Философия Венгрии

Философия Венгрии

Одним из первых представителей свободомыслия в Венгрии был поэт-гуманист Янус Паннониус (15 в.). 16- 17 вв. характеризуются борьбой католицизма с протестантизмом, в рамках которого получает определенное развитие картезианство. Наиболее значительным представителем его был Я. Апацаи-Чере, педагог, философ, автор первой энциклопедии и логики на венгерском языке. Установление господства Габсбургов в венгерских землях сопровождалось утверждением католической схоластики. Определённое распространение получают янсенизм и пиетизм.

В конце 18 в. выдающимся венгерским просветителем был философ-материалист Д. Бешшеньеи . Идеи механистического материализма развивал в своих сочинениях И. Мартинович, один из идеологов венгерских якобинцев. После подавления республиканского движения на первый план выдвинулось влияние немецкого романтизма.

Крупнейшим деятелем и идеологом 1-й половины 19 в. был И. Сеченьи, считавший возможным осуществление буржуазного прогресса без революции и завоевания национальной независимости страны. Представителем, так называемой, философии гармонии, или соглашения, был Я. Хетеньи, развивавший идеи установления социальной гармонии путём распространения просвещения и постепенных реформ. В этот период в Венгрии усиливается влияние классической немецкой философии. Виднейшим представителем кантианства был Ш. Кётелеш, а левого гегельянства - литературный критик и эстетик Я. Эрдейи, первый историк венгерской философии. Как бы связующим звеном между просветительством и революционно-демократической мыслью явилось творчество поэта и философа Ф. Кёльчеи. Представителями революционного демократизма в Венгрии были поэт Ш. Петёфи, историк и философ П. Вашвари, М. Танчич, автор многочисленных публицистических, политических и исторических сочинений. В их мировоззрении революционный демократизм сочетался с утопическим социализмом. С антиклерикальными сочинениями в годы революции выступал философ Ф. Харарик.

Поражение Революции 1848-49 привело к господству клерикальной идеологии. Революционно-демократические тенденции были вытеснены в годы реакции идеализмом. Гегельянство, популярное в 50-х гг., сменилось в 60-х гг. позитивизмом, сыгравшим определённую положительную роль в борьбе с клерикальной идеологией (А. Пульски, Д. Пиклер). Идеи вульгарного материализма развивал в эти годы Ф. Ментович, выступавший с критикой спекулятивной философии. С субъективно-идеалистических позиций позитивизм критиковал Ш. Брашшаи.

В 70-е гг. началось распространение идей марксизма в Венгрии, первым пропагандистом которого был Л. Франкель - деятель венгерского рабочего движения, участник Парижской Коммуны 1871. В начале 20 в. идеи марксизма использовались некоторыми буржуазными радикалами в борьбе против реакции, например О. Яси, пытавшимся эклектически сочетать материализм и идеализм. Неокантианские идеи проповедовали Б. Александер и Б. Шомло. Видным представителем марксистской философии был Э. Сабо, который по ряду вопросов придерживался, однако, синдикалистских убеждений. Образование Коммунистической партии Венгрии (ноябрь 1918), а также Венгерской советской республики 1919 способствовало распространению идей марксизма-ленинизма.

В официальной идеологии хортистского режима ведущую роль играли идеалистические и националистические тенденции - христианский платонизм А. Паулера, эклектический идеализм Д. Корниша, направление "истории духа" Д. Секфю и Б. Хомана. Значительным влиянием среди интеллигенции в 30-40-х гг. пользовалась идеология народничества, утопические взгляды, так называемого, крестьянского социализма. В тяжёлых условиях подполья продолжали теоретическую деятельность венгерские философы-марксисты.

С установлением народно-демократической власти создались условия для широкого распространения и разработки философии марксизма-ленинизма. В вузах было введено преподавание диалектического и исторического материализма. Мировую известность получили труды Д. Лукача, прошедшего большой, сложный, порой противоречивый путь развития. Наиболее известными среди венгерских философов-марксистов являются также Л. Рудаш, Б. Фогараши, И. Реваи, Э. Мольнар и др. Философские работы Д. Лукача посвящены, главным образом, вопросам эстетики, истории философии, критике буржуазной философии, Л. Рудаша - основным принципам материалистического мировоззрения, Б. Фогараши - проблемам логики, И. Реваи - критике антимарксистских течений, Э. Мольнара - вопросам исторического материализма, Л. Матраи - истории венгерской философии.

В 1957 организован институт философии Венгерской АН. Его первым директором был Б. Фогараши (до 1959), затем И. Сигети, а с 1968 - Ф. Тёкеи. Центрами изучения философии являются также факультеты университетов. Статьи по вопросам философии публикуют журналы "Tarsadalmi szemle" (с 1946), "Magyar filozofiai szemle" (с 1957) и др.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа