Нравственно-правовой театр

Нравственно-правовой театр

Владимир Лизинский

Возраст педагога и его психолого-педагогическая позиция постоянно вынуждают его работать в режиме менторства. Подкорковое сознание собственного превосходства, наличие какого-никакого социального опыта – все это буквально подталкивает педагога к вербально-поучающему взаимодействию с учащимися.

Дабы остановить возможное грехопадение детей учитель прославляет прекрасное с его точки зрения), клеймит позорное, повторяет известное и избитое как только что открывшуюся божественную истину и... невероятно удивляется, когда дети почему-то употребляют наркотики, совершают преступления, слушают дурацкую музыку, одеваются как клиенты ада, и разговаривают на приблатненно-собачьем языке.

Занятно, что со временем порох иссякает, слова и фразы стираются, смысл становится туманным и неочевидным, сила и возможности воздействия на детей падают, а поколения школьников ехидно сообщают друг другу: “Ну что, наша училка все требует расстрелять рок-музыкантов?”

О, слово, слово! Как осторожно и непредвзято, как глубоко и точно, как образно и иронично, как светло и тонко надобно пользоваться тобой в жизни-работе с детьми.

С легкой руки псевдопсихологов в школу пришагала странная культура “похвалы ни за что”. И стертым голосом, едва завидя ребенка или взрослого, с невозмутимостью вождя индейского племени раздариваются “бесценные комплименты”, всем, как сестрам дешевые серьги, – одинаковые, пустые и односложные.

Плачь, человече, плачь! Здесь издеваются над великой красотой слова!

В.И. Качалов любил хвалить молодых артистов за творческие успехи.

Говорит: Как же вы батенька прелестно играли в нынешнем спектакле! И вы тоже превосходно играли! И вы...

Молодой артист замечает: Но я сегодня не выходил на сцену.

Качалов: Все равно, очень хорошо!

И перестают дети верить слову и не отзываются на похвалу и пролетают мимо никчемные комплименты, не задевая своим крылом чистые и ранимые души детей.

Похвала, комплимент – исключительно сильное оружие в арсенале профессионала, но, как всякое оружие, его следует готовить, обновлять, усиливать. Комплимент может быть вербальным или... Известно, что благорасположение можно выразить без слов и поведя бровью можно показать человеку свое неприятие его.

А в глубине, в тайниках детского мозга идет великая работа по осознанию себя, идентификации с другими, поискам ответов на вечные вопросы, работа по открытию истин, формированию ценностей, высвечиванию интересов...

Что можем мы предложить ему, если он страждет, если душа его купается в неопределенностях и ищет берег твердый и верный? Готовые рецепты, открытую нами (!) правду, известные и тривиальные способы решения проблем. А это ли ему нужно?! Неужели непонятно, что мы лишаем его страдания, чуда и радости поиска и отнимаем у него право на ошибку, право на предчувствие открытия и радость самопознания...

Конечно, мы можем решить проблему за него сами – это лучше всего делают авторитарные учителя, вечно занятые родители: ленивый и занятый всегда ищет краткую дорогу. И уж, конечно, бабушки.

О, скольких внуков они сгубили! Конечно, когда простонародный ум сочетается с природной сметкой и добротой, когда в хранилищах памяти трепетно сохранены бесценные перлы прошлого, когда воля и смысл не покинули старческий ум, когда искры народного юмора, да и напускная грубость, наряду с разумной требовательностью (демократия – это нормированные требования и требовательность) – все хорошо в воспитании, и польза будет приметной, значимой, приростной.

Да только чаще не так. Мы торопимся, спешим предохранить ребенка от труда, от познания, и неосознанно разрушаем его волю, во всем ему потакая, от всего защищая, от всего предостерегая.

И вырастет чадо, лишенное чуда,

И чудо не будет его посещать.

Не помнит, не знает, зачем и откуда,

Куда направляется – есть или спать.

Так нужно же определиться в понимании того, что каждый, в коллективе и без него проходит свой путь, путь розмыслов и пониманий, путь решений и надежд, путь правды и дела.

Тогда нужно разделить педагогические труды наши на несколько взаимосвязанных движений.

