Основы стандартизации, метрологии, сертификации

Контрольная работа

«Основы стандартизации, метрологии, сертификации»

Содержание

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Органы, объекты, полномочия, обязанности, ответственность. Принудительный отзыв продукции

    Система добровольной сертификации, услуг общественного питания

      Организационная структура системы сертификации

      Конкретные предприятия общественного питания в г. Москва

      Национальные стандарты, на соответствие которых проводится сертификация

      Органы и испытательные лаборатории в г. Москва

      Схема сертификации

      Перечень проверяемых показателей качества услуг

      Использование знака соответствия

      Обозначение и наименование нормативного документа (стандарта или ТУ), по которому производилась приемка по качеству

      Номер и формулировка пункта нормативного документа, требования которого были нарушены

      Сведения о примененном для количественной приемки средства измерения (тип, метрологические характеристики, данные о поверке – наличие доверительного клейма, дата и сроки поверки, орган, проводивший поверку)

      Санкции за нарушение условий поставки

Список использованной литературы

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Органы, объекты, полномочия, обязанности, ответственность. Принудительный отзыв продукции

1Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки |

Объекты государственного контроля:

- продукция (на стадии обращения), процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ТР) и исключительно на стадии обращения.

Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов РФ;

- государственными учреждениями, уполномоченными в соответствии с законодательством на проведение государственного контроля и надзора.

Цели ГКиН:

Обеспечение безопасности продукции

выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой для «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

Для достижения этих цели устанавливается специальная система информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям ТР.

Органы ГКиН вправе:

    требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

    выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

    принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

    приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

    привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Полномочия органов государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

- в ходе мероприятий по контролю (надзору) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, информировать изготовителей о действующих технических регламентах;

- соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;

- соблюдать порядок проведения и оформления мероприятий по контролю (надзору), установленный действующим законодательством;

- принимать по результатам мероприятий по контролю (надзору) меры для устранения последствий нарушений требований технических регламентов. минимально влияющие на осуществление изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности;

- осуществлять другие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Принудительный отзыв продукции

1. В случае невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией вправе обратиться в суд.

2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок.

В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

3. За нарушение требований настоящего Федерального закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Система добровольной сертификации, услуг общественного питания

2.1 Организационная структура системы сертификации

Организационная структура Системы сертификации услуг общественного питания по показателям безопасности

1. Центральный орган по сертификации услуг общественного питания

Департамент потребительского рынка и услуг

2. Методический центр системы сертификации услуг общественного питания

3. органы по сертификации услуг общественного питания

4. испытательные центры (лаборатории)

5.заявители.

Головным органом по сертификации услуг общественного питания

г.Москвы является департамент потребительского рынка и услуг.

Методическим центром Системы сертификации услуг общественного питания является Всероссийский институт питания Комитета РФ по торговле.

Орган по сертификации услуг общественного питания сертифицирует услуги, оформляет и выдает сертификаты соответствия, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными услугами, приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов.

Испытательные центры (лаборатории) формируются на базе муниципальных санитарно-технологических пищевых лабораторий. К работе привлекаются лаборатории Мосгорцентра Госсанэпиднадзора и "Ростест-Москва". Органы по сертификации и испытательные центры (лаборатории) должны быть аккредитованы Департаментом потребительского рынка и услуг

Заявители - предприятия общественного питания разных форм собственности, оказывающие услуги общественного питания.

2.2 Конкретные предприятия общественного питания в г. Москва

2Предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Предприятия общественного питания в г. Москва: МУП "Комбинат школьного питания, столовая «СИБУР», буфет ГУП «Московский метрополитен», столовая завода «Энергоремонт», столовая ОАО «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД».

      Национальные стандарты, на соответствие которых проводится сертификация

ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий;

ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания

ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199>;

ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

      Органы и испытательные лаборатории в г. Москва

ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"

ФГУЗ - Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ

ФГУЗ "Головной центр гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии

ИЛЦ ГУ Научного центра здоровья детей РАМН

ИЛЦ ГУ НИИ питания РАМН

ИЛЦ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского»

ИЛЦ Главного экспертно-аналитического центра "СОЭКС" АНО "Союзэкспертиза" ТПП Российской Федерации

ИЛЦ Российского государственного медицинского университета

Испытательный центр продуктов питания и продовольственного сырья "Ростест-Москва" (ЗАО "РОСТЕСТ").

ИЛЦ ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН

ИЛЦ "Биотест" Московского государственного университета прикладной биотехнологии.

2.5 Схема сертификации

Схема сертификации 1 - проводится испытание в аккредитованной испытательной лаборатории типа, то есть, типового образца. Схема 1а включает дополнение к схеме 1 — это анализ состояния производства.

Схема сертификации 2 - проводится испытание образцов продукции, после чего заявитель уже может оформить сертификат соответствия, в данной схеме сертификации предусмотрен инспекционный контроль. Для этого образец продукции отбирается в организациях общественного питания, реализующих данный товар, и подвергается испытаниям в аккредитованной испытательной лаборатории. Схема сертификации 2а включает дополнение к схеме 2 — анализ состояния производства до выдачи сертификата.

Схема сертификации 3 предусматривает испытания образца , но без анализа производства. Образец испытывается в аккредитованной испытательной лаборатории. Схема сертификации За предусматривает обязательное испытание образца продукции и анализ состояния производства, а также инспекционный контроль в такой же форме, как по схеме сертификации 3. Схемы сертификации 3 и 3а подходят для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение длительного периода времени.

Схема сертификации 4 образцы для испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Данную схему сертификации используют в случаях, когда нецелесообразно не проводить инспекционный контроль.

Схема сертификации 5 — это испытания образца продукции, анализ производства путем сертификации системы обеспечения качества или сертификации самого производства.

Схема сертификации 6 - эта схема заключается в контроле на предприятии системы качества органом по сертификации, но если сертификат системы качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию.

Схема сертификации 7 - это испытание и сертификация партии продукции.

Схема сертификации 8 - проведение испытания каждого образца продукции, изготовленного предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и выдача сертификата соответствия в случае положительных результатов испытаний.

Схема сертификации 9 предназначена для продукции, выпускаемой непостоянно. Это может быть продукция отечественного производства.

Схемы сертификации 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой ограниченными партиями, но в течение продолжительного периода времени.

      Перечень проверяемых показателей качества услуг

Надежность – выполнение услуги точно в срок. В общем случае под надежностью понимают свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя свои характеристики в установленных пределах. Надежность поставщика услуги – это его способность соблюдать установленные договором сроки их производства;

доступность – желание персонала помочь клиенту, быстрота выполнения услуг в удобное для клиента время. Соблюдение требуемых сроков выполнения услуг зависит от времени исполнения заказа на услугу, которое включает: время оформления заказа и время производства услуги. Важное значение имеет бесперебойность выполнения заказов, т.е. способность фирмы выдерживать требуемые сроки исполнения заказа на услугу;

компетентность – наличие у персонала сервисной фирмы необходимых знаний и навыков, гарантирующих отсутствие риска для клиента;

взаимопонимание – искренний интерес к покупателю, знание его потребностей, гибкость выполнения заказов на услуги. Гибкость означает способность фирмы учитывать особые пожелания клиентов: изменение формы заказа, способа его передачи, отмена заказа, а также оперативное реагирование на жалобы клиентов;

· осязаемость – та физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер фирмы, оборудование, информационные материалы, внешний вид персонала и т.д.).

Цена обслуживания. Показатель сравнивается со среднеотраслевым, шкала оценок может быть аналогичной предыдущей.

2.7 Использование знака соответствия

Знак соответствия - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации ГОСТ Р и указывающий, что система менеджмента качества Организации соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

Знак соответствия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенной сертификации системы менеджмента качества. Данные о требованиях, соблюдение которых удостоверяет знак соответствия, указывают в сертификате соответствия, на основании которого применяют этот знак.

Право применения знака соответствия предоставляется организации одновременно с началом срока действия сертификата, выданного Органом по сертификации систем качества.

Организация имеет право использовать знак соответствия в следующих случаях:

    на рекламных и информационных материалах, печатных изданиях и т.д.;

    на визитных карточках;

    на официальных бланках (письма, конверты, факсы и т.д.);

    на веб-сайте.

2.8 Обозначение и наименование нормативного документа (стандарта или ТУ), по которому производилась приемка по качеству

ГОСТ Р 51074-97 «ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ». Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.

      Номер и формулировку пункта нормативного документа, требования которого были нарушены

Пункт 3 «Общие требования к информации для потребителя», раздел 3.5 «Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные»

Нарушение:

в информации о пищевых продуктах не было указано:

    информация об отличительных качествах, состояниях и специальной обработке продукта

в информации было указано:

    Информация о таких свойствах продукта как "Выращенный с использованием только органических удобрений", "Выращенный без применения пестицидов" и других.

Не соответствие товара по размеру.

      Сведения о примененном для количественной приемки средства измерения (тип, метрологические характеристики, данные о поверке – наличие поверительного клейма, дата и сроки поверки, орган, проводивший поверку)

В организации при приемке товара соблюдаются следующие правила: ответственный сотрудник склада проверяет товар на предмет качества и сроков годности, взвешивает или пересчитывает товар и проверяет сопроводительные документы. Обязательные сопроводительные документы – это накладная, счет и счет-фактура. Если товары подлежат обязательной сертификации, то необходимо также наличие сертификата соответствия и приложений с перечнем конкретной продукции, на которую распространяется действие сертификата.

Примеры: Сертификат соответствия на свежую свеклу, соответствующий требованиям ГОСТ Р 51811-2001 п.п.5.2., 5.3., 5.5., 6.7. По указанным пунктам нормативного документа диаметр свеклы должен быть не менее 9 см. Если обнаружен факт нарушения. Ответственный представитель отдела закупок отказывается от приемки доставленного товара. Составляется акт о фактах нарушения поставки и отправлено письменное уведомление поставщику об отказе в приемке некачественного товара. Согласно заключенному договору товар, как правило заменяют в кратчайшие сроки. Выставляют штраф за каждый день просрочки.

      Санкции за нарушение условий поставки

Предварительно со всеми поставщиками заключается договор о поставках товара, в котором говариваются общие и специальные условия сотрудничества.

Неустойка бывает двух видов - штрафы и пени.

В большинстве случаев штраф устанавливается либо в виде процентов от цены договора, либо в виде фиксированной суммы, определяемой по соглашению сторон.

Размер пени зависит от того, насколько долго не выполнялись условия договора. Как правило, пени начисляются за каждый день просрочки в процентах к сумме обязательства (цене договора).

Размер неустойки (штрафа, пени) устанавливается соглашением сторон, а в некоторых случаях - законом. В этом случае независимо от того, предусмотрена неустойка соглашением сторон или нет, кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки.

Примером законной неустойки могут служить штрафные санкции, предусмотренные ст. 108 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ Так, если перевозчик задержал доставку продукции , то за каждые сутки просрочки он уплачивает получателю пени в размере 3% платы за перевозку, но не более чем сумма всей платы за перевозку.

Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает

Список использованной литературы

    Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, метрологии, сертификации»

    Лифиц И. М. «Стандартизация Метрология Сертификация» 2006

    Личко Н.М. «Стандартизация и сертификация продукции»

    Журнал «Методы оценки соответствия»

    Журнал «Сертификация»

    Журнал «Стандарты и качество»

    ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения»

    ГОСТ Р 51074-97 «ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ».

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. О техническом регулировании

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.

О техническом регулировании

2 ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения»