Моделирование и пошив коктельного платья

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМ. Н.Э. БАУМАНА

Межвузовский инженерно-педагогический факультет

Кафедра психологии, профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием

Курсовая работа:

Моделирование и пошив коктельного платья

Калуга 2009 г.

Введение

Данная курсовая работа представляет собой проект разработки серии моделей коктельных платьев на основе одной базовой модели.

Целями курсовой работы являются: разработка базовой модели, разработка серии моделей – аналогов.

Конструирование – важнейшая часть проектирования швейных изделий, который состоит из двух последовательных этапов: творческого (выбор метода конструирования и разработки чертежей изделий) и технического (разработка чертежей деталей и узлов и другой рабочей документации.

Главная задача конструирования одежды состоит в придании деталям одежды наивыгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов, технологичностью обработки одежды в процессе швейного производства.

История возникновения платья

Платье – одна из распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой женского гардероба.

Платье развивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный, утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф.

Коктельное платья появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизации вечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени, следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. К ним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитые стеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпка – шлем. В настоящее время коктельные платья являются неотъемлемым атрибутом формального дресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.

Более предпочтительна однотонная цветовая гамма.

Технический проект

Таблица

Исходные данные

№ п/п

Условное обозначение

Наименование размерного признака

Величина, см

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Р

Сг1

Сг2

Ст

Сб

Шс

Шг1

Шг2

Цг

Дтс

Дизд

Вг

Дпт

Впс

Впп

Дп

Пспр

Псут

Пшс

Пспр

Пшп

Пшг.с

Пдт.с

Пдт.п

Пур

Пт

Пг

Рост

Полуобхват груди 1

Полуобхват груди 2

Полуобхват талии

Полуобхват бедер

Ширина спины

Ширина груди 1

Ширина груди 2

Центр груди

Длина талии спереди

Длина изделия

Высота груди

Длина переда талии

Высота проймы спинки

Высота проймы полочки

Длина плеча

Прибавка на свободу проймы

Прибавка на сутюживание

Прибавка на ширину спинки

Прибавка на свободу проймы

Прибавка на ширину полочки

Прибавка к ширине горловины спинки

Прибавка к длине талии спинки

Прибавка к длине талии полочки

Прибавка на уравнивание

Прибавка талии

Прибавка по линии груди

164

42

50

31,5

45,5

37

43

47

19

38

110

10

38

26

24

14

1,5

1,2

2

1,5

1,4

0,6

0,5

0,5

0,5

1,0

1,5

Расчёт конструкции

Единый метод

№ п/п

Отрезок

Построение, см

Наименование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

АУ

АГ

АТ

ТБ

АН

Через Г, Т, Б, Н

Аа>1>

а>1>2>

а>2

Аа

Через а>1, >2,> а

ТТ>1>

ТТ>11>

АА>1>

А>1>2>

А>2

ПП>1>

А>2

Из т.И || АН↓

И>1>2>

ИИ>3>

А>2>, И>1>, И>2>, П>1>

т.П>2>

т.П>3>

т.Г>2>

Г>1>1

П>1>, П>3>, 1, Г>2>

А>3

А>3>4>

А>3>3>

А>4>5>

Г>3>6>

Г>6>4>

А>4>7>

А>4>9>

А>9>7>

П>4>

П>6>

П>5>

П>5>6>

т.3

3-4

Ш пр.

П>5>, 4, П>6>,2, Г>2>

А>4>7>Т`>6>

Т>8>

Т>3>4>

Т>1>2>

∑В

∑ в бок.

0,4Дтс ↓

0,4*38=15,2

Впр.+Пс.пр.+Псут(1,2)↓

24+3,0+1=28

АТ=Дтс=38↓

0,5Дтс↓

0,5*38=19

Дшк+Пдизд+1↓

110+2+1=113

Шс+Пшс→

37+2=39

Впрс+Пспр→

26+1,5=27,5

Шг>2>+Пшп→

47+1,4=48,4

Аа>1>+а>1>2>+а>2

1,5→

1→

1/3Сш+Пшгс→

1/3*15,5+0,6=5,8

Из т.А>1> Аа

А>1>2>=Дтс>1>-(Дтс+Пдтс) ↑

41-(38+0,5)=2,5

Из т.А>2>→R=Шп т.П

Из т.Т>1>→R=Впк

1→

1/2А>2>1>→

ПП>1>(от т.И в обе стороны откладываем одинаковые отрезки)

9↓

И>1>3>=И>3>2>

Оформляем линию

Из т.П>1> а>1>1>═П>2>

Г>1>3>=1/3Г>1>2>↑

Г>1>2>=1/2Г>1>4>→

Угол П>3>1>2> – биссектриса

0,2Г>1>4>+0,5 откладываем на биссектрисе

Лекальная кривая

Дтп>1>-Дтс+Пур

41-38+0,5=3,5

Через т.А>3>←

А>3>4>=А>1>А+1←

Прямая линия А>3>3>

Из т.А>3>═ R=А>3>4>←

Получаем т.А>5>

Центр груди

Прямая линия

Вг-(Дтп>1>-Дтп)+Пур

20-(41-38)+0,5=24,5

Из т.Г>7>═ R=А>4>7>←

2(Сг>2>-Сг>1>)+1←

2(50-44)+1=13

Прямая линия

Г>4>4>=Г>1>2>-1↑

Г>4>6>=1/3Г>4>4>↑

Из т.А>9>═ R=Шп=А>2

Из т.П>6>═ R=П>6>1>

А>9>5>=А>2>П=Шп

Прямая линия

1/2П>5>6>

Из т.3 П>5>6>=1

Г>1>4>

Лекальная кривая

Дтп>1>+Пдтп+Пур

41+0,5+0,5=42

Через т.Т`>6>→ Т>8>

Т>1>1>+1

Г>1>2>→

(Спб+Пг)-(Ст+Пт)

(44+1,5)-(31,5+1)=13

1/2∑В=6,5

Уровень лопаток

Глубина проймы

Уровень талии

Уровень бедер

Длина изделия

Горизонталь

Ширина спинки

Ширина проймы

Ширина полочки

Ширина изделия

Вертикаль

Ширина горловины спинки

Линия горловины спинки

Линия плеча

Посадка

Плечевая вытачка

Раствор вытачки

Длина вытачки

Плечевой срез спинки

Вспомогательные точки

Линия проймы

Линия горловины полочки

Раствор нагрудной вытачки

Вспомогательные точки

Ширина проймы

Линия проймы полочки

Линия низа по полочке

Общий раствор вытачек

Изменение базовой основы

Полочка

    Переносим нагрудную вытачку в линию проймы.

    На отрезок П5А4 откладываем ½ П5А4=12 = А10. Проводим новую линию проймы Г2П10 – соединяем лекально.

    Оформляем середину переда для формирования складок. Участок А4А3 делим на 4 отрезка. Проводим до Г7Г3, разрезаем до Г7Г3. Делаем раствор по 3 см.

    Соединяем новую линию горловины. Уравниваем по высоте линию А3А10.

    Талевую вытачку частично переводим в боковой шов. Остатки не выполняем.

    Углубляем пройму на 5 см Г2Г10=5 см по модельным особенностям.

    Отложить от т. Г2↓ 5 см = Г12.

Спинка

      По спинке от т.Г12 оформляем лекальную линию, образуя срез спинки, соединяя точки Г12Г11.

      Нижнюю часть полочки оформляем ассиметрично по лекалам (разрез на правой ноге на высоту 25 см).

      Строим стойку на горловину – прямоугольник: Ог+Пгорл.=25+1,5=26,5см высотой 5 см (*2)+припуски на выполнение застежки=2 см: 5*2+2=12см.

Стойка

Строим прямоугольник высотой 12 см и шириной 34,5см.

Рабочий проект

Требования к материалам

Направление моды по тканям.

Именно ткани – основа стиля и от них зависит, как будет выглядеть и сидеть вещь. Кроме моды на одежду существует мода и на ткани, от которых зависит актуальность наряда, ведь даже самый модный фасон может быть безнадежно испорчен, если выбрать не ту ткань.

Стиль диско. Стиль 80-х на пике популярности, а это значит, что в моде броские ткани. Это может быть простая джинсовая ткань или имитация кожи эксклюзивных животных, а ее расцветка яркой. Предпочтение стоит отдать серебряным и золотистым оттенкам.

Летние ткани. Для лета предпочтительней ткани натуральные. Практически вся коллекция Недель Высокой Моды 2009 содержит в себе детали одежды изо льна, хлопка и даже мешковины. Эти ткани используют для создания летних платьев, сарафанов, костюмов.

Мех. В 2009 году изделия из меха очень актуальны. Мех может быть искусственным и натуральным – это не так важно. Но он должен присутствовать в гардеробе. Шубы, шапки, сумки их меха могут соседствовать с платьями и костюмами, в декоре которых в использовались меховая отделка.

Прозрачность. Модные ткани этого года должны быть прозрачными. Шифон и кружева очень актуальны, они позволяют создать модный образ и избежать риска быть пошлыми. Особенным шиком считается удачное сочетание тканей различных фактур и разной плотности, что позволяет создать свой неповторимый образ.

Трикотаж. Для данной курсовой работы предлагается использовать трикотаж. Им долго пренебрегали, считали неподходящим для подиумов. Сейчас ситуация изменилась. Предпочтением следует отдать крупной вязке. Чем трикотаж тоньше, тем он универсальней – изделия из такой ткани будут дарить комфорт в любой сезон. Серый и черный цвет традиционные хиты этого года, но в моде также и крупный геометрический рисунок, и нежные пастельные оттенки.

Как видно, ограничений по выбору тканей в этом сезоне нет. Дизайнеры предусмотрели практически все – и в будни и в праздники мы можем выглядеть прекрасно, сочетать наряды из разных тканей, играть не только с силуэтом, но и с фактурой.

5.2 Блок-схема сборки изделия

Подготовка изделия к первой примерке.

Проверка деталей Перенос конструкторских линий

Соединение боковых швов платья

Обработка сборки на горловине

Обработка горловины

Монтаж изделия

Обработка боковых швов

Обработка косой бейкой проймы и верхнего среза спинки

Закрепление сборки на горловине

Притачивание стойки Пробивание Пришивание

Обработка низа рюшей

Притачивание

ВТО платья Чистка изделия

Эскизный проект

Технический рисунок

Техническое описание модели

Коктельное платье прилегающего силуэта длинной по спинке до середины икры. По полочке юбка имеет ассиметричную форму – разрез по правой ноге. Низ оформлен в два ряда рюшами, которые настрочены на расстоянии 10 см друг от друга. Пройма и верхний срез спины обработаны косой бейкой. Горловина обработана воротником – «стойка», который застегивается сзади на пуговицу. Обработка края низа изделия не предполагается в связи со свойствами материала. (См. прил. 1)

Художественное описание моделей

Модель 1

Для данной курсовой работы выбрана модель 1.

Искрящийся блеск! Коктельное платье, выполненное из необыкновенно искрящегося трикотажа под названием «Брызги шампанского» выглядит очень привлекательно. Два ряда рюш пущенных по низу платья и разрез по правой ноге придают ему пикантность. Еще одной изюминкой является горловина – «ошейник» и открытые плечи. Все это делает девушку в данном платье необыкновенно соблазнительной.

Модель 2

В центре внимания – красный. Яркий наряд – лучшее средство против пасмурного настроения! Это короткое платье – футляр с широким вырезом лодочкой и маленькими рукавчиками реглан особенно подойдет миниатюрным женщинам! Главное преимущество его покроя – в закругленных рельефных швах, которые делают осиной даже широкую талию. Это экстравагантное красное платье не даст чувствам и желаниям погрузится в зимнюю спячку.

Модель 3

Звезда Голливуда! Мягко драпирующийся лиф, плавно изогнутый шов талии и слегка присборенная юбка, скроенная по «косой», придают этой модели утонченный узкий силуэт. Не последнюю роль в этом облике играют аксессуары: изящные босоножки на шпильке и серьги с подвесками…

Модель 4

Чистое золото! Эта модель из шелкового ламе с имитацией многослойности отделана по всем краям широким кружевом. Лиф – корсаж с подкройными боковыми деталями самым выгодным образом подчеркивает грудь. Ну а молния, втачанная в шов спинки, делает платье максимально удобным.

Модель 5

Это платье – поистине нечто особенное! Соблазнительно облегающее фигуру вверху, к низу оно плавно расширяется, ниспадая мягкими складками. Оригинальные поперечные швы акцентируют внимание на талии и бедрах. Глубокое декольте украшено множеством разноцветных бусин, сверкающих как драгоценные камни!

Модель 6

Кружевная феерия! Длина до колена, рукава три четверти, вырез сердечком… Элегантное коктельное платье, достойное истинной леди, подходит не только для больших торжеств, но и для маленьких вечеринок. Филигранный узор кружева смотрится особенно эффектно на фоне атласной подкладки. Нижний край украшен декоративными фестонами, которые наверняка привлекут внимание к стройным ногам.

Модель 7

Это платье покоряет своей нежностью! Оно наверняка приведет в восторг поклонниц романтического стиля. По вечернему нарядным его делает черное кружево. Оно обрамляет верх и образует бретель – петлю, и кокетливо выглядывает из – под нижнего края платья.

Модель 8

Жизнь в розовом свете… Облегающее платье футляр без рукавов позволяет приобщиться к шику 60-х годов. Плавно изогнутые швы на уровне талии моделируют трогательно хрупкий силуэт и обеспечивают идеальную посадку на фигуре. Благодаря плавно скругленному шву ампир и косым вытачкам на этом мини – платье с разрезом спереди, бюст выглядит особенно привлекательно. (См прил. 2)

Анализ моделей-аналогов данного ассортимента

Направление моды на сезон 2009 – 2010

Модные платья 2009 – 2010

Самым женственным и соблазнительным предметом в женском гардеробе всегда остается платье. И в этом сезоне без него не обойтись. Дизайнеры предоставили очень богатый выбор самых разных платьев на все случаи жизни.

Модные платья весна лето 2009 могут быть строгими, романтичными, сексуальными и даже вызывающими. Главное, чтобы они не были скучными: даже самые предсказуемые классические формы украшены оригинальным декором и дополнены стильными аксессуарами.

Нежность. Дизайнеры воспевают романтику и юный возраст: короткие платья нежных пастельных оттенков украшены воздушными рюшами и пышными бантами. Актуальны двухслойные платья с прозрачной верхней частью. Цветовая палитра романтичных платьев: нежно-розовый, телесный, желтый, оливковый, кремовый, белый. Пастельные цвета вошли в моду как альтернатива ярким. Сезон предлагает нам бесконечное множество нежных карамельно-марципановых полутонов. Лёгкий фиолетовый, ментоловый, топлёно-белый – вот новые хиты модной палитры цветов. В своей коллекции лучших вещей вы должны непременно иметь платье от Lanvin.

Цветы и яркие рисунки. В этом сезоне на поверхности платьев расцветают прекрасные сады: цветочные принты главный хит этого лета. Так же громко звучит восточная тема: пестрые рисунки а-ля «турецкий огурец» и яркие пояса, инкрустированные крупными бусинами и полудрагоценными камнями. В моде графические рисунки: абстрактные полоски, зигзаги и плавные линии.

Акварель. Рисунки в технике акварели – в основе самых остро-модных платьев и аксессуаров. Дизайнеры используют лёгкие растушёвки акварелью по шёлку, хлопку и тафте. Встречаются прорисовки чернилами и аппликации из ткани. Принты на платьях Kenzo.

Асимметрия. Один из главных трендов летней моды - платье с открытым плечом в греческом стиле, которое дизайнеры предлагают носить с сандалиями-гладиаторами на плоской подошве или с соблазнительными босоножками на высоком каблуке. Yves Saint Laurent уже сейчас позаботились о столь примечательных платьях.

Также актуальна асимметричная линия низа или асимметричный декор.

Страсть. В этой теме на первый план выходят платья красного цвета: ультракороткие или максимально длинные с чувственным декольте и летящими многослойными юбками. Также популярны модели с прозрачными вставками и смелыми вырезами.

Основные силуэты этого сезона: прилегающий силуэт, с подчеркнутой линией талии и прямой, немного зауженный к низу (как правило, в коротких платьях). Актуальна трапеция, характерная как для мини, так и для длинных платьев.

Мода давно не диктует одну стандартную длину для всех. И в этом сезоне модная длина представлена двумя противоположными направлениями. Это платья-мини, которые могут быть совсем короткими, или до колена. И вторая тенденция - это платья максимальной длины, выполненные из легких струящихся тканей.

Платья-мини тоже никто не отменял, в этом направлении дизайнеры рекомендуют обтягивающие платья на ладонь ниже колена.

В новом сезоне популярны легкие струящиеся материалы и мягкие формы. В моде самые нежные ткани: шелковый атлас, шифон, вискоза, хлопковый трикотаж.

Полёты в космос. Стильные вечерние платья отделаны блестящими кристаллами или пайетками, блеск которых завораживает, словно сияние звёзд на ночном небе. Под предводительством Стефано Пилати модный Олимп продолжает мерцать пайетками, стразами и камнями. Лучшие сверкающие платья у Yves Saint Laurent.

Дизайнеры предлагают сложные формы с асимметричными складками и фигурными оборками. Главный тренд - открытые плечи. Короткие платья могут быть пышными или облегающими, макси-платья, как правило, подчеркивают изгибы женского тела.

Модная цветовая гамма вечерних платьев: черный, пастельный, красный, желтый, темно-синий. Популярны блестящие поверхности. Дизайнеры предлагают разбавлять однотонные вечерние платья контрастными аксессуарами: например, черное с белыми туфлями, красное с фиолетовыми, телесное с черными.

Новые 80-е, 70-е. Переосмысленная и реализованная по-новому, мода 80-х во всей красе предстала перед нами в качестве основного тренда сезона. Яркая и резкая, она создавалась для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Ярыми сторонниками стиля 80-х стали Марк Джейкобс для Louis Vuitton, Майкл Корс и дизайнерский дуэт 6267.