Одно дело инструктировать перед маневром и другое дело под посвист и улюлюканье самому бегать по лужам.

Учить – показывать, рассказывать, объяснять, проигрывать, – все вместе, но быть для ребят в таком авторитете, в таком признании и уважении, чтобы хотели во многом быть похожими на вас.

Уметь уступить и отступить, уметь находку и открытие отдать детям так незаметно, что и не узнают они никогда, кто же автор, и будут уверены в патентной чистоте своих изобретений. Жалко, но радостно, что к ним ушла моя идея и помогла им расти, двигаться вперед, развиваться.

И другое. Не приемлют дети монументальность и несходимость с пьедестала господина учителя. Им подавай главную учительскую способность: иметь тысячу лиц и по-доброму, по-детски откликаться на вызовы жизни. Быть равным, но первым, быть высоким, но без гордыни, уметь ребячливо и просто встать в один ряд с детьми и вовремя убежать из этого ряда.

Дети – явление абсолютно не статистическое и нестандартное настолько, что даже при полном знании психолого-педагогических закономерностей, фортели и выкрутасы детского поведения требуют разовой штучной обработки и постоянной мыслительной озабоченности педагога.

Здесь все эксперимент, все поиск, все ново – и только нужно распределить жизненные силы так, чтобы все дни имели одинаково мощное наполнение.

Вообще, вычленяя ведущую ось успешности педагогической деятельности , мы могли бы заметить, что педагог должен:

уметь показать и обустроить множество полей возможного интереса детей,

создать обстановку, желанную для выхода в поле и поиска своей тропы, своих цветов, своих радостей,

уметь выстроить проблемную ситацию и возможные пути совместного и индивидуального участия и поиска, для диалога, для компромисса,

задать положительную эмоциональную тональность до, в процессе и после деятельности,

показать самому варианты и способы созидательной коммуникации и помочь другим в этом,

ненавязчиво и долго идти к совместной выработке, осознанию и признанию ценностей, норм и правил взаимодеятельности, взаимообщежития, взаимосуществования.

знать и индивидуально корректно употреблять слова поддержки.

Но спросим себя откровенно и недвусмысленно: а можем ли мы сами общаться на уровне восторга, умеем ли скрывать свои грусти и печали , не выставляя их напоказ , по Грушницкому, и в то же время не обдавая детей холодным крылом пустого актерства, не перебрасывая на них тяжкие труды и боли своей несостоятельности, своего одиночества, своих несбывшихся надежд; можем ли мы не нести в класс свою духовную и материальную бедность как вызов, как горькую обиду, как потрясение....

Как значимо и важно, чтобы в жизни ребенка было множество разнообразных событий, ибо если жизнь - это события и воспоминания о них, то и надобно, чтобы в мозгу ребенка запечатлевались прекрасные секунды бытия. Разве не разнообразие этих секунд несказанно и сильно влияет на будущую жизнь ребенка.

Как важно для ребенка жить радостями и сложностями сегодняшнего дня, включаясь в большую гонку узнаваний, пониманий , различений, впечатлений, подставляя свою спину и мозги под разные виды деятельности, страстно и ненасытно ища общения; чувствуя, сочувствуя, накапливая впечатления, рассматривая с разных высот и далей происходящие события, вторгаясь , соучаствуя в них.

И ленной мыслью высвечивать мыслительные велосипеды, поняв наконец, что думанье есть и процесс, и творчество, и красота, и форма особенного сибаритства, иногда мучительного, всегда невозможно волнительного, подмывающего, приобщающего к каким-то почти божественным путям и тайнам; и по красоте, и глубине переживаний дело это не уступит многим другим внешне привлекательным видам деятельности.

Так высветлилась нужда в такой педагогической деятельности, когда педагог и незаметно, и ненавязчиво стремится создать поле тысячи цветов, или такую возможность для каждого ребенка, когда он, ребенок, сможет найти свое, развить в себе интерес, воспользоваться своими генетическими и приобретенными возможностями.

Понятно, что учитывая большое число неопределенностей, характерных для человека как живой гуманитарной системы, можно представить себе мифологическое построение:

генетика - 60%

случай - 20%

собственная деятельность - 20%.

