Тара-оборудование и ее характеристика

Содержание:

1. Основные виды тары-оборудования, их краткая характеристика. Сравнительные преимущества, недостатки и предпочтительные сферы применения различных видов тары-оборудования

2. Торговая мебель. Классификация. Требования к торговой мебели

Список использованной литературы



1. Основные виды тары-оборудования, их краткая характеристика. Сравнительные преимущества, недостатки и предпочтительные сферы применения различных видов тары- оборудования

Одним из путей сокращения занятости, повышения престижности труда в торговле является внедрение эффективной технологии транспортировки и продажи товаров с применением тары-оборудования.

Товар на пути следования от предприятий-изготовителей до торговых залов магазинов перегружается порой до 10 раз, что не всегда оправданно и сдерживает главный процесс – реализацию произведённого товара.

На погрузочно-разгрузочные работы при комплектовании и отгрузке товаров вручную затрачивается 30-50% общего рабочего времени. Экономический эффект от внедрения тары-оборудования на всём пути следования товара по схеме « промышленное предприятие – оптовая база – магазин» достигает 60%. Однако зачастую тара-оборудование применяется только на последней стадии товародвижения – от оптовых предприятий до магазина, чем достигается лишь частичный эффект.

Практика показала, что транспортировка товаров (хлеба, картофеля, плодов, овощей) в контейнерах от поставщиков до торгового зала даёт значительный экономический эффект за счёт устранения излишних звеньев на пути товародвижения, сокращения товарных потерь, уменьшения расходов на тару, упаковку и погрузочно-разгрузочные работы, доля которых, особенно в магазинах, ещё велика.

В супермаркет торговой площадью 1200 м2 ежедневно поступает в среднем около 35 т груза, который, прежде чем попасть к потребителю, перекладывается вручную 3-4 раза. Каждый подсобный рабочий перегружает в день от 3 до 7 т груза. Эта проблема может быть решена при внедрении тары-оборудования, немалый опыт использования которой накоплен мировой практикой.

Основным направлением интенсификации и рационализации процессов транспортировки, перевалки, складирования, выкладки товаров является создание транспортных цепей, то есть объединение взаимообусловленных технологических, организационных, экономических и информационных процессов, обеспечивающих доставку пакетированных товаров из сферы производства в торговый зал с наименьшими материальными затратами и максимальным использованием средств механизации.

Транспортная сеть связывает все процессы товародвижения. Средством их соединения служат контейнеры и поддоны, позволяющие пакетировать товары в грузовые единицы, которые не переформировываются на стадиях товародвижения. Тара-оборудование используется и как оборудование для открытой выкладки, и как ёмкость для транспортировки, хранения товара, в качестве средства упаковки.

Использование одного ящичного поддона позволяет сэкономить 52 минуты рабочего времени персонала, обеспечивающего процесс товародвижения, снизить товарные потери на 0,2%.

Тара-оборудование – контейнеры различной конструкции, предназначенные для транспортировки, хранения и продажи товаров, без предварительной перевалки.

Тару-оборудование выпускают трёх типов: ТОС – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде стоек; ТОК – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде колёс; ТОСК – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде комбинации стоек и колёс.

Тара-оборудование должна отвечать следующим требованиям:

•обеспечивать возможность применения её в качестве транспортно-складских средств;

•иметь многоцелевое назначение;

•обеспечивать сохранность товаров от механических повреждений;

•обеспечивать максимальное использование площадей и объёмов складов;

•конструкция её должна быть рассчитана на заданную нагрузку, многократный оборот и лёгкость транспортировки;

•хранение порожних контейнеров на складах должно обеспечивать экономию площадей (то есть они должны быть складными);

•иметь надёжное антикоррозийное покрытие;

•соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

Тара-оборудование должна предохранять от повреждений потребительскую упаковку, удобно встраиваться в оборудование, быть приспособленной для механизированной транспортировки и установки, для штабелирования. Укладка в неё товаров должна быть удобной для этикетирования потребительских упаковок (без изъятия из тары-оборудования).

По способу соединения составных частей она может изготовляться неразборной, разборной, складной и разборно-складной.

Конструкция, текстовое и художественное оформление тары-оборудования и потребительской тары должны быть едиными.

Конструкция должна обеспечивать быстрое вскрытие тары-оборудования и лёгкую выемку из неё потребительских упаковок. В соответствии с этими требованиями тара-оборудование должна соответствовать модулям зданий магазинов, размерам стандартных поддонов (800х1200 и 1000х1200 мм), тележек (600х800 мм) и торгового оборудования (длина 900 мм, глубина 400, 600 мм). Количество тары-оборудования в торговом зале, её вес и вместимость должны соответствовать объёму реализации товаров.

Сущность прогрессивной технологии доставки товаров в магазины и продажи их методом самообслуживания заключается в следующем: товар в сфере производства или в торгово-складском звене фасуется и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование(роликовые контейнеры, тележки-этажерки), которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина.

Малогабаритные пластиковые контейнеры. Их используют для доставки и продажи из них хлебобулочных изделий. Они отличаются высокой прочностью, большим сроком службы и хорошими эксплуатационными качествами.

В качестве тары-оборудования также можно применять ящичные и стоечные поддоны (пакеты) высотой 1100 мм, для лёгких товаров – 1800 мм.

Контейнер с поддоном. Его основанием служит четырёхзаходный стандартный деревянный поддон, который удобен для захвата, транспортирования и складирования вилочными электропогрузчиками. Применяются одно- или двухнастильные поддоны.

На поддонах устанавливаются картонные контейнеры нескольких типов:

Контейнер первого типа представляет собой два одинаковых по размеру короба с дном и крышкой. Такая конструкция выдерживает довольно большие нагрузки, поэтому в него можно загружать товары, как в упаковке, так и навалом. Он применяется для складирования глубокозамороженных расфасованных продуктов. В качестве тары-оборудования контейнер с поддоном используется для транспортирования, складирования и выкладки в торговом зале магазина однородных товаров.

Контейнер второго типа представляет собой короб, который складывается из одной плоской картонной заготовки с металлическими прошивками. Верхняя его часть закрывается четырьмя створками. Особенностью является наличие передней наполовину откидывающейся стенки, что облегчает загрузку, разгрузку и использование в качестве тары-оборудования при продаже товаров в магазине.

Контейнер третьего типа собирают из пяти частей: дна, передней стенки, двух (составляющих два отделения) элементов крышки. Для устойчивости контейнера на поддоне дно выполнено с шестью ограничителями, препятствующими смещению составляющих деталей. Такая конструкция очень прочна, устойчива, удобна доя использования в торговом зале магазина. При снятии крышки и откидывании верхней половины передней стенки обеспечивается доступ к товару и создаётся возможность для продажи методом самообслуживания.

Картонная тара всех типов является многооборотной. Её возврат и транспортировка осуществляются в разобранном виде, при этом она занимает малый объём, имеет небольшой вес, значительно дешевле металлической. К недостаткам относится только меньшая прочность и долговечность. Экономическая оценка всех достоинств и недостатков тары-оборудования из гофрированного картона свидетельствует о её большой эффективности и перспективности.

Очень удобна в применении тара-оборудование в виде металлических проволочных грузовых поддонов размером 1000х1200 мм, массой 18 кг и грузоподъёмностью 1000 кг. Поддоны имеют поверхностную сетку из стальной двойной проволоки (d = 4 мм), ножки из проволоки (d = 6 мм), размер ячейки сетки 50х50 мм. Плоский поддон может комплектоваться металлическими стенками и бортовыми решётками, что позволяет переделать его в стоечный или ящичный, т.е. в контейнер.

Проволочная тара-оборудование предназначена для хранения фасованных и штучных товаров на оптовых складах, бесперевалочной доставки их в магазин и установки в торговый зал с функцией торговой мебели, т.е. для продажи товаров. Она может быть на стоечном или колёсном поддоне. Контейнер состоит из основания и четырёх стенок, изготовленных из прутка и проволоки. На основании монтируются поворотные колёса. Для транспортировки и хранения промышленных товаров в первичной упаковке используют контейнер сварной конструкции, по бокам обитый металлическим листом, с деревянным или металлическим полом, а также деревянные контейнеры для овощей.

В зависимости от ассортимента товаров контейнеры имеют различные модификации, например роликовый контейнер для транспортировки и хранения овощей, бакалеи и хозяйственных товаров, трёхъярусный контейнер для кондитерских и бакалейных товаров, контейнер универсальный двухъярусный, универсальный контейнер для верхней одежды и других швейных изделий.

Применение контейнеров предопределяет ликвидацию отдельных операций по подготовке товаров к реализации. Являясь средством многократного использования, контейнеры позволяют экономить материалы на изготовление транспортной тары.

Тара-оборудование из гофрированного картона в виде картонных коробок. Недорогая и эффективная в эксплуатации. Может быть различных размеров и форм. Все они рассчитаны на укладку в торговом зале и продажу товаров или непосредственно из них, или вместе с упаковкой. Коробки прострочены перфорационной лентой, что позволяет легко отделить их верхнюю часть и обеспечить свободный доступ покупателей к товару.

В связи с дефицитом металла, его большим весом более целесообразным и эффективным по сравнению с использованием металлических контейнеров представляется применение упаковки товаров с поддоном в полиэтиленовую плёнку, которая не только обеспечивает устойчивость и прочность пакета, но и защищает товар от атмосферных осадков.

Металлические проволочные ящики с откидными стенками. Они используются для транспортировки и продажи скоропортящихся охлаждённых и замороженных товаров. Товары доставляют в магазин авторефрижераторным транспортом, затем тару-оборудование с товаром перемещают в торговый зал и вставляют в стационарную охлаждаемую витрину с индивидуальным или централизованным хладоснабжением. Применение такой тары-оборудования позволяет снизить расходы на обработку товара как минимум на 60%, что по отношению к общим расходам составляет 20%.

Большая масса и высокая стоимость металлических контейнеров не дают большой экономической эффективности от их применения. Однако закрытые металлические контейнеры обеспечивают сохранность товаров, что позволяет использовать более экономичные способы пакетирования и недорогостоящие виды тары-оборудования.

Стандартный поддон (деревянный, пластмассовый или из специального картона). Он является наиболее простым и дешёвым средством транспортировки, складирования и продажи товаров. При этом задача состоит в придании устойчивости и прочности пакету. Одним из наиболее экономичных способов крепления пакетированных товаров является обвязка лентой.

Вопросы эффективного применения тары-оборудования тесно связаны с проблемами пакетирования, контейнеризации и упаковки товаров. Главное требование – стандартизация размеров упаковок в соответствии с размерами стандартных поддонов и контейнеров. Важным условием эффективного использования тары-оборудования является приспособленность тары к продаже товаров методом самообслуживания.

Как тара-оборудование, так и потребительская тара в торговом зале должны обеспечивать доступ непосредственно к товару. Для этого производятся вырубные, разрезные и другие упаковки, которые легко вскрываются.

Таким образом, при внедрении технологии с преимущественным использованием тары-оборудования:

•устраняются лишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина;

•полная подготовка товаров к продаже методом самообслуживания осуществляется в сфере производства или оптово-складском звене;

•сводится к минимуму ручная перекладка товаров из тары на товароносители торговой мебели;

•осуществляется реальная рационализация перемещения и продажи товаров в магазине;

•резко сокращается число работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на транспорте и в торговле;

•более эффективно используются транспортные средства;

•уменьшаются расходы на техническое оснащение магазинов;

• упрощается организация товароснабжения магазинов и внутримагазинное перемещение товаров;

•повышается сохранность товаров;

•обеспечивается более рациональное использование автотранспорта и торговой площади магазина.

тара оборудование транспортировка

2.Торговая мебель. Классификация. Требования к торговой мебели

Важная роль в рациональной организации торгово-оперативного процесса в магазине принадлежит торговой мебели. К ней относят: горки, прилавки, витрины, вешала, тара-оборудование и другие изделия, необходимые для выполнения торговых операций приёма, подготовки товаров к продаже, выкладки и продажи товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим признакам:

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приёмки товаров по качеству; подготовке товаров к продаже; показа товаров; выкладки и продажи товаров; транспортировки и продажи товаров; расчётов с покупателями; для обслуживания покупателей; для хранения.

По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.

По материалу изготовления – древесина, металл, пластмасса.

По комплектности мебель делится на штучную и наборы.

По характеру производства мебель может быть экспериментальной, серийной и складной.

По способу установки мель бывает пристенная, островная, навесная.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную, сборно-разборную и складную (модульную).

В торговых залах продовольственных магазинов используют прилавки, горки, витрины, стенды, кассовые кабины, шкафы для хлеба, тару-оборудование, столы для упаковки товара.

В торговых залах непродовольственных магазинов используют прилавки, горки, витрины, стенды, кассовые кабины, столы для упаковки товара, вешала, банкетки для примерки обуви, примерочные кабины, подставки для крупногабаритных товаров.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно связаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют её типизация, унификация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели.

Наиболее распространёнными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом. Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированные горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные – в средней части торгового зала.

Прилавки предназначены для продажи товаров. Прилавки представляют собой вертикальные стойки со столешницей, полками для сумок покупателей, могут быть шкафы с распашными и раздвижными дверцами, либо полки, либо выдвижные ящики.

Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застеклённую верхнюю часть.

Прилавок под кассу представляет собой с боковыми ограждениями и полкой для запаса кассовых лент.

Прилавок-тумбочка для выписывания чеков – в верхней части имеется выдвижной ящик для хранения документов, печатей.

Кассовые кабины являются рабочим местом контролёра-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъёмным сиденьем.

Прилавок для сумок разделён на секции: вертикальные и горизонтальные перегородки и имеет большую высоту.

Витрины для показа товара – это вертикальные стойки с рамой, дном, крышей, боковыми стенками (в основном стеклянными). Приспособления для выкладки товара: стеклянные полки, кронштейны, штанга.

Шкаф для хранения запаса товара (вверху, внизу). Одна из стенок имеет дверцы.

Стенды предназначены для показа и выкладки товара. Могут быть каркасными или щитовыми. Приспособления для выкладки товара: штанги, полки, кронштейны.

Шкаф хлебный предназначен для выкладки, хранения и продажи хлебобулочных изделий. Он состоит из вертикальных стоек, каркаса, боковых стенок, дна, крышки, наклонных деревянных полок, со стороны покупателя закрыты дверцами из органического стекла, со стороны продавца – штанга для занавески.

Вешала предназначены для выклада, показа, и продажи с них одежды на плечиках.

Банкетки предназначены для примерки обуви. Вид – низкие, широкие.

Мебель для подсобных и складских помещений.

Подтоварники предназначены для хранения крупногабаритного товара в жёсткой или мягкой упаковке. По конструкции неразборные, по материалу изготовления: деревянные и металлические. Представляют собой верхние стойки, с каркасом и крышкой ( сплошная или решетчатая).

Поддоны предназначены для хранения товара и транспортирования его в виде пакета по территории склада. По конструкции неразборные, по материалу изготовления могут быть деревянные, пластмассовые, металлические.

Стеллажи предназначены для хранения распакованного, штучного товара или в мелкой упаковке, либо товара, уложенного в поддоны. Виды: полочный, клеточный, неразборные и сборно-разборные, стационарный или передвижной. Основные узлы: вертикальные стойки, стяжки, полки, могут быть разделены перегородками на секции.

Унификация – приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка готовой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счёт сокращения числа стоек и других элементов.

Для того, чтобы мебель отвечала задачам рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине, а также высокому уровню культуры обслуживания покупателей, она должна соответствовать ряду требований:

Эксплуатационно-технические требования. Они, прежде всего, предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить её сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки. Также важным требованием торговой мебели является её прочность и устойчивость, надёжность соединений отдельных деталей.

Экономические требования сводятся к созданию недорогой мебели. Поэтому мебель изготовляют простой и облегчённой конструкции, из недорогого материала, индустриальными методами производства. Снижению стоимости мебели способствуют также её надёжность, долговечность, возможность лёгкого и быстрого ремонта.

Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т.е. её высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учётом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли.

Поэтому архитектурно-конструктивное решение торговой мебели должно отвечать ряду эстетических требований.

Отделка торговой мебели должна быть связана с общим решением оборудования, т.е. с её формой и конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. Источники света следует располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей. При конструировании торговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современных материалов и отделки. При монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать впечатления провисания полок.

Санитарно-гигиенические требования предусматривают стойкость мебели к химическим и механическим воздействиям, лёгкость ухода за ней. Мебель изготовляют с гладкой, ровной поверхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов. Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажной ветошью. Мыть мебель обильно смоченной ветошью нельзя, так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию и ржавлению металлических частей. Удаление загрязнения с окрашенных поверхностей мебели рекомендуется производить только путём сухой уборки.

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобства при отборке товаров покупателями.



Список использованной литературы:

1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли: учебное пособие для студ. вузов / Э.А. Арустамов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2007.

2. ГОСТ 24831-81 – Тара-оборудование. Типы, основные параметры и размеры.

3. Оборудование торговых предприятий : учебник для нач. проф. образования/ Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронов, А.А. Петухова. - 3-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.