Платья-саронги с открытыми сандалиями, психоделические принты, цвет морской волны, скульптурные формы, юбки-колокола, клеш, широкие пояса и босоножки на плетеной подошве, экологичные материалы – все это 70-е и, к слову сказать, они многим к лицу!

Феерия цвета. Новый сезон принёс нам новые цвета: бирюзовый, голубой, изумрудный, фуксию, ярко-жёлтый. Возможны самые невероятные сочетания, а также total-look в единой гамме. За вдохновением обращайтесь к Dior и Marni.

«Свисающие» тенденции. Забудьте об устаревших, прошлосезонных платьях, а-ля спецовка и шагните в весну с модными тенденциями в мире моды. Свисающие бархатные платья уже однажды были на пике популярности, а именно в 1920-х годах в период великой американской депрессии. Они четко отражали тогдашнее настроение. Благодаря нынешнему кризису, они вновь собираются завоевать сердца многих женщин. Надевая такое платье в купе с «квадратным» пиджаком, вы станете объектом, притягивающим всеобщее внимание. Такое сочетание будет наиболее актуально этой весной. Особенно удачными моделями свисающих бархатных платьев отличается Кутюрье Jil Sander.

Архитектурные, чистые линии, блеклые цвета, если вы серьезная девушка и не выносите кокетства, этот образ просто создан для вас.

Пышность и роскошь. Для тех, кого не вдохновляет минимализм, для истинных сибариток и тех, кто считает, что много золота не бывает, для всех солнечных натур, в этом сезоне роскошные золотые ткани, вышивка, кружева, каменья и яркие аксессуары. Для лунных девушек подойдет строгая и мрачная роскошь.

Интеллигентный минимализм. Мятые и жатые натуральные ткани для приверженцев экологичного стиля жизни, к бледной и бедной, добавляем яркий аксессуар. Архитектурные, чистые линии, блеклые цвета, если вы серьезная девушка и не выносите кокетства, этот образ просто создан для вас.

История возникновения платья

Платье – одна из распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой женского гардероба.

Платье развивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный, утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф.

Коктельное платья появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизации вечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени, следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. К ним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитые стеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпка – шлем. В настоящее время коктельные платья являются неотъемлемым атрибутом формального дресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.

Более предпочтительна однотонная цветовая гамма.

Заключение

В ходе проведённой работы было изучено направление моды на сезон 2009 - 2010г., а также определены наиболее характерные её тенденции. В соответствии с изученным была разработана коллекция, состоящая из восьми моделей платьев с их описанием. Для пошива одной выбранной модели были подобраны подходящие материалы и фурнитура после изучения их ассортимента в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной модели. Для построения базовой конструкции была принята единая методика конструирования одежды СЭВ. Были определены необходимые размерные признаки, далее был выполнен расчёт для построения конструкции и произведено построение чертежей основных деталей проектируемой модели. После построения чертежа основы были внесены необходимые изменения с использованием основных приёмов технического моделирования.

Для того чтобы изготовить современное швейное изделие, необходимо обладать знаниями по моделированию и художественному оформлению швейных изделий, конструированию одежды и технологии швейного производства, так как все это взаимосвязано и является последовательными этапами процесса создания современной одежды.

Список литературы

    Бердник Т.О. «Швея. Портной лёгкой женской одежды» - Ростов н/д: издательство «Феникс», 2000г.

    Горбунова Т.В.. «Методика производственного обучения» Калуга КГПУ им. Циолковского 2003г.

    Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., Легкая и пищевая промышленность, 1982, 144с.

    Матюнина В.И. Гамма цветов журнал Швейная промышленность.-2005.

    Савостицкий А.В, Меликов Е.Х. «Технология швейных изделий», 1982г.

    Скакун В.А. «Методика производственного обучения» М.: «Интеллект – центр» 2003г

    Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства», - М. Высш. Шк, издательский центр «Академия», 2001г.

    Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8.

    Паранюшкин Р.В «Композиция», Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

    Сокольникова Н.М. «Изобразительнок искусство» 4 часть, «Основы композиции, Обнинск, издательство Титул 1996.

    Художественное проектирование, «Учебное пособие» по специальности №2109 черчение, труд, под редакцией В.В. Лихунова, В.Д. Щидрина, Москва, издательство Просвещение 1979.

    Шорохов Е.В. «основы композиции», Москва, издательство Просвещение 1979.

    www. all womens.ru

    www. beauty