Беда в том, что каждый из этих компонентов подвижен и может быть, что:

человек не отгораживается из-за своих генетических особенностей от возможного самоизменения, порой испорченность и безволие выдают за генетическое наследие, но нет, достаточно пройти трудной дорогой рефлексии - постремиться понять себя, черпать в себе достоинства и видеть в тумане и неясностях цели и смыслы, строить себя, как дом для себя и для других.

Нет сегодня у нас, у взрослых и малых, культуры осознанного самопроектирования и самостроительства. Мы очень долго и не знали и не догадывались, что успех нужно проектировать, создавать и по гаревой дорожке успеха может бежать хорошо тот, кто знает куда, как, с какой скоростью бежать. А там у дорожки стоят те, кто умело или не очень, помогают тебе: твои родители, твои учителя.

Случай может чрезвычайно сильно повлиять на судьбу человека: встреча с удивительным человеком, фактом, книгой – и взлет, радость, успех, счастливое будущее; вот и рассыпались все формулы, но: может еще быть жестокость, сгустки злобы, гнетущие ошибки педагогов, катаклизмы внешнего мира – все может быть.

И все же – как важна собственная деятельность ребенка! Кто знает, почему один ребенок пытливо и самостоятельно ищет, думает, создает, а другой не проявляет к миру внутри и вне себя сколько-нибудь значительного интереса. Почему один живет и дышит в гармонии со средой и с самим собой, а другой не возвышается над миром своих блинов, почему слова и песни для одного – призыв и знак готовиться к дороге, а для другого – набор бессмысленных звуков, и почему один любим и востребован по жизни, а другой ленив душой и телом?

Существуют тысячи анкет и тестов, и это хорошо, но дело-то все в том, чтобы кто-то в силу своей профессии, склада характера, ума, душевных качеств попробует поставить целью своей педагогической жизни прислушивание ко всему тому, что составляет зыбкую жизнь ребенка, и будет через обостренную наблюдательность, через тонкое понимание детских “ужимок и прыжков” двигаться навстречу ребенку.

Как помочь кому бы то ни было, не зная, нуждается ли он в твоей помощи, примет ли он ее, достанет ли у тебя сил души, знаний, ума, культуры, желания, способностей – помочь другому человеку.

Но важно и другое. Вы только слово молвить пожелали и только решили, что без вашей помощи, поддержки ребенку не выплыть, а он уже давно решил свои проблемы. И бросается педагог вслед уходящему поезду, объясняя понятное, требуя ненужное, поддерживая устарелое.

Нужна диагностика изменений. Применяемые в большинстве случаев методы изучения ребенка можно назвать общим названием: испытание скукой. Чтобы вызвать творчество не худо применить творческие приемы для возбуждения мотивации.

В общем ряду испытаний достаточно интересными можно признать испытания реальной, живой, целенаправленной практико-ориентированной деятельностью, где происходит триада превращений:

участие в разных видах деятельности позволяет делать выбор,

если деятельность привлекает, возникает естественное желание относиться к происходящему творчески,

настанет час и место, когда я смогу испытать на себе бремя и славу лидерства, первенства, победительства, успеха.

Так открывается дорога к социализации: если ребенок много видел, много понял, во многом поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он признал превосходство культуры как основы бытия, если хочет и может войти в общество и попытаться сказать свое слово, добавить своих красок к общественной картине мира, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству, тогда – есть человек!

Сначала был урок - говорят учителя-методисты, сначала была семья - говорят социологи, сначала были песни в походах, игры на воздухе, слова в тишине - говорят воспитатели, сначала был директор - говорят управленцы, сначала был климат - говорят психологи, а потом было соединение всего - говорит бог.

Но, позвольте, учитель в школе занимается главной деятельностью -организацией учебы детей, а все остальное не оплачивается, практически не замеряется и держится на учительском энтузиазме, – а значит, не планируется, не имеет устойчивого ресурса и является величиной случайной либо переменной. Не потому ли так трудно выделить из общей деятельности учителя на уроке воспитывающий компонент!

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа