве случаев испытывают известный кошмар. Фантазия в сновидении может, однако, обращать внимание не только на форму органа, вызывающего раздражение. В качестве объекта символизации она может воспользоваться и содержанием этого органа. Так, например, сновидение, вызванное болью в кишечнике, может изобразить грязные улицы. Или же символически изображается само раздражение. Как таковое, характер его или же, наконец, спящий вступает в конкретную связь с символизацией собственного состояния. При болезненных раздражениях нам снится, что мы боремся с бешеной собакой или диким быком или. Влияние сексуального возбуждения на содержание сновидений в достаточной степени известно каждому и служит сильнейшей опорой всему учению о вызывании сновидений путем органических раздражений. При сексуальном сновидении женщине снится, что ее преследует обнаженный мужчина. Не говоря уже о богатстве красок художественной деятельности фантазии. Символизирующая деятельность последней остается центральной силой каждого сновидения. Раздражения организма извне, из симпатической нервной системы, оказывают днем, в лучшем случае бессознательное влияние на наше душевное состояние. Ночью же, когда прекращается чрезмерное воздействие дне6вных впечатлений, впечатления. Исходящие изнутри. Получают возможность привлечь к себе внимание. Подобно тому как ночью мы слышим журчание ручейка, которое заглушалось дневным шумом. Интеллект облекает их во временные и пространственные формы, неразрывно связанные с каузальностью: так образуется сновидение. Каждая часть организма может стать исходным пунктом сновидения и бредового представления. Органически обусловленное ощущение «разделяется на две части: 1 – на общие чувства; 2 – на специфические ощущения, присущие главным системам вегетативного организма, в которых мы можем различать пять групп: а) мышечные ощущения, б) пневматические, в) гастрические, г) сексуальные и д) периферические».

Влияние органических физических раздражений на образование сновидений признается в настоящее время почти всеми.

Довольно единодушно производится толкование различных форм сновидений, именуемых «типическими», так как они у большого числа лиц обладают почти совершенно аналогичным содержанием. Это – известные сновидения о падении с высоты, о выпадении зубов, о летании и о смущении, которое испытывает грезящий, видя себя голым или полуодетым. Последнее сновидение проистекает по большей части от того, что спящий сбрасывает с себя одеяло и лежит обнаженным. Сновидение о выпадении зубов сводится обычно к раздражению полости рта, под которым не разумеется. Однако обязательно зубная боль. Падение с высоты объясняется те, что при наступившем ослаблении чувства осязания падает либо рука, либо неожиданно выпрямляется согнутое колено, благодаря этому осязание вновь пробуждается, но переход к сознанию психически воплощается в сновидении о падении.

Психические источники раздражений.

Когда мы касались отношения сновидения к бодрствованию и происхождения материала сновидений, то мы знали, что как прежние, так и новейшие исследователи сновидения полагали, что людям снится то, что они делали днем и что их интересует в бодрствующем состоянии. Этот перенесенный из бодрствования в сон интерес не только представляет собою психическую связь, соединяющую сновидение и жизнь, но приводит нас и к довольно важному источнику сновидений, который, наряду с раздражением, действующим во сне, способен в конце концов объяснить происхождение всех сновидений. По всей вероятности, большинство представлений в сновидениях являются в действительности иллюзиями: они исходят от слабых чувственных впечатлений, никогда не угасающих во сне.

Почему человек забывает сновидение по пробуждении?

То, что сновидение к утру «исчезает», всем известно. Правда , оно может оставаться в памяти. Прежде всего. Забывание сновидений объясняется всеми теми причинами, которые вызывают забывание в действительной жизни. В бодрствующем состоянии мы обыкновенно забываем целый ряд ощущений и восприятий, потому ли, что они чересчур слабы. Потому ли, что они имеют слишком малое отношение к связанным с ними душевными движениям. То же самое относится и к большинству сновидений: они забываются потому. Что они чересчур слабы.

Забыванию сновидений способствует еще, кроме того, и тот факт, что большинство людей вообще мало интересуется тем, что им снится. Тот же, кто в качестве наблюдателя интересуется сновидениями. Тому и снится больше, вернее говоря: он чаще и легче запоминает сновидения.

Исследование сновидений имеет свои специфические трудности, и единственный способ избежать искажения в подобной области – без малейшей задержки записать то, что было испытано и замечено; в противном случае сновидение быстро забывается или полностью, или частично; тотальное забывание не представляет особой ценности, но частичное забывание очень коварно, так кА, принимаясь впоследствии рассказывать то, что не было забыто, мы подвергаемся опасности дополнить при помощи воображения бессвязные, отрывочные воспоминания. Всплывающие в памяти; мы становимся, не осознавая этого, артистами, и повторяющийся время от време6ни рассказ внушает его автору такое доверие, что он уже искренне представляет его как достоверный факт, сформулированный последовательно и связано.

Заключение о сновидениях.

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в толковании сновидений. Вспоминая по пробуждении свой сон, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественно-научного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого сновидящего.

«Толкование сновидений» - главный труд Зигмунда Фрейда, посвященный одной их таинственных областей человече6ской психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что сновидения являются отражением мыслительных процессов, происходящих в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности. Так и от обыденный жизни человека.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

Список литературы

1. Фрейд З. Сон и сновидения. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 544 с. (Классики зарубежной психологии).

2. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков «ЗИГМУНД ФРЕЙД хроника-хрестоматия» Москва, изд. «Флинта» Московский психолого-социальный институт 1999 г